Работа посвящена анализу стихотворений Н.А.Некрасова, И.Е.Бариновой и Н.М.Родионова, выявлению элементов художественного мира их произведений, общих в творчестве поэтов и обусловленных их христианским миропониманием.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_sayt.docx | 995.09 КБ |
Христианское миропонимание ярославских поэтов:
творчество Н. Некрасова,
Н. Родионова и И. Бариновой
в аспекте интертекстуальных связей
Седелков Дмитрий,
11 А класс
ЧОУ «Варницкая гимназия»
Научный руководитель –
Львова Марина Альфредовна,
кандидат филологических наук,
учитель русского языка и литературы
ЧОУ «Варницкая гимназия»
г. Ростов, 2022 г.
Оглавление
Глава 1. Идейно-тематические параллели в творчестве ярославских поэтов….5
Глава 2. Образ матери как доминанта христианской любви
в творчестве поэтов-ярославцев……………………………………………………..7
Введение
Изучение художественного слова мастеров XIX-XX вв. не может идти вне контекста «русской национальной культуры, которая, как известно, была православной»[1]. Хотя «религиозное сознание Н. А. Некрасова до сих пор является проблемой»[2], на наш взгляд, он, как поэт века XIX, когда внутренний мир человека с детства формировался богослужебными текстами, не мог не рождать образы, свидетельствовавшие о следовании духовной традиции[3]. То же можно сказать и о ростовских поэтах, выросших в советское время, - И. Е. Бариновой (1952-2008) и Н.М.Родионове (1951): русский национальный уклад жизни властно «подчинял» себе и их произведения. Если верить утверждению Е.А.Ермолина, «сильнейший фактор, определивший многое в характере ярославца, - религия»[4], а потому три названных нами ярославских поэта не могли так или иначе не отразить в своих произведениях христианское миропонимание. А это значит, что наше исследование имеет право на жизнь, и его актуальность обусловлена не только нерешенностью проблемы религиозности поэтов Ярославского края, но и недостаточностью ее освещения в критике в ракурсе сопоставления современного и дореволюционного опыта соединения литературы и духовной традиции[5].
Биография Н.А.Некрасова (см. Приложение 1) общеизвестна. В историю литературы он вошёл прежде всего как трибун, мечтавший о лучшей доле для народа, автор стихов, «всегда проникнутых гражданственностью»[6]. Ирина Евгеньевна Баринова (1952-2008) (см. Приложение 1), поэтесса, родившаяся в пос. Петровский Ростовского района (её автобиографию нам любезно предоставил школьный музей Петровской СОШ (см.Приложение 2)), окончившая Литературный институт имени А. М. Горького в Москве, ставшая членом Союза писателей СССР, тоже характеризовалась коллегами как «человек активной гражданской позиции»: «Она создала немало острых журналистских публикаций. Такой же бескомпромиссной она была в поэзии»[7]. Николай Михайлович Родионов (см. Приложение 1), родившийся в 1951 г. в Ростове Великом, окончивший факультет журналистики МГУ, почти 30 лет работавший в районных и областных газетах, член Союза журналистов и Союза писателей России, сам признаётся, что никогда не был конформистом[8] (см. Приложение 1,3). Как определяет ярославцев тот же Е.А.Ермолин, это «странники, отказавшиеся от связей с государством и обществом ради спасения души…», «свобода и независимость в суждениях вплоть до непочтительности <…>всегда отличали ярославцев»[9]. Это сопротивление «опоясавшихся молитвой и вооружившихся словом правды и веры»[10] трех ярославцев органично вырастает «из… Евангелия, из глубоко христианских признаний, из несомненно православного мировоззрения»[11] поэтов. Однако опубликованного исследования, посвященного изучению интертекстуальных связей творчества Н.А.Некрасова и его современных ростовских последователей, нет, и это дает нам основание говорить о новизне нашей работы и предлагать свою интерпретацию возможных поэтических совпадений.[12].
Итак, объект нашего исследования – стихотворения Н.А.Некрасова, И.Е.Бариновой и Н.М.Родионова. Предмет изучения – элементы художественного мира[13] произведений, общие в творчестве поэтов и обусловленные их христианским миропониманием.
Главная цель нашей работы – понять, как связаны творческие системы трех поэтов через духовно-нравственные смыслы. Выбор главной цели работы определил её конкретные задачи: 1) выявить и проанализировать наиболее значимые в контексте духовной традиции произведения Некрасова, Бариновой и Родионова, определить их идейно-тематические переклички и преемственность; 2) исследовать реализацию «Богородичного» комплекса мотивов в лирике трех ярославских поэтов.
Методы исследования: метод персонификации применялся при исследовании личностей поэтов; сравнительно-аналитический способствовал выявлению места рассматриваемых произведений как в творчестве исследуемых авторов, так и в русской литературе в целом; аналитико-тематический метод был необходим для исследования принципов формирования художественных параллелей. Практическая ценность: ее результаты могут быть использованы в практике преподавания предмета «Литература».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1
Идейно-тематические параллели в творчестве ярославских поэтов
Христианское миропонимание базируется прежде всего на принципах спасения и искупления. Но всё это возможно при определенных условиях. «Христианство противопоставляло грубым чувственным наслаждениям строгий аскетизм, а высокомерию ― смирение и покорность»[14]. Отсюда особое отношение к счастью: «Может ли счастье быть целью человеческой жизни? На этот вопрос нужно ответить отрицательно<…>ни природа человека, ни его история не направлены на произведение счастливого человека….».[15] Этим, на наш взгляд, может быть обусловлен мотив несчастной жизни и связанный с ним мотив смирения перед ней в творчестве ярославский поэтов. Знаменитая некрасовская поэма, по сути, оставляет за скобками вопрос настоящего счастья; душа, которую все время что-то «волнует и мучит», может рассчитывать только на «долю счастья» («Мы с тобой бестолковые люди»). Еще в начале своей славы Н.А.Некрасов написал: «Если жизнь ослепит блеском счастья глаза, /Даст на счастье обет, /Да изменит... солжет... и наступит гроза,- /Есть терпенье для бед, /Есть для горя - слеза!» («Если жизнь ослепит блеском счастья глаза...»). Именно в этом дуализме жизни (антитеза и синтез: «счастья»-«горе») и заключается норма человеческого существования. «Сбивает с толку жизнь» и лирического героя Н.М.Родионова, потому он, «обманутый жизнью», «простецки рад/Тому, что боль потерь, растаяв, испарилась»[16], призывает понимать и принимать мысль о том, что «жизнь не книга,/ Не выдумка, не волшебство, / А более сродни веригам/Со строгим длительным постом»[17]. «Измученная душа»[18] «не святой, не безгрешной /И не верящей в рай»[19], но «кроткой» лирической героини И.Бариновой тоже принимает все как есть: «На жизнь не сетую нисколько,/ Люблю свой дом, ребенка, мужа./ Бывает всяко: сладко, горько -/Иного счастья мне не нужно»[20]; «Мне не надо счастья»[21].
Не физическое совершенство жизни, но «страдание и опытное познание силы зла составляют условие вступления в царство Мессии. Он пришел призвать грешников к покаянию…(Мф. IX, 13 пар.)».[22] Об утверждении «необходимости нравственной аскезы и покаяния»[23] в творчестве Н.А.Некрасова пишет современный исследователь. Мотив вины объединяет некрасовские стихи («О Муза! Я у двери гроба! Пускай я много виноват...») с произведениями его сегодняшних последователей. Н.М.Родионов целый сборник обозначает так - «Ощущение вины». В одноименном стихотворении, давшем название сборнику, автор пишет: «Мы далеки от совершенства,/но всё же мы не лишены/Той искры божьей, что известна/нам ощущением вины»[24]. «Перед ушедшими вина»[25] у лирической героини И.Е.Бариновой, ей хочется «покаяться, стать кроткою и слабой»[26]: «И снова каюсь я в грехах своих…»[27].
«В поэзии Некрасова темы покаяния, искупительной жертвы, подвижничества <…>- являются одними из главных, они показывают, что поэту не чужды краеугольные камни православия…»[28]. Образ мученика-подвижника, носящего «на грешном теле/Печать поборника Христа», возникает и в ранней («Безнадежность», «Безвестен я. Я вами не стяжал…»), и в поздней лирике поэта: («Н.Г.Чернышевский», «Зине», «Вступление к песням 1876-77 годов»). Его «бледная, в крови, /Кнутом иссеченная Муза», сама «свой венец терновый приняла, /Не дрогнув»[29], и, «в колючий терн вплетая розы», «пытку вынесть помогла» лирическому герою (аллюзия на мучения Христа на кресте). «Отец, пора, сними меня с Креста…»[30] - требует лирический герой Н.М.Родионова, чей «путь, весь усыпанный розами,/Что несли <…> палачу»[31], и сомневается: «А если мой тернистый путь/ Проложен дьявольским соблазном?»[32]. Просит благословения «на скорбь и слёзы» и страдающая героиня И.Е.Бариновой: «Я принимаю печаль и муку…»[33] - и прозревает: «Вечно некстати/Только поэт, что меж нами живёт,/Он – для распятья»[34]. Устойчивая ассоциация своей жизни и творчества с искупительной жертвой сближает творчество всех поэтов.
Таким образом, мотивы спасения через смирение и искупления через покаяние и жертвенность проходят красной нитью через стихотворения как Н.А.Некрасова, так и его современных земляков. «Духовное совершенство дается человеку во внешнем уничижении; это не метафора, но подлинное учение Слова Божия»[35].
Глава 2
Образ матери как доминанта христианской любви
в творчестве поэтов-ярославцев
«Что же такое духовная жизнь как божественная жизнь в человеке по существу? Это любовь»[36]. В традициях православного русского народа всегда было почитание матери как носительницы любви к Богу- Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«Значение матери для Некрасова было столь огромно, что его не с чем сравнить»[37] Образ матери в христианском сознании поэта связывался с Богородицей. Н. Н. Скатов отмечает религиозное наполнение образа Матери в поздних стихотворениях Некрасова: «В поэзии Некрасова мать – безусловное, абсолютное начало жизни, воплощенная норма и идеал ее. В этом смысле мать есть главный „положительный” герой некрасовской поэзии. А в одном из последних уже почти предсмертных стихотворений «Баюшки-баю» само обращение к матери оказывается чуть ли не обращением к матери Божьей»[38]. В стихотворении «Рыцарь на час» (1860) Н.А.Некрасова инвариант «Мать-Богородица» реализуется в способности матери поэта «на детей милость бога» звать и после смерти творить чудеса, «поднимать молитвою». Исследователи отмечают «духовный строй жизни Елены Андреевны, бывшей самым ясным примером евангельского отношения к жизни для своих детей»[39]. Поэма «Мать» начинается поэтом с упоминания о величии и святости самого слова «мать». Героиня Некрасова – «страдалица забытая», параллель с матерью Христа поддерживается деталями: «поздний венец», «свет души высокой», мотив сияния «средь полночи глубокой» для несчастных сердец. «Твою любовь, твои святые муки, /Твою борьбу — подвижница, пою!..» - пишет поэт. Возникает параллель с евангельской историей: «О мать-страдалица! с своим печальным сыном…» В уже названном стихотворении «Баюшки-Баю» мать, подобно Божьей Матери, ведомая любовью, утешает сына и предвидит его истинную судьбу: «трудов венец желанный», превращающий «раба» в «царя венчанного», в конечном счете станет «венцом любви, венцом прощенья», ибо «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (I Иоан. IV, 9, 10). Христос открыл нам любовь Отца в том, что положил за нас душу Свою (III, 16; Римл. V, 8).
Любовь Отца открывается через любовь Сына и Матери. Эта семейная «троица» возникает и в стихотворении Н.М.Родионова «Просьба»: «И все пройдёт, поскольку только Мать,/Отец, и Сын, и Дух Святой нетленны»[40]. Суть стихотворения – в просьбе лирического героя к Богу «не возносить» его («Исчезновенье я приму покорно»), но «дать всё, что хочет, маме»[41]. Образ матери открывает и венчает произведение, создавая своеобразное композиционное «кольцо», утверждая мысль о нетленности прежде всего материнской любви (как в стихотворении Некрасова «Внимая ужасам войны…»). «Ребенок – плод любви, подарок/Небес для жизни будущей её». – замечает Родионов в другом стихотворении «Бесы», осуждая матерей, которые «не хотят» жалеть своих детей, не думая об судьбе[42]. Не-любовь – знак отпадения от Бога. «Понимаю, любовь – это жертвенность», - замечает поэт в стихотворении «Один»[43].
Эта мысль проводится и в стихах И.Е.Бариновой, где мать – сама лирическая героиня, поющая колыбельную сыну и крепкими узами связанная с ребенком: «А он и во сне остаётся со мною, /И счастье, и беды мои, и надежды – Всё то, что непросто зовётся судьбою,/В ручонках своих крепко-накрепко держит»[44]. Описывая судьбу стареющей поэтессы, Баринова «просит» Бога не дать ей «такую же судьбину», уберечь «от злобы, нелюбви»: «Что до бессмертья… Завещаю сыну/Я строки безыскусные свои»[45]. Мотив вневременной и внепространственной связи матери и ребенка тоже восходит к «Богородичному» комплексу мотивов. Образ матери становится той жизненосной основой, существование которой ограждает мир от пространственно-временной хаотизации всей его многомерной структуры: «Но смотрят в нас/Бестрепетно и ясно/Глаза мадонн/Из-под усталых век. Как мир велик!//Как наша жизнь прекрасна!//И все-таки Бессмертен человек!»[46]. Глаза Богородицы - и знак трагедии (страдания), и в то же время символ духовного прозрения. В стихотворении «Маме» находим признание вины перед любимой матерью: «Виновата я перед мамой моей,/Что все свои боли и невзгоды/Я ей несу, скрывать их не умея…»[47]. Мотив страдания Матери из-за Сына, воспроизведенный еще Ахматовой в «Реквиеме», тоже находит отражение в творчестве ростовской поэтессы.
. Таким образом, и Некрасов, и Родионов, и Баринова дают поэтическое воплощение образа матери, наполняя его сложным философским содержанием благодаря использованию параллелей с евангельской историей Божьей Матери и Бога-Сына.
Заключение
Предприняв попытки поиска совпадений в творчестве Н.А.Некрасова, Н.М.Родионова и И.Е.Бариновой, несмотря на разницу их художественных миров, мы добились определенных результатов.
В частности, можно утверждать, что творческие системы трех поэтов связаны через христианские мотивы спасения и искупления. И в XIX в., и в XX-XXI вв. поэт-христианин не мыслит себе счастья земного, напротив, он рассматривает собственные страдания как залог спасения – личного и общественного. Духовно-нравственный смысл творчества – в жертвенности. И Некрасов, и его современные последователи упорно говорят о принятии своей судьбы, полной несчастий, непонимания и озлобления со стороны других, рядом живущих. «Терновый венец» поэта – это не выбор, это проявление Божественной воли. Знаком преемственности между поэтами-носителями ярославского характера можно считать и использование мотивов, связанных с жизнью и судьбой Богородицы. В христианском понимании Она – Мать Бога и Заступница для людей, посредница между людьми и Богом. Она сама – страдалица и молитвенная защитница, созидательница отношений не только в паре «мать-сын», но и в мире в целом.
Трагические судьбы Н.А.Некрасова и И.Е.Бариновой, о совпадении гражданских позиций которых пишет член Союза художников СССР О.Отрошко[48], только еще раз подтверждают мысль, что они писали «сердцем, кровью и душой»[49]. Н.М.Родионов в беседе с нами признался, что в поэзии ему ближе А.Вознесенский, Н.Рубцов, но при поступлении в МГУ он писал сочинение на тему «Судьба русской женщины в творчестве Н.А.Некрасова», так что есть смысл искать некрасовские реминисценции в его стихах. Христианское миропонимание, обусловив целый ряд мотивов и образов в творчестве ярославских поэтов, определило и «поэтику соответствий» в их творчестве, и желание дальше продолжать поиски в области интертекста. Возможно, нам предстоит более глубоко изучить и прозу названных авторов.
Список использованной литературы
Источники:
Использованная литература
Приложение 1
Три ярославских поэта
Николай Алексеевич Некрасов (1821— 1878)
Ирина Евгеньевна Баринова (1952-2008)
Николай Михайлович Родионов (1951)
Приложение 2
Автобиография И. Е. Бариновой
Приложение 3
Автобиография Н.М. Родионова
Родился я 16 июля 1951 года в Ростове Великом Ярославской области. Стихи начал сочинять, учась ещё в начальной школе. Сохранившаяся общая тетрадь со стихами датирована февралём 1966 – февралём 1968 года. В ней около 240 стихотворений, но все они примитивны, подражательны и безграмотны.
В 1966 году я пришел в редакцию местной газеты и там познакомился с Дмитрием Серафимовичем Храбровым, который и пригласил меня на занятия литературной группы. Посещал я эту группу при редакции газеты и до и после армии. К нам на занятия приезжали писатели из Ярославля, в том числе Иван Алексеевич Смирнов. В семидесятые годы два или три раза я был приглашен на семинары для начинающих литераторов в Ярославль. Разбором наших сочинений занимались и ярославские и московские писатели. Устраивали мне полный разгром. Однако в те же семидесятые годы мои стихи появлялись в газетах «Юность» и «Северный рабочий». А первая публикация появилась 2 декабря 1971 года в газете «Салдинский рабочий» в городе Верхняя Салда Свердловской области, где я проходил срочную службу в армии.
С 1974 года я стал сотрудничать со Светланой Мартьяновой, попросившей меня написать о молодых текстильщицах фабрики «Рольма», где я в то время работал инструктором физкультуры. Мои корреспонденции и зарисовки стали отмечать на редакционных планёрках, и вскоре редактор Изида Васильевна Алякритская, в том же 1974 году, предложила мне поехать с ее направлением поступать в МГУ. Я отказался. Но когда поступать туда поехал Александр Коркин, штатный сотрудник редакции, он и меня зазвал. Получилось так, что я поступил, а Саше пришлось поступать еще раз, на очное отделение, а потом переводиться на заочное. И учился он в МГУ гораздо дольше меня.
С началом учебы в университете, я отстранился от занятий в литературной группе, да и стихи перестал писать. Лишь изредка на меня нападало вдохновение, записывал пришедшие на ум строфы. Большой мой личный литературный архив несколько лет хранился в кладовке и таял, так как использовался моей женой для растопки печи. Мыши грызли заброшенные рукописи. Постепенно я совсем перестал писать стихи.
Вернул меня к этому занятию зам редактора местной газеты Виктор Александрович Андрианов, который в 1998 году готовил сборник к 80-летнему юбилею газеты. Предложил мне принести мои стихи. Я сказал, что давно не сочиняю, а он настаивал: у тебя были хорошие стихи – принеси. Пришлось встряхнуть свой архив. Нашел кое-что интересное, подработал и отдал составителю сборника. И – завелся, начал много писать, да и писалось легко. Стал всерьез заниматься самоподготовкой, читать классиков, литературные журналы, обзоры и критику. И дело пошло.
В 1998 году под редакцией Бориса Михайловича Сударушкина вышел первый сборник моих стихотворений – «И всё же я живу надеждой…» Второй, «На изломе тысячелетий», – в 2000 году с предисловием Константина Васильева. Сначала он написал предисловие, а потом я – стихотворение «Гаснет день», которое предложил ему как посвящение. Он согласился, но попросил не ставить его в готовящийся к изданию сборник: нехорошо, мол, так как в сборнике его предисловие. Не послушал его, а надо бы.
Затем вышли мои стихотворные сборники «Доля» (2001 год), «Автопортрет» (2004), «Вид из окна» (2005), «Летят стрекозы» (2006), «Берег Неро» (2007). В них были и новые стихи, и найденные в личном архиве, подработанные.
В 2000 году я поехал в Москву со стихами своими и Константина Васильева. Прошелся по некоторым литературным журналам. Пообщался с их сотрудниками, оставил стихи. В журнале «Арион» выбрали моё стихотворение «Я вышел из дому…», но предложили заменить одну строку. Я заменил, но, видимо, неудачно. Мне написал редактор Алексей Алёхин, что замена чисто механическая. Публикации не было. Поехал я еще раз в ту же редакцию «Ариона», на этот раз повезло больше: редактор выбрал стихотворение, посвященное Константину Васильеву – «Гаснет день», но предложил его для публикации со своими сокращениями. Так как сокращения – это не исправления, я согласился. И публикация состоялась в третьем квартале 2001 года.
В следующем году в июне целую подборку стихотворений опубликовал журнал «Москва». Причем зам редактора Алексей Позин сказал мне, что стихи понравились главному редактору Леониду Бородину, он даже сказал: «Вот такие бы почаще приносили, а то приносят стихи – не понять, о чем они…» Было очень лестно услышать такое.
Мои стихи стали регулярно появляться в газетах «Северный край», «Ярославская неделя», потом в «Северной магистрали», «Золотом кольце» и других.
Однако вспышка творческой активности, произошедшая в конце прошлого и в первые годы нового века, постепенно угасала. Всё труднее было настраивать себя на сочинение стихов. Писал всё реже. Переключился в 2008 году на прозу. Были у меня публикации в местной газете рассказов, написанных еще в 80-е годы. Обнаружил я и начало пробной повести. Её-то и взял за основу, как потом оказалось, романа о селянах «Быть непросто». Читатели в Ростове приняли роман с одобрением и даже попросили продолжить его, но – сменить название. Так я и сделал, взялся в начале 2010 года за написание третьей части. Увеличившийся чуть ли не вдвое роман получил название «Точка возврата». К такому названию ни у кого претензий не возникало, но я был очень огорчен, когда обнаружил в интернете, что существует, по крайней мере, пять литературных произведений с таким же названием. Отзывы о романе были разные, но один меня просто обрадовал. Мне написала письмо жительница села Марково, которая работала в местном совхозе агрономом, заведующей зернотоком, а позже 10 лет главой сельской администрации. Она восхищалась точностью отображения сельской жизни и настроений селян. Для меня, сомневавшегося в своем знании села, это было крайне важно.
В 2009 году в октябре я в течение отпуска написал полуфантастическую повесть «В этом мире много миров». Недавно Анатолий Смирнов написал мне критический отзыв, указав, что подобные фантазии были в каком-то (не помню сейчас названия) американском фильме. Жаль. Жаль и то, что я этого не знал, поскольку не люблю американские фильмы. И не потому, что США противостоит нам, а просто не нравятся мне их ленты. Не менее русских фильмов люблю французские, итальянские и франко-итальянские. А повесть, тем не менее, забракована. Но я её опубликовал уже и в ростовском альманахе и в книге прозы, что издал в 2012 году.
Были публикации стихов в журнале «Русь», «Русский путь на рубеже веков», «Мера», «Причал» (в том числе в интернет издании «Причал», а также «Парус»), «Юность». А также в ярославских и екатеринбургском альманахах. Изданы в прошлом году два тома публицистики (изданное и неизданное в районной и областной периодике), сборник стихотворных посвящений, избранные стихотворения.
Новый приступ стихотворчества у меня наступил в конце января нынешнего года. Меня после 20 января попросила знакомая написать посвящение ее знакомому, которому исполнялось 60 лет. Написала мне коротко о нем, и я взялся за сочинительство. Получилось на удивление живо и быстро.
А 26 января я решил испытать судьбу – написать стихотворение для публикации. Тему никак найти не мог. Решил, что лежащий передо мной чистый лист можно использовать и в качестве темы. Написал, потом еще и еще. В начале февраля сделал перерыв на несколько дней, и – снова за работу. Почти ничего не выдумывал, писал о том, что вспоминалось из прошлого, о том, что произошло накануне (встречи, события, наиболее яркие). И получилось так, что за месяц я написал 60 стихотворений (для сравнения: за весь прошлый год менее десяти). Сейчас у меня уже издана новая книжка – «Возле новых лампад», составлена еще одна, из стихов только нынешнего года – «Голос света». В ней 116 стихотворений. Каждый день с утра пишу по одному, а то и по два-три. Мне уже знакомые говорили, что в поэзии главное не количество. Анатолий Смирнов написал, что даже Лермонтов с такой скоростью не писал. Я понимаю. Но останавливаться пока не хочу. Не исключено, что это – как вспышка лампочки в момент, когда она перегорает. Полагаю, что хуже, чем я умею и могу, не напишу.
И последнее. С 1999 года по моей инициативе начал в Ростове издаваться альманах. Я просил (уговаривал) в первые годы быть редактором Бориса Сударушкина, Виктора Андрианова, Валерия Замыслова. С трудом, но они соглашались, а потом сильно огорчали меня наши писатели – пытались отобрать альманах, присвоить. Но с 2003 года я уже никого не стал звать, сам выполнял всю работу над альманахом. В нем публиковались поэты, прозаики, журналисты, искусствоведы, краеведы Ростова, а также писатели Ярославля, Рыбинска, Мышкина, Переславля, Борисоглебского, Брейтова и даже писатели Москвы, Киева и Екатеринбурга. Вышло 15 альманахов.
В Союз журналистов СССР я был принят в 1985 году, а в Союз писателей России – в 2005 году (в Ярославле – в марте 2004-го).
Николай РОДИОНОВ
5.04.2017.
Приложение 4
Встреча с Н.М.Родионовым в ЧОУ «Варницкая гимназия»
[1] Радомская Т.И. Обретение Отечества: русская словесность первой половины ХIX века (А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь). – М.:ООО «Издательство «Совпадение», 2004. – 656 с. – С.6.
[2] Мельник В. И. Становление религиозного сознания Н. А. Некрасова // Верхневолжский филологический вестник. 2021. № 3 (26). С. 8–16. – С.8
[3] Вопрос о религиозных мотивах и образах в творчестве Некрасова поднят в работах Б. Н. Ширяева (Религиозные мотивы в русской поэзии: Ломоносов – Пастернак. Брюссель : Жизнь с Богом, без даты. С. 22–30), С. В. Смирнова (Об окрестностях Грешнева: (Дорога и храм в творчестве Н. А. Некрасова) // Карабиха: Ист.-лит. сб. Вып. 1. Ярославль : ВерхнеВолжское кн. изд-во, 1991. С. 203–216), В. В. Кускова (Православные мотивы в поэзии Н. А. Некрасова // Русская литература XIX века и христианство. Москва : Изд-во МГУ, 1997. С. 134–140), Н. Н. Мостовской (Храм в творчестве Некрасова// Русская литература. 1995. № 1. С. 194–202), Э. М. Жиляковой (Христианские мотивы и образы в творчестве Н. А. Некрасова (1830-1850-е гг.) // Евангельский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. научн. тр. Вып. 2. Петрозаводск : Петрозаводский гос. ун-т, 1998. С. 268–282) и др.
[4] Ярославский характер/ Я.Е.Смирнова, Е.А.Ермолин; Под общей ред. В.В.Горошникова. – Рыбинск: Медиарост, 2013. – 108 с. - С.6
[5] Кроме того, в 2021 г. исполнилось 200 лет со дня рождения Некрасова, в 2023 г. будет 145 лет со дня его смерти, в этом году И.Е.Бариновой исполнилось бы 70 лет, а на будущий год ростовцы почтут ее память в 15 раз. Эти сопряжения дат тоже заставляют нас задуматься.
[6] Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе Х1Х в. 10 класс. I полугодие. – 5-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 464 с. - Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. С.351-358. - С.352
[7] Сударушкин Б.М. «В родном краю поэзия поблекла...»: Поэтесса Ирина Евгеньевна Баринова.- URL: http://sudar-bm.narod.ru/main/page21_2_35.htm (дата обращения: 20.01.2022)
[8] С Н.М.Родионовым нам удалось пообщаться вживую , он передал нам свою биографию (см. Приложение 3,4).
[9] Ярославский характер/ Я.Е.Смирнова, Е.А.Ермолин; Под общей ред. В.В.Горошникова. – Рыбинск: Медиарост, 2013. – 108 с. - С.6
[10] Там же.
[11] Мельник В. И. Становление религиозного сознания Н. А. Некрасова // Верхневолжский филологический вестник. 2021. № 3 (26). С. 8–16. – С.9
[12] Термин поэтика трактуется нами широко, мы имеем в виду «выделение и систематизацию элементов текста, участвующих в формировании эстетического впечатления от произведения» - Поэтика.//URL: https://www.litdic.ru/poetika (дата обращения: 20.01.2022)
[13] Хализев В.Е. Теория литературы: учебник/В.Е.Хализев - М.: Высшая школа, 2002. - 438 с. – С.65.
[14] Основные принципы христианского мировоззрения - URL: https://fb.ru/article/243009/osnovnyie-printsipyi-hristianskogo-mirovozzreniya (дата обращения – 15.09.2022)
[15] Основы христианства : [Система религиоз. мысли] / Проф. М.М. Тареев : в 5 т. - 3-е изд. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908-1910. / Т. 3. Христианское мировоззрение. - 1908. - 318 с. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/osnovy-hristianstva-tom-3-hristianskoe-mirovozzrenie/ (дата обращения – 13.09.2022)
[16] Родионов Н. Ощущение вины. Стихотворения. – Ярославль: ООО «Канцлер», 2019. – 120 с. -С.116
[17] Там же.14.
[18] Баринова И. Божье благословение. Стихи и проза. В авторской редакции. Ярославль: издательство «ЛИЯ», 2007. – 224 с. – С.9.
[19] Там же. С.8.
[20] Там же. С.12.
[21] Там же. С.115.
[22] Основы христианства : [Система религиоз. мысли] / Проф. М.М. Тареев : в 5 т. - 3-е изд. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908-1910. / Т. 3. Христианское мировоззрение. - 1908. - 318 с. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/osnovy-hristianstva-tom-3-hristianskoe-mirovozzrenie/ (дата обращения – 13.09.2022)
[23] Мельник В. И. Становление религиозного сознания Н. А. Некрасова // Верхневолжский филологический вестник. 2021. № 3 (26). С. 8–16. – С.9
[24] Родионов Н. Ощущение вины. Стихотворения. – Ярославль: ООО «Канцлер», 2019. – 120 с. -С.43.
[25] Баринова И. Божье благословение. Стихи и проза. В авторской редакции. Ярославль: издательство «ЛИЯ», 2007. – 224 с. – С.35.
[26] Там же. С..14.
[27] Там же. С.40.
[28] Христианские мотивы в лирике Н. Некрасова. - URL: http://www.hintfox.com/article/hristianskie-motivi-v-lirike-n-nekrasova.html
[29] Некрасов Н.А. «Безвестен я. Я вами не стяжал…». - URL: http://www.hintfox.com/article/hristianskie-motivi-v-lirike-n-nekrasova.html
[30] Родионов Н. Ощущение вины. Стихотворения. – Ярославль: ООО «Канцлер», 2019. – 120 с. -С.21
[31] Там же..С.35.
[32] Там же. С.61.
[33] Баринова И. Божье благословение. Стихи и проза. В авторской редакции. Ярославль: издательство «ЛИЯ», 2007. – 224 с. – С.101
[34] Там же. С.65.
[35] Основы христианства : [Система религиоз. мысли] / Проф. М.М. Тареев : в 5 т. - 3-е изд. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908-1910. / Т. 3. Христианское мировоззрение. - 1908. - 318 с. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/osnovy-hristianstva-tom-3-hristianskoe-mirovozzrenie/ (дата обращения – 13.09.2022)
[36] Основы христианства : [Система религиоз. мысли] / Проф. М.М. Тареев : в 5 т. - 3-е изд. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908-1910. / Т. 3. Христианское мировоззрение. - 1908. - 318 с. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/osnovy-hristianstva-tom-3-hristianskoe-mirovozzrenie/ (дата обращения – 13.09.2022)
[37] Мельник В. И. Становление религиозного сознания Н. А. Некрасова // Верхневолжский филологический вестник. 2021. № 3 (26). С. 8–16. – С.12
[38] Скатов Н.Н. Некрасов. М.: Молодая гвардия, 1994.- 412 с. – С.26.
[39] Там же. С.12
[40] Родионов Н.М. Жест. Стихотворения. Ярославль: ООО «Канцлер», 2019. – 88 с. – С.11.
[41] Там же. С.11.
[42] Там же. С.20.
[43] Там же. С.24.
[44] Баринова И. Божье благословение. Стихи и проза. В авторской редакции. Ярославль: издательство «ЛИЯ», 2007. – 224 с. – С.10.
[45] Там же. С.51.
[46] Там же. С.36.
[47] Баринова И.Е. Тайны красоты: стихи. – Ярославль: Верх. – Волж. Кн. Издательство, 1985. – с. 55
[48] Отрошко О. «И не привыкнуть к боли никогда…»// Баринова И.Е. Сострадание. Избранная лирика. – Ярославль: Аверс Плюс, 2014. – 52 с. - С.3
[49] Там же. С.3.
"Морская болезнь" у космонавтов
Две лягушки
Загадка Бабы-Яги
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны