Ученицы 7 класса совместно с педагогом разработали проект под названием «Никольская церковь в Ковде». Работа была выполнена в рамках методической темы. Цель проекта — продемонстрировать историческую ценность церкви как памятника деревянного зодчества.
Проект был представлен на финале областного конкурса «Исследователь Мурмана» и занял третье призовое место.
Вложение | Размер |
---|---|
nikolskaya_tserkov.pptx | 1.39 МБ |
balabas_k._i_kvan_e._issledovatel_murmana.pdf | 416.68 КБ |
proekt_nikolskaya_tserkov.docx | 45.42 КБ |
Слайд 1
Проектная работа «Никольская церковь в Ковде» Этот дом - не просто дом. Над водою – синий воздух, Хороводом – к дому дом. Привела дорога в Ковду, Видишь – церковь за мостом. Как же здесь не помолиться! Лишь переступи порог – И – рука ко лбу стремится, И к тебе снисходит Бог. Николай КолычевСлайд 2
Проблема проекта Деревянное зодчество – одно из самых ярких и самобытных проявлений русской культуры. Наиболее значимую и ценную ее часть составляют храмы XVII, XVIII и XIX веков. Сейчас, когда сельское хозяйство и промышленность в малых городах и поселениях Севера находится в упадке или слабо развита, именно объекты культурного наследия становятся тем, что привлекает сюда людей, определяет облик поселения, становится его символом. Здания деревянной архитектуры, представляют собой «хрупкие» объекты историко-культурного наследия нашей страны. Пока еще в каждом поселении есть объекты деревянного зодчества. Но к большому сожалению количество их постоянно уменьшается. По данным ВООПИиК , за последние 10 лет в Российской Федерации погибло более 2,5 тысяч памятников, а ежегодные утраты составляют порядка 150-200 памятников. Сохранение русской деревянного зодчества – важнейшая архитектурная задача на сегодняшний день. Каждый сохранившейся пример такой архитектуры совершенно уникален и бесценен, ибо непрерывная культурная традиция строительства деревянных церквей, часовен и колоколен на Руси утрачена.
Слайд 3
Актуальность проекта вызвана Острой необходимостью сохранения деревянных церквей как объектов культурного наследия; возрождением связи времён и как следствие — духовного возрождения общества; большой значимостью Церкви, как хранительницы нравственных ценностей, патриотических чувств; интересом к познанию исторического прошлого своего родного края;
Слайд 4
Цель проекта показать историческую значимость церкви как памятника деревянного зодчества.
Слайд 5
Задачи проекта Задачи проекта: -Изучить историческое прошлое Никольской церкви; -Ознакомиться с внешним и внутренним строением Никольской церкви, её реставрацией; -Сформировать у людей представление о ценности церкви как архитектурного памятника деревянного зодчества, развивать у них интерес к знаниям о церквях; -Провести исследование внешнего и внутреннего устройства Никольской церкви в Ковде, выполнить творческую работу по созданию презентации, в дальнейшем изготовить макет Никольской церкви в её первозданном виде. Объект исследования: Никольская церковь в Ковде как уникальный пример северной архитектуры. Предмет исследования: внешнее и внутреннее устройство церкви, возможность её сохранения. Методы исследования: экскурсия, беседа с местными жителями, опрос, изучение литературных источников, газет, статей в сети интернет, обобщение и анализ.
Слайд 6
Гипотеза проекта Никольская церковь – исторический памятник деревянного зодчества. Но, к сожалению, реставраторам не удалось сохранить всю уникальность Никольской церкви. Именно поэтому очень важно уберечь о оставить в памяти первозданный вид Никольской церкви.
Слайд 7
Строение и история Никольской церкви Нико́льская це́рковь , или це́рковь Никола́я Чудотво́рца , — церковь XVIII века в селе Ковда на юге Мурманской области, примечательный памятник деревянного зодчества. Комплекс состоит из самой церкви, небольшой колокольни и бревенчатой ограды. Единственный памятник такого типа на территории Мурманской области. Относится к клетскому типу храмов. Имеет двухъярусную двускатную кровлю, увенчанную объёмной главой на массивном барабане. Построена на месте Никольского храма, возведённого здесь не позднее XV века. Прежний храм был сожжен во время набега шведских отрядов на Поморье в 1589 – 1590 годах. Высота церкви — 14,3 м, здание образовано из алтаря, самой церкви, трапезной и притвора. Вся, кроме срубленной из толстых брёвен трапезной, построена из тонкого леса. Рядом с церковью находится небольшая колокольня начала XVIII века. Это единственный в своем роде памятник, сохранившийся не только в Мурманской области, но и во всем Карельском Поморье.
Слайд 8
Строение и история Никольской церкви Церковь посвящена особо почитаемому на Кольском Севере святому – Николаю Мирликийскому – покровителю мореходов, зверобоев, рыбаков. Терпящие бедствие непременно обращались за помощью к Святителю Николаю.
Слайд 9
Колокольня Никольской церкви Колокольня Никольской церкви признана объектом культурного наследия и теперь находятся под государственной охраной.
Слайд 10
Ангелы из подземелья Имеет Никольская церковь и свою тайну. В конце 80-х начале 90-х годов во время проведения реставрационных работ под фундаментом церковной печи рабочие обнаружили детское захоронение – около 30 гробов. Экспертиза показала – каждому из погребенных не было и трех лет от роду. Младенцы были захоронены в выдолбленных колодах и обернуты в берестяные саваны. Получается, что веками церковная служба проходила на костях. Версии ученых – от старообрядческого захоронения до попытки остановить, таким образом, эпидемию, которая унесла всех детей. Известно только, что с середины 18 века – такие погребальные обряды прекращаются."
Слайд 11
Реставрация Никольской церкви Была закрыта в 1960 году, в 1991 году передана управлению культуры Мурманской области и находится на реставрации. В середине 1990-х годов была отреставрирована колокольня, причём внешний вид её был немного изменён. В 2003 году начался новый этап реставрации церкви, были укреплены стены, под основание подвели четыре окладных венца. После небольшой, вызванной недостаточным финансированием паузы были восстановлены перекрытия церкви, барабан, кровля и крыльцо XIX век. до после
Слайд 12
7 Чудес на краю света В 2009 году региональным телевидением Мурманской области ТВ-21 был проведён конкурс «7 Чудес на краю света», в ходе которого по результатам голосования на сайте ТВ-21 было выбрано 7 главных достопримечательностей региона. В семёрку победителей вошла и Никольская церковь.
Слайд 13
Иконы из Свято-Никольской церкви 17 сентября 2021 года в Мурманском областном художественном музее стартовал художественно-культурологический проект "Иконы из Свято-Никольской церкви села Ковда". Удивительно простое и в то же время утонченное письмо икон. Некоторые из них датированы 16-м веком! Каким-то чудом они были сохранены и дают возможность нам сейчас любоваться и чувствовать их тепло, и возможность общения и гордости нашими предками.
Слайд 14
Выводы Работая над проектом, мы пришли к следующим выводам: - Никольская церковь – значимый исторический памятник деревянного зодчества, а сохранение её первозданного вида, до реставрации - важнейшая задача на сегодняшний день; -Русское деревянное зодчество — явление исключительное и требующее сохранения; -Деревянные Церкви – величайшие памятники архитектуры деревянного зодчества и культурное наследие нашей страны; -Важно понимать значимость объектов деревянного зодчества, как величайшей духовной, архитектурной и культурной ценности, в которой хранятся истоки русских традиций и духовности; -Пример одного исторического архитектурного памятника Русского Севера доказывает необходимость дальнейшего углубленного изучения и других церквей беломорского побережья.; В дальнейшем мы планируем развивать наш проект. А именно, в ближайшее время мы планируем изготовить макет Никольской церкви для сохранения в памяти людей её первозданного вида как уникального памятника архитектуры деревянного зодчества.
Слайд 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Вахрамеев Е. В . Концепция реставрации архитектурного комплекса в поморском селе Ковда // Народное зодчество. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ , 1998. С. 263–264. Горяйнова , Т. А. К вопросу сохранения объектов деревянного зодчества / Т. А. Горяйнова . — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 118-119. — URL: https://moluch.ru/archive/155/44127/ Давыдова А. С. Особенности северного храмостроения на примере Мурманской области // Труды Кольского Ополовников А. В. Реставрация памятников народного зодчества. — М., 1998; Вахрамеев Е. В. Концепция реставрации архитектурного комплекса в поморском селе Ковда / Народное зодчество: Межвузовский сборник. — Петрозаводск, 1998; Сидорин В. Есть в Ковде храм // Полярная правда, 1993. 17 сентября; Ушаков И. Храмы Кольского Севера // Мурманский вестник. 1995. 15 ноября; Брицкая Т. Ампутация … на глазок? // Мурманский вестник. 2012. 8 августа. Яргина , З. Н. О сохранении памятников деревянной архитектуры / З. Н. Яргина , С. В. Яргин . — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 599-603. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6696/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Никольская_церковь_(Ковда) https://www.culture.ru/objects/1253/khram-nikolaya-chudotvorca-v-kovde-murmanskoi-oblasti http://lexicon.dobrohot.org/index.php/НИКОЛЬСКАЯ_церковь_в_Ковде
Государственное областное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Зеленоборская санаторная школа-интернат»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КОВДЕ»
ГП ЗЕЛЕНОБОРСКИЙ
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3
2. СТРОЕНИЕ И ИСТОРИЯ НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ…………………..6
3. РЕСТАВРАЦИЯ НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ……………………………...9
4. ОПРОС УЧАЩИХСЯ И МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА КОВДА....…11
5.ВЫВОД………………………………………………………………..……….12
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..………………14
7. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………...…………15
ВВЕДЕНИЕ
Этот дом - не просто дом.
Над водою – синий воздух,
Хороводом – к дому дом.
Привела дорога в Ковду,
Видишь – церковь за мостом.
Как же здесь не помолиться!
Лишь переступи порог –
И – рука ко лбу стремится,
И к тебе снисходит Бог.
Николай Колычев
Деревянное зодчество – одно из самых ярких и самобытных проявлений русской культуры. Наиболее значимую и ценную ее часть составляют храмы XVII, XVIII и XIX веков. Сейчас, когда сельское хозяйство и промышленность в малых городах и поселениях Севера находится в упадке или слабо развита, именно объекты культурного наследия становятся тем, что привлекает сюда людей, определяет облик поселения, становится его символом.
Здания деревянной архитектуры, представляют собой «хрупкие» объекты историко-культурного наследия нашей страны. Пока еще в каждом поселении есть объекты деревянного зодчества. Но, к большому сожалению, количество их постоянно уменьшается. По данным ВООПИиК, за последние 10 лет в Российской Федерации погибло более 2,5 тысяч памятников, а ежегодные утраты составляют порядка 150-200 памятников.
Сохранение памятников русской деревянного зодчества – важнейшая архитектурная задача на сегодняшний день.
Каждый сохранившейся пример такой архитектуры совершенно уникален и бесценен, ибо непрерывная культурная традиция строительства деревянных церквей, часовен и колоколен на Руси утрачена.
Актуальность проекта вызвана:
-Острой необходимостью сохранения деревянных церквей как объектов культурного наследия;
-возрождением связи времён и как следствие — духовного возрождения общества;
-большой значимостью Церкви, как хранительницы нравственных ценностей, патриотических чувств;
- интересом к познанию исторического прошлого своего родного края.
Цель проекта: показать историческую значимость церкви как памятника деревянного зодчества.
Задачи проекта:
-Изучить историческое прошлое Никольской церкви;
-Ознакомиться с внешним и внутренним строением Никольской церкви, её реставрацией;
-Сформировать у людей представление о ценности церкви как архитектурного памятника деревянного зодчества, развивать у них интерес к знаниям о церквях;
-Провести исследование внешнего и внутреннего устройства Никольской церкви в Ковде, выполнить творческую работу по созданию презентации, в дальнейшем изготовить макет Никольской церкви в её первозданном виде.
Объект исследования: Никольская церковь в Ковде уникальный пример северной архитектуры.
Предмет исследования: внешнее и внутреннее устройство церкви, возможность её сохранения.
Методы исследования: экскурсия, беседа с местными жителями, изучение литературных источников, газет, статей в сети интернет, опрос, обобщение и анализ.
Гипотеза проекта: Здания деревянной архитектуры представляют собой «хрупкие» объекты историко-культурного наследия нашей страны. Пока еще в каждом поселении есть объекты деревянного зодчества. Но, к большому сожалению, количество их постоянно уменьшается.
Никольская церковь – исторический памятник деревянного зодчества. Но, к сожалению, реставраторам не удалось сохранить всю уникальность Никольской церкви. Именно поэтому очень важно уберечь и оставить в памяти первозданный вид Никольской церкви.
Достижения древнерусского деревянного зодчества заслуживают нашего особого рассмотрения. Крестьяне вынуждены были обходиться деревом и научились с ним прекрасно работать. В народе сложено немало легенд о плотниках, строивших дома и храмы без единого гвоздя и с помощью одного топора. Высоко над кровлями крестьянских изб, среди лесов возвышались деревянные церкви. Они служили главным местом общественной и духовной жизни. Здесь собирались для решения насущных вопросов, хранили общую казну, устраивали богослужения и народные празднества. Время и пожары не пощадили многие памятники деревянной архитектуры, но и то, что осталось, особенно в северных землях, вызывает восхищение.
Ковда является одним из старейших поселений на территории современной Мурманской области. По утверждению историка-североведа И. Ф. Ушакова, первые упоминания о поморском селе Ковда относятся к 1542 году По мнению историка архитектуры Ю. С. Ушакова, Ковдский погост не мог быть построен ранее 1526 года, когда, «согласно летописям была крещена “дикая лопь”, населявшая окрестности». Последующие упоминания о Ковде относятся к концу XVI века, когда в 1589 году, согласно соловецкой летописи, село подверглось нападению шведского отряда в 700 человек. К этому же событию относится и первое упоминание о церкви в с. Ковда: «Церковь и дворы пожгли и людей побили» По мнению И. Ф. Ушакова, ранее в Ковде располагалась «шатровая» церковь. Он приводит цитату из описи 1611 года о том, что в селе имелась «церковь теплая Николы чудотворца, деревянная, верх шатровый... строения волостных людей». Современное же здание Никольской церкви принадлежит к так называемому клетскому типу – более древнему и простому типу культовых сооружений.[1]
На сегодняшний день общепринятой датой постройки церкви считается 1705 год. Именно эта дата на протяжении более 150 лет встречается во всех официальных документах. К примеру, в клировой ведомости о Никольской церкви Архангельской епархии Кольского уезда Ковдского прихода за 1896 можем обнаружить эту дату: «Начало построения церкви относится к 1705 году». То же сообщает священник Евлогий Шангин в рапорте в Архангельскую Духовную консисторию в 1904 году: «Церковь в настоящее время очень ветха, начало построения её относится к 1705 году». В ведомости за 1904 год эта дата подтверждается – 1705 год.
Однако в документах, относящихся, по крайней мере, к 1835 году и ранее, мы встречаем дату, которая ранее также упоминалась в исследованиях И. Н. Шургина, – 7105 год. Например, архивная справка, полученная из Государственного архива Архангельской области, содержит следующее упоминание от 18 сентября 1833 года: «…в Ковдском селении Кольского уезда церковь во имя Святителя Николая существует с 1705 года». Изначально это дата была воспринята в качестве тривиальной ошибки, допущенной из-за сходства в написании с официальной датой «1705». Но в ходе изучения сохранившихся клировых ведомостей Кандалакшского прихода было выявлено, что вплоть до 1835 года упоминается именно эта дата. К примеру, клировые ведомости Кандалакшского прихода за 1829 год содержат следующую запись: «... церковь построена в 7105 году тщанием кого или о том неизвестно». По современному летоисчислению 7105 год соответствует 1597 году. В одной из клировых ведомостей Кандалакшского прихода дата «7105» также дублируется датой «1597». [2]
Современный комплекс церкви состоит из самой церкви, небольшой колокольни и бревенчатой ограды. Единственный памятник такого типа на территории Мурманской области. Относится к клетскому типу храмов. Имеет двухъярусную двускатную кровлю, увенчанную объёмной главой на массивном барабане. Построена на месте Никольского храма, возведённого здесь не позднее XV века. Высота церкви — 14,3 м, здание образовано из алтаря, самой церкви, трапезной и притвора. Вся, кроме срубленной из толстых брёвен трапезной, построена из тонкого леса. Рядом с церковью находится небольшая колокольня начала XVIII века. Это единственный в своем роде памятник, сохранившийся не только в Мурманской области, но и во всем Карельском Поморье.[3]
Церковь посвящена особо почитаемому на Кольском Севере святому – Николаю Мирликийскому – покровителю мореходов, зверобоев, рыбаков. Терпящие бедствие непременно обращались за помощью к Святителю Николаю.
Колокольня Никольской церкви признана объектом культурного наследия и теперь находятся под государственной охраной.
Имеет Никольская церковь и свою тайну. В конце 80-х начале 90-х годов во время проведения реставрационных работ под фундаментом церковной печи рабочие обнаружили детское захоронение – около 30 гробов. Экспертиза показала – каждому из погребенных не было и трех лет от роду. Младенцы были захоронены в выдолбленных колодах и обернуты в берестяные саваны. Получается, что веками церковная служба проходила на костях. Версии ученых – от старообрядческого захоронения до попытки остановить, таким образом, эпидемию, которая унесла всех детей. Известно только, что с середины 18 века – такие погребальные обряды прекращаются.[4]
Многочисленные попытки ее реставрации предпринимаются с начала 1990-х годов. Не все из них можно считать успешными. Так, о первой из них пишет реставратор Е. В. Вахрамеев: «Пренебрежение историческими слагаемыми облика памятника, выраженными в деталях звонницы и шатра, привело к его искажению, созданию малозначительного, безликого образа».Очень содержательными представляются публикации биолога Е. И. Кудрявцевой, посвященные ковдской церкви. В частности, в статье «Как “реставрировали” ковдскую церковь» она подробно описывает последствия деятельности первых реставраторов. Ее статья интересна еще и тем, что акцентирует внимание на природных особенностях, игнорирование которых в значительной степени оказало пагубное влияние на состояние архитектурного ансамбля Никольской церкви на начальных этапах реставрации. Печальные результаты работы реставраторов представлены в письме протоиерея Георгия Козака и верующих села Ковда к Патриарху Алексию IIот 15 августа 1991 года: «Снята и уничтожена обшивка прошлого века, уничтожено крыльцо, пущен на строительство сарая и тем погублен прекрасно сохранившийся пол 1825 года, при строительстве лесов безжалостно разрублены доски пола колокольни. Привезенные для реставрации бревна поражены грибом и годятся только на дрова». Выявляется халатное отношение к охране внутреннего убранства храма как вовремя проведения реставрации, так и ранее. По словам В. И. Коневой, некоторые ценные элементы убранства церкви и иконы были бесследно утрачены. [5]
Подлинный шатер колокольни был двойным. Это уникальная конструкция, нигде более не встречающаяся или нигде не сохранившаяся. Внутренний шатер был вставлен во внешний, образуя резонатор, усиливающий звук колокола. Шатры эти были связаны между собой довольно хитроумной обвязкой. Именно ее реставраторам пришлось распиливать. Восстановить ее они не сумели.[6]
В 2003 году начался новый этап реставрации церкви, были укреплены стены, под основание подвели четыре окладных венца. После небольшой, вызванной недостаточным финансированием паузы были восстановлены перекрытия церкви, барабан, кровля и крыльцо XIX века.
В ходе исследования нами также был проведен опрос учащихся 5-9 классов ГОБООУ ЗСШИ, которые побывали на экскурсии в селе Ковда, и местных жителей села Ковда. (Приложение 1) Респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы:
Всего нами было опрошено 43 человека, на первые 3 вопроса и 5 вопрос 100 процентов опрошенных ответили положительно. На четвёртый вопрос лишь один человек ответит отрицательно, остальные 98 процентов опрошенных согласились с нашим утверждением. Таким образом, опрос учащихся и местных жителей села Ковда еще раз доказал правильность и достоверность нашей гипотезы.
ВЫВОДЫ
В 2009 году региональным телевидением Мурманской области ТВ-21 был проведён конкурс «7 Чудес на краю света», в ходе которого по результатам голосования на сайте ТВ-21 было выбрано 7 главных достопримечательностей региона. В семёрку победителей вошла и Никольская церковь.
17 сентября 2021 года в Мурманском областном художественном музее стартовал художественно-культурологический проект "Иконы из Свято-Никольской церкви села Ковда".
Удивительно простое и в то же время утонченное письмо икон. Некоторые из них датированы 16-м веком! Каким-то чудом они были сохранены и дают возможность нам сейчас любоваться и чувствовать их тепло, и возможность общения и гордости нашими предками.
Работая над проектом, мы пришли к следующим выводам:
- Никольская церковь – значимый исторический памятник деревянного зодчества, а сохранение её первозданного вида, до реставрации - важнейшая задача на сегодняшний день.
-Русское деревянное зодчество — явление исключительное и требующее сохранения;
-Деревянные Церкви – величайшие памятники архитектуры деревянного зодчества и культурное наследие нашей страны;
-Важно понимать значимость объектов деревянного зодчества, как величайшей духовной, архитектурной и культурной ценности, в которой хранятся истоки русских традиций и духовности;
-Пример одного исторического архитектурного памятника Русского Севера доказывает необходимость дальнейшего углубленного изучения и других церквей беломорского побережья.
В дальнейшем мы планируем развивать наш проект. А именно, в ближайшее время мы планируем изготовить макет Никольской церкви для сохранения в памяти людей её первозданного вида как уникального памятника архитектуры деревянного зодчества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
http://kolanord.ru/html_public/periodika/Trudy-KNC/2010/Trudy_KNC_Vyp2_2010_N2_Gum_issled_vyp1/160/
(дата обращения: 17.03.2023)
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Никольская_церковь_(Ковда) (дата обращения: 17.03.2023).
URL: https://moluch.ru/archive/52/6696/ (дата обращения: 23.02.23)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Опрос учащихся и жителей села Ковда»
Вопрос | Учащиеся ГОБООУ ЗСШИ 5-9 классы | Жители села Ковда | ||||
Кол-во респондентов | Да | Нет | Кол-во респондентов | Да | Нет | |
Как вы думаете, памятники деревянного зодчества – это архитектурная ценность русского севера? | 31 | 31 | 0 | 12 | 12 | 0 |
Надо ли сохранять восстанавливать эти памятники деревянного зодчества? | 31 | 31 | 0 | 12 | 12 | 0 |
Согласны ли вы с мнением, что Никольская церковь – уникальный памятник деревянного зодчества? | 31 | 31 | 0 | 12 | 12 | 0 |
Считаете ли вы, что Никольская церковь была более уникальна и красива до реставрации? | 31 | 30 | 1 | 12 | 12 | 0 |
Хотели ли бы видеть Никольскую церковь в первозданном виде, до реставрации? | 31 | 30 | 1 | 12 | 12 | 0 |
[1] Обухов Я. В. Никольская церковь села Ковда: к проблеме белых пятен в истории памятников деревянного зодчества русского севера // учёные записки петрозаводского государственного университета. — 2016. — № 3 (156). — С. 59
[2] Там же.
[3] Википедия, свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Никольская_церковь_(Ковда)
[4] Андреев Сергей Судьба главных храмов Мурманской области // Комсомольская правда. — URL: https://www.murmansk.kp.ru/daily/24422.3/592076/
[5] Обухов Я. В. Личный архив как важнейший источник исторических данных. История Никольской церкви по данным личного архива В.И. Коневой // Труды КНЦ вып. 33 (гуманитарные исследования вып. 7/2015(33)) — 2015. — № 7 (33). — С. 187
[6] Лекция 9. Клетские храмы (часть вторая) [Электронный ресурс] . — URL: https://sobory.ru/lib/wooden-architecture-lectures/Лекция%209.%20Клетские%20храмы%20(часть%20вторая).pdf
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Отчего синичка развеселилась
Извержение вулкана
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Сказка "12 месяцев". История и современность