В школе часто проводят мероприятия о бережном отношении к природе. И одно из них это круглый стол ,который назывался «Живи, родник» .И там говорилось о том, как беречь родники. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях. Надо знать особенности воды в своём родном крае и понимать, что наши реки, озёра и родники - это единая система. Если каждый гражданин страны будет заботиться о чистоте воды, то на всей Земле чистой воды станет больше
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.2 КБ |
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник холодный
Чтоб напоить людей водой,
Прозрачной, чистой и студеной”.
В школе часто проводят мероприятия о бережном отношении к природе. И одно из них это круглый стол ,который назывался «Живи, родник» .И там говорилось о том, как беречь родники. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях. Надо знать особенности воды в своём родном крае и понимать, что наши реки, озёра и родники - это единая система. Если каждый гражданин страны будет заботиться о чистоте воды, то на всей Земле чистой воды станет больше».
Я учусь в Юхмачинской школе и всегда принимаю активное участие в экологической работе школы. Но и моя семья не стоит на стороне. Они активно участвуют и помогают мне.
Любой край, город, любая деревня неповторимы. Я живу в селе Татарские Шибаши Алькеевского района Республики Татарстан . Эта деревня расположена в красивой живописной местности. Наша природа красива в любое время года. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться: смешанный лес, богатый грибами и ягодами, большие раздольные луга. Ещё в моем селе имеется два родника. В последнее время для нас жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам.
Мы считаем, что данная проблема актуальна, поскольку Мировые запасы пресной воды не увеличиваются, а её потребление постоянно растёт. С каждым годом все острее ощущается нехватка воды на планете, а родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.
Население села Шибаши использует в пищевых целях воду, поступающую по разводящей водопроводной сети в дома. В летний период, в связи с увеличением водопотребления, случаются перебои с водоснабжением. На некоторых улицах деревни водопроводная система не менялась в течение многих лет, и качество водопроводной воды оставляет желать лучшего. Поэтому многие жители обращаются к родникам.
Меня заинтересовал родник, который находится в овражистой местности недалеко от нашего дома.
Родник очень стар, но его водой пользуются жители нашего села до сих пор. Даже зимой, когда много снега, ступеньки, ведущие к роднику всегда расчищены.
Почему же люди продолжают пользоваться ключевой водой, хотя есть водопровод? И поэтому я хотела провести исследовательскую работу.
Цель проекта:
изучение истории родника, исследование качества воды и благоустройство прилегающей к источнику территории.
Для достижения цели мне предстоит решить задачи:
1.Изучить, как образуется родник.
2.Узнать историю родника, расположенного вблизи села Шибаши.
3.Выяснить, почему вода в источнике пользуется такой популярностью.
4.Предложить мероприятия по благоустройству территории родника и его охране
Актуальность работы: изучение истории родника нашего села и бережное отношение к природным ресурсам.
Гипотеза:Если мы будем беречь и охранять родники, то сохраним чистую воду для будущего поколения
2. Основная часть
2.1. Как образуется родник?
Родник - водный источник, бьющий, текущий из глубины земли; естественный выход подземных вод на земную поверхность.
Дождевая вода впитывается в землю и проникает в грунт, заполняя все пустоты под землей. Когда вода находит выход из - под земли, образуется РОДНИК.
2.2. История родника
В близи деревни находится овраг, около оврага бьет родник. Издавна жители берут там воду. Я тоже хожу с родителями в этот овраг за родниковой водой.
Я решила обратиться к моим родственникам, к сторожилам нашей деревни с просьбой помочь составить историю нашего родника.
И вот, что я узнала из их рассказов:
Родник существовал еще в 1939 году, когда на близлежащую улицу поселились мои прадедушка и прабабушка. До 1952 года летом из источника вдоль оврага прокладывали трубки, которые вели к вагонетке. Вагонетка стояла ниже оврага, т. к. он был узкий, глубокий, и пройти к роднику было трудно. Водой пользовалась вся округа. Родник был единственным источником питьевой воды. Из трубки воду наливали для питья и приготовления еды, а из вагонетки - поить скотину и поливать огород. На зиму трубки убирали, и воду по дну оврага возили на санках. В 1952 году на близлежащей территории, на пустыре началось строительство домов. Когда начинали рыть землю под фундамент домов, появлялась вода в ямках. Жители поняли, что подземная вода рядом, и начали рыть колодцы. Появился водопровод. Трубки от родника прокладывать уже не стали. Узкая тропинка по оврагу стала зарастать кустарником и деревьями, глинистая земля осыпаться. Но родник не был забыт местными жителями. Водой продолжали пользоваться. Сначала у родника не было имени, его звали просто «Родник» . Потом стали звать - «родникХамитова».Была названа в честь жителя Шибаши .Он занимался благоустройством этого родника, теперь люди отдыхают около родника .А сейчас называют «Мамин родник» В 2014 году родник реставрировали-опустили 5 колец,и сделали колодец. Около родника заложили плиты,поставили скамейку. Также около родника посадили деревья: яблоню ,сливу, вишню. Мои родственники, бывшие жители Шибаши, когда приезжают в родное село, тоже всегда набирают воды из родника.И еще жителями села была построена замечательная беседка.
Ухаживают и благоустраивают территорию родника местные жители и в настоящее время: убирают мусор.И мы с родителями в стороне не остаемся мы с радостью летом убираем мусор ,а зимой чистим снег.
И мы часто видим, что дорожка,которая ведет к роднику никогда неочищенным не бывает. Мне стало интересно: «Кто выполняет эту трудную, но нужную работу?» Оказалось, дорожки расчищают и жители близстоящих домов Насыров Фаргат и ВалиахметовИльфат.
Так почему же некоторые жители до сих пор пользуются водой из родника? Чай из такой воды получается особенно вкусный, придает бодрость и здоровье. У родникового ключа душа отдыхает от забот. Попробуйте поговорить с родником и он вам поведает тайны, унесет все горести прочь - на душе станет легко и свободно от его журчания.
И для этого я провела анализ родниковой воды и получили такие результаты:
Прозрачность воды: прозрачный
Запах: нет
Вкус: не ощущается
Цвет :бесцветный
Температура : 3 градуса
Мутность: нет
2.3. Беседа с жителями.
Чтобы узнать о пользе родника, я провела опрос жителей и задала им вопрос: «Пользуетесь ли Вы водой с родника, и в каких целях?»
Оказалось что, для многих опрошенных мною жителей родниковая вода является неотъемлемой частью их быта. Используют жители родник, как источник питьевой воды, так как считают, что любая родниковая вода самая чистая, полезная.
Был задан жителям и такой вопрос: «Почему Вы не используете родниковую воду?»
Ответ меня огорчил.
Оказывается, пожилым людям трудно идти за водой.. Да и воду из родника набирать всё труднее из колодца.
2. 4 Моя помощь роднику
Узнав, что родник нуждается в помощи, я стала решать, как ему помочь и остановилась на самой важной, как мне кажется, проблеме: навести чистоту и порядок на территории родника. И я обратилась к своим родителям.
Откуда берётся мусор?
Конечно, виноваты люди!
• Когда приходят за водой, бросают на землю обёртки от конфет, сигареты, пустые пластиковые бутылки.
• Жители близлежащих домов выбрасывают в овраг мусор, и ветер его разносит.
• Мусор приносят весной талые воды, и он скапливается на дне и склонах оврага.
Пути решения проблемы
1 путь :Установить баки для мусора
2 путь :Поставить плакат с надписью «Соблюдайте чистоту на территории родника!»
3 путь :Самой навести порядок на территории родника.
Проанализировав все пути решенияэкологической проблемы, я выбрала
3 путь:«Самим навести порядок на территории родника».
План реализации решения
1.Приготовить перчатки, мешки для мусора.
2. Собрать мусор в мешки, отнести мешки на свалку.
Всё это я могу выполнить, не затратив на это никаких денежных средств!
Территория родника вновь станет чистой. Родник напоит меня в знак благодарности живительной влагой!
Когда я прихожу с родителями к моему Роднику, собираем мусор на его территории, а затем относим в свалку.
Хочу, чтобы у святого источника были чистота и порядок!
3. Заключение
Бьет родник водой студеной
Из подземной кладовой
Меж камней вода струится
Превращается в ручей
Легкой змейкой серебрится
В свете солнечных лучей…
Завершилась работа над проектом. Я довольна! Удалось выполнить всё, что я планировала. Работая над проектом, я многому научилась, многое узнала. Я надеюсь, что наша работа станет еще одним источником познания родного края, побудительным мотивом бережного отношения к природе.Ждем весны — и снова за работу! Мы планируем:
- продолжить работу по исследованию экологического состояния родников, находящихся в селе Шибаши
- вести контроль за состоянием родников, осуществлять своевременный уход (очистка, уборка мусора).
В целом я думаю о том, что сделали сообща одно, но очень важное и для природы, и людей дело. Родники открывают для нас красоту воды, именно они обладают сразу быстротой рек, волей океанов и очарованием озер. И именно они, как никакой другой водный объект, нуждаются в нашей заботе и бережной охране. На свете нет ничего драгоценного, чем самая обыкновенная чистая вода. Без неё нет и не будет жизни. Поэтому важно следить, чтобы вода в исследуемых родниках была всегда чистой! Сохранение природных источников воды – задача всего человечества. Помочь роднику - значит, помочь своему здоровью, помочь родной земле сохранить свои природные богатства, наши богатства!
·Живи, мой родник, живи!
Круговорот воды в пакете
Рисуем "Осенний дождь"
Н. Гумилёв. Жираф
Усатый нянь
Ералаш