В наше время большинство людей увлечены здоровым образом жизни, правильным питанием, общество ведет борьбу с наркоманией, алкоголизмом, СПИДом и зависимостью здоровья человека от окружающей среды. Проблема зависимости здоровья человека от окружающей среды сейчас актуальна как никогда. Среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет пыль, как загрязнитель атмосферного воздуха. Но, на мой взгляд, мало кто уделяет должного внимания чистоте обуви, как источнику возникновения пыли в помещении. Современный человек большую часть жизни проводит в замкнутом пространстве дома, школы и т. д. Помещение становится для нас своеобразной средой обитания, здесь мы живем. Если «дышать пылью» изо дня в день, то неизбежны заболевания дыхательной системы, воспалительные процессы, головные боли. Для поддержания чистоты в школе необходимы многие условия, в том числе наличие у учащихся сменной обуви. Но чем старше становятся ученики, тем меньше процент смены обуви в школе. У меня возникла идея исследовать, на самом ли деле так нужна сменная обувь в школе. Возможно, многие просто не знают насколько опасна пыль. Предварительный опрос показал, что 85 % учащихся в нашей школе не задумываются о вреде пыли.
Актуальность темы состоит в том, что пыль и как следствие запыленность кабинетов наносит вред нашему здоровью. Поэтому следует знать, из чего она состоит, от чего зависит её состав, какие опасности таят частицы пыли, и какие меры следует предпринимать, чтобы снизить её пагубное воздействие на здоровье школьника.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 192.37 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ростошинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательский проект по физике
Причины возникновения пыли.
Сменная обувь и её влияние на степень запыленности школьных помещений
Выполнил: учащийся 9 класса
МКОУ «Ростошинская СОШ»
Чермашенцев Константин Николаевич
Руководитель: учитель физики ВКК
МКОУ «Ростошинская СОШ»
Стебунова Ольга Анатольевна
Ростоши, 2020
Содержание
Паспорт проекта ………………………………………………………………. 3
Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Теоретическая часть …………………………………………………………. 8
1.1 Что такое пыль …………………………………………………………….. 8
1.2 Как влияет пыль на здоровье человека …………………………………… 9
1.3 Сменная обувь и здоровье человека …………….………………………10
2. Практическая часть …………………………….………………………….. 12 2.1 Экспериментальное исследование ……………………………………….12
2.2 Социологический опрос и обработка результатов…….………………….18
Заключение ……………………………………….……………………………..19
Список использованных источников ………………………………………. 21
Приложения ………………………………………………………………… 22
Паспорт проекта
Название проекта | Причины возникновения пыли.Сменная обувь и её влияние на степень запыленности школьных помещений |
Руководитель проекта | Стебунова Ольга Анатольевна, учитель физики ВКК |
Автор проекта | Чермашенцев Константин, ученик 9 класса |
Учебная дисциплина | Физика |
Учебные предметы близкие к теме проекта | Биология |
Тип проекта | Индивидуальный, исследовательский |
Цель работы | Показать ученикам нашей школы, что сменная обувь влияет на количество пыли в кабинетах и необходима для сохранения нашего здоровья. |
Задачи работы | 1)Узнать из разных источников информации состав пыли, ее влияние на здоровье человека. 2)Измерить влажность воздуха в кабинетах, в которых мы занимаемся. 3)Исследовать степень запыленности кабинетов. 4)Провести социологическое исследование о необходимости сменной обуви в школе среди учащихся 5-9 классов. 5)Разработать мероприятия для ознакомления учащихся с результатами проведенного исследования. |
Основополагающий вопрос проекта | Влияет ли обувь на количество образования пыли? |
Проблемный вопрос | Быть или не быть … сменной обуви в нашей школе? |
Гипотеза | Предположим, что если ученики больше узнают о вреде пыли, то желающих носить сменную обувь станет больше, а значит уменьшится запыленность кабинетов, а работоспособность школьников увеличится. |
Результат проекта (продукт) | Презентация, памятка для учащихся школы. |
Практическая значимость | Работа может быть использована школьниками для повышения внутренней культуры, для воспитания бережного отношения к труду технического персонала и заботы о своем здоровье и здоровье окружающих людей. |
Этапы работы: |
2. Организационный этап (планирование)
3. Практический (реализация проекта) 3.1Поэтапное выполнение проектной работы. 4. Аналитический (изготовление проектного продукта) 4.1Анализ полученных данных. 4.2Оформление результатов. 5. Заключительный (презентация проекта) |
Введение
В наше время большинство людей увлечены здоровым образом жизни, правильным питанием, общество ведет борьбу с наркоманией, алкоголизмом, СПИДом и зависимостью здоровья человека от окружающей среды. Проблема зависимости здоровья человека от окружающей среды сейчас актуальна как никогда. Среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет пыль, как загрязнитель атмосферного воздуха. Но, на мой взгляд, мало кто уделяет должного внимания чистоте обуви, как источнику возникновения пыли в помещении. Современный человек большую часть жизни проводит в замкнутом пространстве дома, школы и т. д. Помещение становится для нас своеобразной средой обитания, здесь мы живем. Если «дышать пылью» изо дня в день, то неизбежны заболевания дыхательной системы, воспалительные процессы, головные боли. Для поддержания чистоты в школе необходимы многие условия, в том числе наличие у учащихся сменной обуви. Но чем старше становятся ученики, тем меньше процент смены обуви в школе. У меня возникла идея исследовать, на самом ли деле так нужна сменная обувь в школе. Возможно, многие просто не знают насколько опасна пыль. Предварительный опрос показал, что 85 % учащихся в нашей школе не задумываются о вреде пыли.
Актуальность темы состоит в том, что пыль и как следствие запыленность кабинетов наносит вред нашему здоровью. Поэтому следует знать, из чего она состоит, от чего зависит её состав, какие опасности таят частицы пыли, и какие меры следует предпринимать, чтобы снизить её пагубное воздействие на здоровье школьника.
Основополагающий вопрос проекта: влияет ли обувь на количество образования пыли?
Проблемный вопрос: быть или не быть … сменной обуви в нашей школе?
Цель работы:
Задачи:
Объект исследования: экологическое пространство помещений школы.
Предмет исследования: степень запыленности школьных помещений.
Гипотеза: предположим, что если ученики больше узнают о вреде пыли, то желающих носить сменную обувь станет больше, а значит уменьшится запыленность кабинетов, а работоспособность школьников увеличится и, если мы хоть немного уважаем себя и других, мы будем воспринимать сменную обувь в школе не как посягательство на личную свободу, а как разумную необходимость для своего здоровья.
Методы исследования:
Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что многие школьники и не только, обратят внимание на моё исследование и сделают выводы, подтверждая их действиями.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения внутренней культуры, для воспитания бережного отношения к труду технического персонала и заботы о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
1.Теоретическая часть
В настоящее время окружающая среда слишком загрязнена, появляется все больше и больше факторов, отрицательно влияющих на здоровье людей. Один из них – загрязнение атмосферного воздуха – вызывает особенную тревогу, так как дыхание – это постоянный непрерывный процесс, протекающий во всех живых организмах. Поговорка «необходим как воздух» не случайна. Народная мудрость не ошибается. Без пищи человек может прожить пять недель, без воды – пять суток, без воздуха – не более пяти минут.
На землю России ежегодно оседают десятки миллионов тонн пыли. Пыль является одной из причин возникновения таких заболеваний как астма, ринит, конъюнктивит и аллергия. Для пыли непроницаемых препятствий просто не существует. Человек всегда вдыхает пыль вместе с воздухом. Оседая, она попадает в питьевую воду, покрывает предметы питания. Во многих производствах пыль является причиной профессиональных болезней.
Пыль является неотъемлемой частью быта, ведь для нее не существует преград, и она заполняет каждый укромный уголок дома, а после уборки появляется вновь и вновь.
Что же такое пыль. Работать над теоретической частью я начал с
изучения лексического слова пыль и обратился к словарям.
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова. «Пыль – мельчайшие
сухие частицы, носящиеся в воздухе, или скапливающиеся на поверхности
чего-нибудь».
В интернете в энциклопедии Википедия: пыль — мелкие твердые тела органического или минерального происхождения. Пыль — это частички среднего диаметра 0,005 мм и максимального — 0,1 мм. Более крупные частицы переводят материал в разряд песка, который имеет размеры от 0,1 до 1 мм. Под действием влажности пыль обычно превращается в грязь.
Происхождение пыли можно условно разделить на:
а) физическое (электростатическое, броуновское движение, диффузия, конвекционные потоки воздуха);
б) биологическое (пыльца растений, бактерии, пылевые клещи и пр.);
в) химическое (канцирогенные вещества, газы, токсичные металлы и пр.), и др.
Между физическим, биологическим и химическим происхождением пыли нет грани, деление это условное.
Любая пыль является комплексом аллергенов. В её состав входят: библиотечная пыль (целлюлоза), фрагменты перьев, шерсти и перхоти животных, шерстяные волокна, волосы и эпидермис человека, споры плесневых грибов и бактерии, частицы насекомых (тараканов), хлопка, обивки для мебели и т.д. Все перечисленное может быть причиной аллергического заболевания. Самый неприятный компонент пыли - это микроскопические пылевые клещи. (Приложение 1). Ещё в 1964 году голландские и японские исследователи обнаружили в пыли, собранной в различных домах, клещей. Подсчитано, что в 1 г домашней пыли может обитать до 30 тысяч таких клещей. В жилые помещения они попадают с одеждой, обувью. Весом менее 0,0002 г они накапливаются в домашней пыли и вместе с ней легко поднимаются в воздух при уборке, причем не оседают 10-20 минут. Их трудно разглядеть невооруженным глазом. Эти клещики питаются чешуйками кожи, отшелушивающимися с каждого из нас в количестве 50 миллионов ежедневно. Живой кожей они питаться не могут, им нужны именно отпавшие, иссохшие ее частицы. У некоторых людей эти клещики вызывают аллергию.
По информации Института иммунологии каждый третий житель России подвержен аллергии, а в ближайшем будущем аллергиком будет каждый второй.
аллергия;
И чем мельче пыль, тем глубже она проникает в наши легкие. Частицы пыли повреждают стенки альвеол, нарушая первый иммунный барьер и открывая путь инфекциям и аллергенам. От бронхиальной астмы на сегодняшний день страдает 12% населения России, тогда как в странах Европы и США эта цифра составляет 5%. По прогнозам, в ближайшие годы процент больных астмой может повыситься в России до 30. Причем эти заболевания настигают людей не на улицах, а в помещениях.
Изученная под микроскопом, прошедшая через химический и спектральный анализ и биологические исследования, домашняя пыль оказалась намного опаснее уличной. Так что серьезно заболеть от пыли дома или в школе гораздо вероятнее, чем на улице, где мелкая пыль уносится ветром, прибивается и смывается.
Подготовка к новому учебному сезону – это учебники, канцелярские товары и форма. О том, что эти вещи нужны школьнику, знает каждый. Однако не все понимают, как важна сменная обувь, и зачем она необходима. Переобувание – это не просто прихоть учителей или администрации школы. Это залог чистоты воздуха и полов в помещениях, где дети проводят полдня. Ее основное назначение – замена уличных ботинок. По установленным санитарно-гигиеническим нормативам детям нельзя быть в учебных заведениях в уличной обуви. Главная причина – пыль, которая скапливается на полу, если дети не переобуваются. А в сырую погоду на обуви можно принести целые комки грязи. Известно, что постоянный контакт с пылью приводит к быстрому развитию у детей аллергии и бронхиальной астмы, способствует снижению иммунитета. Медики утверждают, что игнорирование школьных правил, связанных со сменной обувью, приводит к росту заболеваемости ОРЗ и ОРВИ, так как на подошвах уличных туфель скапливается большое количество бактерий. Медики настаивают на том, что эта обувь обязательна круглый год.
2. Практическая часть
2.1 Экспериментальное исследование
Специалисты измерили, что за сутки мы вдыхаем вместе с воздухом в среднем около двух столовых ложек пыли!!! В нашей школе обучается 117 учащихся, работает 17 учителей и 11человек обслуживающего персонала. Кроме них в школу ежедневно заходят родители, т.е. ежедневно в школе пребывает не менее 150 человек. Мной было решено провести исследование с целью выявления запыленности разных школьных помещений: 2-х учебных классов, рекреация (2 этаж), медицинский кабинет, гардероб. Для этого я:
1.Подготовил в каждом помещении поверхность для сбора пыли (50×50см) и определил её площадь S =0.25 м2.
2.С помощью специального прибора психрометра измерил влажность воздуха в помещениях. (рис1.) (Приложение 2)
3.В течение 10 дней с 25.11.19г. по 6.12.19г. после 6-го урока с помощью ватных дисков собирал накопившуюся пыль и определял с помощью лабораторных весов массу накопившейся пыли (mпыли). (рис.2)
4.Рассчитал среднюю массу пыли, накопившуюся за учебный день в каждом кабинете по формуле:
При проведении данного эксперимента школьная жизнь шла своим чередом.
рис 1. Психрометр-прибор для измерения влажности воздуха.
. рис.2 Рычажные весы.
Таблица измерений в каждом помещении за учебный день
Число окон | Кабинет | Площадь кабинета (м2) | Количество цветов в кабинете | Относительная влажность воздуха (%) | Масса пыли на образце (мг) | Масса скопившейся пыли за день (г) |
1 | Мед.кабинет | 12 | 0 | 64 | 2 | 0,5 |
3 | Русского языка №3 | 68 | 14 | 58 | 3 | 0,8 |
3 | Географии №18 | 68 | 8 | 51 | 4 | 1 |
2 | Гардероб | 22 | 0 | 74 | 8 | 2,9 |
11 | Рекреация 2этаж. | 120 | 12 | 67 | 6 | 1,7 |
Таблица измерений с 25.11.19г. по 6.12.19г
Дата | Масса пыли в мед. кабинете | Масса пыли в кабинете русского языка№3 (мг) | Масса пыли в кабинете географии №18(мг) | Масса пыли на2 этаже в рекреации(мг) | Масса пыли в гардеробе (мг) |
25.11 | 0,.5 | 0,8 | 1 | 1,7 | 2,9 |
26.11 | 0,4 | 0,5 | 0,8 | 1 | 3 |
27.11. | 0,5 | 1 | 1 | 1 | 3 |
28.11 | 0,4 | 0,5 | 0,8 | 1,2 | 2,9 |
29.11 | 0,5 | 0,8 | 0,7 | 1,1 | 3 |
02.12 | 0,4 | 0,8 | 1 | 1 | 3 |
03.12 | 0,6 | 1 | 1 | 1,3 | 2,8 |
04.12 | 0,5 | 1 | 1 | 1 | 3 |
05.12 | 0,4 | 0,8 | 0,8 | 1 | 3 |
06.12 | 0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 3 |
итого | 4,7 | 7,7 | 8,9 | 11,3 | 29,6 |
5 место | 4 место | 3 место | 2 место | 1 место больше всего пыли здесь |
Выводы по двум таблицам.
По степени загрязненности места расположились так:
на 1 месте: гардероб
на 2 месте: рекреация 2 этаж
на 3 месте: кабинет географии
на 4 месте: кабинет русского языка
на 5 месте: медицинский кабинет
Таким образом, можно сделать вывод, что значение пыли в помещении зависит:
1: от количества учащихся. Пыли много там, где большое скопление и перемещение учеников, поэтому необходимо ходить в сменной обуви. Медицинский кабинет посещает наименьшее количество людей и это самое чистое помещение в школе. В гардеробе самое большое количество пыли. Причина этому - большая посещаемость помещения. В гардеробе много верхней одежды, уличной обуви, маленькое помещение, которое очень редко проветривается и именно в гардероб учащиеся проходят с улицы, принося на обуви грязь.
2: от влажности воздуха. В результате измерений влажности воздуха видно, что, только в двух кабинетах (русского языка и географии) относительная влажность воздуха в пределах нормы, а в других она превышает допустимый порог(допустимые значения влажности для человека 40%-60%. Это можно объяснить тем, что эти кабинеты больше получают солнечного света. В гардеробе и рекреации 2 этажа, где повышенная влажность воздуха, скопилось много пыли. Это говорит о том, что во влажном помещении пыль оседает быстрее.
3: от проветривания. Рекреация 2 этаж и гардероб реже других помещений проветриваются.
4: от наличия цветов в классе. В кабинете русского языка больше, чем в других кабинетах комнатных цветов, Многие растения умеют очищать воздух помещения, собирая пыль, следы задымления и другие частицы и тяжелые соединения, опасные для здоровья, поэтому здесь меньше всего пыли.
Полностью избавить помещение от пыли не получится. Однако можно значительно уменьшить ее количество. Чтобы пыли стало меньше, необходимо проветривать чаще кабинеты, открывать форточки; ежедневно производить влажную уборку, поливать цветы, протирать везде пыль. Согласно СанПиН 2.4.2.2821–10 уборка школ должна производиться со следующей периодичностью: — текущая уборка — 1 раз в день при односменном режиме обучения; — генеральная уборка — не реже 1-го раза в месяц. Ежедневная уборка в школе включает следующие обязательные работы: — мойка пола в учебных и вспомогательных помещениях, столовых, рекреациях, вестибюлях с применением дезинфицирующих средств, — влажная очистка от пыли в местах ее скопления, в т. ч. протирка подоконников, радиаторов отопления, — уборка и дезинфекция туалетов. Генеральная уборка также предполагает очистку от пыли вентиляционных решеток, мытье панелей, стен, окон. И, конечно же, наличие сменной обуви в школе напрямую связано с чистотой в помещении. Итак, воздушная среда помещения оказывает постоянное воздействие на организм человека. До 80% резервных возможностей иммунной системы расходуется на инактивацию пыли, попадающей в дыхательные пути и кровотоки. Со временем резервные возможности организма заканчиваются и происходит срыв, и как следствие - развитие заболеваний: аллергии, бессонницы, быстрой утомляемости, снижение работоспособности.
2.2 Социологический опрос и обработка результатов
С целью объективного представления мнений учеников нашей школы о проблеме сменной обуви среди учащихся 5 - 9 классов мной был проведен социологический опрос в виде анкетирования, который состоял из 6 вопросов (Приложение 3). В анкетировании приняло участие 48 человек.
На первый вопрос: носите ли вы вторую обувь? -65% учащихся дали положительный ответ; 26 % часто забывают (спешим, опаздываем и забываем); 9% не приносят (отвечают, а зачем, я приехал на машине или живу рядом со школой и у меня обувь чистая);
По второму вопросу: зачем нужна сменка? 75% учеников ответили: чтобы было чисто, 16% заставляют, 9% для сохранения здоровья.
По третьему вопросу: хотите ли вы носить сменную обувь? 42% учеников дали положительный ответ, нет – 48%, все равно – 10%.
По четвертому вопросу: переобуваетесь ли вы, приходя домой? 100% опрошенных не ходят по своей квартире в уличной обуви! (у них красивые тапочки или шлепки и у родителей тоже);
По пятому вопросу: Может ли пыль быть вредной для здоровья?
96% ответило «да», 4% - «не знаю».
По шестому вопросу: нужна ли в школе сменная обувь, чтобы было чище? 89% ответило «да», 11% - «нет».
Можно сделать вывод, что хотя респонденты знают о том, что пыль влияет на здоровье человека, тем не менее, не считают это серьезным.
Заключение
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Запыленность воздуха – важнейший экологический фактор, сопровождающий нас повсюду. Экологическая опасность пыли для человека определяется их природой и концентрацией в воздухе. Отложения пыли являются источником вторичного загрязнения воздуха. Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Пыль негативно влияет на здоровье человека. А сменная обувь напрямую влияет на запыленность школьных помещений. Было замечено, что количество пыли зависит от количества пришедших без второй обуви, от погоды на улице, количества уроков и от нас, школьников (пыли образуется больше всего в тех местах, где ученики находятся в постоянном движении). Это является доказательством того, что необходимо переобуваться. Следовательно, гипотеза проекта подтвердилась.
Результаты своей работы я довел до всех учеников нашей школы, выпустив памятку «Сменная обувь – залог здоровья». (Приложение 4)
Я представил свой проект «Причины возникновения пыли. Сменная обувь и ее влияние на запыленность школьных помещений.» внутри нашего школьного Детского Объединения «Единство» (ДО «Единство). Провёл брифинг (это информация с показом презентации и обсуждением). Брифинг прошел по звеньям: младшее звено (1-4 классы); среднее звено (5-8 классы); старшее звено (9-11 классы).
Все приняли активное участие в брифинге и убедились, что необходимо носить сменную обувь в школу. Свое здоровье и здоровье окружающих нас людей надо беречь.
И все-таки избавиться от пыли полностью нельзя. Жизнь на Земле без нее невозможна. Дело в том, что мельчайшие частицы являются ядрами конденсации и участвуют в образовании облаков и общем естественном круговороте воды в природе. Если пыль исчезнет – в один момент исчезнут снегопады и дожди, и в тот же день вся суша начнет превращаться в пустыню. Пыль вечна, она была и будет всегда. Но это уже тема другого проекта.
Список использованных источников
1. Буров В.А. Практикум по физике. –М. Просвещение, 1973.
2. Детская энциклопедия. Погода. –Дмитров, 2003.
3. Жиряков А.А. Научно-популярный журнал «Как и Почему» [Электронный ресурс].2014 Режим доступа: https://yandex.ua/turbo?text=https%3A%2F%2Fkipmu.ru%2Fotkuda-beretsya-pyl%2F
4. Ильченко Е. Л., Субботина О. В., Смирнова Ю. А. Сменная обувь в школе // Юный ученый – 2008 - №3
5. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. - М. Просвещение, 1974.
6. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник по физике. - М. Наука,1985.
7. Лерина И. В., Педенко А. И. Лабораторные работы по микробиологии. - М., Экономика, 1986
8. Научно-методический журнал. Физика в школе. -М.Школьная
пресса.2007.
9. Ожегов С.И., Шведова Л.Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва: «АЗЪ», 1995
10. Перышкин А.В. Физика: Учебник для 8 кл. – 7-е изд. – М. Дрофа, 2013
11. СанПиН 2.4.2.2821–10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
12. Шахмаев Н.М. Физика: Учебник для 10 кл. -М.Просвещение,1994
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Фотографии пылевых клещей, сделанные с помощью электронного микроскопа
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Принцип работы и устройство психрометров
Принцип действия любого психрометра основан на физическом свойстве жидкости (воды) к испарению и возникающей при этом разности температур показываемых сухим и влажным термометрами. Испарение, за счет того, что жидкость покидают наиболее "быстрые" молекулы, приводит к потере жидкостью части энергии и как следствие снижение ее температуры, регистрируемое смоченным термометром.
Простейший психрометр состоит из двух стеклянных термометров (спиртовых или ртутных). Один сухой, другой влажный (смоченный), обернутый влажной хлопчатобумажной тканью. Конец этой ткани опущен в резервуар с жидкостью. При испарении воды происходит охлаждение влажного термометра. Чем ниже влажность окружающего воздуха, тем интенсивнее протекает этот процесс. Следовательно, чем суше воздух, влажность которого определяется, тем ниже будут показания смоченного термометра, тем больше будет разница между показаниями сухого и влажного термометров. Зафиксировав показания сухого и влажного термометров, с помощью специальной психрометрической таблицы определяется относительная влажность воздуха.
На заметку: психрометр можно изготовить самостоятельно из двух термометров (что и было сделано в моей проектно-исследовательской работе). А психометрическую таблицу можно легко найти в сборниках задач по физике. В интернете тоже есть психометрическая таблица и по ней можно регулярно измерять и контролировать влажность воздуха в своей квартире. Допустимые значения влажности для человека 40-60%.
ПРИЛОЖЕНИЕ3
Социологический опрос «Что ты знаешь о пыли, и нужна ли сменная обувь в школе?»
Вопросы:
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МКОУ «РОСТОШИНСКАЯ СОШ»
«СМЕННАЯ ОБУВЬ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»
Сменную обувь носите
И здоровье своё берегите!
«Сменку» в школу ты носить не забывай,
Вирусы, микробы не распространяй!
Чтоб в спортзале было меньше пыли
Надо, чтобы чистыми кроссовки были!
Обувь сменную в портфель не клади!
В сумке специальной ты её носи!
Приходя из школы, «сменку» дома не бросай!
Влажной тряпкой свою обувь протирай!
Хризантема и Луковица
Развешиваем детские рисунки дома
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
У меня в портфеле
Астрономический календарь. Июнь, 2019