.
Вложение | Размер |
---|---|
proektno2_koryaykin.docx | 359.82 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Центр образования "Тавла" - Средняя общеобразовательная школа №17»
Исследовательский проект
«Интернет в жизни старшеклассника: за и против»
Работу выполнил
ученик 10А класса
Коряйкин Евгений
Руководитель проекта:
учитель обществознания
Кудрявцева С.Ю.
Саранск, 2023
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Понятие системы интернет и ее значение | |
| 5 |
| 7 |
| 10 |
| 16 |
Глава 2. Практическая часть. Результаты анкетирования «Интернет в жизни современного подростка» | 21 |
Заключение | 26 |
Список использованных источников | 28 |
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что современный мир невозможно представить без Интернета. В современной жизни интернет играет очень большую роль, как у взрослого поколения, так и более молодого. Уже невозможно представить день современного человека без выхода в интернет: соцсети, мессенджеры, сайты, игры.
Жизнь постоянно развивается, новые технологии и достижения значительно упрощают общение и дают больше возможностей для получения информации. Виртуальный и реальный мир в жизни человека сейчас поляризуется, бывает и дисбаланс, наблюдается уход от реальности. Кто-то научился находить баланс и использовать Интернет для достижения целей, рекламы, продвижения бизнеса или общения с друзьями, поиска новых знакомых, для кого-то он становится заменой реальной жизни, а не средством для реализации жизненных планов.
Интернет и социальные сети оказывают самое серьезное влияние на социализацию современной молодежи. В современных социальных условиях огромная часть жизни подростков проходит в информационном пространстве – социальные сети, игры, многочисленные развлекательные и познавательные сервисы. Отсутствие цензуры и несовершенная система контроля за активностью в Интернет делает виртуальное пространство небезопасным.
Это особенно актуально для подростков – учащихся старшей школы. Это время, когда подростки пытаются углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях, что побуждает интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Это порождает стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. И очень важно в это время правильно научиться правильно информацией, чтобы не навредить самому себе.
Поэтому необходимо понять значение системы Интернет в жизни старшего школьника, выявить положительные и отрицательные стороны влияния интернета на развитие личности, а также определить, как пользоваться всеми возможностями интернета, чтобы это способствовало правильному формированию сознания и ценностных ориентаций у подростков в сложном возрастном периоде.
Вышеизложенное послужило выбором темы настоящего исследования.
Цель исследования – выявить и изучить особенности влияния интернета на формирование личности старшеклассников.
Задачи исследования:
Объект исследования – интернет как основной источник информации для современных подростков.
Предмет исследования – влияние интернета на подростков, учащихся старших классов.
Гипотеза исследования: интернет как глобальная компьютерная сеть, предоставляет огромные свободы и дает безграничные возможности для развития и самовыражения подростков.
Методы исследования:
а) теоретические: изучение литературы по данной проблеме;
б) научно-логические (анализ, синтез, прогностический, статистический) методы;
в) эмпирические: анкетирование, беседа.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 30 человек – учащихся 10 классов.
База исследования: МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17».
Практическая направленность:
- полученные результаты исследования помогут расширить научное значение о влиянии Интернета в жизни старшеклассников;
- материал данного исследования может использоваться в деятельности школы (родительских собраний, классных часах).
Структура исследования обусловлена сформулированными автором целью и задачами, состоит из введения, двух глав, первая - включает четыре части, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Понятие системы интернет и ее значение
1.1 Что такое интернет и как он возник
Интернет – это всемирная информационная система связи, представляющая собой множество компьютерных сетей на всей планете объединенных между собой, это глобальная сеть, к которой подключено неограниченное количество устройств и других сетей. Находятся они в ней одновременно. Интернет становится больше и развивается, так как количество устройств и сетей, подключающихся к нему, растет с каждым днем.
Интернет – всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.
Интернет стал неотделимой частью современной цивилизации. Стремительно врываясь в сферы образования, он порождает новые формы общения и обучения.
Идея соединения между собой нескольких компьютеров появилась еще при их создании. В далеком 1961 году по заданию минобороны США начата работа над экспериментальным проектом по созданию сети между компьютерами, для передачи пакетов данных. Лишь в 1969 году соединили между собой два ПК из разных университетов в Калифорнии и в Стэнфорде. Так, в далеком 1969 году, была создана самая первая в мире сеть - ARPANET. Она была закрытой для большинства и больше применялась для военных нужд. Используя сильные стороны и удачные решения ARPANET в 1984 году национальным научным фондом США была создана уже более открытая и современная сеть - NSFNet. Использовали ее для установления связи между вычислительными центрами и институтами посредством компьютеров. Подключение к ней было довольно свободным, поэтому уже к 1992 году к ней было подключено уже более 7500 тысяч других мелких сеток. Некоторые были и из разных стран.
ARPANET просуществовала до 1990 года, после чего полностью уступила место более современной NSFNet. За год до этого, в 1989 году британский специалист Тим Бернерс-Ли начал реализацию своей концепции всемирной паутины и начал разработку протокола HTTP для TCP/IP, языка гипертекста - HTML, идентификаторов адресов - URI и браузера. В 1990 году всемирная паутина вышла в свет и стала доступна для исследовательских учреждений. Первый браузер вышел тогда же и назывался WordWideWeb.
В 1991 году всемирная паутина вышла в общий доступ для всех компьютеров, соединенных с интернетом. А в 1993 году вышел в свет первый графический браузер Windows NCSA Mosaic, на основе которого были созданы браузеры Internet Explorer и другие. Именно благодаря появлению всемирной паутины, браузеров, возможности создавать сайты - популярность интернета начала расти огромными темпами. Люди смогли не просто общаться между компьютерами по сети, а получили полноценное медиа пространство с практически безграничными возможностями для обмена информацией в удобном - графическом виде.
В Россию Интернет проник в начале 1990-х. В те годы ряд университетов приступил к построению собственных компьютерных сетей. На базе Института Атомной Энергетики им. Курчатова сложились две коммерческие компании, которые предоставляли услуги по подключению к Интернету. В 1993 году сильный импульс для развития Интернета в России дала «Телекоммуникационная программа» от Международного Научного Фонда.
В следующем году, в рамках государственной программы «Университеты России» выделили направление для создания федеральной университетской компьютерной сети. В рабочий строй сеть вступила в 1995 году. В 1996-98 годах построили опорную сеть для науки и высшей школы. Одновременно с этим возникали и развивались сети коммерческих поставщиков. Вначале они ориентировались на подключение организаций. В 1998 году Ростелеком образовал совместно с Релкомом компанию Релком – ДС. На сегодня это самый крупный поставщик Интернет услуг в России. На сегодняшний день в Интернете уже есть огромная база информации на русском языке.
Таким образом, Интернет - это величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, при помощи которого человечество совершило огромный скачок в будущее, дало стимул к прогрессу. Интернет упрощает нашу жизнь, открывает перед нами всё большие возможности. Так же это большая помощь в учёбе и работе. Сейчас в один момент можно получить любую интересующую нас информацию на заданную тему, связаться с любой точкой мира за считанные секунды.
1.2 Значение Интернета
Сегодня изучение влияния компьютерных технологий на человека, в том числе на жизнь старшеклассников только набирает обороты. Это проблему активно изучают разными учеными (социологами, психологами, педагогами, даже психиатрами). Многие научные изыскания вызывают как одобрение, так и критику. Остановимся на плюсах и минусах интернета.
Плюсы появления интернета:
Интернет дает большие возможности в различных аспектах жизни современного человека. Вот некоторые из них.
Использование интернета приносит не только пользу и удовольствие. Даже опытного пользователя подстерегает немало опасностей, способных отнять у него и нервы и время, а часто и деньги.
Минусы появления интернета:
Таким образом, можно выделить положительные и отрицательные стороны глобальной сети в жизни любого человека. Тем не менее, мы уверенно можем сказать, что его значение в жизни огромно. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации. Глобальная сеть связывает практически все крупные научные и правительственные организации мира, университеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства, образуя гигантское хранилище данных по всем отраслям человеческого знания. Виртуальные библиотеки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество текстовой, графической, аудио и видео информации.
Сегодня изучение влияния компьютерных технологий на человека, в том числе на жизнь старшеклассников только набирает обороты. Это проблему активно изучают разными учеными (социологами, психологами, педагогами, даже психиатрами). Многие научные изыскания вызывают как одобрение, так и критику.
1.3 Роль интернета в жизни старшеклассника
В интернете школьники приобретают знания и социальные навыки, которые помогут им в недалеком будущем стать успешными гражданами цифрового общества. В информационном обществе перспектива развития связана в первую очередь с потреблением информации. Сегодня интернет превращается в один из основных ее источников не только для взрослых, но и для детей. Для российских подростков интернет по сравнению с книгами, телевидением, журналами становится главным источником информации, конкурирует с учителями и друзьями и частично заменяет родителей. Более половины российских школьников считают интернет свободным пространством, где каждый может делать то, что хочет. Это тоже очень привлекательный момент для подростков, повышающий их пользовательскую активность.
Старшеклассники - это молодые люди, проходящие стадию взросления, становления личности, усвоения знаний, необходимых для того, чтобы состояться как полноценные члены общества. Реальность такова, что современные старшеклассники не представляют своей жизни без социальных сетей и интернета, которые прочно вошли в их повседневную жизнь. В результате доступности как современных электронных гаджетов (мобильные телефоны, компьютеры, планшеты), так и доступности Интернета как на самом мобильном устройстве из-за понижения тарифов на интернет-трафик у сотовых компаний, так и в результате появления огромного количества точек Wi-Fi в общественных местах, раздающих Интернет.
Социальные сети являются не только средством времяпрепровождения для молодых людей и оказывают влияние на процесс социализации. Бесконтрольное использование социальных сетей старшеклассниками опасно, ведь у них еще не сформировавшаяся психика. Социальная дезориентация и многие другие состояния являются результатом отрицательного влияния долгого пребывания в Сети. Огромная часть подростков попадает в зону риска по уровню умственного развития, у них отмечается компьютерная игровая зависимость (онлайн-игры) или интернет-зависимость, которая, проявившись еще в детстве, может сопровождать подростка и во взрослой жизни.
Безусловно, Интернет занимает большую часть жизни подростка. С помощью Интернета школьники приобретают знания и социальные навыки, которые помогут им в недалеком будущем стать успешными людьми. Школьники активно используют Интернет в качестве коммуникации: ведут свой блог, пользуются электронной почтой, общаются в онлайн-чатах и социальных сетях.
Но вместе с полезной информацией в Сети активно развита развлекательная сфера, что способствует склонности подростка скорее получать удовольствие от Интернета, наслаждаться им, нежели анализировать и критически осмысливать полученную информацию. В связи с этим можно выделить как положительные, так и отрицательные черты существования Интернета в жизни подростка.
Положительные стороны интернета в жизни старшеклассника:
Одной из положительных сторон интернета в жизни современного школьника, по моему мнению, является то, что интернет заменил объёмные книги в библиотеках и множество документаций в архивах на быстро доступные электронные сайты. Каждый ученик может в любой момент почерпнуть необходимую ему информацию.
Так же, одним из плюсов является быстрый обмен информацией. Каждый школьник во время изучения новой темы может не прийти на урок, имея уважительную или неуважительную причину. Таким образом, он пропускает получение важной информации. Те ученики, которые находятся на уроке, могут переслать через интернет всю необходимую информацию ученику, пропустившему занятия.
Самообразование – это большой плюс интернета в жизни подростка. Если старшеклассник по какой – либо причине не может учиться в школе , он всегда может заняться им, но самообразование не заменит обычную школьную программу. Заниматься самообразованием непросто, необходимо составить удобный график и наметить конкретные задачи, важно относиться к учебному процессу ответственно, искать мотивацию и настраивать себя на усердную работу.
Интернет является одним из наиболее эффективных средств коммуникации между людьми, предоставляет различные платформы и методы для общения, включая электронную почту и мгновенный обмен сообщениями через социальные сети.
Теперь подростки и люди в целом могут общаться друг с другом практически из любой части земного шара, где доступны интернет-услуги, с помощью таких сервисов и соцсетей, как Skype, Gmail, Telegram, Вконтакте и т.д. Благодаря этому дети, которые учатся в других городах, могут общаться со своими родителями каждый день. Переезд из родного города мог быть более тяжелым, но благодаря возможности поддерживать контакт с родственниками, общаться, видя собеседника, отправлять фотографии и электронные письма, уход из дома становится намного легче.
Кроме того, каждый может найти в Интернете сообщество по интересам. Интернет предоставляет безграничные возможности для создания сообществ. Во-первых, в нем легче найти людей со схожими взглядами; во-вторых, знакомство и общение в Интернете происходит намного легче, так как человек здесь чувствует себя более комфортно и расслабленно, чем в реальной жизни; в-третьих, Интернет предоставляет возможность для свободного обмена чувствами и мыслями, каждый человек может высказывать мнение по социальным, экономическим, политическим или экологическим темам с помощью блогов, социальных сетей, видеороликов, электронных книг и т.д. Кроме того, онлайн-сообщество воспринимается потребителем как место взаимодействия с фанатами или другими участниками. Интернет-сообщество может стать также «безопасным» местом для выражения идей и обсуждений.
Важно отметить тот факт, что Интернет дал людям возможность самообразования и получения дистанционного образования, т.к. возможность получения знаний и информации в сети непосредственно влияет на социализацию детей, разрушая географические барьеры между людьми и давая им возможность получать информацию друг от друга независимо от местоположения. Можно сказать, что Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым. Интернет можно использовать во благо. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью Интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.
Проанализировав вышеперечисленные факторы, можно сделать вывод, что позитивная сторона влияния Интернета на молодежь, достаточно существенна. Дети получили новые интернет-площадки для творчества и саморазвития, возможности для общения и обмена информацией, что может облегчить или ускорить их социализацию.
Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.
Отрицательные стороны интернета в жизни старшеклассника:
Нередко источники данных в интернете недостоверны. Например, мы узнаем, что отряд генерала Власова не преступники и предатели, а патриоты и во Второй Мировой войне победу над фашистской Германией одержали США, а наши герои - освободители стали оккупантами и захватчиками.
Использование интернета не по назначению. Нередко локальная и глобальная сеть в ходе учебного процесса используется не для обучения, а с целью развлечения. Вследствие чего возникает потребность в высококвалифицированном персонале, способном не только ограничить поток информации, защищать сеть от вирусов и т.п., но и выступать в качестве цензуры для ученика.
Отрицательное влияние на здоровье. Огромные проблемы, возникшие в здравоохранении за последние 10-15 лет, свидетельствуют о том, что здоровье молодого поколения в стране резко ухудшается, а компьютер – один из наиболее мощных факторов, отрицательно влияющий на зрение человека и его иммунную систему в целом.
Воспитание агрессии и ненависти. Слишком большое количество бесконтрольной агрессивной информации выплескивается на посетителей сети Интернет. И не всегда учащийся способен адекватно и критично оценивать её отрицательное влияние. Вследствие чего воспитывается общество со смещенными ценностными ориентирами и асоциальной культурой.
В современном цифровом пространстве можно проводить неограниченное количество времени, что приводит к серьезным последствиям, связанным с трудностями социализации и приобретением коммуникативных навыков.
Люди, поглощенные своей деятельностью в цифровом пространстве, в большинстве случаев, забывают, что в их окружении есть реальные люди, нуждающиеся в их внимании, они не могут нормально взаимодействовать со своей семьей, друзьями и коллегами, не говоря уже о встрече с незнакомыми людьми. Из-за социальных сетей люди придают большее значение виртуальным друзьям, чем реальным.
Онлайн-игры могут вызывать зависимость и привыкание у детей, подростков и даже взрослых. Это отнимает драгоценное время, которое можно было бы использовать для чего-то более важного и полезного, например для общения со сверстниками и приобретения коммуникативных навыков. Кроме того, один из членов семьи может быть настолько зависим от онлайн-игр, что в итоге полностью отдаляется от своей семьи. Эта проблема может затронуть людей абсолютно разных возрастных категорий.
В Интернете есть и другие факторы, которые также негативно влияют на социализацию подростков, например, огромное количество незаконной и неподобающей информации, доступ к которой почти не имеет каких-либо ограничений, либо способ обхода этих ограничений находится простым интернет-серфингом всего за несколько минут. Психика и умы детей могут быть травмированы, что может повредить механизмы их социализации. Одной из самых главных сторон, негативно влияющих на социализацию, является тот факт, что чрезмерное использование Интернета может вызывать зависимость, приводящую к различным болезням, например такой как депрессии и интернет-зависимости.
Стоит отметить, что применение информационных технологий обеспечивает быстрое распространение многообразных сообщений о социально-политической сфере и облегчает осуществление пропагандистской деятельности, под влияние которой иногда попадают дети и подростки. В виртуальном пространстве распространяются как гуманистические воззрения, знания, ценности и образы, так и экстремистские взгляды.
Можно констатировать, что в современных социальных условиях огромная часть жизни старшеклассника проходит в информационном пространстве - социальные сети, игры, многочисленные развлекательные и познавательные сервисы. При отсутствии контроля со стороны взрослых при пользовании Интернетом ребенок не может самостоятельно критически оценить полученную информацию, тем самым оказывается в небезопасной для него среде, а также появляется риск забыть про реальную жизнь, полностью погрузившись в виртуальный мир. Отсутствие цензуры и несовершенная система контроля за активностью в Интернет делает виртуальное пространство небезопасным для подростков и молодежи.
Интернет является одним из главных источников информации, конкурируя с книгами, учителями и частично даже с родителями, но несмотря на это, часть подростков осознаёт, что в Сети можно встретиться и с негативным, агрессивным материалом. Однако не все школьники способны осознать и справиться с вредоносной информацией. Знакомство с неизвестным и необычным почти всегда вызывает неуверенность и страх. А глобальная сеть не только захватывает, но и поражает любого своими колоссальными возможностями.
1.4. Интернет-зависимость и ее предупреждение
Расстройство «интернет-зависимость» было описано в 1994 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом, который выделил следующее: использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс. В России данный феномен изучается с 2000 года.
Выделяют три формы интернет – зависимости:
1. Зависимость отношений.
2. Зависимость от игр (в том числе азартных).
3. Зависимость от общения и поиска информационных ресурсов.
Причины интернет – зависимости:
1. Доступность разнообразной информации
2. Широкая интерактивность, постоянное общение
3. Анонимность передаваемой информации
4. Проблема свободного времени
5. Невостребованность собственных возможностей в реальном мире.
6. Зависимость настроения и жизненных сил от нахождения в Интернете
Дети перестают читать книги, сокращается круг общения подростков: они ограничиваются виртуальным общением в чатах и форумах, у молодёжи стремительными темпами растёт агрессивность, которая вызвана чрезмерным, а иногда и болезненным увлечением компьютерными играми. Всё это приводит к постепенной деградации личности.
Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может проявляться в различных формах. Интернет-зависимость опасна, т.к. приводит к снижению концентрации внимания, ухудшению памяти, мыслительным и психическим расстройствам;, обострению физических заболеваний.
Основные 5 типов интернет-зависимостей:
- Навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
- Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
- Игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
- Навязчивая финансовая потребность - игра по сети в азартные игры, ненужные
- Покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
- Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
Интернет-зависимость - навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети. Интернет-зависимость не является психическим расстройством по медицинским критериям, однако в МКБ11 (Международная классификация болезней) (май 2019) включены зависимость от видеоигр и зависимость от азартных онлайн игр.
Интернет-зависимые не осознают тяжести своего состояния и с раздражением и агрессией относятся к попыткам отвлечь их от источника зависимости, но это происходит, когда болезнь зашла уже слишком далеко. До этого еще можно и самостоятельно обнаружить у себя признаки формирующейся зависимости и, если хватит силы воли, вовремя остановиться.
Для состояния интернет-зависимости характерны следующие признаки:
- потеря ощущения времени при использовании устройства;
- эйфория при использовании устройства;
- досада и раздражение при невозможности выйти в Интернет, в частности отвращение ко всем остальным видам деятельности;
- прекращение взаимоотношений с друзьями и знакомыми;
- интересует только то, что связано с предметом увлечения - играми, социальными сетями и т.п.;
- использование устройства тайно или тайком от посторонних.
Вопросы профилактики Интернет-зависимости в настоящее время практически не разработаны. В большинстве случаев людей, которые больны «компьютерной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и подобными методиками.
Родителям уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.
1. Находите время для общения с подростком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.
2. Будьте для подростка проводником в интернет, а не наоборот. Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета. Нужно самим показать подростку все возможности сети – и не только игры и социальные сети.
3. Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.
4. Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.
Также со стороны государства необходимы системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием Интернета и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.
В число основных задач государства необходимо обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Для решения этих задач предполагается:
- создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах;
- создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей;
- создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа;
- принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.
Законодатель установил дополнительные ограничения на распространение информации посредством Интернета, в частности:
- введена обязанность для лиц, организующих доступ другим лицам к Интернету в местах, доступных для детей (владельцев интернет-кафе, гостиниц, других пунктов коллективного доступа к Интернету, кроме провайдеров), обеспечивать все возможные меры и средства для защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
- установлено право (именно право, а не обязанность) владельца сайта (за исключением сайтов - СМИ) размещать на нем знак информационной продукции или текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно;
- введена обязанность интернет-провайдеров ограничивать доступ к опасной информации.
Учитывая, что воздействие Интернета на социализацию детей может быть как положительным, так и отрицательным, необходимо управлять этой технологией в интересах человека.
Профилактика склонности к зависимости приобретает особенную значимость в подростковом возрасте. Неоценимый вклад в этот процесс может внести государство, общение с родителями, а также массовая культура. Духовное развитие имеет особое значение для формирования особого отношения к своей личности и окружающим, что выступает крепким фундаментом для построения межличностных отношений и здоровой социализации у ребенка.
Нами предлагаются Рекомендации для старшеклассников по профилактике интернет-зависимости:
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.
2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.
3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас неважно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.
9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
Глава 2. Практическая часть. Результаты анкетирования «Интернет в жизни современного подростка»
Главной темой моего проекта являются старшеклассники и интернет. Чтобы определить, как интернет влияет на старшеклассников был проведен опрос, его проходили 16 учащихся 10-х классов, возрастная категория – 16-17 лет.
В ходе опроса были получены следующие результаты:
1.Вопрос «Сколько времени ежедневно Вы проводите в интернете?»
2. Вопрос «Для чего Вы в основном используете интернет?»
Изучив данные работы каждого участника опроса можно сделать вывод, что интернет влияет на каждого человека по-разному, но в данный момент из увиденных цифр мы можем сказать, что подростки большую часть своей жизни проводят в сети, ведь там они могут делать все, что им захочется, а это влечет за собой как много возможностей так и большие риски.
Но, даже учитывая все «опасности» Всемирной сети, невозможно отрицать всю пользу, которую она приносит. Ей можно пользоваться, а можно и нет, но не признавать повсеместную интеграцию ее в жизнь современного старшеклассника уже невозможно. Взвесив все плюсы и минусы интернета, можно сделать вывод о том, что у него примерно одинаковое количество достоинств и недостатков, однако при умеренном и грамотном использовании его преимущества заметно превосходят отрицательные стороны. Результаты исследования показывают, что школьники достаточно адекватно воспринимают возможности Интернета как источника информации в первую очередь. Но однако, не принятия учениками отрицательных сторон Интернета и компьютера могут привести к негативному влиянию на психическое и физическое здоровье личности.
Заключение
В настоящее время Интернет представляет собой «мир», параллельный нашему. Человек, «входящий» в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление об Интернете. Но, чем больше работаешь в Интернете, тем быстрее замечаешь, что в сети очень много отрицательного. К сожалению, не все могут осознать, как Интернет заполняет наше сознание. Проведя данное исследование, мы поняли, что интернет в жизни современного подростка играет немаловажную роль.
Наша гипотеза подтвердилась, каждый подросток использует интернет в своих целях, он способствует обучению развитию, творчеству. Вместе с тем интернет отрицательно влияет на старшекласнников, и об этом нельзя забывать.
Начиная с конца прошлого столетия, цифровое пространство постепенно внедрялось в жизнь человека. В настоящее время возможности Интернета стали глобальными. Сейчас подключиться к Интернету может любой желающий, несмотря ни на место его проживания, ни на финансовое состояние. Всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни в развитых и развивающихся странах.
Учитывая, что воздействие Интернета на социализацию детей может быть как положительным, так и отрицательным, необходимо управлять этой технологией в интересах человека.
Роль Интернета в жизни человека становится все более значимой, часть жизни проходит в визуальном пространстве - соцсети, мессенджеры, сайты, игры. Жизнь постоянно развивается, новые технологии и достижения значительно упрощают общение и дают больше возможностей для получения информации. Виртуальный и реальный мир в жизни человека сейчас поляризуется, бывает и дисбаланс, наблюдается уход от реальности. Кто-то научился находить баланс и использовать Интернет для достижения целей, рекламы, продвижения бизнеса или общения с друзьями, поиска новых знакомых, для кого-то он становится заменой реальной жизни, а не средством для реализации жизненных планов.
В Интернете каждый прокладывает свой собственный путь. Ты сам решаешь, какими услугами сети воспользоваться. В интернете работают программы, решающие определенный круг задач. С его помощью можно даже звонить по телефону, делать покупки, заказывать авиабилеты и номера в отелях, рекламировать свои товары и фирмы, общаться самыми различными способами, дружить и даже влюбляться, и это далеко не всё.
Миллионы людей с ограниченными возможностями получили возможность реальной удаленной работы, возможность общаться с друзьями. Интернет дает возможность многому научиться, получить профессию, либо поднять свои навыки на иной уровень. Так же в Интернете можно всегда получить самые свежие новости.
Но, единственное, чего глобальная сеть никогда не сможет заменить – это прелести живого общения, а сидя перед мерцающим экраном никогда нельзя будет получить удовольствие от встреч с друзьями.
Позитивная сторона влияния Интернета на молодежь, достаточно существенна. Дети получили новые интернет-площадки для творчества и саморазвития, возможности для общения и обмена информацией, что может облегчить или ускорить их социализацию.
Интернет с каждым днем становится все популярнее среди школьников. И, к сожалению, не все умеют правильно им пользоваться. В связи с этим можно выделить как положительные, так и отрицательные черты существования Сети в жизни подростка.
Негативные же стороны могут замедлить социализацию ребенка или подростка, что в итоге способно привести к интернет-зависимости. Компьютерные технологии оказывают глубокое психологическое воздействие на сознание подростка, приводящие к нарушению их социально-психологической адаптации. Что еще нам показалось отрицательным, это то, что интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее, что в нас есть. Поэтому важно понимать и принимать правила работы в интернете
Список литературы:
Как Снегурочке раскатать тесто?
Рукавичка
Под парусами
Колумбово яйцо
Рисуем акварельное мороженое