Город Улан-Удэ входит в список самых загрязненных городов России по степени химического загрязнения. В последнее время мы ежедневно слышим об увеличении смога над городом вследствие отопления частного сектора дровами и углем. Вопрос шумового воздействия автотранспорта поднимается редко. Атмосфера оценки шумового загрязнения проводилась лишь частично. В связи с ростом количества автомобилей на улицах города Улан-Удэ, огромных «пробок» в час-пик у меня возник вопрос: как решить проблему шумового воздействия на людей в городе Улан-Удэ?
Вложение | Размер |
---|---|
zharkoy_a._sosh_48_fizika.docx | 383.89 КБ |
IX городская дистанционная научно-практическая конференция
учащихся 5-8 классов по математике, физике, информатике
«Обыкновенное чудо»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Улан-Удэ»
Номинация: Физика
Тема: «Исследование шумового воздействия
на жителей Железнодорожного района г. Улан-Удэ»
Автор: Жаркой Александра,
ученица 7 б класса
Руководитель: Кобылкина Екатерина Михайловна,
учитель физики МАОУ СОШ №48 г. Улан-Удэ
г. Улан-Удэ
2021 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………. 3
Основная часть ………………………………………………………………………..… 4
Заключение ……………………………………………………………………………… 7
Приложение …………………………………………………………………….……… 9
Литература ………………………………………………………………………..……. 12
Введение
Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения наше здоровье зависит на 5–10% от экологических условий. В настоящее время значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки: загрязнением атмосферы, воды и почвы, употреблением недоброкачественных продуктов питания, увеличением радиационного фона, возрастанием шума [2]. Согласно опросам, для большинства жителей главной экологической проблемой является шум. Он вездесущ: на работе и дома, на улице и в магазине, – громкие и раздражающие звуки сопровождает человека повсюду. К тому же от него практически нет спасения ни днём ни ночью: глаза человек может закрыть, но уши воспринимают звуки всегда. Тем более, что шумовое загрязнение окружающей среды продолжает нарастать, несмотря на все принимаемые меры вроде звукоизолирующих стеклопакетов в домах или шумоотражающих экранов вдоль автотрасс. Источником шума номер один в современной промышленно развитой стране, вне всякого сомнения, является транспорт. В Европейском союзе более 80-ти миллионов человек ежедневно страдают от транспортного шума, уровень которого превышает 65 децибел. И это число растёт, поскольку транспортные сети становятся всё гуще, движение – всё интенсивнее. Отсутствие тишины — одна из главных проблем городских жителей [1].
Город Улан-Удэ входит в список самых загрязненных городов России по степени химического загрязнения. В последнее время мы ежедневно слышим об увеличении смога над городом вследствие отопления частного сектора дровами и углем. Вопрос шумового воздействия автотранспорта поднимается редко. Атмосфера оценки шумового загрязнения проводилась лишь частично. В связи с ростом количества автомобилей на улицах города Улан-Удэ, огромных «пробок» в час-пик у меня возник вопрос: как решить проблему шумового воздействия на людей в городе Улан-Удэ?
Целями исследовательской работы явились анализ шумового загрязнения Железнодорожного района г. Улан-Удэ, оценка эффективности мероприятий по борьбе с ним.
Методы работы:
Основная часть
На территории Железнодорожного района зарегистрировано 2548 предприятий различных форм собственности, среди них такие крупные предприятия как ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», Улан-Удэнское отделение ВСЖД — филиал ОАО «РЖД», Улан-Удэнский ЛВРЗ — филиал ОАО «РЖД», ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение», ЗАО «Улан-Удэстальмост», ОАО «Байкалфарм» и другие. В связи с эти транспортный поток на улицах очень большой. Ежедневно тысячи людей добираются на работу и обратно домой на личных автомобилях, общественном транспорте, электричках. В центре района находится крупнейшая развязка г. Улан-Удэ – «Элеватор». Шум, который создается в данном месте — лидирующий фактор вредного влияния на окружающую среду, он является опасным, причем в большей степени, чем загрязнение воздуха или воды [4, 5].
В таблице 1 показано распределение основных видов городского шума по создаваемым уровням звука (в дБА), а также (в процентном соотношении) по количеству поступающих от городского населения жалоб на шум.
Таблица 1. Источники городского шума.
Вид шума | Уровень звука, дБА | Жалобы населения на шум, % |
Бытовой | 75-85 | 12-22 |
Производственный | 75-80 | 8-12 |
Транспортный | 85-100 | 66-80 |
Привыкания человека к шуму нет. Вегетативная нервная система человека на любой шум реагирует отрицательно. Медики установили, что физиолого-биохимическая адаптация человека к шуму невозможна. Особенно тяжело переносятся внезапные звуки высокой частоты. Акустическое загрязнение окружающей среды влияет на человека не меньше, чем разрушенный озоновый слой или кислотные дожди. Длительное шумовое воздействие рассматривается как один из факторов, вызывающих повышенную заболеваемость. Так, изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышение содержания холестерина в крови встречаются чаще у лиц, проживающих в шумных районах. Шумовое воздействие на акустическую среду в городах практически всегда имеет локальный характер и преимущественно вызывается транспортными средствами (до 80% шума), при этом автомобильный транспорт оказывает наиболее неблагоприятное воздействие, так как автомобили являются преобладающими источниками интенсивного и длительного шума и, к тому же, распространены по всей территории города. Транспортный шум имеет наибольшие негативные последствия для населения, чем производственный или бытовой, так как сфера его действия значительно шире, а физические параметры, характеризующие влияние шума на организм человека, несравненно выше.
На схеме рисунка 1 продемонстрированы источники транспортного шума, имеющиеся в г. Улан-Удэ с указанием создаваемых при их эксплуатации уровней звука (в дБА).
Рисунок 1. Источники транспортного шума г. Улан-Удэ и характеристики их уровней.
В ходе работы я использовала приложение на Android шумомер Sound Meter, который предназначен для измерений уровня шума в жилых и производственных помещениях, а также вне помещений для контрольных замеров источников шума или для простых замеров шума среды.
Мною проведена оценка уровня шумового загрязнения на территории Железнодорожного района города Улан-Удэ. На первом этапе работы были определены точки для замеров уровня шума. Выбраны следующие точки для наблюдения:
Каждую точку измеряли 3 раза в день: в 11.00, 16.00, 21.00. Данные измерения были выполнены с помощью шумомера Sound Meter.
Таблица 1. Средние значения громкости звука, дБ
11.00 | 16.00 | 21.00 | ||
Ул. Чертенкова, 134 (дом) | 14.11 суббота | 55 | 55 | 56 |
15.11 воскресенье | 56 | 58 | 55 | |
16.11 понедельник | 55 | 57 | 56 | |
Ул. Чертенкова, 100а (СОШ 48) | 14.11 суббота | 63 | 62 | 68 |
15.11 воскресенье | 63 | 63 | 56 | |
16.11 понедельник | 65 | 64 | 60 | |
Ул. Чертенкова, 100 (Конечная трамвая) | 14.11 суббота | 78 | 82 | 58 |
15.11 воскресенье | 76 | 85 | 52 | |
16.11 понедельник | 77 | 84 | 54 | |
Ул. Революции 1905 года (железнодорожный вокзал) | 14.11 суббота | 69 | 62 | 72 |
15.11 воскресенье | 72 | 65 | 68 | |
16.11 понедельник | 68 | 67 | 70 |
Рисунок 2. Графики распределения шума в разные часы в точках наблюдения.
В ходе проведения исследования был определен уровень шума в 4 местах. Наиболее высокий уровень шума наблюдается в утренние и вечерние часы (исключение конечная трамвая, там в обеденное время наиболее высокий уровень шума), что обусловлено интенсивностью транспортного потока. Уровень шума в пределах допустимых норм, то есть на превышает санитарно допустимые нормы.
Выявлено, что наибольшее влияние на шумовой режим улиц оказывает наличие в общем транспортном потоке грузовых автомобилей.
Заключение
Основной результат нашего исследования заключается в том, что в районе поселка Шишковка не было выявлено особо опасных превышений уровня шума, способных уже при однократном воздействии навредить здоровью.
Шум свыше 80 дБА вреден для человеческого организма, а при его уровне свыше 90 дБА возможна частичная потеря слуха. Болевой порог лежит в пределах 120-130 дБА. Таким образом, население города Улан-Удэ не испытывает шумового воздействия, превышающему допустимый уровень, что может негативно влиять на здоровье горожан.
Для уменьшения шумового воздействия можно использовать несколько основных методов снижения шума:
1) использование современной техники с низкими акустическими характеристиками;
2) использование акустических экранов по периметру дороги;
3) применение шумозащитных капотов и кожухов на стационарные строительные установки.
4) использование шумопоглощающего асфальта, то есть асфальта с высокой пористостью. Этот пористый асфальт позволяет нам снижать уровень шума на 5 децибел, в нем имеются мелкие пустоты. Такая структура способна эффективно гасить воздушные колебания, то есть поглощать шум.
Одно из наиболее перспективных путей решения проблемы снижения шумового загрязнения Железнодорожного района г. Улан-Удэ транспортными потоками — оптимизация режима их движения.
Кроме вышеперечисленного, достаточно актуальна и высадка деревьев, которые выполняют роль фильтров, способствуя снижению содержания в воздухе вредных веществ и понижая уровень шума [3].
Приложение
Конечная трамвая
Возле железнодорожного вокзала.
Возле СОШ 48, ул. Чертенкова, 100а
Возле дома, ул. Чертенкова, д.134
Литература
1. Акимова Т.В. Экология. Человек — Экономика — Биота — Среда: Учебник для студентов вузов.
2. Атаева З.Т., Бясова Е.И., Дзиов Б., Цхурбаева О.С., Оказова З.П., Цуциева З.Б. Электромагнитные поля и здоровье человека. Мат. МНПК «Наука и образование в жизни современного общества».
3. Бакаева Н.В., Данилевич Д.В., Шишкина И.В. Оценка акустического загрязнения городской среды. Биосферная совместимость: человек, регион, технологии.
4. Коршунов А.Ю. О нормировании шумового загрязнения окружающей среды в условиях мегаполиса. Молодежный научно-технический вестник.
5. https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-shuma-ot-avtomobilnogo-transporta-na-gorodskuyu-sredu/viewer О.Н.Чудинова, Н.Н. Тумуреева, С.Е.Санжиева «Воздействие шума от автомобильного транспорта на городскую среду»
6. https://clck.ru/Rugry Анализ шумового воздействия транспорта на городскую среду и население. В.В. Васильева.
7. http://www.greenwomen.kz/pdf/nano2018.pdf
Галка в чужих перьях
Как нарисовать небо акварелью
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Без сердца что поймём?
О чем поет Шотландская волынка?