Индивидуальный итоговый проект в 9 классе
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_tsveta_na_sostoyanie_zdorovya_cheloveka.docx | 186.51 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 33»
Учебно-исследовательский проект
на тему: «Цвет и его влияние на человека»
Автор проекта:
ученица 9 «Е» класса,
Дык Марьяна Алексеевна
Руководитель проекта:
учитель биологии и химии,
Свиридова Анастасия Викторовна
Смоленск
2022 год
Оглавление
Введение3
1.Теоретическая часть 5
1.1. Историческая справка о появлении цвета и его исследования5
1.2. Опыт Ньютона5
1.3. Открытие Гёте6
1.4. Цвет и его характеристика 7
1.5. Психология восприятия цвета 8
2. Практическая часть 10
2.1. Анкетирование10
2.2. Анализ результатов анкетирования 10
2.3. Эксперимент и интерпретация результатов16
Заключение18
Список литературы20
Приложение 1 21
Приложение 2 22
Введение
Мы живём в плену цветов. Наши мысли, наши эмоции – всё имеет свой цвет. Достаточно вспомнить такие выражения, как «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», мы не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека со способным выразить их цветом.
Цвета окружают нас всё время. Мир состоит из множества красок, без которых наша жизнь была бы блеклой и неинтересной. Цвета добавляют эмоции, они влияют на наше настроение и чувства. Одни способны успокаивать, другие – будоражить. Холодные цвета успокаивают нервную систему и способствуют умиротворению человека, а тёплые вызывают ощущения комфорта и радости. Причём реакции разных людей на определенные цвета могут отличаться.
Мы можем даже не задумываться о том, как цвет подсознательно влияет на наше поведение, мысли и чувства.
Ещё с давних времён у людей возникло предположение о том, что цвет может как-то оказывать влияние на человека, и сейчас, путём проведения многочисленных исследований, это можно доказать.
Цель работы – выяснить, как цвет влияет на психоэмоциональное и физиологическое состояние человека.
Задачи:
Гипотеза: мы предполагаем, что цвет может влиять на психоэмоциональное и физиологическое состояние человека.
Объект исследования – цветовая гамма.
Предмет исследования – влияние цвета на психоэмоциональное и физиологическое состояние человека.
Методы исследования:
Этапы работы
I. Подбор и изучение литературы по данной проблеме
II. Подготовка и проведение исследования, обработка результатов
III. Оформление работы и подготовка научно-исследовательского проекта к защите, подготовка презентации
IV. Представление и защита учебно-исследовательского проекта
1. Теоретическая часть
1.1 Историческая справка о появлении цвета и его исследования
Цвет – это один из факторов, формирующих состояние нашей психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма.
Цвет – это свет. К этому заключению пришёл английский физик и математик Исаак Ньютон. Это естественнонаучный, физический феномен, связанный со свойством предметов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Но, несмотря на сугубо физическую природу, цвет имеет огромное влияние на нашу эмоциональную жизнь. Ньютон открыл, что белый солнечный свет является комбинацией всех видимых цветов спектра. В 1666 году он произвёл в Кембридже опыт разложения белого цвета призмой: через маленькое круглое отверстие в ставне окна в затемнённую комнату проникал луч света, а на его пути оказывалась стеклянная трёхгранная призма, пучок света в которой преломлялся. На экране, стоявшем за призмой, появлялась разноцветная полоса, позднее названная спектром.
Спектр цвета (видимый спектр) (от лат. spectrum – видимое) – непрерывный ряд цветных полос, расположенных в порядке убывания длины волны; получается путем разложения луча белого света на составные части.
Соответствие объективной длины волны субъективному цветовому ощущению может варьироваться, поэтому свет с одинаковой длиной волны может восприниматься как разные оттенки цвета.
Полученную таким образом цветную полоску солнечного света Ньютон разделил на семь цветов радуги – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Если же рассматривать спектр без подобного предубеждения, то полоса спектра распадается на три главные части – красную, желто-зелёную и сине-фиолетовую. Остальные цвета занимают сравнительно узкие области между этими основными.
Интересно, что человеческий глаз слабо воспринимает частоты синего, поэтому некоторые люди не могут отличить его от голубого или фиолетового цвета. В связи с этим иногда говорят о пяти цветах, предполагая голубой и фиолетовый цвета оттенками синего. Вообще говоря, разделение спектра на семь (или пять) цветовых зон условно и потому, что человеческий глаз различает в спектре множество промежуточных оттенков, поскольку последовательность цветов спектра непрерывна [2].
2.2 Открытие Гёте
Спустя 140 лет после Ньютона, Иоганн Гёте первым задумался о том, что цвет оказывает действие на психику человека, и в своем научном труде «Учении о цвете» первым открыл явление «чувственно-нравственного действия цвета».
Основоположником психологии цвета является великий поэт – Иоганн Вольфганг фон Гёте, создавший обширный труд «Учение о цвете», актуальный и в наше время. Нас, прежде всего, интересует та часть учения, которую он называет «Чувственно-нравственным действием цветов». Он считал, что цвет «независимо от строения и формы материала (которому он принадлежит прим. автора) оказывает известное воздействие… на душевное настроение». Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. «Отдельные красочные впечатления… должны действовать специфически и… вызывать специфические состояния», а «отдельные цвета вызывать особые душевные состояния». Согласно этим предположениям, Гёте ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека.
Подобное свойство цвета Гёте иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стёкол. Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, поэт разделяет цвета на «положительные» – такие как жёлтый, красно-жёлтый (оранжевый) и жёлто-красный и «отрицательные – синий, красно-синий и сине-красный. Зелёный же он относил к «нейтральным».
Воздействие отдельных цветов, вызывая определённые впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гёте, «ограничивает» душу, которая стремится к цельности. Здесь он проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики.
Значение «Учения о цвете» для психологии цвета очень велико. То, что ставилось Гёте в вину, – художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора «светоносной души человека» получила в работе Гёте убедительное подтверждение. Цвет у Гёте уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причём, символ не поэтический, а психологический, имеющий определённое, специфическое содержание [3].
1.4. Цвет и его характеристика
Цветная символика – значение, придаваемое различным цветам для выражения тех или иных настроений, чувств и идей. С глубокой древности человеку было свойственно выражать свои чувства, отношения с помощью цвета одежды или цветка.
Макс Люшер считал, что основными цветами являются:
1) синий – символизирует спокойствие, удовлетворённость;
2) сине-зелёный – чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
4) светло-жёлтый — активность, стремление к общению, экспансивность, весёлость.
Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:
1) (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
2) (зелёный) — потребность в самоутверждении;
3) (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;
4) (жёлтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.
Леонардо да Винчи создал новую цветовую систему. Он считал, что основных цветов 6: красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный [5].
1.5. Психология восприятия цвета
Как известно, влияние на психику человека определённого цвета было замечено еще в далёкие времена. А также и сейчас мы можем сказать, что некоторые цвета могут вызывать различные эмоции.
Белый
Белый – цвет чистоты и невинности, он вдохновляет, даёт свободу, олицетворяет совершенство и завершенность. Однако его переизбыток может вызывать раздражительность и утомляемость.
Серый
Серый цвет ассоциируется со здравомыслием и реализмом. Он связан с соединением противоположностей. Также обозначает печаль, болезнь, меланхолию.
Красный
Возбуждает, бодрит, тонизирует нервную систему. Красный — цвет любви и страсти, борьбы и революции. Он всегда будоражит и ведёт за собой. Но также может обозначать жестокость и разрушение.
Жёлтый
Он пробуждает позитивное настроение, но одновременно способствует легкомысленному отношению к действительности. Развивает стремление к интеллектуальным приключениям. Помогает объективно воспринимать мир. Очищает от негативных эмоций.
Зелёный
Зелёный цвет умиротворяет, успокаивает, расслабляет. Означает удачу и жизненные силы. Помогает достичь внутренней гармонии. Но также может вызывать скуку, заторможенность, означать жертвенность и слабость.
Синий
Призывает к верности, честности и постоянству. Отвечает за умственную деятельность, интеллект и логику. Так же может означать тревожность и раздражительность.
Проведя экскурс в историю изучения влияния света, мы видим, что цвет – это один важнейших из факторов, формирующих состояние нашей психики. А психика в свою очередь следит за работой всех органов человеческого организма. Современные учёные выдвинули теорию о том, что цвет через эмоциональное состояние влияет на общее состояние человека, в том числе на мышление и внимание [4].
Сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование учащихся
В рамках исследования мы провели анкетирование среди учащихся 6 классов МБОУ «СШ №33» по проблеме: «Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников»
Цели:
Для данного исследования был составлен и предложен испытуемым бланк анкеты с вопросами (Приложение 1).
2.2. Анализ результатов анкетирования
Рассмотрим подробнее результаты анкетирования. Всего было опрошено 28 школьников.
Начнём с того, с какими цветами ассоциируются у школьников различные слова.
Рис.1. Ассоциации цветов со словом «Дружба»
По диаграмме Рис.1. видим, что большинство учащихся 6 классов ассоциируют слово «дружба» с жёлтым цветом.
Рис.2. Ассоциации цветов со словом «Семья»
Из диаграммы Рис.2. мы видим, большинство опрошенных ассоциируют слово «семья» с жёлтым цветом, меньшее количество учеников в равной мере ассоциируют это слово с красным и зелёным цветом.
Рис.3. Ассоциации цветов со словом «Школа»
Анализ диаграммы Рис.3. позволяет нам сделать следующий вывод: большинство учащихся 6 классов ассоциируют слово «школа» с серым цветом.
На выбор учащихся 6-х классов, который предполагает ассоциации слов с цветом, влияют разные факторы, но скорее всего это связано с отношением человека к определенным местам, предметам, людям и эмоциям, связанным с этими словами. Например, серые и рутинные школьные будни, яркие, солнечные, светлые минуты, проводимые в кругу семьи или друзей.
Теперь рассмотрим, с какими цветами ассоциируют школьники различные вкусы.
Рис.4. Ассоциации цветов с кислым вкусом
Проведённое исследование, результат которого представлен на Рис.4, позволило нам сделать следующий вывод: большинство учащихся 6 классов ассоциируют кислый вкус с жёлтым и зелёным цветом.
Рис.5. Ассоциации цветов с солёным вкусом
По данным на диаграмме Рис.5. можно сделать вывод, что большинство учащихся 6 классов ассоциируют солёный вкус с синим и серым цветом.
Рис.6. Ассоциации цветов со сладким вкусом
Проведённое исследование позволило нам сделать следующий вывод: большинство испытуемых ассоциируют сладкий вкус с жёлтым цветом, однако, особое место занял именно розовый цвет, он был указан сразу несколькими учащимися в виде своей ассоциации сладкого вкуса.
Рис.7. Ассоциации цветов с горьким вкусом
С горьким вкусом большинство ассоциирует серый цвет и чуть меньше зелёный.
Из полученных данных можно сделать вывод, что соответствие определенного цвета и вкуса связано с наиболее распространенными продуктами, имеющими характерный вкус. Например, сладкий вкус ассоциируется с жёлтым и розовым цветом. Это цвет банана, дыни, яблок, розовой мякоти арбуза или любимого сорта леденцов, мороженого. Кислый вкус можно сопоставить с цветом лимона и лайма. Солёный же вкус ассоциируется, наверное, с сероватыми кристаллами соли, а может со вкусом голубой морской воды.
Рассмотрим теперь, какие цвета соотносят школьники с различными жизненными ситуациями.
Рис.8. Ассоциации цветов с различными жизненными ситуациями.
По данным диаграмм на Рис.8. можно отметить закономерности. Интересный урок у опрошенных вызывает ассоциации с жёлтым и зелёным цветами. Большинство учащихся ассоциирует весёлую игру на перемене так же с зелёным цветом. Веселье на дне рождения – тоже преимущественно с жёлтым и зелёным цветом. Скуку и бездействие большинство соотносит с серым цветом, чуть меньше с зелёным. Чувство обиды делят почти в равной мере серый, синий и особенно красный цвета. Огорчение, при получении неудовлетворительной отметки ассоциируется преимущественно с серым цветом. Таким образом, с положительными эмоциями связаны яркие и тёплые цвета, а с негативными – тусклые.
На выбор цвета, в зависимости от ситуации, учащихся 6-х классов влияют определенные эмоции и чувства, которые испытывает человек в той или иной ситуации. И хотя все люди индивидуальны, в нашем исследовании прослеживаются довольно четкие закономерности в выборе цветов, соответствующих той или иной ситуации.
В ходе анкетирования, мы смогли узнать, что на ассоциации у людей оказывает влияние множество факторов, это могут быть ощущения в той или иной среде, предметы, продукты питания, которые мы часто видим, обстоятельства, которые вызывают те или иные эмоции. На позитивные моменты или ситуации ученики выбирали яркие цвета, они весёлые и могут излучать и приносить радость. В негативных ситуациях предпочитали цвета, которые несли в себе раздражительность, тревожность, иногда печаль и грусть, оказывая при этом отрицательное влияние на человека.
2.3.Эксперимент
Чтобы убедиться, что цвет напрямую может влиять не только на психоэмоциональное, но и на физиологическое состояние человека провели эксперимент.
Пригласили несколько добровольцев, в нашем исследовании 5 человек. Каждому предложили долгое время (около 5 минут) в одинаковых условиях смотреть на лист СИНЕГО и КРАСНОГО цвета. После просмотра у каждого измерили давление и пульс с помощью электронного тонометра. Данные эксперимента приведены ниже в Таблице1.
Таблица 1
Результаты измерения давления и пульса
при наблюдении красного и синего цветов
Испытуемый | СИНИЙ | КРАСНЫЙ | ||
Давление | Пульс | Давление | Пульс | |
№1 | 126/75 | 90 | 123/73 | 96 ↑ |
№2 | 115/71 | 84 | 118/72 ↑ | 89 ↑ |
№3 | 117/72 | 83 | 119/79 ↑ | 85 ↑ |
№4 | 112/76 | 90 | 113/77 ↑ | 88 |
№5 | 117/80 | 82 | 117/79 | 86 ↑ |
По полученным результатам можно отметить следующие тенденции:
Можно сделать вывод, что красный цвет является более возбуждающим, относительно синего, успокаивающего цвета.
Известно, что у красного цвета самая большая длина волны. Влияние на мозг такого излучения – максимально. При виде любых красных оттенков наш организм приходит в повышенный тонус. Красный активизирует все функции организма. На короткое время увеличивает мышечное напряжение, повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует, так как может вызвать раздражение, истощение. Излучение голубого и синего цвета, по мнению учёных, напротив – снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение [1].
Наше исследование подтверждает эти высказывания.
Заключение
Человек всегда жил, живёт, и будет жить в мире различных цветовых гамм и красок. В ходе изучения данной темы мы выяснили, что цвет является одним из внешних факторов, который не просто окружает нас, а создает разные оттенки настроения, вызывает различные эмоции, даже влияет на состояние здоровья.
В теоретической части мы изучили, как, когда и кем формировались суждения о природе влияния цвета на состояние человека. Были рассмотрены основные психологические характеристики цвета.
Проведённые нами в практической части исследования во многом доказывают общие тенденции, озвученные в теории.
Проведённое среди учеников анкетирование выявило вполне явные закономерности и ассоциации. Определённые слова, понятия и жизненные ситуации сопоставляются школьниками с определенными цветами, которые в той или иной мере отражают психологическое состояние испытуемых.
Так же в рамках исследования нами был проведён эксперимент, который наглядно иллюстрирует прямое влияние цвета предмета на физическое состояние человека. В ходе эксперимента мы оценили влияние красного и синего цвета на физиологические показатели испытуемых школьников, а именно их артериальное давление и пульс. Результаты во многом совпадают с мнением современных учёных о влиянии этих цветов на состояние наблюдателя. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Каждому из нас остаётся помнить об этих особенностях цвета и стараться всячески применять их в повседневной жизни, самому создавать нужный организму колорит. Подбирать оттенки нашей одежды и жилища. Помнить, что наше поведение и отношение к людям тоже ассоциируется с цветом. Постараться бывать среди самого природного цвета – цвета нашей планеты – зелёного.
Главный труд школьника – это учёба. Чтобы она была радостнее и интересней в кабинете должны присутствовать все радостные цвета. Авторы учебников, наверное, знают эти особенности, потому, что для оформления учебников используются именно такие цвета. Оптимист на всё смотрит сквозь розовые очки, а при печали весь мир видится в чёрном свете. Проведя исследования, мы пришли к выводу, что с помощью цвета можно поднять настроение или снять усталость – цветотерапия, но это уже тема другого исследования.
Конечным результатом моего проекта является…
Список литературы
Приложение 1
Вопросы анкеты
С каким цветом у тебя ассоциируются слова:
Дружба
А) желтый Б) красный В) синий Г) серый Д) зеленый Е) свой цвет
Семья
А) желтый Б) красный В) синий Г) серый Д) зеленый Е) свой цвет
Школа
А) желтый Б) красный В) синий Г) серый Д) зеленый Е) свой цвет
Какой ты выберешь цвет?
1) Ты на занятиях в школе, тебе интересно.
А) желтый Б) красный В) синий Г) зеленый Д) серый Е) свой цвет
2) Ты играешь на перемене, тебе весело.
А) желтый Б) красный В) синий Г) зеленый Д) серый Е) свой цвет
3) У тебя День рождения, тебе радостно.
А) желтый Б) красный В) синий Г) зеленый Д) серый Е) свой цвет
4) Ты сидишь и ничего не делаешь, тебе скучно.
А) желтый Б) красный В) синий Г) зеленый Д) серый Е) свой цвет
5) Тебя обидели, тебе неприятно.
А) желтый Б) красный В) синий Г) зеленый Д) серый Е) свой цвет
6) Тебе поставили неудовлетворительную отметку, ты огорчен.
А) желтый Б) красный В) синий Г) зеленый Д) серый Е) свой цвет
С каким цветом у тебя ассоциируется?
Соленый
А) желтый Б) красный В) синий Г) зеленый Д) серый Е) свой цвет
Сладкий
А) желтый Б) красный В) синий Г) зеленый Д) серый Е) свой цвет
Кислый
А) желтый Б) красный В) синий Г) зеленый Д) серый Е) свой цвет
Приложение 2
Паспорт учебно-исследовательского проекта
| Цвет и его влияние на человека |
| Дык Марьяна Алексеевна |
| Свиридова Анастасия Викторовна |
| Биология |
| Исследовательский |
| Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание значения цвета в жизни каждого человека необходимо, так как он оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека. |
| Выяснить, как цвет влияет на психоэмоциональное и физиологическое состояние человека |
|
|
|
|
|
|
| Реферат, презентация, буклет на тему «….» |
| Инернет-ресурсы, литература по проблеме, тонометр, компьютер, принтер |
Петушок из русских сказок
Северное сияние
Рисуем осенние листья
Рисуют дети водопад
Заколдованная буква