Начало освоения космоса человеком связано с Юрием Алексеевичем Гагариным, который первым из землян 12 апреля 1961 года совершил полет в космос. Весь мир ликовал: наконец – то свершилось – человек в Космосе! Все страны мира желали видеть этого человека, чтобы лично поздравить его с таким важным событием – началом освоения человеком космического пространства. Память об этом человеке и его подвиге навечно сохранится в сердцах всех поколений людей Земли.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 576.98 КБ |
![]() | 41.79 КБ |
Содержание.
Введение……………………………………………………………………3-5
Глава 1. Покоритель космоса - Ю.А. Гагарина………………………6-9
Глава 2. Полет в космос
2.1. Подготовка……………………………………………………………...10-12
2.2. Полет…………………………………………………………………….13-16
2.3. Встреча на земле………………………………………………………..17-18
Глава 3. Мировая известность.
3.1. Встреча в Москве……………………………………………………….19-20
3.2. Жизнь и карьера после полета…………………………………………21-26
Глава 4. Последний полет Ю.А. Гагарина………………………………27-29
5.Заключение…………………………………………………………………30-31
Литература и интернет-ресурсы……………………………………………..32
Введение
«Он всех нас позвал в космос» Нейл Армстронг.
История развития отечественной космонавтики вызывает чувство гордости за нашу страну. В благодарной памяти потомков навсегда останется немеркнущий подвиг ученых, инженеров, конструкторов, рабочих, проложивших дорогу в космос.
Космонавтика стала делом жизни нескольких поколений наших соотечественников. Российские исследователи были первооткрывателями, а на их долю, как известно, выпадают самые трудные испытания.
В 2022 году всё прогрессивное человечество будет отмечать уже 61-ую годовщину со дня полета человека в космос. И каждый год 12 апреля мы с благодарностью вспоминаем об этом скромном человеке, открывшем эру пилотируемых полетов в космос.
Начало освоения космоса человеком связано с Юрием Алексеевичем Гагариным, который первым из землян 12 апреля 1961 года совершил полет в космос. Весь мир ликовал: наконец – то свершилось – человек в Космосе! Все страны мира желали видеть этого человека, чтобы лично поздравить его с таким важным событием – началом освоения человеком космического пространства. Память об этом человеке и его подвиге навечно сохранится в сердцах всех поколений людей Земли.
Кем собирался стать в жизни Ю.А.Гагарин – для окружающих оставалось тайной. Он мог стать спортсменом – к этому у него было немало данных; ему прочили и театральное поприще – он действительно любил театр и, может быть, работая в нем, мог стать хорошим актером; он хорошо знал математику, с огромным желанием решал сложнейшие задачи – ему советовали продолжать учиться в этом направлении и стать ученым. Почему же он стал космонавтом и как шел к этому? Размышляя над этими вопросами, я решила провести исследование и выяснить, каким человеком был Ю.А.Гагарин, какие черты его характера позволили ему стать космонавтом. А заодно и узнать, какое значение имел первый полет в космос для нашей страны.
Свою работу я решила посвятить теме значимости первого полета человека в космос и личности первого космонавта Земли. Я считаю данный вопрос весьма актуальным, новым и перспективным.
Актуальность темы: первый полет человека в космос имеет огромное значение для развития космонавтики , личность Ю.А. Гагарина имеет огромный потенциал для воспитания патриотизма, нравственных качеств подрастающего поколения
Цель моего исследования: на основе изученной литературы проанализировать значение личности Ю.А.Гагарина как первооткрывателя космического пространства и выяснить значение первого полета человека в космос.
Для достижения цели исследования мною были поставлены задачи:
1) познакомиться с биографией Ю.А.Гагарина;
2) обратить внимание на качества характера Ю.А.Гагарина, благодаря которым ему удалось стать первооткрывателем космического пространства;
3) выяснить, почему было так важно для нашего государства осуществить первый полет человека в космос.
Предмет исследования: история космонавтики.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что история космонавтики хранит в себе много тайн и загадок.
Мною были выбраны следующие методы исследования:
1) изучение биографии Ю.А.Гагарина путем чтения статей и книг о Ю.А.Гагарине;
2 изучение документов, позволяющих понять атмосферу в стране в середине ХХ века, связанную с освоением космического пространства;
3) анализ и обобщение полученных сведений для достижения цели исследования.
Глава 1. Покоритель космоса - Ю.А. Гагарина
9 марта 1934 г. в деревне Клушино на Смоленской земле произошло ничем не примечательное событие - родился Человек.
Тогда еще никто не знал, что о нем будут писать книги и снимать фильмы, что его имя станет известно всем людям Земли, что ему суждено судьбой стать первым космонавтом планеты.
Первый космонавт планеты родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника. «Семья, в которой я родился, – писал позднее Юрий Алексеевич, – самая обыкновенная; она ничем не отличается от миллионов трудовых семей нашей Родины».
Первые годы своей жизни Юрий провел в деревне Клушино, где жили его родители: отец – Алексей Иванович, и мать Анна Тимофеевна. В младые годы был самым обыкновенным ребенком, ничем не отличавшимся от своих сверстников: по мере своих сил помогал родителям, был непременным участником всех детских деревенских забав, иногда шалил.
Безоблачное детство будущего покорителя космических просторов было прервано начавшейся Великой Отечественной войной. 1 сентября маленький Юрий пошел в первый класс Клушинской неполной средней школой, а уже 12 октября занятия были прерваны – гитлеровские войска оккупировали село.
Долгих два года пробыли немецко-фашистские войска в Клушино и два года маленький Юрий видел все ужасы, присущие войне.
9 апреля 1943 года советские войска освободили село, и занятия в школе возобновились. Трудно сказать, мечтал ли в те годы Юрий Алексеевич о небе. В своих воспоминаниях он не акцентирует внимание на этом вопросе. Но вот то, что в его мыслях не было и намека на возможность полета в космос – это наверняка.
24 мая 1945 года семья Гагариных переехала из Клушино в город Гжатск (ныне Гагарин), где Юрий продолжил свое обучение.
В мае 1949 года окончил шестой класс Гжатской неполной средней школы, а 30 сентября того же года поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. В декабре 1949 года Ухтомский городской комитет комсомола принял Юрия Гагарина в члены ВЛКСМ.
Одновременно с учебой в училище, поступил в Люберецкую вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года. А спустя месяц с отличием окончил ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик. Своей рабочей профессией Юрий Алексеевич гордился всю жизнь.
Окончив училище и получив специальность, Гагарин решает продолжить учебу и уже в августе 1951 года становится студентом Саратовского индустриального техникума.
Годы учебы летели незаметно и были до предела спрессованы разнообразными занятиями. Кроме учебы и производственной практики, много времени отнимала комсомольская работа, спорт. Именно в те годы Гагарин увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб.
Наступивший 1955 год стал годом первых значительных успехов Юрия Алексеевича. В июне он с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, в июле – совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18, 10 октября – окончил Саратовский аэроклуб.
А 3 августа 1955 года саратовская областная газета «Заря молодежи» опубликовала репортаж «День на аэродроме», в котором упоминалось имя Гагарина. «Первая похвала в печати многое значит в жизни человека», – писал позднее Юрий Алексеевич.
27 октября 1955 года Октябрьским райвоенкоматом города Саратова Юрий Алексеевич был призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова. Едва надев военную форму, Гагарин понял, что с небом будет связана вся его жизнь. Это оказалось той стезей, к которой стремилась его душа.
Незаметно пролетели два года в стенах училища, заполненные полетами, боевой подготовкой и краткими часами отдыха. И вот 25 октября 1957 года училище закончено.
Спустя два дня в жизни Гагарина произошло еще одно знаменательное событие – он вступил в брак с Валентиной Ивановной Горячевой.
В конце 1957 года Гагарин прибыл к месту своего назначения – истребительный авиационный полк Северного флота. Потекли армейские будни: полеты в условиях полярного дня и полярной ночи, боевая и политическая подготовка. Летать Гагарин любил, летал с удовольствием и, вероятно, так бы и продолжалось еще много лет, если бы не начавшийся среди молодых летчиков-истребителей набор для переучивания на новую технику. Тогда еще никто открыто не говорил о полетах в космос, поэтому космические корабли именовали «новой техникой».
В течение двух лет Гагарин служил в поселке Луостари (Мурманская область, Заполярье) в 769 – м истребительном авиационном полку 122 истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота, вооруженный самолетом МиГ- 15 бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 ч . Имел квалификацию «Военный летчик 3-го класса». Воинское звание - старший лейтенант.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: жизнь Ю.А. Гагарина не была легкой. Ему всего в жизни приходилось добиваться тяжелым трудом. Он был очень целенаправленным, упорным, требовательным и к себе, и к другим человеком. Много учился. Все начатое всегда доводил до конца. Такие качества характера способствовали тому, что впоследствии Ю.А.Гагарин станет первооткрывателем космического пространства.
Глава 2. Полет в космос.
4 октября 1957 года с космодрома Байконур был выведен на околоземную орбиту ракетой-носителем Р-7 первый в мире искусственный спутник Земли. За этим знаменательным событием последовали полеты других космических аппаратов, задачей которых было показать реальность проведения исследований в околоземном пространстве, а также планет Солнечной системы. Успешные полеты первых искусственных спутников Земли позволили вплотную подойти к решению невиданной, грандиозной задачи – подготовке полета человека в космос.
Организатором и вдохновителем осуществления этой задачи века был Сергей Павлович Королёв – основоположник практической космонавтики, создатель знаменитой “семерки” и первых искусственных спутников, который сумел реализовать самые фантастические мечты человечества.
Все созданное С.П. Королёвым в жизни – это единство цели в достижении все больших скоростей и высот. Это и освоение безмоторного полета на планерах своей конструкции, и создание оригинального легкого самолета. Это и разработка первых крылатых ракет с жидкостным ракетным двигателем, конструирование ракетоплана и установка реактивных ускорителей на боевых самолетах. И вершина творчества – открытие космической эры человечества. Создание первой межконтинентальной баллистической ракеты, ракет-носителей космических аппаратов, первых спутников, автоматических межпланетных станций серий “Луна”, “Венера”, “Марс”, “Зонд” стали яркими вехами в творческой деятельности академика С.П. Королёва - Главного конструктора.
9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А.Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.
Их было 20 молодых летчиков, которым предстояло готовиться к первому полету в космос. Гагарин был одним из них. (Группа ВВС № 1).
Они не были лучшими пилотами страны, претендентов отбирал сам Королёв, важен был рост, вес и здоровье: возраст не должен был превышать 30 лет, вес — 72 кг, а рост — 170 см (рост Гагарина был 165 с, иногда приводится другое значение — 157 см). Только при таких характеристиках космонавт мог поместиться в первом космическом корабле «Восток», так как размеры и вес корабля были сильно ограничены мощностью ракеты-носителя «Восток».
Кроме того, требовалось, чтобы космонавт был членом КПСС (Гагарин вступил в КПСС летом 1960 года).
Марк Галлай — человек, который готовил их к полёту — однажды сказал: «В любом авиационном полку можно было набрать двадцать таких лётчиков…». Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звездам. Это потом, когда полет стал реальностью, когда более или менее стали ясны сроки этого полета, выделилась группа из шести человек, которых стали готовить по иной, чем остальных, программе.
Но чтобы это произошло, Гагарину и его товарищам пришлось пройти путь длинною в год, наполненный нескончаемыми тренировками в сурдо- и барокамерах, на центрифугах, на других тренажерах. Эксперимент шел за экспериментом, парашютные прыжки сменялись полетами на истребителях, на учебно-тренировочных самолетах, на летающей лаборатории, в которую был переоборудован Ту-104.
После четырехмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 г., Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования - в Звездный. Там к этому времени удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалеку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд — квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов.
Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов.
А последнее слово оказалось за Никитой Сергеевичем Хрущевым, бывшим в ту пору Первым секретарем ЦК КПСС. Когда ему принесли фотографии первых космонавтов, он без колебаний выбрал Гагарина.
Юрий Гагарин в кабине космического корабля «Восток» перед полетом в космос 12 апреля 1961 года
Конструированием корабля «Восток-1» занимался лично Королев. Однако из-за постоянной спешки приходилось принимать не всегда самые лучшие решения. Некоторые системы просто не успели сконструировать, а дублирующую тормозную установку и вовсе пришлось убрать. Системы жизнеобеспечения были рассчитаны лишь на десять дней, поэтому полет Юрия Гагарина в космос был опасной затеей.
2.2. Полет
Но вот все это позади и наступил день 12 апреля 1961 года. Лишь посвященные знали, что должно было произойти в этот обычный весенний день. Еще меньше людей знали, кому суждено перевернуть всю историю человечества и стремительно ворваться в чаяния и помыслы человечества, навсегда оставшись в памяти как первый человек, преодолевший земное притяжение.
Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и главный конструктор космического корабля «Восток» академик Сергей Королев на космодроме Байконур 12 апреля 1961 года перед стартом
Известно, что для секретности скафандры надели помимо главного претендента и Герману Титову. Лишь после того, как, Юрий оказался на корабле, Герману разрешили раздеться. Стало ясно наверняка, что Юрий Гагарин в космосе окажется первым. Единственная неисправность с крышкой люка была устранена.
В 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени произошел старт космического корабля «Восток» с космодрома Байконур. Начался судьбоносный полет Гагарина в космос.
Как только ракета оторвалась от земли, он воскликнул: «Поехали!» Начался первый полет Гагарина в космос. Оказавшись на орбите, космонавт Юрий Гагарин информировал штаб о каждом своем действии, физическом и психологическом состоянии.
Науке тогда было неизвестно о том, как невесомость влияет на психику человека. Поэтому чтобы принять ручное управление, космонавту нужно было решить математическую задачу, решением которой и был код к доступу. Такая мера предосторожности была крайне необходима, чтобы обезопасить экипаж в случае помешательства одного из членов борта.
Бортовой магнитофон фиксировал все проводимые маневры. В то время никому еще не было известно, что такое невесомость. Юрий Гагарин первый в космосе принялся экспериментировать. Он пытался употреблять пищу, пить жидкость и писать карандашом. После чего сделал вывод, что карандаш лучше привязывать, чтобы он не уплывал в невесомости. Положить на стол его было невозможно.
Вскоре весь мир запеленговал сигнал от «Восток-1». Всем стало известно: Гагарин – первый в космосе. Каждая астрономическая станция следила, сколько витков сделал вокруг Земли Гагарин. Американцы проиграли эту гонку.
В ходе исследования мною было обнаружено, что исход первого полета человека в космос никому не был известен. Поэтому перед полетом правительство СССР заранее подготовило три сообщения ТАСС о запуске человека в космос – в том числе и известие о трагической гибели космонавта, и известие о невыходе корабля - спутника на орбиту и его экстренном приземлении ( в нем же содержалось обращение к зарубежным странам оказать содействие в поиске и спасение космонавта). А также то, что во время полета и приземления Юрий Алексеевич Гагарин подвергал свою жизнь опасностям. Но благодаря тем качествам характера, которые были у Гагарина все закончилось благополучно. Ю.А.Гагарину пришлось пережить такие непредвиденные опасности:
1.В конце полета тормозная двигательная установка конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полета и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно – двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории, т.е. с 8 – 10 – кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки – после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3 – 5 тыс. градусов), по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.
На высоте 7 км в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся.
Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки – Гагарин мог опуститься на парашютах в ледяную воду Волги. Ю.А.Гагарину помогла хорошая предполетная подготовка - управляя стропами, он увел парашюты от реки и приземлился в 1,5 – 2 км от берега.
Выполнив один оборот вокруг Земли в 10 : 55 : 34 на 108 минуте корабль завершил полет. Из – за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 – км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса в районе сел Смеловка и Подгорное.
Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет».
Вывод: исход полета первого человека в космос бел непредсказуем. В полете Юрий Алексеевич Гагарин столкнулся с трудностями, которые могли стоить ему жизни. Но благодаря сильному характеру, психологической выдержке, отличной предполетной подготовке Ю.А.Гагарин завершил полет благополучно.
2.3. Встреча на Земле
Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолёт Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было, ситуацию прояснили местные жители, они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали и вертолёт полетел на базу в Энгельсский аэропорт, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».
На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На «Победе» Гагарина повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.
Исторические слова Юрия Гагарина
К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Брежневу и Хрущёву о выполнении полёта. После доклада Гагарин сел на самолёт Ил-14 и полетел в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, народу собралось неимоверно много, подъехало местное партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии.
Здесь же на месте приземления были зарегистрированы три первых абсолютных мировых космических рекорда, установленные в легендарном полете Юрием Алексеевичем Гагариным: рекорд продолжительности полета (108 минут), рекорд высоты полета (327,7 километра) и рекорд максимального груза, поднятого на эту высоту (4725 килограммов).
Кроме абсолютных мировых рекордов полета в космос, Юрий Гагарин установил два всесоюзных рекорда по радиосвязи. Они также явились и международным достижением: осуществление впервые в мире двусторонней радиосвязи «Земля — Космос», «Космос — Земля» в диапазоне коротких волн (9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца) и в диапазоне ультракоротких волн (143,625 мегагерца).
Глава 3. Мировая известность.
3.1. Встреча в Москве.
Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Хрущёв. По словам его сына, Сергея Хрущёва: «Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: „Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании“. И в этот же день Гагарин стал майором». Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.
За Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из МИГов. Самолёт прилетел в аэропорт Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём. Огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин (по пути у него развязался шнурок на ботинке, но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть), под звуки оркестра, исполняющего старинный авиационный марш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущёву:
— Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено…
Дальше была поездка в открытой машине, Гагарин стоял во весь рост и всех приветствовал. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. В роддомах прошли стихийные акции, всех младенцев назвали Юрами. Никита Хрущёв вручил Гагарину на Красной площади Золотую звезду «Героя Советского Союза» и присвоил новое звание «Лётчик-космонавт СССР». После они вместе посетили мавзолей Ленина. В самом Кремле приём был не сильно блестящий, яств было мало, вместо водки были грузинские вина.
На следующий день была организована пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты.
В ознаменование заслуг Юрия Алексеевича Гагарина он был награжден орденом Ленина и Золотой звездой Героя Советского Союза, при этом было принято решение о сооружении ему памятника в г. Москве. Решение беспрецедентное - памятники при жизни в СССР ставили только лицам, ставшими дважды Героями Советского Союза, и только на родине Героя. Золотая звезда с номером 11175 была вручена Ю.А. Гагарину 14 апреля 1961 года в Кремле.
После полета в космос на Ю.А. Гагарина буквально обрушилась небывалая слава. Не каждый мог выдержать такое испытание.
Начались зарубежные поездки по приглашениям глав правительств, глав государств, различных общественных организаций.
3.2. Жизнь и карьера после полета.
Юрий Гагарин в Каире; справа президент Египта Гамаль Абдель Насер, сзади — будущий президент Анвар Садат, 1 февраля 1962 года.
Уже в конце апреля Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. «Миссия мира», как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года. Гагарин посетил десятки стран, встретился с тысячами людьми. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты.
Первой после полёта зарубежной поездкой для Гагарина стала поездка в Чехословакию. Он летел на обычном рейсовом Ту-104 в Прагу. Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П. М. Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки штурвал. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир — статуэтку литейщика. Правительство Чехословакии удостоило Гагарина звания «Героя Социалистического Труда ЧССР».
Далее путь Гагарина лежал в Болгарию. При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей. Гагарин побывал в нескольких городах Болгарии, в Пловдиве и Софии его избрали Почётным гражданином города; побывал у «памятника Алёше».
В Финляндии Гагарин побывал дважды — в 1961 и 1962 годах.
В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии. Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нём штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков Великобритании. Там Гагарину вручили диплом Почётного литейщика Англии. За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от фонда развития космоса (первый экземпляр) и встретился с руководством страны, с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и с королевой Елизаветой II. Королева вопреки традиции сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав, что он не обычный, земной человек, а небесный.
Всего только за 1961 год Гагарин посетил Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, Польшу (21-22 июля 1961 г.), Кубу, Бразилию с остановкой на острове Кюрасао, Канаду с остановкой в Исландии, Венгрию, Индию, Цейлон (ныне Шри-Ланка), Афганистан.
Юрий Гагарин на военном авиапараде, Египет, 1962
В январе-феврале 1962 года Гагарин по приглашению вице-президента и главнокомандующего вооружёнными силами ОАР маршала Абдель Хаким Амера посетил Объединённую Арабскую Республику Египет. Гагарин пробыл в Египте 7 дней. Президент страны Гамаль Абдель Насер наградил Юрия Алексеевича Гагарина высшим орденом республики «Ожерелье Нила».
Всего Гагарин в рамках своих зарубежных визитов посетил 30 стран. Иногда ему приходилось выступать там по 18-20 раз в сутки.
Впечатляет коллекция наград, которые получил во время этих поездок Юрий Алексеевич Гагарин. Вот далеко не полный их перечень:
Кроме того, Юрий Алексеевич Гагарин был удостоен премии Галабера по астронавтике, избран почетным гражданином российских городов Калуга (решение Калужского горисполкома от 13 июня 1961 года), Новочеркасск, Смоленск, Саратов, украинских городов Винница, Севастополь, азербайджанского города Сумгаит, болгарских городов София, Перник, Пловдив (решение Пловдинского городского совета от 27 мая 1961 года), греческого города Афины (решение Афинского муниципалитета от 12 февраля 1962 года), кипрских городов Фамагуста, Лимасол, французского города Сен-Дени, чешского города Тренчаске-Теплице, французского города Сен-Дени.
Почетный член Международной академии астронавтики (с 1966 г.). Пожизненный член Клуба исследователей космоса факультета физики университета в городе Лакнау, Индия (решение Совета клуба от 30 ноября 1961 года). Почетный вождь либерийского племени Кпелле (решение совета старейшин племени от 6 февраля 1962 года). На вечное хранение ему были вручены золотые ключи от ворот египетских городов Каир и Александрия.
И так далее, и тому подобное.
К счастью для нас Юрий Алексеевич довольно быстро переболел звездной болезнью, и все больше времени стал уделять работе в Центре подготовки космонавтов. С 23 мая 1961 года Гагарин командир отряда космонавтов. А уже осенью 1961 года он поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, чтобы получить высшее образование.
Последующие годы были очень напряженными в жизни Гагарина. Много времени и сил отнимала работа по подготовке новых полетов в космос и учеба в Академии. А были (просто не могли не быть!) многочисленные встречи с советскими людьми, поездки за рубеж, встречи с журналистами. Их число не уменьшалось даже несмотря на то, что количество космонавтов увеличивалось.
20 декабря 1963 года Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.
Первый в мире космонавт, Герой Советского Союза Юрий Гагарин. 28 апреля 1961 года
Но больше всего ему хотелось летать. К летной подготовке он вернулся в 1963 году, а к новому космическому полету стал готовиться летом 1966 года. В те годы в Советском Союзе началась реализация «лунной программы». Одним из тех, кто стал готовиться к полету на Луну, стал и Гагарин. Нетрудно догадаться, как ему хотелось первым отправиться к нашей вечной спутнице. Но до этого было еще далеко. Пока было необходимо научить летать корабль «Союз». Первый испытательный полет в пилотируемом варианте был намечен на апрель 1967 года. К нему готовились Владимир Михайлович Комаров и Юрий Алексеевич Гагарин.
То, что основным пилотом корабля стал Комаров, совсем не означает, что он был лучше подготовлен. Когда решался этот вопрос, Гагарина решили «поберечь» и не рисковать его жизнью.
Всем известно, чем закончился полет корабля «Союз-1». Выступая на траурном митинге, посвященном памяти Владимира Комарова, его дублер Юрий Гагарин пообещал, что космонавты научат летать «Союзы». В конце концов, так и произошло — «Союзы» летают до сих пор. Но сделано это было уже без Юрия Гагарина.
1968 год стал последним в жизни Гагарина. 17 февраля он защитил диплом в Академии имени Н.Е.Жуковского. Продолжал готовиться к новым полетам в космос.
Мемориальная доска в честь Юрия Гагарина, 21 января 1971 года
В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он также вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, член ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы.
Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. Гагарин был дублёром Владимира Комарова в полёте на корабле Союз-1, полёт закончился гибелью космонавта. Главной задачей этого полёта была отработка отечественной лунной программы. Юрий приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не мог самостоятельно летать на истребителе, будучи заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке и поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель.
Глава 4. Последний полет Ю.А. Гагарина.
После защиты дипломной работы в академии Жуковского, Ю. А. Гагарин приступил к лётной практике — тренировочным полётам на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — «спарка»). В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта — с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным.
27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. На момент взлёта условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты (в 10:30) Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась.
Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Утром следующего дня на ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва.
Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчёт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. По сей день причины и обстоятельства катастрофы не являются выясненными. Существует ряд противоречивых версий случившегося.
Перед полётом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо — на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом.
В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в случае смерти человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства.
Созданная для расследования причин катастрофы Государственная комиссия состояла из трёх подкомиссий:
Отдельно работала комиссия КГБ, выяснявшая «по своей линии», не была ли катастрофа результатом заговора, теракта или злого умысла.
Были собраны 95 % самолёта и оборудования. С телами пилотов было сложнее — их разметало от удара машины о землю, в результате которого образовалась воронка диаметром 6 м и глубиной 2,7 м. Опознание обоих лётчиков было произведено по отдельным фрагментам тел. Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50-70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным.
Официальные выводы комиссии были таковы: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землёй и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил.
Так в возрасте 34 лет ушел из жизни Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт планеты Земля.
Сам он и его подвиг навсегда останутся в истории нашей планеты. И ничто уже не сможет отменить его подвига - ни исчезновение страны, которую он прославил в веках, ни новые достижения человечества на пути освоения космоса.
Гагарин Юрий Алексеевич навсегда вписан в историю Земной цивилизации!
5. Заключение.
Всем миром Ю.А. Гагарин признан первым покорителем космоса, установившим абсолютные мировые космические рекорды. Он является первым космонавтом, за свой подвиг награжденным ФАИ Большой золотой медалью. Учитывая исключительно большие заслуги летчика-космонавта СССР Ю. А. Гагарина, 61-я Генеральная конференция Международной авиационной федерации, проходившая в Лондоне с 26 по 30 ноября 1968 г., единодушно приняла решение об утверждении Золотой медали имени первого космонавта. Ежегодно Совет ФАИ присуждает медаль имени Ю. А. Гагарина летчику-космонавту, достигшему в истекшем году наивысших результатов в области освоения человеком космического пространства в мирных целях.
61-я Генеральная конференция ФАИ, по предложению делегации Федерации авиационного спорта СССР, приняла также решение об учреждении Международного дня авиации и космонавтики, который начиная с 1968 г. отмечается ежегодно 12 апреля — в день первого полета человека в космос, совершенного Ю. А. Гагариным.
Учреждение ФАИ медали имени Ю. А. Гагарина и Международного дня авиации и космонавтики является международным признанием выдающихся успехов советской науки в исследовании и изучении космического пространства в мирных целях.
Полет Юрия Гагарина в космос является эпохальным, историческим. Он показал возможность нашего государства, его ученых, инженеров и рабочих создавать уникальную технику для успешных полетов человека в космос. Полеты наших космонавтов, а также полеты беспилотных автоматических спутников сделали нашу страну "великой космической державой".
В космическом пространстве Юрий пробыл 108 минут. Этого времени было достаточно, чтобы протестировать корабль. Важным достижением считаются эксперименты и выводы космонавта о влиянии невесомости на человека.
Полет Гагарина в космос 12 апреля имел всемирное значение. Люди в космосе до Гагарина небыли. Помимо этого, СССР смог выйти на международный уровень. Повысился престиж государства, подтвердилась высокая техническая подготовка страны. Была одержана триумфальная победа в холодной войне между США и Советским Союзом.
Наука о космосе значительно продвинулась. Первый полет в космос Юрия Гагарина проложил путь к дальнейшему освоению космического пространства. Космонавт стал героем своего времени. Он был кумиром миллионов людей.
Во время работы над этой темой я познакомилась с исторической литературой, но больше материала нашла в Интернете. В итоге в исследовательской работе больше использованы материалы из Интернета (http://www.yandex.ru/).В данном случае возможности поиска исторического материала больше, что дает возможность решить поставленные задачи. В ходе поиска материалов для работы мне удалось найти более подробные сведения о биографии, о полете в космос, о мировой известности, о трагической гибели. В итоге в работе использованы не только исторический материал, но и фотографии, документы
Сам он и его подвиг навсегда останутся в истории нашей планеты. И ничто уже не сможет отменить его подвига - ни исчезновение страны, которую он прославил в веках, ни новые достижения человечества на пути освоения космоса.
Гагарин Юрий Алексеевич навсегда вписан в историю Земной цивилизации!
.
Литература и интернет-ресурсы:
Муниципальное Казенное Общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Нефтекумский городской округ
Ставропольского края
г. Нефтекумск
«Звездный сын Земли»
Автор работы:
tatyana.shashanova@mail.ru
Меннажиева Алина Арсланалиевна,
ученица 7 «Б» класса
МКОУ СОШ №2 г. Нефтекумск
Руководитель:
Шашанова Татьяна Васильевна,
учитель физики и астрономии
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Новогодние гирлянды
Круговорот воды в пакете
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Белый лист