В данной исследовательской работе рассматривается один из самых востребованных видов пет-терапии, канистерапия. Эта тема мне очень интересна и возможно другие ребята, с моей помощью узнают об этом виде лечения и реабилитации человека при помощи специально отобранных собак под наблюдением квалифицированных специалистов.
Целью моей работы является анализ опыта применения данного метода лечения, в результате которого, доказано положительное влияние собак-терапевтов на общее состояние и здоровье пациентов во время терапии и благоприятное, лечебное влияние собак на жизнь людей.
Изучение истории возникновения канистерапии, является одной из задач работы. Проведен анализ применения канистерапии в мире и в России.
Особое внимание уделяется исследованию влияния собак – терапевтов на детей с «синдромом Дауна», с диагнозом «Детский церебральный паралич», «аутизм», в результате которого доказано положительное психологическое воздействие животных на детей.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_yaroshenko_sofiya_2d.docx | 54 КБ |
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
ЯРОШЕНКО София Алексеевна
Краснодарский край, г. Сочи
МОБУ гимназия № 6 г. Сочи имени Зорина Федора Михайловича, 2 класс
КАНИСТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ ВИДОВ ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
Научный руководитель: Лапина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №6 имени Федора Михайловича Зорина
«Я исследователь»
Исследовательская работа
Тема: «Канистерапия - один из видов лечения и реабилитации детей»
Выполнила: ученица 2Д класса
Ярошенко София
Научный руководитель:
Лапина Татьяна Сергеевна
учитель начальных классов
СОЧИ 2021
Аннотация
В данной исследовательской работе рассматривается один из самых востребованных видов пет-терапии, канистерапия. Эта тема мне очень интересна и возможно другие ребята, с моей помощью узнают об этом виде лечения и реабилитации человека при помощи специально отобранных собак под наблюдением квалифицированных специалистов.
Целью моей работы является анализ опыта применения данного метода лечения, в результате которого, доказано положительное влияние собак-терапевтов на общее состояние и здоровье пациентов во время терапии и благоприятное, лечебное влияние собак на жизнь людей.
Изучение истории возникновения канистерапии, является одной из задач работы. Проведен анализ применения канистерапии в мире и в России.
Особое внимание уделяется исследованию влияния собак – терапевтов на детей с «синдромом Дауна», с диагнозом «Детский церебральный паралич», «аутизм», в результате которого доказано положительное психологическое воздействие животных на детей.
Введение
Животные на протяжении всего времени помогали человеку – не только физически, но и духовно. Какой же смысл в общении с животными? Существует ли научное обоснование положительного влияния собак на человека? Именно этот вопрос определяет актуальность выбранной темы.
Для человека собака была помощником в охоте, охранником, ловила мелких грызунов. Собаки охраняли территорию своей стаи, и одновременно они стали охранять территорию «совместной стаи» (человек-собака), защищая в первую очередь человеческих детей и беременных женщин. (Эта особенность, присуща и современным домашним собакам). И уже тогда собака была доктором. Даже сейчас, наши домашние собаки охотно зализывают раны и ссадины домочадцам. Можно предположить и то, что собака способствовала снижению детской смертности, еще и работая «грелкой». Не одетые человеческие дети, вынужденные спать на голом каменном полу, наверняка часто простужались и погибали. В отличие от тех, кто спал в куче теплых мохнатых собак. Это, конечно, предположение, но реальные современные истории спасения брошенных детей, зимой «подобранных» и опекаемых обычными уличными дворнягами, периодически встречаются в СМИ. Собака была настолько необходима для выживания человечества, что стала прочно ассоциироваться с защитой, благодатью, спасением жизни и выживанием. Собака была защитником человека так долго, что это не могло не отпечататься в его подсознании. Эта неосознаваемая приязнь и доверие служат одной из основ канистерапии[1].
Канистерапия (от лат.сanis – собака) является междисциплинарной сферойдеятельности, сочетающей в себе теорию и практику кинологии, медицины, психологиии педагогики [3, с. 41]. Путем контакта ребенка с собакой через специальноорганизованные игры и упражнения происходит процесс оздоравливающего эффекта.
Данная терапия успешно зарекомендовала себя в работе с детьми, имеющими такиедиагнозы, как: ранний детский аутизм (РДА), детский церебральный паралич (ДЦП), нарушения речи, синдром Дауна и пр. [2, с. 11].
Впервые собак-терапевтов использовали для оздоровления взрослых в больнице длядушевно больных «Ретрит» (в пер. с англ. – «Убежище») недалеко от города Йорк вАнглии. Открыл «Ретрит» британский ученый Уильям Тьюк в 1796 году. Врачамибольницы был констатирован факт, что присутствие собак положительно влияло на состояние больных: снижались проявление агрессии и частота приступов. Больнымразрешалось свободно гулять во двориках и садах «Ретрита», где содержались небольшие домашние животные [4].
После Первой мировой войны в 1919 году собаки были впервые допущены к работе встационарах госпиталей США. Медсестра Элайна Смит, работавшая в больнице вАнглии, обратила внимание, что визиты священника с собакой породы золотистыйретривер оказывали благотворное действие на пациентов.Элайна пришла к выводу, чтоможно использовать собак в лечебных целях для ободрения и утешения больных.
Поэтому в США она основала Международную организацию терапии животными («PetTherapyInternational»), действующую по настоящее время [4].
Во время Второй мировой войны большую популярность приобрела собака породыйоркширский терьер по кличке Смоки. Она была зачислена в состав второгоразведывательного авиаполка пятой Армии ВВС США. Смоки прошла через всю войну,участвовала в двенадцати боевых вылетах, совершала прыжки с парашютом,прокладывала кабель. За два года службы Смоки получила восемь боевых наград идослужилась до звания капрала. Так собака - терапевт Смоки начала посещатьвоенные госпитали в июле 1944 года, делала обход больных и раненых совместно смедсестрами.
После окончания войны Смоки со своим хозяином Вильямом Уиннипосещала пансионаты и больницы, где ее называли «врачеватель человеческих душ» [5].
Американские врачи Красного креста после войны заметили, что пациенты госпиталей,проводившие свободное время с собаками, гулявшими по территории, выздоравливалибыстрее. После данного наблюдения собак начали использовать в домах престарелых итюрьмах.
Во II половине ХХ века, в 1964 году, психотерапевт из Нью-Йорка Борис Левинсон описал случай психотерапевтического воздействия его собаки Джингл на9-летнего пациента. При появлении собаки на сеансе терапии поведение ребенкаменялось в лучшем направлении. Заметив это, родители мальчика настояли на том,чтобы собака присутствовала на всех последующих сеансах. Левинсон отметилположительную динамику такой работы. Это навело его на мысль использовать напсихотерапевтических сеансах собак для лечения психических расстройств у детей [5, с. 5].
В 1977 году психиатры Сэм и Элизабет Карсон началииспользовать в своей работе методику Б. Левинсона. Главное условие терапии дляпациентов – взять собаку из ближайшего приюта. Это позволяло проводить с нимисвободное время и ухаживать за ними. Затем психиатры отслеживали положительнуюдинамику у пациентов: появлялась уверенность в себе, независимость, адекватноевосприятие действительности.
К 1980 году терапевтических программ с использованием животных в СШАнасчитывалось около двадцати. В 1991 году ученые Вашингтонского университетапровели исследование по оказанию собаками помощи детям, страдающим аутизмом,после чего была разработана специальная практическая терапевтическая программа. К2000 году в США было разработано более тысячи программ по пет-терапии. Одной изних была программа R.E.A.D. для детей с дислексией. Ее суть в том, что ребенок назанятии должен был читать текст собаке. Это придавало ему уверенности, так какошибки, совершаемые в процессе чтения животному, не вызывают сильного волнениякак при чтении человеку. Таким образом, результат от подобных занятий был болеерезультативен, чем от традиционных [7, с. 4].
В 2001 году сотрудниками госпиталя в Атланте разработана программа повзаимодействию животных, в том числе и собак с детьми, имеющими особенностиразвития, низкий уровень интеллекта и повышенную тревожность[6, с. 6].
К 2016 году из всех животных в США, используемых в психотерапии, 95% составлялисобаки.
Канистерапия активно применяется не только в США и Великобритании, но также вдругих государствах, например: в Германии, Канаде, Франции, Японии, Польше,Австралии, Финляндии, Чехии, Норвегии, Израиле, Новой Зеландии и т. д.
В Польше с 1июня 2010 года официально введена специальность «канис-терапевт», которая внесенав государственный список профессий по инициативе Польского обществаканистерапии.
В России канистерапия находится в стадии становления. Ведётся активная работа поприменению данной терапии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Т. Л.Любимова вместе с волонтёрами со специально обученными собаками по курсу«собака-терапевт» или «собака –помощник инвалида» в 2003 году в г. Москвеорганизовали коллектив «Солнечный пес». Под ее руководством впервые в России быласоздана комплексная долгосрочная программа канистерапии. В ее разработкепринимали участие врачи-неврологи, логопеды, дефектологи и родители детей снарушениями развития. В группе «Солнечный пес» в 2010 году занималось более 50детей от 1,5 до 20 лет с такими заболеваниями, как ДЦП, синдром Дауна, задержка психического и речевого развития слабовидящие и слепые, дети с различными соматическими заболеваниями [2, с. 11-12].
Данная группа продолжает свою деятельность и в настоящее время.
В 2010 году была зарегистрирована Мурманская региональная общественнаяорганизация канис-терапевтов «Прикосновение исцеляющей лапы», которая работает исегодня. Волонтёры с собаками посещают детскую городскую больницу, оказываябольным, помощь в лечении и реабилитации, посещают Мурманский центр социальнойпомощи семье и детям. Получены хорошие результаты в работе с детьми, больными ДЦПи аутизмом.
В 2011 году в России создана организация, объединившая канис-терапевтов России –Сообщество поддержки и развития канистерапии, что оказало значительноевлияние на распространение канистерапии в нашей стране.
С июня 2011 года в г. Ставрополе в ГБУ СО «Ставропольский реабилитационный центрдля детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» применяютсязанятия канистерапией. В 2013 году коллективом из представителей различныхнаучных дисциплин и практик: медицины, педагогики, кинологии и дефектологии (Н. А.Прядко, С. О. Криворучко, Т. И. Сазанова, И. А. Горба, Н. Е. Бликчураева и др.) былразработан проект «Деятельность с участием собаки в реабилитационном процессе»,что обеспечило высокий уровень занятий по канистерапии в центре.
В коррекционной работе канистерапию применяют в г. Чита Забайкальского края. Там с2012 года на базе некоммерческого фонда содействия детям и подросткам спроблемами в развитии и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,«Психолог» созданы психологический и спортивно-досуговый центры «Девять сил», гдекак новая форма работы была внедрена канистерапия для детей с тяжелымиэмоционально-волевыми расстройствами [8, с. 137-138].
На основании изученного материала, просмотренных роликов канала ВВС, я сделала вывод, что особую значимость имеет канистерапия для детей с особенностями развития, собака даёт им возможность не только найти себе друга, но и справляться со своими особенностями. Собаки помогают преодолеть одиночество, снимают психоэмоциональное напряжение, приносят положительные эмоции, и многое-многое другое.
Общение с собакой играет особую роль в социально-психологическом благополучии детей, оно даёт необходимую эмоциональную «подпитку» и само по себе является хорошей психотерапией. Особенно оно необходимо детям, нередко страдающим от одиночества в собственных семьях, а также детям из неблагополучных семей.
Собаки незаменимы при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Они положительно влияют на поведение таких детей. Даже простое присутствие или пассивное участие в терапии дружелюбно настроенной собаки показывает заметное улучшение в поведении детей и снижает проявления аутизма. С помощью канистерапии у многих больных улучшается координация движений, память, дети становятся более общительными и самостоятельными.[9].
Канистерапевтическая среда предоставляет возможность взаимодействия и установления эмоционального контакта с животным без риска для самооценки и резкого изменения представлений о мире. Дети взаимодействуют с животными в эмоционально позитивной и комфортной обстановке. Они просто играют, играют в дрессировщиков, ветеринаров, просто общаются с собакой.
Дети склонны очеловечивать животных, разговаривать с ними как с членами семьи либо полноправными друзьями. Они легко доверяют им свои радости и свою боль.
Важно отметить, что дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, аутисты и дети, больные ДЦП, общаются с взрослыми и со сверстниками гораздо более открыто и непосредственно, когда это взаимодействие строится вокруг собаки и вместе с собакой. Ребенок реализует и удовлетворяет потребность в общении, любви и уважении, физическом контакте, потребность быть признанным и потребность в общественно-полезном труде, в проявлении заботы об окружающих.
Основной акцент делается на общении детей с собаками, которое организуется определенным способом и в определенном ключе, в зависимости от специфики проблемы и желаемого результата.
Специалистами внимательно учитываются психолого-медицинские особенности детей с тем или иным диагнозом, и исходя из этой специфики прогнозируется эффект, формулируются цели и задачи и составляется программа занятий.
Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах. Группы объединяются по симптоматике. На занятиях используются самые различные приемы: игры, викторины, сказкотерапия (дети сочиняют истории и сказки о собаках, наполняя их сюжетами и проблемными ситуациями из своей собственной жизни). Такое проживание чувств и эмоций, связанных либо со страхами, либо с социально не одобряемыми стереотипами, позволяет более полно развивать и корректировать эмоционально-волевую сферу ребенка.
В эмоциональном плане общение с собакой в процессе канистерапии исключает возможность негативной оценки с её стороны. Помимо этого общение с собакой эмоционально проще общения с человеком. Во-первых, спектр эмоций у животных уже. Во-вторых, здесь в большей степени, чем с людьми возможен тактильный контакт.
Прикосновение к собаке даёт возможность выражения эмоционального состояния, что имеет особое значение при работе с детьми, не владеющими речью.
На основании изученного материала, я выяснила, что круг нарушений, при которых может быть применена канистерапия, оказывается достаточно широким: эмоциональные нарушения различного характера, нарушения моторного развития, умственная отсталость или недоразвитие когнитивных функций, недоразвитие функций планирования, контроля и другие.
Широкий спектр применения и доступность для детей с абсолютно разным уровнем развития делает канистерапию практически универсальным методом при коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.
Я хотела отметить, что сейчас канистерапия в России начала активно развиваться,но не достаточно известна среди населения. Я провела опрос среди 20 взрослых и 10 детей, из моего окружения. Никто из детей не слышал о данном методе, а из взрослых - всего 1 человек знает о собаках-терапевтах.
На данной диаграмме я указала это, чтобы наглядно продемонстрировать процент соотношения.
Я изучила большой объемвидеоматериала, с записями занятий детей с собаками-терапевтами. Узнала, что для динамики в лечении необходимо посетить минимум 10 полноценных занятий, продолжительность одного занятия – около часа. Многие реабилитационные центры проводят свои занятия на безвозмездной основе. Организаторы и их собаки должны обязательно получить сертификат.
Для работы в канистерапии пригодны не все собаки. Порода, как и ее отсутствие, не имеет значения. Важно, чтобы собака была умной, уравновешенной, легко обучаемой, достаточно терпимой и контактной. Первый отбор проводят опытные инструкторы с опытом подготовки собак-терапевтов. Инструктор проводит тестирование. Любая схема включает в себя проверку на агрессивность к подошедшему незнакомому человеку, реакцию на бегущего ребенка, реакцию на пищу, резкий звук, других собак, склонность к облаиванию, поведение на привязи, без поводка и на поводке. Если собака успешно прошла тест ей предстоит выучить стандартный набор команд из общего курса дрессировки. Научиться садиться, ложиться и вставать по команде (и только по команде), не натягивать поводок без команды и следовать рядом с владельцем, оставаться на месте без привязи, приносить предмет, уходить и ждать на месте указанном владельцем.
После этого собаку учат выполнять все эти команды в шумном помещении, в присутствии детей и взрослых, в присутствии людей пользующихся ходунками, костылями, тростями, инвалидными колясками. Следующий этап — собака учится взаимодействовать с людьми, имитирующими неадекватное поведение, людьми, лежащими на полу, сидящими в креслах-каталках. Последний этап подготовки — экзамен на звание собаки-терапевта. По международным правилам экзамен принимает комиссия из 4 человек — специалиста по дрессировке (инструктора, зооинженера-кинолога), специалиста по страхованию, ветеринарного врача, врача невролога, педиатра, психиатра). Все эти специалисты должны иметь представление о применении собак в канистерапии. Каждый специалист отдельно оценивает поведение собаки по каждому пункту теста и ставит только две отметки «сдано» или «не сдано». Любые сомнения трактуются в пользу «не сдано».
На что я обратила внимание, когда просматривала ролики:
1. Занятия проходили на мягком гимнастическом коврике.
2. Сертифицированные собаки-терапевты, все время работы находились на мягком поводке.
3. В течение всего занятия и собака, и ребенок находились на расстоянии вытянутой руки от инструктора.
4. Во время занятий используются различные предметы (мячи, кольца, расческа и т.д.)
5. Все занятия проходили в очень доброжелательной обстановке, в игровой форме.
6. А главное все дети с удовольствием идут на занятия, во время которых они сосредоточены и выполняют упражнения, ради встречи с собаками.
Хочу немного рассказать об этапах терапии.
Все упражнения можно разделить на несколько групп:
1. Упражнения, направленные на налаживание контакта ребёнка с собакой.
Первые занятия чаще всего проводятся на расстоянии. Ребенку дают возможность понаблюдать за собакой, ведь многие дети первое время отказываются даже подходить к животному, боятся его. Привыкнув, ребенок начинает контактировать с собакой с помощью, например, расчески.
• Причесывание собаки.
• Прогулка на поводке (сначала на длинном, с постоянным контролем инструктора, чтобы собака не сокращала дистанцию до пациента; затем на коротком). Упражнение усложняется остановками, поворотами и т.д.
• Выполнение команд на месте (пациент повторяет команды за инструктором)
• Поглаживание.
• Упражнения, направленные на взаимодействие ребёнка с собакой.
• Во время занятия постоянно организуются игровые ситуации, когда ребенок и собака «играют». Ведь главная деятельность ребенка это игра. Делается акцент на совместности действий (т.е. «мы вместе»), акцент на зависимости собаки от пациента («ей без тебя не справиться»).
• Вместе держать обручи, вместе принести кольца, вместе надеть их на собаку, вместе держать за поводок и т.п.
• Преодоление вместе с собакой различных препятствий (например, тоннеля).
• Упражнения принеси мяч (ребенок бросает мяч, собака приносит его обратно). Я заметила, что собака подает предмет инструктору или родителям, не подходя к пациенту слишком близко.
• Отвести собаку к другому человеку – маме, папе, тете и т.п.
• Действия «для пользы собаки» (покормить, напоить, одеть ошейник и поводок, и т.п.). Может быть использован стандартный набор команд общего курса дрессировки, элементы ухода за собакой.
• С помощью животного у детей пробуждаются интерес к познавательной деятельности. Например, развиваются элементарные математические представления, закрепляются знания цвета, формы, величины предметов и мн. др.
• Определение разных частей тела («Где у собачки носик, ушки, лапки?»)
• Принести предметы собаке (коврик, миску, расческу), заменить на другой цвет или размер.
Во время таких занятий развивается равновесие, улучшаются координационные способности ребенка. Контакт с шерстью собаки стимулирует сенсорное восприятие. Уход за питомцем приучает к ответственности.
Дети, которые имеют проблемы с передвижением, аккуратно перешагивают через собаку, чтобы не причинить ей боль.
При одном из просмотров роликов, я поняла, насколько обученные собаки отличаются от других. На занятие у девочки, которая имела заболевание ДЦП, случилась судорога руки, она с силой сжала нос собаке, которая послушно терпела боль и ждала указаний инструктора.
Собака для ребенка – это источникположительных эмоций, друг, компаньон. Таким образом,канистерапия – это метод взаимодействия с собакой, позволяющий менять качествожизни не только детей с разного рода нарушениями развития, но и их родителей.
Изучив форумы с отзывами родителей детей, которые проходили канистерапию,я составила таблицу с положительными результатами:
Заболевание | Возраст ребенка | До занятия | Через 20 занятий |
Мышечная дистония | 5 лет | С трудом брал мелкие предметы, передвигался | Смогла, надевать кольца на собаку, проползать под собакой, перешагивать через собаку |
Синдром Дауна | 6 лет | Плохо говорил, с трудом брал мелкие предметы | Выполнил упражнения с кольцами, смог расчесать и покормить собаку. Проползал под собакой. Пытался повторять команды, проговаривал вслух. |
Аутизм | 7 лет | Боялся любого контакта | Начал активно играть с собакой, давать команды расчесывать. |
Задержка развития | 9 лет | Боялся любого контакта, проблемы с чтением | Начал читал самостоятельно собаке вслух, легче шел на контакт |
ДЦП | 8 лет | С трудом приподнимал голову, в лежачем положении, затруднённые движения руками | Смог приподнять голову и погладить собаку одновременно |
ДЦП | 10 лет | Затруднённые движения руками | Смог самостоятельно кормить собаку, расчесывать , научился бросать мяч |
Заключение
В результате исследования я сделала вывод, что общение с собакой в первую очередь повышает желание ребенка к самостоятельным занятиям, т.к. движения строятся не на преодолении боли, а на эмоциональном порыве, на желании сделать что-либо для животного. Действительно, собаки-терапевты, как основные участники канистерапии, и сама методика лечения, оказывают лечебное и благоприятное влияние на детей, в этом я убедилась, изучив положительные отзывы родителей о занятиях канистерапии.
В заключении я хотела бы поделиться своим опытом общения с собакой. В моей семье уже 5 лет живет йоркширский терьер по кличке Бэлла. Это член нашей семьи, который понимает речь и выполняет команды.
Моя собака очень хорошо чувствует настроение каждого члена семьи. Когда мне грустно она приходит и ложится рядом, пытаясь лизнуть обязательно лицо. Когда я болею, Бэлла приходит и ложится в ноги, греет меня. Мама с папой на работе, а со мной всегда верный, искренний друг, который не предаст, и отважно будет защищать, несмотря на свой небольшой размер.
Первый мой зуб я доверила вырвать только Бэлле, мы привязали один конец нитки к зубу, а другой к ошейнику. Мама бросила игрушку и зуб выпал. Рядом с собакой мне было легко перенести боль.
Этот маленький пушистый зверек делает меня счастливее, мы играем вместе, спим вместе, я учу уроки, Бэлла слушает меня, когда я ем, она тоже всегда рядом (ждет вкусного угощения). Моя собака мой личный канистерапевт, который приучает меня к ответственности, с которой я всегда хочу проводить время и заботиться о ней.
Список использованной литературы
животными // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2013 (13). – № 2. –С. 40-46.Тьюк С. Описание Ретрита, заведения близ Йорка для умалишенных из Общества Друзей. Содержит отчет о его возникновении и развитии, способах лечения, а также описание историй болезни [Электронный ресурс]. URL:https://www.litres.ru/semuel-tuk/opisanie-retrita-zavedeniya-bliz-yorka-dlya-umalishennyh-iz-obs/chitat-onlayn/
Агния Барто. Сережа учит уроки
Сказки пластилинового ослика
Отчего синичка развеселилась
Красочные картины Джастина Геффри
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью