В исследовательском проекте по истории о влиянии открытий и изобретений на жизнь первобытного человека представлены иллюстрации, на которых изображены разные этапы жизни и деятельности первобытного человека, а также представлены образцы орудий труда и охоты первобытных людей. В данном проекте особый интерес вызывает изобретение первобытными людьми лука и стрел для охоты.
Вложение | Размер |
---|---|
kandabarov_sergey.doc | 281 КБ |
Проект «Изобретения и открытия в жизни первобытных людей»
Тематика:
Автор работы: Кандабаров Сергей
Руководитель проекта: Никитченко А.Ю.
Учреждение: МКОУ «Яшалтинская СОШ»
Класс: 5
Оглавление
Введение
1. Открытия первобытных людей
1.1. Огонь в первобытные времена.
1.2. Охота в первобытные времена.
1.3. Орудия каменного века.
2. Великое оледенение.
2.1. Появление жилищ.
2.2. Изобретение лука и стрел.
2.3. Плавательные средства первобытных людей.
Заключение
Список литературы
.
Введение
Тема моего проекта: "Влияние изобретений и открытий на жизнь первобытных людей".
Современный человек и в наши дни пользуется открытиями и изобретениями древних людей. В палеоантропологии существует гипотеза, согласно которой австралопитек превратился в вид Homo Sapiens, именно тогда, когда начал изготавливать первое каменное оружие.
В этом году у нас появился новый предмет "История", мне нравиться эти уроки, и первая тема, которую мы изучали "Жизнь первобытных людей". Я выбрал тему "Влияние изобретений и открытий на жизнь первобытных людей" потому, что она меня заинтересовала, и я захотел узнать более подробно о том, как открытия древних людей изменили их жизнь.
При рассмотрении рисунков, картинок с изображениями изобретений я мысленно перенес себя в тот период. Я поставил перед собой цель: изучить, как повлияли на жизнь первобытных людей новые открытия и изобретения.
Проектным продуктом будет: проектно-творческая работа "Влияние изобретений и открытий на жизнь первобытных людей", презентация, творческая работа по изготовлению макета лука.
Этот продукт поможет мне достичь цели проекта, проследить как изобретения и открытия древнего человека способствовали развитию человечества. При разработке проекта использовался метод анализа источников информации.
План моей работы
4 -10 октября | Выбор темы и уточнение названия. Планирование. Сбор информации в интернете и библиотеке. |
9-11 октября | Обработка полученной информации, консультация руководителя проекта - Маркизовой Ю.С. |
11 -14 октября | Изготовление продукта (написание письменной части, выполнение макета). Работа с источником информации, поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений. |
15-16 октября | Подготовка презентации (оформление результатов исследования, подготовка продукта к сдачи на проверку) |
19 октября | Защита проекта. Обсуждение результатов работы. |
Я начал свою работу с того, что стал искать литературу в интернете и библиотеке по данной теме, обратился к дополнительным источникам №электронная библиотека". Потом я приступил к работе над проектом, стал анализировать информацию о жизни первобытных людей.
1. Открытия первобытных людей
Древнейшие люди очень напоминали обезьян — грубые лица с приплюснутыми носами, низкие и покатые лбы, выступавшие вперёд челюсти. При ходьбе человек наклонялся вперёд. Пальцы у него были неловкие, а тело покрывала шерсть. Люди ещё не могли говорить, а лишь издавали отрывистые звуки, предупреждая друг друга об опасности, призывая на помощь, выражая радость и гнев.
Древнейшие первобытные люди жили небольшими группами. Питались тем, что давала природа. Люди не умели выращивать злаки, овощи и фрукты, а собирали съедобные коренья, плоды, другие дары природы. Это занятие называется собирательством. Другим их важнейшим занятием стала охота.
Тем не менее, это были люди, а не животные. Подобрав подходящий камень, они заостряли его край — ударяли по нему другим камнем и скалывали кусочки. Заострённый камень стал первым орудием человека. Это рубило. Его острым краем строгали или рубили, а тупым — ударяли. С помощью рубила изготавливались другие орудия труда — палка-копалка для собирательства, а позднее — копьё для охоты.
1.1. Огонь у первобытных людей
В природе случаются пожары — от удара молнии, извержения вулкана. Долгое время древнейшие люди боялись огня. Но они заметили, что огонь может приносить пользу. Он даёт тепло и свет, отпугивает хищников. Приготовленная на костре пища мягче и вкуснее сырой. В костре обжигали и заостряли наконечники копий.
Овладение огнём не только сплачивало людей, но и развивало их мышление. Людям необходимо было знать, что годится как топливо, сколько дров положить в костёр. Использовать огонь люди стали более миллиона лет назад.
Вначале люди только использовали огонь, но сами зажигать его не умели. Приходилось поддерживать костёр и днём и ночью. Уходя на новое место, люди забирали с собой огонь. Вначале человек научился использовать огонь, потом — добывать его.
1.2. Охота в первобытные времена
Охота стала для древних людей более важным занятием, чем собирательство. Она давала людям питательную мясную пищу. Успех на охоте во многом зависел от самих людей, ведь охотники могли совершенствовать приёмы охоты и своё оружие.
Первобытные люди охотились на крупных животных. Один крупный зверь обеспечивал пищей сразу всех, а мелких зверьков требовалось бы поймать очень много. Для охоты на них нужны капканы, которые люди ещё не умели делать. Победить большого зверя удавалось только общими усилиями охотников, поэтому первобытные люди охотились не в одиночку, а коллективно.
Люди гнали зверя или целое стадо животных к обрыву или к ловушке, а потом добивали камнями и копьями. Помогал и огонь — можно было поджечь траву и, напугав животных, погнать их в нужную сторону. Охота сплачивала и организовывала людей. Каждый знал своё место на охоте. Молодые охотники учились у старших. Охота побуждала людей изобретать новые орудия труда. Охота стала самым важным занятием древнейших людей.
1.3. Орудия каменного века
Первоначально для охоты первобытные люди использовали то, что могли найти вокруг себя – палки, дубинки, острые камни.
Потом палку и острый камень соединили, привязав гибким прутиком – получилось копье. К толстой палке приделали острый широкий и плоский камень – первый топор.
А соединить согнутую палку веревкой – тетивой сделанной из жилы животного, привела к созданию уникального оружия -лука. Что позволило, используя стрелы, сделанные из прутиков охотиться на расстоянии, без необходимости подкрадываться вплотную.
В те далекие времена первозданной природы в реках и водоемах рыбы было так много, что при желании ее можно было поймать руками. Но таким способом много не наловишь, и люди каменного века придумали рыбацкие сети. Сначала сети, сплетенные из тростника, а затем из веревок. Рыболовные крючки вытачивали из кости или веточек деревьев с твердой древесиной.
За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Они уже не делали грубых рубил, служивших и ножом, и молотком, и топором. Для всякой работы делался свой инструмент. Скребками снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами шкуры разрезали
Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копьё намного лучше деревянного. Из костей и рогов вырезались шилья и иглы. Кость соединили с деревом, и получился гарпун — копьё с зазубренным костяным наконечником. Им ловили рыбу.
Но самым важным материалом оставался камень. Время, когда люди пользовались каменными орудиями труда, учёные называют каменным веком.
Камень - оружие наверно самое древнее. Его сперва использовали чтобы колоть орехи, потом стали использовать как метательное оружие, им чистили шкуры и вставляли в наконечники копий и топоров.
Палка-копалка - орудие труда. Древние люди с ее помощью выкапывали подземные съедобные части растений, а позже стали использовать для собственных посадок.
Дубина - орудие древнего пролетариата, изготавливалась из дерева или кости и использовалась как на охоте, так и в боях с соседними племенами.
Рубило - прообраз современного инструмента. Использовалось для рубки веток, обтачивания камней и дубин, первый обрабатывающий инструмент.
2.1. Появление жилищ первобытных людей
Около 100 тысяч лет назад на планете наступило очередное похолодание или точнее великое оледенение. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник — огромный слой льда толщиной до 2 километров. Привыкшие к тёплому климату животные — антилопы, бегемоты, львы — погибли или ушли далеко на юг.
Вместо них появились другие, не боявшиеся холода — северный олень, бизон, шерстистый носорог, пещерный медведь. А самым крупным и сильным животным был мамонт — громадный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными, изогнутыми бивнями.
Как же повлияло великое оледенение на жизнь и развитие человека? Человек не погиб. Он умел трудиться, у него был огонь. Он научился охотиться на очень крупных животных, даже на мамонтов. Но охота на них была трудным и опасным занятием. Одолеть таких больших зверей можно было только сообща, устраивая им ловушки.
Мамонты были неповоротливы и проваливались в замаскированные ямы. Каждый мамонт оказывался настоящей «кладовой» мяса, костей и шкур, ведь его вес достигал 6 тонн. На холоде мясо хорошо сохранялось, поэтому люди смогли запасать его.
Оледенение вынудило человека позаботиться о постройке жилищ. Для сооружения землянок и хижин в ход шли кости и бивни мамонтов. Сверху жилище покрывали звериными шкурами. Людям пришлось также придумать тёплую одежду. Её сшивали костяными иглами из мохнатых шкур.
2.2. Изобретение лука и стрел первобытными людьми
Примерно 13 тысяч лет назад, после великого оледенения вновь наступило потепление. Ледник таял и, отступая к северу, оставлял за собой озёра и реки. Природный и животный мир стал похожим на наш. Охотиться теперь стали на быстро бегающих животных небольшими группами или в одиночку. Для такой охоты требовалось новое оружие.
Люди заметили, что согнутые гибкие ветви распрямляются с большой силой. Так были изобретены лук и стрелы, поражавшие зверя на расстоянии сотни шагов. Наконечники стрел делали из камня.
Появились каменные ножи, состоящие не из одного куска камня, а из небольших каменных пластин с острыми краями, которые вставляли в рукоятки из кости или дерева. Нож из каменной пластины на костяном держателе легко было отремонтировать, стоило только заменить сломанную пластину.
Прикрепив заострённый камень к деревянной рукоятке, люди сделали топор. Через несколько тысяч лет они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко насаживали на рукоятку.
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, но к сожалению я не затронул тему о возникновении в древности орудий быта из уса кита.
В ходе работы я многое узнал об открытиях и изобретениях, позволивших древним людям выжить в те далёкие времена, я погрузился в мир древности, побывал в ледниковом периоде, охотился на мамонтов. Мне очень понравилось работать над этой темой. А, еще интересен вопрос о родовых общинах древних людей, возможно в следующий раз я выберу эту тему для проекта.
В целом поставленные мною цели в начале работы над проектом были успешно выполнены. Я продемонстрировал в ходе показа презентации и наглядно некоторые виды орудий труда, изобретений для охоты, используемые древним человеком в форме наглядных пособий для изучения истории Древнего мира в 5 классе.
Для достижения поставленных целей выполнил ряд задач - изучил литературу о древнейших орудиях труда, изобретениях древних охотников, выяснил, какую роль занимали древнейшие орудия труда, изобретения и открытия древних охотников в жизни первобытных людей, изготовил наглядное пособие орудий труда. Таким образом, в ходе моего исследования я установил, что благодаря появившимся изобретениям человек совершил прогресс в развитии и стал повелителем природы.
Список литературы
Если хочется пить...
Сказка "Морозко"
На горке
Крутильный маятник своими руками
Соленая снежинка