В работе рассказывается об истории получения темперных красок и их использовании. В практической части показано получение красок в условиях школьной лаборатории и представлен рисунок, выполненный изготовленными красками.
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_tempernyh_krasok_v_usloviyah_shkolnoy_laboratorii.odt | 980.94 КБ |
prezentatsiya_izgotovlenie_krasok.pptx | 1.82 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей г. Отрадное»
Творческий проект
Изготовление темперных красок в условиях школьной лаборатории
Выполнила: ученица 10 класса Соколова Алиса Руководитель: учитель химии, Кузнецова О.А.
Оглавление
1.1 Темпера. История возникновения темперных красок. 3
1.4 Особенности темперных красок 12
Глава 2. Работа темперными красками 14
2.1 Вспомогательные средства для работы темперой 14
2.2 Особенности работы темперными красками 18
2.3 Как писать темперными красками 19
Список использованной литературы: 24
Моя работа помогла выявить тесную связь искусства и химии. Эти знания можно применять в химии, в изобразительном искусстве, а также в любой кружковой деятельности. Использовать краски для рисования, которые ты изготовил своими руками, намного интереснее, чем использовать краски из магазина, а также, самостоятельно изготовленные краски – гипоаллергенны.
Цель проекта: самостоятельно изготовить краски в условиях школьной лаборатории и написать ими картину.
Гипотеза: из растительных материалов возможно приготовить краски, даже в условиях школьной лаборатории.
Задачи:
1. Познакомиться с техникой изготовления красок;
2. Изучить литературу по данной теме;
3. Научиться изготавливать краски самостоятельно;
4. Написать данными красками картину.
Предмет: изготовление красок в условиях школьной лаборатории.
Объект: краски
Проблема: возможно ли самостоятельно изготовить краски в условиях школьной лаборатории, которые в дальнейшем можно использовать для написания картины?
Темпера (https://ru.wikipedia.org/wiki/Итальянский_языкитал. tempera, от лат. temperare — смешивать, умерять, смягчать) — водяные краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, дисперсии полимеров). Главное отличие темперы в том, что после испарения воды и полимеризации связующего, краска становится нерастворимой в воде.
В трактате «Книга об искусстве» Ченнино Ченнини подробно описан способ приготовления темперы и основы для неё.
В наше время, после окончания картины, темпера не покрывается лаком, благодаря этому работы получают матовую фактуру. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, более устойчивы к внешним факторам и дольше сохраняют изначальную свежесть, в отличие от работ, выполненных маслом.
Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.
В зависимости от разницы показателя преломления связующего и пигмента, все виды темперных красок будут иметь разную прозрачность после испарения воды. Чем больше разница, тем более непрозрачным будет слой краски.
Темперные краски — одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV—XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.
В настоящее время промышленным способом изготавливаются три вида темперы: поливинилацетатная (ПВА связующее — водная дисперсия на основе поливинилацетата), акриловая (связующее — водная дисперсия на основе полиакрилатов) и воско-масляная (воско-масляная композиция с водными ПАВ — поверхностно-активными веществами). Казеиново-масляная (связующим является водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом) прекратили выпускать к концу XX века из-за нестабильного срока хранения в тубах и вытеснения более технологичным ПВА и Акрилом, но, при желании, ее можно изготовить самостоятельно - все составные части имеются в продаже. При высыхании темпера изменяет тон и цвет — некоторые краски темнеют, другие высветляются. Поверхность произведений, выполненных в этой технике, матовая, бархатистая. Для защиты от влияния окружающей среды (например, копоти от горящих свечей) поверхность картин (икон) покрывали масляным лаком или олифой. Яичная (желтковая) темпера из-за медленно твердеющих яичных масел (которым требуется постоянный контакт с кислородом воздуха для полимеризации) лаком покрывается не сразу после окончания произведения. Так, сохранилось письмо Дюрера за 1509 год Якобу Геллеру, в котором он предупреждает заказчика не покрывать лаком отправленную к нему только что написанную картину («Вознесение Марии»). «Я знаю, что если Вы будете содержать ее в чистоте, она останется чистой и свежей пятьсот лет. Ибо она выполнена не так, как обычно делают. Поэтому велите содержать ее в чистоте, чтобы ее не трогали и не брызгали на нее святой водой». …«И если я через год или два или три приеду к Вам, надо будет снять картину, чтобы проверить, вполне ли она просохла. Тогда я покрою ее снова особым лаком, какого теперь никто больше не умеет делать, тогда она простоит еще на сто лет дольше. Но не давайте никому другому покрывать ее лаком, ибо все прочие лаки желтые и Вам испортят картину. Мне самому было бы жалко, если бы была испорчена вещь, над которой я работал более года».
Ченнино Ченнини, итальянский художник XV столетия, в своем известном трактате так описывает состав старинной яичной темперы:
«Употребительны два рода темперы, один лучше другого. Первый состоит в том, что берется яичный желток и белок, прибавляется к ним несколько срезанных вершинок веточек смоковницы (фигового дерева), и все это хорошо перетирается. Потом в смесь эту наливается около половины разбавленного водою вина, и этим обрабатываются краски. Если ты много положишь темперы, то краска скоро потрескается и отстанет от стены.
Другая темпера вся состоит из яичного желтка, и знай, что это — темпера, обыкновенно употребляемая в стенописи, а также по дереву и железу».
Темпера второго состава всегда содержала кроме яичного желтка и молочный сок фигового дерева, что видно из трактатов Вазари и других авторов.
Трактат Ченнино Ченнини, посвященный живописи, с достаточной полнотой обрисовывает современную ему темперу, т. е. темперу того периода времени, когда техника эта находилась в наиболее цветущем состоянии. Он изобилует описанием интересных деталей этого способа живописи, вытекавших из точного знания свойств яйца. Любопытно, что даже один из очевидных недостатков яичного желтка, заключающийся в при-сушем ему желто-оранжевом достаточно интенсивном цвете, художник времен Ченнини умел обратить в свою пользу. Так, Ченнини предназначает светлый желток городских кур для составления светлых тонов для живописи женских лиц, сильно же окрашенный темный желток деревенских кур — для темных тонов живописи смуглых лиц.
Современное изучение состава и свойств куриного яйца дает живописцу приводимые ниже сведения.
Куриное яйцо весит приблизительно от 40 до 60 г, причем из них на желток приходится около 20 г, а на белок — 40 г.
Белок, равно как и желток, относится к азотистым веществам, содержащим в себе серу; они легко разлагаются и загнивают. Как видно из таблицы, важнейшая составная часть белка состоит из альбумина и вителлина; последний по сущности своей является разновидностью альбумина; яичный белок, таким образом, весь почти состоит из водного раствора альбумина. Он заключен в клеточки из тонких пленок и потому до известной степени лишен текучести.
Белок имеет щелочную реакцию; его способность свертываться при нагревании и обращаться в нерастворимое водою вещество общеизвестна. Свертывание это происходит при нагревании белка до 70—75°. Точной температуры свертывания нельзя указать, так как она зависит от густоты белковых растворов. Присутствие воды в белке способствует его свертыванию и не требует высокой температуры, но при сильном разжижении белка водой он не свертывается вовсе.
Свертывание белка, т. е. альбумина, происходит и при некоторых других условиях. Так, свертывают как разведенный, так и сухой белок крепкий спирт, крепкие растворы фенола и креозота, крепкие кислоты и щелочи, растворы сулемы, таннина и уксуснокислого глинозёма. Свертывается также белок при взбалтывании его со скипидаром. С едкой известью белок, как давно уже известно, дает прочное, нерастворимое водою соединение. Белок в сухом виде с течением времени теряет сам собою свою растворимость в воде, чему содействуют дневной свет, а также ультрафиолетовые лучи вольтовой дуги.
Свертывание белка объясняется некоторыми исследователями полным выделением из него воды. Свернутый обыкновенным способом белок представляет соединение альбумина с углекислотою. Если к белку прибавить небольшое количество щелочи, то он теряет способность свертываться и при нагревании. Свернувшийся белок, подобно прочим белковым веществам, растворяется в водных щелочах.
Белок яйца, нанесенный тонким слоем на стекло, по высыхании образует прозрачную пленку, очень хрупкую и растворимую водой. Хрупкость белка не позволяет пользоваться им при составлении темперы в чистом виде; поэтому является необходимость брать его всегда только вместе с желтком. Будучи пропущен несколько раз через неплотную материю (батист), белок становится текучим, как гумми-арабик; такой же вид получает он от примеси небольшого количества некрепкого уксуса.
Желток яйца заключен в тончайшую пленку и более или менее сильно окрашен.
Он состоит из весьма прочной эмульсии, в которой эмульгирующим веществом являются оба вида альбумина, находящиеся в желтке, причем вителлин обладает особенно большой эмульгирующей силой. Желток, содержащий в себе уже масло, тем не менее способен эмульгировать еще какое-либо масло в количестве, равном ему, — так велика эмульгирующая сила яичного альбумина вообще.
Красящее вещество яичного желтка непрочно и очень скоро под влиянием дневного света разрушается; цинковые белила, растертые с желтком, вскоре приобретают чистый белый цвет, чего, однако, нельзя сказать о свинцовых.
Яичное масло, заключающееся в желтке, относится к животным жирам. В чистом виде на воздухе оно медленно сгущается, делается вязким и горклым и долгое время не твердеет. Яичное масло имеет мало общего с растительными — высыхающими — маслами, а уподобляется своей способностью затвер-девать на воздухе рыбьему жиру.
Слишком большое количество желтка, введенного в краски, вызывает растрескивание и отлупливание слоя их, так как после высыхания красок белковые части желтка утрачивают еще некоторое количество воды, следствием чего является дальнейшее сжимание слоя, и благополучно вначале высохшие краски, содержащие излишек желтка, растрескиваются.
Яичный порошок — это излюбленное связующее вещество старинной темперы, — будучи введено в большом количестве в краски, способствует образованию в живописи трещин, кроме того, скоро портится, особенно в южном климате. Для предупреждения этих нежелательных явлений принимались соответствующие меры.
В Италии для этой цели примешивали к желтку сок фигового дерева, который отчасти разжижал его и вместе с тем своими кислыми свойствами способствовал консервированию его; в Германии пользовались в темпере пивом, которое содержит растительную клейковину и небольшой процент спирта; русские иконописцы прибавляли к желтку кислый хлебный квас.
По правилам русских иконописцев квасу бралось такое количество, чтобы желток с квасом заполнил весь объем скорлупы, т. е. количество, равное белку.
Сама пропорция между краской и ее связующим веществом устанавливалась, как сообщает Ченнино Ченнини, таким образом, что то и другое бралось в равных объемах. Краски, приготовленные таким образом, разводились водою и были текучи, как вода.
1. Казеиново-масляная.
Готовят из эмульсии на основе растительного масла и казеинового клея, растирая с порошковым пигментом. После высыхания темпера приобретает более темный оттенок, но если использовать вместо белил гуашь, картина потемнеет гораздо меньше. Работать лучше всего упругими кистями с синтетическим ворсом, также подойдут колонковые и щетинные кисти.
2. Яичная темпера.
Связующим элементом применяется яичный желток. Основная сфера использования иконописи. Чтобы продлить срок использования, в краску добавляют консерванты и расфасовывают в тубы.
Сегодня яичные темперные краски готовят в Италии и Франции.
В процессе высыхания темпера незначительно темнеет. Вместо белил предпочтительно добавлять гуашь. Если состав на палитре высыхает, его можно развести водой, при этом ее характеристики не меняются.
Работают темперой следующим образом:
Также можно работать в один слой, для прорисовки штриховки используют тонкую кисть.
3. Гуммиарабиковая темпера.
Яичный желток и казеин – не единственные компоненты, применяемые для производства темперных красок. Также используют клеевые составы растительного происхождения – гуммиарабик, декстрин или вишневый клей.
Необходимо отметить, что подобная темпера по эксплуатационным характеристикам уступает краскам на основе яичного желтка и казеина. Однако некоторым мастерам нравится работать именно этими составами. Гуммиарабиковая краска имеет незначительную степень прилипания.
Гуммиарабиковая темпера не подходит для пастозной живописи, поскольку растрескиваются.
4. Воскомасляная темпера.
Новый тип красок, сочетающий качества масляных, энкаустических и акварельных красок. В состав входят пигменты высокого качества, а в качестве связующего вещества используют многокомпонентную композицию из:
Красками комфортно работать, они имеют пастозную структуру. Главное преимущество воскомасляной краски – прозрачность, благодаря этому можно создавать сложные оттенки. Для создания объемного изображения цвета накладываются друг на друга.
Благодаря наличию воска в составе краски дольше остаются подвижными в сравнении с темперой на основе казеина, акрила и поливинилацетата.
После высыхания воскомасляную краску нельзя растворять водой, такая краска устойчива к внешним факторам и агрессивной среде. Темпера на основе воска и масла хорошо смешивается с масляными и водными красками. Чтобы ускорить ее высыхание, достаточно добавить сиккатив. Необходимо учесть, что по мере высыхания краски меняют свой оттенок и темнеют. Чтобы этого избежать, можно в краску добавить белую гуашь.
Работать лучше щетинными кистями.
5. Поливинилацетатная темпера.
Темпера на основе клея ПВА является предшественницей акриловой краски. В сравнении с акрилом поливинилацетатная краска менее устойчива к механическим повреждениям. Используют ее преимущественно для наружной живописи и росписи декораций. Основной недостаток – недостаточная светостойкость.
Акриловая темпера наиболее популярная среди художников. Основные преимущества:
Особенности акриловой темперы:
Если работать на холсте, от воды, которой разводится акриловая темпера, полотно провисает. На палитре краска быстро засыхает, поэтому ее сложно отмывать, иногда приходится работать мастихином.
Выбор кисти зависит от жанра, в котором работает мастер, а также стиля картины. Лучше всего использовать синтетические кисти или мастихин. Акриловая темпера накладывается прозрачными слоями или толстым слоем, ею также выполняют подмалевок для дальнейшей работы маслом.
Основными отличительными особенностями темперных красок являются следующие:
Вода и другие краски
Разбавлять краски можно водой или другими красками на водной основе – гуашью, акварелью, акриловыми и темперными красками. Если использовать в качестве разбавителя воскомасляную темперу, получится окрашивающий состав, близкий по характеристикам к акварели. При этом краски обладают отличными лессировочными качествами и позволяют создавать оригинальные цветовые эффекты.
Крахмальный клей
В. Оствальд рекомендует художникам использовать в качестве связующего вещества красок крахмальный клей. Клей этот состоит из крахмала, обработанного щелочами, и смоляного масла. После высыхания он становится в воде нерастворимым.
Пшеничная мука
Пшеничная мука содержит, кроме крахмала, клейковину и растительный фибрин.
Пшеничный клейстер
Пшеничный клейстер готовится так же, как и крахмальный; он крепче последнего и потому предпочтительней для грунтовки холстов.
С прибавкой небольшого количества карболовой кислоты клейстер в закрытом сосуде сохраняется очень долгое время, не загнивая.
Сок фигового дерева
Сок молодых ветвей фигового дерева имеет вид молока и представляет собою натуральную эмульсию, состоящую из растительного клея со смолистыми частями. Обладает клеящими способностями и кислой реакцией, почему хорошо разводит яйцо и консервирует его.
Мед
Мед состоит из сахаристых веществ: декстрозы и левулозы (находящихся в нем почти в равных количествах), некоторого количества обыкновенного сахара, несахаристых соединений и воды.
Очищенный мед очень медленно застывает в прозрачный слой, легко растворимый водою. Мед служит для придачи эластичности гумми-арабику и клею, для замедления высыхания акварельных красок и как связующее вещество их (в медовой акварели).
Вместо цельного меда лучше пользоваться одной левулозой, для получения которой чистый мед оставляется в покое до тех пор, пока не сделается полутвердым и непрозрачным (кристаллическим). 1 ч. такого меда смешивается с 4 ч. (по весу) винного спирта и сильно взбалтывается; полученный светло-желтый спиртовый раствор меда и есть левулоза. При испарении спирта раствор обращается в густой сироп. Левулоза не кристаллизуется при обыкновенных условиях и очень гигроскопична.
Леденец, или кандис (леденцовый сахар)
Сахар этот получается в больших и хорошо развитых твердых кристаллах (бесцветных или более или менее окрашенных) при медленной кристаллизации из растворов на нитках, натянутых в кристаллизационных чанах.
Глицерин
Глицерин — составная часть жиров и растительных масел. Был открыт в 1779 г. Введен для целей живописи в 1856г. В чистом виде — сиропообразная бесцветная жидкость, сладковатая на вкус. В торговле имеется глицерин безводный и с большим или меньшим содержанием воды.
При обыкновенной температуре глицерин не улетучивается; при сильном же разделении частиц оксидируется с течением времени в улетучивающиеся продукты. Смешивается легко с водой и винным спиртом, но не с летучими и жирными маслами; сильно притягивает воду из воздуха, не портится и не горкнет, напротив — обладает консервирующими свойствами. Связующим веществом для красок сам по себе служить не может, но, будучи прибавлен к клею, придает последнему эластичность и задерживает высыхание его. Слишком большое количество глицерина в клее препятствует его высыханию. Глицерин с глетом (50 г глета на 5 куб. см глицерина) дает быстро сохнущую замазку, нерастворимою водой.
Мыло
Животные жиры и жирные масла разлагаются действием щелочей кислот и перегретых паров на жирные кислоты: олеиновую, стеариновую, пальмитиновую и др. и глицерин. При действии перегретого пара и кислот получаются свободные жирные кислоты; при действии же щелочей получаются щелочные соли жирных кислот, которые носят название «мыла». С едким натром и кали получаются растворимые водою мыла, с другими же основаниями — нерастворимые. Таковы: известковое, марганцовое, свинцовое, алюминиевое и др. Они носят также название «пластырей» («свинцовый пластырь» в олифе). С едким натром получается твердое мыло; калийные же мыла — мягкие (жидкие).
Для целей живописи следует пользоваться жидким зеленым мылом, получаемым из льняного и других растительных масел.
Мыло служит в эмульсионной темпере как средство, придающее эмульсии большую связь.
Бычья желчь
Препарат бычьей желчи. В продаже имеет большее или меньшее содержание воды. Повышает прочность эмульсий, в которые вводится.
Примешивается к акварельным (вообще водяным) краскам для легкого нанесения их на жирную или засаленную поверхность. Можно также натирать бычьей желчью жирную поверхность перед нанесением водяных красок.
Те же результаты достигаются применением препарата из свиной желчи, а также соков чеснока и лука. Последнее средство не безразлично для красок.
Бура (борнонатриевая соль)
Бура (борнонатриевая соль) продается в кристаллах и в порошке белого цвета. 4 ч. буры растворяются в 100 ч. воды. С шеллаком (1ч. буры и 5 ч. шеллака) образует водяной лак, не растворяющийся по высыхании водою. Растворяет казеин и служит хорошим консервирующим средством для последнего.
Нашатырный спирт
Нашатырный спирт есть водный раствор аммиака (газа). В зависимости от степени насыщенности воды аммиаком нашатырный спирт получает различную крепость.
Нашатырный спирт применяется во многих случаях в качестве летучей щелочи и потому при некоторых производствах имеет особую ценность.
Углекислый аммоний
Углекислый аммоний получается перегонкой костей и другими способами. В свежем виде представляет белую кристаллическую непрозрачную массу с сильным запахом нашатырного спирта. На воздухе выделяет аммиак, покрываясь слоем белой соли мучнистого строения. Растворяется легко в теплой воде.
Квасцы
Двойная сернокислая соль калия и алюминия. В продаже имеется в виде порошка и кристаллов.
1 ч. квасцов растворяется в 10 ч. воды. Раствор имеет кислую реакцию.
Будучи примешан к раствору животного клея, делает его нерастворимым по высыхании в воде; в первый момент смешения квасцов с клеем последний становится густым, тянущимся, но затем снова жидким. Слишком большое количество квасцов делает клей непригодным для работы. Квасцы ослабляют склеивающую силу клея. Раствором квасцов можно смачивать высохший клей, достигая тех же результатов.
Сода
Двууглекислый натр. Растворы казеина с содою обладают слабой щелочностью.
При добавлении лака скорость высыхания воскомасляной краски уменьшается.
Темперные краски обладают хорошей текучестью, легко стекают с кисти, образуют четкий, тонкий штрих, а в сравнении с масляными красками сохнут несколько быстрее. Темпера твердеет по мере испарения из нее воды, на этом этапе процесс высыхания считается практически завершенным.
Мельчайшие частицы пигмента надежно скрепляются с рабочей основой, благодаря этому исключается вероятность растрескивания краски. В сравнении с гуашью и акварелью темпера держится прочнее на полотне, устойчива к механическим повреждениям и не подвергается влиянию воды. В этом темпера схожа с масляными красками. Однако в сравнении с маслом темперные краски смешиваются сложнее и меняют свой оттенок.
Основу для темперы покрывают грунтовкой, для этого выбирают клеевой или эмульсионный состав, также подойдет водоэмульсионная краска на акриловой основе. В качестве рабочего полотна используют плотный картон, холст, дерево, штукатурку. Учитывая, что темпера быстро высыхает, цвета подбирают на палитре.
Что касается кистей, лучше подобрать инструмент из щетины, а для прорисовки мелких элементов – колонковый инструмент.
Если вы работаете современной темперой, можно не придерживаться особых техник и приемов в работе. Работать можно жидкими красками или в пастозной технике. Если на полотне преобладают светлые оттенки и нужно выдержать прозрачные оттенки, работать нужно на белом грунте. Добиться необходимого оттенка можно посредством лессировки. Покрывать картину можно теми же лаками, которые используются в масляной живописи.
Продают темперные краски в тубах объемом 33 мл, в палитру входят 47 оттенков. Также в продаже представлены наборы, которые состоят из 9 и 12 цветов.
Жидкие темперные краски обладают отличной текучестью, формируют тонкий, четкий штрих. Чтобы качество рисунка было высоким, основу (холст, бумагу, картон, штукатурку) обязательно покрывают специальной грунтовкой на клеевой или эмульсионной основе. Вместо грунтовки можно использовать разбавленную водоэмульсионную краску с акрилом. Также рисовать темперной краской можно по дереву, тоже пропитав его грунтом. Оттенки для работы заранее подбирают на палитре. Применяют кисти из щетины, а для прорисовки маленьких деталей — колонковые кисточки. Для нанесения рисунка подойдут как жидкие краски, так и более густые — ими трудятся в пастозной технике. Если изображение светлое, грунт должен быть белым. Получить требующийся оттенок можно путем лессировки. Не менее часто наносят картинку грубыми, рельефными мазками. Сверху готовое изображение покрывают теми же лаками, что и для масляной живописи.
Данная работа выполнена в период 2022-2023 учебного года на базе МБОУ «Лицей» г.Отрадное.
Изучив все тонкости приготовления темперных красок, было принято решение использовать в качестве связующего вещества яичную эмульсию. А пигменты получить из химических реактивов школьной лаборатории: хлорид бария (BaСl2), серная кислота (H2SO4) - белый пигмент; гексацианоферрат (II) калия K4[Fe(CN)6], хлорное железо (FeCl3) – синий пигмент; нитрат свинца (Pb(NO3)2), иодид калия (KI) – жёлтый пигмент; хлорное железо (FeCl3), щёлочь – коричневый пигмент; готовый порошок малахита ((CuOH)2CO3) – зелёный пигмент; фруктоза, гидроксид меди(2) (Cu(OH)2) – оранжевый пигмент.
Лабораторные исследования состояли из нескольких этапов:
1. Получение пигмента.
2.Изготовление «связующего вещества» по составленному рецепту и смешивание его с пигментом.
3. Создание рисунка полученными красками.
Первый этап. Проведены реакции по получению нерастворимых окрашенных соединений:
1. BaCl2+H2SO4🡪BaSO4+2HCl (белый пигмент)
2. Готовый порошок малахита (CuOH)2CO3 (зелёный пигмент)
3. Pb(NO3)2+2KI🡪PbI2+2KNO3 (жёлтый пигмент)
4. FeCl3+3NaOH🡪Fe(OH)3+3NaCl
Fe(OH)3🡪Fe2O3+H2O (коричневый пигмент)
5. FeCl3+K4[Fe(CN)6]🡪KFe[Fe(CN)6]+3KCl (синий пигмент)
6. СH-CH-CH-CH-CH-C=O+2Cu(OH)2🡪глюконовая кислота+Сu2O+2H2O
| | | | | |
OH OH OH OH OH H
(оранжевый пигмент)
Далее фильтрование осадков, высушивание и измельчение. Так было получено 6 минеральных пигментов.
Рис.1 Изготовление пигмента
Сушка осадка. Осадки, полученные в результате опытов, высушивают вместе с фильтром. Воронку с осадком накрывают листком влажной фильтровальной бумаги. Ее края плотно прижимают к наружной поверхности воронки, лишнюю бумагу удаляют. Получается бумажная крышечка, плотно сидящая на воронке и защищающая осадок от пыли.
Рис.2 Фильтрование осадков
Второй этап. Используя рекомендации различных источников, представленных выше, была составлена рецептура связующего вещества: 20 частей яичного желтка, 10 частей растительного масла, 5частей 2% раствора уксусной кислоты, 5-10 частей воды. Соотношение пигмента и эмульсии экспериментально определялось в процессе работы, руководствуясь тем, что краска должна быть консистенции густой сметаны.
Рис.3 Связующее вещество
Выводы
Благодаря исследованной литературе и проведенным экспериментам, мы убедились в том, что темперные краски можно изготовить в условиях школьной лаборатории.
Полученные нами темперные краски обладают как рядом преимуществ, так и некоторыми недостатками. Достоинствами изготовленных красок являются водостойкость и гипоаллергенный состав. Недостатками являются плохая светостойкость и неудобство хранения таких красок. Также краски, изготовленные в школьной лаборатории, имеют менее продолжительный срок хранения, который составляет 3-4 дня.
Написание картины такими красками – трудоемкий процесс, занимающий большое количество времени, однако, я считаю, что каждый, кто интересуется химией, должен попробовать изготовить краски и создать картину.
Рис.4 Картина, написанная изготовленными красками
Заключение
В процессе создания проекта мы достигли поставленной цели – изготовили темперные краски в условиях школьной лаборатории и создали картину, доказывающую то, что изготовленными нами красками можно рисовать. Поставленные перед нами задачи были выполнены:
1. Мы познакомились с техникой изготовления красок;
2. Изучили литературу по данной теме;
3. Научились изготавливать краски самостоятельно;
4. Написали данными красками картину.
Гипотеза нашего проекта подтвердилась – из растительных материалов действительно можно изготовить краски, даже в условиях школьной лаборатории.
В результате эксперимента мы получили несколько оттенков краски, с помощью которых мы смогли изготовить продукт проекта – картину.
Слайд 1
Изготовление темперных к р а с о к в условиях школьной лаборатории Выполнила: ученица 10 класса Соколова Алиса Руководитель: учитель химии, Кузнецова О.А. Творческий проект Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей г. Отрадное»Слайд 2
Ц е л ь проекта: самостоятельно изготовить краски в условиях школьной лаборатории и написать ими картину. Г и п о т е з а : из растительных материалов возможно приготовить краски, даже в условиях школьной лаборатории.
Слайд 3
Проблема: возможно ли самостоятельно изготовить к р а с к и в условиях школьной лаборатории, которые в дальнейшем можно использовать для написания картины? ? ? ? ?
Слайд 4
Состав темперных красок
Слайд 5
Связующие вещества для работы с темперными к р а с к а м и Яичная эмульсия; Крахмальный клей ; Пшеничная мука ; Пшеничный клейстер ; Сок фигового дерева ; Мед ; Леденец, или кандис (леденцовый сахар) ; Глицерин ; Нашатырный спирт ;
Слайд 6
Виды темперных к р а с о к 1 . Казеиново-масляная 2 . Яичная темпера 3 . Гуммиарабиковая темпера 4 . Воскомасляная темпера 5 . Поливинилацетатная темпера
Слайд 7
Практическая часть Изготовление пигментов Фильтрование осадков Готовые краски
Слайд 8
Процесс написания картины изготовленными красками
Слайд 9
Сравнение покупных и изготовленных мной к р а с о к Покупные краски Более светостойки. Могут спровоцировать аллергическую реакцию. За счет содержания в своем составе спирта, сильнее сушат кожу и хуже на нее влияют. Мои краски Более водостойки. Более экологичны Не содержат спирта. Неудобны в хранении
Слайд 10
В условиях школьной лаборатории можно изготовить экологически чистые гипоаллергенные краски. Была тщательно изучена схема получения пигментов и изготовления красок. Самостоятельно изготовленными красками мы смогли написать картину, не испытав никаких затруднений в процессе. Выводы
Простые летающие модели из бумаги
Машенька - ветреные косы
Самый богатый воробей на свете
Весенняя гроза
Дымковский петушок