Здравствуйте! Мы – команда «Солнечный бриз», представляющая городской округ город Шахунья на инженерно-технических соревнованиях «Солнечная регата». Мы занимаемся в Центре внешкольной работы «Перспектива» в объединении технического творчества «Конструирование технических объектов» под руководством Дрожановского Е. В. Мы постоянно участвуем, занимаем призовые места в конкурсах и соревнованиях технической направленности по техническому моделированию, авиамодельному спорту, авиакиберспорту на региональном, всероссийском и даже международном уровне. Одно из новых для нас направлений, которое мы начали осваивать совсем недавно – судомоделизм и построение маломерных судов.
Цель этой работы – разработать, построить маломерное судно для участия во Всероссийских инженерно-технических соревнованиях «Солнечная регата».
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 540 КБ |
Нижегородская область городской округ город Шахунья
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Перспектива»
Гоночная лодка на солнечных батареях Solara B1
« Конструирование технических объектов»
Авторы: Соколов Артем Александрович 03.01.2008 г.р.
Дрожановская Елена Евгеньевна 26.10.2005 г.р.
Ведерников Данил Алексеевич 02.03.2005 г.р.
Руководитель: педагог дополнительного образования
Дрожановский Евгений Вячеславович
г. Шахунья 2022 год
Оглавление
5. Гидродинамические испытания 11
6. Участие в Волжском этапе инженерных соревнований «Солнечная регата 2021» 14
Введение
Здравствуйте! Мы – команда «Солнечный бриз», представляющая городской округ город Шахунья на инженерно-технических соревнованиях «Солнечная регата». Мы занимаемся в Центре внешкольной работы «Перспектива» в объединении технического творчества «Конструирование технических объектов» под руководством Дрожановского Е. В. Мы постоянно участвуем, занимаем призовые места в конкурсах и соревнованиях технической направленности по техническому моделированию, авиамодельному спорту, авиакиберспорту на региональном, всероссийском и даже международном уровне. Одно из новых для нас направлений, которое мы начали осваивать совсем недавно – судомоделизм и построение маломерных судов.
Цель этой работы – разработать, построить маломерное судно для участия во Всероссийских инженерно-технических соревнованиях «Солнечная регата».
Задачи.
1. Организовать команду.
2. Построить лодку, которая должна:
- соответствовать параметрам, предъявляемым к классу лодок в номинации «Школьники»;
- соответствовать требованиям по безопасности;
- обладать необходимыми судоходными качествами (плавучесть, маневренность, скорость, запас хода в автономном режиме);
- использовать экологически безопасные источники энергии и движитель.
3. Принять участие в инженерных соревнованиях «Солнечная регата 2021».
Актуальность этого проекта невозможно переоценить. С каждым годом нам приходиться наблюдать возрастающее негативное влияние техносферы на окружающую среду. Рост содержания парниковых газов в атмосфере ведет к глобальному потеплению, изменению климата в планетарном масштабе; использование углеводородов в качестве источников энергии приводит не только к загрязнению атмосферы за счет выбросов продуктов сгорания, но и к загрязнению водоемов. В случае аварийного разлива топлива урон экосистеме принимает катастрофические размеры. Традиционно используемые источники энергии (нефтепродукты, газ, уголь) являются невосполнимыми, и уже сейчас начинает остро ощущаться их дефицит. Человечество столкнулось с необходимостью поиска альтернативных источников и разработке транспорта, работающего на безопасных энергоносителях. Одним из таких бесплатных, неиссякаемых и экологически безопасных источников является солнечная энергия. Для преобразования солнечной энергии в электрическую служат солнечные батареи – полупроводниковые преобразователи работающие на основе фотогальванического эффекта. Теоретически фотоэлектрический эффект обосновал еще в 1921 году гениальный Альберт Эйнштейн, но на практике его использовать для выработки электричества стало возможным только с появлением кремниевых фотоячеек в 1954 году. Эффективность первой ячейки составляла 6%. Вскоре были запущены орбитальные спутники с солнечными панелями. В настоящее время генерация солнечных электростанций, к примеру, в США превышает 15 МВт в год (по данным ресурса solarpowerworldonline.com). В настоящее время стоимость солнечных батарей позволяет использовать их и в быту, и в техническом творчестве детей и подростков.
Теоретическая часть
Инженерно-технические соревнования «Солнечная регата» - международный проект, направленный на развитие высокотехнологичного судостроения с использованием современного оборудования и экологически безопасных источников энергии. В ходе соревнований команды разрабатывают, конструируют и демонстрируют возможности построенных ими плавательных средств (лодок и катеров) на солнечных батареях.
Проводятся в России с 2014 года. С 2017 года регата проводится АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» в рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования», входящего в утвержденную дорожную карту «Маринет» Национальной технологической инициативы (НТИ), которая реализуется при поддержке Агентства стратегических инициатив. Соревнования имеют статус всероссийского инженерного конкурса. Президентом оргкомитета соревнований является директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» Евгений Валерьевич Казанов.
В Нижегородской области этот проект курирует Нижегородское детское речное пароходство.
Соревнования проходят в трех номинациях:
Все участники соревнований изначально находятся в равных условиях: каждой команде предоставляется стартовый набор, в который входят материалы для постройки корпуса судна: фанерные детали корпуса судна, сиденье пластиковое, аккумулятор LiFePo, солнечные батареи В1 , лодочный мотор электрический бесколлекторный, штурвал, утки швартовые пластиковые, комплект безопасности (весло-багор, буй, жилет, фал). Перед участниками команды стоит задача собрать для участия в соревнованиях лодку, отвечающую целому ряду требований.
Для успешного выполнения нам потребовалось:
- изучить требования, предъявляемые к конструкции малых судов, самостоятельно собрать корпус судна;
- изучить правила проведения электромонтажных работ, разработать электрическую схему для электрооборудования лодки, установить и подключить оборудование;
- провести гидродинамические испытания лодки;
- изучить правила маневрирования при проведении гонок, требования безопасности;
- настроить и отрегулировать электрооборудование, органы управления лодки, научиться применять средства безопасности и спасательные средства в случае возникновения внештатных ситуаций;
- научиться управлять судном, рассчитывать оптимальные режимы работы для разных видов гонок, безопасно маневрировать.
После ознакомления с требованиями, предъявляемыми к лодкам (Приложение 1), участвующим в «Солнечной регате», набором для сборки лодки, мы составили план реализации проекта (Приложение 2) и в дальнейшей работе старались его придерживаться.
Практическая часть
1. Корпус лодки
При сборке корпуса нашей лодки нам было нужно обеспечить:
- безопасность и надежность, ведь нам предстояло самостоятельно управлять ей в открытом водоеме;
- высокую маневренность и управляемость для достижения спортивных результатов.
Сборка лодки производилась согласно плану сборки (Приложение 3), разработанному с учетом имеющихся у нас материально-технических возможностей.
Были внесены следующие конструктивные изменения: для повышения прочности конструкции были изготовлены и добавлены стрингеры по центральной оси дна, потому что пилот при посадке и высадке наступает на пластины дна, а в отсутствие киля прочность дна была недостаточна; в верхнюю часть бимсов первой и второй шпангоутной рамки также были установлены дополнительно стрингеры для расширения места пилота, и установки дополнительного оборудования; корпус лодки, палуба и кокпит были обтянуты стеклотканью с проклеиванием ЭПД; установлена усиливающая пластина транца для установки двигателя с учетом конструктивных особенностей нашего двигателя; для удобства обслуживания электрооборудования сиденье пилота было сделано откидным; изготовлена и установлена стойка крепления руля, позволяющая удобно разместиться пилоту в условиях ограниченного пространства; из-за отсутствия водоема для проведения гидродинамических испытаний до вскрытия ото льда природных водоемов испытания герметичности корпуса было проведено проливкой водой.
После сборки корпуса мы произвели предварительную установку оборудования. Для этого сделали технологические отверстия под проводку и штуртрос в задней части палубы, установили элементы крепления солнечных батарей. Корпус судна, палуба были отшлифованы, небольшие дефекты были устранены с помощью автомобильной шпаклевки. Покрасочные работы производились вручную, кистями и валиками, акриловой эмалью, с нанесением краски в три слоя с просушкой и шлифовкой после каждого слоя при естественной температуре.
2. Рулевое устройство
Руль был установлен в передней части кокпита на специально изготовленной для этого стойке с учетом анатомических особенностей пилотов. Штуртрос провели по дну лодки справа от пилота таким образом, чтобы он не мешал. Через отверстие в задней части палубы штуртрос соединили со штурвалом. Штурвал закрепили на кормовом транце на стальных хомутах 6 мм, изготовленных под размер вала с учетом толщины транца.
3. Электрооборудование
Монтаж электооборудования мы производили согласно электросхемы (Приложение 3). Электросхема была разработана с учетом характеристик оборудования и требований безопасности. Оборудование было размещено в задней части лодки, чтобы не мешать пилоту. Такое размещение оборудования было выбрано еще и для того чтобы сместить центр тяжести в сторону кормы для улучшения гидродинамических характеристик лодки. Благодря этому при движении нос лодки приподнимался над водой обеспечивая лучшую обтекаемость и снижение лобового сопротивлени.
В качестве движителя лодки используется трехфазный бесколлекторный электрический двигатель мощностью 1200Вт. Источник питания – FeLiPo аккумулятор 24 В емкостью 60 А/ч. Подзарядка аккумулятора во время гонок только от солнечных панелей. Электросхема лодки включает слаботочную (солнечные батареи- контроллер зарядки- аккумулятор) и силовую (электродвигатель – аккумулятор) часть. Жгут проводки на низкоточных участках электрической цепи мы выполнили из проводки 2 мм, а высокоточную из проводки 10 мм. Все соединени были пропаяны и тщательно заизолированы.
Изменения, внесенные в электрическую схему. Штатный выключатель по причине своей ненадежности был заменен на предохранитель закрытого типа 40 А, используемый как штатный выключатель, так и аварийный. Ручка управления оборотами двигателя, расположенная на самом двигателе, была перенесена в кокпит, расположенный в центральной части лодки.двигатель был оснащен разъемом для возможности снятия двигателя при транспортировке. Подключение солнечных батерей к контроллеру зарядки было выполнено на разъемах Vag, обеспечивающих возможность быстрой установки.
4. Дизайн судна
Разработка дизайна лодки происходила с учетом мнений всех участников команды. С учетом необходимости транспортировки лодки на автотранспорте было принято окрасить корпус в серо-стальной цвет подобно судам военно-морского флота нашей страны. Судно выглядит строго и солидно, и на сером меньше заметны небольшие повреждения, которые могут возникнуть при транспортировке. Также на бортах лодки ближе к корме разместили название нашего города – Шахунья и в носовой части – логотип команды.
Рисунок 1- Общий вид лодки
Рисунок 2- Логотип команды
5. Гидродинамические испытания
Испытания герметичности судна провели проливанием корпуса лодки водой. Качество сборки обеспечило герметичность и дополнительной доработки не потребовалось.
Стендовые испытания проводились в начале июня на пруду. Лодку доставили на стандартном автомобильном прицепе, надежно закрепив с использованием штатных крепежных устройств лодки (уток, расположенных на носу и корме). На берегу пруда лодку разместили на кильблоках, установили погружной лодочный двигатель, подключили и проверили электрооборудования. Лодку торжественно спустили на воду! Первым испытания провел руководитель команды, чтобы убедиться в безопасности и надежности лодки. Лодка легко выдержала нагрузку, значительно превышающую вес любого участника нашей команды, показала хорушую продольную и поперечную остойчивость, управляемость. Были проверены все устройства безопасности (автоматический выключатель плавающий буй Александрова, весло). Все участники команды получили возможность совершить пробный заплыв.
Рисунок 3 – Подготовка лодки к гидродинамическим испытаниям
6. Тренировки
Успешно проведя испытания лодки мы приступили к тренировкам. Было найдено место для хранения лодки и оборудования недалеко от пруда. Это позволило нам не перевозить лодку для каждой тренировки. Лодку от места хранения до берега пруда транспортировали вручную используя штатные крепежи лодки и средства простейшей механизации (легкие и прочные жерди).
Каждая тренировка проходила по четко выработанному плану: подключение и проверка работоспособности оборудования;
проверка наличия и исправности средств безопасности (спасжилетов, свистка, рации, сигнального флажка, весла, плавающего буя), повторение правил техники безопасности;
спуск лодки на воду и тренировочные заплывы участников команды.
После окончания тренировки лодка поднималась, осматривалась, и доставлялась на место хранения.
В ходе тренировок были уточнены технические характеристики лодки. Максимальная скорость на полных оборотах двигателя до 10 км/ч (5.4 узла). В этом режиме расходование заряда АКБ происходит за 40 минут. Зарядка аккумулятора от солнечных батарей в течение 1 часа позволяет работать на полных оборотах двигателя до 40 минут.
На средних оборотах двигателя скорость 5 км/ч (2.7 узла) подзарядки, получаемой от солнечных батарей хватает для обеспечения практически беспрерывной работы в течение 3.5 – 4 часов.
Пониженные обороты двигателя рационально применять при маневрировании вблизи препятствий, при подходе к месту стоянки.
Штатный предохранитель АКБ 20 А не выдерживал нагрузки на максимальных оборотах, был заменен на предохранитель 30 А, после чего отказов в работе электрооборудования не было.
Лодка показала хорошую управляемость и маневренность во всех режимах работы.
Навыки, отработанные во время тренировок.
Действия пилотов и членов команды при возникновении внештатных ситуаций (отказ оборудования вдали от берега, устранение возникающих неисправностей), оказание первой медицинской помощи при утоплении, при поражении электрическим током.
Пилотирование лодки по прямой, выполнение поворотов и разворотов с разными радиусами виражей, прохождение дистанции с огибанием препятствий, замена пилота.
Транспортировка лодки, установка и обслуживание оборудования, спуск влодки а воду и подъем.
Проведенные в течении 10 дней тренировки помогли добиться слаженных действий всей команды. Были отработаны действия каждого участника в различных ситуациях. Навыки пилотирования, необходимые для участия в соревнованиях, сильно повысились.
Рисунок 4 - Тренировки
6. Участие в Волжском этапе инженерных соревнований «Солнечная регата 2021»
Соревнования проходили 27-28 августа 2021 года в Нижнем Новгороде в акватории Гребного канала. Команда "Солнечный бриз" Центра внешкольной работы "Перспектива" под руководством Дрожановского Евгения Вячеславовича:
Соколов Артем - капитан команды
Соколов Егор - пилот, техник
Ведерников Павел - пилот, механик
Соревнования проходили в трех номинациях:
Гонка на скорость - от участников требовалось максимально быстро пройти установленную дистанцию.
Гонка на маневренность - преодоление дистанции, огибая препятствия, не допуская касания буйков.
Гонка на выносливость - трехчасовая гонка, в ходе которой участники должны были пройти максимальное расстояние за отведенное время.
Наши ребята успешно прошли все этапы Регаты, показав отличную техническую, физическую подготовку, продемонстрировали четкую командную работу и волю к победе! Самым ответственным стал третий этап – гонка на выносливость. Здесь прошли проверку и судно, и команда по всем параметрам.
Разработанная и построенная нами лодка оказалась надежной в плане плавучести и маневренности; ее энергетическая установка уверенно отработала на протяжении 3 часов; участники команды показали уверенную и слаженную работу, не было допущено аварийных ситуаций и травматизма не среди пилотов, не среди других участников.
Участники команды приняли участие в экологической акции "Нижегородские юнги - за чистую Волгу" по очистки берега акватории Гребного канала.
Участие в "Солнечной регате 2021" стало возможным благодаря слаженной работе дружной команды детей и взрослых!
Рисунок 5 – Участие в «Солнецной регате»
Заключение
Нашей команде удалось успешно реализовать проект. Мы построили лодку, отвечающую требованиям безопасности, соответствующую параметрам для номинации «Школьные лодки». Успешно разработали и применили технические решения, которые улучшили судоходные качества нашего судна. Все участники команды получили знания и опыт проектирования, конструирования и построения маломерного судна, освоили навыки проектирования и монтажа электрических схем. Мы изучили правила маневрирования, освоили навыки пилотирования спортивной лодки и достойно выступили в соревнованиях. Участие в «Солнечной регате» дало нам богатейший опыт эксплуатации нашей лодки в условиях серьезного водоема, организованной работы в составе команды. Многое было сделано для информационного освещения нашего проекта в социальных сетях, средствах массовой информации. Мы снимали и выкладывали фото и видеоотчеты о нашей работе, о тренировках и соревнованиях. В этом году мы тоже планируем принять участие в «Солнечной регате» и постараться занять призовые места!
Библиографический список:
Интернет ресурсы
Дополнительные материалы о проекте
Приложения
Приложение 1
Общие требования к лодке, представляемой для участия в
инженерных соревнованиях.
1.Габаритные размеры лодки. Соревнования предусматривают использование лодок длинной не более 3,5 метров и шириной не более 2 ,3 метра.
2. Требования к электропитанию.
2.1. Лодки оснащаются солнечными панелями и батареями мощностью
не более 3 кВт. Аккумуляторные батареи не должны выступать за размеры лодки.
2.2. Солнечные панели должны быть герметичны и надежно закреплены
с учетом ветровой/волновой нагрузки.
2.3. На лодке должны использоваться безопасные режимы работы электрооборудования и устройств в соответствии с техническими условиями
предприятий-изготовителей.
2.4. Цепи электропитания и другие электротехнические устройства
должны быть надежно защищены от контакта с водой.
2.5. Все электрические цепи на лодке должны быть оснащены
предохранительными устройствами и аварийным выключателем,
обеспечивающим разрыв электрической цепи в случае неисправности, который должен находиться в легкодоступном для пилота месте.
3. Общие требования к конструкции.
3.1. Ограничения на используемые для строительства лодки материалы
и сами конструкции лодок не устанавливаются за исключением конструкции,
которые могут служить парусами, и материалов, которые загрязняют
окружающую среду при контакте с водой.
3.2. Высота борта лодки над уровнем воды в собранном виде и при
наличие в ней пилота должна быть не менее 25 см в носовой и кормовой части и не менее 20 см в его средней части.
3.3. Лодка должна иметь грузоподъемность не менее 80 кг (с учетом
веса пилота) и не терять плавучести при превышении нагрузки в 1,5 раза.
3.4. Лодка должна иметь точки крепления для буксировочного троса.
Несущая способность буксировочного кольца должна выдерживать двукратный вес лодки. Минимальный внутренний диаметр кольца 20 мм.
3.5. Лодка должна иметь конструкцию, позволяющую пилоту иметь
обзор 180 о в соответствии с направлением движения.
3.6. Конструкция лодки должна учитывать возможность экстренной
эвакуации пилота из лодки без посторонней помощи в течение 5 сек.
Использование ремней безопасности пилота не допускается.
3.7. Конструкция лодки должна обеспечивать надежное крепление
навесных элементов и устройств.
3.8.Все вращающиеся элементы и устройства лодки должны быть надежно защищены от прямого доступа пилота.
4. Требования к комплектации лодки.
4.4.1. Лодка должна быть оборудована специальными средствами для
подачи сигнала на случай аварии или возникновения непредвиденных ситуаций
(свисток, рация, красный флаг размером 30х30 см. и т.п.).
4.4.2. Лодка должна быть укомплектована аварийными средствами:
– черпаком, обеспечивающим удаление воды из лодки на случай
повреждения корпуса;
– плавающим буксировочным тросом диаметром не менее 5 мм и длиной
не менее 10 м. Буксировочный трос должен находиться в легкодоступном
месте;
– буем диаметром не менее 12 см постоянно прикрепленным к лодке
веревкой длиной 25 метров для указания расположение судна в воде в случае
его затопления;
– одним веслом длиной не менее 60 см при длине лезвия 30 см и ширине
13 см. Весло должно быть закреплено в легкодоступном месте;
– огнетушителем с минимальным объемом 0,5 кг для тушения твердых
материалов и электрооборудования до 10 кВт. Огнетушители должны
располагаться в легкодоступном месте;
4.4.3. На лодке должен быть швартовочный трос длинной 2-3 метра и
соответствующим креплением для него.
Приложение 2
План реализации Проекта
1.1.Командообразование. Команда должна состоять не менее чем из 7 человек. Возраст членов команды ограничен только верхним уровнем – 18 лет (включительно).
Примерное распределение ролей в команде:
− капитан - 1 человек;
− конструктор - 1÷3 человека;
− пилот - 3÷4 человека;
− инженер-конструктор - 1÷5 человек;
− инженер-электротехник - 1÷3 человек;
− промышленный дизайнер - 1÷2 человек;
− PR-менеджер, промоутер - 1÷2 человека (те, кто готовит и проводят
презентации проекта команды) и т.д.
1.2.Разработка названия, логотипа и девиза команды.
1.3. Составление перспективного плана работы.
2.1.Изучение основ проектирования и конструирования маломерных судов.
2.2.Составление перечня необходимых работ.
2.3.Составление перечня необходимых материалов и инструментов.
3.1.изготовление корпуса лодки или доработка корпуса, построенного ранее;
3.2.установка и монтаж узлов на корпусе лодки;
3.3.разработка программы и методики проведения стендовых испытаний;
3.4.изучение правил, техники безопасности и приобретение навыков пилотирования лодки;
3.5. стендовые испытания (приближенные к условиям финальных гонок) лодки;
3.6.доработка лодки при необходимости по результатам стендовых испытаний.
4.1Доставка лодки и команды к месту проведения соревнований;
4.2.Подготовка лодки к соревнованиям, прохождение технического осмотра и проверки знаний техники безопасности и правил гонки;
4.3.Соревнования.
4.4.Анализ результатов гонки, оценка работы участников и команды в целом.
4.5.Составление перечня выявленных недостатков и необходимых доработок.
Приложение 3.
Визитная карточка команды
Название команды: Солнечный бриз
Девиз команды: Под солнечным ветром – по чистым волнам!
Логотип:
№ | ФИО участника | Год рождения | Функции в команде |
1. | Соколов Артем Александрович | 03.01.2008 | Капитан |
2. | Соколов Егор Александрович | 09.03.2011 | Конструктор, пилот |
3. | Ведерников Данил Алексеевич | 02.03.2005 | Конструктор, электромеханик |
4. | Ведерников Павел Алексеевич | 29.08.2008 | Пилот |
5. | Дрожановская Елена Евгеньевна | 26.10.2005 | Дизайнер, PR-менеджер |
Приложение 4.
Технический чертеж лодки.
Приложение 5.
Технологическая карта сборки лодки Solara – B1
1.Подготовка монтажного стапеля. Для стапеля используются материалы от упаковочных ящиков. Соблюдение размеров строго обязательно.
2.Сборка корпуса производится на стапеле, в перевернутом положении. На стапеле закрепляются рамки шпангоутов с предварительно обработанными малками (кромками). К шпангоутным рамкам крепятся пластины днища, полуборта и борта. При сборке соблюдать размеры и добиваться точного сопряжения всех деталей.
Все стыки деталей корпуса склеиваются с применением клея ЭПД (эпоксидной смолы). Вдоль бортов устанавливаются продольные ребра жесткости (стрингеры) и закрепляются саморезами через борта к шпангоутам. Все стыки проклеиваются стеклотканевыми лентами. Клей наносится на детали корпуса под стеклоленты и сверху на приклеенные стеклотканевые ленты. Для улучшения полимеризации склеиваемые поверхности герметизируются полиэтиленовой пленкой.
Сиденье крепится к дну через планки, предварительно установленные на панелях дна. Передняя часть сиденья крепится с помощью петель для откидывания сиденья вперед для обслуживания электрооборудования. Ящик для аккумулятора крепится к дну за сиденьем пилота.
Монтаж начинается с носовой части палубы. При установке необходимо добиться точного совпадения нижней части корпуса лодки и носовой палубы. Задняя часть палубы подгоняется под нижнюю часть корпуса аналогично носовой. Детали палубы склеиваются с нижней частью корпуса судна для придания герметичности. Собранная лодка обтягивается снаружи стеклотканью и промазывается слоем эпоксидки. Также стеклотканью проклеивается дно в кокпите судна. После предварительной шлифовки корпуса судна делаются технологические отверстия под крепеж разъема электродвигателя и штурмтроса в кормовой части палубы.
Солнечные панели монтируются при помощи кляймеров для крепления вагонки, что обеспечивает возможность их демонтажа при транспортировке.
Корпус судна снаружи полностью покрывается акриловой эмалью в три-четыре слоя с промежуточной просушкой и полировкой после каждого слоя. Также окрашивается изнутри кокпит лодки для герметизации и удобства пилота.
Руль монтируется на стойку, расположенную в передней части кокпита лодки и закрепленного к первому шпангоуту и стрингеру на дне судна. Штуртрос проходит справа от пилота и через технологическое отверстие в задней части палубы соединяется со штурвалом, закрепленном стальными хомутами 6 мм на транце.
Панели крепятся на палубе. Собираются они из 4 панелей: 2 передних и 2 задних. Подключаются в сеть передние и задние панели последовательно; затем носовой и кормовой модули параллельно подключаются к контроллеру зарядки, расположенному на втором шпангоуте в задней части кокпита. Это слаботочная часть электрической схемы лодки, поэтому используется проводка 2 мм. Монтаж силовой части цепи выполнен из силового автомобильного кабеля 10 мм. Ручка управления оборотами двигателя выведена в кокпит и закреплена на специально смонтированной панели справа от пилота. Аккумулятор подключается в последнюю очередь. Участок силовой части электрической схемы оборудован автоматическим выключателем закрытого типа 40А. Этот автомат используется в качестве штатного и аварийного выключателя и располагается таким образом, чтобы быть доступным снаружи лодки (для отключения питания спасателем).
Двигатель устанавливается, когда лодка находится на кильблоках или спущена на воду.
Приложение 6.
Схема электрооборудования лодки
Приложение 7.
Справка системы «Антиплагиат»
Юрий Визбор. Милая моя
Волшебные звуки ноктюрна
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Рисуем тыкву