.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 630.05 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17»
городского округа Саранск
Межшкольная научно-практическая конференция
«С наукой в будущее»
Исследовательская работа
«Мордовская и таджикская свадьба:
сравнительная характеристика»
Работу выполнила: |
ученица 10А класса |
Улукова М.К. |
Руководитель: |
учитель истории |
Кудрявцева С. Ю. |
Саранск 2023
Содержание
Введение.......................................................................................................3
Глава 1. Таджики: история, традиции и обычаи………………………..5
Глава 2. Национальная свадебная традиция
2.1 Свадебная церемония в Таджикистане.....................................10
2.2 Мордовская национальная свадьба…………………………..15
Глава 3. Практическая часть: сравнение двух национальных свадеб..........................................................................................................17
Заключение.................................................................................................20
Список литературы....................................................................................21
Приложения................................................................................................22
Введение
Таджики сегодня проживают почти в ста странах земного шара: в Азии, Австралии, Африке, Европе и Америке. Большинство из них находятся на своей исторической Родине - Мавераннахре и Хорасане, то есть сегодняшней Центральной Азии в составе различных государств - Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Казахстана, Афганистана, Ирана, Индии, Пакистана и других, являясь коренным населением указанных стран.
Кроме коренных таджиков, в упомянутых государствах, а также в Азии, Австралии, Европе и Америке находится много таджиков-эмигрантов и вынужденных переселенцев и беженцев. В течение веков многие таджикские переселенцы и их потомки возвращались на свою историческую родину. В сложившейся ныне ситуации в республике большая часть из современных переселенцев уже возвратилась на Родину, другая часть, вероятно, также может последовать им. Однако некоторая часть, таджиков и соотечественников стала гражданами других стран. Следует отметить, что количество таджиков, проживающих в других государствах, превышает число таджиков Республики Таджикистан более чем в семь раз, составляя не менее 30млн. Между тем, их история до недавних пор не была объектом специального изучения. В советское время для объективного изложения истории зарубежных таджиков не было возможности. Политика советского правительства не позволяла ученым страны объективно исследовать историю таджиков, проживающих в других странах. Подобная политика в итоге стала причиной осложнения социального положения таджиков в ряде стран, ослабления статуса их языка и культуры, а также привела к «искусственному уменьшению» их численности. После распада Советского Союза на его территории созданы отдельные суверенные государства, проводящие собственную внутреннюю и внешнюю политику, со своими границами, таможнями и т.п. Не всегда наблюдается устойчивое отношение между ними. Все это, естественно, затрудняет зарубежным таджикам связаться со своей исторической Родиной и наоборот. В этих условиях является необходимым и отвечает духу времени исследование и публикация истории таджиков мира в различных аспектах. К этому следует добавить, что без учета мировой таджикской диаспоры история таджикского народа была бы неполной. Учитывая большое научное, познавательное и воспитательное значение данной проблемы, на историческом факультете Таджикского государственного национального университета с сентября 1994 года была введена новая дисциплина – «История таджиков мира». Вслед за ТГНУ она включена в программы Российско-Таджикского(Славянского) университета, а также других вузов.
Цель данного исследования: сравнить традиции проведения таджикской и мордовской свадеб.
Задачи исследования:
1. Описать сущность национальной культуры Таджикистана.
2. Охарактеризовать уникальность национальной культуры разных народов на примере свадебных обрядов мордовского и таджикского народов.
3. Показать важность сохранения национальной культуры разных народов.
Актуальность. Современная культура создана совокупными усилиями всех, без исключения, народов мира. Каждый из них вносит свой собственный, неповторимый, уникальный вклад, благодаря чему она постоянно обогащается, становится всеобщим достоянием, динамично развивается. Вот почему для культурологии важны культуры всех народов: больших и малых, древних и современных, развитых и менее развитых.
Новизна данного исследования заключается в обозначении важности степени распространенности знаний об особенностях и сущности национальной культуры народов страны.
Объект исследования: национальная культура таджикского народа.
Предмет исследования: свадебная традиция мордовского и таджикского народа.
Гипотеза: знание особенностей культуры будет способствовать взаимопониманию между народами.
Методика исследования включала в себя теоретические и эмпирические методы исследования: обзор литературных источников, наблюдение во время посещения мероприятий по случаю свадьбы родственников, интервьюирование с учителем мордовского языка школы, сбор фото- видеоматериалов и их анализ.
Глава 1. Таджики: история, традиции и обычаи
Таджики представляют собой один из наиболее древних коренных народов Средней Азии. Образованию таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, восходящие ещё к 2-му тысячелетию до н. э. Согласно историческим исследованиям, предками таджиков являются оседлые и кочевые ираноязычные народы согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, тохары, парканцы (древние ферганцы) массагеты, скифы и саки, распространившиеся на просторах Центральной Азии в конце 2-начале 1 тысячелетия до нашей эры. Прямыми предками таджиков были: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе, хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и сако-массагетские племена Памиро-Тянь-Шаньских гор и Арало-Каспийских степей.
С образованием Саманидского государства в IX—X вв. завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков, что было тесно связано с распространением общего персидского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим языком региона. На персидском (таджикском) языке складывается богатая многовековая литература, многие произведения которой признаны шедеврами мировой литературы, развиваются наука и культура. После падения Саманидского государства в конце X века и возвышения тюркских династий, политическая власть в Средней Азии перешла к тюркоязычным народам. Тюркские, а позже монгольские, племена всё новыми волнами проникали в населённые предками современных таджиков земледельческие области, начался многовековой процесс ассимиляции и тюркизации средневековых таджиков, особенно в равнинных районах, в меньшей степени в горных областях и больших городах. Однако таджикский язык не только сохранился, но и оставался господствующим, государственным языком всех последующих тюркских династий.
В 1924 году была образована Таджикская АССР, столицей которой стал город Душанбе, входящий в состав Узбекской ССР. Таджиков не выделяли отдельно, а объявили титульной нацией. Таджикистан был выделен как отдельная советская республика в 1929 году, которая позже стала современным независимым Таджикистаном.
В настоящее время таджики составляют 84,3 % населения страны, 80 % из них исповедуют ислам суннитского направления, но таджикские женщины не носят хиджаб: государство запрещает его как элемент другой культуры. В республике поощряется ношение народной одежды, которую мужчины сочетают с современной: надевают поверх рубашки и брюк халат, на голову тюбетейку. Женщины носят расшитые узорами туникообразные платья и шаровары, а голову покрывают платком или тюбетейкой.
Праздники таджиков
Многие празднества в Таджикистане связаны с природой. В начале весны распускаются подснежники, их по обычаю в горах собирают дети и приносят букеты матерям. В начале лета отмечают праздник Сайри Лола, посвященный сбору первого урожая и цветению тюльпанов.
Навруз - день весеннего равноденствия - празднуют с 21 по 24 марта. В эти официальные выходные устраивают гуляния и угощают друзей и родных главным символом праздника - сумалаком (суманаком) - кушаньем, приготовленным из зеленых проростков пшеницы.
Дата меняется ежегодно, Праздник Иди Рамазон
Это праздник в честь окончания священного месяца Рамазан, наступает после завершения долгого поста, во время которого верующие отказывались от еды и питья в дневное время. Праздник Ид аль- Фитр – это не просто возможность разговения, но и обновлённое, после духовного очищения восприятие окружающего мира и бытия.
Иди Рамазон –праздник мира и добра. В этот день мужчины собираются ранним утром в мечети на праздничную молитву и посещают могилы усопших.
В праздничные дни обязательно встречаются с родными и близкими за праздничным столом. В Таджикистане очень интересная кухня, основанная на древних традициях гостеприимства и стремления к красоте. Даже в обычные дни, стол таджика являет собой произведение кулинарного искусства, а в праздники он поражает великолепием красок, ароматов и изобилием.
Дата меняется ежегодно, Праздник Иди Курбон
Один из самых почитаемых религиозных праздников у всех мусульман. Отмечается через 70 дней после окончания месяца Рамазан. В священном писании существует легенда об истоках этого праздника. В ней говорится о том, как Аллах не дал правоверному мусульманину Ибрагиму принести в жертву своего сына Исмаила, положив на жертвенный алтарь овна. С тех пор принято приносить в жертву животных, как символ веры во всемогущество и милосердие Всевышнего.
В праздник Иди Курбон верующие надевают новую нарядную одежду, посещают мечеть, режут жертвенного барашка или теленка. Мясо делят на три части. Одну раздают бедным, вторую -родственникам, а из третьей готовят праздничное угощение. В эти дни двери домов открыты для гостей и всюду царит веселье.
Поведение, этикет
Каждое утро таджика начинается с «Ассаломуалейкум» (таджики приняли это у арабов в IХ веке), что в переводе означает «Мир Вашему дому». При встрече с людьми поздоровайтесь пожатием правой руки и постарайтесь, чтобы ваша левая рука была на правой стороне груди. Ни в коем случае не здоровайтесь левой рукой, даже если ваша правая рука занята. С женщинами здороваются только голосом, и если женщина знакома и старше собеседника, то одновременно с «Ассаломуалейкум» мужчина-собеседник в знак уважения прилагает правую руку к сердцу.
Перед тем как зайти в дом таджика, вам предложат вымыть руки и подадут полотенце - воспользуйтесь этим. Не стряхивайте воду с рук, болтая ими в воздухе, -это будет рассмотрено как неуважение к хозяевам дома и окружающим. И даже если перед тем, как прийти в гости, вы уже помыли руки, не отказывайтесь вымыть их еще раз.
Если в доме уже есть люди, поздоровайтесь и старайтесь улыбаться. Если вы пришли в дом, где нет хозяина и в нем находится только женщина и (или) дети, не заходите в этот дом. Даже если женщина (хозяйка дома) вас пригласит зайти (это знак воспитанности, согласно древней традиции, любого гостя не оставляют на улице), не принимайте приглашение. Узнайте, когда вернется хозяин, и только тогда навестите этот дом.
Если вы идете на свадьбу или туй - обряд обрезания, не забудьте купить подарок. Если вы достаточно хорошо знакомы с человеком, у которого свадьба или туй (обрезание его сына), можете положить в конверт с поздравительной открыткой 50 долларов (у таджиков это означает подарок-«долг», т.е. когда-нибудь он вернет это вам в виде подарка на свадьбу, в день рождения и т.п.).
Хлеб в таджикском доме - самое святое. Старайтесь не крошить его и обращаться с ним бережно. Запомните, таджикскую национальную лепешку нужно ломать двумя руками и никогда не резать ножом.
Гостеприимство таджиков
Таджики издавна славились коллективной взаимовыручкой и добротой к гостям. Гость для таджика - это всегда приятная процедура его принятия и приятные хлопоты, и обязанности. И конечно, вам, как гостю, укажут место, где сесть, - это всегда почетное место в «мехмонхона», т.е. обычно большая по площади гостиная. Таджики, когда строят дом, обязательно специально проектируют «мехмонхона» для уважаемых гостей, а гости всегда уважаемы в таджикском доме.
Таджики обычно садятся на пол, застеленный ковром и курпачой - специальными матрасами, набитыми ватой или очищенным хлопком и сшитыми из красивой ткани. Удобно расположитесь, но нельзя лежать или сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами.
За дастарханом - скатертью, постеленной на полу, вначале, когда все уже расселись, проводится обряд хвалы Богу и приветствия гостя. В конце застолья этот обряд повторяется. Все сидящие за дастарханом должны поднять перед собой обе ладони буквой Л, и, когда вы услышите «Омин!» («Амин!»), поднимите руки на лицо, затем опустите их. Это чисто таджикский национальный обряд, отличающийся от религиозного обряда, в котором не упоминается гость. Такого обряда приветствия гостя не существует у арабов, тюрков, афганцев, иранцев и других мусульман мира.
За дастарханом самый младший из хозяев разливает чай. Пиалку (чашку) чая нужно обязательно принимать правой рукой и прикладывать левую руку к правой стороне груди. Таким же образом пиалку нужно возвращать человеку, разливающему чай. Даже если в застолье хозяева допускают употребление спиртных напитков, разливает также самый молодой по возрасту «виночерпий». Не удивляйтесь, когда первую пиалку разливающий чай или «виночерпий» обязательно нальет себе. Это древняя традиция: наливающий доказывает другим, что это не яд.
Таджикский национальный костюм
В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений. Молодёжь всё чаще носит европейскую одежду, но национальный таджикский костюм по-прежнему очень популярен среди сельских жителей.
Из-за особенностей климата для тканей используют хлопок или шёлк. Из них получаются легкие, дышащие ткани, которые идеально подходят для жаркого климата Таджикистана.
В национальный костюм мужчин входит рубашка из хлопка, халат, пояс и шаровары. Также, как о богатстве женщины можно узнать из её платья, так и о состоянии мужчины можно узнать по его поясу. В женский национальный костюм, по традиции, входит длинное платье-рубашка, шаровары и халат. Так как таджики придерживаются мусульманской религии – они не поощряют облегание фигуры.
Поэтому вся одежда, не только женская, но и мужская – свободного кроя.
Глава 2. Национальная свадебная традиция
2.1. Свадебная церемония в Таджикистане
Свадебные обычаи считаются в стране очень важной частью культуры. Потому готовить детей, особенно девочек, тут начинают порой буквально с самого рождения. Если рождается сын, родители сразу начинают заботиться о будущем калыме, если дочка-то о приданном. И никакой кризис и жизнь за чертой бедности не будут мешать жителям страны нарушить традиции выкупа и приданного.
Даже в современное время в стране действуют патриархальные законы и молодое поколение лишено самостоятельного выбора своей второй половинки. Нередко в поиске потенциального кандидата принимает участие не только вся семья, но и община. Обсуждение возможных кандидатов происходит во время сбора в чайхоне или прочих предназначенных для такого дела местах. После установления кандидатов срабатывает сарафанное радио и к родителям потенциальных невест и женихов начинают съезжаться посыльные из разных уголков страны.
Несмотря на то, что социальные сети есть и в Таджикистане, старшее поколение настроено порой излишне консервативно и предпочитает соблюдение традиций непроверенным новаторским методам, что не лишено оснований хотя бы с точки зрения безопасности.
Современный опыт предполагает возможный взаимный отказ семей от калыма. Также некоторые города отказываются от традиции выкупа при нехватке финансовых средств. Однако, традиция сбора, приданного до сих пор себя повсеместно не изжила и пользуется большой популярностью. По мнению старшего поколения, такая подготовка к самостоятельной жизни идет на пользу современному молодому поколению.
Однако, находятся и противники устоявшихся традиций. В частности, они утверждают, что излишнее богатство и пышность торжества заставляет семьи необоснованно влезать в долги и уезжать на заработки на чужие страны, оставляя молодые семьи без отца и мужа на долгое время, что вовсе не практично.
Сватовство
Что предшествует свадьбе? Конечно же, сватовство. Зачастую таджикские семьи сватали своих малолетних и даже новорожденных детей. Существовало два вида подобного сватовства, а именно: говорабахш (гахворабахш) – «сватовство с колыбели», «колыбельный подарок» и доманчок – «сватовство малолетних».
При обряде «доманчок», матери мальчика и девочки разламывали с молитвой лепешку, ставили рядом детей и, соединив подолы их рубашек, надрывали по швам.
Девушек и юношей выдавали замуж и женили либо родители (по своему выбору), либо профессиональные свахи (совчи). Они вели предварительные переговоры между родителями жениха и невесты, после этого засылались сваты и справляли сватовство.
Помолвка
После сватовства (через 10 дней или месяц), обряд сватовства повторялся: юноше говорили, кого за него просватали, а под вечер его мать шла в дом невесты с блюдом плова, покрытым свежеиспеченными лепешками. Ее угощали чаем и готовили плов, на который приглашали родственников, соседей, стариков, аксакалов. Собравшимся гостям сообщали, что девушку сосватали. Перед трапезой кто-либо из старых почтенных людей разламывал лепешки и молился за счастье жениха и невесты. Все обряды сопровождались молитвами. Обряд этот назывался фотиха («открытие», «начало») или ноншиканон – «разламывание хлеба» и являлся официальной помолвкой молодых.
Свадьба
В день свадьбы – никох - с утра готовили плов, на который созывали жителей селения. Сначала кормили мужчин, потом женщин с детьми. Невеста и жених с раннего утра (каждый в своем доме) готовились к свадебной церемонии. Под вечер посылали за муллой (священнослужителем), которого приглашали для заключения брачного договора. Подружки и родственницы невесты приглашали на свадьбу женщин-соседок. Каждая, получившая приглашение, давала позвавшей ее девушке чашку муки, чтобы свадьба была счастливой.
После угощения и молитвы за счастье жениха и невесты в углу помещения против входной двери вешали занавеску, за которую усаживали невесту с подругами. Там же ее одевали и причесывали с молитвой, затем перед занавеской женщины устраивали пляски. Свидетели-доверенные шли на женскую половину, где, получали согласие невесты. Затем сообщали об этом мулле. А он в свою очередь приступал к совершению акта бракосочетания акдиникох.
По окончании брачного обряда жениха поздравляли, и друзья вели его к невесте, освещая путь факелами. Перед дверью дома, где находилась невеста, жених прыгал через костер из льняной соломы (как бы очищался огнем). Жених входил в дом по расстеленной материи и останавливался у занавески, за которой находилась невеста. После ухода жениха на невесту надевали паранджу, выводили ее из-за занавески и подводили к выходу. Звали отца попрощаться с дочерью. После прощания невесты с родными ее везли в дом жениха. По дороге, неподалеку от дома жениха, жгли костры, и свадебный кортеж проходил мимо них. Во дворе дома жениха разжигали большой костер, через который перепрыгивала невеста, когда ее вели к дому.
У дверей дома она останавливалась, и свекор резал у ее ног козленка. Невеста входила в дом по только что пролитой крови жертвенного животного и ступала на расстеленный пойандоз (ткань), концы которого держали две старухи. Невесту встречала мать жениха и кланялась ей земным поклоном. Невесту вводили в дом и усаживали за занавеску. Собравшихся в доме новобрачного женщин с детьми угощали пловом.
Послебрачные обряды
На третий день после свадьбы молодой муж посещал родителей невесты. Это посещение называлось «домод салом» – «зятев поклон». Через пятнадцать дней после свадьбы совершался обряд «смотрения» лица новобрачной ее родными. Обряд этот назывался рубинон, рукушод, рукушоидухтар. Устраивался он вечером накануне четверга или воскресенья. Через двадцать дней после свадьбы, в вечер накануне четверга, пятницы или понедельника, молодая чета посещала дом родителей молодой. Посещение это называлось хона талбон – «приглашение домой».
Летом 2022 года я с семьёй ездила к себе на Родину – в Таджикистан. Целью нашей поездки было сближение с другими родственниками, укрепление традиций и проведение знаменательных событий в жизни наших родных вместе. В следствие чего, я примечала особенности моего народа, о которых я бы хотела рассказать подробнее и продемонстрировать всё личными фото- и видеодокументами.
Хотелось бы подчеркнуть вышенаписанное мною. Таджики действительно очень гостеприимны и для нас гость, как говорит моя мама, это очень важный человек, независимо от того какой у него статус и т.п. к нему относятся почтительно и стараются угостить и накормить, пришедшего в дом. Хозяин дома в полной мере хочет показать свою радость по поводу визита гостя и предлагает всё, что может. Исходя из личного опыта, могу сказать, что насколько бы хлопотно это не было, вам об этом не скажут, вместо этого будут постоянно улыбаться и поддерживать с вами беседу, если же вы просто пришли навестить, на короткое время, хозяева будут настаивать выпить хотя бы пиалку чая, но будьте уверены, что вас не только напоят, но и сытно накормят. Таковы уж традиции нашего народа. В доме, в котором вы будете гостем вас никогда не попросят или уж тем более не заставят что-либо делать по дому т.к. это будет считаться неуважение к человеку, пришедшему проведать хозяина дома, поэтому зачастую гость сам предлагает свою помощь, даже настаивает. Когда я была у себя на Родине, я помогала своей тёте встречать гостей, которые придут поздравлять её и её дочь со свадьбой и вот что у меня получилось. Гостей было очень много и мы всем пытались оказать тёплый приём, а такое застолье было в нескольких больших комнатах, которые специально были отведены в доме для гостей.
Также хотелось бы подробнее остановиться именно на свадебной церемонии в Таджикистане, показать всё на личном опыте и сравнить с мордовской свадьбой.
Свадьба для таджиков, как и для других народов, это большое событие, которое каждый хочет запомнить навсегда и провести всё на высшем уровне. Как бы не развивался мир, не совершенствовались технологии, менялись и сами люди, точно могу сказать про наш народ, что мы пытаемся сохранить как можно больше традиций, обрядов и передавать их следующему поколению.
Как было сказано выше свадьба проходит в 7 дней. Мероприятия могут меняться порядком проведения, но они будут проведены – это обязательно.
Я бы хотела рассказать о некоторых традициях подробнее.
Например, в один из дней, некоторые девушки и женщины, приближённые к невесте собирают её приданное и отвозят в дом жениха, при этом невеста остаётся дома и не видит, как устраивают её будущую совместную комнату. Меня как её двоюродную сестру, подружку невесты, пригласили заниматься всем этим дело и вот, как это выглядело. Все вещи невесты должны быть перевезены в дом жениха до самого празднования свадьбы т.к. сразу после свадьбы дом жениха будет постоянным местом жительства невесты.
Как и у всех других народов, у таджиков есть свой национальный костюм, о котором ранее шла речь. Я бы хотела продемонстрировать некоторые из платьев, в которых девушки были на свадьбе. Существует негласное правило, которое утрачивает свою силу, что свидетель невесты должна быть в платье из атласа и с шапочкой (тупича). Мой образ на свадьбу был составлен исходя именно из давней традиции, чтобы показать всем, что это имеет смысл быть.
Также существует традиция обрезания ленты женихом и невестой перед тем, как зайти в ресторан, где будет проводиться непосредственно празднование. После того, как они разрежут ленту с бантиком мама жениха, свекровь, может преподнести какой-либо дар невесте. На данной фотографии, мама жениха дарит невестке браслет и кольца из золота, а невеста же в свою очередь не должна снимать этот дар до конца празднования иначе это примут за неуважение к подарку.
Уже по конец свадьбы, невеста может переодеться в другое платье, только если она этого захочет. Также многие невесты под завершение свадьбы подходят к определённому кругу столиков и кланяются в знак благодарности. Самым важным поклоном считается поклон свёкру и свекрови. Но стоит отметить, что в разных регионах, некоторые процедуры проходят по-разному т.к. мир совершенствуется и все становятся современными некоторые обряды исчезают и забываются.
2.2. Мордовская национальная свадьба
О мордовской свадьбе мне в интервью рассказала учитель эрзянского языка Сыркина М.П.
Мордовская свадьба - это действительна драма. Многоактная. В ней трагические акты (всевозможные плачи, песни-монологи и слезливые обращения к родственникам) сменяются мажорными сценами. Безусловно, главные герои - Жених и Невеста, но ролей в этом свадебном театре огромное количество.
Каждая свадьба - мероприятие со сложной организацией, требующее специальной подготовки, знания народной поэзии и разнообразных обрядов. Невеста в течение многих вечеров репетирует «прощание» с родным домом и «укоряет» родителей за то, что они «продают» ее.
Свадебная церемония всегда проходила со строгим соблюдением традиций. Обычно она состояла из нескольких основных этапов:
Сватовство
Сватовство – самый основной момент, проходящий в несколько подходов. С помощью жертвоприношений отец жениха задабривал богов и умерших предков. Затем он доставал мякиш из горбушки хлеба и наполнял ее медом. Ночью ехал к дому выбранной девушки и оставлял этот символический знак предстоящего сватовства. Затем нужно было постучать в окно и сообщить хозяину о своем намерении сосватать его дочку. Отец девушки либо выражал согласие, либо отдавал назад горбушку.
Со временем обряд стал проще. Кандидатура будущей супруги для сына, ее выбор обсуждался в семейном кругу. Первые «переговоры» с родителями невесты проводили крестные жениха или его близкие родственники. Каравай хлеба при этом являлся обязательным атрибутом. Родители невесты давали свое согласие на брак не сразу. Если же сваты получали утвердительный ответ, то вскоре отец жениха с самыми близкими родственниками приходили к будущим сватам, обменивались хлебом и солью, договаривались о приданом, расходах на свадьбу о других подарках. Также окончательно утверждалась дата свадьбы.
Обряды и традиции перед свадьбой
Если все прошло удачно, то родственники совместно начинают обсуждать условия будущей свадьбы. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам. Через неделю после сватовства наступал запой. В этот день родня жениха приходила в дом к невесте пировать и дарить подарки. Затем - неделя рыданий у невесты: она прощалась с вольной жизнью, громко плакала и причитала. На протяжении всей дозамужней жизни девушки готовили себе приданое: ткали рубахи, вышивали полотенца и платочки. Многое из приданного дарилось родителям жениха и его родным. Все остальное складывалось в липовый сундук «парь», его невеста забирала с собой в дом мужа.
Накануне свадьбы совершали обряд с кашей. Подружки невесты и ее родственницы приносили по чугунку с пшенной кашей. После застолья скатерть собирали и проносили над головой у самой старшей подружки невесты. Это делалось для того, чтобы она тоже поскорее вышла замуж. Все принесенные чашки из-под каши оставались в доме невесты: жених должен был видеть, сколько у будущей жены родни. В некоторых мордовских селах после обряда с кашей невеста с подружками шла во двор и бросала кольцо: кто из подружек его поймает, той следующей и пророчили скорую свадьбу. Обязательно перед свадьбой совершали обряд «девичья баня». Невеста расплетала косу, смывала с себя «вольную жизнь» и выходила из бани уже с двумя косами. Таким образом, замужнюю мордовскую девушку можно было узнать по прическе.
День свадьбы
В день свадьбы родственницы жениха пекли специальные свадебные пироги: каждый пирог имел свое предназначение и внешний вид. Пироги пекли как для отца невесты, так и для ее матери, крестной, подружек и близких родственников. Количество пирогов: от 5 до 9. Из дома жениха за невестой выезжал «свадебный поезд», причем число «пассажиров» обязательно должно было быть нечётным. Когда поезд подъезжал к дому невесты, двери в дом закрывались и начинался выкуп. После благополучного выкупа родители невесты благословляли молодых и везли в церковь венчаться. Затем все отправлялись в дом к жениху, где новобрачных встречали хлебом-солью и обсыпали хмелем. Начиналось свадебное застолье. Празднование проходило на протяжении трех дней. На второй день новоиспеченный муж представлял своим умершим предкам жену. Девушка им приносила в дар одежду, которую впоследствии раздавали беднякам.
Обряды после свадьбы
На следующий день проводились обряды, целью которых было приобщение девушки к новому роду. Ее нарекали невесткой, давали новое имя, представляли умершим членам рода. Завершающим обрядом мордовской свадьбы было «моление лепешек». Эта традиция заключается в том, что молодая, разложив лепешки на столе, вместе со всеми присутствующими просит, чтобы хранитель домашнего очага был к ней благосклонен.
Невеста не могла приходить в гости к своим родным сразу же после свадьбы: только через две недели за ней приезжал отец и увозил ее на месяц к себе в дом. Муж приезжал за женой вместе со своими родителями, этот обряд назывался «возвращение-отступление», лишь после него муж и жена могли свободно приходить в гости к своим родственникам.
Глава 3. Практическая часть: сравнение двух национальных свадеб
Для более полного образа таджикской свадьбы я сравнила традиции и обряды моего народа с ценностями мордовской свадьбы. Проводя анализ, я отметила некоторое сходство в проведении свадеб в Таджикистане и Мордовии. В обоих обрядах имеется этап сватовства, а предсвадебные и послесвадебные традиции в некоторых деталях совпадают, как обряды со стороны жениха, так и со стороны невесты. Например, и в таджикской, и в мордовской свадьбе родители жениха приходили перед свадьбой с подарками к родителям невесты. Также, стоит отметить, что в обеих республиках в предсвадебных традициях присутствует приданное, которое отвозят в дом мужа, что является немало важным сходством в проведении самой свадьбы. Но, каждая национальная свадьба по-своему уникальна и, естественно, имеются свои уникальности и тонкости проведения. Так, в Мордовской свадьбе накануне самого дня церемонии готовят кашу, в то время как в Таджикистане готовят свое национальное блюдо – плов. Также, ярким отличием является послесвадебные обряды. В Таджикистане, девушка не могла надолго задерживаться после свадьбы у родителей т.к. это считалось неуважением к семье мужа.
Сходства | Отличия |
Этап сватовства | В Таджикистане имеется этап «помолвка», который считается одним из важнейших. |
Одаривание подарками, договор о приданом, расходах на свадьбу. | В мордовской культуре обязательно присутствие хлеба с солью, а в таджикской – лепёшка или плов |
Посещение дома невесты родственниками жениха и одаривание подарками | По мордовским традициям после успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам, чего нет в таджикских обычаях |
Подготовка приданного | В таджикских предсвадебных обрядах посещение дома невесты родственниками жениха и одаривание подарками не несёт конкретного названия. Родители обеих сторон просто обговаривают удобные для них даты и проводят застолье. |
Приданное находилось в сундуках | Неделя рыданий у невесты в мордовских традициях, а в Таджикистане так не принято |
Застолье в день свадьбы | В таджикских традициях принято, чтобы приданное невесты она покупала, делала, собирала сама и исключительно из своих личных вещей, а подарки жениха оставались либо в доме невесты, либо уже были у него дома. |
Невеста не могла приходить в гости к своим родным сразу же после свадьбы | За несколько дней до свадьбы, по таджикским традициям, приданное отвозили приближённые невесты, а она в свою очередь не могла следить за всем процессом |
Обряд «девичья баня», чего нет в таджикских традициях | |
Обряд с кашей в мордовских свадьбах, а в таджикский похожий обряд нет | |
По таджикским традициях выделяется день для «никох», на который приглашали всех знакомых | |
В мордовских свадьбах на день свадьбы пекли пироги, а в таджикских такого нет | |
В мордовских свадьбах к дому невесты подъезжал поезд, а в таджикской свадьбе обычно арендуют маршрутку или машины, а число пассажиров в таджикских традициях нет. | |
Выкупа за невесту как такового в таджикских свадьбах нет | |
Таджики – мусульмане, поэтому мы не едем венчаться в церковь. Молодожёны просто расписываются в ЗАГСе. | |
В Таджикистане после росписи молодожёны сразу едут в ресторан, который бронировали | |
В Таджикистане муж не представлял свою жену умершим родственникам, а она в свою очередь не преподносила свои вещи в дар, как это делают на мордовских свадьбах. | |
В Таджикистане на третий день после свадьбы осуществляется «домод салом» – «зятев поклон», чего нет в мордовских традициях | |
В таджикских свадьбах также присутствует обряд «рубинон, рукушод, рукушоидухтар», а в мордовских нет. | |
В мордовских обрядах присутствует такой: «возвращение-отступление», а в таджикских: хона талбон – «приглашение домой». | |
Одним из обрядов мордовской свадьбы было «моление лепешек» |
Вывод: из приведённой выше таблицы мы можем наглядно наблюдать сходства и отличительные черты двух национальных свадеб. В таджикских и мордовских свадьбах имеются немало сходств, но, как и сама наци и народ, свадьбы имеют много различий и свои тонкости проведения культовых обрядов.
Заключение
В проведенном исследовании удалось установить, что культура таджикского народа, как и других коренных народов Дальнего Востока уникальна. Древние национальные традиции в XXI веке имеют современное оригинальное прочтение, при этом самобытность и духовное начало бережно сохраняются и передаются потомкам. Работа рассматривает лишь одну из сторон общественной жизни народа Таджикистана. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только традиций и обрядов свадебных церемоний, но и подробное изучение празднования национальных праздников и особый порядок их проведения, который существует и по сей день, но о которых мало кто задумывается.
При изучении и сравнении свадебных традиций и обрядов Мордовии и Таджикистана мы обнаружили много различий, и вместе с тем, нашли общие черты. Происходит это потому, что, несмотря на разнообразие культур, большинство традиций пришли к нам из древности. Знание культурных особенностей способствует сближению народов, предотвращению конфликтов между ними.
В наше время продвинутых и прогрессивных развитых нанотехнологий, актуальной на долгие годы остаётся проблематика социоменьшинств, изучение их наследия, рассмотрение различных возможностей по внедрению их культурных, фольклорных традиций древности в жизнь современного общества. Изучение культуры в различных сферах и срезах, пристальное рассмотрение народных традиций и культурного наследия даёт возможность глубже и полнее погрузиться в изучение таинственности и уникальности народа.
Список литературы
Приложения
Самый богатый воробей на свете
Глупый мальчишка
Яблоко
Сказки пластилинового ослика
Убунту: я существую, потому что мы существуем