ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА посвящена вопросам: Как работает мозг человека? Можно ли вообще познать мозг? Число научных открытий в исследовании мозга не прекращается. Такое ощущение, что мозг шутя раскрывает свои тайны, полагая, будто их у него бесконечно много, а значит, можно немного «подкинуть» любопытствующим учёным.
Вложение | Размер |
---|---|
report_4b_30_nizhnevartovsk_manuyilov.doc | 130.5 КБ |
Буклет к исследовательской работе "Его величество мозг." | 1.35 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 30
ФЕСТИВАЛЬ
УЧЕНИЧЕСКИХ
ПРОЕКТОВ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – МОЗГ. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА»
Автор: Мануйлов Илья
ученик 4 «Б» класса
МБОУ «СШ №30»
Руководитель: Воробьева Дина
Радиковна,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №30»
Нижневартовск
2019г
ОГЛАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
I . Введение…….………………………………………………………………….………….…..3
II. Основная часть ……………………………………….…………..…….……………….……..4
1. Строение головного мозга человека……………………………….…………………..……...4
2. Особенности работы мозга……………………………………………………………………..5
III.Заключение ……………………………………………………………………………….……7
Список источников и литературы…………………..…………………………………………....8
Приложение
Введение
«Человеческий мозг — самый чудесный и самый таинственный
объект во всей вселенной» (Антрополог Генри Ф. Осборн).
Задумываясь над тем, почему одни дети учатся хорошо, не прилагая особых усилий, а другие очень стараясь, не всегда могут решить простую задачу или запомнить четверостишье? Я задумался о том, как работает мозг человека? В чем особенности его работы. Возможности человеческого мозга удивительны и пока ещё до конца не изучены. Чем объясняются интеллектуальные качества и другие чудесные способности человеческого мозга, давайте попробую разобраться самостоятельно и попрошу помощи у мамы и нашего друга врача-нейрохирурга высшей категории Андрея Михайловича Батяева.
Актуальность: работа мозга и его особенности не изучены в полной мере и эта проблема будет интересовать человека всегда.
Цель работы – доказать, что знание особенностей работы мозга, человек может управлять его работой.
Объект исследования - мозг человека
Предмет исследования – работа мозга
Гипотеза «Если знать особенности работы мозга, то его можно тренировать и развивать»
Задачи:
1. Изучить литературу по вопросам строения мозга человека.
2. Изучить особенности работы мозга.
3. Подготовить рекомендации по развитию работы мозга.
4. Подтвердить или опровергнуть, выдвинутую мной, гипотезу.
Методы, которые я использовал:
сбор и анализ информации по данной теме
Практическое значение моей работы – узнать способности мозга человека и особенности его работы.
Основная часть
1. Строение головного мозга человека
Мне стало интересно вообще посмотреть на мозг человека. Но как это сделать? Я отправился с этим вопросом к учителю биологии нашей школы. Она мне показала макет мозга человека и рассказала, что мозг человека делится на два полушария – левое и правое. У мозга есть основные доли – это лобная, которая отвечает за мыслительные способности человека, височная, которая следит за слухом и затылочная, отвечающая за зрение человека.
Головной мозг, сложное биологическое устройство, орган, состоящий из множества связанных между собой клеток и отростков. Если представить все связи в мозге в виде одной линии, то она была бы в 7-8 раз длиннее, чем расстояние от Земли до Луны. Мозг небольшой орган – весит от 1020 до 1970 грамм. Мыслительные способности зависят не столько от величины мозга, сколько от числа связей между нейронами. В мозге 5,5 петабайт информации, это три миллиона часов просмотра видеоматериалов. С рождения до смерти он никогда ни на минуту, не прекращает своей деятельности.
Мозг самый жирный орган человеческого организма, Мозг на 60 % состоит из жиров, поэтому для его здоровья, так необходима пища, богатая полезными жирами (омега-3 и омега-6). Они укрепляют стенки мозговых клеток, а также переносят и хранят жирорастворимые витамины.
Мифы о мозге
Нейроны в мозгу образуются в течение всей жизни, в отличие от распространенного ранее мифа о том, что нервные клетки не восстанавливаются,
Мнение о том, что мы используем 10% от возможностей своего мозга. Даже при простой активности, задействуются все его области.
Особенности работы мозга:
На мозг, как и на мышцы, распространяется правило «Используй или потеряешь». Мы можем расширить свой когнитивный резерв, или врожденную способность мозга восстанавливаться, с помощью различных видов обучения и новых впечатлений. Было доказано, что люди с более развитым когнитивным резервом лучше справляются неожиданностями. Но если мозг не использовать, этот резерв будет сокращаться.
Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если ты много читаешь, считаешь, рисуешь, говоришь, рассуждаешь, тем больше формируется нейронных связей. Доказано: уровень интеллекта зависит не от объема мозга, а от количества нейронных связей.
Родители и учителя, которые много читают вслух и обсуждают прочитанное с детьми, ускоряют и стимулируют умственное развитие детей.
Жестокое авторитарное обращение с детьми ухудшает восприятие новой информации и дальнейшее развитие.
Изучение новых вещей и явлений приводит к быстрому изменению структуры мозговой активности, причем уже через неделю обучения.
Чтобы не допустить развитие проблем в структурах центральной и периферической нервной системы, нужно вести здоровый образ жизни, хорошо питаться и соблюдать основные правила, касающиеся умственных и физических нагрузок. Ведите активный образ жизни в меру своих возможностей. Делайте утреннюю зарядку, осуществляйте пробежку, больше двигайтесь в течение дня.
Утренняя пробежка повышает активность работы головного мозга.
Музыка улучшает обучаемость. Наиболее эффективна легкая фоновая мелодия, особенно классическая музыка.
Запах позволяет лучше усваивать знания. Исследование показало, что совмещение обучения с некоторыми ароматами улучшает процесс запоминания.
Состояние радости хорошо сказывается на работе нервной системы. При этом не обязательно чувствовать счастье самому. Поддержка ближнего и выражение сострадания помогут обрести силу, а вашу нервную систему сделают менее восприимчивой к боли и стрессам.
Сильные умственные нагрузки очень истощают организм и нервную систему, поэтому давайте отдых своему мозгу.
Основным источником раздражения для нейронов является обычный шум.
Некоторые привыкли спать с включенным телевизором или музыкой и даже не подозревают, что это пагубно сказывается на нервной системе. Отсюда и появляется усталость, снижение иммунитета и другие негативные воздействия.
Люди, страдающие от стресса, не демонстрируют выдающихся способностей в математике, не очень успешно обучаются языкам. Их память гораздо слабее, чем у других.
Человеческий мозг способен учиться всю жизнь.
Рекомендации по развитию работы мозга:
1. Больше читай, считай, рисуй, рассуждай - формируй нейронные связи мозга.
2. Изучай что-то новое, получай больше интересных новых впечатлений от жизни.
3. Необходимо вести здоровый образ жизни, хорошо питаться.
4. Делайте утреннюю зарядку, осуществляйте утреннюю пробежку, больше двигайтесь в течение дня.
5. Соблюдать основные правила, касающиеся умственных и физических нагрузок, не перегружать мозг сильными умственными нагрузками.
6. Родителям и учителям полезно читать вслух и обсуждать прочитанное с детьми.
7. совмещение обучения с некоторыми ароматами улучшает процесс запоминания.
8. Музыка (легкая фоновая или классическая) улучшает обучаемость.
9. Спасть в тишине, дать возможность нервной системе восстановиться.
10. Поддержка ближнего и выражение сострадания помогут обрести силу и восстановится.
Заключение
Можно ли вообще познать мозг? Я думаю, что до конца — вряд ли. Число научных открытий в исследовании мозга не прекращается. Такое ощущение, что мозг шутя раскрывает свои тайны, полагая, будто их у него бесконечно много, а значит, можно немного «подкинуть» любопытствующим учёным.
Изучив лишь некоторые особенности работы мозга, я сделал выводы и решил их обобщить. На основании особенностей работы мозга можно сделать рекомендации, знание и соблюдение которых, будет полезно не только детям, но и взрослым.
За помощь в исследовательской работе благодарю врача-нейрохирурга высшей категории Андрея Михайловича Батяева.
ЛИТЕРАТУРА
1. Детская энциклопедия «Я познаю мир» - М.: ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998. – 512с.
2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1.
3. Покровский В.М. «Физиология человека»/2003г.
4. http://www.library.fa.ru/page.asp?id=268
Можно от Солнца уйти...
Никто меня не любит
Сказка "12 месяцев". История и современность
Круговорот воды в пакете
Рисуем тыкву