.
Вложение | Размер |
---|---|
tselebnye_rodniki_tuvintsev.docx | 39.71 КБ |
МБОУ СОШ с. Эйлиг-Хемский муниципального района
«Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
Научно – практическая работа
на тему
Целебные источники тувинцев
Выполнила: Быштак-оол Алдын-Сай Артышовна, ученица 11 класса МБОУ СОШ с.Эйлиг-Хемский
Руководитель: Хемер-оол Хорагай Борисовна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с.Эйлиг-Хемский
Эйлиг-Хем – 2021 г.
Введение
Актуальность исследования. Республика Тыва имеет уникальное географическое положение – на стыке южносибирских таежных лесов и центрально-азиатских степей и пустынь. Особенности ее рельефа, климата, геологического строения и гидрогеологических условий предопределили распространение в республике разнообразных типов природных водных лечебных ресурсов – аржаанов, соленых и грязевых озер. В Туве встречаются практически все известные на территории Российской Федерации и бывшего Советского Союза типы минеральных вод.
Подземные воды Тывы в виде родников активно используются населением для этих целей. При этом важно отметить, что воды родников применяются жителями республики для питья с целью обеспечения, как общечеловеческих нужд, так и в бальнеологических целях при нецентрализованной системе водопользования. В настоящее время насчитывается около 140 источников на разных частях территории Республики Тыва. Ежегодно с 20-х чисел июня по вторую половину августа тысячи людей близлежащих регионов, и даже из зарубежных стран посещают места выхода родников для отдыха и лечения различного рода заболеваний.
С конца 80-х гг. ХХ в. Тувинскими учеными (к.х.н. К.Д. Аракчаа, к.г.-м.н. К.С. Кужугет) совместно с учеными Иркутского государственного университета (к.х.н. Г.М. Шпейзер и др.), Томского политехнического университета (д.г.-м.н. М.Б. Букаты и др.) стали проводится систематические комплексные исследования гидроминеральных ресурсов Тувы. Исследования охватили практически всю территорию республики, были проведены гидрохимические, геофизические, микробиологические, экологические, радоно- и гелиометрические исследования. Всего исследовано более 70 минеральных и пресных аржаанов по 50-ти разным показателям.
С 2011 года и по настоящее время на территории Республики Тыва проводятся комплексные естественнонаучные (гидрогеохимические, гидро- и микробиологические, геофизические, микроклиматические, экологические и и медико-биологические (медико-социологические и медико- клинические) исследования подземных вод под руководством Аракчаа К. Д с участием Кужугет К. С., Рычковой К. М. и др. при активном участии сотрудников проблемной научно-исследовательской лаборатории гидрогеохимии НОЦ «Вода» Томского политехнического университета (Копылова Ю.Г., Хващевская А. А.. Гусева Н. В. и др.) и Томского НИИ курортологии и физиотерапии ФМБА России (Смирнова И. Н. и др.). Полученные данные послужат большим вкладом в развитие курортного и рекреационного потенциала республики Тыва, а также ее социально-экономическому развитию[1].
Таким образом, изучением целебных источников занимались дореволюционные, отечественные и современные исследователи.
Цель работы: изучение и характеристика особенностей целебных родников Тувы по географическому положению.
Объект работы: целебные родники Тувы.
Предмет работы: целебные родники центральной, юго-западной и восточной частей Тувы.
Задачи:
- рассмотреть историографию;
- раскрыть и описать лечебные свойства родников;
- проанализировать и определить роль, значение целебных источников Тувы.
В религиозных представлениях тувинцев сложилась целая культовая система почитания природы. Она выражается в совершении обрядов, молений, освящении тех или иных объектов природы. Особым почитанием пользовались источники, бьющие из-под земли. Поэтому моления, посвященные воде и включавшие в себя поклонение духам воды, играли немаловажную роль у тувинского народа [9]. Природные лечебные источники – аржааны, а также соленые и грязевые озера, как и вода в целом, занимали первоочередное место в картине мира тувинцев-кочевников. Все сферы мифологического и реального бытия были неразрывно связаны с водной стихией, что нашло отражение в мифолого-ритуальной практике населения Тувы [2]. К настоящему времени на территории Тувы обследовано и изучено более 100 природных лечебных вод – пресных и минеральных аржаанов, соленых и грязевых озер.
У тувинского народа аржааны наделялись ореолом святости и служили предметом культа. Некоторые пережитки мистических представлений об аржаанах сохранились еще до сих пор среди людей. Оно выражалось в форме приношений на рассвете и перед закатом солнца даров «духам» до и после окончания процесса лечении.
Суг бажын дагыыры (Обряд освящения родника). Тувинцы относились к роднику как к священному месту. Истоки рек (сугбажи), источники (аржаан), роднички, вытекающие из-под земли, почитались обычно многими тувинцами в индивидуальном порядке. Освящение родника обычно было связано с камланием по поводу лечения больного, пораженного злым духом. У родника поджигали курильницу на верхушке деревянной жерди, другой конец которой был вбит в землю; на ней закрепляют чаламалар - ленточки цветной ткани. Во время обряда освящения родника приносили символическую жертву - козу, которую в дальнейшем имеет право доить одна хозяйка. На рогах козы завязывали белые и синие ленточки. Мужчинам запрещалось трогать её даже пальцем. Только когда коза умирала естественной смертью, козлят от неё можно было резать на мясо.
Обычно аржааны открывали ламы-врачи, шаманы или знающие люди, которые при стечении народа освящали источники, давали советы – от каких хворей и напастей и как лечиться. С древних времен наши предки почитали свои целебные источники, бережно обращались и сохраняли их для последующих поколений. Причины такого поведения тувинцев можно объяснять многовековой привычкой народа, ставшей рефлексом, неосознанным зовом генной памяти и многим другим. Но как бы, то, ни было, пора созревания аржаанов – целебных источников – заставляет трогаться с места, как когда-то далеких предков, и идти в обозначенные еще в древности священные лечебные места.
В данном случае, здесь выделяется несколько видов обрядов: аржаан дагыыры – это освящение источника; аржаан ажаары – это ритуал ухода за ним; аржаан чалаары – «приглашение» аржаана.
Суть обрядов заключается в умилостивлении духов-хозяев мест, своеобразном «приручении их, установлении контактов с ними ради благополучия рода на конкретный срок». Приезжая на аржаан, люди первым делом подвязывали к ветвям священного дерева, росшего у самого источника, чалама – ритуальные ленточки, возжигали огонь – сан салыры, очищали от веток и опавших листьев источник, совершали ритуальное действие – чажыг – окропление, кормление Природы. Обязательным было при этом произнесение благопожелания духу-хозяину целебного источника – аржаана.
Перед поездкой к аржаану старались узнать у лам или шаманов о характере своей болезни. Приехав к источнику, сначала обращались к духу-хозяину аржаана, сообщили ему о своей болезни и просили от нее избавить. Каждый прибывший первым делом проводит у священного дерева обряд сан-салыры, на котором жгли можжевельник. Это традиционное выражение почтения хозяину целебного источника, духам местности, прошение для себя и близких здоровья и благополучия – по древним языческим канонам.
Ритуал подношения хозяевам аржаана начинается с того, что свежесваренным чаем с молоком первым угощают хозяина аржаана, потом брызгают во все стороны света. В одной из двух жертвенных чаш зажигают огонь, который «кормят» лучшей и вкусной пищей со словами благопожелания хозяину и духам аржаана.
Традиционно считается, что духам и хозяину аржаана нравится еда, смешанная из тувинского далгана, меда, топленого масла, молока. Если пища жертвенным огнем будет «съедена» без остатка, это хороший знак – лечение будет проходить успешно. Затем каждый на ветки священного дерева повязывает трехцветные ленточки – чалама. Хозяин аржаана носил название – эцин. Во время питья из источника нужно было все время думать о своей просьбе. По представлениям тувинцев аржааны являются даром богов, бурханов. В первый год лечение на аржаанах длилось обычно 7 дней, в следующем году – 14 дней, на третий год рекомендуют лечиться на источниках в течение 21 дня.
Таким образом, обычаи и обряды тувинцев, связанные с аржаанами, являются одними из основных в традициях тувинского народа. Это говорит о том, что тувинский народ свято верит в силу целебных источников и несоизмеримо чтит традиционные нормы и правила по отношению к ним. Люди стараются передать своим потомкам аржааны в таком состоянии, в каком они им достались, старались охранять и облагораживать их территорию
Природные водные лечебные ресурсы (ПВЛР) Тувы можно подразделить нами на две большие группы:
- минеральные лечебные воды, к которым мы относим соленые и грязевые озера и аржааны, по степени минерализации, ионно-солевому составу и наличию биологически активных компонентов подпадающие под определение природных лечебных и питьевых минеральных вод, т.е. минеральные аржааны;
- пресные лечебные воды, к ним мы относим аржааны, которые по степени минерализации и отсутствию биологически активных компонентов не подпадают под определение природных питьевых минеральных вод, однако с незапамятных времен широко используются местным населением в лечебных целях. Их мы называем пресные аржааны.
К настоящему времени зарегистрировано более 200 природных водных лечебных объекта: 74 проявления лечебных минеральных вод, в т.ч. 54 группы минеральных аржаанов и 20 соленых и грязевых озер, и 128 пресных аржаанов.
Лечебный эффект соленых и грязевых озер и минеральных аржаанов обусловлен, в основном, тремя видами их воздействия на организм человека: механическим, температурным и химическим.
Лечебное действие природных минеральных вод может быть обусловлено и некоторыми их физическими свойствами, например, явлением гелиотермии рассольных вод озер, когда нижние придонные слои рапы и придонная грязь имеют температуру несколько большую, чем приповерхностные слои рапы озера[2].
Любой материальный объект физического мира может быть охарактеризован полностью тремя присущими ему взаимосвязанными категориями – состав, свойство, структура. Для природных вод под категорией "«состав"» можно подразумевать химический и микробиологический составы, под категорией "«свойство"»- физические свойства (температура, плотность, электро- и теплопроводимость, магнитные свойства и т.д.), под категорией «структура» – структуру воды на молекулярном уровне.
Лечебное действие природных вод может быть обусловлено, таким образом, и составом (химическим и микробиологическим), и физическими свойствами, и структурой воды на молекулярном уровне. Для природных целебных вод признано, что лечебным фактором выступают состав и свойства.
Структурный фактор как лечебный в официальной бальнеологии не рассматривается, хотя в научно-популярной литературе много пишут о лечебных свойствах активированной разными способами воды. Выдвинута гипотеза, согласно которой при активировании происходит изменение структуры воды на молекулярном уровне. Для природных водных источников активированное состояние обнаружено для минеральных вод Байкальской рифтовой зоны и некоторых Кавказских месторождений[3].
Аржаан (целебный источник) Ажыг-Суг. В переводе на русский язык ажыг-суг означает кислая вода. Действительно, это месторождение кислых подземных вод, рН 3,5 – 4,0. 2.
Местоположение. Аржаан расположен на абсолютной отметке в 1150 м над уровнем моря, в гористой местности на левом берегу Саяно-Шушенского водохранилища в 6 км ниже устья р. Хемчик. Место водопроявления – небольшой овражек с оранжевокоричневым грунтом среди скал, поросших редким кустарником. Географические координаты: широта – 51о 46'7.60", долгота – 092o 06'12.57". По данным ученых минеральная вода Ажыг-Суга формируется в зоне тектонического контакта эффузивных и осадочных пород кембрия и девона с интрузией гранодиоритов. Выход приурочен к ожелезненным эффузивам коричневого цвета.
Это уникальный кислый источник, известнейший в Туве и почитаемый в народе, место паломничества больных с хроническим гастритом и язвой желудка. За целительной водой люди приезжают даже из отдаленных районов республики практически круглый год: зимой на месте выхода аржаана образуется наледь толщиной почти до метра и больше, и приезжающие откалывают куски «соленого» льда. Аржаан Ажыг-Суг, называемый также Уур-Саир (название урочища), известен далеко за пределами республики.
Общие показания к лечебному применению:
- хронические гастриты с нормальной, повышенной и пониженной секреторной функцией желудка;
- хронические колиты и энтероколиты;
- воспалительные процессы в желудочно-кишечном тракте;
- язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;
- железодефицитная анемия (железистые воды);
- сахарный диабет и нарушение обмена веществ (кремнистые воды).
Потенциал использования. В силу своей бальнеологической значимости поистине является достоянием народа. Аржаан передан в аренду индивидуальному предпринимателю (с 2014 г.), который занимается рекреационным обустройством территории и осуществляет доставку отдыхающих на аржаан.
Аржаан (целебный источник) Тарыс – это месторождение азотных терм, содержащих сероводород, в народе имеет называние Южный аржаан. В советское время на территории аржаана действовал сезонный профсоюзный профилакторий.
Расположен на крайнем юго-востоке Тувы на границе с Монголией, в 70 км к югу-востоку от нынешнего поселка Кунгуртуг на абсолютной отметке 1940 метров. Географические координаты месторождения: широта от 50о 22'5" до 50о 22'39", долгота от 98о 3'8" до 98о 3'30". Здесь в долине реки Тарыс у подножия беломраморной горы бьют из-под земли горячие источники со специфическим запахом, который распространяется далеко вниз по долине.
Состав и свойства. На аржаане Тарыс зафиксировано около 30 источников, общий их дебит – 600 – 700 тыс. л. в сутки. Выходы горячих вод (макс. температура до 48оС) каптированы в естественном грунте примитивными бревенчатыми ваннами и обнесены срубами. По наличию специфических компонентов Тарысские термальные воды можно характеризовать как гидросульфидные, кремнистые. По ионно-солевому составу источники аржаана Чойган можно подразделить на три группы:
– гидрокарбонатные кальциевые (отдельные холодные источники с температурой 2 – 7 оС);
– сульфатные натриевые (большинство горячих источников, ванн с температурой 20 – 47оС);
– гидрокарбонатные натриево-кальциевые (отдельные холодные источники с температурой до 10оС).
На аржаане Тарыс лечение принимается в основном в виде ванн. Время принятия ванн не должно превышать 7 – 10 минут. Начинать принятие ванн, особенно горячих, необходимо с 1 – 2- х минут.
Показаниями к лечению сероводородными ваннами являются следующие патологии:
– болезни сердечнососудистой системы (гипертоническая болезнь I и II стадий, облитерирующий эндартериит, склеротические изменения сердечной мышцы, атеросклероз сосудов сердца, головного мозга и периферических сосудов конечностей, миокардиодистрофии, пороки сердца и др.);
– заболевания костно-мышечной системы и суставов (полиартриты различной этиологии с хроническим или подострым течением, хронические спондилоартриты, остеохондроз, посттравматические артриты, болезнь Бехтерева, ревматоидный артрит без поражения внутренних органов и с невысокой активностью воспалительного процесса);
– неврологические заболевания вне обострения (энцефалопатии на почве интоксикаций, менингоэнцефалиты вне стадии обострения, невриты, полирадикулиты, невралгии, травматические и инфекционные плекситы, вертеброгенные заболевания периферической нервной системы, последствия травм спинного мозга и его оболочек и др.);
– дерматологические заболевания (различные формы хронической экземы, профессиональные и себорейные экземы, псориаз, нейродермит, дерматит, хроническая крапивница, врожденные дерматозы с явлениями гиперкератоза, склеродермия и др.);
– гинекологические заболевания (хронические неспецифические патологии в стадии ремиссии, бесплодие трубного генеза, нарушения менструальной функции и др.);
– патологии эндокринной системы (пониженная функция щитовидной железы, легкие формы сахарного диабета).
Потенциал использования. Воды аржаана Тарыс – мощное бальнеотерапевтическое средство, лечение на них должно строго регламентироваться и проводиться под врачебным контролем. В настоящее время Тарыс передан в аренду предпринимателям, которые обустраивают его территорию, а по поручению Минздрава РТ на аржаане работает медицинский пункт. В перспективе на источнике должно быть создано полноценное, современное санаторно-курортное учреждение[4].
Аржаан Чойган – один из самых труднодоступных, но и самых известных целебных источников Тувы. Ученые позиционируют его как Природный аржаанный комплекс «Чойганские минеральные воды», т.к. лечебным действием могут обладать не только минеральные источники, но и геофизические и микроклиматические характеристики местности, а также содержащиеся в воздухе биологически активные компоненты – фитонциды, обусловленные наличием вокруг источников реликтового пихтового леса.
Местоположение. Местное население Тоджи, тувинцы-тоджинцы, называют его аржаан Изиг-Суг, что означает горячая вода. Это уникальное месторождение углекислых термальных и холодных вод, расположенное на крайнем северо-востоке Республики Тыва в хребтах Восточного Саяна. Чойганские источники – аржааны использовались в лечебных целях оленеводческими племенами, населявшими хребты Восточного Саяна, издревле. Легенда гласит: Давно это было, никто уже и не помнит когда. Как-то глубокой осенью старый охотник на Одугене подстрелил огромного лося, однако не наповал, а только ранил. И зверь ушел. День идет охотник по следу подранка, второй, устал совсем, из сил выбился. След лося привел его в ущелье. И он увидел, что подранок лежит в небольшой яме с водой, от 28 которой идет густой пар. При виде охотника, лось быстро ушел вверх по ущелью, как будто и не был ранен. Старец спустился в ущелье и обнаружил множество горячих источников. Уставший охотник по примеру лося погрузился в яму с водой и через некоторое время почувствовал необычайную легкость, как будто и не было тяжелого двух-дневного преследования раненого сохатого.
Состав и свойства. Углекислые воды Чойгана характеризуются гидрокарбонатным кальциевым (натриево-кальциевым, кальциево-натриевым) составом с минерализацией 0,2 – 0,6 г/л., высоким содержанием радона, кремнекислоты, железа. Формула Курлова для одного из источников (ванна горячая, ист. № 12)[5].
Факторы, обуславливающие бальнеологическую активность источников аржаана Чойган:[6]
1) температура: источники с температурой выше 20оС относятся к лечебным термальным водам;
2) углекислый газ: содержание углекислого газа во многих источниках выше бальнеологической нормы, составляющей 0,5 г/ дм3;
3) радон: объемная активность радона от 200 и выше Бк/л;
4) кремнекислота: к лечебным относятся природные воды, содержащие кремниевую кислоту более 50 мг/ дм3;
5) ионно-солевой состав: к лечебным относятся воды, с общей минерализацией более 1 г/ дм3.
Общие рекомендации по лечебному использованию:
1) сердечно-сосудистая система;
2) периферическая нервная система;
3) органы дыхания;
4) органы пищеварения;
5) опорно-двигательный аппарат;
6) гинекологические заболевания и урологические заболевания;
7) кожные заболевания и некоторые эндокринные (тиреотоксикоз).
Ближайшие аналоги Чойганских источников по составу воды это Кисловодские воды (скв. 5/0), Железноводские (ист. Славяновский), Севанские (скв. 2, Армения).
Аржаан Чойган поистине можно назвать целительной жемчужиной Тувы. При решении ряда вопросов (транспортная доступность, энергообеспечение, утилизация отходов и т.д.) здесь можно создать современный лечебно- и рекреационно-оздоровительный комплекс[7].
Аржаан Торгалыг – это пресноводный источник. Он является одним из самых холодных горных ключей Тувы. Торгалыг – это название реки, которая протекает рядом с селом. Аржаан также имеет второе название, популярное среди местного населения – Кызыл-Дуруг (по имени горы, у подножия которой он находится). Вода в источнике высоко минерализована, она имеет хлоридно-гидрокарбонатный натриево-кальциево-магниевый состав. Удивительно, что в этом небольшом пресном источнике обнаружено повышенное содержание органического углерода, в девять раз превышающее бальнеологическую норму. Это позволяет использовать уникальную в своем роде воду аржаана Торгалыг для успешного лечения урологических заболеваний различной природы.
Источник этот не так известен, как другие родники и минеральные воды Тувы, однако, он уникален по своей природе. Ключевая вода, температурой всего в 3 градуса, лечит от, казалось бы, таких заболеваний, которые возникают в холоде – ангина, простуда, воспаление суставов и различные болезни почек. Раньше сюда приходили лечиться только пожилые люди, да и среди местных жителей аржаан пользовался не высокой популярностью. Однако, в наше время источник Торгалыг набирает популярность среди туристов разных возрастов из-за своей действенной лечебной силы.
Народная молва твердит по сей день о том, что источник Торгалыг открыла людям старая шаманка. Она пришла в эти места несколько веков назад, нашла источник и освятила его, после чего рассказала людям о его чудодейственной силе. Шаманка говорила, что силой источника управляет дух горы Бай-Даг. Отсюда возникла традиция подношений – рады – духу при молитве, окунании в воды источника или прошении о прощении. Люди приходили сюда, совершая ритуал, столетиями. Однако после революции местные власти ввели запрет не только на проведение ритуалов, но и на посещение источника. Со временем появилось множество санаториев, оздоровительных центров и курортных точек на других источниках, и Аржаан Торгалыг был практически забыт и заброшен. Однако во второй половине двадцатого века известная в Туве шаманка Быстакай продолжала совершать подношения и обряды, веря, что она поддерживает жизнь и целебные свойства источника.
Добраться до аржаана Торгалыг удобнее всего пешком или на автомобиле (несколько километров на северо-запад) от одноименного села, которое является центром Торгалыгского Сумона в Улуг-Хемском кожууне. До села Торгалыг можно доехать на автомобиле из столицы республики Тува – города Кызыл, используя трассу А-162. Дорога в этом случае займет чуть больше полутора часов. Если вы планируете далее совершить объезд по горным маршрутам, используйте для этих целей внедорожник или иную машину с высокой степенью проходимости, поскольку дороги вне трассового покрытия, в основном, грунтовые.
Заключение
Распространенные на территории Республики Тыва выходы подземных вод в виде родников, воды которых используются населением в питьевых и лечебных целях в основном стихийным образом. Многие родники имеют уникальные свойства и находятся в особых природно-климатических условиях, в живописных местах Республики Тыва. Дальнейшее изучение особенностей состава природных подземных вод будет способствовать развитию туристического и курортного потенциала территории. Для сохранения этого природного достояния необходимо придание им особого статуса – охраняемых территорий с ограничением хозяйственной деятельностью.
В настоящее время заметно активизировалась частная предпринимательская деятельность по организации и инфраструктурному обеспечению отдыха и, пока еще стихийного, лечения на некоторых аржаанах Тувы.
Наличие широкого спектра природных водных лечебных ресурсов Тувы, распространенность в республике феномена «аржаанного лечения», известность многих аржаанов, соленых и грязевых озер, как в Туве, так и далеко за ее пределами, позволяют считать перспективным направлением в их освоении создание и развитие туристско- рекреационных особых экономических зон.
Список использованной литературы
[1] Аракчаа К.Д. О возможной природе лечебных факторов пресных аржаанов Тувы // География, история и геоэкология на службе науки и инновационного образования // Материалы Международной научно- практической конференции Красноярского ГУ. Т. 2 Красноярск, 2017 С. 53-55.
[2] Аракчаа К.Д., Эрдыниева Л.С. Медико-социологические исследования стихийного народного лечения на некоторых пресных аржаанах Тувы // Вестник ТувГУ. Вып. 2 Кызыл, 2016 С. 77–82.
[3] Шкинев В.М., Джераян Т.Г., Аракчаа К.Д., Спиваков Б.Я. Мембранная фильтрация для непрерывного фракционирования частиц и макромолекул. Распределение компонентов вод лечебных источников – аржаанов // Ж. аналит. химии, 2015, Т. 55, № 2, с. 153–160.
[4] Смирнова И.Н., Аракчаа К.Д. Методы донозологической диагностики и методики аржаанной бальнеотерапии (на примере Республики Тыва). Учебно-методическое пособие. – Кызыл: Тываполиграф, 2014. – 54 с.
[5] Физиотерапия и курортология / Под ред. В.М. Боголюбова. Книга I. М.: Изд-во БИНОМ, 2008 408 с.
[6] Шкинев В.М., Джераян Т.Г., Аракчаа К.Д., Спиваков Б.Я. Мембранная фильтрация для непрерывного фракционирования частиц и макромолекул. Распределение компонентов вод лечебных источников – аржаанов // Ж. аналит. химии, 2015, Т. 55, № 2, с. 153–160.
[7] Пиннекер Е.В. «Минеральные воды Тувы. Кызыл, 1968 106 с.
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Ручей и камень
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Император Акбар и Бирбал
Спасибо тебе, дедушка!