Астрономия один из важных предметов в школе
Вложение | Размер |
---|---|
проект по астрономии.Астрономия в современном мире. Созвездия группы околополярных созвездий | 358.09 КБ |
МКОУ «Седмиховская средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Астрономия в современном мире. Созвездия группы околополярных созвездий»
Выполнила:
ученица 10 класса
Кузьминова Елизавета Игоревна
Куратор проекта:
учитель (физики и информатики)
Кузьминова Светлана Игоревна
д. Седмиховка
2021 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Заключение…………………………………………………………………….20
Литература………..……………………………………………………………21
Приложения……………………………………………………………………22
Введение
Название проекта: «Астрономия в современном мире. Созвездия группы околополярных созвездий»
Руководитель проекта: Кузьминова Светлана Игоревна
Вид проекта: образовательный
Тип проекта: социальный
Актуальность: В 1993 году в российских школах отменили астрономию, убрав ее из списка обязательных предметов. Эту науку продолжают изучать в отдельных учреждениях. Однако астрономия один из наиболее важных естественных предметов, и формирует представление о мире, в котором мы живем, в масштабах вселенной.
Цель проекта: Создание образовательного ролика на тему начального изучения звездной астрономии.
Задачи проекта:
План проекта:
Глава 1
Понятие астрономии как науки
АСТРОНО́МИЯ (от астро… и греч. νόμος – закон), наука о движении, строении, возникновении, развитии небесных тел, их систем и Вселенной в целом.
Объекты изучения астрономии:
Понятие астрономия возникло в Древней Греции ещё в то время, когда Пифагор и Аристотель начали изучать вселенную. Предметом изучения астрономии является целая Вселенная. Соответственно, сюда относятся все её объекты и системы.
Астрономия возникла раньше других наук. Хотя какой-то конкретной даты образования астрономии назвать не удастся. Потому что зарождалась она очень давно. Приблизительно в III-II веках до нашей эры. Необходимость в изучении окружающего мира появилась у наших предков с потребностью к выживанию. Связано это, в первую очередь, со способностью ориентирования на местности. Также на наблюдениях создавались принципы земледелия. Уже в те далёкие времена люди учились отсчитывать время. Все знания использовались во многих сферах деятельности человека. Пожалуй, начиная от базовых потребностей, таких как пропитание, одежда. И заканчивая расширением кругозора и удовлетворением своего любопытства.
Существуют три главные задачи:
1) изучение положений и движения небесных тел, а также определение их форм и размеров;
2) изучение строения и структуры небесных тел;
3) исследование образования, развития и будущего небесных тел.
Первая задача решается путём длительных наблюдений, а также на основе законов механики.
Решение второй задачи стало возможным в связи с появлением спектрального анализа и фотографии. Изучение физических свойств небесных тел началось во второй половине XIX века, а основных проблем — лишь в последние годы.
В настоящее время ещё недостаточно данных для точного описания процесса происхождения и развития небесных тел и их систем. Поэтому знания в области третьей задачи ограничиваются только общими соображениями и рядом более или менее правдоподобных гипотез.
Для решения четвёртой задачи необходимо создание общей физической теории, способной описывать состояние вещества и физические процессы при предельных значениях плотности, температуры, давления, а также наблюдательные данные в областях Вселенной, находящихся на расстояниях в несколько миллиардов световых лет.
Астрономия — это естественная наука, которая взаимодействует с другими областями знаний. К ним относятся такие дисциплины, как:
Раньше астрономия больше основывалась на философских взглядах. Теперь же, с развитием технологий это более точная наука. Безусловно, сегодня она тесно переплетается с математикой, физикой, химией и биологией. Несомненно, философия также не исключена из основ астрономии.
Разделы астрономии
Современная астрономия делится на ряд разделов, которые тесно связаны между собой, поэтому разделение астрономии в некоторой мере условно.
Сферическая астрономия при помощи математических методов изучает видимое расположение и движение Солнца, Луны, звезд, планет, спутников, в том числе искусственных тел на небесной сфере. С этим разделом астрономии связана разработка теоретических основ счета времени.
Практическая астрономия представляет собой знания об астрономических инструментах и способах определения из астрономических наблюдений времени, географических координат и азимутов направлений.
Астрофизика изучает физическое состояние и химический состав небесных тел и их систем, межзвездной и межгалактической сред и происходящие в них процессы.
Небесная механика изучает движение небесных тел Солнечной системы, включая кометы и искусственные спутники Земли в их общем гравитационном поле. Составление эфемерид тоже относится к задачам этого раздела астрономии.
Астрометрия – раздел астрономии, связанный с измерением координат небесных объектов и изучением вращения Земли.
Внегалактическая астрономия изучает космические небесные тела, находящиеся за пределами нашей звездной системы (Галактики), а именно другие галактики, квазары и прочие сверхдальние объекты.
Космогония изучает происхождение и развитие космических тел и их систем (Солнечной системы в целом, а также планет, звезд, галактик).
Космология – учение о космосе, изучающее физические свойства Вселенной в целом, выводы делаются на основе результатов исследования той ее части, которая доступна для наблюдения и изучения.
Астрология ничего из вышеперечисленного не изучает и большинство астрономических знаний для астролога совершенно бесполезны. Астроному так же нет нужды разбираться в астрологии, а тем более вступать в дискуссии на эту, лежащую вне его интересов и компетенции тему. Тем не менее, на астрологическом сайте астрономии место нашлось. Будет здесь тот необходимый минимум астрономических сведений, без которых астрологу не обойтись и все, что может быть интересно любому человеку, интересующемуся астрологией.
Звездная астрономия изучает звездные системы (их скопления, галактики), их состав, строение, динамику, эволюцию. Особенностью звездной астрономии является исследование общих свойств больших коллективов объектов и многомерных связей между их различными характеристиками: пространственным распределением, свойствами орбит, возрастом, происхождением и химическим составом. В звездной астрономии широко применяются статистические методы описания и анализа данных.
Многие методы, разработанные в звездной астрономии, используются также и во внегалактической астрономии. В этом разделе рассматриваются созвездия, которые я возьму за основу образовательного ролика.
Звездная астрономия
Созвездие в переводе с латыни означает «группы звёзд», на которые условно поделено небо для удобства ориентирования в различных науках (астрономия, астрология и др.). Каждая группа образует свой узор. Каждый такой узор занимает свой участок в небе. При этом звёзды, находящиеся в одном созвездии, фактически никак не связаны между собой, и в трёхмерном пространстве они могут занимать различное положение относительно нашей планеты, быть как очень далеко, так и ближе, или между собой находиться близко или далеко. Но с Земли, в 2Д, мы видим их как близкие объекты, составляющие определённый узор, группу. Космонавтов учат астрономии для того, чтобы безо всякой техники они могли понять, где находятся, узнавая созвездия, которые они видят. Каждое созвездие и составляющие его звёзды имеют свои названия. Многие из них имеют мифологическое происхождение: Кассиопея, Большая медведица, Волопас, Андромеда и другие. Часть звездных групп обозначили уже позже, поэтому они носят более современные названия, например, Компас, Северная Корона, Южный крест и др. Ещё с древности известны зодиакальные созвездия, они расположены на эклиптике и символизируют 12 знаков зодиак.
Название «эклиптика» (греч. εικλειπτική — «затменная» линия) связано с известным с древних времён фактом, что солнечные и лунные затмения происходят только тогда, когда Луна находится вблизи точек пересечения своей орбиты с эклиптикой. Эти точки на небесной сфере носят название лунных узлов, период их обращения по эклиптике, равный примерно 18 годам, называется саросом, или драконическим периодом. В течение года Солнце проходит по эклиптике через 13 созвездий: 12 зодиакальных созвездий и созвездие Змееносца.
Всего небесная сфера делится на 88 частей, каждая из которых вмещает по одному созвездию. Все звёзды, кроме одной, могут быть связаны с каким-либо созвездием, именованным участком небесной сферы. Хотя существует 88 современных созвездий, небесная сфера фактически разделена на 89 участков неправильной формы, так как созвездие Змеи состоит из двух отдельных частей: Головы Змеи на западе и Хвоста Змеи на востоке. Единственной звездой, которая не принадлежит ни к одному из созвездий, является Солнце.
Однако для подробного изучения на начальном этапе следует взять несколько созвездий, все это потому, что некоторые созвездия с определенной широты увидеть невозможно, другие же появляются на небе в зависимости от времени года, а зодиакальные созвездия находятся в поле видимости всего около месяца.
Северное небесное полушарие, также называемое Северным небом, является северной половиной небесной сферы, то есть лежит к северу от небесного экватора. В любой момент времени всё Северное Небо видно с географического Северного полюса, в то время как чем дальше на юг от экватора находится наблюдатель, тем меньшая часть этого полушария видна ему. Так как мы находимся в северном полушарии, темой проекта я выбрала созвездия, которые можно видеть в течение круглого года на нашей территории.
Роль астрономии в школах
Астрономия - одна из тех древних наук, которые не потеряли своей актуальности по сей день. По большей части из-за того, что человечество, несмотря на все свои старания изучить вопрос поглубже, все еще очень мало знает о космосе. Ханна Кернер, преподаватель планетологии и геологии, глава организации SEDS и доктор наук отмечает: "Астрономия учит мыслить глобально. Для людей принципиально важно раздвинуть границы понимания, чтобы, посредством научных исследований, превратить неизвестное в известное. Вместо вопроса "В чем смысл?" должен быть вопрос "Что размышление и понимание этой проблемы дает людям и как влияет на развитие человечества, как части Вселенной?".
Актуальность астрономии состоит в том, что она является составляющая образования естественнонаучных предметов начального и основного общего образования» заключается в подготовке учителей начальной и основной школы к организации образовательной деятельности на основе цельной картины мира, базирующейся на современных данных о строении и эволюции планетных систем, галактик и Вселенной в целом. Важность астрономических знаний для каждого современного человека и всего человечества сложно переоценить.
Исторические пути развития астрономии и науки в целом тесно связаны между собой. Например, наблюдения объектов Вселенной – гигантской «физической лаборатории», в которой могут существовать условия и состояния вещества, немыслимые на Земле (огромные давления, плотности, сверхвысокие и сверхнизкие температуры и т. д.), определяют развитие некоторых передовых областей физики. Многие науки, такие как биология, геология, география, история, используют достижения и методы астрономии.
Появилась целая серия смежных с астрономией наук: астрогеология, астробиология, астроэкология и т. д. Кроме того, существование современной цивилизации невозможно представить без космонавтики, тесно связанной с астрономией: в околоземном космическом пространстве люди живут непрерывно, человек уже побывал на Луне, и готовятся экспедиции к Марсу.
Актуальность науки в современном мире
До 1992 года в школах в качестве обязательного существовал курс астрономии. Ещё раньше школьный курс включал в себя и логику. Однако, в молодой России от изучения науки о космосе было решено отказаться по нескольким причинам: недостаточность материальных фондов, «неэффективность» предмета, были идеи перейти к европейской системе модульного образования. В современных школах астрономию практически исключили из курса предметов, мой проект нацелен на привлечение внимания к астрономии у детей школьного возраста.
Главный вклад астрономии в школе, на мой взгляд, заключается в том, что это единственный предмет, который дает реальное, полноценное представление о том, где вообще мы живем и как устроена Вселенная. Астрономия — это лучшая прививка от лжи об устройстве мира, которая, к сожалению, сегодня часто встречается в СМИ и интернете. Всегда приятно видеть потрясение детей (а оно проявляется очень явно), когда они осознают, сколь уникален, но в то же время мал и незначителен в масштабах космоса тот голубой шарик, на котором сосредоточены все наши жизни и проблемы. Ребята узнают о реальной связи Солнца и Земли, перестают воспринимать солнечные и лунные затмения как нечто сверхъестественное и непонятное, получают основные знания о планетах и о том, как действие различных механизмов во Вселенной привело к эволюции самой Вселенной, Земли и, в конечном счете, человека.
Почему-то человек не может равнодушно относиться к тому, что происходит на небе, и по мере взросления задаётся вопросами о космосе независимо от того, насколько это ему «нужно». Если он заблаговременно не получил ответы на эти вопросы в школе, то будет искать их где-то ещё. Кстати, люди, которым приходится объяснять прочитанную ими астрономическую ерунду, говорят именно об этом: почему же нам в школе всё это не рассказали? Ещё кстати: часто спрашивают, нет ли где-нибудь курсов астрономического ликбеза для взрослых.
Возможно, это была бы востребованная услуга в планетариях. В российском образовании есть мотив, который в профессиональной среде звучит особенно болезненно, — отсутствие астрономии в школах и перспективы её туда возвращения. С одной стороны, беспокойство вполне уместное: откуда вырастет смена, если дети в лучшем случае не будут знать про астрономию практически ничего, в худшем же — станут путать её с астрологией. С другой стороны, все мы живём в реальном мире, и понятно, что призыв «Верните астрономию в школы!» должен быть наполнен конкретным содержанием. Чисто механически сделать это уже невозможно, и с каждым годом становится всё невозможнее.
Конечно, это жестоко: начинать школьный курс астрономии с изучения систем координат. Может быть, не стоит пытаться делать его исчерпывающим, не стоит ставить его на последний год, коль скоро уж в ЕГЭ нет астрономических вопросов. Но глобальное представление о мире человек должен получить, чтобы не бояться своей Вселенной и уважать её законы. А уж соблюдать их она обязательно его заставит.
Глава 2
Метод изучения небесной сферы
Главный вопрос в изучении созвездий – как же найти изображение на небе? В этом помогут многочисленные атласы, программы, а также самый главный ориентир звездного неба – полярная звезда. В видеоуроках на ютубе есть множество лайфхаков, как найти любое созвездие, однако, чтобы знать созвездие и находить его без труда, его надо выучить. Чтобы помочь детям запомнить четыре созвездия северного полушария, надо визуализировать картинку созвездия. В видео подробно показано строение, расположение, в том числе и с помощью широты и долготы глобуса земли.
Такая форма изучения созвездий помогает ассоциативно запомнить форму созвездия, легенда помогает запомнить название и расположение. Созвездия северного полушария безумно удобные для изучения. Не только положение этих созвездии круглый год в поле видимости, но и яркие звезды этих созвездий помогают найти их на небе. Алиот, Дубхе, Бенетнаш – яркие звезды созвездия Большая Медведица. Полярная звезда, хотя не является очень яркой звездой, все же хорошо различима на ночном небе.
Околополярные созвездия и их легенды
Самые известные созвездия Северного полушария – Большая медведица, Малая Медведица, Дракон и Кассиопея. Эти созвездия я решила взять для их подробного изучения.
Так как целью проекта является не только изучение созвездий с точки зрения физики и астрономии, но и литературы, обращаем отдельное внимание на легенду происхождения созвездий. Для подробного изучения созвездй обратимся к биографии нескольких ученых астрономов. Когда заходит речь о вкладе Польши в развитие астрономии, все мы естественно вспоминаем имя Николая Коперника, великого польского учёного и мыслителя, совершившего революционный переворот в мировой науке того времени.
Однако, кроме Коперника, Польша дала миру ещё одного выдающегося учёного – астронома, внесшего огромный вклад в развитие этой науки и прославившего свою Родину. И хотя этот учёный не столь известен, как Коперник, он тоже прославился своими открытиями, исследованиями и изобретениями. Его имя – Ян Гевелий.
О Большой Медведице упоминается в «Атласе» Яна Гевелия.
Ян Геве́лий (1611-1687) — польский астроном, конструктор телескопов, градоначальник Гданьска. Ученик Петера Крюгера.
«…В ясную и безлунную ночь в созвездии Большой Медведицы невооруженным глазом можно разглядеть 125 звезд, но только 20 из них ярче четвертой звездной величины. Самых ярких звезд семь, и именно они образуют знакомую каждому характерную фигуру этого созвездия: глубокий ковш с длинной изогнутой ручкой. Необходимо, однако, большое воображение, чтобы увидеть в этой фигуре огромную медведицу, как рисуют это созвездие в старинных звездных атласах и на картах созвездий. В Греции созвездие Большой Медведицы наблюдается низко над северной стороной горизонта. По представлениям древних греков, в самой северной части Земли жили только медведи. Поэтому в северной части небосклона расположены созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы…».
Большая Медведица – это созвездие в северном полушарии. Является третьим по величине созвездием на небе. Содержит одну из самых узнаваемых узоров на небе особенность из семи звезд, известную как “Большой Ковш” или Большая медведица. Характерная, легко различимая на ночном небе группа звезд состоит из: Дубхе, Мерак, Фекда, Мегрец, Алиот, Мицар и Бенетнаш (араб. – Алькаид). Созвездие Большая Медведица было каталогизировано греческим астрономом Птолемеем во 2 веке. Это одно из самых узнаваемых созвездий.
Есть несколько вариантов происхождения этого созвездия: Греки связывали его с Зевсом и его возлюбленной, монголы связывали семь звёзд с мудростью и властью, по этой причине они дали ему название Семь Старцев, у эвенков созвездие олицетворяет космического лося Хэглэна. Несомненно, каждая история прекрасна. Но красота самого созвездия невероятна. Хотя известно оно с давних времён, Большая Медведица огромная тайна космического мироздания.
Дpaкoн - этo oднo из caмыx кpупныx coзвeздий и pacпoлoжeнo в ceвepнoм нeбe. Ha лaтыни «Draco» пepeвoдитcя кaк «дpaкoн». B мифax этo был дpaкoн Лaдoн, oxpaнявший caды Гecпepид. Oтнocитcя к гpeчecким coзвeздиям и coздaнo Птoлeмeeм пo втopoм вeкe. Оно является циpкумпoляpным coзвeздиeм (никoгдa нe зaxoдит за линию гopизoнтa для мнoгиx нaблюдaтeлeй в ceвepнoм пoлушapии). Дракон — это стоглавое животное, охранявшее в саду Гесперид волшебную яблоню, на которой росли золотые яблоки. Первая звезда α Дракона называется Тубан. Очень давно (несколько тысяч лет назад) она была Полярной звездой. В созвездии Дракона расположен северный полюс эклиптики, вокруг которого за 26 тысяч лет перемещается Северный полюс мира. Это связано с явлением, которое называется прецессия.
Прецессия — предварение равноденствий. Постепенное смещения точек осеннего и весеннего равноденствий навстречу видимому годичному движению Солнца. Перефразируя, другими словами, каждый год весеннее равноденствие наступает раньше, чем в предыдущем году.
По своим размерам созвездие Дракон занимает достойное 8 место на небесной сфере и площадь его составляет 1083 кв. градусов. Созвездие видно в широтах от +90° до −4°. Полностью расположено в северном полушарии неба. Наилучшее время для наблюдения на территории Беларуси, России и Украины — три весенних месяца. Созвездие Дракон имеет 3 яркие звёзды (величина которых составляет менее 3 звёздной величины): Этамин (2,23m), η (эта) Дракона (2,74m) и Растабан (2,79m). Соседние созвездия, по которым можно ориентироваться на звёздном небе — Волопас, Геркулес, Лира, Лебедь, Цефей, Малая Медведица, Жираф, Большая Медведица.
Kaccиoпeя получило свое название в чecть тщecлaвнoй и xвacтливoй кopoлeвы в мифax Дpeвнeй Гpeции. Bпepвыe coзвeздиe Kaccиoпeя зapeгиcтpиpoвaнo вo втopoм вeкe Птoлeмeeм c дpугими coзвeздиями гpуппы Пepceя (кpoмe Ящepицы). Ee лeгкo узнaть в нeбe, пoтoму чтo пo фopмe нaпoминaeт «W».
Kaccиoпeя былa жeнoй цapя Эфиoпии Цeфeя (pacпoлoжeн pядoм c нeй в видe coзвeздия). Oднaжды oнa пoxвacтaлacь, чтo кpacoтoю пpeвocxoдит нepид (50 мopcкиx нимф, coздaнныx титaнoм Hepeeм). Oни paзoзлилиcь и пoпpocили Пoceйдoнa нaкaзaть ee. Oн нe мoг oткaзaть, тaк кaк был жeнaт нa oднoй из ниx (Aмфитpитa). Oн пocлaл Цeтуca – мopcкoe чудoвищe, oтoбpaжeннoe в coзвeздии Kитa, кoтopый дoлжeн был paзpушить цapcтвo. Цapь пoпpocил пoмoщи у opaкулa и тoт пocoвeтoвaл oтдaть Пoceйдoну дoчку Aндpoмeду. C бoльшим тpудoм oни coглacилиcь и пpикoвaли ee к cкaлe. Ho в пocлeдний миг ee cпac Пepceй, зa кoтopoгo oнa пoтoм вышлa зaмуж.
Oднaкo этo нe финaл. Ha cвaдьбу зaявилcя oдин из ee пoклoнникoв Финeуc и oбвинил в измeнe, тaк кaк лишь oн имeл пpaвo взять ee в жeны. Пpoизoшeл бoй, в кoтopoм Пepceй иcпoльзoвaл гoлoву Meдузы Гopгoны. Ho, тaк кaк нa нee пocмoтpeли мнoгиe, тo кopoль и кopoлeвa тaкжe cтaли кaмeнными. Пoceйдoн oтпpaвил Kaccиoпeю и Цeфeя нa нeбo. Ho oн вce жe нaкaзaл ee, тaк кaк пoлгoдa coзвeздиe пpeбывaeт oбepнутoe ввepx днoм. Чaщe вceгo ee изoбpaжaют cидящeй нa тpoнe и pacчecывaющeй cвoи вoлocы.
Созвездие Малая Медведица расположено в приполярной области неба и содержит в своем составе 25 звезд. Но для большинства людей известны только семь из них, образующие астеризм, названный Малым Ковшом. Самая популярная звезда в Созвездии Малая Медведица – Полярная, расположение которой практически совпадает с Северным полюсом мира. Кроме достаточно ярких светил созвездие содержит в своем составе маленькую эллиптическую галактику, прозванную за свой размер Карликом Малой Медведицы.
Малая Медведица – это 56-е созвездие по размеру, занимающее площадь в 256 квадратных градусов или 0,62% ночного неба. Оно расположено в третьем квадранте северного полушария (NQ3). Созвездие видно на широтах между +90° и -10°. Соседние созвездия: Жираф, Цефей и Дракон. Считается, что созвездие Малая Медведица было создано Фалесом Милетским, философом и астрономом, который жил между 625 и 545 годами до н. э. и был известен как один из семи мудрецов Греции. Не исключено также, что Фалес просто ввел это созвездие в обход от греков. Созвездие – это отличный проводник к истинному северу.
Практическая часть
Идея сделать ролик для изучения появилась давно. Визуально информация лучше усваивается, интересно для детей школьного возраста. Такой способ используются часто, даже в школьной программе. Видеоуроки стали неотъемлемой частью нашей жизни. Однако, в интернете оказалось не так много уроков, по которым можно легко и быстро запомнить, а главное, найти созвездия детям школьного возраста. Так появилась идея создать свой образовательный ролик по тому материалу, который был собран о четырех околополярных созвездиях (Драконе, Кассиопее, Большой Медведице, Малой Медведице) для моего проекта.
Так как работа в основном нацелена на пользование детьми 6-17 лет, в ролике использованы: нарезка из мультфильмов, «космическая музыка», кадры из профессионального космического симулятора для увеличения яркости, образности, ясности и эмоциональности видео, в котором заложена вся главная информация о начале и объекте изучения. Несмотря на то, что такие видео все-таки встречаются во всемирной паутине, лишь малая часть из них на русском языке.
Для создания видео я использовала приложение InShot для телефона (фото 1-2). Будучи одним из самых популярных фоторедакторов среди современных пользователей мобильных устройств приложение InShot содержит целый спектр уникальных возможностей. Программа была создана как редактор фотографий для популярных социальных сетей, который обладает огромным количеством разнообразных фильтров.
Звук в любом видео можно настраивать по параметрам временной шкалы обрезанного видео. Примечательно, что добавление музыки в клипы предполагает не только самый распространенный формат mp3, но и работы с прочими расширениями. Именно этот параметр был для меня очень удобен, так как каждую карту сопутствовало голосовое объяснение.
Также после создания ролика, состоялась его презентация на мероприятии, посвященном астрономии (фото 3). Дети посмотрели видео о созвездиях, а после этого выполняли задания в виде игры для закрепления изученного материала. В ходе выполнения задания были сделаны выводы, что детям было понятна и интересна информация, содержащаяся в ролике, а также была хорошо усвоена.
Последним этапом практической части стало создание презентации для защиты проекта, в нее я включила фотографии с мероприятия, части моего видео и пояснения. Были сделаны выводы по проделанной работы, оценка успеваемости и достижения поставленной цели.
Заключение
Изучив литературу и источники, карты, биографию астрономов, были сделаны следующие выводы:
Исключение астрономии из курса школьных предметов может пагубно повлиять на сознание, реального восприятие окружающего мира детей, общее развитие. Продукт проекта нацелен на дополнительное изучение, мероприятия, внеклассные занятия. За время моей работы я столкнулась с людьми, которые имели большой интерес к астрономии, но не знали с чего начать свою дорогу познания космоса и мира, за пределами земли. Это оказалось еще одной проблемой, которую я решила по ходу продвижения работы над проектом.
Был изучен большой объем материала, изучено огромное количество новых терминов, ученых, атласов. Во время работы были затронуты другие разделы астрономии, кроме звездной астрономии. Проявлена связь астрономии с другими предметами, науками.
С помощью видео была заинтересована масса школьников к изучению астрономии, проявление их знаний и способностей. Работа над проектом прошла спокойно, проблем не возникло. Цель проекта достигнута.
Литература
Автор: Максимачев Б.А., Комаров В.Н.
Название: В звездных лабиринтах. Ориентирование по небу.
Издательство: "Наука", Москва, 200 стр. Год: 1978
Приложения
Фото 1 Фото 2
Фото 3
Сценарий общешкольного мероприятия по астрономии
В гостях у звездочёта
Цель:
Закрепить знания детей о том, что они живут на планете земля;
Расширить знания о космосе (солнечной системе, планетах, созвездиях);
Активизировать словарный запас (название планет, созвездий, и т.д.);
Создать положительный эмоциональный фон;
Развивать воображение и творческую активность.
Вед.: Здравствуйте ребята! Я сегодня пригласила вас поговорить о науке астрономии. Астрономия-наиболее удивительная из всех остальных наук. Это наука об огромных расстояниях. Наука о космосе. Космос-это таинственный и манящий мир звезд и планет, множества «небесных камней»-астероидов и комет.
- Как называется планета на которой мы живем?
Дети: ответы (слайд 2)
Вед.: Правильно мы живем на планете земля. Наша планета находится в огромном космическом пространстве.
- А вы знаете, что в древности люди считали, что земля плоская и можно добраться до края земли?
Но сколько не старались люди путешествовали и пешком и верхом и на кораблях, все равно возвращались на то место откуда и начинали свое путешествие. Тогда они поняли, что земля не плоская как тарелка, а круглая как шар.
Посмотрите как выглядит земля из космоса. (слайд 3)
Наша земля не висит на одном месте, она вращается вокруг воображаемой оси, делая один оборот за 24 часа или за одни сутки. Сутки- это время дня и ночи. (слайд 4)
Вращаясь планета подставляет солнечным лучам то одну, то другую сторону. На освещенной половине земного шара день, на неосвещенной-ночь. Вот почему на земле существует день и ночь.
Игра: день-ночь (слайд 5)
Вед.: Земля не только вращается, а еще и движется вокруг солнца. Один оборот вокруг солнца она делает за 365 дней (год). При этом на Земле происходит смена времен года. Какие времена года вы знаете?
Дети: ответы (слайд 6)
Вед.: Солнце – это самая ближайшая к нашей планете звезда. (слайд 7)
Солнце это большой и очень тяжелый шар.
Оно во много раз больше Земли.(слайд 8)
Если на одну чашу весов положить Солнце, а на другую нашу планету, то чтобы их уровнять, понадобиться 330 тыс. наших планет. (слайд 9)
Солнце не только очень большое, оно еще очень горячее. Внутри Солнца- 15 мил. градусов. (слайд 10)
Солнце находится очень далеко от Земли. Если турист захочет туда добраться, ему нужно идти 2 тыс. лет. На автомобиле ехать 200 лет, а на ракете несколько месяцев. (слайд 11)
Земля-это спутник Солнца, но и у самой Земли есть спутник – это Луна. Она постоянно движется вокруг Земли. (слайд 12)
Луна нам кажется очень большой, на самом деле она в четыре раза меньше Земли. (слайд 13)
Расстояние от Земли до Луны 4 000 000 км. (слайд 14)
Луна сама не излучает никакого света, а только как зеркало, отражает свет Солнца. Поэтому, разный вид Луны зависит от того, как она освещена Солнцем. Наша планета движется вокруг Солнца, а Луна вокруг нашей Земли. По мере того, как Луна движется, Солнце освещает ее только с одной стороны. Вот эту освещенную сторону мы и видим с Земли.
Вместе с нашей планетой вокруг Солнца движутся еще восемь планет. Земля-третья планета по отдаленности от Солнца и единственная планета на которой есть жизнь. (слайд 16)
Самая близкая планета к Солнцу-Меркурий. Один день на Меркурии длится 176 дней. На Земле пройдет полгода, а на Меркурии один день (слайд 17)
Венера- самая яркая планета Солнечной системы и вращается она не так, как остальные планеты, а наоборот. (слайд 18)
Земля-третья планета от Солнца. Ее называют голубой планетой, потому что на ней много воды.
Стихотворение(……..)
Во Вселенной есть планеты,
Очень разные они.
Но такую вот как нашу
Во Вселенной не найти.
Здесь леса, моря и горы,
люди разные живут
На других планетах
Жизнь пока что не найдут.
Сбережем планету эту
Под названием Земля
Ведь планета
Эта-дом наш,
Обижать ее нельзя.
Ведь она как мы- живая,
летит, кружится и сияет
Умывается морями
И на солнце загорает.
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной красивей нету! (слайд 42)
Игра пазл: собери Землю (слайд 19)
Четвертая планета-Марс. Она похожа на Землю. Её поверхность представляет собой пустыню. Горы на Марсе больше чем на Земле. (слайд 20)
Юпитер- самая большая планета Солнечной системы. Он так велик, что внутри него могли бы поместиться остальные планеты. (слайд 21)
Сатурн-вторая по величине планета. Его легко узнать по окружающим его светящимся кольцам, которые состоят из миллиардов твердых частичек льда и камня. Один год на Сатурне равен 30 земным годам. (слайд 22)
Планета Уран. Седьмая планета по удаленности от Солнца. Это самая холодная планета Солнечной системы. (слайд 23)
Планета Нептун. Представляет собой гигантский шар. У Нептуна тоже есть кольца. Одни из них яркие, а другие не очень. (слайд 24)
Плутон-это самая дальняя планета, самая маленькая и самая легкая. Плутон по размерам меньше Луны.
Вед.: А есть ли в космическом пространстве еще какие-нибудь объекты? (кометы, астероиды, звезды, спутники, ракеты. (слайд 25)
Вы правы на небе есть звезды. Звезды-это небесные тела. Их очень много. Безо всяких приборов можно разглядеть 6 тыс. звезд, а с помощью телескопа более 2 миллиардов. (слайд 26)
Они находятся далеко от нас и кажутся нам маленькими точками, но на самом деле-это огромные огненные шары. (слайд 27)
В древности путешественники и мореплаватели находили путь по звездам. Но запомнить их расположение нелегко. Поэтому звезды соединили линиями на картах, так чтобы образовались фигуры напоминающие людей и животных. (слайд 28)
Такие группы звезд называют созвездиями. (слайд 29)
Всего видимых созвездий, которые можно увидеть в телескоп 88, но на самом деле их гораздо больше.
- А какие созвездия знаете вы?
Выступление Кузьминовой Елизаветы.+видеоролик
Игра: Построй созвездия (слайды 30-32)
Вед.: Сейчас мы проверим, что вы запомнили из того, что вы услышали.
Загадки: (слайд 33)
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп) (слайд 34)
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя (астроном) (слайд 35)
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная (луна) (слайд 36)
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета) (слайд 37)
Невесомости любитель.
По-английски «астронавт»,
А по-русски (космонавт) (слайд 38)
На орбите как назло
Появилось (НЛО) (слайд 39)
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный (звездолет) (слайд 40)
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные (галактики) (слайд 41)
Вед.:Вот и заканчивается наше путешествие по удивительной науке астрономии.
Во Вселенной есть планеты,
Очень разные они.
Но такую вот как нашу
Во Вселенной не найти.
Здесь леса, моря и горы,
люди разные живут
На других планетах
Жизнь пока что не найдут.
Сбережем планету эту
Под названием Земля
Ведь планета
Эта-дом наш,
Обижать ее нельзя.
Ведь она как мы- живая,
летит, кружится и сияет
Умывается морями
И на солнце загорает.
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной красивей нету!
Большое - маленькое
5 зимних аудиосказок
Ворона
Филимоновская игрушка
Компас своими руками