Физика — царица всех наук о природе!
Физика не женская наука. Все девушки ничего не понимают в физике и физика им не нужна и неинтересна. Физика нужна только юношам и мужчинам. Можно слышать от юношей. Такие высказывания, беспочвенны и необоснованны. Вот эту проблему девушки и решили решить и обосновать, и доказать что наука о природе Физика, нужна девушкам и юношам и всем людям на нашей Земле.
Физика (от др. - греч. φύσις — природа) — область естествознания. Наука, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира. Законы физики лежат в основе всего естествознания.
Термин «физика» впервые появился в сочинениях одного из величайших мыслителей древности — Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры. Первоначально термины «физика» и «философия» были синонимичны, поскольку в основе обеих дисциплин лежало стремление объяснить законы функционирования Вселенной. Однако в результате научной революции XVI века физика выделилась в отдельное научное направление.
В русский язык слово «физика» было введено М. В. Ломоносовым, издавшим первый в России учебник физики — свой перевод с немецкого языка учебника «Вольфианская экспериментальная физика» Х. Вольфа (1746). Первым оригинальным учебником физики на русском языке стал курс «Краткое начертание физики» (1810), написанный П. И. Страховым.
В настоящее время предмет «Физика» является одним из самых сложных предметов в школе и среднем специальном учебном заведении. Учащимся нужно доказать, что в современном мире значение физики чрезвычайно велико. Всё то, чем отличается современное общество от общества прошлых веков, появилось в результате применения на практике физических открытий. Так, исследования в области электромагнетизма привели к появлению телефонов и позже мобильных телефонов, открытия в термодинамике позволили создать автомобиль, развитие электроники привело к появлению компьютеров. В основе физических исследований лежат наблюдения, которые описываются не только в научной и технической .
Идею с темой проекта дали сами дети, так как, смотря познавательную передачу по телевизору «Архимед», один юноша узнал, что все ученые в основном мужчины и открытия по Физике сделали тоже они. И на уроке физики между ним и девушками возник спор. Этот спор я как учитель предложила им решить его с помощью исследовательского проекта: « Физика нужна ли она девушкам?».
Физика – это наука о живой и неживой природе. Использовать в жизни полученные знания по Физике.Можно ли прожить на Земле без Физики, конечно нет.
Актуальность заключается в том, что работа над проектом способствует приобщению детей к науке «Физика», воспитанию интереса к предмету. Обогащает опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и вызывает желание изучать и учить такой предмет в школе как Физика. Это позволяет научить детей видеть себя умными и научными потомками и наследниками России.
Вложение | Размер |
---|---|
mkou.doc | 279 КБ |
МКОУ «Ростошинская СОШ»
Исследовательский проект по физике:
«Физика, нужна ли она девушкам?».
Номинация: «Наука и техника»
Работу выполнили ученики 9 класса:
1 Попова Любовь Алексеевна
2 Петрина Анна Борисовна
3 Левина Евгения Эдуардовна
4 Мальцева Елизавета Николаевна
5 Пастушкова Анна Михайловна
6 Шестопалова Елизавета Николаевна
7 Масликова Светлана Геннадьевна
8 Скачкова Ксения Анатольевна
9 Савинков Данила Александрович
Руководитель: учитель физики
Стебунова Ольга Анатольевна
2018-2019 у.г.
Содержание
1 Введение.
2 Постановка проблемы.
3 Гипотеза.
4 Актуальность проекта. Тип проекта. Вид проекта.
Продолжительность проекта. Возраст учащихся.
5 Цель.
6 Задачи.
7 Реализация проекта.
8 Объект исследования
9 Методы исследования
10 Подготовительный этап
11 Исследовательский этап
12 План
Фотографии на слайдах в презентации к каждому разделу
Исследование
Женщины науки
Женщины космонавты
Исследование престижа технического образования среди девушек.
Нужна ли девушке Физика?
Один день из жизни девушки
Физика и аксессуары
Оптические явления в жизни девушки
Физика в косметологии
Физика в ванной комнате
Физика на кухне
Физика в шкафу
Физика и автомобиль
Физика в парикмахерской
Физика в офисе
Физика и стирка белья
Физика и влажная уборка, бытовые электроприборы
13 Оценка результатов и процесса проектной деятельности
14 Заключение
15 Выступления учащихся с проектом
16 Список литературы
Физика — царица всех наук о природе!
Введение
Физика (от др. - греч. φύσις — природа) — область естествознания. Наука, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира. Законы физики лежат в основе всего естествознания.
Термин «физика» впервые появился в сочинениях одного из величайших мыслителей древности — Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры. Первоначально термины «физика» и «философия» были синонимичны, поскольку в основе обеих дисциплин лежало стремление объяснить законы функционирования Вселенной. Однако в результате научной революции XVI века физика выделилась в отдельное научное направление.
В русский язык слово «физика» было введено М. В. Ломоносовым, издавшим первый в России учебник физики — свой перевод с немецкого языка учебника «Вольфианская экспериментальная физика» Х. Вольфа (1746). Первым оригинальным учебником физики на русском языке стал курс «Краткое начертание физики» (1810), написанный П. И. Страховым.
В настоящее время предмет «Физика» является одним из самых сложных предметов в школе и среднем специальном учебном заведении. Учащимся нужно доказать, что в современном мире значение физики чрезвычайно велико. Всё то, чем отличается современное общество от общества прошлых веков, появилось в результате применения на практике физических открытий. Так, исследования в области электромагнетизма привели к появлению телефонов и позже мобильных телефонов, открытия в термодинамике позволили создать автомобиль, развитие электроники привело к появлению компьютеров. В основе физических исследований лежат наблюдения, которые описываются не только в научной и технической
Проблема
Идею с темой проекта дали сами дети, так как, смотря познавательную передачу по телевизору «Архимед», один юноша узнал, что все ученые в основном мужчины и открытия по Физике сделали тоже они. И на уроке физики между ним и девушками возник спор. Этот спор я как учитель предложила им решить его с помощью исследовательского проекта: « Физика нужна ли она девушкам?».
.
Гипотеза
Физика – это наука о живой и неживой природе. Использовать в жизни полученные знания по Физике.Можно ли прожить на Земле без Физики, конечно нет.
Актуальность проекта
Актуальность заключается в том, что работа над проектом способствует приобщению детей к науке «Физика», воспитанию интереса к предмету. Обогащает опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и вызывает желание изучать и учить такой предмет в школе как Физика. Это позволяет научить детей видеть себя умными и научными потомками и наследниками России.
Тип проекта: научно-познавательный
Вид проекта: творческий, исследовательский
Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный, (учебный 2018-2019 год). Возраст учащихся: 15-18 лет
Цель: доказать, что физика – наука, необходимая как юношам, так и девушкам.
Использование исследовательских методов по физике. Развивать любознательность.
Узнать огромные возможности науки физики.
Задачи: для достижения поставленной цели, были решены следующие задачи:
Реализация проекта
Подготовительный этап. Этапы работы над проектом.
Физика не женская наука. Все девушки ничего не понимают в физике и физика им не нужна и неинтересна. Физика нужна только юношам и мужчинам. Можно слышать от юношей. Такие высказывания, беспочвенны и необоснованны. Вот эту проблему девушки и решили решить и обосновать, и доказать что наука о природе Физика, нужна девушкам и юношам и всем людям на нашей Земле.
2.Планирование деятельности:
Основополагающий вопрос: Что мы знаем о Физике?
Выяснить, где можно найти информацию для работы над проектом
Прочитаем в энциклопедиях, журналах и художественной литературе.
Посещение библиотеки.
Посмотрим в интернете.
Узнаем на занятии.
Побеседуем дома с родителями.
3 Составлен план работы с учащимися:
• Сбор информации.
• Подбор иллюстративного материала.
• Отбор художественной литературы, физико-научного материала.
• Организованная и неорганизованная деятельность.
• Совместная и самостоятельная деятельность.
• Создание в группе мини- групп.
• Проект. Презентация проекта.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
1. Познавательно-исследовательская деятельность (сбор информации)
4. Были сформированы группы девушек по интересам.
История происхождения слова «Физика». Женщины ученые Женщины космонавты.
2. Вторая группа девушек искали интересную информацию в Интернете.
3. Третья группа девушек проводили анкетирование. Фотографировали.
4. Четвертая группа девушек выполняли эксперимент, оформляли проект.
5. Пятая группа – юноша: оформление и презентация проекта.
5. Взаимодействие со специалистами учителями (консультации)
Педагог-предметник по обучению грамоте
Педагог-предметник по информатике
Педагог-предметник по химии
Педагог-предметник по математике
Педагог-предметник по технологии
Педагог-предметник по истории
Педагог-предметник по физике
Педагог-предметник по астрономии
Объектом исследования являются: девушки 9-11 классов,15-17 лет и их образ жизни.
Методы исследования: в ходе работы использовались следующие методы.
Анализ, синтез, эксперимент, сравнение, обобщение.
Исследовательский этап
Исследование. Женщины науки.
Милева Марич
Существует немало женщин, сделавших открытия в области физики или математики.
Всего можно насчитать 42 великих женщины, внесших вклад в развитие технических наук.
Например, Милева Марич была не просто женой и матерью детей Эйнштейна, а и соавтором его важнейших трудов. Одни историки убеждены, что математические расчеты в трудах Эйнштейна выполнены Марич. Другие – что ей принадлежат нетрадиционные идеи, положенные в основу теории относительности. Третьи же полагают, что поддержка с женской стороны носила скорее эмоциональный, нежели интеллектуальный характер. В пользу Марич говорят и другие аргументы. В своих воспоминаниях об Эйнштейне известный советский физик, академик Абрам Федорович Иоффе утверждает, что в 1905 году видел те самые, подготовленные для «Аннален дер Физик», рукописи, о которых мы уже упоминали. И они были подписаны двумя именами: Эйнштейном и Марич. Однако при публикации, по неизвестным причинам, осталось лишь одно. Невольно настораживают и другие случаи: например, в Цюрихе Милева Марич спроектировала прибор для измерения слабого тока. А в заявке на патент в качестве авторов фигурировали почему-то только Альберт Эйнштейн и Иоганн Хабихт.
Софья Васильевна Ковалевская
Софья Васильевна Ковалевская ( 1850 – 1891 гг.) –выдающийся русский математик; первая в мире женщина – профессор и член – корреспондент Петербургской академии наук. Годы упорного труда закончились для Ковалевской тремя самостоятельными научными исследованиями. За эти работы в 1874 году Ковалевской была присуждена степень доктора философии “с наивысшей похвалой”. Ценой большого упорства и настойчивости, преодолев трудности, Софья Ковалевская получила высшее образование и даже ученую степень доктора. За границей она прославила себя рядом выдающихся открытий и в области математики стала знаменитостью. Ковалевская в 1883 году по предложению видного шведского ученого-математика профессора Миттаг-Леффлера заняла должность приват-доцента в Стокгольмском университете. В 1888 году С.Ковалевская закончила научную работу – “Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки”. Эта работа явилась подлинным научным триумфом Ковалевской. Она решила проблему, над которой ученые бились безуспешно в течении многих лет.
В 1889 году Ковалевской была присуждена еще одна премия, на этот раз Шведской академией наук, за вторую работу о вращении твердого тела.
П.Л.Чебышев в 1889 году совместно с академиками В.Г.Имшенецким и В.Я.Буняковским добился избрания Ковалевской членом-корреспондентом Российской академии наук. 10 февраля 1891 года на 42-м году жизни в расцвете своих творческих сил Софья Ковалевская скончалась от воспаления легких. Мир потерял крупнейшего математика, литератора, борца за раскрепощение женщин.
Работы Ковалевской внесли огромный вклад в теорию дифференциальных уравнений, теорию алгебраических функций, теоретическую и небесную механик
Софья Яновская
В 1924 году Софья Яновская приступает к занятиям в Институте красной профессуры. Здесь она интересуется историей, физикой и проблемами математики. Свою учебу в ИКП молодой ученый совмещает с работой в университете, где для студентов и аспирантов ведет семинары по физике, методологии математики и естествознания. В работе одного из таких семинаров принимали участие видные ученые ( А.Н.Колмогоров, И.Г.Петровский и др.). С.А.Яновская провела большую работу по повышению математической культуры в нашей стране, в особенности по вопросам методологии математики и логике. Так, с ее предисловиями и комментариями вышли “Основы теоретической логики” Д.Гильберта и В.Аккермана, “Введение в логику ” А.Тарского.
В 1950 году в результате исследований научного наследства Н.И.Лобачевского по вопросам оснований геометрии Софья Александровна выпустила в свет книгу “Передовые идеи Н.И.Лобачевского – орудие борьбы против идеализма в математике”. В этой книге она показывает, что великий русский ученый вел борьбу с произвольными допущениями в математике. В ходе этой борьбы он сформулировал аксиому параллельных прямых и создал более полную теорию параллельных линий.
За совокупность научных работ в 1931 году С.Яновской присуждено звание профессора, а в 1935 году, без защиты диссертации, - ученая степень доктора физико-математических наук.
Лиза Мейтнер
1938 года стала сотрудником Нобелевского института.
Работы Лизе Мейтнер относятся к областям ядерной физики и ядерной химии. Вместе с Отто Ганом Мейтнер разработала метод выделения продуктов aльфа-распада (1909), установила наличие моноэнергетических групп в спектрах бета-лучей (1911) и показала, что они являются результатом внутренней конверсии гамма-лучей, открыла протактиний (1918) и ряд других радиоактивных изотопов, исследовала ядерную изомерию, радиоактивные превращения, впервые описала и правильно интерпретировала эмиссию оже-электронов. В 1922-24 развила представления о дискретных энергетических состояниях ядра. В 1932 Мейтнер одна из первых осуществила ядерные превращения под действием нейтронов. В 1939 дала теоретическое объяснение (совместно с О. Фришем) опытов Гана и Фрица Штрассмана, которые в результате бомбардировки урана нейтронами обнаружили среди продуктов ядерной реакции барий. Мейтнер объяснила наблюдаемое явление как новый тип расщепления атома - деление ядра урана на два осколка, введя тем самым термин "деление" в ядерную физику и предсказала существование цепной ядерной реакции деления.
Мария Склодовская-Кюри
Благодаря своим незаурядным способностям и трудолюбию, получает два диплома – по физике и математике. В 1895 году после бракосочетания с Пьером Кюри, сыном доктора Кюри, работает в лаборатории Пьера Кюри в Институте физики. 12 ноября 1903 года присуждена Нобелевская премия Пьеру и Марии Склодовской-Кюри за изучение явления радиоактивности.
7 ноября 1911 года присуждена Нобелевская премия года по химии Марии Склодовской-Кюри в знак признания её вклада в развитие химии, который она внесла открытием элементов радия и полония, за её эксперименты с этими элементами.
Нина Карловна Бари
Нина Карловна Бари (1901 – 1961 гг.) – советский математик, доктор физико-математических наук, профессор МГУ. В 1925 году Н.К.Бари блестяще окончила аспирантуру Московского университета, а в январе следующего года успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему “ О единственности тригонометрических разложений”. Степень доктора физико-математических наук ей присудили в 1935 году, когда она была уже известным ученым, имевшим большие заслуги в изучении тригонометрических рядов и теории множеств. С 1927 года она – член Французского и Польского математических обществ. Бывала несколько раз за границей. В 1927 году в Париже активно участвовала в семинаре академика Адамара. Через год, снова в Париже, ведет большую научно-исследовательскую работу. Нина Карловна представляла советскую математическую школу на международных математических конгрессах в Болонье (1928) и в Эдинбурге (1958). Она выступала с обзорными докладами и на различных математических конференциях и съездах у нас в стране.
Женщины космонавты
Валентина Владимировна Терешкова
В июне 1963 года о русской "Чайке" (позывной Терешковой) узнали во всех уголках планеты. Судьба простой девушки из крестьянской семьи, которая после окончания вечерней школы рабочей молодежи трудилась на ткацкой фабрике, а потом взлетела к звездам, стала "легендой о космической Золушке".Валентина Владимировна Терешкова родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области. С отличием окончив военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, стала кандидатом технических наук, профессором, автором более 50 научных работ. Имеет звание генерал-майора авиации, была депутатом Верховного Совета СССР, членом ЦК КПСС. В отряд космонавтов Валентина Терешкова была зачислена в 1962 году, где находилась до 1997 года. Еще во время работы и заочной учебы в техникуме Валентина увлеклась небом - занимаясь в местном аэроклубе, она совершила 163 прыжка с парашютом. Однако девушке хотелось летать - и она добилась зачисления в первый женский отряд космонавтов, где ее, в частности, научили управлять самолетом. РИА Новости» Нагрузка у женской группы из 5 человек была больше, чем у мужчин", - вспоминает Терешкова, уточняя, что вообще система подготовки в те годы была слишком жесткой. Но у всех "была одна сумасшедшая идея - во что бы то ни стало безукоризненно пройти подготовку и слетать". Мечта Терешковой осуществилась, однако космический полет, сделавший ее всемирно известной, едва не закончился трагедией. 14 июня 1963 года ракета вынесла на орбиту "Восток-5" с Валерием Быковским. Через день вслед за ним на "Востоке-6" планировали запустить Терешкову. Старт прошел без проблем. А вот о том, что произошло с кораблем после выхода на орбиту, Валентина Владимировна на днях рассказала впервые. Эй! Небо, сними шляпу!» В автоматической программе корабля была допущена неточность: он был сориентирован так, что, вместо того чтобы спускаться, напротив, поднимал орбиту. Я не приближалась к Земле, а с каждым витком от нее удалялась" - сказала Валентина Терешкова. Об этом Терешкова доложила Королеву. Только на второй день в систему заложили новые данные, и орбита стала выправляться. "Сергей Павлович попросил меня об этом не рассказывать. Вот я и хранила тайну десятки лет, - бесхитростно объяснила Валентина Владимировна. - А сейчас об этом появились сообщения, так что и я могу говорить свободно". За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1963 года лётчику-космонавту СССР Валентине Владимировне Терешковой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Светлана Евгеньевна Савицкая
В 1984-м году Светлана Савицкая первой из женщин вышла в открытый космос, проработав за пределами станции "Салют-7" 3 часа 35 минут. До того как стать космонавткой, Светлана установила три мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолетах.5 июля 1984 г. Летчик-космонавт С. Е. Савицкая совершила выход в открытый космос с борта станции «Салют-7», Она - первая женщина в мире, совершившая выход в открытый космос . С 19 по 27 августа 1982 года совершила свой первый полет в космос в качестве космонавта-исследователя корабля Союз Т-7. Работала на борту орбитальной станции Салют-7. Продолжительность полета составила 7 суток 21 час 52 минуты 24 секунды. С 17 по 25 июля 1984 года совершила свой второй полет в космос в качестве бортинженера корабля Союз Т-12. Во время работы на борту орбитальной станции Салют-7 25 июля 1984 года первой из женщин совершила выход в открытый космос. Время пребывания в открытом космосе составила 3 часа 35 минут. Продолжительность космического полета составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. За 2 рейса в космос налетала 19 суток 17 часов 7 минут.
Кондакова Елена Владимировна
Кондакова Елена Владимировна (р.30.03.1957 Мытищи Московской обл.). Космонавт Российского космического агентства (РКА). Герой Российской Федерации (1995). С 1980 г. работает в РКА "Энергия". Проходила подготовку к космическим полетам в РКК "Энергия" с 1989 г. После окончания курса в марте 1990 года ей была присвоена квалификация космонавта-исследователя. Первый полет на борту корабля «Союз ТМ-17» и орбитальной станции "МИР". Она провела в космосе 169 дней.(4 10.1994 - 22.03.1995). Совершила полет в составе экипажа "Атлантис" (STS-84) (15-24.05.1997). Награждена медалью "Герой России". В декабре 1999 г. избрана депутатом Госдумы по общефедеральному списку блока "Отечество - Вся Россия". Член Комитета по бюджету и налогам. Окончила МГТУ им. Баумана кафедру "Космические аппараты и ракеты-носители" в 1980 г.
Елена Владимировна была первой и на данный момент единственной российской женщиной-космонавтом (если не считать советских космонавтов Валентину Терешкову и Светлану Савицкую) и первой женщиной, совершившей длительный полёт в космос. Её первый полёт в космос состоялся 4 октября 1994 года в составе экспедиции Союз ТМ-20, возвращение на Землю — 22 марта 1995 года после 5-месячного полёта на орбитальной станции «Мир». Второй полёт Кондаковой — в качестве специалиста на американском корабле Атлантис (шаттл) (англ. Space Shuttle Atlantis) в составе экспедиции Атлантис STS-84 в мае 1997 года. В отряд космонавтов её включили в 1989 году.
Серова Елена Олеговна
Елена Олеговна Серова - вторая женщина в истории России, совершившая космический полет (четвертая с учетом полетов женщин в СССР). Имеет звание героя России. В последнее время занялась политической и государственной деятельностью. В 2016 году избиралась в Государственную думу Российской Федерации
Елена Серова родилась в 1976 году. Она появилась на свет в небольшом селе Воздвиженка, которое расположено на территории Приморского края. Ее отец был военнослужащим, поэтому тяга к дисциплине у нее была с самого детства. К тому же, семья постоянного меняла место жительства. Среднюю школу героиня нашей статьи окончила в Германии (отец Елены служил в Западной группе войск). Это случилось в 1993 году.
После этого Елена Серова перебралась в Москву, где поступила в столичный авиационный институт. Еще учась в вузе, начала активно подрабатывать по специальности. В частности, трудилась на должности техника в Научно-исследовательском институте низких температур при МАИ. В университете Елена Серова встретила своего будущего супруга - Марка Серова. В 2001 году она стала выпускницей аэрокосмического факультета. Получила специальность инженера. Первым делом начала работать в ракетно-космической корпорации "Энергия". Там уже три года работал и ее муж. В январе 2004 года у них родился первенец. Это была девочка. Рождение дочери не помешало Елене Серовой, фото которой есть в этой статье, получить второе высшее образование. Она окончила столичную Государственную академию приборостроения и информатики, на этот раз, получив квалификацию экономиста. Через год получила разряд инженера второй категории.
Мечта о космосе начала воплощаться в жизнь, когда в 2006 году ее зачислили кандидатом в космонавты отряда "Энергия". До этого она трудилась в Центре управления полетами. Решение было принято специальной комиссией, которая внимательно изучала все данные и биографию потенциальных покорителей космоса.
Уже в начале 2007 года будущий космонавт Елена Серова, биография которой представлена в статье, начала проходить двухгодичные курсы в Центре подготовки космонавтов, носящего имя первого человека, отправившегося в космос, Юрия Гагарина. В 2009 году она успешно прошла, все испытания и получила квалификацию космонавта-испытателя. В самом конце 2011 года еще одна межведомственная комиссия решила включить Серову в экипаж космического корабля "Союз". Ее назначили бортинженером. Подготовка к полету. В 2012-2014 годах Серова проходила подготовку к предстоящему полету в составе дублирующего экипажа МКС. Весь мир увидел ее в феврале 2014 года на торжественной церемонии открытия зимних олимпийских игр в Сочи. Серова получила почетное право вместе с другими космонавтами России и СССР поднять государственный флаг. Возглавлял делегацию покорителей космоса Сергей Крикале .
Окончательное утверждение Серовой бортинженером состоялось в марте 2014 года на Байконуре. Для этого собралась на заседание специальная государственная комиссия. Серова и дальше готовилась к вероятному полету сначала в качестве дублера, а затем и в составе основного экипажа МКС. В сентябре 2014 года ее окончательно утвердили в качестве бортинженера основного экипажа космического корабля "Союз". Полет в космос 26 сентября того же года космонавт Серова Елена Олеговна отправилась в свой первый в жизни полет. Она стартовала в качестве бортинженера на борту корабля "Союз", как это и планировалось изначально.
Весь мир, а особенно в России, следили за предстоящей состыковкой корабля с МКС, которая состоялась спустя всего пять часов и 46 минут после старта. Серова стала официальным членом космической экспедиции. Примечательно, что на протяжении 17 лет до этого женщин-россиянок в космос не отправляли. Более чем на полтора десятилетия эта привилегия оставалась исключительно за мужчинами. Космонавт Елена Серова исправила эту несправедливость. При этом она стала первой женщиной-россиянкой, прибывшей на Международную космическую станцию. Ее космический вояж продолжался до 12 марта 2015 года, когда она благополучно вернулась на Землю. Экспедиция была признана завершившейся успешно. Космический аппарат благополучно приземлился. Помимо Серовой, его пилотировали россиянин Александр Самокутяев и американец Барри Уилмор. Общая продолжительность пребывания в космосе Серовой составила 167 суток.
После того, как героиня нашей статьи вернулась на Землю, ей было присвоено звание Героя Российской Федерации, а также вручена почетная награда - медаль "Золотая Звезда". При этом она получила почетное звание летчика-космонавта Российской Федерации. Официальная церемония награждения состоялась в Кремле в одном из самых известных Екатерининских залов.
Вскоре после этого появилась информация, что Серова решила посвятить себя политике. В 2016 году она подала заявление на участие в предварительных выборах партии "Единая Россия".
После официального избрания в Государственную думу ее освободили от должности космонавта-испытателя по причине перехода в низшую палату Федерального собрания. С карьерой космонавта она покончила.. В данный момент Елена Серова продолжает работу в составе седьмого созыва Государственной думы.
Космонавт Елена Серова стала первой россиянкой, совершившей космический полет после распада СССР, она отправилась к Международной космической станции (МКС) в 2013 году.
Число женщин-космонавтов разных стран и их полётная активность
Страны | Число женщин-космонавтов | 1 полёт | 2 полёта | 3 полёта | 4 полёта | 5 полётов |
США | 46 | 15 | 10 | 9 | 6 | 6 |
Россия / СССР | 4 | 2 | 2 |
|
|
|
Канада | 2 | 1 | 1 |
|
|
|
Япония | 2 | 1 | 1 |
|
|
|
КНР | 2 | 2 |
|
|
|
|
Великобритания | 1 | 1 |
|
|
|
|
Франция | 1 |
| 1 |
|
|
|
Италия | 1 | 1 |
|
|
|
|
Республика Корея | 1 | 1 |
|
|
|
|
Итого: 9 | 60 | 24 | 15 | 9 | 6 | 6 |
Нужна ли девушке …. Физика????????? Вот вопрос!
Анкетирование девушек и юношей 9- 11 классов.
Исследование престижа технического образования среди девушек.
Цель исследования анкет – выяснить является ли техническое образование для девушки приоритетным и необходимость в знаниях законов физики в жизни. Участники исследования группа девушек 15-17 лет (9-11 класс школы) в количестве 53 человека. Анкета состояла из 5 вопросов.
Результаты исследования
1 считают престижным техническое образование для девушки – 23 человека;
2 выбрано не техническое направление для поступления – 37 человек;
3 средний бал успеваемости 3,5 и выше 4,5 – 42 человека;
4 знания о некоторых физических законах помогают в жизни – 37 человек;
5 девушка может освоить «мужскую» профессию – 47 человек.
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что: престиж технического образования в наше время значительно снизился среди девушек, всего лишь 7 человек поступают в технический ВУЗ. И не смотря на это, почти половина опрошенных девушек (23) считает престижным техническое образование и не выбрали техническое направление по каким – то иным причинам.
Один день из жизни девушки.
Легко представить один день из жизни девушки. Рассмотрим его по этапам. Что делает девушка в течение дня и где она применяет знания, полученные по Физике?
Физика и аксессуары.
Невозможно представить себе девушку без солнцезащитных очков. А ведь выбор очков - это целое искусство. Выбирая солнцезащитные очки, многие в первую очередь обращают внимание на оправу, а надо на линзу. Потому что, очки в первую очередь должны защищать глаза, уменьшая количество света. Обычно они поглощают около 70-80% лучей. Способность поглощать световой поток зависит не только от линзы (чем темнее линза, тем больше света она поглощает), но и от химического состава стекла. Стандартные линзы передают цвет без изменения, но некоторые линзы задерживают лучи только определенной части спектра, а это не всегда удобно. Стекла с добавлением серебра реагируют на ультрафиолетовые излучения и называются хамелеоны. Недавно был изобретен новый вид солнцезащитных очков- Polaroid. Уникальные поляризующие линзы Polaroid обеспечивают 100% защиту от ультрафиолетового излучения и раздражающих глаза бликов. Это двойная защита оберегает наши глаза от вредного воздействия и позволяет наслаждаться более чем четким видом окружающего мира. Две совершенно одинаковые пластинки из слегка затемнённого стекла или гибкого пластика, сложенные вместе, практически прозрачны. Но стоит повернуть какую-нибудь одну на 90о, как перед глазом окажется сплошная чернота. Это может показаться чудом: ведь каждая пластинка прозрачна при любом повороте. Однако внимательный взгляд обнаружит, что при определённых углах её поворота блики от воды, стекла и полированных поверхностей исчезают. Это же можно наблюдать, рассматривая экран компьютерного ЖК-монитора через пластинку: при её повороте яркость экрана меняется и при определённых положениях гаснет совсем. «Виновник» всех этих (и многих других) любопытных явлений — поляризованный свет. Поляризация — это свойство, которым могут обладать электромагнитные волны, в том числе видимый свет. природе существует множество колебательных процессов. Один из них — гармонические колебания напряжённостей электрического и магнитного полей, образующие переменное электромагнитное поле, которое распространяется в пространстве в виде электромагнитных волн. Волны эти поперечные — векторы е и н напряжённостей электрического и магнитного полей взаимно-перпендикулярны и колеблются поперек направления распространения волны.
Электромагнитные волны условно разделяют на диапазоны по длинам волн, образующих спектр. Наибольшую его часть занимают радиоволны с длиной волны от 0,1 мм до сотен километров. Небольшой, но очень важный участок спектра — оптический диапазон. Он делится на три области — видимую часть спектра, занимающую интервал приблизительно от 0,4 мкм (фиолетовый свет) до 0,7 мкм (красный свет), ультрафиолетовую (УФ) и инфракрасную (ИК), невидимые глазом. Поэтому поляризационные явления доступны непосредственному наблюдению только в видимой области.
Если колебания вектора напряжённости электрического поля е световой волны поворачиваются в пространстве случайным образом, волна называется неполяризованной, а свет — естественным. Если эти колебания происходят только в одном направлении, волна линейно-поляризована. Неполяризованную волну в линейно-поляризованную превращают при помощи поляризаторов — устройств, пропускающих колебания только одного направления.
Оптические явления в жизни девушки.
Может ли девушка заурядной внешности, умело использующая законы физики стать стройнее, моложе, красивее?
В нашем мире каждая среднестатистическая девушка для этого накладывает на себя множество разнообразных косметических средств. Но не все девушки умеют правильно пользоваться косметикой. В физике существует такое понятие, как оптические иллюзии. Они непосредственно играют главную роль в процессе накладывания макияжа, т. е коррекции лица.
Иллюзии оптические (обманы зрения) - ошибки в оценке и сравнении между собой длин отрезков, величин углов, расстояний между предметами, в восприятии формы предметов, рельефа и прочее, совершаемые наблюдателем при наличии определенных условий.
В макияже существует немалое количество таких иллюзий:
– всё, на чем задерживается взгляд – активно запоминается, кажется более значимым и больше. Т.е. чтобы увеличить размер какой-либо части лица – необходимо именно к ней привлечь внимание, и не стараться привлекать внимание к недостаткам. Банальный пример – акцент в макияже на глаза или на губы.
2.Иллюзия уменьшения/увеличения вертикали.
Для увеличения вертикали в макияже необходимо использовать более вертикальные линии (длинные волосы, высветляется средняя часть носа, более диагональные брови, отсутствие горизонтальных линий и делений в лице и цветовых пятен.
3. Иллюзия Мюллера-Лайера.
Отрезок, на концах которого находятся обращенные внутрь углы (на рисунке это отрезок 2) кажется короче отрезка, на концах которого углы, обращенные наружу (отрезок 1). В макияже: не падающие диагональные брови «вразлет» вытягивают лицо, а круглые брови делают лицо шире. Также эта иллюзия используется теми из нас, кто носит брюки клеш – такая форма зрительно делает ноги стройнее. А вот кто любит широкие штаны, еще и с выпирающими набитыми карманами в районе коленок – будьте готовы к тому, что визуально вы будете казаться полнее, нежели вы есть на самом деле.
4. Иллюзия острого угла.
В макияже квадратного и круглого лица надо делать акцент на глаза и губы (затемняются внешние уголки глаз и делаются активными губы), таким образом уменьшается зона щек, скул, челюсти.
Оптически - психологические иллюзии.
Наше восприятие предмета зависит также оттого, воспринимаем мы его отдельно/самостоятельно или одновременно с другими предметами. В зависимости от этого соседства может изменяться форма, размер, цвет самого рассматриваемого предмета.
Существуют такие психологические иллюзии:
1. Иллюзия контраста.
Меньший предмет рядом с большим кажется еще меньшим (разница формы, фактуры, цвета). Например, на рисунке слева изображен круг. Справа – совершенно такой же, но рядом с еще большим. Зеленый круг на рисунке слева, кажется больше, чем тот же зеленый круг на рисунке справа, т.к. он ни с чем не сопоставляется. Чем больше разница свойств сопоставляемых объектов – тем сильнее контраст (т.е. чем больше фиолетовый круг – тем меньше будет казаться зеленый круг рядом). Контраст имеет свойство максимального привлечения внимания, поэтому в тех зонах лица (фигуры), которые являются недостатком, не следует использовать контрасты.
2. Иллюзия уподобления.
Иллюзия, противоположная иллюзии контраста. Один предмет как бы уподобляется форме другого. На рисунке – два одинаковых круга бордового цвета. Только вокруг одного описана еще одна окружность – большая, а во второй круг наоборот вписана меньшая окружность. Несмотря на то, что бордовые круги совершенно одинаковые – зрительно левый кажется больше, чем правый, т.к. здесь включается иллюзия уподобления. Применение данной иллюзии в макияже: эту иллюзию можно использовать, когда необходимо приблизить лицо к идеалу, а разница с идеалом невелика.
3. Иллюзия повторения.
Если надо подчеркнуть какую-либо форму, линию, какое-либо свойство в лице или фигуре – его необходимо повторить в чем-либо.
Цвет помады, глаз, волос усиливается аксессуаром, лаком для ногтей.
Даже при изготовлении косметических средств физика играет важную роль. Например, косметика, которой пользуются женщины, сочетает в себе множество физических свойств. Возьмем, например, тушь для ресниц «Телескопик». Основное назначение телескопа – собрать в глазу наблюдателя как можно больше света и при необходимости увеличить угловые размеры наблюдаемого объекта. При наблюдении в телескоп небесных тел их угловые размеры увеличиваются, создается иллюзия того, что объект стал ближе, и ты можешь коснуться его рукой. Создателям туши для ресниц “Телескопик” хорошо знаком такой эффект, поэтому они и использовали рекламный слоган: “Ваши ресницы касаются звезд!”.Полярно-кристалическая пудра «Турмалин». Турмалин считается драгоценным камнем и в Японии называется электрическим, так как при соприкосновении с кожей способен вырабатывать слабый электрический ток, а при нанесении в виде пудры, может давать специфическое инфракрасное излучение, благотворно воздействующее на кожу.
Турмалин в своем составе содержит: магний, активизирующий обновление клеток кожи; железо, улучшающее микроциркуляцию и кремний, обладающий антиоксидантным действием.Оказывается что, оптические иллюзии присутствуют не только в макияже, но еще и в одежде, которая имеет не малую роль во внешнем виде девушки.
Формируя определенное зрительное восприятие фигуры, современный дизайнер использует различные способы и приемы. С одной стороны, он может придать фигуре определенный визуальный эффект (т.е. сделать полную фигуру стройнее, отвлечь внимание от проблемной зоны и т.д.) с помощью конструктивных и модельных линий. В этом случае широко используется свойство вертикальных линий (рельефов, декоративных швов и т.д.) и особое внимание уделяется моделированию воротников и выреза горловины, расположению мелких деталей (карманов, пат и т.д.). С другой стороны, того же эффекта можно достичь за счет использования свойств рисунка ткани (например, вертикальные полосы придают фигуре стройность, крупная клетка расширяет). В этом случае конструктивные линии уходят на второй план. Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели.
Вертикальное всегда кажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижней части. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Равные по длине юбка и блуза не воспринимаются глазом как равные. Длина юбки зрительно сдвигается немного вверх, и эта малая разница вносит беспокойство, так как глаза начинают сравнивать: что больше, а что меньше. Разница должна быть более явной, чтобы модель легко читалась глазом. То есть необходимо удлинить блузу или юбку.
Иногда случается так, что заполненное декором и деталями пространство костюма кажется больше, чем равное ему незаполненное. Поэтому лучше избежать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно увеличивать.
Расстояние между сторонами острого угла кажется больше, чем оно есть на самом деле, а расстояние между сторонами тупого угла недооценивается. В основном это касается оформления горловины. Широкий треугольный вырез горловины делает широкие плечи уже, а узкий и длинный, наоборот, расширяет.
Этот вид иллюзии рассмотрим на примере контраста форм, размеров и пластического рисунка. Маленькая форма рядом с большой еще больше уменьшается, а большая форма в окружении малых, кажется еще больше.
В дизайне костюма эта иллюзия используется очень широко. Например, в большой шляпе голова будет казаться меньше, чем в маленькой; тонкая шея, окруженная широким вырезом горловины, будет казаться еще тоньше, худая рука в широком рукаве - еще уже, а сильно затянутая талия при широких бедрах сделает их еще шире.
Суть этой иллюзии в том, что "подобное повторяется подобным", когда линии, размеры и формы повторяются. Например, квадратный вырез горловины подчеркивает квадратный подбородок, узкий вырез горловины еще сильнее сужает узкое лицо, горизонтальная линия кокетки расширяет широкие плечи.
Выбирая расположение полос на полосатой ткани (вертикальное или горизонтальное), можно, например, придать полной фигуре стройность, учитывая ширину, частоту и ритмичность полос.
При сложном расположении полос (например, под углом) важно учесть, что углы, образуемые встречными полосами, направленными острием вверх, сокращают ширину бедер полной фигуры. Углы, направленные острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже если сделать вертикальную вставку посередине.
Эта основанная на асимметрии иллюзия, к примеру, может создаваться тем, что левая половина костюма белая, правая - черная, левый рукав - черный, а правый - белый. Благодаря делению по вертикали можно сократить объем полной фигуры, придав ей некоторую стройность и динамичность.
Такой эффект наиболее часто встречается в моделях стиля "оп-арт". Например, крупная клетка постепенно становится меньше и как будто уходит в пространство. Причем та часть, на которой расположена крупная клетка, кажется больше и объемнее, чем та, на которой клетка становиться меньше.
Поэтому если женщина хочет привлекать внимание к какой либо части фигуры, она не должна располагать на ней участки ткани с крупным рисунком. Лучше расположите мелкий узор, а крупный, нарастая, мягко переведет внимание на другую часть фигуры.
Если мы хотим скрыть определенный недостаток фигуры, то внимание лучше направить на другое место в одежде или же подчеркнуть достоинства внешности. Например, при "тяжелом" низе фигуры внимание лучше привлечь к декоративному оформлению шеи, плечевого пояса и т.д.
Оно состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим, чем черный квадрат на белом фоне.
Любопытно отметить, что, зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.
Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный визуальный эффект. А сделать это помогает физика.
Физика в косметологии.
Для того чтобы выглядеть привлекательнее девушки идут на такие радикальные меры, как эпиляция. В наше время существует множество видов эпиляции таких, как:
-Лазерная эпиляция- разрушение волос под действием концентрированного луча света.
-Ультразвуковая эпиляция- воздействие на луковицы волос с помощью ультразвуковых колебаний.
-Электроэпиляция- осуществляется путем введения электрода в волосяную луковицу и пропускания через нее электрического тока (законы электрического тока).
Девушки, часто посещающие косметический кабинет знают, что недавно ученые изобрели новый вид косметических процедур, позволяющий девушкам все время держать себя в отличной косметической форме. Такой вид процедур называется «Ионофорезом».
"Ионофорез" означает дословно "транспортировка ионов". Основу косметического ионофореза составляют свойства электрического тока. Уже несколько десятилетий назад было показано, что при воздействии на кожу тока низкой силы и напряжения изменяются свойства клеточных мембран, многие биохимические процессы протекают активнее, повышается проницаемость кожного покрова. На этом фоне использование косметических средств приводит к образованию заряженных частиц - ионов. Ионизированные активные компоненты косметики заполняют протоки сальных и потовых желез, проникая глубоко в кожный покров по средствам диффузии (до 2-5 мм, в то время как неионизированным средствам "под силу" преодолеть лишь доли миллиметров). Ионизированная косметика оказывает более эффективное действие, чем при простом нанесении средства на кожу.
Во время ионофореза электрический ток ( Сила тока, Напряжение, Сопротивление, закон Ома) в комплексе с ионизированной косметикой стимулирует нервные окончания кожи. Импульсы передаются в мозг, и локальные косметические эффекты подкрепляются общим улучшением самочувствия.
Физика в ванной комнате.
Все девушки рано утром, под звуки будильника, нехотя встают с постели и собираются в школу и на работу. Встав, первым же делом они идут в ванную комнату, где готовят себя к рабочему дню. Сначала они умываются, стоя перед зеркалом и понимая, что зеркальное отражение- отражение, при котором, пучок света, падающий на поверхность, отражается ею так же в виде пучка, и что физический принцип работы зеркала состоит в отражении попадающих на него лучей, т. е. когда на объект падает световой поток, часть его поглощается, а часть отражается. Закон отражения света. При этом отраженный поток света несет информацию об объекте. Изображение предмета в плоском зеркале образуется за зеркалом, т. е. там, где предмета на самом деле нет, на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед зеркалом. Предмет и его изображение в плоском зеркале представляют собой симметричные фигуры. Например, зеркальное изображение правой руки представляет собой как будто бы левую руку. Положение оптического изображения, даваемого зеркалом, может быть определено по законам геометрической оптики, оно зависит от формы поверхности зеркала и положения изображаемого предмета. Максимально допустимая величина микронеровностей поверхности определяется назначением зеркала: для астрономических и некоторых лазерных зеркал она не должна превышать 0,1 наименьшей длины волны (λ min) падающего на зеркало излучения. Изображение в плоском зеркале формируется всеми лучами, идущими от источника и отражающимися от зеркала, поэтому если закрыть часть плоского зеркала непрозрачной тканью, то изображение будет формироваться всеми остальными лучами.
Для чистки зубов девушки использует зубную щетку с длинной ручкой потому что, она знает, что ручка представляет собой рычаг второго рода (нагрузка приложена между точкой опоры и точкой приложения силы, можно увидеть при изучении работы, щипцов для колки орехов и садовой тачки). Длина ручки позволяет применять меньшую силу согласно условию равновесия рычага : где h – высота наклонной плоскости, l – длина её основания.
После умывания девушки принимают душ. Стоя в душевой камере и распевая свои любимые песни, она знает, что звуковые волны - упругие волны, способные вызвать у человека слуховые ощущения. Человеческое ухо способно воспринимать механические колебания, происходящие с частотой в диапазоне 16 до 20000 Гц. В комнате, в которой она находится, стены и потолок имеют гладкую поверхность так же в комнате минимальное количество предметов поэтому, ее голос звучит так громко, ведь звуковые волны по-особому отражаются от прочных твердых предметов. Рассмотрим подробнее распространение звуковой волны. Представим себе, что звуковая волна выходит изо рта и движется по направлению к стене. Как только звуковая волна ударяется о стенку, молекулы воздуха, который до того совершал колебательное движение, резко тормозятся и воздух сжимается, после чего, наподобие пружины, отталкивается назад, то есть отражается, и начинает двигаться в обратном направлении. Вскоре волна достигает противоположной стены и снова отражается. Тем временем изо рта, поющего человека выходят все новые звуковые волны и добавляются к общему звуку. Эти новые создаваемые нами колебания, сложившись с волнами, отраженными от стен, увеличат силу колебаний и тем самым сделают звук значительно громче, чем он был бы в обычных условиях. На улице, на просторе звуки попросту разойдутся во всех направлениях, так и не отразившись, не вернувшись к нашему уху. Стены же ванной комнаты или душевой кабинки образуют хорошую отражательную поверхность.
Другая причина связана с различием между музыкальным звуком и простым шумом.. Колебания же с более низкими или с более высокими частотами для человеческого уха неслышимы.
Физика на кухне.
Приняв утром душ, девушка идет на кухню, готовить завтрак, обед .
Проявление закона Архимеда
.Приготовившись сварить курицу, девушка наполняет кастрюлю водой примерно наполовину или на ¾ в зависимости от размера курицы. Погружая тушку в кастрюлю с водой, она замечает, что вес курицы в воде заметно уменьшается, а вода поднимается к краям кастрюли. Это явление объясняется выталкивающей силой или законом Архимеда. В этом случае на тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объеме погруженной части тела. Эта сила называется силой Архимеда, как и сам закон, объясняющий это явление.
Теплопроводность.
Одно из самых частых явлений на кухне, которое мы можем наблюдать — это нагрев чайника или воды в кастрюле. Теплопроводность — это передача теплоты через движение частиц, когда есть разница (градиент) температуры. Среди видов теплопроводности есть и конвекция. В случае одинаковых веществ, у жидкостей теплопроводность меньше, чем у твердых тел, и больше по сравнению с газами. Теплопроводность газов и металлов возрастает с повышением температуры, а жидкостей — уменьшается. С конвекцией мы сталкиваемся постоянно, помешиваем ли мы ложкой суп или чай, или открываем окно, или включаем вентиляцию для проветривания кухни. Конвекция — от латинского convectiō (перенесение) — вид теплообмена, когда внутренняя энергия газа или жидкости передается струями и потоками. Различают естественную конвекцию и принудительную. В первом случае слои жидкости или воздуха сами перемешиваются при нагревании или остывании. А во втором случае — происходит механическое перемешивание жидкости или газа — ложкой, вентилятором или иным способом
Диффузия.
С этим явлением на кухне мы сталкиваемся постоянно. Его название образовано от латинского diffusio — взаимодействие, рассеивание, распространение. Это процесс взаимного проникновения молекул или атомов двух граничащих веществ. Скорость диффузии пропорциональна площади поперечного сечения тела (объему), и разности концентраций, температур смешиваемых веществ. Если есть разница температуры, то она задает направление распространения (градиент) — от горячего к холодному. В итоге происходит самопроизвольное выравнивание концентраций молекул или атомов. Это явление на кухне можно наблюдать при распространении запахов. Благодаря диффузии газов, сидя в другой комнате, можно понять, что готовится. Как известно, природный газ не имеет запаха, и к нему примешивают добавку, чтобы легче было обнаружить утечку бытового газа. Если с первого раза конфорка не загорелась, то мы можем чувствовать специфический запах, который с детства мы знаем, как запах бытового газа. А если бросить в кипяток крупинки чая или заварной пакетик и не размешивать, то можно увидеть, как распространяется чайный настой в объеме чистой воды. Это диффузия жидкостей. Примером диффузии в твердом теле может быть засолка помидор, огурцов, грибов или капусты. Кристаллы соли в воде распадаются на ионы Na и Cl, которые, хаотически двигаясь, проникают между молекулами веществ в составе овощей или грибов.
Смена агрегатного состояния.
Мало кто из нас замечал, что в оставленном стакане с водой через несколько дней испаряется такая же часть воды при комнатной температуре, как и при кипячении в течение 1−2 минут. А замораживая продукты или воду для кубиков льда в холодильнике, мы не задумываемся, как это происходит. Между тем, эти самые обыденные и частые кухонные явления легко объясняются. Жидкость обладает промежуточным состоянием между твердыми веществами и газами. При температурах, отличных от кипения или замерзания, силы притяжения между молекулами в жидкости не так сильны или слабы, как в твердых веществах и в газах. Поэтому, например, только получая энергию (от солнечных лучей, молекул воздуха комнатной температуры) молекулы жидкости с открытой поверхности постепенно переходят в газовую фазу, создавая над поверхностью жидкости давление пара. Скорость испарения растет при увеличении площади поверхности жидкости, повышении температуры, уменьшении внешнего давления. Если температуру повышать, то давление пара этой жидкости достигает внешнего давления. Температуру, при которой это происходит, называют температурой кипения. Температура кипения снижается при уменьшении внешнего давления. Поэтому в горной местности вода закипает быстрее.
Поверхностное натяжение.
.Многие помнят опыты с пленками жидкостей, которые показывали на уроках физики в школе. Небольшую проволочную рамку с одной подвижной стороной опускали в мыльную воду, а затем вытаскивали. Силы поверхностного натяжения в образовавшейся по периметру пленке поднимали нижнюю подвижную часть рамки. Чтобы сохранить ее неподвижной, к ней подвешивали грузик при повторном проведении опыта. Это явление можно наблюдать в дуршлаге — после использования в дырочках дна этой кухонной посуды остается вода. Такое же явление можно наблюдать после мойки вилок — на внутренней поверхности между некоторыми зубьями также есть полоски воды. Физика жидкостей объясняет это явление так: молекулы жидкости настолько близки друг к другу, что силы притяжения между ними создают поверхностное натяжение в плоскости свободной поверхности. Если сила притяжения молекул воды пленки жидкости слабее силы притяжения к поверхности дуршлага, то водная пленка разрывается. Также силы поверхностного натяжения заметны, когда мы будем сыпать в кастрюлю с водой крупу или горох, бобы, или добавлять круглые крупинки перца. Некоторые зерна останутся на поверхности воды, тогда как большинство под весом остальных опустятся на дно. Если кончиком пальца или ложкой слегка надавить на плавающие крупинки, то они преодолеют силу поверхностного натяжения воды и опустятся на дно.
Смачивание и растекание
. На кухонной плите с жировой пленкой пролитая жидкость может образовать маленькие пятна, а на столе — одну лужицу. Все дело в том, что молекулы жидкости в первом случае сильнее притягиваются друг к другу, чем к поверхности плиты, где есть несмачиваемая водой жировая пленка, а на чистом столе притяжение молекул воды к молекулам поверхности стола выше, чем притяжение молекул воды между собой. В результате лужица растекается. Это явление также относится к физике жидкостей и связано с поверхностным натяжением. Как известно, мыльный пузырь или капли жидкости имеют шарообразную форму из-за сил поверхностного натяжения. В капле молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильней, чем к молекулам газа, и стремятся внутрь капли жидкости, уменьшая площадь ее поверхности. Но, если есть твердая смачиваемая поверхность, то часть капли при соприкосновении растягивается по ней, потому что молекулы твердого тела притягивают молекулы жидкости, и эта сила превосходит силу притяжения между молекулами жидкости. Степень смачивания и растекание по твердой поверхности будет зависеть от того, какая сила больше — сила притяжения молекул жидкости и молекул твердого тела между собой или сила притяжения молекул внутри жидкости. Это физическое явление с 1938 года широко стали использовать в промышленности, в производстве бытовых товаров, когда в лаборатории компании DuPont был синтезирован материал Teflon (политетрафлуороэтилен). Его свойства используются не только в изготовлении посуды с антипригарным покрытием, но и в производстве непромокаемых, водоотталкивающих тканей и покрытий для одежды и обуви. Teflon отмечен в «Книге рекордов Гинесса» как самая скользкая субстанция в мире. Он имеет очень низкое поверхностное натяжение и адгезию (прилипание), не смачивается ни водой, ни жирами, ни многими органическими растворителями.
Теплопроводность
Одно из самых частых явлений на кухне, которое мы можем наблюдать — это нагрев чайника или воды в кастрюле. Теплопроводность — это передача теплоты через движение частиц, когда есть разница (градиент) температуры. Среди видов теплопроводности есть и конвекция. В случае одинаковых веществ, у жидкостей теплопроводность меньше, чем у твердых тел, и больше по сравнению с газами. Теплопроводность газов и металлов возрастает с повышением температуры, а жидкостей — уменьшается. С конвекцией мы сталкиваемся постоянно, помешиваем ли мы ложкой суп или чай, или открываем окно, или включаем вентиляцию для проветривания кухни. Конвекция — от латинского convectiō (перенесение) — вид теплообмена, когда внутренняя энергия газа или жидкости передается струями и потоками. Различают естественную конвекцию и принудительную. В первом случае слои жидкости или воздуха сами перемешиваются при нагревании или остывании. А во втором случае — происходит механическое перемешивание жидкости или газа — ложкой, вентилятором или иным способом.
Электромагнитное излучение
Микроволновку иногда называют сверхвысокочастотной печью, или СВЧ-печью. Основной элемент каждой микроволновки — магнетрон, который преобразует электрическую энергию в сверхвысокочастотное электромагнитное излучение частотой до 2,45 гигагерц (ГГц). Излучение разогревает еду, взаимодействуя с ее молекулами. В продуктах есть дипольные молекулы, содержащие на противоположных своих частях положительные электрические и отрицательные заряды. Это молекулы жиров, сахара, но больше всего дипольных молекул в воде, которая содержится почти в любом продукте. СВЧ-поле, постоянно меняя свое направление, заставляет с высокой частотой колебаться молекулы, которые выстраиваются вдоль силовых линий так, что все положительные заряженные части молекул «смотрят», то в одну, то в другую сторону. Возникает молекулярное трение, выделяется энергия, что и нагревает пищу.
Индукция.
На кухне все чаще можно встретить индукционные плиты, в основе работы которых заложено это явление. Английский физик Майкл Фарадей открыл электромагнитную индукцию в 1831 году и с тех пор без нее невозможно представить нашу жизнь. Фарадей обнаружил возникновение электрического тока в замкнутом контуре из-за изменения магнитного потока, проходящего через этот контур. Известен школьный опыт, когда плоский магнит перемещается внутри спиралеобразного контура из проволоки (соленоида), и в ней появляется электрический ток. Есть и обратный процесс — переменный электроток в соленоиде (катушке) создает переменное магнитное поле. По такому же принципу работает и современная индукционная плита. Под стеклокерамической нагревательной панелью (нейтральна к электромагнитным колебаниям) такой плиты находится индукционная катушка, по которой течет электроток с частотой 20−60 кГц, создавая переменное магнитное поле, наводящее вихревые токи в тонком слое (скин-слое) дна металлической посуды. Из-за электрического сопротивления посуда нагревается. Эти токи не более опасны, чем раскаленная посуда на обычных плитах. Посуда должна быть стальной или чугунной, обладающей ферромагнитными свойствами (притягивать магнит, магнитное поле).
Преломление света.
Угол падения света равен углу отражения, а распространение естественного света или света от ламп объясняется двойственной, корпускулярно-волновой природой: с одной стороны — это электромагнитные волны, а с другой — частицы-фотоны, которые двигаются с максимально возможной во Вселенной скоростью. На кухне можно наблюдать такое оптическое явление, как преломление света. Например, когда на кухонном столе стоит прозрачная ваза с цветами, то стебли в воде как бы смещаются на границе поверхности воды относительно своего продолжения вне жидкости. Дело в том, что вода, как линза, преломляет лучи света, отраженные от стеблей в вазе. Подобное наблюдается и прозрачном стакане с чаем, в который опущена ложка. Также можно видеть искаженное и увеличенное изображение фасоли или крупы на дне глубокой кастрюли с прозрачной водой.
Электромагнитное излучение.
Микроволновку иногда называют сверхвысокочастотной печью, или СВЧ-печью. Основной элемент каждой микроволновки — магнетрон, который преобразует электрическую энергию в сверхвысокочастотное электромагнитное излучение частотой до 2,45 гигагерц (ГГц). Излучение разогревает еду, взаимодействуя с ее молекулами. В продуктах есть дипольные молекулы, содержащие на противоположных своих частях положительные электрические и отрицательные заряды. Это молекулы жиров, сахара, но больше всего дипольных молекул в воде, которая содержится почти в любом продукте. СВЧ-поле, постоянно меняя свое направление, заставляет с высокой частотой колебаться молекулы, которые выстраиваются вдоль силовых линий так, что все положительные заряженные части молекул «смотрят», то в одну, то в другую сторону. Возникает молекулярное трение, выделяется энергия, что и нагревает пищу.
Физика в шкафу
Позавтракав, девушка пошла одеваться. Она стала выбирать сегодняшний наряд. Достав из шкафа два умопомрачительных платья, начала ломать себе голову, выбирая одно. Немного подумав, она выбрала платье из очень красивой, переливающейся ткани, и тут же у нее возник вопрос. А почему эта ткань блестит??? Вот вопрос. Ответ подсказала физика. Да потому что ткань блестит, если нити в ней расположены в правильном порядке параллельно друг другу и как бы образуют на поверхности ткани бороздки. Под определенными углами такая ткань довольно сильно отражает падающий на нее свет(закон отражения света). Ткань в данном случае представляет собой дифракционную решетку с определенным периодом ( явление дифракции, интерференции).
Затем у девушки возник еще один вопрос, какую обувь ей выбрать, а главное какова должна быть высота каблука? Не задумываясь, она выбрала сапоги на не очень высоком каблуке (давление). Она прекрасно понимала, что надевая их, она приводит в действие десятки законов физики( сила трения, …) и математических формул, начиная с теоремы Пифагора (где высота каблука становится меньшим катетом). И заканчивая использованием первого закона Ньютона.
Физика и автомобиль.
Все девушки любят водить машину. Девушка садится в свою машину и едет на работу. Она знает, что именно сила трения покоя разгоняет автомобиль, сила трения качения катит колеса, а сохраняет скорость первый закон Ньютона. При движении автомобиля колеса не проскальзывают относительно дороги, и между шинами и поверхностью дороги возникает сила трения покоя. Как легко видеть, она направлена в сторону движения автомобиля. Величина этой силы не может превосходить максимального значения трения покоя. Поэтому если на скользкой дороге резко нажать на газ, то автомобиль начнет буксовать. Если нажать на тормоза, то вращение колёс прекратится, и автомобиль будет скользить по дороге. Сила трения изменит своё направление и начнёт тормозить автомобиль. Приехав в нужное место, она останавливает автомобиль, и вдруг в голове у нее возникает вопрос, почему моя машина остановилась, если двигатель в этот момент был выключен? По закону Ньютона на катящийся по инерции автомобиль должна действовать тормозящая сила, которой на практике является сопротивление воздуха и трение автомобильных шин о поверхность шоссе. Они-то и сообщают автомобилю отрицательное ускорение до тех пор, пока он не остановиться. Значительную роль в трении играют шины, покрытие дороги делают шероховатым, наносят на поверхность шины рельефные рисунки (протекторы). Вспомним, как трудно идти по скользкой дороге или как буксует автомобиль, стоящий на льду или в грязи: колёса проскальзывают на месте, хотя мотор исправно вращает их. В 1781 году Шарль Кулон, изучая трение деталей и верёвок, которые в то время были существенными частями механизмов, экспериментально становил, что сила трения Fтр. прямо пропорционально прижимающей силе N( сила реакции опоры).
Fтр. = μ N; N=Fтяж.
Fтр = μmg
Коэффициент пропорциональности μ – коэффициент трения – определяется шероховатостью соприкасающихся поверхностей; для более гладких поверхностей он меньше ( мю величина табличная).
Физика в парикмахерской.
Проезжая мимо парикмахерской, девушка решила слегка подкорректировать свой внешний вид. Сделав прическу, макияж,
Первым делом она собралась делать укладку. Делая прическу на голове, она вспомнила, что ее волос обладает такими физическими и механическими свойствами, как:
• гигроскопичность (сухой волос имеет около 18% влажности);
• капиллярность, то есть способность впитывания и переноса жидкостей и жидких тел;
• стабильность и прочность, которые позволяют проводить на волосах определенные химические, физические и механические операции;
• чувствительность к щелочам;
• эластичность и растяжимость, которые имеют весьма существенное значение в работе над волосом.
Для изменения цвета волос ученые разработали такую удивительная процедуру, которая называется «элюминирование».
Она разрабатывалась около пяти лет японскими технологами и до сих пор не имеет аналогов. Сама краска «работает» на физическом уровне: отрицательно заряженные молекулы элюмена притягиваются к положительно заряженным молекулам волоса. Его внутренние поры закрываются, кутикулы выравниваются, что моментально дает вашим локонам восхитительный блеск, разглаживает неровную поверхность волос, придает им максимальный объем. Можно проводить как окрашивание «тон в тон», чтобы подчеркнуть глубину натуральных оттенков, так и поэкспериментировать с яркими, сочными тонами
Действие препаратов Elumen основано на принципах физики, что гарантирует невероятную стойкость цвета. Новая краска для волос и ряд дополнительных препаратов по уходу за элюминированными волосами помогут добиться оптимальных результатов, качества и стойкости окрашивания.
Физика на работе, в офисе.
Если наша девушка работает секретарем в одной из фирм, и как все секретари с самого раннего утра она приносит своему начальнику чашечку горячего кофе с молоком
( явление диффузии, теплопередача, температура). Сначала она наливает в кружку горячий кофе, но не сразу, же разбавляет его холодным молоком. Она знает, что по закону термодинамики теплообмен между телами идет тем интенсивнее, чем больше разница их температур. Так, как вся энергия кофе переходит в молоко, то можно составить уравнение теплового баланса. Если молоко не добавлять сразу, кофе будет остывать быстрее. Еще она знает, что здесь так же присутствует один из видов теплопередачи - конвекция: перенос энергии струями жидкости или газа. Нагретые слои жидкости более легкие и менее плотные вытесняются вверх более тяжелыми (холодными слоями).
Взглянув на чашку с кофе, девушка увидела странные узоры, как- будто бы поверхность кофе испещрена какими-то многоугольниками. Она знала, что если температура внизу жидкости значительно выше, чем в верхних слоях, то жидкость становится не устойчивой, и в ней образуются конвекционные потоки (конвекция), в которых более горячая жидкость поднимается вверх, и более холодная – опускается вниз. При этом могут возникать изображенные на рисунке структуры. Например, горячая жидкость поднимается вверх внутри шестиугольной ячейки, а холодная опускается вниз по краям ее, смежным с др. ячейками. Для заданной разности температур и данной жидкости можно теоретически предсказать, какие из этих структур (колец или многоугольников) соответствуют появлению устойчивого потока. На поверхности кофе ячейки становятся видимыми отчасти из-за крошечных капелек, взвешенных в восходящих потоках горячей жидкости. Наэлектризованная расческа разгоняет капельки, нарушая правильную форму ячеек.
Физика стирки белья.
На этом ее день не кончился. На работе, во время завтрака девушка посадила жирное пятно на свое любимое платье и ей срочно надо было его постирать. Она положила испачканное платье в таз (платье не годилось для машинной стирки) положила кусочек хозяйственного мыла и налила в таз горячей воды. Она знала, что через некоторое время пятно исчезнет, потому что здесь участвует явление смачивания (наступает, когда притяжения между молекулами ткани и жидкости больше, чем самой ткани). Мыло помогает отрывать загрязнения от ткани, так как обладает хорошей смачиваемой способностью. Моющая жидкость легко проникает в поры ткани и между грязью и отстирываемой поверхностью. Поверхность ткани и частицы грязи обволакиваются тонкой пленкой мыла, при этом уменьшается сцепление частиц грязи между собой и тканью. При перетряхивании ткани мыльная плёнка попадает под загрязнения, налипшие на ткань. Молекулы мыла образуют тонкую пленку, которая обладает высокой механической прочностью. Каждый раствор имеет свой коэффициент поверхностного натяжения. По показаниям динамометра можно определить силу поверхностного натяжения.
Физика и влажная уборка помещения, бытовые электроприборы
1. Правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.
Жилое помещение необходимо убирать ежедневно, проветривать комнату, мыть или вытирать пыль, чистить или вытряхивать дорожки, паласы, ковры на полу.
При ежедневной уборке:
В конце сухой уборки протирают пол влажной тряпкой или подметают его влажным веником. После уборки необходимо почистить инвентарь, вынести мусор.
Виды уборки помещений.
2. Пылесос. Устройство. Правила пользования.
Загадка. Угадай, о чем речь:
Он с хоботом резиновым, С желудком парусиновым
Загудит его мотор, Он глотает пыль и сор.
Есть у меня в квартире робот. У него огромный хобот.
Любит робот чистоту, и гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает!
1. Пылесос - электрический бытовой прибор, предназначенный для чистки полов, распыления различных веществ. Правила по технике безопасности.
Пылесосы бывают универсальные (для уборки помещений) и специальные (для выполнения одного вида работы – коврочист, автомобильный и т.д.)
Подготовка пылесоса и порядок работы:
Выключите пылесос через час работы на 10-15 минут.
Рассмотреть.
Из каких частей состоит пылесос. Разобрать и собрать пылесос для работы.
Эксплуатация.
-Следить за заполнением пылесборника и периодически его очищать.
-Не оставлять пылесос с наглухо прижатой к полу или стене насадкой.
-После 15-ти минутной работы надо на 10-15 минут делать перерыв для остывания.
-Нельзя тянуть пылесос за шнур, пользоваться шнуром с повреждённой изоляцией
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
В ходе реализации проекта учащиеся показали свою увлеченность, креативность, узнали много нового. У детей повысились личностные качества – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание. У детей возросла научная, познавательная активность и творческая самостоятельность. Дети приобрели навыки необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей. И все они поняли, что без знаний по Физике они ничего не смогут в своей жизни. Без Физики в этом мире никуда. Физику надо учить, использовать в своей жизни и любить!
Заключение
Внедрение данного проекта обеспечило: в ходе реализации проекта воспитанники показали свою увлечённость, креативность, узнали много нового. У детей возросла познавательная активность и творческая самостоятельность. Проведя исследования и проанализировав один день из жизни девушки, становится очевидным, что коэффициент интеллекта у девушки зависит от знаний науки Физика. Каждая девушка , как и юноша, неразрывно связана с физикой. Девушка каждый день сталкивается с тысячью физических явлений и процессов, но она не хуже парня умеет пользоваться ими. К сожалению, лишь десятки женщин и девушек смогли, переступить порог обычной жизни и предоставить миру новые познания в области физики и математики, но такое малое количество в науке, не дает права говорить о том, что девушки вообще в ней ничего не смыслят! Проведенное исследование может быть использовано как на уроках физики, так и во внеурочной деятельности.
Девушки — жемчужины этого мира, которые делают его совершеннее, прекраснее и гармоничнее. Женский пол зря называют слабым. Абсолютно любая девушка может стать сильной, успешной и знаменитой, выбрав для этого свой путь. Девушка всегда знает, чего хочет от жизни и делает все для того, чтобы добиться своей цели. Вера в собственные силы, умение правильно расставить приоритеты, трудолюбие, целеустремленность и женское обаяние – вот правила, которые помогут на пути к высотам.
По нашему мнению, данная работа представляет интерес с познавательной точки зрения, поможет развить интерес к такому сложному учебному предмету, как
«Физика-наука о природе», и у юношей, и у девушек.
Мы все очень любим « ФИЗИКУ»! Любите физику и вы.
«ФИЗИКА» - это наша жизнь! Это, сказали мы, ученики 9 класса.
Выступления с проектом
1 На собрании детской организации школы «Единство».
2. На заседании родительского комитета школы.
3 В школе села Дерябкино Аннинского района Воронежской области. Выездное выступление по обмену опытом по физике.
4 Отослали проект на участие в заочных конкурсах по физике: «Исследовательские проекты по Физике».
Физика рядом
Нас физика, увы, повсюду окружает.
Из дома в школу утром провожает.
Набраться бы ученикам терпения:
Подняться из постели тяготения,
Умыться, применяя силу трения,
В кабине лифта ощутить падение,
На тротуаре – сильное скольжение.
А вот и школа - вечное движение!
Всем физикам - почёт и уважение!
Наталья Каретникова
Список литературы:
Интернет ресурсы:
1 https://ru.wikipedia
2 https://sibac.info
3 https://www.liveinternet.ru
4 http://portfolio.ru
5 http://images.google.ru
6 .http//images.yandex.ru
47http//goldwell.ru
8 www.aromat.ru/cosmetics/loreal.php3
9 www.wikipedia.ru
10 Учебники физики 9-11 классов
11 Учебники Физики 7-8 класс (А.Перышкин)
12 Учебник Физика 9 класс (А.Перышкин, Е.Гутник)
Яблоко
Пока бьют часы
Денис-изобретатель (отрывок)
Плавает ли канцелярская скрепка?
Басня "Две подруги"