Работа на НОУ по теме: "Древние меры длины", для 5 класса
Вложение | Размер |
---|---|
nou_prezentatsiya_drevnie_mery_dliny_silkina.pptx | 137.32 КБ |
Слайд 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №172» Московского района города Нижнего Новгорода Научное общество учащихся Древние меры длины Выполнила : Силкина Екатерина ученица 5 «А» класса Руководитель: Кирпичёва Елена Евгеньевна Нижний Новгород 2024Слайд 2
Актуальность работы заключается в исследовании происхождения мер длины и выявлении соотношений между ними . Цель работы: на основе исследования происхождения русской системы мер длины, показать практическое ее применение на современном этапе, формировать интерес к математике, а также умений и качеств, необходимых современному человеку: умений работать с информацией, компьютером и навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества .
Слайд 3
Задачи: 1. Познакомиться древними мерами длины в различных источниках. 2. Выяснить соотношение древних и современных мер измерения. 3. Показать практическое применение мер длины.
Слайд 4
Как измеряли в древности Миля – путь в тысячу двойных шагов. Локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца. Сажень – равна расстоянию от подошвы до концов пальцев поднятой вверх руки. Ладонь – ширина кисти руки. Дюйм – длина сустава большого пальца . Фут – это средняя длина ступни человека . За основную в английском обиходе меру длины – ярд – указом короля Генриха 1 было определено расстояние от носа короля до конца среднего пальца вытянутой его руки. В настоящее время длина ярда примерно равна 0,91 метра.
Слайд 5
Древние меры длины С длиной пальца связана и другая старая русская мера длины – вершок. Говоря о вершке как о единице длины, имели в виду верх перста. Первоначально вершок определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 5 мм .
Слайд 6
Третьей единицей длины, родственной персту и вершку, так как также ведет происхождение от пальца, стал дюйм. Такое название закрепилось за меркой, первоначально равной длине фаланги большого пальца, примерно 2 см 5 мм. В наше время в дюймах измеряют самые разные величины: толщину досок и плитки, длину гвоздей и болтов, диаметр труб и некоторых деталей, размеры автомобильных шин и дисков и др.
Слайд 7
К наиболее древним рукотворным мерам относится пядь (или пядень). Малая пядь определялась расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев. Великая пядь равнялась расстоянию между концами большого пальца и мизинца. Наконец, добавив к малой пяди две длины сустава указательного (по некоторым источникам – среднего) пальца, можно было получить пядь с кувырком. Если оценить величину каждой меры в сантиметрах, то получится примерно 19 см, 23 см и 27 см.
Слайд 8
К старинным мерам длины, использовавшимся на Руси повсеместно, относился также локоть . Величина локтя определялась расстоянием от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46см и 38см .
Слайд 9
С конца XI в. локоть начал вытесняться более крупной единицей длины – аршином. Аршин равнялся длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца.
Слайд 10
Метрическая система мер Потребности практики заставили начать поиски единой системы мер. При этом было ясно, что надо отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела. И шаг у людей бывает разный, и длина ступни у них неодинакова, и пальцы у них разной ширины. Поэтому надо было искать новые единицы измерения в окружающей природе . Основная единица системы мер должна быть определена посредством материального эталона, который наиболее точно воспроизводит длину архивного метра. С этого момента метр и килограмм стали определяться как длина и вес международных эталонов .
Слайд 11
Опытно-экспериментальная работа Измеряемый Вершок Малая пядь Великая пядь Пядь с кувырком Локоть Большой локоть Аршин Мама 5,3 17 21 22 49 59 70 Папа 5,5 19 21 25 47 62 72 Бабушка 5 17 18 18,5 40 52 68 Дедушка 5,5 20 21 25 48 62 72 Учитель математики 5,5 19 21 24,5 48 62 72
Слайд 12
Для обоснования и дальнейшего анализа результата я начала работать над их статистической обработкой. Я узнала, что существует целая наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе – это статистика. Простейшими статистическими характеристиками являются: среднее арифметическое – частное от деления суммы чисел на их количество; мода – наиболее часто повторяющееся значение в ряду чисел; размах – разница между наименьшим и наибольшем значением в ряду чисел.
Слайд 13
Характеристика Вершок Малая пядь Великая пядь Пядь с кувырком Локоть Большой локоть Аршин Приблизительное значение величины 4,5 19 23 27 46 54 72 Среднее арифметическое 5,4 18,4 20,4 23 46,4 59,4 70,8 Мода 5,5 17 21 25 48 62 72 Размах 0,5 3 3 6,5 9 10 4
Слайд 14
После статистической обработки результатов исследования я сравнила результаты с данными теории и получила расхождения в измерениях. Используя полученные знания о старинных мерах длины, я решила провести анкетирование населения по трем вопросам: -К какой возрастной группе Вы себя относите? -Какие современные меры длины Вы знаете? -Какие старинные русские меры длины Вы знаете?
Слайд 16
Сравнение популярности современных и старинных русских мер длины
Слайд 17
№ Фамилии уч-ся см сажень аршин 1 Баканов Павел 124 0,66 1,7 2 Асямолова Валерия 128 0,6 1,7 3 Безруков Иван 130 0,7 1,8 4 Бесчастная Яна 124 0,6 1,7 5 Боровков Илья 126 0,6 1,7 6 Бондаренко Софья 130,5 0,7 1,8 7 Глотова Надежда 120 0,6 1,6 8 Гришин Сергей 124 0,6 1,7 9 Железнова Милана 121 0,6 1,7 10 Жемчугов Станислав 113 0,6 1,5 11 Ермакова Мария 127 0,6 1,7 12 Кокин Никита 132 0,7 1,8 13 Кочеткова Анастасия 135 0,8 1,8 14 Ли Андрей 127 0,6 1,7 15 Малышев Артем 123 0,6 1,7 16 Михайловичев Ярослав 129 0,7 1,8 17 Малыгина София 134,5 0,7 1,8 18 Потемкин Владимир 131 0,7 1,8 19 Сергиевский Клим 135 0,7 1,8 20 Фокин Егор 133 0,7 1,8 21 Сорокин Алексей 128 0,6 1,7 22 Сухарев Евгений 129 0,7 1,8 23 Филиппова Мария 136 0,8 1,9 24 Селезнева Алиса 129 0,7 1,8 25 Тумасова Василиса 134,5 0,7 1,8 1 «А» класс
Слайд 18
№ Фамилии уч-ся см сажень аршин 1 Баканов Павел 145 0,79 2,03 2 Асямолова Валерия 153 0,83 2,15 3 Безруков Иван 146,5 0,8 2,05 4 Бесчастная Яна 156 0,85 2,19 5 Боровков Илья 151 0,82 2,12 6 Бондаренко Софья 158,5 0,86 2,22 7 Глотова Надежда 146 0,8 2,05 8 Гришин Сергей 145,5 0,79 2,04 9 Железнова Милана 143,5 0,78 2,01 10 Жемчугов Станислав 146 0,79 2,05 11 Ермакова Мария 147 0,8 2,06 12 Кокин Никита 155 0,84 2,17 13 Кочеткова Анастасия 148 0,8 2,08 14 Ли Андрей 147 0,8 2,06 15 Малышев Артем 142 0,77 1,99 16 Михайловичев Ярослав 151,5 0,82 2,13 17 Малыгина София 162 0,88 2,27 18 Потемкин Владимир 152 0,83 2,13 19 Сергиевский Клим 161 0,88 2,26 20 Фокин Егор 156,5 0,85 2,2 21 Сорокин Алексей 146 0,79 2,05 22 Сухарев Евгений 150 0,82 2,1 23 Филиппова Мария 158 0,86 2,22 24 Селезнева Алиса 149 0,81 2,09 25 Тумасова Василиса 149 0,81 2,09 5 «А» класс
Слайд 19
С равнительный анализ изменения роста учащихся нашего класса Средний рост учащихся 1 «а» класса см сажень аршин 128,14 0,63 1,67 Средний рост учащихся 5 «а» класса см сажень аршин 155,9 0,88 2,44 Учащиеся моего класса за 4 года выросли на см сажень аршин 27,76 0,25 0,77
Слайд 20
Заключение В своей работе я: -установила опытным путем длины старинных русских мер: вершок, пядь, локоть, аршин; -провела сравнительный анализ изменения роста учащихся нашего класса при поступлении в первый класс и рост детей на данный момент времени; -выразила его в сантиметрах, саженях, аршинах; В результате пришла к следующим выводам: -для измерения длин можно использовать различные единицы измерения длины; - доказано , что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую -метрическую систему мер, а следовательно, становится понятной для любого человека. Моя работа актуальна и интересна потому, что заставляет учащихся не только обратиться к истории языка и освоить простейшие навыки экспериментальной работы, но и использовать полученные знания при изучении других предметов.
Зимняя сказка
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Солдатская шинель
Вокруг света за 80 дней
Круговорот воды в пакете