Исследовательская работа "История возникновения дробей"
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 303.97 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 536.49 КБ |
dlya_zashchity_raboty.docx | 34.82 КБ |
dlya_zashchity.pptx | 523.17 КБ |
МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»
Исследовательская работа.
История возникновения дробей.
Работу выполнила
ученица 6 а класса
Вальтер Кристина
учитель: Собянина Светлана Леонидовна
НЫРОБ 2021
Оглавление.
Введение. 3
Вывод 12
Список используемой литературы 13
Введение
«Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук» – один из главных тезисов Декарта, сформулированныйв «Первоначалах философии».
Делать открытия, не узнав историю прошлых открытий – невозможно, иначе все бы открывали лишь один велосипед, и не всякий прохожий сможет сказать её происхождение – все должны знать, откуда она математика.
Математика – наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения. Еще с древних времён у людей появилась потребность в измерении длин, площадей, углов и других величин. Для получения более точных результатов меры стали делить на части, что привело к появлению дробей. Дроби и сейчас играют важную роль в жизни человеческого общества, поэтому, изучение данной темы и её практическое применение на уроках актуальны.
Цель исследования заключается в следующем:рассмотреть историю возникновения дробных чисел в древнем мире, и становление современных математических знаний. Донести эти сведения до людей.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования выступает множество чисел.
Предмет исследования составляет возникновение и использование обыкновенных дробей.
Методы исследования:изучение справочной и математической литературы, анализ информационных материалов.
Математика - (греч . mathematike, от mathema - наука), наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения.
Зародилась эта наука в древней Греции, т.к. страна располагается на оживленных торговых путях, ещё в V веке до н. э.В исследованиях учёных этой страны формировалась наука геометрия, основанная на строгих доказательствах.
Долгое время математика не была выделена в отдельную область науки. Все важные и интересные знания и открытия распространялись среди образованных людей, сливаясь в единую поначалу слабо объединённую матему (с гр. – знания, наука).
В математике практические навыки и теоретические факты отделялись друг от друга. Практическая часть получила название логистика и заключала в себе счёт, действия с дробями и натуральными числами, вычисление квадратных корней, решение разнообразных задач.
Математика древней Греции развивалась, начиная от VI века до н. э. и по VI век н.э.
Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Приходилось учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби. В истории развития дробного числа мы встречаем дроби трёх видов:
1) доли или единичные дроби, у которых числитель единица, знаменателем же может быть любое целое число;
2) дроби систематические, у которых числителями могут быть любые числа, знаменателями же – только числа некоторого частного вида, например степени десяти или шестидесяти;
3) дроби общего вида, у которых числители и знаменатели могут быть любыми числами.
Изобретение этих трёх различных видов дробей представляло для человечества разные степени трудности, поэтому разные виды дробей появлялись в разные эпохи. Знакомство человека с дробными числами началось с единичных дробей с малыми знаменателями.
Египетские дроби были изобретены и впервые использованы в древнем Египте. Три более древних текста, в которых упоминаются египетские дроби — это Египетский математический кожаный свиток, Московский математический папирус и Деревянная табличка Ахмима. Папирус Ринда был написан писцом Ахмесом в эпоху Второго переходного периода. Они ставили иероглиф: . (ер, «[один] из» или ре, рот) над числом для обозначения единичной дроби в обычной записи, а в священных текстах использовали линию. У них также были специальные символы для дробей 1/2, 2/3 и 3/4, которыми можно было записывать также другие дроби (большие, чем 1/2).
В китайской «Математике в девяти разделах» уже имеют место сокращения дробей и все действия с дробями. В Древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, используя меры длины чи: цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки. Дробь вида 2,135436 выглядела так: 2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок. Так записывались дроби на протяжении двух веков, а в V веке китайский ученый Цзу-Чун-Чжи принял за единицу не чи, а чжан = 10 чи, тогда эта дробь выглядела так: 2 чжана, 1 чи, 3 цуня, 5 долей, 4 порядковых, 3 шерстинки, 6 тончайших, 0 паутинок
Дроби в Древнем Китае не имели дробной черты, вместо неё стояла точка.Пример дроби: (слева дробь нынешнего времени, а справа древнего Китая)
Жители древнего Вавилона примерно за три тысячи лет до нашей эры создали систему мер аналогичную нашейметрической, только в основе её лежало не число 10, а число 60, в которой меньшая единица измерения составляла часть высшей единицы. Полностью этасистема выдерживалась у вавилонян для измерения времени и углов, и мыунаследовали от них деление часа и градуса на 60 минут, а минуты на 60секунд.
Дроби в Вавилоне не имели дробной черты. В Вавилоне писали особыми значками: клинописью. Они изобрели 60-ричную систему знаков, состоящую из двух символов: вертикального клина =1 и горизонтального =10
В русском языке слово «дробь» появилась в VIIIвеке, оно происходит от глагола «дробить». Дроби в Древней Русиназывались долями, позднее «ломанными числами». В старых руководствах находимследующие названия дробей на Руси:
- половина, полтина,
- треть,
- четь,
- полтреть,
-полчеть,
-полполтреть,
-полполчеть,
-полполполтреть (малая треть),
- полполполчеть,
-пятина,
-седьмина,
- десятина.
Славянские нумерации употреблялись в России до XVI в., лишь в этом веке внашу страну постепенно стала проникать десятичная позиционная системасчисления. Она окончательно вытеснила славянскую нумерацию при Петре I.
В обычных дробях нашего времени есть знаменатель, числитель и дробная черта. Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в VIIIвекеМаксимПлануд – греческий монах, ученый – математик. Знаменатель находится под чертой, а числитель над чертой. Знаменатель показывает, сколько всего долей, а числитель, сколько таких долей взято. Дроби бывают правильные и неправильные. Правильные дроби, это дроби, у которых знаменатель больше, чем числитель. Неправильные дроби, это дроби, у которых знаменатель меньше числителя или равен ему. Пример дроби:
Следует отметить, что раздел арифметики о дробях долгое время был одним из наиболее трудных. Недаром у немцев сохранилась поговорка: «Попасть в дроби», что означало – зайти в безвыходное положение. Считалось, что тот, кто не знает дробей, не знает и арифметики.
В русском народном творчестве дроби встречаются в пословицах, поговорках и в загадках:
У полусемых мышей
Много ли ног да ушей?
Сколько концов у 5 палок? У 5 с половиной палок? У 6 с четвертью палок? (10, 12, 14)
История сохранила нам мало черт биографии древнего математика Диофанта. Все, что известно о нем, почерпнуто из надписи на его гробнице – надписи, составленной в виде математической задачи: «Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни – покрылся пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном браке провел Диофант. Прошло пятилетье; он был осчастливен рождением прекрасного первенца, коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой старец земного удела конец восприял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, смерть восприял Диофант?» (84 года)
На Руси, в 19 веке в деревнях загадывали разные задачи.
Сегодня мы бы составили уравнение: x+x+x+x+1=100 и найдем, что x=36.
Но египетский писец Ахмес сказал бы: «Считай с четырех». Это значит, что надо считать, что в стае было четыре гуся, тогда подсчет показывает, что столькода еще столько, да еще полстолька, да еще четверть столька получилось 4+4+2+1=11, а надо получить 99 т. к. (100-1), тогда 99:11=9, и надо взятое число 4 умножить на 9 и получится 36. Это называлось «Правилом ложного положения».
Дроби и доли встречаются не только в математике, но и в музыке. Дроби записываются в качестве размера, измеряющего, сколько долей в такте и какой длительности.
Доли бывают разных длительностей: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая и тридцать вторая. Каждая нота состоит из двух других нот, которые меньше по длительности.
Вывод.
В ходе работы над выбранной темой мы познакомились с историей зарождения математики – как науки, и историей возникновения дробей в разных странах. Математика зародилась в VI -V в. до н. э. в Древней Греции. Еще в древности разные народы записывали дроби разными способами. В математике находятся ответы на многие вопросы, объясняется форма и объем предметов, находятся способы решения задач с помощью различных действий. Наряду с необходимостью считать предметы, у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Приходится учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби. В истории развития дробного числа мы встречаем дроби трёх видов: доли или единичные дроби, дроби систематические, дроби общего вида.
Анализируя различные источники, мы рассмотрели использование дробей в народном творчестве, в старинных задачах и в музыке.В процессе познания действительности, математика играет все возрастающую роль. Сегодня нет такой области знаний, где в той или иной степени не использовались бы математические понятия и методы. Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Список используемой литературы
Слайд 1
Муниципальное автономное образовательное учреждение « Ныробская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская работа История возникновения дробей Работу выполнила Ученица 5 а класса Евстифеева Софья Руководитель : Собянина С. Л.Слайд 2
Цель: Рассмотреть историю возникновения дробных чисел в древнем мире, и становление современных математических знаний. Донести эти сведения до людей Задачи:: выяснить где и когда зародилась математика; выяснить как записывали дроби в древности разные народы; выяснить какими дробями мы пользуемся в настоящее время рассмотреть исторические задачи рассмотреть применение дробей в искусстве познакомить учащихся 4 и 5 классов с результатами исследования на уроках математики, а также во внеклассных мероприятиях и при проведении предметной недели математики
Слайд 3
Объектом исследования выступает множество чисел. Предмет исследования составляет возникновение и использование обыкновенных дробей. Методы исследования: изучение справочной и математической литературы, анализ информационных материалов .
Слайд 4
Зарождение математики Математика - наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения. Зародилась эта наука в древней Греции, т.к. страна располагается на оживленных торговых путях, ещё в V веке до н. э. В исследованиях учёных этой страны формировалась наука геометрия, основанная на строгих доказательствах. Долгое время математика не была выделена в отдельную область науки. Все важные и интересные знания и открытия распространялись среди образованных людей, сливаясь в единую поначалу слабо объединённую матему (с гр. – знания, наука). В математике практические навыки и теоретические факты отделялись друг от друга. Практическая часть получила название логистика и заключала в себе счёт, действия с дробями и натуральными числами, вычисление квадратных корней, решение разнообразных задач. Математика древней Греции развивалась, начиная от VI века до н. э. и по VI век н.э.
Слайд 5
Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Приходится учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби. В истории развития дробного числа мы встречаем дроби трёх видов: доли или единичные дроби, у которых числитель единица, знаменателем же может быть любое целое число; 2) дроби систематические, у которых числителями могут быть любые числа, знаменателями же – только числа некоторого частного вида, например степени десяти или шестидесяти; 3) дроби общего вида, у которых числители и знаменатели могут быть любыми числами. Предпосылки возникновение дробей
Слайд 6
Возникновение дробей ЕГИПЕТ Египетские дроби были изобретены и впервые использованы в древнем Египте . Три более древних текста, в которых упоминаются египетские дроби — это Египетский математический кожаный свиток, Московский математический папирус и Деревянная табличка Ахмима . Папирус Ринда был написан писцом Ахмесом в эпоху Второго переходного периода . Они ставили иероглиф: . ( ер , «[один] из» или ре , рот) над числом для обозначения единичной дроби в обычной записи, а в священных текстах использовали линию.
Слайд 7
В Египте были специальные символы для дробей 1/2, 2/3 и 3/4, которыми можно было записывать также другие дроби (большие, чем 1/2).
Слайд 8
Возникновение дробей КИТАЙ В китайской «Математике в девяти разделах» уже имеют место сокращения дробей и все действия с дробями. В Древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, используя меры длины чи : цуни , доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки. Дроби в Древнем Китае не имели дробной черты, вместо неё стояла точка. Пример дроби
Слайд 9
Возникновение дробей ВАВИЛОН Жители древнего Вавилона примерно за три тысячи лет до нашей эры создали систему мер аналогичную нашей метрической, только в основе её лежало не число 10, а число 60. Полностью эта система выдерживалась у вавилонян для измерения времени и углов, и мы унаследовали от них деление часа и градуса на 60 минут, а минуты на 60 секунд .
Слайд 10
Дроби в Вавилоне не имели дробной черты. В Вавилоне писали особыми значками: клинописью. Они изобрели 60-ричную систему знаков, состоящую из двух символов: вертикального клина =1 и горизонтального =10
Слайд 11
Возникновение дробей ДРЕВНЯЯ РУСЬ В русском языке слово «дробь» появилась в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить». Дроби в Древней Руси назывались долями, позднее «ломанными числами». В старых руководствах находим следующие названия дробей на Руси: - половина, полтина , - треть, - четь , - полтреть , - полчеть , - полполтреть , - пятина , - седьмина , - десятина.
Слайд 12
Дроби нашего времени В обычных дробях нашего времени есть знаменатель, числитель и дробная черта. Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в VIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый – математик. Знаменатель показывает, сколько всего долей, а числитель, сколько таких долей взято
Слайд 13
Дроби в народном творчестве Следует отметить, что раздел арифметики о дробях долгое время был одним из наиболее трудных. Недаром у немцев сохранилась поговорка: «Попасть в дроби», что означало – зайти в безвыходное положение. Считалось, что тот, кто не знает дробей, не знает и арифметики. В народном творчестве дроби встречаются в пословицах, поговорках и в загадках: У полусемых мышей Много ли ног да ушей Сколько концов у 5 палок? У 5 с половиной палок? У 6 с четвертью палок? (10, 12, 14)
Слайд 14
История сохранила нам мало черт биографии древнего математика Диофанта. Все, что известно о нем, почерпнуто из надписи на его гробнице – надписи, составленной в виде математической задачи: «Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни – покрылся пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном браке провел Диофант. Прошло пятилетье; он был осчастливен рождением прекрасного первенца, коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой старец земного удела конец восприял , переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, смерть восприял Диофант?» (84 года )
Слайд 15
Дроби в старинных задачах Разделите 7 яблок между 10 мальчиками. (половина и одна пятая.) Разделите полсотни на половину. Разделите рубль на треть., гривенник на пятину. (100, 3 рубля, 50 копеек) Крестьянка принесла на рынок корзину яблок. Первому покупателю она продала половину всех яблок и еще пол-яблока, второму – половину остатка и еще пол-яблока, третьему половину остатка да еще пол-яблока и т. д. Когда же пришел шестой покупатель и купил у неё половину оставшихся и еще пол-яблока, то оказалось, что у него как и всех покупателей, все яблоки целые, а крестьянка продала все свои яблоки. Сколько яблок она принесла продавать? (63 яблока; шестой получил 1 яблоко, тогда 1+2+4+8+16+32=63)
Слайд 16
Летела стая гусей, а навстречу им еще гусь. Гусь говорит: «Здравствуйте, сто гусей». А ему отвечают: «Нас не сто гусей, а меньше. Если бы нас было столько, да еще столько, да еще полстолька, да еще четверть столька , да ты гусь, вот тогда нас было бы сто гусей». Сколько гусей было в стае? Сегодня мы бы составили уравнение: x + x + x + x + 1=100 и найдем, что x =36. Но египетский писец Ахмес сказал бы: «Считай с четырех». Это значит, что надо считать, что в стае было четыре гуся, тогда подсчет показывает, что столько да еще столько, да еще полстолька, да еще четверть столька получилось 4+4+2+1=11, а надо получить 99 т. к. (100-1), тогда 99:11=9, и надо взятое число 4 умножить на 9 и получится 36. Это называлось «Правилом ложного положения».
Слайд 17
Дроби в музыке
Слайд 18
Вывод В ходе работы над выбранной темой мы познакомились с историей зарождения математики – как науки, и историей возникновения дробей в разных странах. Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Приходится учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби. Анализируя различные источники, мы рассмотрели использование дробей в народном творчестве, в старинных задачах и в музыке. В процессе познания действительности, математика играет все возрастающую роль. Сегодня нет такой области знаний, где в той или иной степени не использовались бы математические понятия и методы.
Слайд 19
Список используемой литературы http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.allbest.ru/ Аменицкий Н. Н, Сахаров И. П . Забавная арифметика. М.: «Наука» главная редакция физико – математической литературы 199 Депман И. Я. , Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. М.: Просвещение 19891 Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. М. : «Наука» главная редакция физико – математической литературы 1997 Малых А. Е. История математики в задачах. Пермь 1993 Перельман Я. И. Занимательная алгебра. М. : «Наука» главная редакция физико – математической литературы 1987
«Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук» – один из главных тезисов Декарта, сформулированный в «Первоначалах философии».
Делать открытия, не узнав историю прошлых открытий – невозможно, иначе все бы открывали лишь один велосипед, и не всякий прохожий сможет сказать её происхождение – все должны знать, откуда она математика.
Математика – наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения. Еще с древних времён у людей появилась потребность в измерении длин, площадей, углов и других величин. Для получения более точных результатов меры стали делить на части, что привело к появлению дробей. Дроби и сейчас играют важную роль в жизни человеческого общества, поэтому, изучение данной темы и её практическое применение на уроках актуальны.
Цель исследования заключается в следующем: рассмотреть историю возникновения дробных чисел в древнем мире, и становление современных математических знаний. Донести эти сведения до людей.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования выступает множество чисел.
Предмет исследования составляет возникновение и использование обыкновенных дробей.
Методы исследования: изучение справочной и математической литературы, анализ информационных материалов.
Математика - (греч . mathematike, от mathema - наука), наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения.
Зародилась эта наука в древней Греции, т.к. страна располагается на оживленных торговых путях, ещё в V веке до н. э. В исследованиях учёных этой страны формировалась наука геометрия, основанная на строгих доказательствах.
Долгое время математика не была выделена в отдельную область науки. Все важные и интересные знания и открытия распространялись среди образованных людей, сливаясь в единую поначалу слабо объединённую матему (с гр. – знания, наука).
Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Приходилось учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби. В истории развития дробного числа мы встречаем дроби трёх видов:
1) доли или единичные дроби
2) дроби систематические
3) дроби общего вида
Возникновение дробей
Египетские дроби были изобретены и впервые использованы в древнем Египте. Три более древних текста, в которых упоминаются египетские дроби — это Египетский математический кожаный свиток, Московский математический папирус и Деревянная табличка Ахмима. Они ставили иероглиф: . (ер, «[один] из») над числом для обозначения единичной дроби в обычной записи,
В китайской «Математике в девяти разделах» уже имеют место сокращения дробей и все действия с дробями. В Древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, используя меры длины чи: цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки. Дроби в Древнем Китае не имели дробной черты, вместо неё стояла точка. Пример дроби: (слева дробь нынешнего времени, а справа древнего Китая)
Жители древнего Вавилона примерно за три тысячи лет до нашей эры создали систему мер аналогичную нашей метрической, только в основе её лежало не число 10, а число 60, в которой меньшая единица измерения составляла часть высшей единицы. Полностью эта система выдерживалась у вавилонян для измерения времени и углов, и мы унаследовали от них деление часа и градуса на 60 минут, а минуты на 60секунд.
Дроби в Вавилоне не имели дробной черты. В Вавилоне писали особыми значками: клинописью. Они изобрели 60-ричную систему знаков, состоящую из двух символов: вертикального клина =1 и горизонтального =10
В русском языке слово «дробь» появилась в VIIIвеке, оно происходит от глагола «дробить». Дроби в Древней Руси назывались долями, позднее «ломанными числами». В старых руководствах находим следующие названия дробей на Руси: - половина, полтина,
- треть, - четь,
- полтреть,
-полчеть,
-полполтреть,
-полполчеть,
-полполполтреть (малая треть),
- полполполчеть,
-пятина,
-седьмина,
- десятина.
Славянские нумерации употреблялись в России до XVI в., лишь в этом веке в нашу страну постепенно стала проникать десятичная позиционная система счисления. Она окончательно вытеснила славянскую нумерацию при Петре I.
В обычных дробях нашего времени есть знаменатель, числитель и дробная черта. Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в VIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый – математик. Знаменатель находится под чертой, а числитель над чертой. Знаменатель показывает, сколько всего долей, а числитель, сколько таких долей взято. Пример дроби:
Следует отметить, что раздел арифметики о дробях долгое время был одним из наиболее трудных. Недаром у немцев сохранилась поговорка: «Попасть в дроби», что означало – зайти в безвыходное положение. Считалось, что тот, кто не знает дробей, не знает и арифметики.
В русском народном творчестве дроби встречаются в пословицах, поговорках и в загадках:
У полусемых мышей
Много ли ног да ушей?
Сколько концов у 5 палок? У 5 с половиной палок? У 6 с четвертью палок? (10, 12, 14)
История сохранила нам мало черт биографии древнего математика Диофанта. Все, что известно о нем, почерпнуто из надписи на его гробнице – надписи, составленной в виде математической задачи в которой так же упоминаются дроби.
На Руси, в 19 веке в деревнях загадывали разные задачи.
Сегодня мы бы решили уравнение: и нашли, что x=36.
Но египетский писец Ахмес сказал бы: «Считай с четырех». Это значит, что надо считать, что в стае было четыре гуся, тогда подсчет показывает, что столько да еще столько, да еще полстолька, да еще четверть столька получилось 4+4+2+1=11, а надо получить 99 т. к. (100-1), тогда 99:11=9, и надо взятое число 4 умножить на 9 и получится 36. Это называлось «Правилом ложного положения».
Дроби и доли встречаются не только в математике, но и в музыке. Дроби записываются в качестве размера, измеряющего, сколько долей в такте и какой длительности.
Доли бывают разных длительностей: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая и тридцать вторая. Каждая нота состоит из двух других нот, которые меньше по длительности.
Вывод.
В ходе работы над выбранной темой мы познакомились с историей зарождения математики – как науки, и историей возникновения дробей в разных странах. Математика зародилась в VI -V в. до н. э. в Древней Греции. Еще в древности разные народы записывали дроби разными способами. В математике находятся ответы на многие вопросы, объясняется форма и объем предметов, находятся способы решения задач с помощью различных действий. Наряду с необходимостью считать предметы, у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Приходится учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби. В истории развития дробного числа мы встречаем дроби трёх видов: доли или единичные дроби, дроби систематические, дроби общего вида.
Анализируя различные источники, мы рассмотрели использование дробей в народном творчестве, в старинных задачах и в музыке. В процессе познания действительности, математика играет все возрастающую роль. Сегодня нет такой области знаний, где в той или иной степени не использовались бы математические понятия и методы. Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Слайд 1
Муниципальное автономное образовательное учреждение « Ныробская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская работа История возникновения дробей Работу выполнила Ученица 5 а класса Евстифеева Софья Руководитель : Собянина С. Л.Слайд 2
Цель: Рассмотреть историю возникновения дробных чисел в древнем мире, и становление современных математических знаний. Донести эти сведения до людей Задачи:: выяснить где и когда зародилась математика; выяснить как записывали дроби в древности разные народы; выяснить какими дробями мы пользуемся в настоящее время рассмотреть исторические задачи рассмотреть применение дробей в искусстве познакомить учащихся 4 и 5 классов с результатами исследования на уроках математики, а также во внеклассных мероприятиях и при проведении предметной недели математики
Слайд 3
Объектом исследования выступает множество чисел. Предмет исследования составляет возникновение и использование обыкновенных дробей. Методы исследования: изучение справочной и математической литературы, анализ информационных материалов .
Слайд 4
Зарождение математики Зародилась эта наука в древней Греции, т.к. страна располагается на оживленных торговых путях, ещё в V веке до н. э. В исследованиях учёных этой страны формировалась наука геометрия, основанная на строгих доказательствах. В математике практические навыки и теоретические факты отделялись друг от друга. Практическая часть получила название логистика и заключала в себе счёт, действия с дробями и натуральными числами, вычисление квадратных корней, решение разнообразных задач. Математика древней Греции развивалась, начиная от VI века до н. э. и по VI век н.э . Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Приходится учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби.
Слайд 5
Возникновение дробей ЕГИПЕТ Египетские дроби были изобретены и впервые использованы в древнем Египте . Три более древних текста, в которых упоминаются египетские дроби — это Египетский математический кожаный свиток, Московский математический папирус и Деревянная табличка Ахмима . Они ставили иероглиф: . ( ер , «[один] из ») В Египте были специальные символы для дробей 1/2, 2/3 и 3/4, которыми можно было записывать также другие дроби (большие, чем 1/2 ).
Слайд 7
Возникновение дробей КИТАЙ В Древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, используя меры длины чи : цуни , доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки. Дроби в Древнем Китае не имели дробной черты, вместо неё стояла точка. Пример дроби
Слайд 8
Возникновение дробей ВАВИЛОН Жители древнего Вавилона примерно за три тысячи лет до нашей эры создали систему мер аналогичную нашей метрической, только в основе её лежало не число 10, а число 60. Полностью эта система выдерживалась у вавилонян для измерения времени и углов, и мы унаследовали от них деление часа и градуса на 60 минут, а минуты на 60 секунд .
Слайд 9
Дроби в Вавилоне не имели дробной черты. В Вавилоне писали особыми значками: клинописью. Они изобрели 60-ричную систему знаков, состоящую из двух символов: вертикального клина =1 и горизонтального =10
Слайд 10
Возникновение дробей ДРЕВНЯЯ РУСЬ В русском языке слово «дробь» появилась в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить». Дроби в Древней Руси назывались долями, позднее «ломанными числами». В старых руководствах находим следующие названия дробей на Руси: - половина, полтина , - треть, - четь , - полтреть , - полчеть , - полполтреть , - пятина , - седьмина , - десятина.
Слайд 11
Дроби нашего времени В обычных дробях нашего времени есть знаменатель, числитель и дробная черта. Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в VIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый – математик. Знаменатель показывает, сколько всего долей, а числитель, сколько таких долей взято
Слайд 12
Дроби в народном творчестве Следует отметить, что раздел арифметики о дробях долгое время был одним из наиболее трудных. Недаром у немцев сохранилась поговорка: «Попасть в дроби», что означало – зайти в безвыходное положение. Считалось, что тот, кто не знает дробей, не знает и арифметики. В народном творчестве дроби встречаются в пословицах, поговорках и в загадках: У полусемых мышей Много ли ног да ушей Сколько концов у 5 палок? У 5 с половиной палок? У 6 с четвертью палок? (10, 12, 14)
Слайд 13
Летела стая гусей, а навстречу им еще гусь. Гусь говорит: «Здравствуйте, сто гусей». А ему отвечают: «Нас не сто гусей, а меньше. Если бы нас было столько, да еще столько, да еще полстолька, да еще четверть столька , да ты гусь, вот тогда нас было бы сто гусей». Сколько гусей было в стае? Сегодня мы бы составили уравнение: x + x + x + x + 1=100 и найдем, что x =36. Но египетский писец Ахмес сказал бы: «Считай с четырех». Это значит, что надо считать, что в стае было четыре гуся, тогда подсчет показывает, что столько да еще столько, да еще полстолька, да еще четверть столька получилось 4+4+2+1=11, а надо получить 99 т. к. (100-1), тогда 99:11=9, и надо взятое число 4 умножить на 9 и получится 36. Это называлось «Правилом ложного положения».
Слайд 14
Дроби в музыке
Слайд 15
Вывод В ходе работы над выбранной темой мы познакомились с историей зарождения математики – как науки, и историей возникновения дробей в разных странах. Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Приходится учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби. Анализируя различные источники, мы рассмотрели использование дробей в народном творчестве, в старинных задачах и в музыке. В процессе познания действительности, математика играет все возрастающую роль. Сегодня нет такой области знаний, где в той или иной степени не использовались бы математические понятия и методы.
Солнечная система. Взгляд со стороны
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
В Китае испытали "автобус будущего"
Лиса-охотница