Актуальность выбранной темы связана с тем, что на крупнейших месторождениях Ямала, обеспечивающих 90% отечественной добычи, иссякают запасы «легкоизвлекаемого газа». Газовые месторождения- многослойные. Выявлено 3 залежи: газовая в сеноманских отложениях верхнего мела (газо-водяной контакт -1134 м), газоконденсатные в отложениях валанжина (газо-водяной контакт -2955 м) и в батских отложениях средней юры (водонефтяной контакт -3080 м). Под сеноманским горизонтом покоятся другие слои. Сеноманский газ не кончился, он лишь перешел в категорию «низконапорного». «Низконапорный природный газ»– это горючий газ (в основном метан без цвета, запаха и вкуса), который не может быть транспортирован за пределы добывающего региона, это газ, который остается в пласте после добычи 80-85% от общего объема запасов месторождения. В категорию «низконапорного газа» попадает около трети запасов месторождений-гигантов.Однакозапасы «низконапорного газа» представляют ценнейшую базу для нефтегазохимических производств, например, метанола, моторных масел, смазочных материалов, бензина, пластмассы и т.д.Его энергетическая эффективность - решающий аргумент в пользу строительства мало- и крупнотоннажных перерабатывающих мощностей.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 425.27 КБ |
![]() | 1.73 МБ |
Ямало-Ненецкий автономной округ, Надымский район, п.г.т.Пангоды
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования»
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы»
Номинация «Природоподобные и нейротехнологии»
Исследовательский проект
Вторая жизнь «низконапорного газа»
Автор:Кальченко Иван Константинович, 2004 г.р.
обучающийся 11 а «Газпром-класса» МОУ «Центр образования»
Руководители: Сороколетова Лада Юрьевна, учитель физики первой квалификационной категории МОУ «Центр образования»
п.г.т.Пангоды
2021
Содержание
Введение | 3 |
Глава #1058;еоретические аспекты использования «низконапорного газа» для производства моторного масла и смазочных материалов | |
| 4 |
#1054;сновы определения и динамика образования «низконапорного газа» | 4 |
Социально – экономическое развитие Надымского района | 6 |
Роль транспорта в экономике Надымского района | 6 |
Применение и классификация моторных масел и смазочных материалов на российском рынке | 7 |
Рейтинг моторных масел 2021 года | 8 |
Качественные характеристики моторного масла и смазочных материалов из газа | 9 |
Сравнительный анализ запасов «низконапорного газа» России | 9 |
Глава 2. Технология GTL– технология получения углеводородов | |
Истоки GTL – технологии | 10 |
Переработка углеводородов концерном «Шелл» | 10 |
Опыт применения технологии GTL | 11 |
Технологический процесс изготовления моторного масла и смазки из газа | 11 |
#1059;становка «Энергосинтоп»: топлива и химпродукты (модификация «Б») | 12 |
Экономическая эффективность переработки «низконапорного газа» | 13 |
Блочно-модульная установка GTL | 13 |
Заключение | 14 |
Литература | 15 |
Приложения | 18 |
Введение
Актуальность выбранной темы связана с тем, что на крупнейших месторождениях Ямала, обеспечивающих 90% отечественной добычи, иссякают запасы «легкоизвлекаемого газа». Газовые месторождения- многослойные. Выявлено 3 залежи: газовая в сеноманских отложениях верхнего мела (газо-водяной контакт -1134 м), газоконденсатные в отложениях валанжина (газо-водяной контакт -2955 м) и в батских отложениях средней юры (водонефтяной контакт -3080 м). Под сеноманским горизонтом покоятся другие слои. Сеноманский газ не кончился, он лишь перешел в категорию «низконапорного». «Низконапорный природный газ»– это горючий газ (в основном метан без цвета, запаха и вкуса), который не может быть транспортирован за пределы добывающего региона, это газ, который остается в пласте после добычи 80-85% от общего объема запасов месторождения. В категорию «низконапорного газа» попадает около трети запасов месторождений-гигантов.Однакозапасы «низконапорного газа» представляют ценнейшую базу для нефтегазохимических производств, например, метанола, моторных масел, смазочных материалов, бензина, пластмассы и т.д.Его энергетическая эффективность - решающий аргумент в пользу строительства мало- и крупнотоннажных перерабатывающих мощностей.
Гипотеза: рентабельно ли использовать «низконапорный газ»месторождения Медвежье для производства моторного масла и смазочных материалов?
Объект изучения:«низконапорный газ»
Предмет исследования:технологии использования GTL
Цель: проанализировать экономическую эффективность использования низконапорного газа для производства моторного масла и смазочных материалов в условиях падающей добычи месторождения Медвежье.
Задачи:
- определение и динамика образования запасов «низконапорного газа»;
- экономические предпосылки использования «низконапорного газа»;
- анализ рынка моторных масел и смазочных материалов;
- анализ имеющихся технологических решений использования «низконапорного газа»;
- расчет экономической эффективности использования «низконапорного газа» в производстве моторного масла и смазочных материалов;
-подвести итоги исследований и сделать выводы о рентабельности использования «низконапорного газа»месторождения Медвежье для производства моторного масла и смазочных материалов.
Методы: теоретический анализ и обобщение российской и зарубежной научно-публицистической и учебной литературы; материалов СМИ; статистические данные различных ведомств.
Механизм реализации: Практическая значимость работы состоит в том, чтобы определить коммерческие предпосылки развития технологий использования «низконапорного газа».
Глава 1. Теоретические аспекты использования «низконапорного газа» для производства моторного масла и смазочных материалов
Медвежье газоконденсатное месторождение располагается на севере Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. По запасам свободного газа месторождение является уникальным. Газ метановый - 99,152 % от общей добычи. Месторождение открыто в 1967 году. Разрабатывается с 1972 года.Первоначально запасы газа были утверждены в объеме 2347 млрд.м3.
За годы эксплуатации с газовых промыслов Медвежьего месторожденияиз залежи отобрано 1854,2 млрд.м3газа, что составляет около 79% от величины начальных запасов.
В настоящее время Медвежье находится на этапе естественного падения добычи газа. Остаточные запасы сеноманского газа по месторождению Медвежье (% от начальных запасов)
2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2025 г. | 2030 г. | |
Медвежье | 16,8 | 13 | 11 |
Основы определения и динамика образования «низконапорного газа»
С точки зрения физики нет попутного нефтяного газа, нет природного газа, нет газов нефтепереработки. Есть углеводородный газ с определенным давлением, содержанием целевых компонентов и примесей. Природный газ находится в продуктивных пластах на глубине от 1000 м до нескольких километров. В недрах газ находится в микроскопических пустотах (порах). Поры соединены между собой микроскопическими каналами — трещинами, по этим каналам газ поступает из пор с высоким давлением в поры с более низким давлением до тех пор, пока не окажется в скважине. Движение газа в пласте подчиняется определённым законам.
Газ добывают из недр земли с помощью скважин. Скважины стараются разместить равномерно по всей территории месторождения, для равномерного падения пластового давления в залежи. Иначе возможны перетоки газа между областями месторождения, а также преждевременное обводнение залежи.
Газ выходит из недр вследствие того, что в пласте находится под давлением, многократно превышающем атмосферное. Таким образом, движущей силой является разность давлений в пласте и системе сбора.В настоящее время природный газ транспортируют при помощи трубопроводов. Газпоступает в трубопроводную систему благодаря высокому пластовому давлению. На начало эксплуатации по Медвежьему пластовое давление составляло около 12 МПа(Приложение 1).Когда давление падает до низких значений, прокачка по магистральным трубопроводам на дальнее расстояние становится неосуществима.
Таким образом, по величине давления добываемый газ можно разделить на три категории:
На заключительной стадии разработки месторождения, вырабатываемые запасы газа становятся трудноизвлекаемыми по геолого –технологическим и экономическим критериям, а добываемый газ – низконапорным по энергетическим и экономическим показателям.
Извлекаемые запасы «низконапорного газа», находящиеся на территории Надымского района по предварительным подсчётам намного превышают 1 трлн. м3 . Для сравнения, за 49 лет эксплуатации Медвежьего месторождения было добыто 1,9 трлн. м3 магистрального газа. То есть, запасы «низконапорного газа» сопоставимы с запасами уникального газового месторождения. Срок извлечения «низконапорного газа», по сравнению со сроком добычи магистрального газа при рабочих давлениях, меньших на порядок, соответственно на порядок больший, то есть более 200 лет.
Экономическая целесообразность добычи и использования «низконапорного газа»очевидна:
Учитывая специфику добываемого газа, можно при невысоком давлении доставлять его в ближайший населенный пункт,где будет стоять станция по сжижению или небольшой завод по переработке газа в продукты газонефтехимии.
Социально – экономическое развитие Надымского района
Высокая степень инфраструктурного развития Надымского района, где расположено месторождение Медвежье, предопределяет возможность продления процесса его разработки с целью увеличения отбора трудноизвлекаемых запасов, к которым относится «низконапорный газ». Запасы «низконапорного газа» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа оцениваются к 2030 году около 5 трлн. м3.Низконапорный газ из - за невыгодности транспортировки по газопроводам может использоваться на месте и выступать в качестве основного сырья для газохимии – моторного масла и смазочных материалов, имеющих высокие качественные характеристики.
В «Энергетической стратегии России до 2030 года» «увеличение доли трудноизвлекаемых запасов (низконапорный газ) в структуре минерально-сырьевой базы газовой промышленности» включено в долгосрочные тенденции развития газовой промышленности страны.
Продление жизненного цикла месторождения за счет использования «низконапорного газа» имеет крайне важный социальный аспект – это позволит на длительный период обеспечить занятость населения впоселках и городах, построенных для эксплуатации существующих, а в перспективе – и вновь вводимых месторождений. В приоритетах социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года определено:
- развитие экономического потенциала автономного округа;
- сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций;
- рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности;
- развитие новых, нетрадиционных отраслей экономики.
#1056;оль транспорта в экономике Надымского района
Транспорт на территории Надымского района является важнейшей составляющей производственной инфраструктуры и играет важную роль в социально-экономическом развитии. Создание и развитие транспортной инфраструктуры обеспечивает условия для экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения.
На территории района присутствуют все основные виды транспорта: авиационный, речной, железнодорожный, трубопроводный,автомобильный. Автомобильный транспорт представлен личными автомобилями, пассажироперевозками и грузоперевозками, спецтехникой и спецоборудованием для различных отраслей промышленности.
Сердцем любого автомобиля является двигатель.Любой двигатель не может работать без моторного масла. Масло является смазывающей жидкостью, предотвращает коррозию металлов, смазывает трущиеся поверхности, образует на них защитную пленку, способствует равномерному распределению тепла по всему двигателю и выполняет множество других, не менее важных задач.
Прогноз по рынку моторных масел (млн.л) в РФ на #1075;
Легковые автомобили – 389,7 (7,0%)
Грузовые автомобили – 361,9 (10,5%)
LCV (малотоннажный грузовой автомобиль) – 167,1 (10,7%)
Автобусы - 29,3 (11,5%)
Применение и классификация моторных масел и смазочных материалов на российском рынке
Смазочные материалы – это вещества с высокими антифрикционными свойствами, которые наносятся на контактирующие поверхности с целью облегчения их взаимного перемещения и уменьшения износа.
Смазочные масла являются наиболее популярным видом жидких смазок для узлов трения машин и механизмов, выполняют функции рабочего тела в гидравлических приводах и амортизаторах, используются в качестве СОЖ при металлообработке, охлаждающей и изолирующей жидкости в масляных трансформаторах.
В настоящее время смазочные материалы создаются на основе продуктов нефтепереработки - минеральных масел, которые не только эффективно уменьшают силу трения, но и:
Смазочные материалы разделяют на виды по:
Нас интересует материал основы и основные качественные характеристики продукта: вязкость, температурный режим, сезонность, изностойкость, испаряемость, стоимость (Приложение 2).
Рейтинг моторных масел 2021 года
В данном рейтинге представлены автомобильные моторные масла 2021 года по мнению журнала «За рулем».В ТОП – 10 вошли продукты наиболее распространенные и доступные на российском рынке. Данный рейтинг составлен экспертами на основе тестирования. Все марки масел тестируются как на производстве, так и в независимых лабораториях. Производится проверка технических показателей, физических и химических свойств, которые обеспечивают нормальную работу двигателя и обеспечивают сохранность деталей. Для России стандартно берутся рейтинги европейских рейтингов с поправкой на температурный диапазон работы в условиях низких температур.
1 место— SHELL Helix Ultra ECT C3 5W-30.
Тип – синтетическое, средняя стоимость –647руб./л
2 место — MOBIL Super 3000 X1 5W-40.
Тип – синтетическое, средняя стоимость –498 руб./л
3 место — Castrol Magnatec 10W-40 А3/В4.
Тип – синтетическое, средняя стоимость за 1 литр –354 руб./л
4 место — GENERAL MOTORS Dexos2 Longlife 5W30.
Тип – синтетическое, средняястоимость–455 руб./л
5 место — ГазпромнефтьPremiumN 5W-40.
Тип – полусинтетическое, средняястоимость – 315 руб./л
6 место — IDEMITSUZeproTouring 5W-30.
Тип – синтетическое, стоимость–500 руб/л
7 место — ЛУКОЙЛGenesisArmortech 5W-40.
Тип – синтетическое, стоимость – 475 руб/л
8 место — IDEMITSU 5W-30 SN/GF-5.
Тип – синтетическое, средняястоимость - 615руб./л
9 место — ELFEvolution 900 SXR 5W-40.
Тип – синтетическое, средняя стоимость – 518 руб./л
10 место– GTOILGTEnergySN 5W-30.
Тип – синтетическое, средняя стоимость – 422 руб./л
Практически все масла из рейтингового списка являются синтетическими. Несомненными достоинствамитаких масел является то, что даже после длительного использования оно не теряет своих свойств. Обладает стабильной вязкостью, устойчивостью к термическим окислительным процессам, хорошими очищающими характеристиками, высокой степенью текучести, что делает легким запуск мотора при низких температурах, так как адаптация к любому климату – главный приоритет. В состав обязательно входит пакет присадок, гарантирующих полное сгорание топлива и увеличение мощности мотора. Хорошие синтетические маслапри высоких качественных характеристиках имеют высокую стоимость.
Качественные характеристики моторного масла и смазочных материалов из газа
Моторное масло (базовое масло плюс присадки)на основе природного газа относится к синтетическим продуктам. Структура моторного масла из природного газа никогда не меняется. В результате двигатель может нормально работать при любой температуре.Смазка отличается великолепными свойствами. Она надежно защищает все детали двигательной системы, особенно трущиеся поверхности, от преждевременного износа.Универсальные смазывающие свойства делают продукт энергосберегающим. В результате увеличивается срок работы двигателя и, соответственно, отодвигается необходимость капитального ремонта.Технология создания такого моторного масла не является достаточно дорогостоящей и позволяет запустить производство на постоянной основе.
Сравнительный анализ запасов «низконапорного газа» России
Прогнозируемый спад добычи нефти в России при одновременном увеличении спроса на моторные топлива заставляет искать различные пути решения этой проблемы. Интересы производителей моторных топлив нацелены на поиск альтернативных источников сырья для производства. С учетом громадных разведанных запасов, существенно превосходящих разведанные запасы нефти, наиболее перспективным сырьем для производства моторных топлив является природный газ. На территории России только разведанные запасы природного газа оцениваются в 47 трлн. м3, который применяется, главным образом, как экологически чистый энергоноситель при производстве тепла и электрической энергии. Доля природного газа, используемого в России в качестве сырья для химических производств, не превышает 1,5%. Все это позволяет считать перспективным использование природного газа в ближайшие годы в качестве сырья для химических процессов производства моторных топлив.
Регионы с падающей добычей обладают всей необходимой инфраструктурой, квалифицированным персоналом и социальной сферой, поэтому организация переработки «низконапорного газ» на месте добычи позволит на долгие годы продлить эксплуатацию этих месторождений, организовать производство ценнейших продуктов, решить социальные задачи занятости населения и развития региона.
Реальным ключом к решению проблемы утилизации «низконапорных газов» могут стать газохимические GTL-технологии.
Глава 2. Технология GTL– технология получения углеводородов
Истоки GTL – технологии
Истоки технологии GTL (англ. Gas-To-Liquid - газ в жидкость)восходят к началу прошлого века (1902 г.), когда французский химик Поль Сабатье вместе со своим учеником Жаном Батистом Сандераном получили метан из смеси угарного газа и водорода в присутствии порошка никеля. А через несколько лет русский химик Егор Орлов получил из такой же смеси в присутствии никеля и палладия этилен, показав тем самым возможность синтеза высших углеводородов.
Коммерческое использование технологииначалось в 1935 году в Германии. Авторы разработки - немецкие химики Франц Фишер и Ганс Тропш. Процесс, описанный ими, позднее назвали процессом Фишера – Тропша(F-T process).В качестве источника топлива немецкие химики получили жидкие углеводороды из каменного угля путем его нагревания, пропускания водяного пара, в результате чего получали синтез-газ, а затем – углеводороды.
Таким образом, родилась технология GTL (англ. Gas-To-Liquid, газ в жидкость или по-русски газожидкостная конверсия, ГЖК) – процесс преобразования природного газа в высококачественные, не содержащие серу углеводородные продукты. Процесс хорошо зарекомендовал себя в крупномасштабных проектах по получению синтетических моторных топлив и других продуктов из газов, но не подходит для создания малых производств для утилизации относительно небольшого дебета газового сырья с целью решения экологических, транспортных и других проблем.
Переработка углеводородов концерном «Шелл»
«Шелл» — одна из крупнейших интегрированных энергетических компаний в мире.Компания ведет работы в более чем 70 странах по таким направлениям, как геологоразведка и добыча углеводородов, комплексное освоение ресурсов природного газа, включая производство СПГ, нефтепереработка и сбыт готовой продукции, производство возобновляемой энергии. Концерн занимает одно из лидирующих мест в мире в области научно-технических разработок и инновационных технологий – в это направление «Шелл» инвестирует больше, чем какая-либо другая нефтегазовая компания.
Деятельность «Шелл» базируется на концепции устойчивого развития, предусматривающей сбалансированный учет экономических, экологических и социальных факторов в работе концерна, что позволяет обеспечить удовлетворение энергетических потребностей общества без ущерба для будущих поколений. Моторные масла Шелл стабильно входят в тройку самых популярных в России.
Компания «Шелл» одна из первых компаний, которая в течение нескольких десятков лет создает продукт – моторное масло из газа – по специальной технологии. Свою технологию компания назвала PurePlus. В чём преимущества «газового» масла PurePlus? Во-первых, в чистоте и отсутствии нефтяных примесей. Внешне синтетическую GTL-базу не отличить от воды: она не имеет ни цвета, ни запаха. Во-вторых, масло PurePlus отличается высокими смазывающими свойствами и хорошей способностью растворять присадки — показатели лучше, чем у более дорогих масел. «Газовое» масло не обладает гигроскопичностью, т. е. способностью впитывать влагу. Всё это обеспечивает стабильную и долгую работу масла, минимальный угар, защиту двигателя от отложений и экономию топлива.
В настоящее время разработкой технологий GTL занимаются крупнейшие нефтегазовые и технологические компании мира: Sasol, Shell, Syntroleum, ExxonMobil, Statoil, BritishPetroleum, Marathon, Chevron-Texaco, Sasol, ConocoPhillips.Перспективные проекты - строительство GTL заводов в Алжире, Нигерии, Узбекистане, Австралии, Индонезии, Венесуэле, Тринидад и Тобаго, США и Канаде.
В России также развиваются GTL-процессы: до 1993 года работал завод в Новочеркасске, специалисты разрабатывали катализаторы синтеза Фишера – Тропша, в том числе для компании «Shell». Но не существует реализованного в промышленном масштабе современного производства синтетических моторных топлив по технологии GTL.
#1058;ехнологический процесс изготовления моторного масла и смазки из газа
В качестве сырья для изготовления используется: метан и кислород. Метан выбран не случайно. В его составе отсутствуют вредные примеси, встречающиеся в больших количествах в других газах.
Последовательность технологической операции:
Достигнутая в настоящее время эффективность конверсии по технологии GTL позволяет получать из 1000 м3 природного газа 350-450 кг синтетических жидких продуктов. Путем утилизации вторичного тепла, возникающего на отдельных стадиях процесса GTL, и сжигания органических отходов возможна выработка тепла и электроэнергии, что заметно повышает экономическую эффективность производства процесса.
С учетом высоких рисков крупнотоннажных GTL проектов перспективным направлением дальнейшего развития GTL индустрии является коммерциализация малотоннажных производств.
В 2012 году на совещании у Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева по вопросам инновационного развития отраслей экономики (в части АПК и ТЭК) (Ростов-на-Дону, ) было отмечено «крайне перспективным направлением видится технология мини - GTL, которая может позволить строить относительно компактные установки».
#1059;становка «Энергосинтоп»: топлива и химпродукты (модификация «Б»)
ООО «Энергосинтоп-Инжиниринг» (Москва) специализируется на разработке и внедрении энергосберегающих, экологически безопасных технологий GTL («газ-в-жидкость», СЖТ) и каталитических процессов для переработки широкого спектра газового и углеводородного сырья в метанол, синтетический бензин, синтетическое моторное и жидкое топливо.
ООО «Энергосинтоп-Инжиниринг» проектирует и производит модульные установки для утилизации непосредственно в местах добычи всего объема сжигаемого попутного нефтяного газа, «низконапорного газа», шахтного метана или излишков природного газа. Указанное газовое сырье, а при необходимости и излишки прямогонного бензина или газового конденсата в рамках единой технологии перерабатываются в высоколиквидные продукты - метанол, пропилен, этилен, концентрат ароматических углеводородов (фракцию БТК), высокооктановый бензин и другое.
В отличие от всех существующих разработок, конверсия углеводородных газов в синтез-газ реализована с использованием модифицированного дизельного двигателя, вырабатывающего кромесинтез–газа, электроэнергию. Получаемой в процессе работы дизельного двигателя энергии достаточно для последующего компримирования синтез-газа и каталитического преобразования в товарные продукты (Приложение 4). Эта особенность обеспечивает компактность и энергонезависимость установок, а также низкую себестоимость продукции.
Сырьем для промышленной установки служит природный газ. Установки «Энергосинтоп» модификации «Б» размещаются непосредственно в местах добычи и предназначены для переработки всех видов имеющегося сырья в высоколиквидные и удобные для транспортировки продукты. Низкая себестоимость продукции и энергонезависимость обеспечены тем, что одновременно с переработкой газового сырья идет выработка электроэнергии, обеспечивающая потребности установки.
Экономическая эффективность переработки «низконапорного газа»
С экономической точки зрения, строительство GTL предприятий может окупитьсятолько при наличии больших объёмов природного метана (так как формируется «эффектмасштаба»).Запасы «низконапорного газа» месторождения Медвежье оцениваются в 166,5 млрд. м3.
Расход газового сырья на одну тонну продукции бензол-толуол ксилольной фракции (БТК) с модульной установкой «Энергосинтоп» модификации «Б» составляет 4400 - 4500 м3.
Таким образом, по предварительным расчетам из оставшихся запасов «низконапорного газа» можно получить около 37 млн.т базового масла. Возможность получения моторных масел и смазочных материалов из газа позволяет сократить расходы на доставку, обеспечить внутренний рынок качественной продукцией требуемого ассортимента и удовлетворить внутреннюю потребностьтранспорта в районе в моторном топливе.
Блочно-модульная компоновка GTL
Варианты изготовления блок-модулей GTL обеспечивают оптимальный температурный режим для работы оборудования при температуре +50, - 50°С.
Основные достоинства блочно-модульного комплекса - возможность серийного производства, быстрый монтаж комплекса на месторождении и регулирование производительности комплекса за счет увеличенияили уменьшения количества блок-модулей в зависимости дебита месторождения. Полностью автономныеперерабатывающиеустановки. Для работы необходимотолько податьперерабатываемый газ и собрать готовый продукт.
Оценка себестоимости продукта
№ | Параметр | Значение |
1 | Сырье | Низконапорный газ, попутный газ и т.д. |
2 | Расход сырья | 1125 м3/час |
Производительность установки (т/год) | 9000 | |
3 | Заработная плата с налогами | 6 человек, средняя ЗП - 100т.руб./месяц |
4 | Электроэнергия (электрогазогенератор) | В процессе переработки |
5 | Амортизация основного оборудования | 10 лет |
6 | Накладные расходы организации | 10% от стоимости основного оборудования |
7 | Налог на основные средства | 2% отстоимости основного оборудования |
8 | Расходы на эксплуатацию | 3% от стоимости основного оборудования |
Себестоимость продукта – 7 112 руб./тонн |
Основные экономические параметры промышленного модуля
№ | Параметр | Значение |
1 | Стоимость одного GTL модуля млн. рублей | 178 |
2 | Себестоимость GTL модуля млн. рублей | 120 |
3 | Окупаемость проекта и возврат вложенных инвестиций, мес. | 40 |
Таким образом, с учетом запасов «низконапорного газа» месторождения Медвежье требуется четыре установки GTL.
Заключение
Анализ экономической эффективности использования «низконапорного газа» для производства моторного масла и смазочных материалов на основе технологии GTL подтвердил актуальность развития на территории Надымского района GTL-производств.
Развитие GTL технологий при переработке «низконапорного газа» открывает новыеперспективы и позволяет:во-первых, продление жизненного цикла месторождения, во-вторых,
развитие экономического потенциала района, в – третьих, сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций, в – четвертых, рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности, в – пятых, развитие новых, нетрадиционных отраслей экономики.
Литература
1. Природный газ. Экологические предпосылки [Электронный ресурс] Режим доступа: /#1047;агл. с экрана.
2. Энергетика России: состояние и перспективы развития [Электронный ресурс] Режим доступа: .-Загл. с экрана.
3. Уровни добычи и запасы низконапорного газа на месторождениях Надым-Пур-Тазовского региона / Р.М.Тер-Саркисов, Г.П. Ставкин, П.Г. Цыбульский, и др. // Материалы Всерос. научно-практич. конф. «Проблемы и перспективы комплексного использования низконапорного газа в устойчивом развитии социальной сферы газодобывающих регионов» (Надым, март 2003 года). М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2003. С. 17-28.
4. Классификация запасов углеводородов (природный газ) / Г.И. Облеков, Р.Г. Облеков // Материалы Всерос. научно-практич. конфер. «Проблемы и перспективы комплексного использования низконапорного газа в устойчивом развитии социальной сферы газодобывающих регионов» (Надым, март 2003 года). М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2003. С.66-72.
5. Васильев Г.М. Вовлечение низконапорного природного газа в топливно-энергетический баланс ЯНАО // Материалы Всерос. научно-практич. конф. «Проблемы и перспективыкомплексногоиспользованиянизконапорного газа в устойчивомразвитии социальной сферыгазодобывающих регионов» (Надым, мартр2003 года). М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2003. С. 73-76.
6. Елистратов В.В., Коломийцев В.В. Основные проблемы эксплуатации крупнейших газовых месторождений Надым-Пур-Тазовского региона на завершающей стадии // Материалы Всерос. научно-практич. конф. «Проблемы и перспективы комплексного использования низконапорного газа в устойчивом развитии социальной сферы газодобывающих регионов» (Надым, март 2003 года). М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2003. С. 104-107.
7. Приказ Министерства природных ресурсов от 1 ноября 2005 года №298 «Об утверждении классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов»; зарегистрирован в Минюсте России 23 декабря 2005 года, №7296 [Электронный ресурс] Режим доступа: .- Загл. с экрана.
8. Постановление Совета Министров СССР от 8 апреля 1983 года №299 «Классификация запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов» [Электронный ресурс] Режим доступа: .- Загл. с экрана.
9. Моргунов Е.В, Николаишвили Д.Г. Современное состояние и прогноз развития газовой отрасли. Сборник: Проблемы развития рыночной экономики/Под ред. чл.-корр. РАН В.Л. Перламутрова. М.: ИПР РАН, #1057;. 23-36. 10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г., N 1715-р «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: .-Загл. с экрана.
11. Нефть и газ России в XXI в: прогноз добычи и развития сырьевой базы/ А.И.Гриценко, Н.А.Крылов, В.В.Аленин и др. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001, №3. С.10-19.
12. Волчков В.И. Экономически эффективное расширение топливной базы электроэнергетики за счет использования низконапорного природного газа // Материалы Всероссийской научно –практической конференции «Проблемы и перспективы комплексного использования низконапорного газа в устойчивом развитии социальной сферы газодобывающих регионов» (Надым, март 2003 года).М.: ООО «ИРЦ Газпром», #1057;. 242.
13. Крылов Г.В., Маслов В.Н. Проблемы и перспективы использования низконапорного газа на месторождении Медвежье. Расширенное совещание рабочей группы по проблемам и перспективам комплексного использования низконапорного газа (Надым, 01 декабря 2006 г.).
14. ЛанчаковГ.А. Повышение эффективности доразработкисеноманских газовых залежей на основе системного совершенствования технологий добычи и подготовки газа. Автореф.дис. канд.техн. наук. Москва, #1057;. 8-10.
15. Гребенщиков А.Т. Технологии использования низконапорного и попутного нефтяного газа. Отчет о научно-исследовательской работе. ООО «Промышленные нано технологии», № регистрации: 14/12, Воронеж, 2012. С. 23-28, 80-87. 16. Крылова А.Ю., Козюков Е.А. Получение жидких углеводородов из природного газа [Электронный ресурс] Режим доступа: -Загл. с экрана.
17. Роль ООО «ВНИИГАЗ» в развитии газопереработки /А.В.Мамаев, И.Б.Кисель, С.В.Шурупов и др. // Переработка природного газа и конденсата. Новые разработки: Сб. научн. Трудов. М.: ООО «ВНИИГАЗ», #1057;.3-17.
18. Блок-схема промышленной GTL-установки [Электронный ресурс] Режим доступа: . - Загл. с экрана.
19. Переработка низконапорного газа Надым-Пур-Тазовского региона в синтетические жидкие углеводороды /С.В.Шурупов, И.Б.Кессель, Н.Н. Кисленко// Материалы Всерос. Научно-практич.конф. «Проблемы и перспективы комплексного использования низконапорного газа в устойчивом развитии социальной сферы газодобывающих регионов» (Надым, март 2003 года). М.: ООО «ИРЦ Газпром», #1057;. 214-224.
20. Кекух С.Г. Ресурсы и запасы низконапорного газа сеноманских газовых залежей Ямало-Ненецкого автономного округа / Материалы Всерос. научно-практич.конф. «Проблемы и перспективы комплексного использования низконапорного газа в устойчивом развитии социальной сферы газодобывающих регионов» (Надым, март 2003 года). М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2003. С. 79-97.
Приложение 1
Динамика пластового давления на газовом месторождении Межвежье
Приложение 2
Сравнительная таблица качественных характеристик моторных масел
Минеральное | Полусинтетическое | Синтетическое | |
Основа | Продукты переработки сырой нефти | Пропорциональное смешивание минеральных и синтетических продуктов | Синтезуглеводородов и органических соединений |
Индекс вязкости | 90 - 105 | 120 – 140 | 160 - 180 |
Температурный режим | Нестабильность параметров при разных температурных режимах | Вязкость изменяется при -360С | Устойчива к высоким температурным значениям (-500С, - 600С) |
Изностойкость | Высокая | Низкая | Низкая |
Испаряемость (летучесть, угар) | Высокая | Пониженная | Низкая |
Сезонность | Зимнее, летнее | Всесезонное | Всесезонное |
Приложение 3
Технологический процесс изготовления моторного масла и смазки из газа
Приложение 4
Схема установки «Энергосинтоп»: топлива и химпродукты
(модификация «Б»)
Слайд 1
Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, п.г.т . Пангоды Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования» Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» Вторая жизнь «низконапорного газа» Автор : Кальченко Иван, обучающийся 11а «Газпром-класса» МОУ «Центр образования» Руководитель: Сороколетова Лада Юрьевна, учитель физики первой квалификационной категории МОУ «Центр образования »Слайд 2
Актуальность - иссякают запасы « легкоизвлекаемого газа», остается так называемый «низконапорный газ». Он является ценнейшей базой для производства метанола, моторных масел, смазочных материалов, бензина, пластмассы и т.д . Гипотеза Рентабельно ли использовать «низконапорный газ» месторождения Медвежье для производства моторного масла и смазочных материалов? Актуальность проблемы
Слайд 3
Объект изучения: технологии использования GTL Проанализировать экономическую эффективность использования низконапорного газа для производства моторного масла и смазочных материалов в условиях падающей добычи месторождения Медвежье «низконапорный газ» Цель работы теоретический анализ и обобщение российской и зарубежной научно-публицистической и учебной литературы ; материалов СМИ; индивидуальные консультации с работниками ООО «Газпром добыча Надым»; статистические данные различных ведомств.
Слайд 4
Этапы работы Этапы работы
Слайд 5
Остаточные запасы газа по месторождению Медвежье (% от начальных запасов) Месторождение Медвежье 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. Медвежье 16,8 13 11
Слайд 6
Варианты утилизации углеводородного сырья Сжигание: потеря сырья, штрафные санкции, экологические проблемы Выработка электроэнергии/ тепла: необходимость прокладки ЛЭП, сложность утилизации всего объема сырья Технологии GTL : производство высоколиквидных продуктов, утилизация всего объема сырья
Слайд 7
Р ынок моторных масел в РФ на 01.01.2022 год
Слайд 8
Качественные характеристики моторного масла и смазочных материалов Минеральное Полусинтетическое Синтетическое Основа Продукты переработки сырой нефти Пропорциональное смешивание минеральных и синтетических продуктов Синтез углеводородов и органических соединений Индекс вязкости 90 - 105 120 – 140 160 - 180 Температурный режим Нестабильность параметров при разных температурных режимах Вязкость изменяется при - 36 0 С Устойчива к высоким температурным значениям (-50 0 С, - 60 0 С) Изностойкость Высокая Низкая Низкая Испаряемость Высокая Пониженная Низкая Сезонность Зимнее, летнее Всесезонное Всесезонное
Слайд 9
Истоки GTL – технологии Процесс Фишера – Тропша – это химическая реакция, происходящая в присутствии катализатора, в которой монооксид углерода (СО) и водород (H 2 ) преобразуются в различные жидкие углеводороды: CO + 2 H 2 ----> CH 2 + H 2 O В настоящее время компании Shell и Sasol (ЮАР) используют технологии, основанные на процессе Фишера- Тропша для производства синтетического смазочного масла и синтетического топлива.
Слайд 10
Технологический процесс изготовления моторного масла и смазки из газа
Слайд 11
Установка « Энергосинтоп »: топлива и химпродукты (модификация «М» и «Б»)
Слайд 12
Оценка себестоимости продукта № Параметр Значение 1 Сырье Низконапорный газ, попутный газ и т.д. 2 Расход сырья 1125 м 3 /час 3 Производительность установки (т/год) 9000 4 Заработная плата с налогами средняя ЗП - 100т.руб./месяц 5 Электроэнергия ( электрогазогенератор ) В процессе переработки 6 Амортизация основного оборудования 10 лет 7 Накладные расходы организации 10% от стоимости основного оборудования 8 Налог на основные средства 2% от стоимости основного оборудования 9 Расходы на эксплуатацию 3% от стоимости основного оборудования Себестоимость продукта – 7 112 руб./тонн
Слайд 13
Основные экономические параметры промышленного модуля № Параметр Значение 1 Стоимость одного GTL модуля, млн. рублей 178 2 Себестоимость GTL модуля, млн. рублей 120 3 Окупаемость проекта и возврат вложенных инвестиций, мес. 40
Слайд 14
- продление жизненного цикла месторождения; -развитие экономического потенциала района; - сохранение и развитие человеческого потенциала ; - рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности; - развитие новых, нетрадиционных отраслей экономики. Экономическая целесообразность применения GTL – технологии использования «низконапорного газа» на месторождении Медвежье:
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Лиса Лариска и белка Ленка
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Смородинка