Роль подвижных и спортивных игр в формировании морально-волевых качеств личности младшего школьника
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_punik_a.a.docx | 49.47 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский – на – Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Допустить к защите
Зам. директора по УПР
___________Боровик С.В
«_____»_________2021 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Роль подвижных и спортивных игр в формировании морально-волевых качеств личности младшего школьника»
Работу выполнил _________группа ФКо-41-С Пуник Андрей Алексеевич
Подпись Ф.И.О.
Руководитель работы _________ Сидоров Дмитрий Сергеевич
Подпись Ф.И.О.
Нормоконтроль _________ Боровик Светлана Васильевна
Подпись Ф.И.О.
Николаевск - на - Амуре
2021
ЛИСТ НОРМОКОНТРОЛЯ
Наименование документа курсовая работа
Фамилия разработчика Пуник Андрей Алексеевич
Тема работы «Роль подвижных и спортивных игр в формировании морально-волевых качеств личности младшего школьника»
№ страницы документа | Заключение нормоконтролера | Отметка об устранении |
Нормоконтролер ____________ Боровик С. В.
подпись фамилия, инициалы
«____» марта 2021 г.
СОГЛАСОВАНО Председатель ПЦК___________ Протокол заседания ПЦК №5 «11» января 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УПР ___________Боровик С.В. «___» января 2021г. |
для курсовой работы
обучающегося Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» Пуника Андрея Алексеевича очной формы обучения, 4 курса, группы ФКо-41-С.
Тема курсовой работы: «Роль подвижных и спортивных игр в формировании морально-волевых качеств личности младшего школьника».
Исходные данные к дипломной работе: методические указания по выполнению и оформлению КР, нормативно-правовые источники РФ, материалы с преддипломной практики, учебники, научные журналы и статьи, справочные данные сети Internet – сайтов.
Перечень подлежащих разработке вопросов:
1 Теоретическое изучение проблемы формирования морально-волевых качеств младших школьников
2 Особенности формирования морально-волевых качеств личности младшего школьника средствами подвижных и спортивных игр
Перечень графического материала: по мере необходимости для раскрытия темы.
Дата выдачи дипломного задания «13» января 2021 г.
Срок окончания выполнения работы « _____» марта 2021г.
Руководитель работы_______________Сидоров Д. С.
подпись
Подпись студента__________________Пуник А. А.
подпись
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...
1 Теоретическое изучение проблемы формирования морально-волевых качеств младших школьников………………………………………………………………..
1.1 Психологические особенности младших школьников………………………..
1.2 Понятие и сущность морально-волевых качеств личности…………………..
1.3 Методы и средства формирования морально-волевых качеств младших школьников..............................................................................................................
2 Особенности формирования морально-волевых качеств личности младшего школьника средствами подвижных и спортивных игр……………………….......
2.1 Понятие и классификация подвижных спортивных игр……………………...
2.2 Роль подвижных и спортивных игр в формировании морально-волевых качеств личности младшего школьника………………………………………….....
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………….
Введение
Большую часть своего времени детей младшего школьного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, в ней идет процесс воспитания в той же мере, что и в остальных видах деятельности. Если педагог замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться.
Процесс становления личности и ее нравственно-волевой сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и изменяется всю сознательную жизнь человека. Первые годы пребывания в школе являются важным и ответственным этапом в формировании нравственно-волевых качеств у младших школьников, приобщении их к высоким и разнообразным нравственным ценностям. Накладываясь на колоссальные возможности возраста, целенаправленная деятельность школы, учителя способна придать этому процессу мощный импульс, пробудить к деятельности заложенные в ребенке природой способности.
Актуальность работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоционально-волевой сферы младшего школьника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, что в последствии обеспечит эффективность их применения. Так как развитие эмоционально-чувственного мира ребенка, когда он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях, требует дальнейшего усовершенствования организации педагогического процесса в школе.
Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Проблемы эмоционально-волевой регуляции с особой остротой возникают на переходном этапе от младшего школьного к подростковому возрасту. При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.
Цель данной работы– изучение особенностей развития волевых качеств в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: волевая сфера личности младших школьников.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ по проблеме развития волевых качеств в младшем школьном возрасте в психолого-педагогической литературе;
2) изучить особенности развития волевых качеств личности младших школьников;
3) разработать и провести систему игр и игровых приемов в целях формирования волевых качеств учащихся.
Гипотеза исследования: в младшем школьном возрасте игры и игровые приемы способствуют развитию воли.
1 Теоретическое изучение проблемы формирования морально-волевых качеств младших школьников
1.1 Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.
Особенности возраста:
1. дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
2. совершенствование работы головного мозга и нервной системы;
3. неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;
4. нервно-психическая ранимость ребенка;
5. неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;
6. развитие познавательных потребностей;
7. развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;
8. изменение способности к произвольной регуляции поведения.
Основная особенность этого периода -коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Ребёнок приобретает новую социальную роль - роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Его самосознание меняется коренным образом, что приводит к переоценке ценностей. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность.
Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности. Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника. Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как, неудачи в ведущей на данном этапе учебной деятельности зачастую приводит к формированию комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости
К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.
Адаптация к школе требует больших усилий от ребёнка. Учеба, будучи ведущим типом деятельности, ставит ряд требований к младшему школьнику: происходит изменение режима его дня, ритм школьной жизни способствует развитию умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения. Младший школьник учится правильно распределять своё время, взаимодействовать с коллективом, общаясь с большим количеством сверстников и преподавательским составом. Ребёнок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки связанны теперь с умственной деятельностью, но у него по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности. В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но, все же, играет немалую роль в психическом развитии ребенка. Школьников, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинает интересовать ее результат, поэтому игры школьников требуют четкой организации и целенаправленности. Игра на протяжении младшего школьного возраста существенно изменяется как по форме, так и по содержанию. В играх дошкольников обычно разыгрываются сюжеты и лица окружающей обстановки, а в играх школьников начинают появляться исторические герои и события из общественной жизни. Это сюжетное изменение также обозначает новый этап в развитии социальной направленности личности младших школьников, выявляя новый характер их интересов
Таким образом, чтобы обучение младших школьников было продуктивным, учителю необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности, а также другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения младшего школьника. Так как обучение в школе, в виду своей новизны, достаточно сложный вид деятельности для ребёнка, учитель должен учитывать специфику учебной и игровой деятельности, а также появившиеся новообразования этого периода, чтобы лучше организовать учебную деятельность и правильно построить урок.
1.2. Понятие и сущность морально-волевых качеств личности
«Большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно» А.С. Макаренко
Воля - сторона сознания, его деятельностное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо. Способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных процессов психических. Благодаря ей человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее просмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные
Воля как важный компонент психики человека давно привлекает к себе внимание ученых, но ее научные исследования связаны с большими трудностями. До сих пор неизвестны анатомо-физиологические основы воли, т. е. то, как воля человека связана с работой его организма. В отличие от воли для объективного исследования других психических явлений в психологии используются признаки, имеющие физиологическую или физическую природу
Волевая деятельность человека объективно обусловлена, но это совсем не означает того, что психологически она осознается как некая принудительная внешняя необходимость, за осуществление которой человек не несет ответственности. Такое представление неправильно.
Характерная особенность волевой деятельности заключается в том, что волевое действие всегда осуществляет человек, как личность. В ряде случаев волевая деятельность связана с принятием таких решений, которые определяют жизненный путь человека, выявляют его общественное лицо, раскрывают его моральный облик. Поэтому в осуществление таких волевых действий вовлечен весь человек как сознательно действующая личность. Человек при этом исходит из установившихся взглядов, убеждений, жизненных установок и моральных принципов. При выполнении ответственных волевых действий, значимых для жизненного пути человека, в его сознании актуализируются (оживляются) в форме отдельных мыслей, чувств, все его взгляды, установки, убеждения и накладывают свою печать на оценку ситуации, на характер принятого решения, на выбор средств для его выполнения.
Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Люди со слабо развитой волей не проявляют настойчивости, решительности, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более общественно значимых, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Они нередко отступают даже перед незначительными трудностями и проблемами.
Воля тесно связана со всеми сторонами психики: с потребностями, интересами, способностями, мировоззрением, убеждениями, процессами мышления, чувствами.
Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они могут ее подкреплять, но могут и ослаблять. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрицательные - ослабляют. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами и владеть ими.
Воля тесно связана с характером. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью, целеустремленностью. Характер включает те свойства и действенные установки личности, ее направленность, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. В волевых поступках характер, с одной стороны, формируется, с другой - проявляется. От нашей воли зависит, как мы используем в жизни другие достоинства своей психики. Человек может быть очень одаренным, но если у него слабая воля, он не использует свой талант и ничего в жизни не добьется.
Анализ волевого поведения человека позволяет выделить ряд волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления. К волевым качествам относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержки, смелость, мужество, дисциплинированность.
Целеустремленность - это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление.
Самостоятельность - подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Однако это не значит, что он отвергает всякое чужое мнение. Самостоятельный человек всегда готов рассмотреть чужие советы и указания, оценить их и, если они разумны, принять их.
Решительность -- это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Особенно ярко решительность проявляется в сложных, ситуациях, там, где имеется выбор одной возможности из нескольких, и там, где действие связано с некоторым риском. Своевременно принять решение -- значит, принять решение в нужный момент, тогда, когда этого требуют обстоятельства. Решительный человек не торопится с принятием решения, если обстоятельства позволяют ему не спешить. Это дает ему возможность лучше разобраться в ситуации, правильнее оценить ее, собрать дополнительные данные и принять обоснованное решение. Но в необходимых случаях он умеет быстро ориентироваться в обстановке и немедленно принимать наиболее разумное решение. Нерешительные люди, наоборот, либо поспешно и торопливо принимают решение, не успев обдумать его, либо опаздывают своевременно принять решение.
Настойчивость -- это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. При неудачах настойчивый человек не падает духом, а, наоборот, проникается еще более твердой решимостью добиться намеченного и ищет для этого новые пути и средства. Настойчивость особенно проявляется при трудной, скучной, тяжелой работе.
Настойчивость -- одно из необходимых условий успешной учебной деятельности учащихся, и воспитание настойчивости -- одна из важнейших обязанностей учителя. Учащиеся, у которых отсутствует это качество, которые опускают руки при малейшей неудаче, стараются набегать трудностей, не прилагая сколько-нибудь серьезных усилии, чтобы преодолеть их, должны быть предметом особенного внимания со стороны учителя.
От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли -- упрямство. Если настойчивый человек стремится к цели, положительный характер которой ясен, то упрямый преследует неразумные цели. Упрямец часто сознает, что он не прав, понимает, что его действия нецелесообразны, но продолжает отстаивать ошибочную точку зрения, руководствуясь желанием во что бы то ни стало сделать по-своему, настоять на своем. Упрямство лишь прикрывает слабоволие, так как упрямый человек не в состоянии побороть себя, не в состоянии отказаться от действий, ошибочность которых часто понимает сам.
Упрямство нередко встречается у школьников. Причины его различны. Иногда оно является своеобразной формой реакции обиженного ребенка на нечуткое, несправедливое отношение к нему. Нередко упрямство, особенно у подростков, есть следствие неправильного понимания ими этого качества, результат оценки ими упрямства как проявления твердости, непреклонности, самостоятельности. Наконец, упрямство может быть следствием переутомления.
Выдержка (самообладание) есть способность постоянно контролировать свое поведение. Это качество предполагает умение воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях, сохранять хладнокровие даже в сложных и трудных обстоятельствах.
Противоположное отрицательное качество -- импульсивность (от латинского слова «импульсус» -- толчок, побуждение) -- склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков. Указанное качество нередко проявляется в поведении младших школьников. Импульсивные дети даже подсказывают на уроках неожиданно для самих себя. Под влиянием порыва может совершать необдуманные поступки. Они подвижны, говорят торопливо. На таких детей учитель должен обращать особое внимание, систематическая работа по воспитанию у них выдержки должна быть специальной целью педагога.
Дисциплинированность -- это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила социалистического общежития и не только выполняет правила и распоряжения, соблюдает порядок, но и борется за выполнение их другими.
Дисциплинированность не оковы воли. Наоборот, соблюдение правил, выполнение распоряжений развивают волю человека, приучают его преодолевать внешние и внутренние препятствия на пути к цели, преодолевать свое «не хочется» ради «нужно».
1.3 Методы и средства формирования морально-волевых качеств младших школьников
Многие известнейшие психологи указывали на необходимость формирования воли, так как она является основой для жизненного благополучия не только ученика, но и играет наиважнейшую роль на протяжении всей человеческой жизни.
Сформированная воля - это умение управлять собой, подчинять свои физические и психические силы достижению намеченной цели. Решающим фактором развития воли у детей А.В. Веденов называет обучение и воспитание.
Многочисленные исследования позволили выделить методы и приемы формирования воли у детей младшего школьного возраста в соответствии с его особенностями. Рассмотрим некоторые из них.
Большое значение для формирования воли ребенка имеет правильная организация его жизни и деятельности в семье. Необходимо, чтобы у ребенка были обязанности, которые воспитывают у него умение заставить себя сделать необходимое дело вне зависимости от случайных настроений и желаний, умение преодолевать трудности, с которыми он встретится в своей жизни. В деятельности, связанной с выполнением своих обязанностей как члена семьи, формируется у младшего школьника сознательная мотивация поступков и поведения, развиваются волевые и нравственные качества личности.
Домашние обязанности обеспечивают ребенку опыт выполнения всех обязанностей и дают возможность проверить его подлинную готовность к школе. Если ребенок выполняет порученные ему дела хорошо, выполняет их точно и аккуратно, вне зависимости от собственных настроений и желаний, можно считать, что такой ребенок вполне подготовлен к тому, что и свои обязанности школьника он будет выполнять всегда точно и аккуратно — он готов к учению в школе.
С поступлением в школу основной деятельностью ребенка становится учение. Игры младших школьников и, тем более, выполнение отдельных поручений или постоянных обязанностей в семье — все это продолжает иметь значение для развития личности ребенка и воспитания его воли, в частности, но учение как наиболее сложная и ответственная из всех форм его деятельности, теперь получает решающее значение.
Ребенок, как правило, остро переживает поступление в школу и относится к этому чрезвычайно ответственно. С таким отношением он впервые приходит в школу. Для учителей, воспитателей, родителей и вообще старших, окружающих ребенка, очень важно укрепить это отношение к учению как к важнейшему и очень ответственному делу, требующему от него повседневного внимания, волевого усилия, ответственности к самостоятельности, которая у детей этого возраста развита еще мало. Для этого ребенок должен повседневно чувствовать серьезное отношение к своей деятельности со стороны всех окружающих. Отсутствие этого дезорганизует ребенка, может разрушить его ответственное отношение к учебе.
Необходимо, чтобы взрослые помогали ребенку в организации учебной деятельности, так как он еще не умеет самостоятельно ее планировать. Родители должны выработать определенный режим дня для школьника, установить для него определенное время приема пищи, время подготовки уроков, выполнения домашних обязанностей и время для игр или свободного чтения дома. Режим дня имеет не только гигиеническое значение, он создает определенный ритм жизни, который помогает ребенку организовать себя в определенное время для той или иной работы, обеспечивает ему возможность выполнить все его обязанности, и у маленького школьника вырабатывается умение планировать свою деятельность.
В том случае, когда родители ломают режим дня без серьезных причин, ребенок быстро почувствует, что дома его учебная деятельность не уважается, что она не важна для жизни его семьи, а, следовательно, и в его жизни, имеет какое-то второстепенное значение. В таком случае отношение ребенка к своей новой деятельности, станет формальным, а позже появляется безответственное отношение к учению.
В связи с тем, что родители хорошо знают индивидуальные особенности своего ребенка, помощь родителей будет всегда эффективна. Учитель показывает общие для всех приемы приготовления уроков, а родители индивидуализируют их применительно к особенностям своего ребенка и учат его пользоваться ими.
Подготовка уроков для младшего школьника имеет огромное воспитательное значение. Он не только закрепляет полученные в школе знания, но и овладевает навыками самостоятельной работы, у него вырабатывается настойчивость, аккуратность, чувство ответственности.
Взрослые, давая детям задание, указывая правила поведения, должны требовать их выполнения и оценивать качество. Особенно это важно для ребенка младшего школьного возраста. Поэтому, в младших классах оценка должна даваться немедленно - это поддерживает ответственное отношение ребенка к своим обязанностям.
Чем моложе школьник, тем внимательнее должны родители следить за тем, выполнил ли он школьные задания и как хорошо. Ребенок должен чувствовать и понимать, что его работа над выполнением школьных заданий переживается его близкими людьми. Это также воспитывает у ребенка ответственное отношение к его обязанностям учащегося.
Так же для формирования воли немаловажную роль играет воспитание у ребенка привычек к дисциплинированному поведению. Он должен приучиться:
1) делать то, чего требуют взрослые, даже если это не очень интересно;
2) доводить начатое дело до конца;
3) в игре и при выполнении задания взрослых быть внимательным и аккуратным;
4) выражать свои желания спокойным тоном, в форме просьбы, а не требования.
В формировании воли детей исключительно велика роль коллектива, жизнь которого не может протекать организованно, если она не управляется определенными правилами общественного поведения, если в ней отсутствует дисциплина, если каждый член коллектива не будет подчиняться требованиям, обычаем, которые введены учителем и поддержаны существующим в коллективе общественным мнением. Такая организация коллектива класса практически ставит ребенка перед необходимостью усвоения норм и правил общественного поведения, общественной морали.
То есть, у ребенка в школьном коллективе формируются непосредственно моральные чувства и моральные убеждения, позволяющие ему ориентироваться и поступать правильно в сложных ситуациях. Это у них воспитываются чуткость к товарищам, организованность и дисциплинированность.
Правильная организация совместной деятельности учащихся на уроке, основанная на единстве требований, формирует отношение каждого ученика к своему делу как части общего дела класса, учит обдумывать свои действия, планировать их, предусматривать возможные последствия, совместно стремиться к цели, воспитывает взаимную поддержку в процессе выполнения учебной работы и в то же время требовательность друг к другу, приучает критически относиться к себе, оценивать свой личный успех или неудачу с позиций общей работы класса.
В итоге возникает у детей чувство долга и ответственности, чувство чести и товарищеской солидарности, а также испытывается и закрепляется такое ценное качество человека, как умение подчинять личные интересы общественным, умение считаться с потребностями и желаниями других людей.
Необходимо помнить, что особенно важным в формировании воли является пример родителей и всех взрослых, окружающих ребенка, в том числе и учителя. Так же необходимо использование рассказов и бесед, направленных на сознание ребенка с целью формирования у него убеждений о необходимости воли и всех волевых качеств в жизни человека любого возраста.
Большое значение в формировании и закаливании волевых свойств имеют физкультура и спорт. Спортивная деятельность как бы «в чистом виде» показывает каждому, что достижения личности прямым образом зависят от ее волевой активности. Упражняешься специально в том или ином виде спорта легче становится преодолевать утомляемость, страх, становится яснее ум, организованнее чувства, исчезают мучительные затруднения в переключении активности с одной деятельности на другую.
Таким образом, в психологии и педагогике накоплен огромный теоретический и практический опыт формирования волевых качеств младших школьников, знакомство с которым позволит практикующим учителям начальной школы совершенствовать процесс волевого развития учащихся.
2 Особенности формирования морально-волевых качеств личности младшего школьника средствами подвижных и спортивных игр
2.1 Понятие, классификация и характеристика подвижных и спортивных игр
Игра- исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.
Игровой метод - это один из методов физического воспитания. Игровой метод может быть воплощен в различных спортивных и подвижных играх. Такой вариант двигательной активности заинтересовывает детей разных возрастов. Многие игры привлекают в первую очередь соревновательным элементом. Каждому ребенку хочется одержать победу, получить звание самого сильного, ловкого или быстрого. Интерес вызывает и «сюжетная» организация большинства игр. Замысел часто заимствуется из реальной жизни. Имитация охоты, каких-либо бытовых или трудовых действий – возможные варианты для сюжета игр.
Все игры для детей младшего школьного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.
Вторая группа - спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Сюжетные подвижные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т.п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.
Бессюжетные подвижные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам. Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Бессюжетные игры с использованием определенных предметов «Кегли», «Серсо», «Кольцеброс», «Бабки» и т. п. Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.
Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел. Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий.
Игры с элементами соревнования. «Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п. В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.).
Игры с элементами спортивных игр - проводятся по упрощенным правилам (городки, бадминтон, хоккей, баскетбол и т. д.).
Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании навыков общения развитии взаимоотношений детей в группе детского сада. Особо этот момент важен в настоящее время, когда большинство детей по причинам безопасности лишены возможности участвовать в дворовых играх, еще недавно являющихся хорошей школой воспитания.
Спортивные игры являются высшей формой подвижных игр. Они, как это понятно из названия, связаны со спортом и базируются на соревновании. Простыми подвижными или подвижными играми на основе спортивных называются такие, которые основаны на беге, прыжках, метаниях и др.
Спортивные игры принято подразделять на 2 группы. Первая из них – это командные. В таких играх соревнования проходят между группами. В качестве примера этих игр можно назвать баскетбол, волейбол, хоккей, футбол. Вторая группа - лично-командные. В них соревнуются конкретные участники. Подобное наблюдается в теннисе, шахматах, шашках.
Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания всех категорий населения - от детей дошкольного возраста до пенсионеров. С их помощью достигается цель - формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни. Велика роль спортивных игр в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; физическое совершенствование и укрепление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающего достижение необходимого и достаточного уровня физических качеств, системы двигательных умений и навыков; физкультурное общее образование, направленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравственных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.
2.2 Роль подвижных и спортивных игр в формировании морально-волевых качеств личности младшего школьника
Один из основателей системы физического воспитания детей младшего школьного возраста Е.А. Аркин подчеркивал, что "Игра дает ребенку ту полноту жизни, которую он хочет, отсюда исходит, что именно игра должна быть рычагом воспитания детей младшего школьного возраста ".
Выдающийся педагог П.Ф. Лесгафт в своей оригинальной системе физического воспитания значительное место отводил подвижным играм. Он рассматривал игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни.
Подвижные игры - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, морально-волевых качеств.
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только родившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.
Особую роль в развитии воли выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.
Спортивная игра способствует свободному самовыражению личности, стимулирует стремление показать себя, открывает в человеке неизвестные ему возможности, мобилизует волю. Спортивная игра всегда предполагает четкие правила. Спортивная игра дают неоценимый опыт командного взаимодействия, совместного движения к цели. Для учащихся становится очевидной мысль, что успех зависит от согласованных действий.
В спортивной игре формируется чувство ответственности не только за себя, но и за всю команду. Эти качества в современных условиях ценятся очень высоко, они позволяют успешно решать жизненные, учебные, а впоследствии и профессиональные задачи. Использование спортивных игр создает благоприятные условия и для повышения уровня физической подготовленности детей, и для воспитания их нравственно-волевых качеств.
Проведению спортивной игры-эстафеты предшествует проектировочная деятельность педагога. Ему необходимо: - четко сформулировать воспитательную цель и задачи, правила игры и характер предполагаемых учащимися заданий, учесть время и место проведения, количество участников и уровень их подготовленности. Спортивные игры-эстафеты обеспечивают не только соответствующую физическую подготовку, но и формируют морально-волевые качества человека. Ведущий принцип построения учебно-тренировочной работы со школьниками – меньше диктата и принуждения, больше свободы, а в итоге – выше результаты. Учащимся необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать спортивную игру, в которой они хотят участвовать и обосновывать свой выбор. Очень важно научить их анализировать свои поступки и действия.
Занятия физической культурой и спортом обладают богатейшим воспитательным потенциалом. Они не только обеспечивают физическую подготовку, укрепляют здоровье и закаливают характер, но и способствуют формированию системы нравственных ценностей, выбору здорового образа жизни и эффективных путей самореализации. Спортивные успехи зависят не только от технико-тактического мастерства, но и от уровня нравственного развития.
Заключение
Младший школьный возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности, вместе с тем это самый ответственный период.
В этом возрасте закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу, кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Необходимые теоретические предпосылки для благоприятного формирования нравственно-волевых качеств создают психологические особенности подросткового возраста. Одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания.
Систематические физические упражнения успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие. Разнообразные физические упражнения не только совершенствуют физическую подготовку учащихся, но и воспитывают эмоционально-волевую сферу. Поэтому занятия физической культурой и спортом – необходимое условие для развития личности подростка.
Изучив научно – методическую литературу по проблеме «Роль подвижных и спортивных игр в формировании морально-волевых качеств личности младшего школьника» можно сделать выводы, что волевые качества личности не являются врожденными. Они формируются в процессе всей жизни человека. В период младшего школьного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство, настойчивость, решительность, выдержка, самостоятельность, ответственность и дисциплинированность.
Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста выступает игра, которая является доступной для ребенка формой активного участия в окружающей общественной жизни.
Большой интерес для формирования волевых качеств у детей младшего школьного возраста в процессе обучения представляют игры, которые заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими учащимися.
Для того, чтобы игра носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
Таким образом, формирование волевых качеств у детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности является одним из условий его развития в обучении. Это процесс сложный, многогранный и длительный. В нем должны быть задействованы и педагоги, и психологи, и родители учащихся.
Подвижные игры и физические упражнения не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также является средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на поведение детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Спб. Лениздат – 1992. – 576 с.
2. Битяева М. Психолого – педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено. –
М.: Управление школой. – 2002, №40. – 25 с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка. –
М.: Вопросы психологии – 1997. – 58 с.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах – Спб. 1863– 1866.
5. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. –
М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия – 1993. – 550 с.
6. Данильчук В.И., Гребенюк О.С., Савина Ф.К., Сергеев Н.К., Куликова С.В. Методические рекомендации. – Волгоград: Волгоградский педагогический университет, 2003. – 89 с.
7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – М.: Речь – 2010– 180 с.
8. Захарова О.В. Роль игры в обучении младших школьников. –
М.: Издательский дом 1 Сентября // Начальная Школа. – 2010. – №10. 30 с.
9. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе. – М.: Москва, – 2007. – 23 с.
10. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику. – М.: Просвещение – 1975. – 160 с.
11. Короткова Н.А. Современные методы исследования детской игры. – М., – 1983. – 80 с.
12. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. – М.: Статья кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ –
1959. – 10 с.
13. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. –
М.: Либроком – 2010. – 220– 223 с.
14. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. –
М.: Просвещение – 1982. – 128 с.
15. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. –
М., Педагогика – 1990. – 125 с.
Хризантема и Луковица
Чья проталина?
Прекрасное далёко
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Под парусами