работа посвящена истории Уральского добровольческого танкового корпуса
Вложение | Размер |
---|---|
61b6fea6206f1cb22f475556935e3c6ff6ff4f425150a.docx | 38.85 КБ |
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Химико-технологическая школа» "СинТез" г. Перми
Сила уральских танкистов
(преимущество советского танка Т-34 над танками вермахта)
Голузин Юрий Олегович
учащийся 8Б класса
МАОУ «СинТез»
Руководитель Калашникова
Татьяна Борисовна
Пермь 2020
Содержание
Введение 3
Глава1. «Боевой путь УДТК» 4
Глава 2. «Сравнение советского и немецкого танков времен Великой Отечественной войне на примере танков Т-34 и Pz.4» 11
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Введение
Актуальность исследования связана с 75-летней годовщиной Победы советского народа в Великой Отечественной войне и необходимостью сохранения исторической памяти о роли Уральского добровольческого танкового корпуса. За боевые действия, героизм, мужество и отвагу уральских добровольцев УДТК было присвоено звание 10-го гвардейского, почётное наименование Львовского, он был награждён орденами: Красного Знамени, Суворова II степени и Кутузова II степени.
Молотовские добровольцы прошли почти 4 тысячи километров по России, Украине, Польше, Германии и Чехословакии, личный состав молотовских соединений получил 4130 наград, шесть молотовских танкистов стали Героями Советского Союза.
Главной ударной силой корпуса были танки Т-34-76. 243-я Молотовская танковая бригада была вооружена танками производства завода «Уралмаш» (УЗТМ) самой поздней на тот момент модификации.
Цель работы - сравнить вооружение танкистов УДТК (танк Т-34) и вермахта (танк Pz.4).
Задачи:
- изучить технику и вооружение уральских добровольцев и солдат вермахта;
- познакомиться с историей боевого пути УДТК;
- создать чек-лист «Сравнение советского и немецкого танков времен Великой Отечественной войне» на примере танков Т-34 и Pz.4.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение литературы, сравнение боевых танков по разработанным критериям, разработка чек-листа.
Были выделены критерии для сравнения танков: проходимость, манёвренность, подвижность, скорость снаряда и др.
Для сравнения боевой техники были использованы книги М. Барятинского, Васильевой Л. Н., Желтова И., Чиковой Г. Ф. и др.
Глава1. Боевой путь УДТК
27 февраля 1943 года руководство областных комитетов партии издало постановления «О формировании Особого Уральского добровольческого танкового корпуса имени товарища Сталина» и совместно с Военным советом Уральского военного округа приступило к формированию полков и бригад. К концу апреля 1943 года формирование корпуса было закончено. 1 июня в 12 часов на площади Окулова (ныне это тот самый сквер Уральских добровольцев) состоялись его проводы на фронт.
Боевое крещение воины УДТК получили севернее Орла летом 1943 года, в сражении на Курской дуге. Уральский добровольческий танковый корпус имел задачу: наступая из района Середичи на юг, перерезать коммуникацию противника Волхов - Хотынец, выйти в район села Злынь, а в дальнейшем оседлать железную и шоссейную дороги Орел - Брянск и отрезать пути отхода орловской группировки гитлеровцев на запад. И уральцы свою задачу выполнили.
Действия Уральского танкового корпуса вместе с другими соединениями фронта создавали угрозу окружения орловской группировки противника и вынудили его отступить. Первый салют Родины 5 августа 1943 года - доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород, - был и в честь уральских добровольцев.
Затем перед корпусом была поставлена задача овладеть станцией Шахово и, перерезав железную дорогу Орел - Брянск, отсечь пути отступающему врагу, он был переброшен в течение 5-6 августа в район севернее населенного пункта Ильинское. Вновь танкисты вступили в боевое соприкосновение с противником. Приказ был выполнен - корпус прорвал глубоко эшелонированную оборону гитлеровцев, освободил десятки населенных пунктов и перерезал железную дорогу Орел - Брянск.
В сентябре 1943 года части корпуса участвовали в освобождении ряда населенных пунктов Брянской области. 30-я мотострелковая бригада корпуса, усиленная танками, поступила во временное подчинение командования подвижной группы войск Брянского фронта, имевшей задачу: стремительным ударом перерезать коммуникации противника Брянск - Почеп, Унеча - Клинцы, Новозыбков - Гомель.
23 сентября вместе с другими частями 30-я мотострелковая бригада штурмом овладела городом Унеча. В ознаменование этой победы бригаде было присвоено почетное наименование "Унечская". Она стала первым соединением корпуса и 4-й танковой армии, удостоенным такой чести.
Менее чем через три месяца после вступления уральских добровольцев в их первый бой Народный комиссар обороны СССР приказом от 26 октября 1943 года № 306 преобразовал 30-й Уральский добровольческий танковый корпус в 10-й гвардейский Уральский добровольческий танковый корпус. Всем частям корпуса было присвоено наименование гвардейских.
18 ноября 1943 года частям и соединениям корпуса в торжественной обстановке вручены Гвардейские Знамёна. В этом событии участвовали делегации от тружеников Урала. Гвардейцы отчитались перед земляками о своих первых боевых успехах.
В январе 1944 советские войска завершили подготовку ко второму этапу сражения за освобождение Правобережной Украины от немецко-фашистских захватчиков. Накануне наступления Уральский танковый корпус получил приказ: в полосе 60-й армии войти в прорыв, стремительным броском оседлать железную и шоссейную дороги Проскуров - Тернополь в районе Волочиска и отрезать пути отхода проскуровской группировки врага на запад.
4 марта корпус приступил к выполнению боевой задачи в районе Ямполя. В передовом отряде двигалась Свердловская танковая бригада. Наступление проходило в тяжелых условиях весенней распутицы, что вызвало большие трудности в маневре артиллерией, привело к отставанию тылов.
10 марта командиром корпуса был назначен генерал-майор Евтихий Емельянович Белов, заместитель командующего 4-й танковой армии. Он принял соединение у генерал-лейтенанта танковых войск Георгия Семеновича Родина. Новый командир корпуса в первые дни войны командовал танковым полком и уже тогда проявил себя как мужественный и умелый командир. Генерал Е. Е. Белов прежде всего принял все необходимые меры для того, чтобы корпус удержал рубеж железной дороги на участке Фридриховка - Войтовцы. Противник, ранее потеснивший части корпуса, был отброшен на 15-17 километров.
21 марта уральцы получили приказ продолжать наступление и овладеть городом Каменец-Подольский. После короткой артподготовки и авиационного удара части корпуса прорвали оборону противника и, отбив три контратаки, овладели рядом населенных пунктов. В этом бою особенно отличилась Челябинская танковая бригада. Свердловская и Пермская танковые бригады освободили город Гусятин, захватив три эшелона с танками и артиллерией, склады с продовольствием, обмундированием и боеприпасами.
24 марта Челябинская танковая бригада во взаимодействии с мехбригадой 6-го гвардейского механизированного корпуса овладела местечком Скала на р. Збруч, разгромив несколько частей и тыловых учреждений группы вражеских армий "Юг", захватив большие трофеи и отрезав противнику пути отхода из Каменец-Подольского в юго-западном направлении.
Танки Свердловской танковой бригады на предельной скорости, с зажженными фарами, ведя огонь из пушек и пулеметов, ворвались в населенный пункт Зиньковцы, на подступах к городу. Ошеломленный противник в беспорядке бежал, оставив около 50 орудий и минометов, другую боевую технику.
Унечская мотострелковая бригада и гвардейский минометный полк утром 25 марта вышли к северо-западной окраине города. С севера и юга к городу подошли другие части 4-й танковой армии. К утру 26 марта гвардейцы Уральского танкового и 6-го механизированного корпусов полностью очистили от врага Каменец-Подольский, но бои за него продолжались еще 6 суток. Шестнадцать атак предпринял противник за неделю и шестнадцать раз отходил на исходные позиции. За эти бои Свердловская танковая бригада была награждена орденом Красного Знамени. Более пяти тысяч воинов были удостоены орденов и медалей.
Летом 1944 года Уральский танковый корпус принял участие в наступательной операции на Львовском направлении. 17 июля командующий 4-й танковой армии поставил корпусу задачу: войти в прорыв и наступать вслед за 3-й гвардейской танковой армией, уничтожая резервы противника. Выполняя эту задачу, корпус к 18 июля овладел местечком Ольшаницы.
В связи с изменившейся обстановкой, командование фронта поставило перед 4-й армией задачу "стремительным ударом в обход города Львова с юга во взаимодействии с 3-й гвардейской танковой армией овладеть городом Львовом". Это была новая задача - не обходить Львов, а штурмовать его. Наступление планировалось на утро 20 июля. Но противник перебросил подкрепления, и упорное сопротивление вражеских войск не позволило нашим танкистам овладеть городом с ходу. Только 23 июля корпус завязал бои на южной окраине Львова.
Общими усилиями 4-й танковой и 60-й город Львов был полностью освобожден. В этот же день Москва салютовала войскам. Добровольческий корпус стал Уральско-Львовским. Наименование Львовских получили также гвардейская Свердловская танковая бригада, 72-й тяжелый танковый полк, 359-й зенитный и 1689-й истребительно-противотанковый полки.
В период с 11 по 15 августа корпус, как и другие соединения 4-й танковой армии, был переброшен на Сандомирский плацдарм для усиления его обороны. Действуя в полосе 5-й гвардейской армии, корпус нанес, совместно с общевойсковыми соединениями, удар по перешедшим в контрнаступление неприятельским частям и сорвал их попытки выйти на Вислу. В сентябре оборона приняла стабильный характер. 21 октября 1944 года командиром корпуса был назначен полковник Н. Д. Чупров, а генерал Е. Е. Белов вновь вернулся на должность заместителя командующего 4-й танковой армии.
12 января 1945 года началась Висло-Одерская операция. Фашистское командование создало за Вислой мощную оборону, стянуло резервы из глубины Германии. 12 января командарм приказал командирам Уральского танкового и 6-го механизированного гвардейских корпусов начать движение в прорыв главных сил. Передовой отряд корпуса в составе Челябинской танковой бригады с двумя ротами 72-го тяжелого танкового полка, двумя батареями 426-го легкого артиллерийского полка и саперной ротой 131-го отдельного саперного батальона, обгоняя боевые порядки пехоты, вошел в соприкосновение с противником. К исходу 12 января оборона противника была прорвана и Челябинская танковая бригада продолжила успешное наступление.
В связи с овладением городом Кельце Верховный Главнокомандующий объявил 15 января 1945 года благодарность личному составу корпуса, Пермская бригада получила наименование "Келецкая". 18 января части корпуса форсировали р. Пилица и совместно с частями 6-го гвардейского механизированного корпуса овладели г. Пиотркув. Челябинская танковая бригада, принявшая активное участие в освобождении города, получила наименование "Петроковская".
24 января все части корпуса вышли к Одеру. Позади остались пятьсот километров, пройденные от Сандомирского плацдарма за 12 суток.
В феврале - марте 1945 года развернулись сражения в Нижней и Верхней Силезии. Уральскому танковому корпусу было приказано совместно с соединениями 13-й армии нанести удар на Зорау, Форст. После захвата Зорау части корпуса продолжали наступление и вышли к реке Нейсе в районе города Форст. За успешное выполнение боевых задач в ходе Нижнесилезской операции Верховный Главнокомандующий 14 и 15 февраля 1945 года дважды объявлял благодарность личному составу корпуса.
15 марта 1945 года 1-й Украинский фронт начал Верхнесилезскую операцию. Для выполнения поставленной задачи были созданы две ударные группировки: северная и южная. В состав северной группировки вошла 4-я танковая армия.
Командование армии поставило Уральскому танковому корпусу задачу: совместно с 117-м стрелковым корпусом 21-й армии нанести удар по противнику и выйти в район Нойштадт, Зюльц.
К вечеру 18 марта Свердловская танковая бригада с ходу овладела городом Нойштадт. Главные силы корпуса вышли в район Зюльца, где соединились с частями 7-го гвардейского механизированного корпуса. В этот же день, 18 марта, поступила телеграмма Верховного Главнокомандующего о преобразовании 4-й танковой армии в 4-ю гвардейскую танковую армию. Это известие было воспринято танкистами с большим воодушевлением. Окруженные немецко-фашистские соединения и части предпринимали отчаянные попытки вырваться из котла. Поступил приказ – неприятеля уничтожить.
К утру 22 марта окруженная группировка неприятеля была полностью ликвидирована. Вслед за уничтожением оппельнской группировки противника войскам 1-го Украинского фронта предстояло захватить Ратибор – опорный пункт и промышленный центр Верхней Силезии. В решении этой боевой задачи вместе с 60-й армией приняла участие 4-я гвардейская танковая армия. Уральским танкистам было приказано в ночь с 24 на 25 марта сосредоточиться в районе Леобшютц. 25 марта корпус был введен в бой для наращивания удара 5-го гвардейского механизированного корпуса.
Гитлеровское командование подтянуло сюда несколько соединений, снятых с других участков фронта, в том числе 16-ю и 17-ю танковые дивизии, танковую дивизию СС "Охрана фюрера". Завязались тяжелые бои. Против уральцев действовала дивизия СС "Охрана фюрера", на которую немецкое командование возлагало особые надежды. Уральские танкисты еще раз показали свое умение успешно сражаться с лучшими соединениями противника. Вражеская оборона стала разваливаться.
Верховный Главнокомандующий объявил 31 марта 1945 года благодарность личному составу корпуса, в том числе воинам гвардейской Свердловской танковой бригады, за отличные боевые действия при овладении городами Ратибор и Бискау.
В Берлинской операции, начавшейся 16 апреля 1945 года, корпусу была поставлена задача: выделить в передовой отряд две бригады и наступать в направлении на Беесков. После форсирования р. Нейсе пехотой, сразу ввести передовой отряд, прорвать оборону противника, обойти его боевые порядки и с ходу форсировать р. Шпрее.
Части корпуса разгромили до двух полков танковых дивизий "Охрана фюрера" и "Богемия", пленили штаб дивизии СС "Охрана фюрера". Противник на этом участке фронта был разбит.
В ночь на 18 апреля 1-й Украинский фронт получил указание Верховного Главнокомандования повернуть часть сил в направлении Берлина. 18 апреля танкисты Свердловской танковой бригады форсировали р. Шпрее. За четыре дня боёв были взяты города Калау, Люккау, Луккенвальде, Зармунд.
Свердловская танковая бригада вышла к автостраде Франкфурт-на-Одере - Ганновер и, преодолев ее, заняла юго-восточную часть Потсдама, соединившись с частями 1-го Белорусского фронта. Полное окружение Берлина было завершено.
В эти же дни основные силы корпуса завязали бои на юго-западных окраинах Берлина. 23 апреля Пермская танковая бригада ворвалась в населенный пункт Штансдорф, расположенный на ближних подступах к Берлину. Затем сюда же подошли Челябинская танковая и Унечская мотострелковая бригады. Мотострелки предприняли попытку форсировать огибающий почти всю южную окраину Берлина канал Тельтов. Воины корпуса проявили исключительный героизм, но встретили сильное сопротивление противника. Прорвавшись на северный берег канала, они не смогли удержать захваченный плацдарм.
После форсирования канала Тельтов части корпуса громили гитлеровцев в берлинском районе Штеглиц, а к исходу дня 25 апреля почти полностью овладели районом Целендорф. В течение нескольких дней танкисты Пермской бригады и мотострелки, вместе с воинами 359-й стрелковой дивизии 13-й армии, вели ожесточенные бои с оказывавшей упорное сопротивление двадцатитысячной группировкой врага в западной части района Целендорф.
Челябинская танковая бригада овладела 26 апреля городом Бабельсбергом, где освободила 7 тысяч узников концлагеря. В этот же день она была направлена на помощь 5-му гвардейскому механизированному корпусу, который вел продолжительные бои с 12-й армией Венка на рубеже Беелитц - Трейенбритцен и с прорывающимися на запад остатками окруженной юго-восточнее Берлина вражеской группировки. Сюда же были срочно направлены Свердловская танковая бригада и ряд других соединений 4-й гвардейской танковой армии. Ожесточенные бои завершились полным разгромом противника. В эти же дни остальные части корпуса продолжали вести боевые действия в Берлине и достигнутый ими успех получил высокую оценку командования.
За время Берлинской операции уральские добровольцы четыре раза отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего. Корпус и все его бригады были награждены боевыми орденами.
После завершения Берлинского сражения в ночь на 6 мая 1945 года стало известно, что корпусу, в числе других частей 1-го Украинского фронта, предстоит принять участие в освобождении Чехословакии и её столицы г. Праги.
Скрытно совершив ночной марш, части корпуса утром 6 мая сосредоточились в районе Ошатц - Риза, северо-западнее Дрездена, и днем начали наступление. Ломая сопротивление врага, уральцы к вечеру вышли в район Нойкирхена, Таннеберга, Зендишбора, Штарбаха, а передовой отряд – в район города Носсен, 35 километров западнее Дрездена.
К исходу 8 мая части корпуса вышли на рубеж Мост - Теплице - Шанов. До Праги - 80 километров. В ночь с 8 на 9 мая уральцы преодолели горный хребет и лавиной хлынули на равнину. Главные силы во главе с Челябинской бригадой устремляются на Лоуни, Слани. Слева, своим маршрутом, наступала Свердловская танковая бригада.
В 3 часа 9 мая 1945 года танки Челябинской танковой бригады врываются в Прагу. В 4 часа в город вошли главные силы корпуса, а вскоре и другие соединения 4-й танковой армии. С северо-запада и севера утром вступили в Прагу соединения 3-й гвардейской танковой армии, а днем - соединения 13-й и 3-й гвардейских армий. Первыми в Прагу ворватся экипаж танка Т-34 Челябинской танковой бригады под командованием лейтенанта И. Г. Гончаренко из взвода лейтенанта Л. Е. Буракова.
Глава 2. Сравнение советского и немецкого танков времен Великой Отечественной войне на примере танков Т-34 и Pz.4
В рядах УДТК сражались танки Т-34 и Т-70. Прямыми их оппонентами будут танки Pz.4 и Pz.2.
T-34 - советский средний танк периода Второй мировой войны, выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942-1947 годов - основной танк РККА и ВС СССР. Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина. Успешность проекта была предопределена применением новейшего высокоэкономичного дизель-мотора В-2, благодаря которому средний толстобронированный Т-34 унаследовал от лёгкого тонкобронированного БТ необычайно высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя к боевой массе), обеспечившую в течение всей Великой Отечественной войны абсолютное превосходство танка Т-34 в проходимости, манёвренности, подвижности. Впервые в практике мирового танкостроения на среднем танке Т-34 была установлена длинноствольная (30,5 калибра) 76-мм пушка Л-11 (образца 1939 года), значительно превосходящая по начальной скорости бронебойного снаряда (635 м/сек) все существовавшие в те годы зарубежные танковые артиллерийские системы. А с марта 1941 года на Т-34 стали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-34 (образца 1941 года) с длиной ствола 41,5 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/сек, который пробивал 60-мм броню с дистанции 1000 м: Т-34-76 — уточняющее обозначение этой модели. Очень важным оказался высокий модернизационный потенциал конструкции, это позволило эффективно повышать боевые качества танка одновременно с наращиванием его промышленного производства в течение всей войны. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.
Танк Pz.4 H.
К середине 1933 года германским конструкторам удалось создать первый свой серийный танк - Pz.Kpfw.I, и в течение 1933-1934 годов начать его серийное производство. Pz.Kpfw.I, с его пулемётным вооружением и экипажем из двух человек, рассматривался лишь как переходная модель на пути к строительству более совершенных танков. Разработка двух из них началась ещё в 1933 году - более мощный «переходный» танк, будущий Pz.Kpfw.II и полноценный боевой танк, будущий Pz.Kpfw.III, вооружённый 37-мм пушкой, предназначенной в основном для борьбы с другой бронетехникой.
По причине изначальных ограничений вооружения Pz.Kpfw.III было решено в дополнение к нему создать танк огневой поддержки с более дальнобойной пушкой с мощным осколочным снарядом, способным поражать противотанковую оборону за пределами досягаемости других танков. В январе 1934 года Управлением вооружений был организован конкурс проектов на создание машины такого класса, чья масса не превышала бы 24 тонны. С самого начала разработкой проектов на конкурс занялись фирмы «Рейнметалл» и «Крупп», позднее к ним присоединились «Даймлер-Бенц» и M.A.N. В течение последующих 18 месяцев свои разработки представили все фирмы, а проект «Рейнметалл» под обозначением VK 2001(Rh) был в 1934-1935 годах даже изготовлен в металле в виде прототипа[6].
Лучшим из них в итоге был признан проект «Крупп» - VK 2001(K), который конструктивно был близок к танку Pz.Kpfw.III. После доработки проекта «Крупп» получила заказ на производство предсерийной партии нового танка, к тому времени получившего обозначения «бронированная машина с 75-мм пушкой» (нем. 7,5 cm Geschütz-Panzerwagen) или, по сквозной системе обозначений, принятых в то время, «экспериментальный образец 618» (нем. Versuchskraftfahrzeug 618 или Vs.Kfz.618). С апреля 1936 года, танк приобрёл своё окончательное обозначение - Panzerkampfwagen IV или Pz.Kpfw.IV. Помимо этого, ему был присвоен индекс Vs.Kfz.222, ранее принадлежавший Pz.Kpfw.II.
Танков Pz.4 насчитывалось целое семейство, но Т-34 на момент создания УДТК в 1943 году могла сразиться лишь с модификациями G или H.
Однако четвёртый панцер имел изначально другое назначение. Дело в том, что по планам Хайнца Гудериана, танки панцер 4 должны были заниматься борьбой с пехотой и укреплениями противника, а борьбой с танками занимались Pz.3. Однако суровая реальность СССР и нормального танкопромышленного комплекса заставили Гудериана сменить ход мысли и Pz.4 необходимо было переделывать под противотанковые нужды. Так уже на модификациях F и F2 появлялись 50мм противотанковые орудия для борьбы с тяжелобронированными целями.
Для сравнения мы возьмём Т-34-76 и Pz 4 H.
Экипаж. Т-34-76: 4 человека экипажа, а именно Командир, Стрелок-радист, Механик-Водитель, заряжающий.
Panzerkampfwagen 4: Командир, Стрелок-радист, заряжающий, наводчик, Механик-водитель.
Мобильность.
Т-34-76: Мощность двигателя 500л.с., Запас хода по шоссе 250км, макс.скорость 55 км/ч.
Pz.4 H-Мощность двигателя 300л.с., запас хода по шоссе 200км, макс.скорость 40 км/ч
Как можно заметить Т-34-76 обладает большими скоростными характеристиками и запасом хода. То есть Т-34 легче выдержит долгий марш и лучше чувствует себя на просёлочной дороге благодаря более мощному двигателю.
Броня.
Т-34-76: 45мм лоб борта и корма корпуса, лоб башни, 52мм борт и корма башни, 20мм днище и крыша.
Pz.4 H: лоб корпуса 80мм, лоб башни 50мм, корма корпуса и корма борта 20-30мм, корма башни и корпус 30мм, крыша 12мм, днище 10мм.
Как можно заметить броня кажется небольшой, но на немецком «панцере» могли установить бронелисты, а броня Т-34-76 находилось под углом. Коэффициент полезного действия брони обуславливался в основном местностью поля битвы и положением техники относительно предполагаемого противника.
Орудия.
Т-34-76 пушка Ф-34 76мм, 2 пулемёта 7,62-мм ДТ, боезапас ко всем орудиям 100/3150
Pz.4 H- Пушка 75-мм KwK.40 L/48, 2 пулемёта MG-34 792-мм, боезапас 87/1350
У Т-34 выше боезапас и калибр, однако Pz4 H обладает более пробивным орудием и более скорострельными пулемётами.
Заключение
Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Немецкие войска не ожидали такой мощной техники у СССР. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами лучшим танком Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, защитными, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.
Сравнив танк Т-34 и , Pz.4 , можно признать, что обе боевые машины хороши и послужили славную службу своим государствам и армиям. Однако Т-34 не зря считают одним из лучших танков войны.
Изучив литературу, можно выделить преимущества советского танка Т-34:
- хороший запас хода, хорошая максимальная скорость и динамика,
- мощный двигатель, отличное бронирование,
- простота в производстве,
- мобильность,
- сила орудий.
Список используемой литературы
Злая мать и добрая тётя
И тут появился изобретатель
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Сказка "12 месяцев". История и современность