Данная работа посвящена исследованию проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов (далее ТБО) в России и Нижегородской области в частности, а так же готовности населения принимать участие в современных проектах по утилизации ТБО.
Интерес к данной теме возник после проведения урока экологии в нашем классе министром экологии Нижегородской области Денисом Борисовичем Егоровым, который рассказал о экологических проектах на территории Нижегородской области и провел практическое занятие по переработке ТБО.
В coвpeмeннoм миpe пepeизбытoк бытовых oтхoдoв — oднa из нaибoлee ocтpых пpoблeм. Согласно статистическим данным, утилизируется всего лишь порядка тридцати процентов отходов. Остальные две трети существенным образом загрязняют нашу атмосферу и окружающую среду. Дaжe пpи пocтoяннoм yвeличeнии плoщaдeй, зaнимaeмых мycopными пoлигoнaми, вoкpyг гopoдoв pacтeт чиcлo cтихийных cвaлoк. Cyщecтвyющиe пpeдпpиятия по yтилизaции TБO нe cпpaвляютcя c вoзpocшими в пocлeдниe дecятилeтия oбъeмaми работ. Чем дольше человечество живет рядом с различным мусором, тем меньше шансов у будущих поколений рождаться и жить здоровыми. Поэтому к вопросу утилизации отходов необходимо подходить с полной ответственностью и серьезностью. Для решения пpoблeмы в соответствии с указом президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" , подписанным 7 мая 2018 года, по заказу правительства Минприроды разработан национальный проект "Экология",одним из пяти направлений которого является "Отходы".
Кроме того, 1 января 2019 года вступил в силу федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", В соответствии с которыми в стране начался переход на новую систему обращения с ТБО.
Цель данного исследования: изучить проблемы утилизации ТБО в России и Нижегородской области в частности и выяснить уровень готовности населения принимать участие в реализации проектов по утилизации ТБО в Нижегородской области.
Вложение | Размер |
---|---|
nou_tbo.docx | 696.18 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа» №94
Научное общество учащихся
Проблема утилизации ТБО в Нижегородской области
Выполнил: ученик 8А класса
Карасерли Валерий Витальевич
Руководитель: Ландышева А.И., учитель географии
МАОУ «Школа №94»
г. Нижний Новгород
2020 год
Содержание:
Введение……………………………………………………….……………..3
Глава 1 Исследование проблемы ТБО .…………………………………..5
1.1 Что такое ТБО и его опасность………………………………………….5
1.2 Проблемы свалок в Нижегородской области ………………….………8
Глава 2 Пути решения проблемы ТБО…………………………………….
2.1 Российская нормативно-правовая база обращения с отходами……
2.2 Закон «Об отходах производства и потребления»…………………….11
2.3 Проекты по переработке ТБО в России…………………………………
2.4 Принцип обращения с отходами на примере Польши…………..……12
2.5 Современное решение утилизации ТБО в Нижегородской области……………………………………………………………………….17
2.6 Участие обучающихся школы №94 в проектах……………………….19
Практическая часть………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………….25
Введение
Данная работа посвящена исследованию проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов (далее ТБО) в России и Нижегородской области в частности, а так же готовности населения принимать участие в современных проектах по утилизации ТБО.
Интерес к данной теме возник после проведения урока экологии в нашем классе министром экологии Нижегородской области Денисом Борисовичем Егоровым, который рассказал о экологических проектах на территории Нижегородской области и провел практическое занятие по переработке ТБО.
В coвpeмeннoм миpe пepeизбытoк бытовых oтхoдoв — oднa из нaибoлee ocтpых пpoблeм. Согласно статистическим данным, утилизируется всего лишь порядка тридцати процентов отходов. Остальные две трети существенным образом загрязняют нашу атмосферу и окружающую среду. Дaжe пpи пocтoяннoм yвeличeнии плoщaдeй, зaнимaeмых мycopными пoлигoнaми, вoкpyг гopoдoв pacтeт чиcлo cтихийных cвaлoк. Cyщecтвyющиe пpeдпpиятия по yтилизaции TБO нe cпpaвляютcя c вoзpocшими в пocлeдниe дecятилeтия oбъeмaми работ. Чем дольше человечество живет рядом с различным мусором, тем меньше шансов у будущих поколений рождаться и жить здоровыми. Поэтому к вопросу утилизации отходов необходимо подходить с полной ответственностью и серьезностью. Для решения пpoблeмы в соответствии с указом президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" , подписанным 7 мая 2018 года, по заказу правительства Минприроды разработан национальный проект "Экология",одним из пяти направлений которого является "Отходы".
Кроме того, 1 января 2019 года вступил в силу федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", В соответствии с которыми в стране начался переход на новую систему обращения с ТБО.
Цель данного исследования: изучить проблемы утилизации ТБО в России и Нижегородской области в частности и выяснить уровень готовности населения принимать участие в реализации проектов по утилизации ТБО в Нижегородской области.
Гипотеза: Население не достаточно информировано, по этому большая часть населения не готова принимать участие в данной программе.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать виды ТБО и их опасность, способы их переработки.
2. Изучить существующие проекты по переработке ТБО в России и Нижегородской области ;
3. Выяснить мнение население о проектах по утилизации ТБО, а также степень включенности население в участие в проектах по утилизации ТБО.
Актуальность темы: В наше время население сталкивается с такой проблемой как утилизация ТБО. Вводятся новые законы, и проводятся реформы, направленные на улучшение эффективности переработки ТБО.
Глава 1. Исследование проблемы ТБО
Твёрдые бытовые отходы (далее ТБО, ТКО, коммунальный мусор, ) — предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. ТБО делятся также на (биологические) отбросы и бытовой мусор (небиологические твёрдые отходы искусственного или естественного происхождения)
Ежегодно количество мусора возрастает примерно на 3 % по объёму. Количество ТБО в СНГ составляет около 100 млн тонн/год, причём на долю России приходится более четверти этого объёма (по другим данным за 2007 год для РФ — около 63 млн тонн/год).
Состав твёрдых бытовых отходов зависит от многих факторов: уровня развития страны и региона, культурного уровня населения и его обычаев, времени года и других причин. Более трети ТБО составляют упаковочные материалы, количество которых непрерывно увеличивается. ТБО характеризуются многокомпонентностью и неоднородностью состава, малой плотностью и нестабильностью (способностью к загниванию). Источниками образования ТБО могут быть как жилые, так и общественные здания, торговые, зрелищные, спортивные и другие предприятия. В зарубежной практике названию "ТБО" соответствует термин "твердые муниципальные отходы" (Municipal Solid Waste).
В состав ТБО входят следующие виды важных отходов:
• крупногабаритные материалы;
• пищевые (органические) отходы;
• пластик;
• металлы;
• резина;
• кожа;
• текстиль;
• стекло;
А также бумага (картон), дерево и прочие.
К опасным ТБО относятся:
• попавшие в отходы батарейки и аккумуляторы;
• электроприборы;
• лаки;
• краски и косметика;
• удобрения и ядохимикаты;
• бытовая химия;
• медицинские отходы;
• ртутьсодержащие термометры;
• барометры;
• тонометры;
• лампы.
Одни отходы (например, медицинские, ядохимикаты, остатки красок, лаков, клеев, косметики, антикоррозийных средств, бытовой химии) представляют опасность для окружающей среды, если попадут через канализационные стоки в водоемы или как только будут вымыты со свалки и попадут в грунтовые или поверхностные воды. Батарейки и ртутьсодержащие приборы будут безопасны до тех пор, пока не повредится корпус: стеклянные корпуса приборов легко бьются еще по пути на свалку, а коррозия через какое-то время разъест корпус батарейки. Затем ртуть, щелочь, свинец, цинк станут элементами вторичного загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод.
По характеру и степени воздействия на природную среду они делятся на:
• производственный; мусор, состоящий из инертных материалов, утилизация которых в настоящее время экономически неоправданна;
•утилизируемые материалы (вторичное сырье);
• отходы 3 класса опасности: У них средняя степень вредного воздействия на окружающую среду. Они еще приводят к нарушению экологической системы, но для восстановления требуется около 10 лет.
• отходы 2 класса опасности: у них высокая степень вредного воздействия на природу, они приводят к серьезному нарушению экологического баланса в окружающей среде. Последствия влияния веществ класса II настолько велики, что природе потребуется не менее 30 лет для восстановления
• отходы 1 класса опасности: для них характерна наиболее значительная степень вредного воздействия на окружающую среду. Они приводят к кардинальному изменению экологической составляющей, восстановительный период отсутствует.
1.2 Проблемы свалок в Нижегородской области
Несмотря на то, что реформа в области обращения с отходами в России начала осуществляться с 2015 года, её промежуточные результаты в 2019 году свидетельствовали о системном кризисе. Инфраструктура по обращению с отходами не создается ни государством, ни бизнесом, продолжается незаконное размещение отходов без контроля качества и количества. В обществе сложилась атмосфера недоверия к любым проектам, направленным на решение проблемы обращения с ТБО; отсутствие взаимодействия со стороны властей, невозможность высказаться, недоверие к информации являлись основными причинами недовольства. Реакцией на угрозы экологической безопасности стали десятки протестных выступлений с тысячами участников и перекрытием дорог.16% населения относят мусорные свалки к числу наиболее острых экологических проблем.
Положение ещё больше ухудшается из-за того, что продолжается рост образования ТБО и не принимаются меры, чтобы этот рост предотвратить. Не прекращают действовать устоявшиеся непрозрачные схемы обращения с отходами противоречащие приоритетным направлениям государственной политик. Региональные власти зачастую игнорируют принимаемые законы и правовые акты, которые, к тому же, плохо согласуются с реальным положением вещей и не имеют финансовой поддержки. Территориальные схемы обращения с отходами субъектов РФ содержат прогнозные показатели по росту образования отходов вместо его сокращения. Отсутствие мер ответственности при разработке нормативных правовых актов еще более усугубляет ситуацию.
По ситуации на 2018 год, ежегодно в России образуется более 70 млн тонн твёрдых коммунальных отходов. Большая часть отправляется на свалки и полигоны без какой-либо сортировки и обезвреживания. Только 3-5% отходов перерабатываются и возвращаются в промышленный оборот. Это привело к тому, что на территории России размещено свыше 30 млрд тонн отходов. Полигоны ТБО и свалки занимают 4 млн га и ежегодно их площадь возрастает на 0,3 млн га. Почти все российские свалки переполнятся в ближайшие пять лет. Токсичные вещества со свалок и полигонов угрожают жизни и здоровью более 17 млн человек. Только 40% граждан пользуются чистой водой. Оперативно-розыскная деятельность по делам, связанным с незаконным оборотом отходов фактически не проводится. Вследствие этого в России на начало 2018-го года насчитывалось порядка 22 тыс. несанкционированных свалок.
Проблему предлагается решить, внедряя раздельный сбор ТБО. В конце 2014 года, были приняты масштабные поправки в закон 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в которых был установлен приоритет максимального использования сырья, предотвращения и сокращения образования отходов, их сортировки и переработки над другими способами обращения с отходами. Однако на практике приоритеты госполитики нарушаются. Принятые акты плохо согласуются с реалиями, не обеспечены поддержкой исполнительной власти, в том числе финансовой, и зачастую саботируются на уровне регионов. Недостаточная мощность предприятий по переработке сырья, крайняя степень изношенности и неразвитости существующих мощностей, требуют существенного размера инвестиций – 5 трлн рублей, которые понадобятся для запуска современной перерабатывающей инфраструктуры.
Жители многих регионов России активно выражают недовольство в связи с работой действующих свалок и планами по строительству новых объектов. Вызывают нарекания неприятный запах, загрязнение воздуха, нарушения технологического регламента. Граждане выступают против стихийных свалок, строительства мусоросжигающих заводов, организации новых полигонов рядом с жильем. 3 февраля 2019 года протесты против организации мусорных свалок и полигонов бытовых отходов вблизи населенных пунктов, а также против «мусорной реформы» под лозунгом «Россия не помойка» состоялись, по разным данным, в 25-30 регионах России .
Крупнейшие свалки Нижегородской области это Игумновский полигон и Черная дыра (см. Таблица 1. Приложения). Игумновский полигон - Это место называют «свалкой всея Европы» — и действительно есть за что. Площадь полигона — 111 гектаров, которые легко видно из космоса, а высота нагромождённых отходов достигает 25 метров . В отличие от предыдущих свалок, эта славится именно бытовым
мусором, нежели нефтепродуктами, однако сейчас после осадков с нее стекают и отвратительные фильтраты.
Полигон Игумновский возник ещё в 1983 году (рис. 1). Тогда он предназначался для складирования твердых бытовых отходов из близлежащих городов — Нижнего Новгорода и Дзержинска.
Рис. 1 Игумновский полигон
«Черная дыра» - эта знаменитая свалка находится примерно в 300 метрах от дороги вблизи восточного въезда в Дзержинск. Территория «дыры» варьируется в пределах 72 тысяч кубометров. А «тело» свалки состоит изжидких и пастообразных едких субстанций. Глубина озера достигает одного метра. На берегу «чёрной дыры» видны многочисленные ржавые бочки из-под химических отходов. Все это напоминает Чернобыль, образовавшийся по соседству с Нижним Новгородом.«Чёрная дыра» является самым загрязненным водоемом на планете и внесена в книгу Рекордов Гиннеса, хотя это сложно назвать достижением.
Глава 2 Пути решения проблемы ТБО
2.1 Российская нормативно-правовая база обращения с отходами
Переработка ТБО регулируется законодательно следующими документами.
1. ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
2. ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;
3. ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
4. ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;
5. ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;
6. ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;
7. ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;
8. ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;
9. ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;
10. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;
11. ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;
12. ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
13. ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.
Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.
2.2..Закон «Об отходах производства и потребления»
1 января 2019 года вступил в силу федеральный закон от 31 декабря 2017 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с ним в стране начался переход на новую систему обращения с ТБО.
В ее рамках контроль над рынком обращения с отходами перейдет от множества разрозненных компаний к крупным региональным операторам, которые отбираются по конкурсу. Были установлены новые тарифы на вывоз
отходов, которые должны обеспечить окупаемость работы операторов. Плата за обращение с ТБО переводится из общедомовых расходов в перечень оплаты коммунальных услуг. По заявлению вице-премьера Алексея Гордеева, для жильца она будет обходиться в среднем в 120-130 руб. в месяц.
По состоянию на 15 января 2019 года 80% регионов перешли на новую систему. Основная часть субъектов Федерации сделают это в 2019 году. Исключение сделано для городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которым дано три года на переход.
2.3 Проекты по переработке ТБО в России
Приоритетный проект "Чистая страна"
21 декабря 2016 года Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт приоритетного проекта "Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов" ("Чистая страна"). Проект рассчитан на 2017-2025 годы. С его помощью, в частности, планируется уменьшить объем захоронения ТБО в Московской области с 9,5 млн т в 2017 году до 6,5 млн т в 2025 году.
Пилотным регионом станет Татарстан, где будет перерабатываться 100% мусора. Проект подразумевает строительство новых предприятий по сжиганию и переработке мусора, введение новых подходов к утилизации отходов. В июне 2017 года компания "РТ-Инвест", подконтрольная госкорпорации "Ростех", выиграла конкурс на строительство четырех современных мусоросжигательных заводов в Московской области и одного - в Казани. Совокупная стоимость проектов составляет порядка 140 млрд руб. С помощью этих заводов планируется ежегодно обезвреживать около 3,35 млн т отходов.
В 2018 году рамках проекта были проведены 32 мероприятия по ликвидации "объектов накопленного вреда окружающей среде" на территориях 12 субъектов РФ.
В соответствии с "майским" указом президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (подписан 7 мая 2018 года) по заказу правительства Минприроды разработало национальный проект "Экология". Он будет реализован по пяти направлениям, одним из которых являются: "Отходы". Общее финансирование нацпроекта составит 4 трлн руб. (в том числе за счет внебюджетных источников - 3,2 трлн руб.).
Нацпроектом "Экология", в частности, предусмотрено создание перерабатывающей инфраструктуры, на что субъектам РФ направят средства, полученные от экологического сбора. В 2019 году на эти средства планируется создать 39 объектов в 22 субъектах РФ. По информации Минприроды, к 2024 годам планируется собрать в общей сложности 15 млрд руб. для создания 200 современных объектов для сортировки, обработки и утилизации отходов.
За организацию сбора домашнего мусора и отходов несут ответственность местные органы власти. Их главные функции включают:
1) издание правил, которым обязаны следовать домовладельцы (например, обязательство сбора отходов домохозяйств и передача их уполномоченной фирме по мусоросбору);
2) выдача лицензий фирмам по сбору и транспортировке мусора;
определение максимального размера налога за вывоз мусора (оплата услуг фирм по сбору мусора, взимаемая с домовладельцев, зависит от ситуации на рынке, но не должна превышать максимального установленного размера).
Польский муниципалитет (в особенности в сельских районах страны) в среднем занимает небольшую площадь, что не позволяет создавать полноценные и экономически эффективные системы сбора и утилизации отходов. Поэтому приветствуется создание местными органами власти региональных ассоциаций по управлению отходами. Однако, поскольку такое объединение не является обязательным, в стране создано немного таких ассоциаций. Все домовладельцы (владельцы и управляющие) обязаны заключить договор с фирмой, занимающейся сбором, транспортировкой и утилизацией отходов. Они имеют право выбирать из фирм данного профиля, действующих на рынке. Фирма должна сообщить соответствующим местным органам власти обо всех заключаемых контрактах (местные органы власти ведут реестр контрактов). Это является гарантией того, что все домовладельцы обращаются с отходами должным образом. Местные органы власти определяют условия выдачи лицензий. Это могут быть, например, требования к оборудованию, которым располагает и пользуется фирма. Формально для выдачи лицензий не существует никаких ограничений. Число фирм, работающих на рынке отходов, является значительным. В результате нередко бывает, когда мусор из разных зданий на одной улице собирают несколько различных фирм. Сторонники такой системы утверждают, что это выгодно для домовладельцев (они могут выбрать оператора, предлагающего самые низкие цены). Однако, по мнению местных властей, есть претензии к такой системе, поскольку увеличиваются затраты на охрану окружающей среды и полный контроль над потоками отходов становится более затруднительным. Транспорт мусороуборочных фирм используется при такой системе неэффективно, пропадает и не используется часть вторичного сырья, поскольку сами фирмы выбирают удобное для них решение, а закапывание мусора, например, оказывается самым дешевым. Как результат – в Польше более чем 95 % домашних отходов оказывается на свалках. Вследствие этого парламент уполномочил местные органы власти указывать в лицензии, каким должен быть конечный результат работы по обращению с отходами. Несмотря на протесты частного сектора (фирмы, работающие с отходами, например, утверждают, что подобное регулирование является нарушением правил свободного рынка), новые правила регулирования, вероятно, усилят контроль над потоками отходов и будут способствовать развитию системы их утилизации. Другая мера направлена на значительное увеличение уровня платы за закапывание мусора. Таким образом, в перспективе закапывание мусора будет менее конкурентоспособным в сравнении с разными вариантами рециркуляции и вторичного использования отходов.
2.5. Современное решение утилизации ТБО
Открытие крупнейшего в России мусоросортировочного комплекса состоялось в Нижегородской области сегодня, 25 января 2020 года. Он разместился на территории действующего полигона под Дзержинском. Объем инвестиций в проект составил 1,2 млрд рублей.
Как рассказал генеральный директор «МАГ Групп» Максим Житников, уникальность комплекса состоит еще и в том, что он полностью автоматизирован.
Правда, без ручного труда все равно не обойтись, но он присутствует только на входном контроле. Работники следят за тем, чтобы на сортировочную линию не попали предметы, которые могут ее повредить — например, аккумуляторы, доски, большие листы железа и другой крупногабаритный мусор. Все это затем идет на захоронение на полигон.
После этого происходит отсеивание органических и мелких фракций — так называемых «хвостов». Они также подлежат захоронению. Затем вступает в дело оптическая сортировка. Поток разделяется на две составляющие — пластиковые и не пластиковые отходы. Первые в свою очередь также посредством оптики сортируются на полипропилен, полиэтилен, цветной пластик, пленку и ряд других фракций. Вторые разделяются на картон и бумагу, а с помощью магнитов и электрического сепаратора извлекаются железо и алюминий. Далее мусор поступает на пресс, где из него формируются кипы объемом в один кубометр каждая.
В дальнейшем вторсырье будет поступать на переработку. В течение трех лет, пока мы проектировали и строили завод, были заключены договоры как с нижегородскими производителями, так и с близлежащими регионами.
По его словам, в настоящее время комплекс работает еще не в полную мощность. Пока продолжается настройка оборудования, которая займет месяц — полтора. По истечении этого периода завод выйдет на полную мощность. Он также добавил, что в планах компании — открытие собственного мусороперерабатывающего производства.
Исполняющий обязанности заместителя губернатора Нижегородской области Александр Байер подчеркнул, что открытие мусоросортировочного комплекса стало значимым событием для региона.
Также три мусоросортировочных комплекса планируется построить в Арзамасском и Уренском районах, а также г.о. Навашинский Нижегородской области. Меры поддержки по строительству обсудили губернатор Глеб Никитин и гендиректор публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Илья Гудков.
2.6. Участие обучающихся школы №94 в проекте «Экология»
Урок экологии с участием министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Д.Б. Егорова
19 декабря 2019 года министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области Денис Егоров провел открытый экологический урок в 8а классе школы № 94. В ходе урока он рассказал о роли молодого поколения в сохранении окружающей среды, а также о сути и важности реализации национального проекта «Экология» на территории Нижегородской области. В частности была затронута тема раздельного сбора мусора. Нас интересовало, где в регионе занимаются переработкой пластика, стекла и бумаги. Мы спросили — что необходимо сделать для того, чтобы около их дома появился желтый контейнер. Также Дмитрий Борсиович провел небольшой мастер-класс — как правильно выбрасывать пластик в контейнер, чтобы потом его можно было отправить на переработку. Также министр рассказал ребятам о ходе ликвидации объектов накопленного экологического вреда: шламонакопителя «Белое море», свалки промышленных отходов «Черная дыра» и полигона ТБО «Игумново».
Проведение таких уроков началось по поручению губернатора Нижегородской области Глеба Никитина , который поручил главам муниципалитетов усилить работу по экологическому воспитанию молодежи
Урок получился интересным. Мы считаем, что каждый должен внести свой вклад в сохранение экологии. В школе мы регулярно проводим акции по сбору макулатуры, пластиковых крышек и батареек.
Практическая часть «Изучение знаний и отношения населения к раздельной утилизации ТБО».
Изучение нами проводилось с использованием метода анкетирования. Анкетирование проводилось в онлайн формате. Для этого была разработана анкета, содержащая следующие вопросы:
В анкетировании приняли участие дети и взрослые Ленинского района города Нижний Новгород.
Цель анкетирования: узнать степень информированности жителей Ленинского района города Нижний Новгород и их мнение о проекте утилизации ТБО по Нижегородской области, а так же выяснить степень их участия в данном проекте.
Анкета проводилась онлайн.
Всего проголосовали 61 человек
Вопросы | Варианты ответов | % ответов |
Знаете ли вы современные пути решения утилизации ТБО в Нижегородской области?( ТБО- твердо бытовые отходы)? | Да- Нет- | 44,3% 55,7% |
Как вы оцениваете рациональность современных способов утилизации ТБО? | Рационально Не рационально Не знаю современные способы утилизации ТБО | 45,9% 11,5% 42,6% |
Считаете ли вы необходимым принимать участие в реализации проекта по утилизации ТБО? | Необходимо Не нужно Не задумывался | 67,2% 0% 32,8% |
Принимаете ли вы (члены вашей семьи) участие в реализации проекта? (раздельный сбор мусора) | Да принимаю участие Нет, не принимаю участие Иногда принимаю участие | 32,8% 23% 44,3% |
Вывод: Цель научной работы была достигнута. Проблемы утилизации ТБО в Нижегородской области и России был изучена, а также я узнал уровень готовности населения принимать участие в проектах по утилизации ТБО. Население действительно недостаточно информировано о проблеме. Чтобы начать эффективно утилизировать ТБО, каждый человек должен принимать участие в проектах переработки.
Приложение
Таблица 1 Список свалок в Нижегородской области
№ | Название | Площадь | Адрес |
1 | Шуваловская свалка (стихийная) | 11га | Ленинский р., г. Нижний Новгород |
2 | Кстовская | Кстовский р-он, Нижегородская обл. | |
3 | Бурнаковская низина | Московский и Сормовский р-ны | |
4 | «Черная дыра» | 72 тыс.кв.км | Г. Дзержинск |
5 | Городская свалка города Арзамаса | Г.Арзамас, Нижегородская область | |
6 | Завод «Заря» | Г. Дзержинск | |
7 | Игумновский полигон | 111га |
Таблица 2 Список полигонов для складирования твердых коммунальных отходов в Нижегородской области
№ | Размещение | Плащадь | Организация |
1 | Городецкий район, д. Скородум | ЗАО «Управление отходами-НН» | |
2 | Балахна, ул Вокзальная | ЗАО «Управление отходами-НН» | |
3 | г. Дзержинск, Московское шоссе | ООО «МАГ-Групп» | |
4 | промзона Богородского района у деревни Лазарево | ООО «ОРБЮ Нижний» | |
5 | Кстовский район недалеко от села Большое Мокрое | ООО «Реал-Кстово» | |
6 | С. Волчиха в Арзамасском районе | Планируется построить до конца 2021г | |
7 | Д. Дальнепесочная в Выксунском районе, | Планируется построить до конца 2021г | |
8 | дорога Сергач — Пильна в Сергачском районе | Планируется построить до конца 2021г | |
9 | Уренском районе д.Шишкино | Планируется построить до конца 2021г |
Список литературы:
https://metalspace.ru/education-career/osnovy-metallurgii/tbo/923-tverdye-bytovye-otkhody.html
https://www.kommersant.ru/doc/4103105
https://ili-nnov.ru/5-mest-v-regione-kotorye-mogut-stat-novym-volokolamskom/
Учимся ткать миленький коврик
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Филимоновская игрушка
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Нора Аргунова. Щенята