Презентация к устному туру регионального этапа Российской психолого-педагогической олимпиады школьников им. К.Д. Ушинского в 2023/2024 учебном году
Вложение | Размер |
---|---|
Ксения Князькина, 11А класс, "Педагогическая находка моего учителя" | 1.21 МБ |
Педагогическая находка моего учителя | 28.43 КБ |
Слайд 1
Педагогическая находка моего учителя Мой педагог-наставник — Козлова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы. Ежегодно её учащиеся сдают ЕГЭ и всегда — с высокими результатами, в прошлом году, например, был 100балльник по литературе. И это не случайность. Хочется рассказать о её методе анализа литературного произведения.Слайд 2
Дома прочли «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина. На уроке начинаем беседу. Кто-то делает сообщение об истории создания произведения. Определяем направление – реализм, жанр — повесть, притча. Проводим словарную работу : Прощание — расставание. Проститься — 1)с кем-либо обменяться приветствиями при расставании; 2) покинуть что-нибудь, расстаться Матёра - матерый; мать; материк. Матёрый - 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости; 2) опытный, знающий; 3) неисправимый, отъявленный.
Слайд 3
Как писатель выявляет, кто есть кто? Давайте рассмотрим сцену на кладбище. ( Работа с текстом, чтение по ролям ) Инсценирование беседы Егора и Воронцова. Кто им противопоставлен? Нравственный идеал человека в образе Дарьи В чём смысл конфликта повести? Какие символы позволяют понять авторский замысел? Сформулируйте позицию автора. ( сообщения ) Какие же проблемы ставит Валентин Распутин? (влияние научно-технического прогресса на экологию, проблемы отцов и детей, нравственные проблемы воспитания, проблемы исторической памяти и любви к родной земле, цель пребывания людей в этом мире) Обычно мы работаем в группах . Учитель ставит ряд вопросов : Какой вы видите Матёру? Необходимо ли затопление Матёры? Зачем рассказывать читателю, откуда „есть и пошла» Матёра? ( Выступление представителей от групп )
Слайд 4
Такой метод Ирина Юрьевна называет "ТОТАЛИТАРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ" . И он очень помогает, например, при подготовке к декабрьскому итоговому сочинению по литературе. А мы научились уже САМОСТОЯТЕЛЬНО видеть темы и проблемы в текстах. Так в рассказе Александра Грина "Зеленая лампа" находим аргументы для следующих тем сочинений: В чем проявляется жестокость человека? Нужно ли и можно ли всегда оставаться человеком? Роль чтения в жизни человека Помогает ли человеку высокая цель в жизни? Влияет ли одиночество на человека? О ком Вы можете сказать: «Мне с ним не по дороге»? и для других.
Слайд 5
Целесообразны и эффективны и другие Приемы работы с текстом , используемые Ириной Юрьевной: Прием «чистый лист» и «Бенефис книги» Создание рассказа по ключевым словам (взятым из произведения) Слова-незнакомцы Ромашка (Блума) из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый вид вопросов Лесенка героев Сопоставительные таблицы Чтение со стопами Экспресс-дебаты Погружение в атмосферу эпохи Драматизация Иллюстрации Музыкальное сопровождение Читательский дневник
Педагогическая находка моего учителя.
Мой педагог-наставник — Козлова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы. Ежегодно её учащиеся сдают ЕГЭ и всегда — с высокими результатами, в прошлом году, например, был 100балльник по литературе. И это не случайность. Хочется рассказать о её методе анализа литературного произведения.
Дома прочли «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина. На уроке начинаем беседу. Кто-то делает сообщение об истории создания произведения. Определяем направление – реализм, жанр — повесть, притча.
Проводим словарную работу:
Прощание — расставание. Проститься — 1)с кем-либо обменяться приветствиями при расставании; 2) покинуть что-нибудь, расстаться
Матёра - матерый; мать; материк.
Матёрый - 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;
2) опытный, знающий; 3) неисправимый, отъявленный.
Обычно мы работаем в группах. Учитель ставит ряд вопросов:
Какой вы видите Матёру?
Но правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матёры?
Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда "есть и пошла" Матёра?
Как писатель выявляет, кто есть кто? Давайте с вами рассмотрим сцену на кладбище и приведём доводы одной и другой сторон.
(Работа по тексту: чтение по ролям)
Давайте вдумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается?
(Выступления от групп ребят, защищающих свой взгляд на эту ситуацию.)
А сцена на кладбище - это "по-человечески"?
Инсценирование беседы Егора и Воронцова
Кто противопоставлен Воронцову, Жуку?
Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?
Как показана нравственная красота Дарьи? Через что раскрывается образ Дарьи?
Что такое дом, изба для Дарьи?
Какую характеристику вы дадите другим персонажам повести?
В чём смысл конфликта повести?
Как воспринимает молодое поколение трагедию Матёры?
Какие символы помогают понять авторский замысел? Работа над главным символом – названием повести.
Что символизирует прощание с Матёрой для жителей острова?
Сформулируйте позицию автора.
Какие же проблемы ставит в своих произведениях Валентин Распутин?
Писатель в своих произведениях ставит актуальные на сегодняшний день проблемы экологии, влияние научно-технического прогресса, проблема отцов и детей, нравственные проблемы воспитания, проблемы исторической памяти и любви к родной земле, цель пребывания людей в этом мире.
Такой подход Ирины Юрьевны к анализу произведения очень помогает, например, при подготовке к декабрьскому итоговому сочинению по литературе.
Приходится много читать и анализировать дополнительные прозаические, поэтические и публицистические тексты. И мы умеем уже самостоятельно увидеть темы, проблемы. Так в рассказе Александра Грина "Зеленая лампа" находим аргументы для следующих тем сочинений:
В чем проявляется жестокость человека?
Нужно ли и можно ли всегда оставаться человеком?
Роль чтения в жизни человека
Помогает ли человеку высокая цель в жизни?
Влияет ли одиночество на человека?
О ком Вы можете сказать: «Мне с ним не по дороге»? и для других.
Целесообразны и эффективны и другие Приемы работы с текстом, используемые Ириной Юрьевной:
Прием «чистый лист» или «Бенефис книги»
Создание рассказа по ключевым словам (взятым из произведения)
Погружение в атмосферу эпохи
Слова-незнакомцы
Ромашка (Блума) из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый вид вопросов
Лесенка героев
Сопоставительные таблицы
Чтение со стопами
Экспресс-дебаты
Ментальная карта
Драматизация
Иллюстрации
Музыкальное сопровождение
Невидимое письмо
Военная хитрость
Золотая хохлома
Серебряное копытце
Будьте как солнце!