Вложение | Размер |
---|---|
zdorovaya_osanka_-zdorovoe_telo.pptx | 2.76 МБ |
narushenie_osanki.docx | 718.7 КБ |
Слайд 1
Исследовательская работа по теме Здоровая осанка-здоровое телоСлайд 2
Цель нашей работы Проверить учеников нашей школы на нарушения осанки; порекомендовать упражнения для исправления искривлений и для поддержания здоровой осанки.
Слайд 3
Актуальность выбранной темы Будущее нашей страны - это здоровое поколение. Мы хотим видеть себя здоровыми, красивыми, умными. Эти качества определяются, главным образом, правильной организацией двигательного режима ребенка, начиная с самого раннего возраста. Характерной особенностью детского организма является его бурный неравномерный рост и значительные изменения в строении и деятельности организма в разные периоды развития.
Слайд 4
Что такое осанка? Из «Толкового словаря» В.Даля : «…под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту» Поговорка: «Человек настолько молод, насколько молод и здоров его позвоночник»
Слайд 5
Признаки правильной осанки Оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной площади опоры. Плечи развернуты и слегка опущены, симметрично расположенные лопатки не выдаются.
Слайд 6
Осмотр Проводится в следующей последовательности: сбоку, сзади и в наклоне вперед. Кроме того, желательно провести осмотр перед большим зеркалом, с целью проверки способности ребенка волевым усилием изменять осанку.
Слайд 7
Виды нарушений осанки 1 - правильная осанка 2 - сутулая спина 3 - круглая спина 4 - плосковогнутая спина 5 – кругловогнутая спина
Слайд 8
Исследования осанки по нашей школе
Слайд 9
Значения правильной осанки Хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим вне зависимости от вашего веса, особенностей фигуры.
Слайд 10
Рекомендации
Методологические основания
Введение. Мы - это будущее нашей страны. Мы хотим видеть себя здоровыми, красивыми, умными. Эти качества определяются, главным образом, правильной организацией двигательного режима ребенка, начиная с самого раннего возраста. Характерной особенностью детского организма является его бурный неравномерный рост и значительные изменения в строении и деятельности организма в разные периоды развития. Неправильно организованный или недостаточно активный двигательный режим жизни приводит к выраженным функциональным нарушениям различных систем организма. При этом снижается общая сопротивляемость детей к простуде, ухудшается работоспособность и восстановление возможностей организма после нагрузок различного характера, возникают нарушения в функционировании сердечно-сосудистой и нервной систем, что может привести к трудностям в развитии и самореализации. А это не маловажно, так как школьная программа становится все сложнее и требует больших физических и интеллектуальных затрат. Так же следствием недостатка двигательной активности являются нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Актуальность. Учитывая низкие показатели физического развития школьников и большой процент школьников с нарушениями осанки и слабым мышечным корсетом, программа по коррекции и формированию осанки, включающая и комплексы на развитие всех групп мышц и их выносливость является очень актуальной. Одной из самых распространенных патологий школьного возраста является патология опорно – двигательного аппарата, разделяемая большинством ортопедов на функциональную и врожденную. К функциональной патологии относятся нарушения осанки всех типов и видов и функциональное плоскостопие, а также субклинические проявления юношеского остеохондроза. В школе особенно важно рано выявлять все функциональные нарушения, в том числе, и со стороны опорно – двигательного аппарата (ОДА). Актуальность данной проблемы заключается и в том, что: во – первых, функциональные нарушения могут быть исправлены методами и средствами физического воспитания в совокупности с ортопедической помощью; во – вторых, процент детей с данной патологией колеблется стабильно от 35 до 65% учащихся.
Поэтому в настоящее время мероприятия, рассчитанные на профилактику и коррекцию, а затем на развитие и совершенствование физической формы, актуальны для всех учащихся. Сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов.
Многие люди считают эту патологию не столь существенной в ряду других более серьезных и опасных заболеваний. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья. Ведь именно с нарушений в позвоночнике и начинаются серьезные беды и уже потом те самые опасные заболевания, которые заставляют нас задуматься.
Сохранение правильной осанки с детства является основной профилактической мерой для предупреждения нарушений осанки. Ведь неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза, который, также является предвестником других серьёзных заболеваний.
Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим вне зависимости от вашего веса, особенностей фигуры.
«Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения». (В. К. Добровольский).
Суть идеальной осанки – это физиологическое равновесие тела, находящегося в вертикальном положении, достигаемое при условии правильного соотношения физиологических изгибов позвоночника и равномерного тонуса мышц.
Нормальная осанка непринужденно стоящего человека имеет признаки:
За последние годы в Российской Федерации сложилась ситуация ухудшения состояния здоровья населения. Материалы государственного доклада «Положение детей в Российской федерации» за 2006 г. свидетельствуют, что хронические заболевания диагностируются у 40-50 % детей школьного возраста (3-я медицинская группа), у 40 % имеются различные функциональные отклонения (2-я группа) и лишь 20 % детей практически здоровы (1-я группа).
Мы провели исследования среди учащихся нашей школы на предмет нарушения осанки.
Правила обследования. Чем раньше будет выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Прежде чем начинать данное исследование, мы изучили всю медицинскую методическую литературу по обследованию опорно – двигательного аппарата и выяснили, что такое обследование называется соматоскопией и проводится оно в трех позициях у каждого учащегося, раздетого до пояса сверху. Такие осмотры мы проводили в начальной школе в двух параллеля: в 1-х и 4-х классов, у учащихся восьмых классов и у сверстников 10-х классов под контролем медицинской сестры и учителя физической культуры.
СХЕМА ОСМОТРА
Вначале проводится общий осмотр, при котором определяется телосложение подростка, состояние его мускулатуры, наличие признаков дисплазии соединительной ткани организма.
Осмотр проводится в следующей последовательности: спереди, сбоку, сзади и в наклоне вперед. Это позволяет оценить осанку во фронтальной (спереди и сзади), сагиттальной (сбоку) и горизонтальной (в наклоне вперед) плоскостях. Кроме того, желательно провести осмотр перед большим зеркалом, с целью проверки способности ребенка волевым усилием изменять осанку.
ОСМОТР СПЕРЕДИ (ФРОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ)
Голова и лицо - отмечаем асимметрию черепа и лица, фиксируем, имеются ли отклонения головы (наклоны, сгибания, разгибания, повороты вправо-влево).
Грудная клетка - отмечаем форму грудной клетки, особенно если имеются деформации врожденного, рахитического или сколиотического происхождения. Форма грудной клетки может быть цилиндрической, уплощенной, бочкообразной и т.д. Желательно также при осмотре грудной клетки определить тип дыхания - грудное, диафрагмальное или полное.
Живот - отмечаем, втянут ли он, равномерно выпуклый или выступает за уровень грудной клетки; в положении лежа можно оценить, нет ли расхождения прямых мышц живота.
Форма ног - отмечаем - прямые, Х-образные, О-образные.
ОСМОТР СБОКУ (САГИТТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ)
Отмечаем расположение всех частей тела сверху вниз: положение головы, положение плечевого пояса, форма грудной клетки и живота, форма спины, угол наклона таза, ось нижних конечностей. Особенно важно отметить выраженность физиологических изгибов позвоночника - (сглажены, увеличен или уменьшен лордоз или кифоз (рис. 2). Необходимо определить, имеется ли рекурвация (прогиб кзади) коленей, так как этот симптом является одним из проявлений гипермобильности суставов. Сутулая спина - увеличен грудной кифоз на уровне верхней трети грудного отдела позвоночника (нижняя часть кифотической дуги заканчивается на уровне 7-8 грудных позвонков) при одновременном сглаживании поясничного
лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные..
Рис. 2. Виды нарушений осанки при осмотре в сагиттальной плоскости
1 - сутулая спина: 2 - круглая спина; 3 - плоская спина;
4 - плосковогнутая спина; 5 - кругловогнутая спина
Круглая спина - увеличен грудной кифоз на протяжении всего грудного отдела позвоночника (нижняя часть кифотической дуги заканчивается на уровне 12 грудного позвонка), мышцы спины растянуты, а мышцы грудной клетки спереди сокращены, поэтому плечи сведены, при этом обычно сглажен поясничный лордоз.
Общими признаками у сутулой и круглой спины являются увеличение грудного кифоза, сглаженность поясничного лордоза, мышцы спины растянуты, а мышцы грудной клетки спереди сокращены, шея наклонена вперед.
Люди с круглой спиной привыкли к такому положению тела, то есть у них сформирован стереотип положения тела на уровне условного рефлекса, и придание телу правильной осанки для них является дискомфортом, им кажется, что они падают назад, хочется быстрее вернуться в привычную позу «скрюченности и угрюмости». Не переживайте, это нормально. Ведь, если человека со здоровой правильной осанкой заставить ссутулиться, то он тоже будет испытывать дискомфорт и захочет как можно скорее принять привычную для него правильную осанку. Любая привычка формируется не менее 3-х недель. Нужно очень захотеть и приложить усилие, ежедневно занимаясь лечебной гимнастикой. Постепенно все получится. А далее, когда правильная осанка достигнута, необходимо постоянно поддерживать её: ежедневно тренировать мышцы спины, применяя изотонические и другие упражнения.
Плоская спина - изгибы позвоночника сглажены, таз имеет более горизонтальную установку, угол наклона таза уменьшен, сопротивляемость позвоночника снижена. При осмотре спина ребенка производит впечатление доски. Вследствие плохой сопротивляемости позвоночника легко образуются боковые искривления (сколиозы), чаще возникают компрессионные переломы позвоночника при действии механических повреждений, а также дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника.
Плоская спина – наиболее худший тип нарушения осанки в рессорном плане, характеризующийся сглаженностью физиологических изгибов позвоночника и общей слабостью мышц спины, грудной клетки, живота, ягодиц, бедер.
Кругловогнутая спина - увеличены все физиологические изгибы позвоночника, его сопротивляемость повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, растянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.
Плосковогнутая спина - грудной кифоз сглажен, а поясничный лордоз увеличен, при этом угол наклона таза также увеличен, грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены, растянуты мышцы спины, ягодиц и задней поверхности бедер.
Сколиотическая осанка - это осанка при которой имеется искривление позвоночника во фронтальной плоскости (вбок). При осмотре обнаруживают несимметричное стояние надплечий, лопаток, искривление позвоночника. Если пациент переходит в горизонтальное положение, лежа на животе, искривление исчезает. Искривление исчезает и при наклоне. На рентгенограмме в положении стоя искривление обнаруживают, а в положении лежа искривление исчезает. Если сколиотическая осанка обнаружена у ребенка, необходимо назначить ему лечебную физкультуру, плавание, массаж.
ОСМОТР СЗАДИ (фронтальная плоскость)
Положение головы - определяем степень наклона во фронтальной плоскости и поворот в горизонтальной плоскости по расположению мочек ушей.
Положение плечевого пояса - оцениваем уровень надплечий, углов лопаток, «крыловидность» лопаток, симметричность их расположения по отношению к центральной позвоночной оси.
Треугольники талии - отмечаем симметричность и глубину треугольников талии.
Позвоночник. Положение позвоночника оцениваем по линии остистых отростков, состоянию паравертебральных мышц. Отмечаем уровень, длину и вершину дуги искривления. При осмотре области позвоночника могут быть отмечены изменения в виде пигментных или сосудистых пятен, усиленного рисунка подкожных вен, кровоизлияний, повышенной сухости кожи или локального усиления роста волос.
Проведя осмотр, мы выявляем определенные симптомы нарушений осанки, которые свидетельствуют об определенной деформации.
Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки, форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Асимметрию лопаток можно определить с помощью сантиметровой ленты, измерив «треугольник» на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния: 7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) — нижний угол левой лопатки, 7-й шейный позвонок— нижний угол правой лопатки, расстояние между нижними углами лопаток Асимметрия нижних углов лопаток свидетельствует о сколиотической осанке.
Осмотр в наклоне вперед.
Позвоночник проходит четкой ровной линией без выпячиваний и изгибов.
.
Плохая осанка затрудняет деятельность внутренних органов и может служить источником многих заболеваний внутренних органов.
Рис. Связь позвоночных нервных
корешков с органами внутренними
Клинические симптомы различных типов нарушений осанки
Положение головы | Вид нару- шения осанки | Положение плечевых линий | Положение лопаток | Положение остистых отростков | Форма грудной клетки | Форма живота | Положение таза | Треугольник талии (контуры) |
Наклонена в одну из сторон | Сколио- тическая | Асимметричны (чаще пра- вая ниже) | Асимметричны (лопатка и плечо ниже на вогнутой стороне) | Отклоняются в одну из сторон равномерно | Асимметрия в положении реберных дуг | Чаще выпячен вперед | Корпус смещен в сторону по отношению к тазу | Асимметричны |
Наклонена вперед, 7-й шейный позвонок резко выступает | Круглая спина | Плечи сведены вперед | Симметричны (нижние углы выступают сзади) | Отклоня- ются кзади в виде тотальной дуги | Запавшая, кифотич- ность груд- ного отдела | Выпячен Вперед | Угол наклона таза уменьшен | |
Наклонена вперед | Кругло- Вогнутая спина | Плечи сведены вперед | Плечи сведены вперед | Посередине | Грудные мышцы сокращены, мышцы спины растянуты | Выпячен вперед, усиление поясничного лордоза | Угол наклона таза увеличен, ягодицы высту пают | Талия не контури руется |
Прямо, шея длинная | Плоская спина | Плечи опущены | Крыловидное | Посередине | Плоская | Вытянут | Угол наклона таза уменьшен (до 30°) ягодицы плоские |
После осмотра учащихся мы получили следующие результаты:
Нарушение осанки распространено и среди детей, и среди взрослых, что чаще всего связано с отсутствием должного воспитания и гиподинамией. К счастью, это поправимо, так как в позвонках нет патологических изменений, а есть неравномерное напряжение мышц, удерживающих позвоночник и тело в вертикальном положении
Причины нарушений осанки.
В связи с этим определим задачи ЛФК при плоской спине.
Осанка – статическая нагрузка на мышечный корсет, поэтому лечебная гимнастика включает статические упражнения, которые имеют свойство хорошо запоминаться организмом. Из исходных положений выходить медленно, некоторое время удерживать позу, затем медленно возвращаться в исходное положение.
Рекомендую приобрести в спортивном магазине утяжелители для рук и ног и надевать их во время лечебной гимнастики при плоской спине.
Вам пригодятся изометрические упражнения для укрепления силы мышц шеи и воротниковой зоны. Полезно плавание в бассейне и гимнастика на фитболе. Порекомендую также прогулки по неровной и ровной местности с контролем осанки и физиологичной походки, а также подъем по ступенькам подъезда (можно с мешочком песка на голове для контроля осанки). Подъем по ступенькам можно выполнять, наступая на каждую ступеньку, а также через одну ступеньку для укрепления мышц ног и ягодиц.
Лечебная гимнастика при плоской спине.
*Приготовьте гимнастическую палку, степ-скамейку, утяжелители для рук и ног и коврик.
1). Исходное положение - лежа на спине, ноги выпрямлены, руки в стороны, вдох.
1 – Приподнять голову и верхний плечевой пояс, руки вперед, стопы разогнуть (на себя).
2 – Потянуться руками вперед как можно больше, как бы стремясь пальцами рук и стоп навстречу друг к другу, выдох.
3, 4 – Медленно вернуться в исходное положение, вдох.
10 раз.
2) Исходное положение – лежа на спине, кисти под головой, сомкнутые ноги выпрямлены.
1, 2 – Приподнимая обе ноги на 4 – 5 мм над полом, раздвинуть их в стороны - вдох, положить -выдох.
3, 4 – Вернуться в исходное положение в обратном порядке.
10 раз.
3). «Велосипед». Исходное положение – лежа на спине, кисти в «замке» на затылке, голову и верхний плечевой пояс немного приподнять.
Ногами имитировать езду на велосипеде до утомления мышц живота.
4). «Диафрагмальное дыхание».
Исходное положение – лежа на спине, ноги слегка согнуты, кисти лежат на животе для контроля движения брюшной стенки вверх и вниз.
1 – Вдох через нос, живот «надуть».
2, 3, 4 – Выдох через рот тонкой струйкой, сложив губы трубочкой, живот «сдуть», брюшная стенка опускается вниз как можно больше.
6 раз.
Не старайтесь на вдохе слишком сильно «надувать» живот, чтобы не растягивать мышцы живота чрезмерно.
5). «Перекрест».
Исходное положение – лежа на спине, кисти в «замке» под головой, ноги выпрямлены.
1 – Соединить правый локоть и левое колено, выдох.
2 - Вернуться в исходное положение, вдох.
3 – Соединить левый локоть и правое колено, выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, вдох.
До утомления мышц живота.
6). Исходное положение – лежа на спине, кисти под головой, плотно сомкнутые ноги согнуты в коленях, стопы – на полу.
1, 2 – Поднять таз как можно выше, ягодички сильно сжать, вдох.
3, 4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
10 раз.
7). Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль тела, выпрямленные ноги вместе.
1, 2 – Одновременно раздвинуть выпрямленные руки и ноги в стороны – вдох.
3, 4 - Вернуться в исходное положение – выдох.
6 раз.
8). Исходное положение – лежа на спине, кисти под головой, ноги сомкнуты и согнуты в коленях.
1 – Поднять таз и выпрямленную правую ногу вверх, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, выдох.
3 – Поднять таз и выпрямленную левую ногу вверх, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
10 раз.
9). Исходное положение – лежа на животе, голова лежит на кистях, ноги согнуты в коленях, стопы направлены к потолку.
1 – Как можно выше приподнять правую ногу, согнутую в колене, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, выдох.
3 – То же левой ногой, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
10 раз.
10). «Самолетик». Изометрическое упражнение для мышц – выпрямителей спины.
Ноги плотно сомкнуты, руки в стороны, голову, верхний плечевой пояс и ноги поднять над полом, лопатки «соединить». Удержать положение как можно дольше. Выполняется 1 раз 1 – 3 минуты без отдыха. Дыхание не задерживайте. Затем расслабьте мышцы спины покачиванием таза в стороны.
11). Исходное положение – лежа на животе, руки сложены перед собой, ноги выпрямлены.
1 – Невысоко приподнять над полом выпрямленные правую руку и левую ногу, растянуть позвоночник по этой линии, выдох.
2 - Вернуться в исходное положение, вдох.
3 – То же выполнить левой рукой и правой ногой, во время растяжки выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, вдох.
6 раз.
12). Исходное положение – лежа на животе, руки сложены перед собой, ноги выпрямлены.
1, 2 – Приподнять выпрямленные ноги и раздвинуть их в стороны - вдох, положить – выдох.
3, 4 - Вернуться в исходное положение в обратном порядке.
10 раз.
13). «Кошечка».
Исходное положение – стоя в коленно-кистевом положении.
1, 2 – Выгнуть спину кверху, голова опускается вниз, концентрировать внимание на грудном отделе позвоночника, стараться как можно больше округлить именно грудной отдел, выдох.
3, 4 – Прогнуть позвоночник вниз, голова поднимается, посмотреть вперед, внимание концентрировать на поясничном отделе позвоночника, стараться как можно больше прогнуть именно поясничный отдел позвоночника, вдох.
10 раз.
14). Исходное положение – стоя в коленно-кистевом положении.
1, 2, 3 – Выпрямить правую ногу и поднять её как можно выше пружинистыми движениями, каждый раз то касаясь стопой пола, то поднимая вверх. Внимание концентрировать на поясничном отделе позвоночника. Не делайте резких движений.
4 - Вернуться в исходное положение.
То же повторить левой ногой.
10 раз.
15). Исходное положение – лежа на животе, голова лежит на кистях, ноги плотно сомкнуты и выпрямлены. Поднимать сомкнутые ноги вверх и опускать до утомления мышц.
*После того, как ноги опустились вниз, нужно их положить и расслабить мышцы.
16). «Ползание по-пластунски».
Исходное положение – лежа на животе.
Ползти вперед лежа на животе до утомления мышц тела.
17). «Плавание брассом».
Исходное положение – лежа на животе, руки согнуты перед собой, ноги выпрямлены и плотно сомкнуты.
1 – Выпрямить руки вперед, голова опускается вниз, выдох.
2 – Руки в стороны, голова и верхний плечевой пояс поднимаются как можно выше, вдох.
3 – Руки вдоль тела, продолжение вдоха.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
Продолжать без остановки до легкого утомления. На счет 4, 1 – выдох, на счет 2, 3 – вдох.
18). «Имитация ходьбы лежа на боку».
Исходное положение – лежа на левом боку, правая рука вперед, выпрямленная правая нога назад. Одновременно менять положение конечностей. Продолжайте до легкого утомления.
То же повторить лежа на правом боку.
19). Исходное положение – стоя, в руки взять гимнастическую палку широким хватом, руки опущены вниз, палка перед собой.
1 – Поднять палку вверх, правую ногу отвести назад на носок, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, выдох.
3 – Снова поднять палку вверх, левую ногу отвести назад на носок, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
10 раз.
20). Исходное положение – стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать за лопатками.
Перекатываться с пяток на носки, сохраняя равновесие.
21). Подниматься на степ-скамейку и спускаться с нее обратно на пол, начиная с правой ноги, затем то же повторить, начиная с левой ноги до легкого утомления мышц.
22). «Натираем пол ногами».
Исходное положение – стоя, на голове мешочек с песком для контроля равновесия, руки на поясе (можно руки держать свободно). Сначала правой ногой рисовать круги на полу в разные стороны, имитируя натирание пола, затем то же левой ногой. До легкого утомления.
23). "Отклоняемся назад".
Исходное положение – стоя на коленях, ноги вместе, гимнастическая палка прижата к спине локтями согнутых в локтевых суставах рук. Медленно отклонить корпус назад, удержать 7 секунд, затем медленно вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.
* Это упражнение нужно для укрепления мышц корпуса и бедер спереди, которые участвуют в сохранении равновесия тела при плоской спине.
24). «Резиночка».
Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки вдоль тела. Упражнение на растягивание позвоночника в положении стоя. В процессе выполнения нужно пятками тянуться вниз, а макушкой головы – вверх. Растяжка происходит на выдохе.
1, 2 – Руки через стороны поднять вверх, вдох, кисти зацепить в «замок».
3, 4, 5 – Вывернуть «замок» ладонями кнаружи и потянуться головой и руками вверх, а пятками вниз, плавно и добросовестно растягивая позвоночник, как резинку, выдох.
6 – Расцепить кисти, вдох.
7, 8 - Вернуться в исходное положение, выдох.
3 раза.
При правильном выполнении станет жарко, может быть пот, порозовеют щечки, появится приятное чувство насыщения организма энергией.
Общими признаками у сутулой и круглой спины являются увеличение грудного кифоза, сглаженность поясничного лордоза, мышцы спины растянуты, а мышцы грудной клетки спереди сокращены, шея наклонена вперед.
Люди с круглой спиной привыкли к такому положению тела, то есть у них сформирован стереотип положения тела на уровне условного рефлекса, и придание телу правильной осанки для них является дискомфортом, им кажется, что они падают назад, хочется быстрее вернуться в привычную позу «скрюченности и угрюмости». Не переживайте, это нормально. Ведь, если человека со здоровой правильной осанкой заставить ссутулиться, то он тоже будет испытывать дискомфорт и захочет как можно скорее принять привычную для него правильную осанку. Любая привычка формируется не менее 3-х недель. Нужно очень захотеть и приложить усилие, ежедневно занимаясь лечебной гимнастикой. Постепенно все получится. А далее, когда правильная осанка достигнута, необходимо постоянно поддерживать её: ежедневно тренировать мышцы спины, применяя изотонические и другие упражнения.
Лечебная гимнастика при сутулости и круглой спине.
ЛФК при сутулости и круглой спине ставит цель обучения чувству правильной осанки и формирования правильных поз в быту. Лечебная гимнастика при сутулости направлена на укрепление мышц спины, живота, ног и шеи; а также – на расслабление и растяжение мышц грудной клетки. Уделяется внимание походке и воспитанию чувства правильной осанки. Применяются упражнения изотонические, силовые, экстензионные упражнения (с разгибанием позвоночника в грудном отделе в положении лежа на спине или подкладыванием валика под спину в области грудного кифоза), изометрические – для воротниковой зоны, их можно применять в течение дня при работе сидя за столом, они будут выглядеть как «потягушки».
Исходные положения различные, но особенно рекомендуются упражнения лежа на животе с работой рук сначала без предметов, затем с палкой и отягощениями; в коленно-кистевом положении, стоя на коленях, стоя с занесением гимнастической палки за лопатки, упражнения у стены.
Очень эффективна фитбол – гимнастика, так как упражнения на мяче выполняются при соблюдении равновесия и симметрии тела, развивается чувство положения тела в пространстве.
В качестве отягощений можно использовать гантели или утяжелители для рук и ног (они очень удобны в применении). Упражнения с утяжелителями не только укрепляют силу мышц, но и способствуют более сильному мышечно-суставному чувству положения тела, что очень важно при исправлении нарушений осанки.
Лечебный массаж спины усиливает эффективность лечебной гимнастики, особенно, если процедуру проводить перед занятием ЛФК. Проводится поглаживание вдоль длинных мышц спины, по ходу широкой и трапецевидной мышц, их растирание, разминание и рубление для тонизирования. Если массаж не проводится, то перед занятием желательно сделать самомассаж спины роликовым массажером. При сутулости лучше применять не гибкий роликовый массажер, а массажер – палку, на стержень которой нанизаны колесики.
Продолжительность занятий лечебной гимнастикой при сутулости 30 – 45 минут. Упражнения ритмичные в медленном темпе. Занятие составим из двух частей: в первой части – укрепление мышечного корсета, во второй – закрепление правильной осанки в различных положениях и условиях и упражнения для стоп.
Для утренней гимнастики прекрасно подойдут изотонические упражнения и на растяжку позвоночника. Перед сном можно применить разгибание спины в грудном отделе лежа на спине на валике.
Плавание полезно выравниванием тонуса мышц тела и растягиванием позвоночника, но укреплять мышцы нужно специальными упражнениями вне воды.
Реклинаторы – ортопедические приспособления для исправления осанки нужны только для того, чтобы способствовать закреплению чувства правильной осанки и формированию правильных поз в быту. Нужно помнить, что их длительное ношение влияет на ослабление мышц, которые должны удерживать данное положение тела самостоятельно. Поэтому вопрос о выборе и ношении фиксатора осанки решает врач в индивидуальном порядке.
Сначала укрепляем мышечный корсет, затем тренируем чувство осанки.
Понадобится гимнастическая палка, гантели (1 - 3 кг) и мешочек с песком для ношения на голове весом 200 граммов. Желательно видеть себя в большом зеркале, так как имеет значение соблюдение симметрии и одинакового выполнения упражнений в обе стороны.
1). Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль тела.
1 – Вдох, поднять руки вверх и положить на пол, стопы разогнуть (на себя).
2, 3, 4, 5, 6, 7 – Растягивая позвоночник, поочередно тянуться пятками вниз, дыхание произвольное. Концентрация внимания на задней поверхности ног и пояснице.
8 – Вернуться в исходное положение, выдох.
6 раз.
2). Исходное положение – лежа на спине, ноги выпрямлены, руки согнуты в локтевых суставах, кисти направлены вверх (к потолку). Опираясь на локти, разогнуть спину в грудном отделе, голова касается пола макушкой. Удержать 10 секунд. Вернуться в исходное положение. 3 раза.
Не следует слишком сильно запрокидывать голову, чтобы не было избыточного разгибания шеи, старайтесь больше разогнуть грудной отдел, одновременно обращайте внимание на расслабление и растягивание мышц грудной клетки.
3). Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль тела. Выполнить имитацию езды на велосипеде ногами с полной амплитудой до утомления мышц живота.
4). Исходное положение – лежа на спине. Диафрагмальное дыхание: ноги согнуты в коленях, стопы – на полу, руки на животе. На вдохе живот «надуть», на выдохе медленно «сдуть» и немного втянуть в себя. 6 раз.
5). Исходное положение – лежа на спине, ноги выпрямлены, кисти в «замке» под головой.
Упражнение на пресс «Перекрест».
1 – Соединить правый локоть и левое колено, выдох.
2 - Вернуться в исходное положение, вдох.
3 – Соединить левый локоть и правое колено, выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, вдох.
До утомления мышц живота.
6). Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль тела.
1 – Одновременно отвести в стороны руки и ноги, слегка скользя по полу, вдох.
2, 3 – Надавить на пол всем телом, руками и ногами, дыхание произвольное.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
6 раз.
7). Исходное положение – лежа на спине, кисти в «замке» под головой, ноги согнуты в коленях.
1 – Приподнять голову и верхний плечевой пояс, стараться локти развести в стороны, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, выдох.
До утомления мышц живота.
8). Исходное положение – лежа на спине, руки в стороны, ноги выпрямлены.
1 – Выпрямленную правую ногу перенести через левую, стопой коснуться пола, правую руку прижать к полу, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, выдох.
3 – Левую ногу перенести через правую, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
10 раз.
Данное упражнение тренирует поворот таза вслед за движением ноги вперед, что полезно для ходьбы «от бедра».
9). Исходное положение лежа на спине, руки вдоль тела, ноги согнуты в коленных суставах, стопы на полу.
1 – Одновременно поднять таз и выпрямить правую ногу вверх, потянуться ею, подтягивая за собой правую сторону таза, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, выдох.
3 – Поднять таз и левую ногу вверх, подтягивая левую сторону таза, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
10 раз.
Старайтесь выполнять одинаково с обеих сторон. Внимание концентрируйте на повороте таза.
10). Исходное положение – лежа на животе, кисти в упоре около плечевых суставов, «ягодички сжать», ноги крепко сомкнуты и прижаты к полу.
«Плавание брассом».
1 – Выпрямить руки вперед, выдох.
2 – Руки в стороны, разогнуть спину, поднимая голову и верхнюю часть корпуса как можно выше, посмотреть вперед, ноги прижаты к полу, вдох.
3 – Спина в том же положении, руки переместить вдоль тела, ладони прижать к телу, продолжение вдоха.
4 - Вернуться в исходное положение, голова опускается вниз, начало выдоха.
Продолжайте без остановки в медленном темпе с максимальной амплитудой движений рук до утомления мышц, концентрируйте внимание на грудном отделе позвоночника.
11). Исходное положение – лежа на животе, голова лежит на сложенных перед собой руках, ноги плотно сомкнуты.
1 – Поднять выпрямленные ноги, развести их в стороны и положить на пол, как бы перенося через невысокие предметы.
2 - Вернуться в исходное положение, выполняя движение ног в обратном порядке.
когда ноги поднимаются вверх – вдох, опускаются вниз – выдох.
До утомления мышц поясницы и ягодиц.
Расслабьте мышцы, слегка покачивая тазом в стороны.
12). Исходное положение – лежа на животе.
Изотоническое упражнение «Лодочка» 1 – 3 минуты без отдыха. Дыхание не задерживайте.
Приподнять плотно сомкнутые ноги и выпрямленные вперед руки, равномерно разгибая весь позвоночник и как можно сильнее растягивая его. При этом держать кисть за кисть, руки прижаты к ушам, голову запрокидывать не надо, смотреть вниз на секундомер.
Расслабьте мышцы спины покачиванием таза в стороны.
13). Исходное положение – лежа на животе, руки в «замке» на затылке, голова опущена вниз.
1 – Приподнять верхний плечевой пояс и голову, кисти держать на затылке, стараться локти как можно сильнее развести в стороны, вдох.
2 – Правой рукой потянуться в сторону стоп, посмотреть на кисть, выдох.
3 – Вернуться в положение № 1, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
То же выполнить в другую сторону.
6 раз.
Снова расслабьте мышцы спины покачиванием таза в стороны.
14). Исходное положение – лежа на животе, голова лежит на сложенных перед собой руках.
1, 2 – Одновременно поднять выпрямленные правую руку вперед и левую ногу назад, смотреть вниз, растянуть позвоночник по этой линии,тянуться левой пяткой, вдох и выдох.
3, 4 – Плавно вернуться в исходное положение, вдох и выдох.
То же выполнить, поднимая выпрямленные левую руку и правую ногу.
6 раз.
15). Исходное положение – стоя в коленно-кистевом положении.
1 – Правую руку через сторону поднять вверх, направляя кисть к потолку, посмотреть на нее, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, выдох.
3 – То же левой рукой, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
6 раз.
16). Исходное положение – коленно-кистевое.
«Кошечка».
1 – Слегка выгнуть спину кверху и опустить голову вниз для «разгона», чтобы в следующем пункте достичь большей амплитуды движения, выдох.
2 – Прогнуть спину, голову поднять посмотреть вперед, вдох.
При каждом новом повторе перемещайте внимание вниз по позвоночнику, начиная от 4-го грудного позвонка до крестца. Таким образом, разгибание позвоночника будет более качественным, лучше формируется чувство осанки.
17). Исходное положение – коленно-кистевое.
«Подлезание».
1 – Согнуть руки в локтевых суставах, голова и плечи опускаются.
2, 3 – Пролезть под невидимой планкой, прогибая спину и продвигая корпус вперед, плавно перемещая позвоночник, стараясь не задеть невидимую планку, под которой происходит подлезание.
4 – Медленно вернуться в исходное положение.
6 раз.
18). Исходное положение – коленно-кистевое, спину слегка разогнуть, колени вместе.
«Лисичкин хвостик».
1 – Одновременно переместить стопы вправо и голову ухом к правому плечу, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, выдох.
3 – Одновременно переместить стопы влево и голову ухом к левому плечу, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
6 раз.
19). Исходное положение – коленно-кистевое.
1 – Одновременно поднять правую руку вперед, левую ногу назад, вдох.
2, 3 – Растянуть позвоночник по этой линии, (тянуться пяткой), выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, вдох, выдох.
То же выполнить левой рукой и правой ногой.
6 раз.
20). Исходное положение – коленно-кистевое, колени вместе, руки расставлены широко.
1 – Правое плечо опустить на пол, голова поворачивается влево и ложится правым ухом на пол, правая рука выпрямлена, а левая – согнута в локтевом суставе, выдох.
2 - Вернуться в исходное положение, вдох.
3 – Левое плечо опустить на пол, голову положить левым ухом на пол, выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, вдох.
6 раз.
21). Исходное положение – коленно – кистевое.
1 – Правая рука скользит вперед как можно дальше, голова опускается вниз, выдох.
2 - Вернуться в исходное положение, вдох.
3 – Левая рука скользит вперед, выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, вдох.
6 раз.
22). Исходное положение – стоя на коленях, палка за лопатками.
1, 2, 3 – Медленно отклонить корпус назад как можно больше, спину не разгибать, внимание концентрировать на передней поверхности бедер, ягодицах и брюшном прессе.
4 - Вернуться в исходное положение.
5, 6, 7 – Медленно отклонить выпрямленный корпус вперед, насколько возможно.
8 - Вернуться в исходное положение.
6 раз.
Можно попросить кого-нибудь из близких придержать стопы при отклонении корпуса вперед, чтобы не падать и чтобы выполнить упражнение более качественно.
23). Исходное положение – стоя на коленях, палка за лопатками, макушкой тянуться вверх, смотреть на какую-нибудь точку впереди себя.
1, 2 – Медленно сесть на голени, одновременно наклониться вперед, животом лечь на ноги, продолжать смотреть на выбранную точку: голова приподнимается, спина разгибается.
3, 4 - Вернуться в исходное положение.
6 раз.
24). Исходное положение – стоя, палка за лопатками, ноги вместе.
Медленно, плавно и ритмично перекатываться с пяток на носки, стараясь макушкой тянуться кверху. До легкого утомления мышц голеней.
Чем меньше расстояние между кистями, удерживающими палку за лопатками, тем лучше для выпрямления позвоночника в грудном отделе.
25). Исходное положение – стоя, палка за лопатками, ноги слегка расставлены.
Приседания. Приседать медленно, выпрямляться чуть быстрее, стараться удержать равновесие. Во время вставания нужно втягивать в себя ягодицы и нижнюю часть живота.
До легкого утомления.
26). Исходное положение – стоя. Палку поставить вертикально впереди себя на большом расстоянии от стоп. Кисти рук расположены друг на друге и лежат на верхнем конце палки.
1 – Медленно наклониться вперед, опираясь руками на верхний конец палки, ноги в коленях не сгибать, голова опускается и располагается между руками, повиснуть на палке в таком положении, выдох.
2 – 7 – Покачаться вперед – назад, чуть по кругу - интуитивно, бережно растягивая позвоночник. Дыхание произвольное.
8 - Вернуться в исходное положение, вдох.
3 – 4 раза.
27). Исходное положение – стоя, ноги вместе, палка за лопатками. Можно выполнять без палки, поставив руки на пояс, а на голову положить мешочек с песком.
1 – Приподнять обе пятки и переставить их вправо.
2 – Приподнять носки стоп и переставить вправо.
Продолжайте так передвигаться в правую сторону, сохраняя осанку и равновесие.
Затем то же повторите в другую сторону.
Добивайтесь идеального качественного выполнения каждого упражнения.
28). Исходное положение – стоя, палка за лопатками, ноги широко расставлены.
1 – Присесть вправо, сгибая правую ногу в колене, выдох.
2 - Вернуться в исходное положение, вдох.
3 – Присесть влево, сгибая левую ногу в колене, выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, вдох.
Упражнение трудное. Выполните сначала 3 раза. Помните, что большее значение имеет качественное и добросовестное выполнение упражнений, а не их количество.
29). Исходное положение – стоя, палка в руках внизу перед собой.
1 – Поднять палку вверх и чуть назад, тянуться макушкой головы и руками кверху, одновременно правую ногу отвести назад на носок, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, выдох. Сохранять осанку.
3 – Повторить пункт № 1 с отведением назад левой ноги.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
6 раз.
(Можно на голове удерживать мешочек с песком).
30). Исходное положение – основная стойка.
«Ласточка».
1, 2, 3 - Отвести правую ногу назад и вверх, руки в стороны, стоять на левой ноге, удерживая равновесие, смотреть вперед. Стараться так удержать положение, чтобы правая нога, спина, шея и голова образовали одну красивую плавную дугу. Растягивать позвоночник.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
То же выполнить при участии левой ноги.
31). Исходное положение – основная стойка, палка за лопатками, на голове мешочек с песком, ходьба с приставлением пятки к носку вперед и назад. То же выполнить без палки.
Ходьба большими шагами вперед. При этом стараться при движении вперед, например, правой ноги вслед за ней выдвинуть правую часть таза для увеличения длины шага. Это нужно для формирования ходьбы «от бедра».
32). Исходное положение – основная стойка, руки на поясе, на голове мешочек с песком.
1 – Опуститься на правое колено.
2 – Встать на оба колена.
3 – Поставить правую ногу, согнутую в колене, вперед.
4 – Выпрямиться, вернуться в исходное положение.
4 – 6 раз.
Затем выполнить то же, начиная с левой ноги.
33). «Резиночка». Исходное положение – основная стойка. Упражнение на растягивание позвоночника в положении стоя. В процессе выполнения нужно пятками тянуться вниз, а макушкой головы – вверх. Растяжка происходит на выдохе.
1, 2 – Руки через стороны поднять вверх, вдох, кисти зацепить в «замок».
3, 4, 5 – Вывернуть «замок» ладонями кнаружи и потянуться головой и руками вверх, а пятками вниз, плавно и добросовестно растягивая позвоночник, как резинку, выдох.
6 – Расцепить кисти, вдох.
7, 8 - Вернуться в исходное положение, выдох.
3 раза.
При правильном выполнении станет жарко, может быть пот, порозовеют щечки, появится приятное чувство насыщения организма энергией.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Обратившись к литературе, мы изучили и проработали рекомендации. Предлагаем к использованию наиболее приемлемые в условиях школы. Мы полагаем, что профилактическая работа должна вестись сразу по нескольким направлениям:
Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Можно предложить такую систему формирования этого навыка. Уже в 1-м классе, обычно перед началом занятий, дети выстраиваются около стены и проверяют свою осанку: плотно прислоняют к стене лопатки, ягодицы, затылок и пятки. В последствии, когда уже будет выработано определенное мышечное чувство, не обязательно просить детей вставать к стене, достаточно одного упоминания об осанке. Навык самоконтроля следует отработать настолько, чтобы было доведено до автоматизма не только принятие правильной позы за партой, но и соблюдение осанки при ходьбе, при ответе с места, при работе с компьютером.
2. Для лучшего усвоения материала мы разработали опорные конспекты в форме презентации и часть слайдов представляем в этой работе
3. Увеличение двигательной активности.
Под двигательной активностью понимают сумму всех движений, выполняемых ребенком в течение суток. Это не только занятия физкультурой, это и помощь по дому, и игры во дворе, то есть любые движения. Польза их в том, что в работу включаются попеременно все группы мышц и формируется мышечный корсет, укрепляются дыхательная, сердечно-сосудистая и нервная системы. Мы считаем, что необходимо не только сознательно посещать уроки физкультуры, но и дополнительно выполнять предписанные медицинскими работниками комплексы упражнений, показанные выше.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм (при выполнении домашних заданий; просмотре телевизора и компьютера; во время сна).
Для успешного продвижения по этому направлению необходимо тесное взаимодействие медиков и родителей. Гигиенические требования, в первую очередь, нужно донести до каждой семьи. Каждый родитель должен знать, как правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы мебель соответствовала его росту; следить чтобы постель была жесткой, ровной; подушка – плоской, невысокой (по размеру плеча), чтобы голова лежала ровно. Нельзя спать на мягком прогибающемся матраце.
3). Правильная организация рабочего места: освещение и мебель. Освещение должно быть достаточным и рассеянным. Высота стола должна быть такой, что, если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза (спина при этом должна быть выпрямлена).
Нужно бороться с такими позами, искажающими осанку, как косое положение плечевого пояса при письме, когда левая рука свешена со стола; или косое положение таза при подкладывании ноги под себя.
Особое значение имеет выбор стула. Правильная осанка в положении сидя на стуле возможна при условии, когда не только выпрямлена спина, расправлены плечи и нет «обмякания» тела, повисшего на позвоночнике, как на вешалке, но самое главное условие – перенос центра тяжести тела на стопы. Тогда позвоночник перестает быть «вешалкой», значительно разгружается и освобождается от удержания тяжести тела. Это, несомненно, благоприятно влияет и на межпозвонковые диски, и на связочный аппарат позвоночника, и на тонус мышц, удерживающих тело в вертикальном положении.
Самый простой вариант создания условий для физиологичного положения тела во время сидения – это сидеть на обычном стуле примерно на середине сиденья, подставив под задние ножки стула брусок высотой 10 – 12 см, а точнее – плоскость сиденья должна быть наклонена вперед на 8 – 100.
Танцующий Стул.
Но еще более лучший вариант – приобрести Танцующий Стул, который позволяет найти оптимальное положение тела для каждого человека индивидуально, так как регулируется высота стула, имеется лабильное сиденье; есть возможность двигаться и упражнять мышцы тела во время длительного положения сидя. Это изобретение достойно внимания и восхищения. На Танцующем Стуле вы сможете сидеть с пользой для себя и своего здоровья.
Еще одна рекомендация по организации рабочего места за столом: расположите стол так, чтобы сидя за ним за спиной была стена, чтобы окно и дверь в комнату находились в поле зрения справа или слева, а впереди – свободное пространство (если это невозможно, то можно повесить на стену перед столом либо зеркало, либо фотообои с перспективой, чтобы возникло чувство пространства впереди. Это создает психологический комфорт сидящего за столом человека, что является одним из факторов, положительно влияющих на состояние осанки, так как данное расположение стола способствует чувству защищенности, информированности и свободы действий. Повышается устойчивость к стрессу, а значит, меньше напрягаются мышцы воротниковой зоны, которые при стрессе реагируют первыми, превращаясь в панцирь, защищающий от удара.
4). Перед выходом из дома нужно постоять у стены, прижимаясь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. В это время нужно стараться животом «приклеить» поясницу к стене (поясница при этом не примкнет к стене, но будет правильное напряжение мышц). Ягодички крепко сжать, втягивая их «в себя». Макушкой головы тянуться вверх, а пятками – вниз, растягивая позвоночник. Так нужно постоять некоторое время (например, одну минуту), чтобы хорошенько запомнить это чувство правильной осанки. Затем идти по делам, стараясь удержать данное положение тела при ходьбе.
Один из моментов самоконтроля при сохранении правильной осанки - во время стояния и ходьбы ноги не должны быть видны при опускании глаз.
, Добросовестное выполнение ребенком всех требований зависит от внутрисемейной установки. Именно родители уже в младшем школьном возрасте должны привить своим детям навыки здорового образа жизни.
4. Рекомендации по подбору одежды, обуви и ранца согласно предъявляемым требованиям
Для профилактики возникновения у детей нарушений осанки большое значение имеет правильно сшитая одежда, подобранная по размеру и удобствам обувь, желательно со специальной ортопедической стелькой и выбор удобного ранца для учебников. Не носите сумку на ремне через плечо, так как ремень имеет свойство соскальзывать с плеча, и, чтобы избежать этого, вы будете приподнимать то плечо, на котором висит сумка, что повлечет искажение осанки во фронтальной плоскости.
6). Не стоит нести тяжелую сумку в одной руке, лучше разделить тяжесть на две равные части и нести в двух руках, либо хотя бы часто перекладывать сумку из одной руки в другую.
Профилактика нарушений осанки имеет особое значение для детей, так как очень важно формировать правильный стереотип чувства положения в пространстве с детства. Проще сразу воспитать правильную осанку, чем исправлять привычку к неправильному положению тела. Человеку с нарушением осанки кажется, что он правильно сидит или стоит. Но при коррекции осанки он испытывает дискомфорт, ему кажется, что он падает назад, что выглядит как-то «горделиво» и неестественно. Чтобы его убедить в необходимости исправления осанки, лучше всего сделать фотографии и показать. А еще лучше – сделать фотографии «до» и «после». То есть, придать правильное положение телу хотя бы на несколько секунд, сфотографировать и предъявить для сравнения. Нужно помочь человеку осознать разницу, чтобы он сам захотел тренировать осанку и сделать её своей хорошей привычкой. Ведь постоянно одергивать, стукать по спине, чтобы выпрямился, нехорошо, это может раздражать и портить настроение, мало того, это может вызвать внутреннее сопротивление против постоянного контроля со стороны окружающих потому, что привычное неправильное положение тела является «зоной комфорта», выходить из которой не хочется. Чтобы одержать победу в данном деле, нужно очень захотеть иметь правильную осанку, для этого нужно понимать её ценность и необходимость как для внешней красоты, так и для здоровья внутренних органов и всего организма, и для здоровья личности. Избавиться от стереотипа неправильного положения тела в пространстве, сформированного в головном мозге, также нелегко, как, например, бросить курить. Поэтому потребуется целеустремленность, концентрация внимания на соблюдении правильной осанки (постоянное памятование), терпение, ежедневный труд - упражнения для осанки и, конечно, контроль результата.
Что надо делать, чтобы предупредить возникновение неправильной осанки
Список литературы
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Сорняки
Вокруг света за 80 дней
Волшебная фортепианная музыка
Пока бьют часы