В современном мире большую роль в развитии творческих способностей играет художественная фотография. Сегодня фотоискусство стало частью жизни людей, так как фотография технически доступна каждому. Жанр предметная фотография отражает и демонстрирует внешние характеристики различных предметов и вещей.
Технология создания предметной фотографии интересна на занятиях учащимся фотостудии «Трёхгорье» поэтому эта тема является актуальной.
В данной работе я попыталась раскрыть особенности создания художественной предметной фотографии в условиях фотостудии.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hozova_viktoriya_ap.doc | 849.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ
ПРЕДМЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ
Автор:
Хозова Виктория Николаевна
Фотостудия «Трёхгорье»
МБУДО «ЦДТ»
Трёхгорный 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ........................................................ 5
1.1.Предметная фотография - жанр искусства… ................................................ 5
1.2. Виды предметной фотографии ........................................................................6
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ...... 6
2.1. Съемочный процесс предметной фотографии ........................................... ...6
2.2. Этапы создания предметной фотографии……………………………............7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................... 8
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................................... 9
ПРИЛОЖЕНИЕ ...................................................................................................... 10
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире большую роль в развитии творческих способностей играет художественная фотография. Сегодня фотоискусство стало частью жизни людей, так как фотография технически доступна каждому. Жанр предметная фотография отражает и демонстрирует внешние характеристики различных предметов и вещей.
Технология создания предметной фотографии интересна на занятиях учащимся фотостудии «Трёхгорье» поэтому эта тема является актуальной.
В данной работе я попыталась раскрыть особенности создания художественной предметной фотографии в условиях фотостудии.
Цель исследования: апробировать технологию съемки предметной фотографии.
Объект исследования: процесс фотосъемки.
Предмет исследования: технология съемки предметной фотографии.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выявить технологию создания предметной фотографии.
3. Создать серию предметных снимков.
Для решения поставленных задач использовались методы:
- теоретические:
изучение материалов в области фотографического искусства,
анализ и систематизация знаний о создании фотоснимков,
моделирование этапов создания серии фотографий;
- эмпирические:
изучение опыта известных фотографов,
проведение фотосъемки.
Гипотеза: предметная фотография представляет собой неотъемлемую часть повседневной жизни
Для осуществления процесса создания предметной фотографии использовалось следующее оборудование:
фотоаппарат; объектив; штатив; постоянные источники света; фотофоны; реквизит для съемки.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Практическая значимость работы: исследование может быть использовано на занятиях в фотостудии.
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ
1.1. Предметная фотография как жанр искусства.
Предметная фотосъемка это вид художественной фотографии, в котором предмет или группа предметов объединяются в изображении целостной композиции на снимке.
Предметная фотография берет истоки с традиций изобразительного искусства.
Натюрморт – это изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве, в переводе с французского – «мертвая природа». В России во второй половине 19 века, благодаря русским передвижникам натюрморт официально был утвержден как жанр отечественной живописи, который и заложил начало предметной фотографии. Фотографы часто копировали у художников расположение предметов. Предметной фотографией занимались в помещениях, но также съемку производили и на улице при естественном освещении, так как фототехника обладала низкой светочувствительностью.
Анализ творчества мастеров художественной фотографии показывает, что в предметной фотосъемке существуют различные авторские стили.
Рассмотрим некоторые из них.
Смелов Борис Иванович (1951-1998) российский фотограф (см. Приложение 1).
Его известные натюрморты из бытовых предметов старого Петербурга отличаются идеальной композицией. (рис. 1.1,1.2,1.3).
Слюсарев Александр Александрович (1944 – 2010)
Александр Слюсарев (см. Приложение 1), – классик черно-белой российской фотографии XX века. Александра Слюсарева называют мастером теней, бликов и отражений.
В его работах основную роль играет светотеневой рисунок. В своей знаменитой серии «Кубики» он использует примитивные геометрические формы. Благодаря проработке полутонов, автор создает абстракцию, превращая предмет в самостоятельный объект фотосъемки. Композиция построена на гармоничном сочетании горизонтальных и вертикальных линий (рис. 1.4,1.5.1.6).
Йозеф Судек (1896 - 1976)
Чешский фотограф Йозеф Судек (см. Приложение 1). В работах Йозефа Судека ключевое место занимает фактура предметов, свет и тень. Черно-белая цветовая гамма авторского стиля подчеркивает атмосферу воздушной перспективы и полутонов. Йозеф Судек работал в своем маленьком ателье, где он снял одну из самых значимых серий – «Окно моей студии». Он запечатлевал стекло в различных вариациях: прозрачным, залитым каплями дождя, покрытым инеем. (Рис. 1.7,1.8. 1.9) Йозеф Судек «Окно моей студии»
1.2. Виды предметной фотографии (Приложение 2)
Рекламная фотография – это фотография, отображающая внешний вид и главные качества выставляемого продукта. Демонстрация товара, предлагаемого к продаже, является задачей предметной рекламной фотосъемки. Фотограф должен максимально передать выигрышные стороны предмета. В связи с этим технология создания предметной съемки рекламного характера имеет важные технические особенности. (рис. 2.1)
Фуд-фотография– это фотография еды (продуктов питания, готовых блюд и десертов).
С развитием технологий и появлением Интернета вид фуд-фотографии стал очень популярным. Люди ведут кулинарные блоги, украшая их яркими изображениями еды, а также ежедневно пополняют свои электронные портфолио снимками того, чем питаются. Фуд-фотография нашла свое применение и в коммерческой съемке, ее главной задачей является возбуждение аппетита и продажа большого количества еды. Такие фото вы можете увидеть в журналах, кулинарных книгах или меню (рис 2.2).
Flat lay - это плоское изображение предметов, выполненное под углом 90 градусов по отношению к объектам съемки (рис. 2.3).
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ
2.1. Съемочный процесс предметной фотографии
Тематика предметной фотографии очень разнообразна, от кулинарии до рекламы.
Алгоритм съемочного процесса.
Построение композиции снимка, т.е. правильное сочетание объектов в кадре, их пространственное расположение. (Приложение 3).
Правила построения композиции в кадре. Из живописи и архитектуры в фотографию перешло понятие правило золотого сечения. Четыре определенные точки изображения всегда привлекают внимание зрителя – это зрительные центры. Чтобы их найти, необходимо провести прямые линии в соотношениях 3:2:3 (Рис. 3.1.). Именно в этих точках, а также вдоль линий необходимо располагать основные объекты. (рис. 3.2) На всех современных фотоаппаратах, есть возможность снимать по сетке, она выводится на экран из меню и позволяет не вымерять трети на глаз. (Рис. 3.3.).
Пространство и многоплановость фотонатюрморта. Глубину кадра (ГРИП) подчеркивает пространство и многоплановость. Главный предмет устанавливаем на передний план таким образом, чтобы элемент был освещен ярче других, а объекты, расположенные за ним, были освещены слабее. Также увеличения глубины пространства можно добиться за счет диафрагмы, чем больше закрыта диафрагма, тем больше значение ГРИП. Важным в фотонатюрморте эмоциональное является воздействие цвета. Теплые оттенки (оранжевый, желтый, красный) ассоциируются с летним солнцем и теплом. Зеленые, синие и фиолетовые оттенки визуально отдаляют объект от зрителя, ассоциируются с зимним холодом и водой. (рис.3.4,3.5, 3.6)
Формат кадра в фотонатюрморте – это соотношение ширины и высоты фотоснимка. Горизонтальный кадр. Горизонтальное расположение деталей в кадре спокойно воспринимается человеческим глазом, так как мы смотрим на мир слева направо. Вертикальный кадр. Вертикальное изображение воспринимается более агрессивно. Для зрительного восприятия снимка нужно расположить объект ближе к верхней или нижней границе относительно центра. Квадратного формата можно добиться двумя способами: изначально снимать в «квадрате», или скадрировать готовый снимок. (рис. 3.7,3.8, 3.9)
Установка освещения. С помощью света можно передать на снимках ощущение прозрачности или шершавости поверхности предметов и их пространственного расположения. Свет – является важным элементом для проведения фотосъемки. В фотографии используется термин «Качество света». «Качество» отражает физические свойства света. Свет может быть теплым или холодным, мягким и жестким.
Постоянные источники света. Самый простой источник света - это фонарик. (рис. 3.10) С его помощью мы сможем создать необычные снимки, не прибегая к компьютерным фоторедакторам.
Фотобокс – конструкция в форме коробки, куба, предназначена для предметной фотосьемки, является источником света. (рис.3.11) В основном такой короб используется при рекламной съемке предметов. Фотобокс имеет тонкие полупрозрачные стенки, которые рассеивают свет, поступающий из нескольких постоянных источников. Тени при съемке в фотобоксе полностью отсутствуют. Источники постоянного света применяются при съемке фотонатюрморта, для оценки распределения света, теней и бликов при построении кадра. (рис. 3.12)
Применение текстуры и цвета фона. Для фона нужно выбрать однородный и спокойный тон. Светлые предметы хорошо смотрятся на темном фоне и, наоборот, темные - на светлом. Так как белый фон работает как отражатель, это позволяет дополнительно подсветить предмет. Также для фона нужно использовать цельный лист, или выбирать высокую точку съемки. (Рис.3.13).
Фактура снимка – это характер поверхностного строения предмета. Фактура бывает матовой, глянцевой и зеркальной. К матовым фактурам относятся поверхности, имеющие шероховатое строение: клеевые покраски, бумаги сортов «ватман»,«полуватман» и «слоновая», хлопчатобумажные ткани. Матовые поверхности отражают свет одинаково во всех направлениях. Глянцевые фактуры - гладкие поверхности, масляные покраски, бумаги типа «меловая», шелковые ткани. Зеркальные фактуры - полированные поверхности металлических, стеклянных и других подобных предметов. Зеркальная поверхность отражает свет направленным отражением падающего на нее света.
Зеркальный фотоаппарат позволяет видеть изображение в видоискателе и контролировать глубину резко изображаемого пространства ГРИП. Для съемки предметов можно использовать объективы с разным фокусным расстоянием. Камеру устанавливаем на штатив.
Экспозиция при фотосъемке. Если света слишком много – фотография выйдет светлой (переэкспонированной), при недостатке света получится темный снимок (недоэкспонированный). Выдержка – промежуток времени попадания света в фотоаппарат. Диафрагма – количество света, которое попадает на матрицу. Светочувствительность (ISO) – чувствительность матрицы фотоаппарата к свету. Следует учесть, что чем выше значение ISO, тем больше на снимке появится «шума» (зернистые точки).
Завершающий этап – цифровые фотографии переносятся с камеры на компьютер, производится анализ снимков и отбор фотографий. Постобработка снимков на компьютере с использованием растровых графических программ. Последующая печать.
Реализация проекта (рис.3.14)
Изображение было снято в режиме приоритета диафрагмы (Av), что способствовало регулировке глубины кадра, выдержка, в свою очередь, подбиралась автоматически.
Технические особенности:
Камера Nikon D 3100 Объектив Nikon af-s nikkor 18-55mm 1 3.5-5.6g. Штатив. Параметры изображения: Режим: Av ISO: 400 Выдержка: 1/60 Диафрагма: f5.6
Фотография. (Рис.) С помощью осветителей обрисовали фактуру стеклянных предметов, а также добились оттенка на снимке, не используя графический редактор.
Алгоритм съемки. Аксессуары. Оборудование. Камера Nikon D 3100 Объектив Nikon af-s nikkor 18-55mm 1 3.5-5.6g. Штатив. Параметры изображения: Режим: Av ISO: 400 Выдержка: 1/60 Диафрагма: f5.6 Подготовка рабочего места. Стол. Фон. Ткань для создания фактурности. При съемке создавались объём и фактура предметов с помощью бликов, светом и тенью. Мы получили интересный по тональности и светотеневому решению снимок. Съемка производилась со штатива.
Постобработка снимков. С помощью программы Adobe Photoshop мы
отрегулировали яркость, резкость, контрастность снимка. Придумали название каждому снимку.
Оценка предметной фотографии.
Максимальное качество изображения,
отсутствия шумов, зернистости, излишков света
и нарушения экспозиции. Четкость предмета на изображении, максимальная точность в передаче формы, фактуры материала, важных деталей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день фотография является доступной практически для любого человека. Фотосъемка применяется в различных областях жизни человека. Профессиональные фотографы имеют цифровые фотоаппараты, различную оптику, искусственные источники освещения, что дает возможность выразить свой авторский взгляд в искусстве фотонатюрморта. Предметная фотография сейчас широко распространена в рекламе, в качестве иллюстраций в изданиях. Таким образом, можно сказать, что предметная фотография представляет собой неотъемлемую часть повседневной жизни.
Разработанная технология предметной съемки может быть использована в качестве руководства по созданию аналогичных снимков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Килпатрик Д. Свет и освещение: Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. – 223 с.:
ил.
2. Плотников И. Предметная фотография в рекламе. Схемы цвета и
спецэффекты– М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2017. – 288 с.
3. Пучков, А.С., Триселев, А.В. Методика работы над натюрмортом. – М.
Просвещение 1982 – 160 с.
4. Слюсарев, А.А – Фотограф теней, бликов и отражений. Намек на
реальность. Интервью М. Сидлину. 2004.
Электронные ресурсы
5. Рrophotos.ru. Электронный журнал. – Режим доступа:
https://prophotos.ru/lessons/4380-natyurmort
6. электронный журналPhotoGeek. – Режим
доступа:http://www.photogeek.ru/groups/tech/1611.html
7. Фотопризер. Электронный журнал. – Режим доступа:
http://www.fotoprizer.ru/articles/teoria-fotografii/chto-takoe-format-kadra-i-
ego-vidi/190/?q=1335&n=190
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Борис Иванович Смелов,
ленинградский и петербургский фотограф. Мастер пейзажа, натюрморта, портрета, певец городской петербургской романтики. Один из основоположников неофициальной советской фотографии 1970-х — 1980-х годов.(рис. 1.1)
Борис Смелов.
Натюрморт с воблами.
(рис.1.2,1.3)
Слюсарев Александр Александрович
(9.11.1944—23.04.2010)
Профессиональный переводчик. Работал в фотографии с 1960х. Член Союза фотохудожников России. Произведения хранятся в ГМИИ им. Пушкина, Москва; Московском музее современного искусства; Московском доме фотографии; коллекции Союза фотохудожников России,
(рис. 1.4)
Рис. 1.5. Кубики. Зима. 1982.
Рис. 1.6 1984
Йозеф Судек (1896 - 1976)
Чешский фотограф Йозеф Судек, в работах ключевое место занимает фактура предметов, свет и тень. (рис. 1.7)
Рис. 1.8., 1.9
Йозеф Судек «Окно моей студии»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВИДЫ ПРЕДМЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ
Рис.2.1. Рекламная фотография
Рис.2.2. Фуд-фотография – это фотография еды (продуктов питания, готовых блюд и десертов).
Такие фото вы можете увидеть в журналах, кулинарных книгах или меню (рис1.2.1).
Рис.2.3.Flat lay - это плоское изображение предметов, выполненное под углом 90 градусов
по отношению к объектам съемки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ
Правило золотого сечения
Главное правило по построению интересной композиции – правило третей. Согласно правилу, элементы композиции необходимо располагать по третям, разделив кадр на три части по горизонтали и три части по вертикали. Точка фокусировки должна быть расположена не в центре или с краю снимка, а в двух третях кадра или в одной трети
(рис.3.1, 3.2. 3.3.)
Пространство и многоплановость фотонатюрморта
Глубину кадра (ГРИП) подчеркивает пространство и многоплановость.
Главный предмет (рис. 3.4)
устанавливаем на передний план таким образом,
чтобы элемент был освещен ярче других,
а объекты, расположенные за ним,
были освещены слабее. Снято в режиме приоритета диафрагмы (Av), что увеличило
глубину пространства, чем больше закрыта
диафрагма, тем больше значение ГРИП.
Теплые оттенки (оранжевый, желтый, красный)
ассоциируются с летним солнцем и теплом. (рис.3.5)
Зеленые, синие и фиолетовые холодные оттенки визуально отдаляют объект от зрителя, ассоциируются с зимним холодом и водой. (рис.3.6)
Формат кадра в фотонатюрморте.
Горизонтальный кадр.
Горизонтальное расположение деталей в кадре спокойно воспринимается человеческим глазом, так как мы смотрим на мир слева направо.
(рис.3.7)
Вертикальный кадр.
Вертикальное изображение воспринимается
более агрессивно. (рис.3.8)
Квадратного формата можно добиться
двумя способами: снимать в «квадрате» или скадрировать снимок. (рис.3.9)
Постоянные источники света.
Самый простой источник света - это фонарик. (рис. 3.10)
Фотобокс – конструкция в форме коробки, куба, предназначена для предметной фотосъемки, является источником света. Тени при съемке в фотобоксе полностью отсутствуют. (рис.3.11)
Источники постоянного света применяются при съемке фотонатюрморта, для оценки распределения света, теней и бликов при построении кадра.
Съемка под углом 45 градусов. (рис. 3.12)
Использование цветного фотофона. (рис.3.13)
Реализация проекта (рис.3.14) Изображение было снято в режиме приоритета диафрагмы (Av), что способствовало регулировке глубины кадра, выдержка, в свою очередь,подбиралась автоматически.
Технические особенности: Камера Nikon D 3100 Объектив Nikon af-s nikkor 18-55mm 1 3.5-5.6g. Штатив. Параметры изображения: Режим: Av ISO: 400 Выдержка: 1/60 Диафрагма: f5.6
Фотография. (Рис.) С помощью осветителей обрисовали фактуру стеклянных предметов, а также добились оттенка на снимке, не используя графический редактор.
Алгоритм съемки. Аксессуары. Оборудование. Камера Nikon D 3100 Объектив Nikon af-s nikkor 18-55mm 1 3.5-5.6g. Штатив. Параметры изображения: Режим: Av ISO: 400 Выдержка: 1/60 Диафрагма: f5.6 Подготовка рабочего места. Стол. Фон. Ткань для создания фактурности. При съемке создавались объём и фактура предметов с помощью бликов, светом и тенью. Мы получили интересный по тональности и светотеневому решению снимок. Съемка производилась со штатива.
Постобработка снимков. С помощью программы Adobe Photoshop мы
отрегулировали яркость, резкость, контрастность снимка. Придумали название каждому снимку.
Оценка предметной фотографии.
Максимальное качество изображения,
отсутствия шумов, зернистости, излишков света
и нарушения экспозиции. Четкость предмета на изображении, максимальная точность в передаче формы, фактуры материала, важных деталей.
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Галка в чужих перьях
Ворона
Рисуем кактусы акварелью
Плавает ли канцелярская скрепка?