Качественное развитие российской математики началось только в период реформ Петра Первого. По мнению Петра, то образование, которое получал народ преобладающе из церковных школ – имело недостаточный уровень для нужд Отечества. При Петре 1 было открыто множество школ, а также научных академий. И то образование, которое получали обучающиеся в академии, они использовали на практике.
Вложение | Размер |
---|---|
matematiki-veka.ppt | 2.74 МБ |
Слайд 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 183» Математическое образование в петровскую эпоху Работу выполнили: ученики 10а класса Баратов Александр Игнатущенко Александр Лыгин Михаил 2019 г.Слайд 2
Актуальность темы Старинные задачи необычны для современного ученика и поэтому позволяют развивать сообразительность, кругозор и умение решать неординарные задания, мотивируют учащегося на изучение математики и истории.
Слайд 3
Цели проекта: Изучение истории развития математического образования в эпоху Петра I ; Изучение старинных задач, методов их решения; Создание интернет-ресурса для популяризации старинных задач и развития познавательной активности в области истории. 25.11.24
Слайд 4
Задачи проекта: изучить библиографические источники по данной теме; познакомить с историей возникновения и развития математического образования в России; найти старинные задачи и систематизировать их; исследовать найденные задачи и найти рациональные способы их решения; поместить полученную информацию в виде сайта.
Слайд 5
«Математика является самой древней из наук, вместе с тем остается вечно молодой. Математика есть царица наук, а арифметика есть царица математики» Карл Гаусс (1777 – 1854) Современная математика по-прежнему является важнейшим инструментом для естественных наук.
Слайд 6
Основополагающий вопрос: Нужна ли математика человеку?
Слайд 7
Опрос среди школьников: Мы опросили 158 учащихся нашей школы. На вопрос «Нужна ли математика человеку?» ответили «ДА» 143 учащихся, ответили «НЕТ» - 8 учащихся. 7 человек не готовы ответить на этот вопрос. Результат виден на диаграмме: Нужна ли математика человеку?
Слайд 10
Появление математической школы в России 14 января 1701 г. Петром I издан указ об учреждении первого русского государственного светского учебного заведения, которым стала знаменитая московская математико-навигацкая школа. В 2017 году математическому образованию России исполнилось 316 лет Приступив к грандиозным преобразованиям государства Российского, Петр I столкнулся с одним из самых существенных препятствий – отсутствием профессионально подготовленных и просто грамотных людей, которые могли бы воплотить его планы в жизнь .
Слайд 11
Первая школа Первая русская математическая школа обосновалась «в старой Сухаревой башне, немного высоко и далеко от моря…». Так поэтически отозвался в своих воспоминаниях обучавшийся в математико-навигацкой школе Василий Яковлевич Чичагов, впоследствии известный боевой адмирал, одержавший блестящую морскую победу над шведами в 1789 г. Сухарева башня приобрела широчайшую известность, стала имением нарицательным: в первой четверти XVIII в. она считалась средоточием математики и вообще учености.
Слайд 12
Роль математики в развитии России в XVIII веке В начале XVIII в. под прямым патронажем Петра I созданы математико-навигацкая, инженерная, артиллерийская школы, горные училища. Этот обстоятельство сыграло решающую роль в истории отечественного математического образования, так как в основу создаваемой системы Петр I положил изучение математики, совершенно объективно оценивая ее роль в военно-техническом обучении.
Слайд 13
Цифирные школы 1727 г. учащихся в цифирных школах. 1727 г. вышедшие из цифирных школ. Из духовного звания………………931, или 45 %. Солдатских детей…………………..402, или 20 %. Приказных…………………………...372, или 18 %. Посадских……………………………93, или 4,5 %. Дворян и детей боярских…………53, или 2,5 % Выбыли посадские и духовные………………572 (37 %). Бежали, отпущены в дома и не явились…...322 (20,8 %). Выучено и отпущено…………………………..302 (19,9 %). Безграмотных, неспособных и идиотов………233 (15 %). Взяты в разные должности……………………..93 (6 %). Состав учащихся этих школ также определялся указом и предполагался достаточно разнородным – в них могли учиться представители всех слоев населения, кроме крепостных крестьян. Обучение было бесплатным, но по его окончанию, при выдаче свидетельств, учитель имел право брать по рублю за каждого ученика. Без такого свидетельства нельзя было жениться.
Слайд 14
Морская академия В 1715 г. навигаторские классы школы были переведены в Санкт-Петербург, и на их базе создана Морская академия , которой было поручено готовить специалистов для флота: Россия к тому времени стала крупнейшей морской державой . В 1752 г. петербургская Морская академия была преобразована в Морской кадетский корпус для детей дворян.
Слайд 15
Математико–навигацкие школы Математико-навигатская школа предназначалась для обучения детей дворян и чиновников, т. е была в некотором роде элитарной школой для обучения русских юношей «добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением». Математико-навигацкая школа разделялась три уровня на «русскую школу», в которой учили грамоте; «цифирную школу», в которой обучали арифметике, и «высшие классы», где изучались геометрия, тригонометрия, география и навигация.
Слайд 16
Помощь иностранных профессоров в математическом образовании Эндрью Фарварсон Леонтий Филиппович Магницкий Стефан Гвин
Слайд 17
Магницкий Леонтий Филиппович (при рождении Телятин; 9 (19) июня 1669, Осташков — 19 (30) октября 1739, Москва) — русский математик, педагог. Преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701 по 1739), автор первой в России учебной энциклопедии по математике. Родился в Осташковской патриаршей слободе. Сын крестьянина Филиппа Телятина. С юных лет Леонтий работает с отцом на пашне, сам учился чтению и письму, был страстным охотником читать и разбирать мудрёное и трудное. Возможно, что он был родным племянником архимандрита Нектария, устроителя Ниловой пустоши близ Осташкова Тверской губернии и потому имел доступ к церковным книгам.
Слайд 18
1685—1694 гг. - учится в Славяно-греко-латинской академии. Математика там не преподавалась, что говорит о том, что свои математические познания, он приобрёл путем самостоятельного изучения рукописей как русских, так и иностранных. Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих, при встрече произвёл на царя Петра I очень сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Пётр I жаловал ему фамилию Магницкий, «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя». В 1694—1701 гг. Магницкий живёт в Москве, обучает детей в частных домах и занимается самообразованием. В 1701 по распоряжению Петра I был назначен преподавателем математико-навигацкой школы .
Слайд 19
1703 составил первую в России учебную энциклопедию по математике под заглавием «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена» тираж 2400 экземпляров. Как учебник эта книга более полувека употреблялась в школах благодаря научно-методическим и литературным достоинствам.
Слайд 20
М.В. Ломоносов назвал «Арифметику» Магницкого «вратами учености».
Слайд 21
Задача №4 из "Арифметики" Магницкого В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса? Поскольку за 8 часов 6 человек выпивают бочонок кваса, то за один час такой же бочонок кваса выпьют 48 человек, а тогда за 3 часа этот бочонок кваса выпьют 16 человек . Ответ
Слайд 22
Задача №3 из "Арифметики" Магницкого: Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а со женою выпьет ту же кадь в 10 дней, и ведательно есть, в колико дней жена его особо выпьет ту же кадь. 1/14 + 1/x = 1/10, 1/x = 1/10 - 1/14 = 4/140 = 1/35, В 35 дней. Ответ
Слайд 23
Задача №2 из "Арифметики" Магницкого: Купил некто трёх сукон 106 аршин; единого взял 12-ю больше перед другим, а другого 9-ю больше перед третьим, и ведательно есть, колико коего сукна взято было. I - 46 1/3 аршина, II - 34 1/3 аршина, III - 25 1/3 аршина. Ответ
Слайд 24
В некоей единой мельнице были трои жерновы, и едины жерновы в сутки могут смолоти 60 четвертей, а другие в толикое же время могут смолоти 54 четверти, третьи же в толикое же время могут смолоти 48 четвертей, и некий человек даде жита 81 четверть, желал в скорости оно смолоти, и насыпа на все три жерновы, и ведательно есть, в колико часов оножито смолотися и колико на всякие жерновы достоит мельнику насыпати. За 12 часов; на I жернов - 30 четвертей, на II-ой - 27 четвертей и на III-ий - 24 четверти Задача №1 из "Арифметики" Магницкого: Ответ
Слайд 25
Выводы: Правительство Петра I проводит многочисленные просветительские реформы при самом активном и деятельном участии самого царя, в результате которых организуются светские государственные учебные заведения. В течение длительного времени Петр I вел разнообразную деятельность по созданию материальной базы и всего необходимого для организации Академии наук, ее открытие состоялось уже после смерти царя в 1725г. Петровские школы и Академия наук положили начало формированию в России людей, профессией которых стал умственный труд, культурная, просветительская и научная деятельность.
Что общего у травы и собаки?
Ералаш
По морям вокруг Земли
Рисуем "Ночь в лесу"
Красочные картины Джастина Геффри