В школе на уроках математики мы ежедневно решаем задачи. На уроках истории знакомимся с жизнью человечества в эпоху Древнего мира. Но одни задачи способны вызывать интерес, другие скуку. Одни задания способны увлечь, другие – утомить. Подобное происходит и на примере с историческими событиями. В связи с этим возник проблемный вопрос: можно ли, объединив оба эти предмета, изучать математику на основе исторических событий так, чтобы это было: а) интересно, б) познавательно, в) полезно? Рассмотрим такой пример. Какой-то путешественник, может быть, даже известный, едет из одного населенного пункта в другой. Для чего и зачем, почему – неизвестно. Конечно же, этот путешественник все равно доедет. Пройдет совсем немного времени и мы не вспомним подобную задачу и того самого путешественника. Цель же нашей работы заключается в том, чтобы решая задачи, мои ровесники не забывали таких вот путешественников, а занимаясь математикой, параллельно изучали историю. Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что математические задачи, содержащие исторические факты, имеют большой потенциал для формирования и развития познавательного интереса к математике. Решая задачи с историческим материалом, мы знакомимся со знаменательными фактами прошлого. Такие задачи дополняют программный материал по математике, создают межпредметные связи, у учащихся появляется великолепная возможность перебросить «мостик» между математикой и историей, лучше усвоить изучаемую тему и расширить свой кругозор.
Цель работы – создать буклет математических задач для пятиклассников на основе исторических событий.
Объект исследования – исторические события.
Предметом исследования будут выступать задачи из исторических источников, содержащие математические данные. Из сказанного вытекает гипотеза: решение исторических задач на уроках математики способствует развитию общей культуры, способствует лучшему запоминанию учебного материала, повышает интерес к предмету.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
Новизной работы являются задания, текстовое содержание которых не входит в учебник по математике. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что решение задач на базе исторического материала расширит кругозор учащихся, будет способствовать повышению их культурного уровня. Эти задания можно использовать на уроках.
Методы исследования:
Зимняя сказка
Пчёлки на разведках
Горка
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью