Цель работы: изучить влияние телефона, интернета и социальных сетей на современных подростков.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_zavisimosti_podrostkov_ot_gadzhetov.docx | 81.63 КБ |
МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ»
Верхнеуслонского района
Научно-исследовательская работа по теме:
«Изучение зависимости подростков от гаджетов»
Работу выполнила:
ученица 9-го класса
Мухутдинова Дина
Научный руководитель:
Замешина Татьяна Николаевна
Учитель биологии
2019 г
Оглавление
2.1.Объект и методы исследования. 8
2.2. Результаты и обсуждение 8
Технологии не стоят на месте, подростка XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый источник удовольствия для ребят и предмет беспокойства родителей.
Гаджеты – небольшие электронные устройства. Они слышат, видят, поют и делают кучу мелочей, без которых мы легко обходились, но в процессе использования втянулись и захотели ещё.
Сегодня подростки лучше взрослых обращаются с навороченными смартфонами и планшетными компьютерами. К сожалению, гаджеты для многих из них становятся единственным увлечением. Главное достоинство современных электронных помощников-гаджетов - обеспечение быстрой и доступной связи, комфорта и доступа к информации. Как свидетельствуют данные опроса Фонда Общественное Мнение (ФОМ), 67% россиян уверены, что современные электронные гаджеты бесспорное благо для человека и приносят больше пользы, чем вреда. Так ли это на самом деле? К чему может привести такое повальное увлечение гаджетами?
Цель работы: изучить влияние телефона, интернета и социальных сетей на современных подростков.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования являются учащиеся с 5 по 11 класс.
Мобильный телефон — это небольшое устройство, по которому можно разговаривать и которое вы можете взять с собой, передвигаясь по городу, стране и миру. Главные преимущества телефона это экономия времени и удобство. С появлением телефонной связи все коммуникации существенно упростились - на передачу важной информации стало уходить намного меньше времени и сил.
Первоначально мобильные телефоны служили лишь для передачи речи, но затем были введены и другие сервисы — теперь Вы можете с помощью телефона отснять фото или даже видеоролик и отправить своим знакомым. С каждым годом моделей мобильных телефонов становится все больше, а их функции постоянно усложняются. Современный мобильный аппарат — это маленький компьютер, который, помимо установления качественной связи, может подключаться к сети Интернет, снимать цифровые фотографии и даже видеоотрывки; экран телефона стал цветным, а звонки — полифоническими.
С каждым годом увеличивается количество людей, обладающих мобильными телефонами. В настоящее время большинство населения просто не может обходиться без маленькой телефонной трубки в кармане или сумочке. Для отдаленных частей некоторых стран это единственно возможный способ общения с миром. Мобильный телефон является надежным помощником в наших повседневных делах, предоставляет безграничные возможности для общения, помогает быстро получать необходимую информацию. Со временем мобильные телефоны стали не только средством связи, но и предметом роскоши, модным аксессуаром.
Между тем еще с момента появления мобильной связи идут споры о вреде телефонов для здоровья. Неоспоримых данных, доказывающих, что это действительно так, нет. Но ряд фактов говорит сам за себя. Доказано, что если человек разговаривает по сотовому ежедневно более 45-60 минут, то никуда не скрыться от головной боли.
По итогам исследований ученых Норвегии и Дании был сделан вывод, что пользователи сотовой связи больше всех подвержены сонливости, раздражительности, эти люди чаще всех жалуются на головные боли.
Венгерские исследователи представили данные о возможности развития опухоли головного мозга у пользователей сотовых телефонов. Ученые исследовали воздействие излучения мобильного телефона на крыс в возрасте от 12 до 26 недель, чей мозг находится в той же стадии развития, что и мозг подростков. Через 50 дней исследователи обнаружили множество мертвых мозговых клеток у крыс. Сходство между мозгом крысы и человека дает ученым повод предположить, что схожие эффекты сотовый телефон оказывает и на людей.
Последние исследования показали, что достаточно двухчасового общения (подряд) в день с вашим мобильным другом, чтобы через год ваше зрение упало на 12-14%. Один и тот же звонок при использовании более трёх-пяти месяцев, особенно при активном пользовании мобильным, может привести к звуковым галлюцинациям, подобно зомбированию.
Человек, который несколько лет пользуется наушниками регулярно, ускоряет процесс старения слуха в два-три раза. Появляется эффект ложных сигналов. Шума, которого, на самом деле нет, путаются окружающие звуки. А всё потому, что в наушниках совсем иное качество звучания, чем в реальной среде. Мобильный телефон оказывает вредное воздействие и многие об этом не задумываются. Еще в 2001 году Управление научных исследований Европарламента призвало запретить использование сотовых телефонов детьми до подросткового возраста и рекламу, рассчитанную на детей, “чтобы не формировать слишком ранний интерес к сотовой связи”. Европа на рекомендацию отреагировала:
На сегодняшний день Интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей, имеющих к нему доступ. Круг возможностей, доступных с использованием Сети, стремительно расширяется. Аудитория Интернета молодеет — дети, подростки и молодежь осваивают новые технологии гораздо быстрее взрослых и, соответственно, быстро приобщаются к ним. Это приводит к постоянным дебатам как среди специалистов — педагогов и психологов, так и среди родителей, обеспокоенных последствиями раннего увлечения детей компьютерными технологиями.
Вокруг проблемы Интернет-зависимости не утихают споры: обсуждаются суть и статус этого феномена, методы диагностики и психологической помощи. Действительно, начиная изучать проблему, задаешься вопросом, почему, несмотря на равные возможности доступа к Интернету, одни становятся зависимыми от высоких информационных технологий, а другие — нет.
Особое внимание в данном контексте привлекают социальные сети. В настоящее время существуют исследования, посвященные использованию социальных сетей учащимися не только средней, но и начальной школы. Они показали, что подход молодежи и более взрослых людей к социальным сетям принципиально различается. Молодые люди и подростки обычно реагируют на происходящее в социальных сетях более эмоционально, тогда как взрослые более отстранены. Подростки вкладывают личностный смысл в происходящее в Сети, для них граница между виртуальным пространством и реальностью более размыта. Поэтому общение в Интернете и, в частности, в социальных сетях, может в какой-то момент стать значительной частью их жизни, причем с разной окраской — как позитивной, так и негативной.
Во всём мире социальные сети набирают всё большую популярность. Их научились использовать для своих целей не только молодые люди, которые всегда были более восприимчивы ко всему новому, но и взрослые, и даже пожилые. Учитывая резко возросшую роль соцсетей в жизни многих жителей планеты, люди всё чаще задаются вопросом, какое соотношение пользы и вреда у этого прецедента.
Они дают возможность каждому быть на постоянной связи не только со своими родными, друзьями или знакомыми. Они позволяют найти тех, с кем ранее развела судьба, и чей адрес до этого был неизвестен. При помощи многих ресурсов возможно заведение новых знакомств, при этом, для самых разных целей. Можно спросить совета у более опытных собеседников. Можно найти сообщников по своим интересам. Можно найти даже свою вторую половину. Возможности соцсетей, практически, безграничны. Что очень важно, так это то, что они делают доступным общение между собой людям, находящимся в самых разных уголках планеты, что ранее было недоступным. Немаловажным стало также то, что с появлением социальных сетей возникла возможность полноценного общения для тех, кому раньше оно было почти недоступно. С внедрением и развитием сетей огромные перспективы возникли для людей, чьи физические возможности ограничены. До этого большинство из них не могли себя чувствовать комфортно при общении с «нормальными» людьми, рядом с которыми многие понимали свою ущербность. Чтобы избегать подобных ситуаций, инвалиды, как правило, вели обособленную жизнь, замкнутую в весьма ограниченном пространстве. Теперь они имеют возможность активного контактирования, поиска друзей и ведения полноценных бесед или дискуссий по любой тематике.
Так как у любой палки есть два конца, а у любого явления свой плюс и минус, многие задаются вопросом, какой вред у социальных сетей. Согласно проведённым исследованиям, действительно у отдельных пользователей наблюдались признаки зависимости от соцсетей, подобной той, что возникает при чрезмерном употреблении табака, алкоголя или наркотиков. Одним из самых больших недостатков является то, что есть возможность подмены реального общения виртуальным. Действительно, зачем звонить, договариваться о встрече, приводить себя в порядок, наглаживать одежду, если можно просто кликнуть на клавишу не вставая с дивана, в домашнем халате, и с растрёпанными волосами. Тут главное соблюдать меру.
2.1.Объект и методы исследования.
Объектом исследования являются учащиеся 5-11 классов МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ». При исследовании использовался метод анкетирования. В исследовании приняли участие 36 учеников с 5 по 11 класс. Учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты (Приложение 1). Обработка полученных данных проводилась в двух возрастных категориях 5-7 класс (младшая группа) и 8-11 класс (старшая группа).
Из 36 опрошенных 6 человек имеют кнопочные сотовые телефоны (4 у учащихся 5-7 классов и 2 у учащихся 8-11 классов), у 30 человек сенсорные. Анализ данных позволил выявить следующее.
100% опрошенных 5-7 классов испытывают беспокойство, отдавая свой телефон в чужие руки, в то время как среди опрошенных 8-11 классов такое беспокойство возникает лишь у 64% (рис 1). Это может быть связано не столько с боязнью расстаться с телефоном, сколько с боязнью, что его сломают, случайно уронят и тогда родители будут их сильно ругать.
5-7 классы 8-11 классы
Рис. 1. Результаты анкетирования
Изучение способов общения выявило, что 86% старшеклассников предпочитают общаться в живую, в то время как среди учащихся 5-7 классов, такое желание высказали лишь 60% опрошенных, 40% предпочитают общение через социальные сети.
Интересно, что в качестве средства связи телефон используют 93% опрошенных в старшей группе и лишь 75% в средней группе. В то время как 37,5% учащихся младшей группы используют телефон для общения через социальные сети и лишь 14% учащихся старшей группы. Сходные данные получились при исследовании использования телефона для выхода в интернет у обеих групп: 81% в младшей и 78% в старшей. Примерно половина опрошенных обеих групп использует телефон для поиска полезной информации. Музыку через телефон чаще слушают в старшей возрастной группе – 36%, чем в младшей группе – 18 % (рис 2).
5-7 классы 8-11 классы
Рис. 2. Сферы применения телефона
При выяснении с какой целью учащиеся используют интернет удалось выяснить, что 80% опрошенных младшей группы «зависают» в социальных сетях, в то время как в старшей группе любителей соц.сетей лишь 57%, а 36% старшеклассников используют интернет для выполнения домашнего задания и поиска полезной информации (рис. 3). Исследование влияния соцсетей на успеваемость показало, что и ударники и отличники тратят примерно одинаковое количество времени на общение в соцсетях.
Рис. 3 Сферы применения интернета
Однако 100% отличников в не пользуются соцсетями и используют интернет исключительно для поиска полезной информации и подготовки домашнего задания.
В заключение можно сказать следующее:
Чтобы не приобрести зависимость от телефонов и гаджетов, мы считаем необходимым ограничивать время использования электронных устройств. Кроме того, чаще совершать прогулки и общаться с друзьями «вживую», читать больше книг.
Мы надеемся, что проведённая нами работа поможет учащимся узнать к чему может привести чрезмерное увлечение телефоном и различными гаджетами, какие заболевания они могут вызывать, и даст понять, что даже в наш информационный век не нужно ставить различные технические средства во главу человеческой жизни.
1. Бухановский А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, статика, влечение, профилактика Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г. – 276 с.
2. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости – М., 2002 г. – 178 с.
3. Гримах Л.П. Супергипноз виртуальной реальности // Виртуальная реальность: философские и психологические аспекты. М.,1997 г. – С.24-26.
4. Евдокимов В.Н., Литвиненко О.В. «Методические аспекты диагностики развития Интернет-зависимости» // Вестник психотерапии 2008г. – С.14-16.
5.Печерская А., Пресняков М. Мир виртуального общения // Компьютерра, №2 от 15.01.1996 г.
6. Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание. М.: Наука, 1990 г. – 216 с.
7. Интернет журнал Здоровье, “Диагноз: гаджет-зависимость”, http://www.zdr.ru/hots /2008/05/30/diagnoz-gadzhet-zavisimost/index.html.
8.Людмила Малюта «Электронные гаджеты их польза и вред здоровью»
Сказка об одной Тайне
Философские стихи Кристины Россетти
Хрюк на ёлке
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)