Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_11_klass.doc | 91.5 КБ |
Социальный проект
«Мир профессий»
Организация работы
с учащимися 9-11 классов
Срок реализации – 1 год
Разработали :
Социальный педагог ИсмановаТ.В.
Ученики 11 класс
с.Леонидово
2024г.
Содержание
Пояснительная записка
Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.
Программа представляет собой объединенный замыслом целый комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области профессионального самоопределения учащихся.
Программа составлена в соответствии с требованиями:
Актуальность программы состоит в том, что сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %- по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Мир профессий» , который предлагается учащимся 9-11 классов в рамках предпрофильной подготовки.
Цели проекта :
Задачи:
Организация занятий «Профессии, которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов:
Место проведения занятий: учебный кабинет, компьютерный класс, профориентационные встречи
Продолжительность проекта : учебный год
Методы:
Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся.
Этапы создания проекта
Этап постановки задач, распределения обязанностей по проекту
Работа творческих групп учащихся
Продуктом проекта является пакет презентаций о различных профессиях, сценарии занятий.
Данный проект включает в себя следующие виды деятельности:
Необходимое оборудование:
Целевая аудитория:
- ученики 9-11 классов МБОУ СОШ с.Леонидово
Консультанты:
- классные руководители
- зам.директора по ВР
- социальный педагог
- родители
Этапы работы над проектом
Этапы проекта | Задачи на данном этапе | Деятельность учащихся | Деятельность педагога |
1. Запуск проекта | Определение темы и целей проекта. Определение состава рабочих групп. | Получают информацию. Обсуждают задание. | Мотивирует учащихся. Объясняет цели и задачи проекта. Наблюдает. |
2. Планирование работы | Анализ проблемы. Определение источников информации, определение способов её сбора и анализа. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение заданий и обязанностей между членами рабочей группы. | Уточняют информацию. Формируют задачи. Вырабатывают план действий. | Предлагает идеи, высказывает предложения. |
3. Информационный этап | Поиск информации по заданной теме. Работа с литературой и электронными источниками. | Рабочие группы: изучают информацию, работают с ней. | Наблюдает. Консультирует участников рабочих групп. Координирует деятельность. |
4. Аналитико-деятельностный этап | Анализ информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. | Рабочие группы: анализируют информацию, выбирают материал для презентации. | Наблюдает. Советует. Обобщает. |
5. Практико-ориентированный этап | Выполнение проекта – выход на классные часы в 9-11 классы с презентацией проектов. | Рабочие группы: выступают в роли докладчиков. | Наблюдает. Контролирует работу учащихся. |
6. Проверка и оценка результатов | Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели. | Участвуют в коллективном самоанализе проекта, делятся своими впечатлениями. | Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использованных источников. Дает комментарии по качеству отчета. |
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Название этапов проекта | Периоды |
1 этап | Организационный (организация деятельности команды и рабочей группы: сбор информации, подготовка презентации). | С 1 по 3 неделю каждого месяца
|
2 этап | Практический (организация выступлений на классных часах в 9-11 классах). Которые проходят каждый четверг «Россия мои горизонты» | 4 неделя каждого месяца |
3 этап | Рефлексивно-обобщающий (подведение итогов проектной деятельности, определение перспектив развития). | май
|
Описание этапов проекта
1 этап «Организационный»
Выбор темы проекта, форм и методов его реализации
Обучающимся 11 классов было предложено реализовать проект по презентации профессий, которые они уже выбрали. Учащиеся заинтересовались данным предложением, проект был назван «Мир профессий».
Творческие группы разработали план мероприятий и согласовали его с классными руководителями и зам. директора по ВР. Мероприятия планируется проводить раз в месяц. Каждый месяц среди учеников 11 классов выбираются лекторские группы в составе 3-4 человек так, чтобы все ученики были задействованы в течение года.
2 этап «Практический»
В течение трех недель рабочие группы изучают информацию по выбранным профессиям, готовят материалы для презентации этих профессий, вузов, готовящих специалистов в данных областях, готовят рассказ об условиях поступления в эти учебные заведения; учителя консультируют, координируют деятельность учащихся. В конце месяца проводятся классные часы в 9-11 классах, на которых лекторы представляют подготовленные материалы и отвечают на вопросы слушателей.
Основные мероприятия проекта
Наименование мероприятия | Дата проведения |
Организация творческих групп из учащихся класса (профессии «человек-человек», «человек- техника», «человек-знак», «человек-художественный образ», «человек-природа») | Сентябрь |
Подготовка и проведение классных часов по теме «Профессии направления «человек-техника» с привлечением родителей | октябрь |
Подготовка и проведение классных часов по теме «Профессии направления «человек-техника» с привлечением родителей | ноябрь |
Подготовка и проведение классных часов по теме «Профессии направления «человек-человек» с привлечением родителей | декабрь |
Подготовка и проведение классных часов по теме «Профессии направления «человек-человек» с привлечением родителей | январь |
Подготовка и проведение классных часов по теме «Профессии направления «человек-знак» с привлечением родителей | февраль |
Подготовка и проведение классных часов по теме «Профессии направления «человек-художественный образ» с привлечением родителей | март |
Подготовка и проведение классных часов по теме «Профессии направления «человек-природа» с привлечением родителей | апрель |
Подведение итогов проекта | май |
З этап «Рефлексивно-обобщающий»
На классном часе каждый ученик заполняет анкету, в которой высказывает свое мнение о проекте, анализирует его с точки зрения достоинств и недостатков. После обработки анкет зачитываются наиболее интересные замечания.
Далее все материалы собираются в одну папку (электронный вариант).
В финале обсуждаются перспективы данного проекта (передача материалов с предварительной корректировкой другим классам для проведения занятий).
Ручей и камень
Военная хитрость
Мастер-класс "Корзиночка"
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
3 загадки Солнечной системы