Конкурс
учебно-исследовательских и творческих работ
«Юность в науке»
Направление: математика и информационныетехнологии
Секция: прикладная математика
Ребус– гимнастика ума
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rebus.docx | 55.7 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ГОРОД ПОКАЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Конкурс
учебно-исследовательских и творческих работ
«Юность в науке»
Направление: математика и информационныетехнологии
Секция: прикладная математика
Ребус– гимнастика ума
Автор:
Бузубова Виктория
учащаяся 2 «г»класса
Научный руководитель:
Облядрук Екатерина Михайловна
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Аннотация……………………………………………………………………………..3
2.План исследования……..……………………………………………………………..5
3.Описание работы..…………………………………………………………………….7
3.1.Теоретическая часть.………………………………………………………………..7
-история возникновения ребусов………………………….………………..….7
- математические ребусы………………………………………………………..8
3.2.Учебно-исследовательская работа…………………………………………….......8
-польза от решени ребусов………………………………………………..….….8
- разновидности ребусов……....………………………………………………...10
- правила составления и решения ребусов………………………………….….10
3.3. Заключение…………………………………………………………………………13
3.4.Список используемой литературы и интернет ресурсы……………………........14
4. Приложение………………………………………………………………………I - IX
Ребус – гимнастика ума
Бузубова Виктория
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
2«Г» класс
Миллионы людей во всех частях света любят разгадывать ребусы. И это не удивительно. “Гимнастика ума” полезна в любом возрасте. Ведь ребусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.
Вся наша жизнь – беспрерывная цепь игровых ситуаций. Они бывают, значительны, а бывают, пустячны, но и те, и другие требуют от нас принятия решений. Еще в Древней Элладе без игр не мыслилось гармоническое развитие личности. Игры древних не были только спортивными. Наши предки знали шахматы и шашки, не чужды им были ребусы и загадки. Таких игр во все времена не чуждались ученые, мыслители, педагоги. Они и создавали их. С древних времен известны головоломки Пифагора и Архимеда, русского флотоводца С.О. Макарова и американца С. Лойда.
Актуальность проекта. Разгадывать ребусы можно в любом возрасте. Есть специальные ребусы для детей, подростков и взрослых, все они отличаются только степенью сложности. Предлагая ребенку ребусы, можно использовать какую-либо определенную тематику, для этого существуют наборы тематических ребусов, где все головоломки описывают, например, определённое время года, профессию, и другое. Широко применяются предметные ребусы по математике, русскому языку, истории, биологии и другим школьным предметам. Они помогают не только развить мышление, логику ребенка, но и выучить определенные правила. Взрослым также не стоит забывать про ребусы-головоломки. Это отличная интеллектуальная разминка, упражнение для укрепления памяти и развития логики.
Идея проекта.Мне стало интересно, если знать правила построения ребусов, можно ли увеличить их решаемость. На сколько хорошо можно развить логическое мышление подростка, систематически решающего ребусы?
Я решил провести исследование на уроках математики с начала учебного года, а результаты сравнить в концегода.
Цель: выяснить, действительно ли ребусы развивают логическое мышление, и можно ли увеличить решаемость ребусов, изучив все правила их построения.
Задачи:
Методы и приемы исследования: изучение литературы по теме;проведение учебно-исследовательской работы;составление плана работы;проведение анкетирования среди учащихся; беседа; викторина; разработка памятки; мониторинг знаний и умений на начало и конец учебного года;обобщение полученных результатов; оформление исследовательской работы.
Объект исследования:учащиеся шестых классов средней общеобразовательной школы № 4 города Покачи.
Предмет исследования:навыки решения ребусов на уроках математики. Теоретическая значимость исследования в том, что его результаты позволяют:
- развивать логическое мышление подростков; творческое воображение;
- воспитывать эстетическое отношение к миру;
- расширять познавательный интерес и культурный кругозор учащихся.
Практическое значениемоего проекта состоит в том, что учителя смогут использовать его на уроках математики для развития логического мышления учеников, смогут разнообразить учебный материал, повышать интерес учащихся к предмету. Данная работа основана на интеграции учебных дисциплин: математики, русского языка, информатики. Следовательно, результаты исследования могут быть использованы на уроках и внеурочных занятиях в качестве занимательного материала.Проект поможет учащимся научиться разгадывать ребусы, а также научит ребят самим придумывать и составлять авторские ребусы по различным темам, развивать творческие способности и фантазию. Ребята смогут успешнее справляться с олимпиадными заданиями, которые включают в себя разгадку ребусов.
Новизна проекта состоит в том, чтобы помочь учащимся повысить интерес к ребусам; научить подростков с легкостью справляться с поставленной задачей, находить решение сложных задач.
Ребус – гимнастика ума
Тельпиз Георгий Александрович
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
6 «А» класс
Проблема:возможно ли повысить решаемость ребусов на уроках математики, а также развить логическое мышление подростка при помощи разгадывания ребусов?
Гипотеза:Если изучить правила составления ребусов, то можно повысить их решаемость, что в свою очередь приведёт к развитию логического мышления подростков.
План исследования:
Библиография
Ребус – гимнастика ума
Бузубова Виктория
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
2 «Г» класс
3. Описание работы
3.1. Теоретическая часть
Ребусы — один из видов наглядности, широко применяемый для развития логического мышления детей, при обучении грамоте и для повышения информационной культуры детей. Кроме концентрации внимания, развития мышления и логики, ребусы несут определенную информационную нагрузку. Часто приходится выяснять значение слов, работать над их многозначностью.
По степени сложности ребусы можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся самые простые ребусы, которые помогают детям запомнить графическое изображение буквы и употребление ее в словах. Во вторую группу входят более сложные ребусы, в которых требуется заменить или убрать какую-либо букву, прочитать число, вставленное в ребус.
К следующей группе можно отнести ребусы, предусматривающие определенный навык чтения и определенный уровень развития логического мышления. Если ребенок затрудняется разгадать подобный ребус, нужно познакомить его с общими принципами их решения. Прежде всего, обратить внимание на то, что часть слова находится внутри какой-то буквы. Например, тра в А (трава), в О рона (ворона). Если часть слова расположена за буквой, читаем по-другому: за Втра (завтра).
Следующая группа объединяет еще более сложные ребусы, в которых нужно отгадать многосложные слова, используя уже изученные приемы (назвать изображенные предметы или цифры, убрать или заменить буквы).
История возникновения ребусов
Впервые ребусы как загадки в рисунках появились в XV веке во Франции. Так называли юмористические выступления комедиантов на карнавале на злобу дня - с их помощью артисты высмеивали пороки общества и сильных мира сего. Спустя некоторое время французы стали называть ребусом каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.
Само слово "ребус" (rebus) имеет латинское происхождение. Французы умышленно сократили латинскую пословицу «Non verbis sed rebus" ("Не словами, а при помощи вещей") и оставили из нее только последнее слово - rebus. Таким образом, ребус происходит от формы латинского слова, обозначающего вещь, во множественном числе.
В начале XVI века ребусы проникли в Германию, Англию, Италию. Этому во многом способствовал сборник ребусов, который составил француз ЭтьенТабуро в 1582 году. Впрочем, лишь во Франции люди действительно полюбили разгадывать выражения в рисованных картинках, в других странах это мало кого заинтересовало.
В Россию ребусы попали лишь к середине XIX века. Впервые слова, зашифрованные в картинках, предметах и буквах, появились на страницах популярного журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале "Нива". Позднее этим занятием увлеклись многие дети и взрослые, превратив разгадывание ребусов в семейную вечернюю игру.
В 1881 году в России стал издаваться журнал «Ребус», в котором, кроме этих увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию. Этот журнал был очень популярным и просуществовал 20 лет.
Математический ребус
Математический ребус – задание на восстановление записей вычислений. Это наиболее сложный вид ребусов. К такому виду задач относятся математические выражения (обычно простое равенство), в котором все или часть цифр заменены на некоторые значки (буквы, звездочки и т.д.). Требуется вместо каждого значка подставить нужную цифру, чтобы выражение было верным.
Математические ребусы бывают нескольких видов, например:
Цифры в записи вычисления заменены буквами. В таких ребусах необходимо восстановить всю запись.
Некоторые цифры в записи стёрты, вместо них поставлены «звездочки». В таких ребусах необходимо восстановить часть записи.
Некоторые математические ребусы имеют несколько вариантов решения. При разгадывании математических ребусов обычно условием ставится проверка всех возможных вариантов.
В настоящее время установились некоторые правила шифровки таких числовых ребусов.
Так, при шифровке числового равенства буквами разные цифры заменяются разными буквами, а одинаковые цифры заменяются одной и той же буквой. При шифровке ребуса одним символом (впредь в этом случае мы будем использовать только звездочку )звездочка изображает любую из десяти цифр от 0 до 9
3.2. Учебно – исследовательская работа
В своей работе я хочу рассказать о том, что, зная принципы и правила составления и решения ребусов, учащиеся могут повысить решаемость ребусов, при этом развить логическое мышление, творческие способности, фантазию. Умение разгадывать ребусы пригодится ученикам при выполнении олимпиадных заданий по различным предметам. Начав работу над проектом, я, в первую очередь, изучил научно-популярную литературу о пользе разгадывания ребусов.
Польза от разгадывания ребусов
Работа с ребусами и задачами развивает мыслительные способности детей и концентрирует их внимание. Подросткам нравятся подобные задания. Часто у них появляется желание придумать самим что-либо подобное. А это уже способствует развитию творческих и познавательных способностей ребят.
Итак, во-первых, уделяя время решению разных логических задач, непоседливый и активный ученик становится усидчивым. В порыве над поиском ответа на замысловатый вопрос, ученикиспособны сидеть на месте и удерживать внимание довольно долго. Если это делать систематически, то для невнимательного ученика это станет отличной тренировкой внимательности. Во-вторых, с головоломками ученик быстро обретет навыки решения задач, которые пригодятся ему не только на уроках математики, но и в дальнейшей жизни. В-третьих, поиск решения формирует у детей такое важное качество, как настойчивость. Задания бывают довольно сложные, и иногда их даже приходится решать заново. Ребенок понимает: «Не все приходит сразу, часто нужно приложить для победы много усилий, пробовать не один раз, прежде чем дойдешь до конца». Согласитесь, настойчивый человек обычно успешен по жизни – он умеет добиваться своего во что бы то ни стало. Еще одним очевидным плюсом головоломок является улучшение координации рук и мелкой моторики. Все это положительным образом сказывается на работе головного мозга. Развитие социальных навыков – такой результат можно ждать, если головоломки решаются командой детей. Учителя должны учитывать это на уроках и время от времени занимать учащихся логическими задачами. Так учащиесянаучатся работать в команде над одной задачей, уважать мнение сверстников. Решая некоторые виды головоломок, школьник расширяет свой кругозор.
Продолжая работу над проектом, я узнал о разновидностях и правилах составления и решения ребусов.
Разновидности ребусов
Существует огромное множество различных головоломок. Все их можно разделить на категории: Ребусы-картинки. Головоломка скрывается в изображениях того или иного предмета. Название предмета при расшифровке следует читать исключительно в именительном падеже. Бывают ситуации, когда предмет, изображенный на картинке, имеет несколько названий или значений. Например, «автобус» и «транспорт», «кот» и «животное». В таком случае выбрать нужно то слово-разгадку, которое больше подходит по смыслу. Буквенные ребусы состоят исключительно из букв. Они могут быть расположены самыми различными способами, что и является основополагающим при составлении такой головоломки. Картинка+буква. Как разгадывать ребусы с буквами и картинками? Основным ключом к разгадке этого ребуса является изображение, а буквы свидетельствуют о том, что для получения единственно верного ответа нужно немного скорректировать название изображенного предмета. Ребус «картинка+цифра» является аналогом ребуса «картинка+буква», только здесь дополняют картинку цифры, количество которых может варьироваться. Ребусы с запятыми. Довольно часто в загадках-картинках используется запятая, обычная или перевернутая. Как же разгадывать ребусы с запятыми? Этот знак свидетельствует о том, что для получения ответа нужно укоротить название предмета, нарисованного на картинке, отбросив первую или последнюю литеру. Ребусы также делятся налингвистические и математические (числовые).
Правила решения ребусов
• названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;
• если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;
• если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, – не читаются последние буквы;
• если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;
• если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;
• если рядом с зачёркнутой буквой написана другая буква, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;
• если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;
• многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков;
• если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в»;
• если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из»;
• если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно прибавлением «за»;
• если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу;
• если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по»;
• если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у».
Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов – умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка.
Кроме знания правил, нужны еще смекалка и логика.
Правила составления ребусов (см. в приложении 1)
Продолжая работу над проектом, я решил узнать, как относятся мои одноклассники к разгадыванию ребусов, и что они знают о правилах составления и решения ребусов. Для этого я провел анкетирование в шестых классах (смотри приложение 2). В анкетировании участвовало 72 ученика. Обобщив полученные данные, я выяснил, что мои сверстники мало интересуются разгадыванием ребусов, они практически ничего не знают о правилах их составления и тем более не осведомлены об их пользе для развития логического мышления. Сразу после этого я разработал и провел викторину, на которой ребятам предлагалось решить ребусы разного уровня сложности: простые, средней сложности и сложные(см.приложение 3.) Результаты показали, что ребята хорошо справляются с простыми ребусами, но ребусы средней сложности и сложные вызвали у ребят трудности. Исследование показало, что уровень разгадывания ребусов достаточно низок.Я узнал, что многие мои одноклассники испытывают сложности в решении даже простых ребусов, не говоря уже о сложных числовых головоломках.Данные викторины представлены в диаграмме(см.приложение 4).
Сразу после сделанных выводов яраспечатал и раздал одноклассникам правила составления и решения ребусов. На классном часе я провел мастер класс по решению ребусов и разъяснил правила. Ребятам было предложено выучить наизусть или запомнить их. Вскоре я предложил учителям математики проводить на уроках логические пятиминутки - «Гимнастики для ума», на которых ребятам предлагалось решать ребусы. Учителя согласилась и, таким образом, на уроках математики в шестых классах в течение шести месяцев с октября по март проводились такие пятиминутки. В конце марта я снова провел викторину на разгадывание ребусов. Надо отметить, что результаты впечатлили меня. Ребта показали высокий уровень, справились с ребусами средней сложности все без исключения, а некоторые решили ребусы повышенной сложности. Учителя математики отметили, что систематическое проведение на уроках математики логических пятиминуток повысило логическое мышление ребят, они стали легче справляться с решением примеров и задач. Мои сверстники успешно участвовуют во всероссийских и международных олимпиадах, в которых одним из заданий было решение ребусов.
3.3. Заключение
Таким образом, выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась. Я выяснил, что действительно изучив правила составления ребусов, можно повысить их решаемость, что в свою очередь приведёт к развитию логического мышления подростков.Решение и составление ребусов способствует выработке таких качеств, как внимательность и наблюдательность, сообразительность и критичность.
В результате исследовательской работы был собран и систематизирован теоретический и практический материал из различных источников. Выяснена история возникновения ребусов. Изучены правила и рекомендации разгадывания и составления ребусов. Рассмотрены различные типы ребусов, составлены или нарисованы ребусы.
Оформленакартотека ребусов, разнообразных по тематике и уровням сложности, для практического применения в урочной и внеурочной деятельности учителями, классными руководителями. Альбом может быть использован и в качестве занимательного материала для учащихся.
В ходе исследования мы популяризировали среди обучающихся 6 классов занимательные ребусы. Провели эксперимент по решению ребусов учащимися моего класса.
В дальнейшем планируется работа по созданию электронных презентаций по отгадыванию ребусов.
В 7 классе я также планирую изучить более сложный вид ребусов – числовые ребусы.
1. Брошюра "Первое сентября" (серия "Математика", выпуск 35) Математические шарады и ребусы / Н.В. Удальцова. - М.: Чистые пруды, 2010
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003
3. Шарыгин И.Ф.,А.В.Шевкин А.В.. Задачи на смекалку. – Москва: «Просвещение», 2001
Интернет – источники:
Учимся ткать миленький коврик
Извержение вулкана
Хитрость Дидоны
Снеговик
Выбери путь