В проекте определены как положительные, так и отрицательные стороны влияния СМИ на общество. Целью работы является показать важность СМИ в современном информационном мире и важность понимания того , что хотя эта информация зачастую интегрирована в массовое сознание, но её нужно и можно контролировать. Современные технологии (спутниковая связь, электронная почта, Интернет, и т.д. и т.п.) позволяют прессе быть еще более быстрореагирующей на происходящие события.
Выдвинута гипотеза проекта: Если исключить доступ человека к СМИ , то он не сможет жить полноценной жизнью, которая нашла своё подтверждение в ходе исследования.
Выбранная тема актуальна, потому что сегодня практически отсутствует контроль над рынком СМИ. Информация, производимая на нём, беспрепятственно поступает всем категориям потребителей. Эта информация часто оказывается недоброкачественной, ложной, антисоциальной или просто «пустой», неинформативной. Это негативно сказывается на уровне культуры и морально-нравственного воспитания массовой аудитории, и в особенности подрастающего поколения.
Предметом исследования в настоящей работе является человек, на которого оказывают влияние средства массовой информации.
Слайд 1
Исследовательский проект на тему: «Роль СМИ в жизни человека» Выполнила:Кичатова Мария ученица 9ж класса Сулакского филиала Руководитель проекта: Варкова Елена Викторовна учитель обществознания С. Сулак 2020 г.Слайд 2
Введение Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщений; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется её обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.
Слайд 3
Цели и задачи проекта : Выяснить существенность влияния СМИ на современного человека Определить функции СМИ Рассмотреть виды современных СМИ Провести исследование и интерпретировать его результаты Сделать выводы по проведенному исследованию Определить, велико ли значение СМИ в жизни людей
Слайд 4
Гипотеза и актуальность проекта Если исключить доступ человека к СМИ , то он не сможет жить полноценной жизнью. Выбранная тема актуальна, потому что сегодня практически отсутствует контроль над рынком СМИ. Информация, производимая на нём, беспрепятственно поступает всем категориям потребителей. Эта информация часто оказывается недоброкачественной, ложной, антисоциальной или просто «пустой», неинформативной. Это негативно сказывается на уровне культуры и морально-нравственного воспитания массовой аудитории, и в особенности подрастающего поколения
Слайд 5
Что такое СМИ? Средства массовой информации – совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.
Слайд 6
К видам средств массовой информации относятся: Пресса (газеты, журналы) Книжные издательства Агентства печати Радиовещание Телевидение Интернет С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ. Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.
Слайд 7
В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая: Информационная функция – сбор и передача населению каких-либо сведений, касающихся любой из сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной). Функция формирования общественного мнения к различным явлениям любой из сфер общества (здесь уже начинают прослеживаться элементы навязывания точки зрения). Образовательная функция – донесение знаний, расширение познавательных способностей человека (например, передачи History Channel, которые, кстати, тоже могут содержать некоторую идеологическую составляющую). «Тиражирование» образцов поведения государственных органов, политиков, политических партий и других субъектов политической сферы. Управленческая функция – средство мобилизации масс для решения конкретных социальных, экономических, политических задач. Пример – передачи и статьи на тему «Заплати налоги и живи спокойно», «Не выбрасывай мусор в лесу», «Не гоняй на дорогах» и т.д. Функция политического маркетинга - представляет из себя «продажу» политического «товара» (политических идей, политических программ кандидатов на выборах и т.д.) .
Слайд 8
Политика и СМИ Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной. Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта. Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:
Слайд 9
Факторы влияния СМИ на жизнь человека : Лень и не желание людей копаться в информации. По телевизору сказали, что Слободан Милошевич преступник и диктатор, значит так и есть. Зачем копаться в источниках, чтобы найти синонимичную информацию? Незнание того, что существуют альтернативные точки зрения. По телевизору сказали, что Панадол – эффективное средство от головной боли, но не сказали, что его состав идентичен Парацетамолу, который стоит во много раз дешевле. Некоторые люди осознанно идут на поводу рекламы или пропаганды. «В этом списке политических кандидатов я знаю только одного, потому что видел его на местном телеканале, значит проголосую за него». «Возьму эту зубную пасту, а не другую, потому что первую я видел в рекламе». Человек где-то глубоко понимает, что от этого средства пятна, как в рекламе, не исчезнут волшебным образом, и придется замачивать, стирать, оттирать, короче прилагать усилия, но он все равно купит его. Так же и в политике. Если реклама – двигатель торговли, то агитация – двигатель политики. Развитие новых технологий и интернета повлияло не только на возможность людей получать информацию из конкурирующих или независимых источников, но и повлияло на развитие самих средств массовой информации. Технические возможности некоторых устройств (видеокамер, фотокамер, диктофонов) в совокупности с возможностями Фотошопа, видеоредакторов и других программ монтажа позволяют преподнести информацию в выгодном свете. Пример – использование ракурса, эффекта света и тени, перспективы при видеосъемке. Если стать практически между двумя артиллерийскими орудиями, направленными в одну сторону, то, имея определенную сноровку и навыки, можно их снять так, что на ролике будет казаться, что орудия направлены почти в противоположные стороны.
Слайд 10
Ход исследования Провела опрос: Каким передачам отдают предпочтение мои сверстники: 1. Развлекательные 2.Общественно-политические 3. Учебно-познавательные.
Слайд 11
Результаты социального опроса
Слайд 12
Вывод из результатов опроса Таким образом я выяснила, что большинство учащихся нашей школы отдают предпочтение развлекательным программам и узнают новости при помощи интернет-СМИ. У этого имеются свои преимущества и свои недостатки.
Слайд 13
Преимущества интернет-СМИ Доступность. Информация очень быстро устаревает, а сеть дает максимально быстрый доступ к ее обновлению практически на постоянной основе. При этом круг пользователей очень широкий. Обратная связь. Моментальное получение откликов от аудитории. В обычный журнал или газету письма и претензии читателей идут медленно и могут затеряться. Возможность изучения и анализа целевой аудитории. Сбор статистики с сайта (сколько людей, в какое время и с каких устройств заходят, в какие разделы), опросы, проведенные с помощью электронной почты. Электронный формат позволяет создавать архивы и статьи любого размера.
Слайд 14
Недостатки интернет-СМИ Их чрезмерно большое количество. Это приводит к серьезной конкуренции. Перенасыщенность материалами. Нужно постараться, чтобы привлечь внимание человека. Риск публикации ложных сведений при использовании пользовательского контента.
Слайд 15
Выводы по интернет-СМИ Вместе с ростом количества электронных изданий растет и число их читателей. По данным исследования Яндекс от 2018 года каждый четвертый житель России заходит на новостные площадки хотя бы раз в месяц. Практически половина посетителей на тот момент использовала только один источник, четверть – 2-3 источника. Состав аудитории зависит от направленности публикаций. Например, 80% постоянных подписчиков автомобильных и спортивных ресурсов – мужчины, а ежедневные газеты чаще всего просматривают люди старше 45 лет. Развитие интернет-СМИ началось в конце прошлого века, когда интернет получил более широкое распространение. Появление нового формата со временем изменило журналистику, сделав ее более интерактивной, максимально ускорив обратную связь с читателями. Традиционные издания также обзавелись сетевыми версиями, став более доступными для пользователей. Средства массовой информации продолжают изменяться. Возникают новые инструменты, трансформируются требования подписчиков. Состав аудитории также меняется. Он растет, и теперь посетителями информационных сайтов становятся люди всех возрастов.
Слайд 16
Заключение Говоря о роли СМИ в жизни человека, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роль, благодаря которым приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах. СМИ фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения СМИ наиболее интенсивно используют люди младших возрастов.
Слайд 17
Вывод СМИ - мощнейший инструмент воздействия на массовое сознание. При отсутствии СМИ исключается возможность абсолютного удовлетворения духовных потребностей, а, значит, и возможность жить полноценной жизнью. И все мы в большей или меньшей степени подвержены его влиянию. Конечно, можно ограничить себя в общении со СМИ, но совсем избавиться от потока информации цивилизованному человеку не удастся. Это необходимо понять всем: и взрослым людям, и подрастающему поколению в первую очередь. Мы должны быть разборчивы в связях, в том числе и в связях с прессой. Не стоит безоговорочно доверять всему, что тебе говорят. Человек - существо разумное, поэтому мы должны почаще использовать свои мозги, а не идти на поводу чьих-либо интересов. Именно здесь стоит задуматься о культуре, об индивидуальности и об элементарной порядочности.
Слайд 18
Список источников Wikipedia.ru Calc.ru FB.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Умётская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического
Труда П.С. Плешакова»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ
«Роль СМИ в жизни человека »
Выполнила:
Кичатова Мария Николаевна
ученица 9 ж класса
Сулакского филиала
МБОУ «Умётская СОШ»
Руководитель проекта:
Варкова Елена Викторовна
учитель обществознания
С.Сулак 2020 г.
Содержание
Введение………………………………………………………….………………………………2
Что такое СМИ……………………………………………………..…………………………3-7
Факторы влияния СМИ на жизнь человека………………………..………………… ….7-10
Роль СМИ в жизни общества……………………………………………………………..11-12
Влияние СМИ на политику………………………………………………………………13-14
Заключение …………………………………………………………………………………15-16
Список использованной литературы………………………………………………………….17
Введение
Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщений; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется её обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.
Человек активно вступает в информационный период. В это новое время главенствующую позицию будет занимать потребление и производство информационных услуг. В наши дни формируются и продолжают бурно развиваться электронные сети. В современном информационном обществе главную роль будет играть система массовых коммуникаций, которая реализуется при помощи компьютерных технологий и Интернета. С конца XX века СМИ выросли в объемную отрасль медиаиндустрию. Изменились и сами массовые коммуникации, вместо печати, радио, телевидения все чаще используют Интернет в качестве среды размещения обычных СМИ (газет, радио-телепередач) и электронных изданий.
Цели и задачи проекта:
Гипотеза проекта: Если исключить доступ человека к СМИ , то он не сможет жить полноценной жизнью.
Выбранная тема актуальна, потому что сегодня практически отсутствует контроль над рынком СМИ. Информация, производимая на нём, беспрепятственно поступает всем категориям потребителей. Эта информация часто оказывается недоброкачественной, ложной, антисоциальной или просто «пустой», неинформативной. Это негативно сказывается на уровне культуры и морально-нравственного воспитания массовой аудитории, и в особенности подрастающего поколения.
Что такое СМИ.
Характеристика СМИ
Средства массовой информации – совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств.
Современные СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ - это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.
Под массовой информацией принято понимать социальную информацию, которой оперирует масса или в силу того, что информация рождается в массовой аудитории, или в силу того, что информация распространяется по массовым каналам, или в силу того, что информация потребляется массовой аудиторией. Эта массовая информация распространяется при помощи определенных средств (СМИ) – системы распространения информации на численно большие аудитории. Система СМИ включает в себя периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации. Подобные традиционные средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио) и аудиовизуальные (телевидение, кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.
С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.
Функции СМИ
Первейшая функция СМИ - распространение информации. В выполнении этой функции задействованы люди, далекие от производства культурных ценностей. “Распространение массовой информации осуществляется профессионалами-практиками, которые, как правило, лишь за редкими исключениями сами создают новые идеи, формулы или новые конструкции, преимущественно осуществляют социальную функцию, прочно связанную с потребностями текущего момента.
Информационная функция СМИ обеспечивает передачу сведений о внутренней и внешней политике, происходящих событиях в жизни общества, спортивных новостях. Эта информация не всегда достаточно обоснована, иногда искажена в силу чего количество информации далеко не равно количеству знания. Кроме того, существует много повторяющейся информации, которая не составляет прироста полезного знания.
Развлекательная функция обслуживает различные эстетические потребности людей путем показа кинофильмов, представлений, концертов, различных игр ( в том числе компьютерных), спортивных состязаний и т.д. Развлекательная функция по времени часто занимает первое место среди функционирования всех СМИ.
Экономическая функция СМИ реализуется путем торговых реклам, экономических сведений о курсе денег, деятельности виртуальных магазинов, сведений о экономической деятельности различных промышленных и торговых организаций, информации о цене тех или иных товаров.
Наконец, образовательная функция СМИ выступает в виде показа различных образовательных программ, сведений электронных учебников, использования СМИ в учебном процессе в ходе информатизации образования. Надо сказать, что в реализации этой функции особо ярко проявляются основные принципы новой системы СМИ – интерактивность, мобильность, повсеместность, глобализация.
Основные этапы развития СМИ:
1) до начала нашей эры - прагазетные явления;
2) с начала нашей эры до XV в. н. э. - эпоха рукописных изданий;
3) с XV в. до XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
4) с XVIII в. до начала ХХ в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии;
5) с 1900 г. по 1945 г. - приобретение печатью функций "четвертой власти";
6) с 1945 г. по 1955 г. - процесс концентрации и монополизации СМИ;
7) с 1955 г. по 1990 г. - эпоха становления электронных средств коммуникации;
8) с 1990 г. по настоящее время - становление нового информационного порядка в мире.
К видам средств массовой информации относятся:
Интернет имеет такие уникальные характеристики:
* глобальность - предоставляет немедленный доступ к информации со всего мира;
* децентрализованность - отсутствие контроля, который существует в других электронных СМИ (телевидение и радиовещание), несвязанность географическим расположением дает возможность обнародовать информацию вне контроля правительств, монополий или олигополий;
* открытость - имеет низкие барьеры к доступу, низкую стоимость создания и распространения информации;
* безграничность - имеет неограниченную возможность держать информацию;
* интерактивность - позволяет общение одного человека с другим, одного человека со многими людьми, а также множества людей с одним человеком;
* инфраструктурная независимость - не связана ни с одной инфраструктурой, кроме телефонной системы;
* подконтрольность пользователю - пользователь может контролировать, какая информация достигает его компьютера и какая информация выходит из его компьютера.
Радио
Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук .Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи .Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.
Пресса
Начинавшиеся несколько сот лет назад как нерегулярно выпускавшиеся и недешевые печатные листочки со временем становились, газетами, журналами, солидными и респектабельными. Или становились так называемой "желтой прессой". Газетный рынок, как, впрочем, и иной другой, постоянно расширялся и расширяется, меняется, следуя за потребностями аудитории. А теперь все больше и больше ширится поток электронной информации: телевидение и Интернет обрушивают на потребителей лавину картинок – ярких, подвижных, звучащих. Печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи. При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации
Телевидение
Телевидение обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на индивида. Как результат, телевидение стало самым мощным средством коммуникации по охвату населения и возможностям воздействовать на сознание людей. По подсчетам некоторых специалистов, в одной среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в сутки. (Майрес Д. Социальная психология. СПб., 1997.) Проблема влияния ТВ на сознание и поведение зрителей и последствий от его влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии и социологии.
С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.
Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.
В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:
Вывод:Таким образом в этой главе я охарактеризовала средства массовой информации, в ходе работы с источниками узнала о видах, функции и основных этапах развития средств массовой информации.
Факторы влияния СМИ на жизнь человека
Положительное влияние СМИ
Окружающая нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно – на приятное и неприятное, но по мере «роста» информация принимает самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей как в обществе, так и индивидуально.
Отрицательное влияние СМИ
Задача СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.
Преимущества интернет-СМИ
Недостатки интернет-СМИ
Выводы по интернет-СМИ
СМИ фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения СМИ наиболее интенсивно используют люди младших возрастов.
Так, в ходе анкетирования выяснила, что 80 % моих сверстников отдают предпочтение развлекательным передачам и узнают новости при помощи интернет-СМИ. У этого имеются как свои преимущества, так и свои недостатки. И я сама чаще всего узнаю новости из сети Интернет.
.
.
Роль СМИ в жизни общества
В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию. В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы СМИ, их включающих.
В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий.
Эффективность деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности человека, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. Тематические же интересы зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории.
Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.
В наши дни телевидение и средства печати ищут новые подходы к своей аудитории. Исходя из этого, среди тематики газет и журналов появились новые, пусть не всегда «чистые», но зато привлекающие читателя направления («Желтая пресса», «Скандалы», «Совершенно секретно», «СПИД-инфо и т.д.). А телевидение массово пропагандирует всевозможные ток-шоу на злободневные темы («Пусть говорят», «Тест ДНК» и т.д.).
В зависимости от того, в чьих руках находится СМИ, его можно использовать как для объективного оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп людей. Пресса, радио и телевидение являются своеобразными «глазами и ушами общества». Они предупреждают его, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, или коррупции в коридорах власти и т.д. Они могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности. Необходимо отметить, что, апеллируя к таким чувственным компонентам общественного сознания, как чувство любви к родине, националистические и патриотические настроения и т.д., СМИ способны организовать поддержку значительными слоями населения тех или иных акций правящих кругов либо отдельных заинтересованных групп. Эта особенность функционирования СМИ отчетливее всего проявляется в избирательном процессе, во время избирательных кампаний.
Исследование показало, что средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, интернет реклама стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми.
Влияние СМИ на политику
Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.
Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.
Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так.
СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творящую) функции, поэтому они в той же степени, что и творцы политики несут ответственность за происходящие в обществе процессы.
Объединение наций в сильные централизованные государства часто оказывалось возможным во многом благодаря появлению прессы, которая создала новый вид социальной общности - публику отдельно взятой газеты. Члены этой агрегации разделены расстояниями, но объединены потребляемой информацией. Пресса ускорила и поставила на «поток» выработку единых символов и значений в национальном масштабе. Сегодня СМИ не только непрерывно воспроизводят этот процесс, но и выводят его на глобальный уровень. Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют, собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы. Политическое влияние СМИ осуществляют через воздействие на разум и чувства человека.
В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информирования и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся там типу менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды, однако в них различные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широко применяют методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко проявляется в периоды избирательных кампаний., которое нередко может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуется тоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.
Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами и распространителями. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио телевидением, а также от способа и форм подачи информации.
Итак, роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют собой сложный многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, обеспечивающих информирование населения о происходящей каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях. Говоря о роли СМИ в жизни человека, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роль, благодаря которым приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.
Заключение
СМИ - мощнейший инструмент воздействия на массовое сознание. При отсутствии СМИ исключается возможность абсолютного удовлетворения духовных потребностей, а, значит, и возможность жить полноценной жизнью-таким образом подтверждается моя гипотеза. И все мы в большей или меньшей степени подвержены его влиянию. Конечно, можно ограничить себя в общении со СМИ, но совсем избавиться от потока информации цивилизованному человеку не удастся. Это необходимо понять всем: и взрослым людям, и подрастающему поколению в первую очередь. Мы должны быть разборчивы в связях, в том числе и в связях с прессой. Не стоит безоговорочно доверять всему, что тебе говорят. Человек - существо разумное, поэтому мы должны почаще использовать свои мозги, а не идти на поводу чьих-либо интересов. Именно здесь стоит задуматься о культуре, об индивидуальности и об элементарной порядочности.
Недаром СМИ называют «четвертой властью», СМИ – это инструмент колоссальной силы, инструмент, с помощью которого стало возможным изменять старые мыслительные структуры, ценности целых народов, стало возможным формирование легко манипулируемого общества, общества потребителей сообщений.
Моя работа будет полезна людям, интересующимся средствами массовой информации. Во время работы над проектом я пользовалась источниками сети Интернет и столкнулась с множеством противоречивой информации по данной теме. Постаралась показать положительное и отрицательное влияние СМИ на жизнь современного человека. Также пришла к выводу, что на сегодняшний день средства массовой информации и общество оказывают влияние друг на друга. В заключении хочу добавить что моя цель была достигнута и гипотеза подтвердилась.
СМИ в настоящее время оказывает большое влияние на культуру. У этого влияния есть свои положительные и отрицательные стороны. Например, повышение уровня образования все более широких слоев населения тесно связанно с зарождением СМИ, т.е. с ростом тиражей печатного слова - книг, а затем журналов и газет. Но, в то же время, расширение сферы контакта населения с искусством и наукой посредством СМИ вызвало целый комплекс последствий и для всех социальных слоев и для самой культуры.
Средства массовой информации - мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию. В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы СМИ, их включающих.
Список использованной литературы
Вокруг света за 80 дней
Иван Васильевич меняет профессию
Барсучья кладовая. Александр Барков
Философские стихи Кристины Россетти
"Не жалею, не зову, не плачу…"