Изготовление красок в домашних условиях из натуральных природных продуктов
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект по ИЗО "Природные краски" | 574.16 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ерышовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
Тема исследовательского проекта:
«Природные краски»
Выполнила:
Ученица 6 класса
МОУ «Ерышовская СОШ
Ртищевского района
Саратовской области»
Виноградова Василиса
Руководитель проекта:
Луценко Светлана Ивановна,
Учитель технологии
МОУ «Ерышовской СОШ
Ртищевского района
Саратовской области»
2021 год
с. Ерышевка
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………..3
2.Теоретическая часть………………………………………………………...5
3.Практическая часть………………………………………………………….8
4.Вывод………………………………………………………………………..12
5.Используемая литература………………………………………………….13
Введение
Актуальность исследования: на уроках изобразительного искусства мы рисуем разными красками: акварелью, гуашью, масляными. Их можно купить в любом магазине. Современные художники так и поступают. Теперь я уделяю особое внимание к выбору красок. Как-то при выборе красок, на этикетке я прочла «гипоаллергенные краски», а ведь действительно в настоящее время краски делают на заводах из химических веществ. Давным-давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах, где же их брали? Мне захотелось узнать, из чего раньше изготавливали краски? Смогу ли я сама изготовить их в домашних условиях? Ведь можно изготовить экологически чистые краски самим?
Цель исследования - узнать из каких веществ состоят природные краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.
Задачи исследования:
- Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.
- Изучить из каких веществ состоят природные краски, рецептуры их приготовления.
- Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
- Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине.
- Нарисовать рисунки из полученных красок.
- Провести опрос среди ребят в классе и проанализировать результаты.
Приступая к исследовательской работе, я выдвинула гипотезу: используя природные красители и связующее вещество в домашних условиях, можно ли изготовить экологически чистые краски.
Объектом исследования являются – природные краски.
Предмет исследования – процесс ее изготовления, материалы и инструменты.
Методы исследования:
-словесный: поиск, сбор и обработка информации из литературных источников, анкетирование
- поисковый: поиск информации в интернете, наблюдение
- практический: проведение экспериментов, сравнение результатов, нарисовать рисунки
Ожидаемые результаты
- получение интересных знаний из истории создания красок
- приобретение навыков позитивного творчества и воплощение идеи в жизнь
- изготовление природных красок
Продукт проекта: «Природные краски»
Теоретическая часть.
История возникновения красок
Я выяснила, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже! Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников.
А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.
Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века. Какими же красками рисовали древнейшие художники?
Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые... Чёрный цвет давала копоть, сажу.
Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.
Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.
Икона, написанная более 600 лет назад. Икона, написанная в наше время.
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.
Процесс приготовления красок
Я прочитала и узнала, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.
Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и другие.
Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.
Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть мел, уголь, глина, лазурит и малахит. Потом сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: клей, мёд, яйцо, масло, воду и воск. Краску нужно хорошо перемешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришла к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз.
Создание красок в домашних условиях
У меня дома были некоторые природные пигменты, связывающие вещества и я составила план четырёх экспериментов.
1) Сначала я решила создать акварельные краски
Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. В прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.
План эксперимента № 1
Когда уголь смешала с клеем, то получила чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели.
Также попробовала активированный уголь смешать с мёдом и нарисовать рисунок. Цвет получился серый и рисунок долго высыхал.
План эксперимента № 2
Потом попробовала создать акварельные краски других цветов.
Краска из ягод с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели.
2) Создание масленых красок. Масляная краска - это густая паста, которую изготавливают, смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым.
Если посмотреть на портреты того времени - кажется, что человек, изображенный более четырех столетий назад, сейчас начнет двигаться и говорить. В таком «живом» эффекте есть немалая заслуга масляной краски. Ведь она прекрасно передавала ощущение натуральности, свет, тень и объем.
Масляные краски, достаточно прочные и ложатся на бумагу жирными мазками.
РЕКЛАМА
План эксперимента 3
Глина с маслом смешалась однородно, дала зелёный цвет, краска хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно.
Создать масленую краску ближе к натуральному не удалось. Потому что эта краска требует более сложного изготовления.
3) Создание темперных красок.
Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно.
План эксперимента 4
Мел с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался самым прочным. Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по качествам и по консистенции, они имеют преимущества и недостатки.
В ходе исследования узнала, что в нашей Республике Башкортостан занимаются валянием. И в канун Нового года я решила сделать валянием ёлочную игрушку.
Проведение анкетирования о красках
Для анкетирования мы взяли четыре вопроса. Всего в опросе участвовало 18 человек. Вопросы для анкетирования представлены в приложении 1.
Рассмотрим результаты данного этапа исследования.
После проведённого мной анкетирования, я выяснила, что некоторые мои одноклассники знают о том, что можно получить в домашних условиях краски, но мало кто пробовал изготавливать самодельные краски и все ребята моего класса красят яйца на пасху магазинными красками.
Заключение
Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь.
Я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это сухой краситель, в качестве которого я использовала уголь, мел, глину. В качестве связующего вещества – мёд, масло, яйцо. Провела эксперименты и получила краски. Заметила, что после высыхания образцов с маслом, краска слегка осыпалась. Лишь яичный желток давал прочный цвет.
Сравнила самодельные краски и магазинные. Полученные мною краски имеют преимущества и недостатки.
Преимущество - экологически чистые, почти бесплатные, имеют естественные цвета.
Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Итак, чтобы приготовить такие краски, как у нас, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, ягоду) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, клей, мёд).
Результаты анкетирования показали: большинство опрошенных знают, что краски можно получить самостоятельно в домашних условиях, но не пробовали это делать. На вопрос: «Какой краской Вы пользуетесь при окраске пасхальных яиц?» анкета показала, что 17 участников используют синтетическую (магазинную) краску, 1 – природную.
Я выяснила, что мои одноклассники знают о том, что существуют природные красители и что можно получить самодельные краски в домашних условиях. В будущем мне бы хотелось научиться окрашивать ткани красками растительного происхождения.
Таким образом, в результате проведенной мной работы были достигнуты цели исследования. Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую мной гипотезу. Были решены поставленные мной цели и сделаны выводы.
Литература
Приложение
Анкетирование одноклассников
1. Знали ли вы, что краски можно получить в домашних условиях?
2. Пробовали ли вы делать самодельные краски?
3. Рисовали ли вы чем-нибудь кроме магазинных красок и карандашей?
4. Какой краской вы пользуетесь при окраске пасхальных яиц?
Паспорт исследовательской проектной работы по изобразительному искусству «Природные краски»
Название проекта, автора работы, руководитель | Творческий проект «Природные краски» Автор: Виноградова Василиса Руководитель проекта: Луценко Светлана Ивановна |
Цели и задачи | Цель: узнать из каких веществ состоят природные краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок. Задачи исследования: - Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования. - Изучить из каких веществ состоят природные краски, рецептуры их приготовления. - Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях. - Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине. - Нарисовать рисунки из полученных красок. - Провести опрос среди ребят в классе и проанализировать результаты. |
Краткое содержание хода Выполнения проекта | Определение проблемы и выдвижение гипотезы. Определение предмета информационного поиска; изучение и анализ литературы и иных источников информации по проблеме: из каких веществ состоят краски, рецептуры их приготовления, проведение эксперимента по изготовлению красок для рисования в домашних условиях и сравнительный анализ красок, сделанных самостоятельно и купленных в магазине; выяснение мнения одноклассников на этот счет во время их анкетирования. |
Краткие выводы о Полученных результатах | В процессе работы над исследовательским проектом. Я узнала много нового и интересного. Изучила историю создании красок, выяснила состав красок провела 4 эксперимента по созданию красок в домашнем условии. В будущем я буду сама изготовлять краски для своих творческих работ. |
Защита.
Здравствуйте! Меня зовут Виноградова Василиса, я ученица 6 класса и сегодня вас познакомлю с историей возникновения красок и покажу несколько рецептов их изготовления в домашних условиях. На уроках изобразительного искусства мы рисуем разными красками: акварелью, гуашью, масляными. Теперь я уделяю особое внимание к выбору красок. Как-то при выборе красок, на этикетке я прочла «гипоаллергенные краски», а ведь действительно в настоящее время краски делают на заводах из химических веществ. Давным-давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах, где же их брали? Мне захотелось узнать, из чего раньше изготавливали краски? Смогу ли я сама изготовить их в домашних условиях? Ведь можно изготовить экологически чистые краски самим? И так :
Цель исследования - узнать из каких веществ состоят природные краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.
Задачи исследования:
- Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.
- Изучить из каких веществ состоят природные краски, рецептуры их приготовления.
- Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
- Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине.
- Нарисовать рисунки из полученных красок.
- Провести опрос среди ребят в классе и проанализировать результаты.
Приступая к исследовательской работе, я выдвинула гипотезу: используя природные красители и связующее вещество в домашних условиях, можно ли изготовить экологически чистые краски.
Объектом исследования являются – природные краски.
Предмет исследования – процесс ее изготовления, материалы и инструменты.
Методы исследования:
-словесный: поиск, сбор и обработка информации из литературных источников, анкетирование
- поисковый: поиск информации в интернете, наблюдение
- практический: проведение экспериментов, сравнение результатов, нарисовать рисунки
Ожидаемые результаты
- получение интересных знаний из истории создания красок
- приобретение навыков позитивного творчества и воплощение идеи в жизнь
- изготовление природных красок
Продукт проекта: «Природные краски».
История возникновения красок
Я выяснила, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже! Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников.
А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.
Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века. Какими же красками рисовали древнейшие художники?
Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые... Чёрный цвет давала копоть, сажу.
Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.
Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.
Икона, написанная более 600 лет назад. Икона, написанная в наше время.
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.
Процесс приготовления красок
Я прочитала и узнала, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.
Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и другие.
Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.
Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть мел, уголь, глина, лазурит и малахит. Потом сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: клей, мёд, яйцо, масло, воду и воск. Краску нужно хорошо перемешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришла к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз.
Создание красок в домашних условиях
У меня дома были некоторые природные пигменты, связывающие вещества и я составила план трёх экспериментов.
1) Сначала я решила создать акварельные краски
Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. В прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.
План эксперимента № 1
1. Сначала взяла активированный уголь (очищенный).
2. Измельчила уголь в порошок.
3. Просеяла порошок.
4. Потом смешала уголь с клеем ПВА.
Когда уголь смешала с клеем, то получила чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели.
Также попробовала активированный уголь смешать с мёдом и нарисовать рисунок. Цвет получился серый и рисунок долго высыхал.
План эксперимента № 2
Потом попробовала создать акварельные краски других цветов.
1. Взяла различную ягоду - смородину, клюкву, малину, вишню.
2. Выдавила в разные посудки сок.
3. Смешала сок с мёдом. Нарисовала красивые и нежные цветы.
Краска из ягод с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели.
2) Создание масленых красок. Масляная краска - это густая паста, которую изготавливают, смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым.
Если посмотреть на портреты того времени - кажется, что человек, изображенный более четырех столетий назад, сейчас начнет двигаться и говорить. В таком «живом» эффекте есть немалая заслуга масляной краски. Ведь она прекрасно передавала ощущение натуральности, свет, тень и объем.
Масляные краски, достаточно прочные и ложатся на бумагу жирными мазка
План эксперимента 3
1. Измельчила мел в порошок.
2. Смешала мел с яйцом.
Мел с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался самым прочным. Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по качествам и по консистенции, они имеют преимущества и недостатки.
Проведение анкетирования о красках
Для анкетирования мы взяли четыре вопроса. Всего в опросе участвовало 18 человек. Вопросы для анкетирования представлены в приложении 1.
Рассмотрим результаты данного этапа исследования.
После проведённого мной анкетирования, я выяснила, что некоторые мои одноклассники знают о том, что можно получить в домашних условиях краски, но мало кто пробовал изготавливать самодельные краски и все ребята моего класса красят яйца на пасху магазинными красками.
Заключение
Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь.
Я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это сухой краситель, в качестве которого я использовала уголь, мел. В качестве связующего вещества – мёд, масло, яйцо. Провела эксперименты и получила краски. Заметила, что после высыхания образцов с маслом, краска слегка осыпалась.
Сравнила самодельные краски и магазинные. Полученные мною краски имеют преимущества и недостатки.
Преимущество - экологически чистые, почти бесплатные, имеют естественные цвета.
Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Итак, чтобы приготовить такие краски, как у нас, нужно смешать пигмент (мел, уголь, ягоду) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, клей, мёд).
Результаты анкетирования показали: большинство опрошенных знают, что краски можно получить самостоятельно в домашних условиях, но не пробовали это делать. На вопрос: «Какой краской Вы пользуетесь при окраске пасхальных яиц?» анкета показала, что 17 участников используют синтетическую (магазинную) краску, 1 – природную.
Я выяснила, что мои одноклассники знают о том, что существуют природные красители и что можно получить самодельные краски в домашних условиях.
Таким образом, в результате проведенной мной работы были достигнуты цели исследования. Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую мной гипотезу. Были решены поставленные мной цели и сделаны выводы.
Данная работа может использоваться на уроках изобразительного искусства и в дошкольных учреждениях.
Для Кати https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-po-tehnologii-holodniy-farfor-677928.html
В Китае испытали "автобус будущего"
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Рождественский венок
Солдатская шинель