Цель работы: рассмотреть примеры и способы описания физических явлений в художественной литературе, в частности, в стихотворных произведениях.
Объект изучения – пути описания данных явлений различными авторами.
Предмет – художественный тексты русских поэтов.
Задачи работы:
-определить возможные «точки пересечения» физики и литературы;
-выявить возможности художественного текста для изображения физических явлений;
-привести конкретные примеры описания физических явлений в стихотворениях;
-сделать выводы о роли описанных явлений в литературном тексте;
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа муниципального образования Славный ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по физике и литературе ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Выполнили: Пузанкова Алина, Литвиненко Александр, ученики 11 класса Руководитель: Кузина Евгения Васильевна, учитель физики 2018 год |
Содержание
Введение ________________________________________________3 - 4
Глава 1. Возможности описания физических явлений
«Точки пересечения» физики и литературы____________________5 - 6
Глава 2. Научная и литературная деятельность М.В.Ломоносова___7-8
Глава 3. Описание физических явлений в поэтических
произведениях_____________________________________________9 - 16
Заключение_______________________________________________17
Список источников_________________________________________18
Приложение_______________________________________________19-21
Введение
В жизни, порой, не замечая этого, физика и литература тесно переплетаются. Ещё в древности люди, даже не зная понятия «физика», своими словами, может и в песнях, стихах, описывали те или иные природные явления (молния, гроза, туман). С другой стороны, для того, чтобы донести до потомков литературное слово, использовали изобретения, основываясь на знаниях физики.
В 60-х годах двадцатого века много внимания уделялось так называемому конфликту физиков и лириков. Проработав несколько источников, перечитав множество стихотворений, я пришла к выводу, что на самом деле между лириками и физиками нет противоречий, а есть глубокая внутренняя связь.
«Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое и сердце», - вот высказывание Л.Н.Толстого. Об этом же говорил и А.Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда должен присутствовать «Элемент поэзии». Научное знание в существенной степени обогащает поэтическое восприятие природы. Знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю гармонию и красоту; в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и мощный стимул к дальнейшему исследованию.
Актуальность исследования. Человек живёт в тесной связи с природной средой. Он воздействует на неё, изменяя и приспосабливая к своим потребностям, создавая в своей практической деятельности «вторую» природу, микросреду. Отношение к различным физическим явлениям, происходящим вокруг человека, выражается образно и эмоционально в поэтическом или прозаическом художественном тексте, то есть в произведении художественной литературы.
Конечно, изображения физических явлений часто можно увидеть в фантастической литературе. Но эти изображения мы также можем наблюдать и в классической литературе и поэзии. Это в свою очередь говорит нам не только о тесной связи науки и искусства на примере физики и литературы, но и о важности и необычности затронутой мной проблемы исследования
Цель работы: рассмотреть примеры и способы описания физических явлений в художественной литературе, в частности, в стихотворных произведениях.
Объект изучения – пути описания данных явлений различными авторами.
Предмет – художественный тексты русских поэтов.
Задачи работы:
-определить возможные «точки пересечения» физики и литературы;
-выявить возможности художественного текста для изображения физических явлений;
-привести конкретные примеры описания физических явлений в стихотворениях;
-сделать выводы о роли описанных явлений в литературном тексте;
Практическая значимость моей работы заключается в том, что:
-материал, изложенный в ней, может быть использован на уроках как по литературе, так и при изучении физики – для иллюстрации различных тем курса;
-работа позволяет расширить познания об окружающем мире через призму искусства и научных знаний;
-изучение физических явлений с помощью художественных произведений открывает нам совершенство и закономерность физического бытия, а также помогает увидеть красоту природы, языка, художественного слова.
Глава 1. Возможности описания физических явлений. «Точки пересечения» физики и литературы
Среди научных дисциплин физика занимает особое место. Физика является основой многих направлений научно-технического прогресса. Любой читающий человек несомненно найдет для себя возможные «точки соприкосновения» физических знаний, знакомых их обязательного общеобразовательного курса, и литературных текстов, в которых физика предстает различных ипостасях:
- достоверное описание физических явлений (например: коронный разряд в газах, шаровая молния, полярные сияния, миражи и т.д.) - художественное описание помогает создать наглядный зрительный образ изучаемого;
- иллюстративное изображение открытий физики - история открытия законов, явлений, изобретения технических устройств мысли ученых, живших в далекие века, обычно всегда привлекает читателей, вызывают у них живой интерес, побуждают задуматься о своей значимости в этом мире);
- описание работы физических приборов и изобретений - фрагменты многих приключенческих и фантастических романов содержат интересные описания физических приборов как существующих действительности, так и выдуманных авторами.
Произведения художественной литературы, богатые описанием тех или иных физических явлений природы, интересными фактами, легко усваиваются. Даже сложные, полузабытые из школьного курса термины и понятия становятся более выпуклыми и легко понятными.
В произведении М.М. Пришвина «Весна света» найдем описание тепловых процессов - плавления и кристаллизации:
«В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по- своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей».
«Желоб высунет из себя ледяной язык» - это кристаллизация; а «с него закапает» - это плавление.
Можно привести также примеры произведений фантастики, в которых описаны устройства, технические возможности которых воплощены в современных достижениях техники. К их числу относятся, например, подводная лодка («20000 лье под водой» Ж. Верна), лазер (передача энергии излучением встречается во многих произведениях, например «Гиперболоид инженера Гарина» А.П. Толстого, «Война миров» Г. Уэллса, «Звездные корабли» И.А. Ефремова и др.), космические аппараты, голография и пр. Это свидетельствует не только о силе научного предвидения авторов, но и о возможности научного предвидения прогнозирования, учета тенденций научного прогресса вообще.
В большинстве современных произведений развиваются различные гипотезы о строении вещества, о свойствах пространства и времени, гравитации, полей биологического происхождения, предполагаются способы передвижения в пространстве и т.д
Научные знания по теме «Сила тяжести. Вес тела» можно расширить путем прочтения отрывка из рассказа А.Р. Беляева «Над бездной», темы «Вес тела, движущегося с ускорением» - отрывком из повести А.Н. Толстого, явления испарения и конденсации упоминаются в повести А.Р. Беляева «Продавец воздуха».
Глава 2. Научная и литературная деятельность М.В. Ломоносова
2011 год был посвящён величайшему учёному, человеку с большой буквы, химику, художнику, физику, литератору – М.В. Ломоносову. Его имя мы называем одним из первых в ряду самых замечательных представителей отечественной науки и культуры. Трудную и нелёгкую жизнь прожил этот русский учёный-энциклопедист, первый русский академик.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, в Архангельской губернии. Его отец Василий Дорофеевич был одним из самых образованных людей тех мест. У него была большая библиотека, а мать Михаила - Елена Ивановна – дочь дьякона, научила сына читать ещё в юном возрасте. Домашнее образование позволило ему поступить в Славяно – греко – латинскую академию, первое высшее учебное заведение в Москве.
В 1735 году Ломоносов, как один из лучших учеников, был отправлен в Германию, в Магдебургский университет.
В 1741 году он вернулся на Родину. С этого времени началась его блестящая академическая деятельность.
Научные труды учёного следовали одни за другими. Диапазон исследований был необычно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история и так далее.
Я загляну в его исследования по физике и литературе, так как наука и лирика у Михаила Васильевича Ломоносова тесно переплетаются.
В своих стихотворных произведениях он очень точно, но в то же время красиво и лирично описывает различные физические явления. Например:
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от Земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рожал пожар?
В этом отрывке стихотворения Ломоносов описал световое и электрическое физические явления. Михаил Васильевич Ломоносов очень много внимания уделял исследованию световых и электрических физических явлений, это доказывает его теория о цветообразовании. Он первым из учёных пытался установить связь между световыми, тепловыми, химическими и электрическими процессами. В основном все его стихотворные произведения, в которых описаны какие-либо природные явления, говорят нам о грозах, пожарах и других световых и электрических явлениях. Большое место в его научных трудах занимала оптика. Он сам изготовлял оптические приборы и оригинальные зеркальные телескопы. Исследуя небо с помощью своих приборов, вдохновлённый бесконечностью Вселенной, Ломоносов писал прекрасные стихи:
Открылась бездна звезд полна.
Звездам числа нет, бездне – дна…
Михаил Васильевич Ломоносов сделал огромной вклад в науку, но это не одна его заслуга, он также оставил для нас свои лучшие литературные произведения, в которых очень понятно и красиво изложил все темы, начиная с простых чувств и заканчивая описанием сложнейших научных исследований.
Глава 3. Описание физических явлений в поэтических
произведениях
Наука и искусство тесно взаимосвязаны. Под искусством будем понимать художественную литературу. И наука, в частности физика, и литература могут объяснить одни и те же природные явления, но конечно, по – разному. Наука основывает явления и процессы точно, используя научные, специфичные термины. Она даёт возможность:
-предсказать ход процесса и его результата,
-выяснить на качественном уровне механизм их протекания,
-пронаблюдать и проанализировать процессы и явления,
-ввести количественные характеристики.
Литература описывает те же явления, но с художественной точки зрения, применяя при этом богатый русский литературный язык, т.е. выразительность, эмоциональность, экспрессивность.
В то же время, человек по-разному воспринимает описание тех или иных явлений. Язык науки-понятия, формулы. Язык литературы-образы. И какими бы формулы, соотношения, зависимость не были красивыми, художественные образы оставляют стойкие, яркие представления.
Любой человек может найти «точки соприкосновения» физических явлений и литературных текстов. Художественное описание помогает создать наглядный зрительный образ изучаемых физических явлений. Описание приборов, изобретений часто встречаются в фантастической литературе.
Ещё одним представителем классической поэзии является Александр Сергеевич Пушкин. Он использует первоначальное значение слова «физика», что в переводе с греческого означает природа, а природа это всё, что окружает человека. Творчество Пушкина к описанию физики в природе имеет самое прямое отношение: она представлена в его произведениях широко, вдохновенно и по - научному глубоко.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор…
Пушкин описывал природу всегда не только словесно красиво, но и предельно точно. В его стихотворениях всегда чувствуется полнота и завершённость. Он отличался от других поэтов тем, что всегда обращал внимание на незамеченное другими. Например, немногие поэты могли описать природу так, как это сделал Пушкин:
…Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
Но то, что Александр Сергеевич Пушкин замечал самые неприметные вещи не удивительно, ведь это его особый метод наблюдения. Все произведения этого замечательного поэта выделяются краткостью, но в то же время поразительной точностью описания различных явлений. Это ли не научный подход? Пушкин является одним из величайших физиков – природоведов за всё время существования науки.
Роман «Евгений Онегин» насыщен описанием как природных, так и физических явлений:
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажилась,
Ложился на поля туман…
Из этих строчек мы можем точно представить и понять, как поверхность покрывается туманом.
Но физика имеет и другое, общепринятое в наше время, значение – наука о фундаментальных свойствах вещества. С такой физикой Александр Сергеевич Пушкин должен был знакомиться в лицее, но там его больше привлекал французский язык и изящная словесность и поэтому глубоких знаний по физике Пушкин не приобрёл.
Позже поэт выражает в своих произведениях отрицательную позицию к науке. В Евгении Онегине он говорит не столько об Онегине, сколько о самом себе, для которого
В глубоком знанье жизни нет –
Я проклял знаний ложный свет…
Но Пушкин и наука это не две несовместимые вещи, наоборот, это одно целое, ведь ещё за долго до дуэли он написал о важности изучения и познания науки в жизни человека. Об этой важности Александр Пушкин написал в «Борисе Годунове»:
Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царства вдруг: границы, грады, реки.
Учись, мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.
Пушкин всегда понимал важность знаний, ведь знания – это такое же богатство страны, как запасы недр, полей и лесов. Знания – это залог развития общества. Маску скрытности и затворничества Александр Сергеевич Пушкин одел ещё в лицее. В наше время его могли бы назвать затворником, но такое мнение опровергается отзывами людей, знавших его близко. Насколько он избегал публичных выступлений и разговоров «на публику», настолько же он раскрывался, был неподражаемо искрометным в кругу друзей, ценить которых умел как никто другой.
Прочитав множество его стихотворных произведений, можно прийти к выводу, что он не любил науку и поэтому, наверняка, был малообразованным человеком. Или Пушкин получал всё от таланта, от Бога, не прикладывая больших усилий. Но эти два мнения опровергает абсолютно противоположное высказывание В.Вересаева: «Перед современниками, знавшими его в молодости, поэт неожиданно предстаёт как глубокий мыслитель, разносторонний эрудированный учёный, знаток истории и человеческой культуры…» Пушкин был настоящим учёным, он очень хорошо разбирался и понимал физику. Если бы это было не так, тогда Александр Сергеевич Пушкин не смог бы с такой точностью и краткость, но в то же время с изящной словесностью описывать различные природные явления. Например, в одном из отрывков он смог описать сразу несколько природных явления: туман, закат и волнующийся океан:
…Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…
Александр Сергеевич Пушкин был одним из величайших поэтов – физиков, который смог так красиво, ясно и точно описать всё происходящее в природе вокруг нас.
Описание окружающей среды является одной из основных частей любого произведения у любого автора. Одним из таких авторов является Иван Алексеевич Бунин. В его стихотворных произведениях часто присутствует описание физических явлений в природе. Например, о тумане он в одном из стихотворений говорит так:
Бледнеет ночь…Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стёклах холоднее.
Иван Бунин не являлся учёным – физиком, но он знал физику, только не так глубоко как Михаил Васильевич Ломоносов или Александр Сергеевич Пушкин. Иван Бунин знал основы физики, знал все физические явления и поэтому мог описывать любые явления с точностью, но в то же время в красках, в своих стихотворных произведениях.
В его произведениях ощущается живая связь с природой, с помощью этой связи Бунин достиг совершенства в изображении и описании окружающей среды.
Чаще всего в произведениях этого поэта можно увидеть описание звуковых явлений. Например, в одном стихотворении он использовал звуковое явление несколько раз:
Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мёртв в полночной тишине,
И как ребёнок брошенный, кричала
Ушастая пастушка на гумне.
Это стихотворение полностью насыщено звуками. Иван Алексеевич Бунин описывает всё происходящее вокруг не только в звуках, но и красках. Это придаёт его стихотворениям особую красоту и привлекательность. Описание природы в сочинениях Ивана Бунина позволяет человеку вспомнить о том, что на свете жить хорошо и прекрасно. В одном из произведений он написал так: «Как холодно…и как хорошо жить на свете!»
Произведения художественной литературы, в частности стихотворения, богатые описанием физических явлений природы легко усваиваются. Например, физическое явление «изменение агрегатных состояний вещества» можно увидеть в отрывке стихотворения Сергея Есенина:
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды,
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.
К образам природы и к описанию различных явлений на протяжении всего творчества обращался ещё один известный поэт – Афанасий Афанасьевич Фет. С помощью описания природы, поэт сообщает самые тонкие эмоциональные состояния человека. В одном из стихотворных произведений состояние человека развивается параллельно состоянию природы:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
Афанасий Афанасьевич Фет оставил нам большое количество стихотворений с описанием физических явлений. Читая его произведения можно легко представить то, что волнует лирического героя. Афанасий Фет смог донести до читателя все переживания с помощью описания окружающей природы и различных физических явлений.
Но в истории физики и литературы было не всегда всё так гладко. Было время, когда между физиками и лириками наступили разногласия. Физики считали, что наука намного важнее, чем культура для формирования сознания человека. Физики спрашивали, зачем поэзия нужна, на что лирики отвечали: «Дарует свет, любовь она». Проблема заключалась в том, что мир физиков – это постижение реальности через эксперименты и моделирование. А мир лириков – это чувственное постижение реальности.
Лирики не хотели прислушиваться к физикам, а те в свою очередь отрицали важность литературы. Но ни одни, ни вторые не были правы, ведь физика и лирика очень тесно переплетаются в нашей жизни. Поэты продолжали сочинять стихотворения, в которых, сами не замечая этого, описывали различные физические явления.
Различные физические явления вызывали у творческих людей вдохновение. Константин Константинович Случевский писал о движении кометы так:
И, как и всякая комета,
Смущая блеском новизны,
Ты мчишься мёртвым комом света,
Путём, лишённым прямизны
Этот спор разгорелся ещё сильнее в шестидесятые – семидесятые годы, после выхода статьи о значении физики и литературы. Каждый старался найти приоритеты именно в своей науке. Но ни победителей, не проигравших в том споре нет, ведь невозможно сравнить две различные формы познания окружающего мира.
Многие образы в поэтических произведениях были навеяны физическими явлениями, происходящими вокруг нас.
Физики не могут описать свои открытия красочно, за них это сделали лирики в своих произведениях. Поэтому эти два различных направления, являются дополнением друг друга. Во многих стихотворных произведениях не были бы так точно и красочно изложены все происходящие вокруг физические явления.
Физики – это молодые люди, с математическим складом ума, люди естественного мировоззрения, а лирики – это поэты, философы, литераторы и просто мечтатели. В советское время в почёте были физики, но лирики не собирались сдавать своих позиций. В 1959 году впервые было напечатано стихотворение Бориса Слуцкого о проблеме, возникшей между лириками и физиками. Он писал так:
Что-то физики в почёте,
Что-то лирики в загоне…
Дело не в простом подсчёте
Дело в мировом законе!
Поэт пишет так, потому что время требует именно «физиков», людей точных знаний.
У человека хищная натура, жаждущая самоутверждения и первенства. Поэтому, образовавшиеся группы физиков и лириков рассматривали если не как врагов, то как непримиримых соперников. Как написал один поэт:
Этот спор казался нескончаемым –
Физики важнее или лирики?
Оппонентов хаяли отчаянно,
А себе же пели панегирики.
Лирики продолжали бороться. Они стали собирать огромные залы и даже стадионы любителей поэзии, а точнее говоря, людей, жаждущих найти правду в стихах поэтов – шестидесятников
На наш взгляд, очевидна беспредметность спора. Споры между «физиками» и «лириками» велись, в основном, ради умных разговоров, демонстрации своего «понимания» современного мира. Если посмотреть на многих поэтов, то большинство из них вышли из реальных «физиков». И многие настоящие «лирики» сожалели об отсутствии технического или физико-математического образования.
Спор завершился на том, что важна как наука, так и искусство:
Но теперь, как видно, спор закончился –
Смысла нет, к чему нам этот лишний шум?
Время мчит, летит, как свора гончая,
Век двадцатый быстро катит к финишу.
Нынче в моде новые коллизии –
Ну, кому теперь нужны романтики?
Всё равно, что лирики, что физики –
Кончились конфеты, вот вам фантики!
Не в ходу ни физики, ни лирики…
Так писал один из поэтов, переживших тот нескончаемый спор.
Деление на физиков и лириков всегда было неправильным. Ведь успех зависит от совмещения того и другого в нужном количестве. Например, даже к написанию стихотворения нужно относиться с холодной головой, будто решаешь задачу по физике. Но техническим гениям всегда идёт на пользу творческий подход к делу.
Поэт – романтик А.Мицкевич задал вопрос в своём стихотворении:
Как наша пожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
В литературных произведениях, в частности в стихотворениях, описывается окружающий нас мир. И главная задача физики тоже состоит в том, чтобы описать всевозможные явления природы, только с научной точки зрения. В лирических произведениях часто есть физический смысл. И пример этому поэты и их произведения, приведённые мной выше.
Заключение
В своей научной работе я доказала, что физика и литература всегда тесно переплетались и переплетаются между собой. Это две неразделимые вещи. Физики узнают новое о природе и рассказывают о ней с научной точки зрения, а лирики перевоплощают их слова в стихотворения и рассказы, но более красочно и доходчиво.
Мы бы не читали столько красивых стихотворных произведений, если бы поэты не знали бы основ физики.
Из всего вышесказанного я могу сделать вывод, что не было бы той литературы, которую мы читаем, без физики, в частности, без различных физических явлений, которые описываются в большинстве стихотворных произведений знаменитых поэтов.
Приложение
Физические явления | Произведения художественной литературы |
Тепловое явление | На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели, В верхних стёклах – небо ярко-синее И застреха в снеговой пыли. И.А. Бунин |
Механическое явление | Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд. А.С. Пушкин |
Световое явление | Две луны, рога свои качая, Замутили желтым дымом зыбь, Гладь озер с травой, не различая, Тихо плачет на болоте выпь. С. Есенин |
Механическое явление | Дуга, раскалываясь, плещет, То выныряя, то пропав, Не заворожит, не обманет Твой разукрашенный рукав. С. Есенин |
Явление – кристаллизация | Вот морозы затрещали И сковали все пруды, И мальчишки закричали Ей «спасибо» за труды. |
Тепловое явление | Бледнеет ночь…Туманов пелена В лощинах и лугах становится белее, Звучнее лес, безжизненней луна И серебро росы на стёклах холоднее. И.А. Бунин |
Световое явление | Шар, раскаленный золотой Пошлёт в пространство луч огромный, И длинный конус тени тёмной В пространство бросит шар другой. А. Блок |
Тепловое явление | Уж небо осенью дышало Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажилась, Ложился на поля туман… А.С. Пушкин |
Тепловое физическое явление | Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле. Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор… А.С. Пушкин |
Механическое явление | Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед. А. С. Пушкин |
Тепловое явление | "Метель" Все молчит, - лучина с треском Лишь горит багровым блеском Да по кровле ветр шумит. А. А. Фет |
Тепловое явление | Бледнеет ночь... Туманов пелена В лощинах и лугах становится белее, Звучнее лес, безжизненней луна И серебро росы на стеклах холоднее. В.Я. Брюсов |
Кристаллизация | На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели, В верхних стеклах - небо ярко-синее И застреха в снеговой пыли. И. А Бунин |
Световое явление | Ах, как играет этот Север! Ах, как пылает надо мной Разнообразных радуг веер В его короне ледяной! Ему, наверно, по натуре Холодной страсти красота, Усилием магнитной бури Преображенная в цвета... М.А. Дудин |
Световое явление | Там волны с блесками и всплесками Непрекращающегося танца, И там летит скачками резкими Корабль Летучего Голландца Ни миф, ни мель ему не встретятся, Но знак печали и несчастий Огни святого Эльма светятся, Усеяв борт его и снасти. Н. Гумилёв |
Сочинение
Валентин Берестов. Аист и соловей
Весенняя гроза
Ветер и Солнце
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны