Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно - координационный характер. При малых размерах и ограничении касаний мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.
Координационные способности волейболиста выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи: чем точнее волейболист ощущает свои движения, тем более высока его способность ко всякого рода двигательной перестройке и быстрому овладению новыми двигательными навыками.
Поэтому воспитание координационных способностей волейболиста - это совершенствование способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении.
Студентке-выпускнице удалось подобрать комплекс упражнений, направленный на воспитание двигательно-координационных способностей у мальчиков 11-12 лет на внеурочных занятиях по волейболу и успешно апробировать его в период преддипломной практики. Это позволило практическим путем доказать гипотезу: если на внеурочных занятиях по волейболу систематически использовать упражнения, игры и игровые приемы с дополнительными двигательными заданиями, то это будет способствовать воспитанию двигательно-координационных способностей у мальчиков 11-12 лет.
Вложение | Размер |
---|---|
vkr_voronkina.docx | 91.03 КБ |
Министерство образования и молодежной политики Камчатского края
КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Внеурочные занятия по волейболу как средство воспитания двигательно-координационных способностей у мальчиков 11-12 лет
«К защите допускаю» | студентки 4 курса очной формы обучения по специальности: 49.02.01 Физическая культура |
____________________ | |
зам. директора по УР | |
Работа защищена в ГЭК | |
«_____»_________2018г. | |
с оценкой _____________ | Воронкиной Милены Александровны |
Председатель ГЭК ______________________ | |
Секретарь ГЭК ______________________ ______________________ ______________________ | Руководитель: Борисенко Инна Михайловна |
г. Петропавловск-Камчатский, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект воспитания двигательно-коорди-национных способностей у мальчиков 11-12 лет на внеурочных занятиях по волейболу 5
1.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности развития мальчиков 11-12 лет 5
1.2. Общая характеристика координационных способностей, средства и методы их воспитания у учащихся 10
1.3. Роль внеурочных занятий по волейболу в воспитании двигательно-координационных способностей у мальчиков 11-12 лет 21
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Внеурочные занятия по волейболу как средство воспитания двигательно-координационных способностей у мальчиков 11-12 лет 32
2.1. Деятельность учителя по воспитанию двигательно-координацион-ных способностей у мальчиков 11-12 лет на внеурочных занятиях по волейболу 32
Выводы по 2 главе 37
Заключение 40
Библиография 41
Приложение 43
Усложняющиеся условия современного производства и высокий темп жизни требует от человека постоянного координационного совершенствования. Известно, что функция равновесия совершенствуется с раннего детства. Принято считать, что наиболее благоприятным периодом в развитии способности к равновесию у детей является возраст от 7 до 12 лет, а к 13–14 годам показатели устойчивости тела достигают величин, свойственных взрослому человеку. Кроме того, к 15–16 годам наблюдается значительный прирост в показателях способности сохранять равновесие тела при действии сбивающих факторов в виде вестибулярных нагрузок [7].
Специальной тренировкой можно улучшить функциональные возможности органов и систем равновесия тела человека. Хороший спортсмен никогда не жалуется на головокружение и неприятные ощущения во время катания на аттракционах, качелях, поездок на транспорте. Слабая вестибулярная устойчивость может быть и врожденной. Однако — и это доказано практикой — в любом случае вестибулярный аппарат поддается тренировке.
Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно - координационный характер. При малых размерах и ограничении касаний мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.
Координационные способности волейболиста выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи: чем точнее волейболист ощущает свои движения, тем более высока его способность ко всякого рода двигательной перестройке и быстрому овладению новыми двигательными навыками.
Поэтому воспитание координационных способностей волейболиста - это совершенствование способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении.
Цель работы – подбор комплекса упражнений, направленного на воспитание двигательно-координационных способностей у мальчиков 11-12 лет на внеурочных занятиях по волейболу.
Достижению цели способствуют следующие задачи:
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс по волейболу у мальчиков 11-12 лет во внеурочное время.
Предмет исследования – двигательно-координационных способностей у мальчиков 11-12 лет на внеурочных занятиях по волейболу.
Гипотеза: если на внеурочных занятиях по волейболу систематически использовать упражнения, игры и игровые приемы с дополнительными двигательными заданиями, то это будет способствовать воспитанию двигательно-координационных способностей у мальчиков 11-12 лет.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, наблюдение, беседа.
Практическая значимость: данное исследование может быть использовано в практической деятельности учителя и для подготовки студентов по специальности 49.02.01 Физическая культура.
Глава 1. Теоретический аспект воспитания двигательно-координ-ационных способностей у мальчиков 11-12 лет на внеурочных занятиях по волейболу
Изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма юных спортсменов, обусловлены не только воздействием систематических занятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями. Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирование интересов, склонностей, вкусов [13]/
Основная направленность физического воспитания подростков - формирование интереса к систематической, спортивной и оздоровительной подготовке. Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование спортивного характера, его умение мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей.
Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма, ответственный этап не только биологического созревания, но и социального взросления личности. В этот период происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному, быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. При осуществлении физического воспитания необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации.
Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма человека и отдельных его звеньев. Он характеризуется усилением окислительных процессов, резко выраженными эндокринными сдвигами, усилением процесса полового созревания. Интенсивный рост и увеличение всех размеров тела получили название второго ростового скачка, или второго «вытягивания».
В подростковом возрасте имеются существенные отличия в ритме развития тела у девочек и мальчиков. Так у девочек максимальный темп роста в длину отмечается в 11 - 12 лет. В этот период быстро изменяются пропорции тела, приближаясь к параметрам взрослого человека [21].
Усиленно растут трубчатые, длинные кости конечностей и позвонки. При этом кости растут в длину, а в ширину их рост незначителен. При этом чрезмерные мышечные нагрузки, как факторы ускорения процесса окисления могут замедлить рост трубчатых костей. Заканчивается окостенение запястья и пястных костей, а межпозвоночных дисках только лишь появляются зоны окостенения. Позвоночный столб подростка по-прежнему очень подвижен.
В этом возрасте мышечная система развивается довольно быстрыми темпами, что особенно выражено в развитии мышц, сухожилий, суставно-связочного аппарата [3].
Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе. Особенно заметно увеличение массы желудочков, преимущественно, быстро увеличивается объём сердца, несколько медленнее утолщаются стенки сердца. Наибольшие размеры прибавки сердца у девочек отмечается в возрасте 12-14 лет. Изменяется и микроструктура миокарда, прежде всего размеры мышечных волокон и ядер. Сердце подростка по структурным показателям практически не отличается от сердца взрослого человека.
Разнонаправленные изменения происходят в строении лёгочной артерии, она шире аорты, а к концу периода устанавливаются обратные соотношения. Увеличение объёма сердца опережает рост ёмкости сосудистой сети, что служит повышению сосудистого тонуса как предпосылку к росту артериального давления. По своим темпам рост сердца перегоняет в этом возрасте рост всего тела; в то время как масса сердца подростка увеличивается более чем в 2 раза, вес тела - лишь в 1,5 раза [19].
Увеличение мощности сердца превосходит те возможности для его работы, которые предоставляются всё ещё относительно небольшими просветами артерий, в результате чего при мышечной работе значительно повышается кровяное давление. Поэтому подросткам противопоказаны чрезмерные силовые упражнения, требующие резких сильных движений или натуживаний, а также соревнования в скоростном беге. Наиболее пригодны для данного возраста физические упражнения средней интенсивности при относительно длительной мышечной работе (напр., ходьба на лыжах по пересечённой местности, катание на коньках и др.)
Период полового созревания отличается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объём лёгких увеличивается почти в два раза с 11-14 лет, значительно повышается МОД и растёт показатель ЖЕЛ. В этом возрасте увеличивается показатель гемоглобина в крови, эритроцитов, приближается к показателям взрослого человека. Аэробные возможности улучшаются быстрее, чем анаэробные [20].
В подростковом возрасте глубокая перестройка происходит в эндокринной системе. В этот период начинается усиленный рост половых желез, повышается активность надпочечников и щитовидной железы. Активизация гормональной функции увеличивает количество хромаффинных клеток. Период полового созревания сопровождается резким усилением функций половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развитию организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков, а тем самым снизить их координационные способности
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Можно констатировать, что подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся [6].
Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости. Изменившиеся условия обучения детей 11-12 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития познавательных процессов.
Период 11-12 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому [7].
Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. к концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Чаще всего учебные трудности детей в 5-ом классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учащихся.
От того, как проходит начальный этап обучения, во многом зависит и успешность перехода подростков к качественно иной учебной мотивации. Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения (это и отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять учебные задания на уроках, конфликты).
Так как ведущей деятельностью учащихся 5-х классов является общение, то наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками, на эмоциональное состояние ребенка начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами. Даже в школу, как показывают опросы, они ходят, в первую очередь, ради общения с одноклассниками. Для многих успехи в учебе имеют смысл лишь, когда они помогают поднять авторитет среди сверстников. Если же в данном коллективе быть отличником зазорно, то способный ученик может специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям» [13].
Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика. Путь, по которому пойдет становление личности подростка, во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап. Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
1.2. Общая характеристика координационных способностей, средства и методы их воспитания у учащихся
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях [15].
Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т. е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы:
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия [11].
Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т. е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью.
Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, и излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов:
Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.
Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий — низкая.
В возрасте 7—-8 лет двигательные координации характеризуется неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности [9].
В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координации, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений. В онтологическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.
При воспитании координационных способностей решают две группы задач: по разностороннему и специально направленному их развитию.
Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной активности.
Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх [4].
Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой выбранного вида спорта, а во втором — избранной профессией.
В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.
Способность быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, скоростном спуске на лыжах, горном и водном слаломе и т. п., где в обстановку действия преднамеренно вводятся препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных движений на другие.
В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.
Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке. Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно- техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов [18].
Включение человека в сложную систему «человек - машина» ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, переработки информации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени.
Исходя из этого, определены следующие задачи ППФП по развитию координационных способностей:
1) улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);
2) развитие координации движений неведущей конечности;
3) развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.
Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей, прежде всего на занятиях с детьми школьного возраста приводит к тому, что они:
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств воздействия на координационные способности.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т. п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц [8]. Это физические упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела иди его частей. В разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты), упражнения в равновесии.
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту, опорных прыжков), метаний, лазанья.
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную активность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижение на лыжах, горнолыжный спорт.
Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.
На спортивной тренировке применяются две группы таких средств:
а) подводящие, способствующие усвоению новых форм движений того или иного спорта [11];
б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.).
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях, двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.
Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.
При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы [5]:
1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.
2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно изменившейся обстановки. Этот методический подход так же находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборства.
3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта и профессионально-прикладной физической подготовке.
4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнения) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.
Мышечная напряженность проявляется в 2 формах:
1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким. Для ее снятия целесообразно использовать:
2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления). Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:
Для воспитания координационных способностей в физическом воспитании и спорте используют следующие приемы:
- стандартно-повторного упражнения;
- вариативного упражнения;
- игровой;
- соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях. Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода - со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов [12]:
- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например, прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в пол силы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движения и пр.);
- изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: сидя, стоя, в приседе; варьирование конечных положений бросок мяча вверх из исходного положения стоя - ловля сидя и наоборот);
- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т. п.);
- «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т. п.);
- выполнение освоенных двигательных реакций после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля - в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо); |
Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т. п. соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений.
Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации [5].
1.3. Роль внеурочных занятий по волейболу в воспитании двигательно-координационных способностей у мальчиков 11-12 лет
Волейбол появился в 1895 году в США и быстро завоевал популярность в других странах. Ныне это самый массовый вид спорта в мире, в волейбол играет свыше 40 млн. человек. В спортивных секциях нашей страны свыше 5 млн. волейболистов.
В нашей стране волейбольные команды появились вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции. Первые энтузиасты волейбола многое сделали для популяризации этой игры в нашей стране. Показательные матчи и тренировки проводились в парках культуры и отдыха, на площадях больших городов. В 1934 г. во время сессии ЦИК на сцене Большого театра сборные команды Москвы и Днепропетровска провели показательный матч.
Волейбол (англ. Volleyball от volley — «ударять мяч с лёта» (также переводят как «летающий», «парящий») и ball — «мяч»). Волейбол— неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов. Занятия волейболом – очень эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма [18].
Физическое усовершенствование возможно только при условии учета анатомо-физиологических особенностей детского организма и построенной на этой основе системы использования способов, форм и методов физического воспитания. Основу физической подготовленности специалистов составляют хорошо развитая, прыгучесть, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость.
В тренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходимо совершенствование точности движений, обусловливающих ловкость.
Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно - координационный характер. При малых размерах и ограничении касаний мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.
Координационные способности волейболиста выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного освоения технического приёма. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов игроков, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил в игре [18].
Координационные способности в волейболе проявляются при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.
Эти способности в волейболе условно делятся на акробатические (двигательные действия в защите) и прыжковые (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке).
Составляющими координационных способностей волейболиста являются:
Чрезмерное возбуждение вестибулярного аппарата (анализатора) вызывает снижение работоспособности других (зрительного, кожного), что уменьшает точность движений, в результате чего появляются ошибки в технике и тактике игры [6].
Высокая подвижность нервных процессов при проявлении координационных способностей дает возможность волейболисту быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим.
Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.
Поэтому развитие координационных способностей волейболиста - это совершенствование координации движений, а главное - способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении.
Ловкость является в известной мере качеством врожденным, однако в процессе тренировки ее можно в значительной степени совершенствовать. Любое движение, любой технический прием строится на основе старых координационных связей, из знакомых волейболисту двигательных элементов. Поэтому способность быстро и точно овладевать новыми движениями во многом зависит от того, какой запас двигательных навыков уже накоплен игроком. B связи с этим основная задача занятия по воспитанию ловкости заключается в накоплении запаса элементов движений и совершенствовании способности к их объединению в более сложные двигательные навыки.
Развивать координационные способности необходимо по четырем основным причинам [19]:
1.Хорошо развитые координационные способности способствуют успешному освоению физических упражнений.
2.Полно сформированные координационные способности - необходимые условия подготовки школьников к жизни, труду, службе в армии.
3.Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических потенций (физических способностей - силы, быстроты, выносливости) учащихся, так как точно дозированное по времени, пространству и степени напряжения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию энергетических сил.
4.Разнообразные варианты упражнений, используемые для развития координационные способности, позволяют избежать монотонности и однообразия в тренировке, приносят радость от участия в спортивной деятельности.
Таким образом, определяя роль координационных способностей в волейболе, можно сказать, что они являются важной составляющей при выполнении технических приемов. Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.
В теории физической культуры выделяют три уровня владения двигательным действием: элементарные умения, навыки и умение-мастерство.
Учащихся в возрасте 11-12 лет способны к освоению двигательных действий, присущих волейболу, и освоению первых двух уровней двигательных действий при наличии определенных технических условий и применении разнообразных приемов обучения [1].
В большей степени, существенное значение в успешном обучении игре в волейбол имеет форма и продолжительность занятий: в форме внешкольных занятий по дополнительной программе объемом 144 часа в год, два раза в неделю длительностью два академических часа каждое занятие. Такой значительный объем часов дополнительной образовательной программы позволяет обеспечить условия для индивидуального подхода преподавателя к каждому учащемуся, включить практически в каждое занятие учебную игру в мини-волейбол, что повышает интерес детей к обучению волейболу.
Для оптимизации учебно-тренировочного процесса в волейбольной секции необходимо ограничить ее состав детьми в количестве 16 человек, что позволило на каждом занятии проводить учебную игру в мини-волейбол, обеспечить безопасное размещение учащихся в спортивном зале, одновременное использование 16 мячей при выполнении упражнений с мячом индивидуально каждым ребенком, и возможность уделять достаточное внимание каждому занимающемуся.
Одной из педагогических задач занятий физической культурой является эффективное освоение двигательными навыками, что реализуется благодаря принципу индивидуализации: дифференциация учебных заданий и способов их решения в соответствии с особенностями каждого занимающегося.
В детских спортивных школах сложилась практика раздельного обучения мальчиков и девочек, в том числе по отдельным возрастным группам в соответствии с годом рождения, высотой роста, что обусловлено спортивной целью: достижение результата по принципу «быстрее - выше - сильнее» [12].
Правильно выстроенная преподавателем система взаимоотношений между детьми, в том числе мальчиками и девочками, старшими и младшими по возрасту, позволяет использовать различия учащихся, в том числе социальные установки, связанные с полом, для стимулирования их активности в развитии тех умений и навыков, которые демонстрируют другие занимающиеся в данной группе. К концу первого года обучения в таких группах наблюдается успешное овладение учащимися игровыми действиями для игры в волейбол, что и свидетельствует о формировании координационных способностей.
В научной литературе обучение основным техническим и тактическим приемам волейбола рассматривается при помощи подготовительных и подводящих упражнений, а обучение детей спортивным играм включает также подвижные игры и эстафеты:
1) подготовительные упражнения, развивающие физические качества, в том числе органы и системы, задействованные при освоении приема двигательного действия;
2) подводящие упражнения, служащие для овладения техникой приема;
3) упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт;
4) совершенствование технического приема в учебной игре.
Подготовительные упражнения состоят из упражнений на развитие скоростных качеств и быстроты ответных действий, прыгучести, ловкости, равновесия, ориентации в пространстве, «чувства времени» и «чувства мяча», то есть развитие координационных способностей, а также гибкости и выносливости, от степени развития которых также зависит общий уровень координационных способностей.
Упражнения на развитие скоростных качеств и быстроты ответных действий могут включать чередование передвижений: бег лицом и спиной вперед, приставными шагами правым, левым боком вперед, лицом и спиной вперед, двойными шагами, скачками, с ускорением по сигналу; соревнование в беге на 20 метров, в передвижениях другими способами, специальные эстафеты; бег или передвижение приставными шагами на 5, 10, 15 метров по сигналу (звуковому или зрительному) из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком к стартовой линии), сидя в различных положениях по отношению к стартовой линии; бег с остановками и изменением направления, так называемый «челночный» бег, на 5 и 10 метров (общий пробег за одну попытку 20-30 м).
При развитии прыгучести учитывается недостаточность окостенения скелета детей 11-12лет, в связи с чем на занятиях используются несложные упражнения: прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении, лицом вперед, боком и спиной вперед; прыжки со скакалкой, поочередно на одной и двух ногах и иные упражнения [18].
Для развития ловкости у детей 11-12лет помимо челночного бега используются различные виды подвижных игр и эстафеты. Такие двигательные действия позволяют занимающимся все время находится в движении, изменять направление движения, быстро реагировать на сигналы, тренировать способность к статическому и динамическому равновесию, зрительному контролю над меняющейся обстановкой.
Воспитание гибкости заключается в развитии способности занимающихся выполнять движения в суставах с большой амплитудой. Успешность развития гибкости зависит от индивидуальных физических качеств занимающегося: состояния суставных поверхностей, гибкости позвоночного столба, растяжимости и силы мышц, растяжимости связок и сухожилий, состояния центральной нервной системы. Для развития гибкости используют специальный комплекс упражнений, включающий разогревающие и растягивающие упражнения: выполнение вращений кистями рук и стопами ног, корпусом, повороты и наклоны головы, растягивание суставов и мышц рук и ног из различных положений и другие упражнения.
Подводящие упражнения являются своеобразным переходом от общей физической подготовки к технической подготовке и представляют собой выполнение комплекса движений, составляющих отдельный технический прием, например, прием передачи мяча двумя руками сверху, такие упражнения «используются для облегчения усвоения целостного двигательного акта через предварительное решение серии частных образовательных задач».
При выполнении подводящих упражнений, например, направленных на выполнение нижней прямой или боковой подач, происходит воздействие на различные психофизические функции ребенка, связанные с координацией движений. В движения вовлекаются различные функции нервно-мозгового аппарата, что приводит к постепенному развитию способности ребенка удерживать статическое равновесие, перемещать корпус в пространстве в заданном направлении посредством переноса веса, способности выполнять ассиметричные движения руками и ногами, способности выбирать необходимую силу удара, место в пространстве для соприкосновения руки с мячом, время начала движения и его окончания после совершения удара и т.п.
Таким образом, через подводящие упражнения обучающийся начинает осознавать возможности своего тела и его место в пространстве, получает знание о новых движениях, учится владеть своим телом, взаимодействовать с окружающим миром и развивает координационные способности. В работе волейбольной секции значительное место на занятиях должно отводиться подводящим упражнениям, так как большинство учащихся приходили в секцию без развитых умений игры в мяч, с неразвитыми специальными координационными способностями.
Выводы по 1 главе
Исследование возрастных особенностей и анализ условий и средств формирования координационных способностей у детей 11-12лет позволяют сделать следующие выводы.
1. Дети в возрасте 11-12лет находятся в сенситивном периоде для развития координационных способностей: имеют достаточно сформированную и пластичную нервную систему, более развитый, скелетно-мышечный аппарат, интеллект, психику, выносливость, позволяющие формировать двигательные умения и навыки, необходимые для игры в волейбол.
2. Занятия волейболом наилучшим образом позволяют обеспечить учащимся в возрасте 11-12 лет умеренную физическую нагрузку, чередование активного движения с отдыхом благодаря большому количеству разнообразных видов упражнений в сочетании с игровым элементом и учебной игрой. Поэтому в процессе обучения волейболу необходимо осуществлять контроль за правильной осанкой детей, симметричностью их движений при ходьбе, беге и других циклических двигательных действиях, правильным дыханием, чередовать двигательную активность с отдыхом.
3. Обучение детей волейболу в возрасте 11-12 лет оптимально соответствует возрастным особенностям детей, так как постоянный показ упражнений с мячом является одновременно и эмоционально окрашенным и наглядным, и требует от детей постоянных повторяющихся действий.
4. Вовлечение детей с незначительными отклонениями в состоянии здоровья в занятия волейболом приветствуется, так как развитие координационных способностей приводит к улучшению качества их жизни как в физическом, так и в психологическом аспектах.
5. Группы подготовительных и подводящих упражнений, подвижные игры, участие в учебной игре позволяют поэтапно развивать у детей следующие координационные способности:
1) способность к ориентированию в пространстве: способность точной оценки и выбора параметров двигательного действия: его направления, силы, времени и амплитуды;
2) чувство времени: способность реагировать на момент начала выполнения движения и момент его завершения;
3) способность к сохранению статического и динамического равновесия;
4) способность к поддержанию максимально возможного темпа движений;
5) способность к словесной регуляции движений (выполнение двигательных действий по словесной инструкции);
6) способность к активному воображению: моделированию вероятной игровой ситуации на основе полученного ранее опыта;
7) способность к одновременному выполнению разнонаправленных движений (способность к моторной асимметрии);
8) способность к контролю за психическим и физическим возбуждением или торможением.
Глава 2. Внеурочные занятия по волейболу как средство воспитания двигательно-координационных способностей у мальчиков 11-12 лет
2.1. Деятельность учителя по воспитанию двигательно-координационных способностей у мальчиков 11-12 лет на внеурочных занятиях по волейболу
Основной формой организации обучения и тренировки волейболистов является учебно-тренировочное занятие (тренировка). Важным условием прочного усвоения учебного материала является правильное построение тренировки.
При планировании тренировочных и соревновательных нагрузок, направленных на воспитание физических качеств спортсменов, обучение их технике и тактике необходимо учитывать периоды полового созревания и сенситивные (чувствительные) фазы развития того или иного физического качества.
Необходимо в сенситивные периоды акцентировано воздействовать на развитие соответствующих качеств. Однако нельзя забывать об «отстающих» качествах, их развитию также должно уделяться внимание. следует соблюдать соразмерность в развитии физических качеств, имеющих в основе своей разные физиологические механизмы (общая выносливость и скоростные качества, общая выносливость и сила). Так, оптимальные периоды у мальчиков и юношей для развития аэробных возможностей будут 8-10 и в 15-16 лет; для развития анаэробно-гликолитических механизмов – возраст 11-13 и 16-17 лет; для развития креатинфосфатного энергетического механизма – возраст 15-18 лет. У девочек и девушек сенситивные периоды энергетических предпосылок формирования физических качеств наступают на год раньше (Приложение 1). Если говорить о последовательности в воспитании нескольких физических качеств на одном тренировочном занятии, то рекомендуется следующая последовательность:
а) при постановке задач, направленных на воспитание силы, быстроты и выносливости, в начале необходимо развивать быстроту, затем силу и только в конце выносливость. А при воспитании силы её рекомендуется сочетать с воспитанием гибкости.
б) при воспитании координационных способностей, гибкости и выносливости, рекомендуется следующая последовательность – координация – выносливость – гибкость.
в) при воспитании выносливости, скоростно-силовых способностей и совершенствовании техники, то приемлема последовательность – скоростно-силовые способности – выносливость – совершенствование техники.
Категорически не рекомендуется сочетать скоростно-силовые упражнения с упражнениями на растягивание, так как излишне-растянутые мышцы при резкой взрывной работе будут способствовать получению травм.
Подбор средств и объем для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия.
Этап начальной подготовки может длиться 2-3 года, в зависимости от уровня подготовленности учащихся, возраста и др. Каждый учебно-тренировочный год является макроциклом, внутри которого планируются несколько типов мезоциклов, продолжительностью от 10 до 45 дней. Мезоцикл в свою очередь включает от 2 до 6 микроциклов продолжительностью в среднем 6 дней.
В период прохождения преддипломной практики в муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя школа № 36» были посещены тренировочные занятия в секции по волейболу для мальчиков 11-12 лет и подобран комплекс упражнений, направленный на воспитание двигательно-координационных способностей в нападении (Приложение 4), двигательных действий в защите (Приложение 5), подвижные игры, направленных на воспитание двигательно-координационных способностей у мальчиков 11-12 лет (Приложение 6).
Каждое учебно-тренировочное занятие предполагает подготовительную, основную и заключительную части.
Цель подготовительной части занятия – организация и функциональная подготовка организма к предстоящей основной деятельности с помощью разнообразных, легко дозируемых упражнений, не требующих длительного времени на подготовку и выполнение. Разминка включает общую и специальную части. Общая часть разминки почти одинакова во всех видах спорта; она способствует оптимальной возбудимости центральной нервной системы (ЦНС) и двигательного аппарата, органов кровообращения и дыхания, повышению обмена веществ и температуры тела. Основными средствами разминки выступают: построение, ходьба с изменением темпа и в сочетании с движениями руками, туловищем, бег с ускорением, прыжками, общеразвивающие упражнения.
Специальная же часть тесно связана со специализацией (средствами волейбола). Специальная часть готовит организм занимающихся к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями (прыжки, различные ускорения, сложные координационные упражнения с мячом).
В среднем разминка продолжается 10-30 минут и составляет 10-20% общего времени. Оптимальным для отдыха между разминкой и началом основной работы является трехминутный интервал. Непосредственно перед началом работы (при большем интервале) юным волейболистам необходимо дополнительно выполнить несколько упражнений, соответствующих предстоящей работе. Учителю необходимо контролировать разминочную деятельность подростков, не допускать переутомление воспитанников.
Цель основной части тренировки - обучение специальным знаниям, освоение двигательных умений, воспитание моральных и волевых качеств, умение работать как индивидуально, так и в команде, развитие физических качеств. Наиболее сложные задачи, связанные с овладением принципиально новым материалом, действиями большой координационной сложности, необходимо включать в начало основной части занятия, с соблюдением последовательности этапов обучения - ознакомление, детализированное разучивание, совершенствование.
Большое значение для развития физических качеств у юных волейболистов имеют методы, применяемые на тренировочных занятиях. К числу основных относят: интервальный, повторный, переменный, равномерный, игровой, соревновательный и круговой методы.
«Интервальный метод используют для развития скоростно-силовой выносливости: упражнения или бег по отрезкам (например, 10x20 м) на время с определенными уменьшающимися интервалами отдыха; интенсивные двусторонние игры по 10-15 мин. с постепенным уменьшением пауз отдыха, или относительно постоянными интервалами отдыха, за время которых не происходит полного восстановления работоспособности, или выполняют упражнения, повторяя их сериями.
Повторный - предполагает многократное повторение определенных упражнений или игры в целом после продолжительного отдыха, обеспечивающего достаточное восстановление.
Переменный метод применяется для чередования упражнений, требующих большого напряжения, и упражнений с небольшой нагрузкой, варьируя длительность их выполнения.
Равномерный - длительное непрерывное выполнение упражнений. Применяют его для развития общей выносливости: бег в невысоком темпе с одинаковой скоростью на всей дистанции (кросс).
Суть игрового метода в использовании разнообразных игр (хоккей, футбол, гандбол) для развития двигательных качеств, ловкости и быстроты.
Соревновательный метод широко используют при развитии двигательных качеств. С этой целью проводят соревнования в беге, прыжках, спортивных играх (волейболу) с целью замотивировать мальчиков к стремлению выигрывать.
Круговой метод (круговая форма тренировки) может включать все перечисленные методы. Суть его в том, что на площадке или в зале по кругу размечаются станции - места для выполнения определенных упражнений, известных занимающимся и подобранных таким образом, чтобы они разносторонне влияли на развитие физических качеств».
Упражнения для развития физических качеств, необходимых подросткам для игры в волейбол, проводятся в следующем порядке: скоростные, силовые, упражнения на выносливость.
Упражнения на отработку техники игры в волейбол требуют выполнения подростками определенных двигательных действий. Двигательное действие состоит из элементов, от которых зависит правильное его исполнение. Доступность изучаемого двигательного действия зависит от качества представления мальчиками волейболистами о цели действия и путях ее достижения. Представления формируются на основе сведений, сообщаемых учителем и личного опыта занимающихся.
Основными методами формирования представлений у волейболистов о двигательных действиях выступают рассказ, демонстрация и их сочетание – комментированная иллюстрация. Подросткам рассказывается, на что и в какой последовательности следует обратить внимание во время тренировки:
-первоначально сообщается задача обучения и ставится двигательная задача, способом решения которой предстоит овладеть;
-демонстрируется способ решения – изучаемое двигательное действие;
-выделяются основные элементы условия двигательной задачи и элементы в способе ее достижения;
-затем способ решения двигательной задачи демонстрируется 2-3 раза.
Демонстрация должна сопровождаться словесными комментариями, яркой, эмоциональной речью учителя. После комментированного показа подросткам можно устно сообщить инструкцию по выполнению определенного двигательного действия: постановка задачи обучения, способы достижения задачи, ощущения усилий, возникающих на разных этапах выполнения действия, возможные ошибки и способы их устранения.
Для формирования полноценного представления подросток должен не только увидеть, но и почувствовать особенности изучаемого действия, сформировать двигательные представления о нем. На этом этапе тренировки используется метод практического выполнения изучаемого действия. Для осознания ощущений изучаемого двигательного действия мальчикам волейболистам бывает достаточно 10-12 повторений.
Последовательность различных упражнений варьируется таким образом, чтобы подростки смогли проявить высокую работоспособность при различных состояниях организма. На основную часть приходится 70-80% общего времени тренировки.
Цель заключительной части тренировки – завершение занятия.
Заключительная часть занимает 5-10% общего времени тренировки и способствует постепенному снижению функциональной активности у юных волейболистов. Этого можно достичь с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.
Таким образом, необходимо отметить, что поскольку между развитием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости) и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь, то общая физическая подготовка направляется на воспитание разносторонних физических способностей, повышения работоспособности организма подростка, создания базы для эффективной тренировочной работы.
На учебно-тренировочных занятиях «у мальчиков волейболистов в возрасте 11-12 лет 50% времени отводится на физическую подготовку (20% отводится упражнениям на координацию, а 30% - общеразвивающим упражнениям и играм) и 50% на техническую подготовку». Занятия по общей физической подготовке необходимо увязывать с требованиями игры в волейбол. На этих занятиях главное внимание должно уделяться мячу.
Контрольный комплекс упражнений предполагает [17]:
1. Бег «змейкой».
2. Челночный бег 3х10 м.
3. Челночный бег 4х9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта.
4. Метание мяча в цель с расстояния 10 м из положения стоя.
5. Метание мяча в цель с расстояния 3 м из положения вперед согнувшись,
6. Повторений упражнения (основная стойка, руки на поясе - поворот головы влево, туловища вправо).
Тесты для оценки развития координационных способностей учащихся 11-12 лет представлен в приложении 2.
Таким образом, можно отметить, что с помощью подвижных игр осуществляется развитие двигательных качеств и прежде всего быстроты и ловкости. Под влиянием игровых условий происходит совершенствование двигательных навыков. Они формируются гибкими и пластичными. Развивается способность к сложной комбинаторике движений.
Выводы по 2 главе
На начальном этапе обучения волейболу детей 11-12 лет основной задачей является формирование интереса к занятиям волейболом. Интерес к занятиям становится устойчивым при соблюдении нескольких условий: сочетание физической и психологической подготовки детей, организация игры в мини-волейбол на каждом занятии, выполнение преподавателем в учебно-тренировочном процессе различных функций: руководителя процессом обучения, организатора игровой деятельности детей, напарника при выполнении упражнений, игрока при выполнении групповых упражнений и в учебной игре.
Создание "атмосферы успеха" на занятиях обеспечивает психологическую готовность учащихся к учебно-тренировочному процессу, стимулирует интерес детей к занятиям волейболом и создает благоприятные условия для развития их координационных способностей.
Эффективному формированию координационных способностей детей способствует обучение в смешанных по возрасту и полу группах, так как таким образом создается социальная модель, приближенная к обычным условиям жизни человека, где происходит взимообучение и стимулирование процесса личностного роста.
Заключение
В завершении необходимо отметить, что возрастные особенности детей 11-12лет позволяют наиболее успешно применять элементы волейбола для формирования координационных способностей. Волейбол представляет собой отличное средство формирования координационных способностей в силу использования в игре присущих всем людям анатомо-физиологических комплексов организма и пропорционального развития организма детей в возрасте 11-12лет. При обучении детей волейболу отсутствует необходимость выполнять усиленные физические нагрузки, опасные для здоровья детей.
Оценка степени развития координационных способностей ребенка, занимающегося волейболом, может осуществляться как по результатам его многократно повторяющихся двигательных действий (по результатам выполнения им отдельных приемов волейбола), так и в ходе игровых упражнений и непосредственного участия в учебной игре в волейбол.
Ребенок может самостоятельно, без применения специальных приборов (секундомер, метр и т.п.) оценивать результаты своих достижений на каждом занятии. Например, считать количество набиваний мяча снизу (над собой или в стену), сравнивать с предыдущими результатами и результатами других занимающихся, что стимулирует ребенка стремиться к личному «рекорду» и участвовать в соревновании.
Умение самостоятельно оценивать результаты двигательных действий и их комплексов способствует разностороннему развитию личности ребенка: стимулирует ребенка к саморазвитию, развивает способность учиться на собственных и чужих ошибках, формирует лояльное отношение к успехам других, стремление к созидательной коммуникации с другими занимающимися.
Для воспитания координационных способностей у мальчиков 11-12лет необходимо создание специальных условий, которые включают:
Дифференциация и индивидуализация подхода к обучению детей 11-12 лет волейболу посредством подготовительных, подводящих упражнений и подвижных игр способствует овладению учащимися умениями играть в волейбол и формированию координационных способностей.
При воспитании координационных способностей детей 11-12лет задача научить учащихся правильно выполнять технические приемы волейбола находится в подчиненном положении к задаче научить детей получать удовольствие от успешного управления мячом, осмысленно выполнять двигательные действия с мячом.
Таким образом, цель работы – подбор комплекса упражнений, направленного на воспитание двигательно-координационных способностей у мальчиков 11-12 лет на внеурочных занятиях по волейболу, достигнута.
Задачи:
Гипотеза доказана.
Библиография
Приложение 1
Таблица 1. Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств
Морфофункциональные показатели физических качеств | |||||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Длина тела | + | + | + | + | |||||||
Мышечная масса | + | + | + | + | |||||||
Быстрота | + | + | + | ||||||||
Скоростно-силовые качества | + | + | + | + | + | ||||||
Сила (относительная) | + | + | + | ||||||||
Сила (абсолютная) | + | + | + | + | |||||||
Выносливость (аэробная) | + | + | + | + | + | + | |||||
Выносливость (анаэробная) | + | + | + | + | + | + | |||||
Гибкость | + | + | + | + | |||||||
Координационные способности | + | + | + | + | |||||||
Равновесие | + | + | + | + | + | + | + |
Приложение 2
Тесты для оценки развития координационных способностей
учащихся 11-12 лет
(для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям).
Оборудование: секундомер, ровная дорожка длиной 10 метров, ограниченная двумя параллельными чертами; за каждой чертой два полукруга радиусом 50см с центром на черте; два набивных мяча массой 2 кг.
Процедура тестирования: по команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 метров до другой черты, оббегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в третий раз 10 метров и финиширует. Тест закончен.
Результат: время с точностью до десятой доли секунды.
Приложение 3
Комплекс упражнений направленный на воспитание двигательно-координационных способностей у мальчиков 11-12 лет на начальном этапе обучения
Примерный комплекс упражнений разминки, используемых на занятиях волейболом:
1. Легкий бег с ведением волейбольного мяча из руки в руку (ведение выполнять фалангами пальцев) по правой боковой линии лицом вперед, по левой боковой линии спиной вперед, по лицевым правым и левым боком приставными шагами.
2. Прокатывание мяча по периметру зала (прокатывая мяч из одной руки в другую).
Эти же упражнения используем и для совершенствования стоек и перемещений.
3. Ходьба на носках, мяч вверх, смотреть на мяч.
4. Ходьба на пятках, мяч за спиной на пояснице, плечи расправлены.
5. Ходьба на внешнем своде стопы, мяч за головой.
6. Упражнение «Руль». Ходьба на внутреннем своде стопы, надавливая мячом на пальцы то левой, то правой руки, мяч перед собой.
7. Подбрасывание и ловля мяча, одновременно выполняя хлопки в ладоши.
8. Из исходного положения – мяч впереди на животе – рывки руками. 1-3 – вверх, назад; 4 – и.п.
9. Перекладывание мяча из руки в руку за спиной.
10. Наклоны. Мячом тянутся сначала за правую ногу, затем за левую, вперед, под ногами назад (кистями одновременно с рывками прижимать мяч к полу).
11. Махи ногами, во время маха выполнять удар мячом в пол под ногой.
12. Приседание. Перед приседом подбросить мяч вверх и приседать одновременно с ловлей мяча на вытянутые вперед руки.
13. Упражнение «Крокодил». Из и.п. ноги шире ширины плеч, наклон и легкое прокатывание мяча вперед, двигаясь на кистях, не отрывая от пола ноги. «Догнать» мяч и катить его назад, принимая исходное положение.
14. В упоре лежа перекатывание мяча из руки в руку.
15. Прыжки, выполнять после подброса мяча вверх, ловить в прыжке над головой.
Упражнения для изучения (отработки) верхнего приема и верхней передачи:
1. Кистями обхватить мяч, лежащий на полу, руки повторяют форму мяча. Поднять мяч над головой в высокой стойке, сымитировать верхнюю передачу не выпуская мяча из рук.
2. Тоже, но сделать без мяча.
3. Подбрасывание – ловля мяча над собой, выполняя верхний прием.
4. То же, но во время ловли мяча выполнить небольшой прыжок вверх.
5. Подбрасывание мяча вверх и прием его над собой после отскока от пола в средней стойке.
6. Сделать 20 передач в пол в средней стойке.
7. Передачи мяча в стену, едва выпуская его из рук.
Часто при начальном обучении нижнему приему дети не сгибают ноги в коленях, что приводит к искажению техники этого важного элемента. Поэтому очень важно с первых уроков использовать ряд упражнений, направленных на развитие этого навыка. Это:
1. Броски и ловля мяча от стены, при этом мяч должен ударяться в стену ниже головы ученика.
2. То же, но выполнять в парах, перебрасывая мячи друг другу с отскоком от стены под углом.
3. То же, но выполняет один ученик двумя мячами (кидает мячи поочередно, при этом они сначала ударяются о стену, затем в пол).
Когда это упражнение будет освоено, можно попробовать выполнить его без отскока от пола.
4. Броски и ловля мячей под натянутой волейбольной сеткой в парах.
Это упражнение в дальнейшем можно выполнять, используя нижнюю передачу.
5. Выполнение нижней передачи над собой после отскока мяча от пола.
Одним из самых сложных элементов волейбола является подача. Для более успешного и быстрого освоения этого технического приема используем следующие упражнения:
1. Имитация подачи.
2. Набрасывание и ловля мяча.
3. Ударное движение по неподвижному мячу.
4. Подачи партнеру.
5. Подачи партнеру через сетку с небольшого расстояния.
6. Подачи в стену в определенную зону.
7. Имитация подачи со жгутом у гимнастической стенки.
8. Выполнение подачи кулаком (предплечье супинировано).
9. Имитация подачи, выполняя удар по подвешенному к баскетбольному щиту гимнастическому мату (для прямой верхней подачи).
10. То же, выполняя в прыжке (для подачи в прыжке).
При изучении подач, часто встречаются ошибки, связанные с неправильным подбрасыванием мяча и неверным ударным движением по нему. Для устранения ошибок служат подвижные игры с метанием мячей в цель: «Перекатывание набивного мяча», «Переправа под обстрелом» и
Приложение 4
1. Броски теннисного мяча через низкую сетку, с места.
2. То же, но через высокую сетку и с разбега.
3. То же, но броски теннисного мяча по цели.
4. Нападающий удар по подвесному мячу над сеткой.
5. Нападающий удар с места через низкую сетку, с собственного набрасывания.
6. То же, но с одного шага.
7. То же, но с 2-3-х шагов.
8. Нападающий удар с места с собственного набрасывания, по заданию.
9. Нападающий удар в прыжке с одного, двух, трех шагов, с собственного набрасывания, по заданию.
10. Нападающий удар с места, у стены, с собственного набрасывания.
11. Нападающий удар у стены в пол, после отскока мяча от стены - следующий удар и т. д.
12. То же, но в прыжке.
13. То же, но в прыжке после разбега.
14. В парах. Стоя на месте, нападающий удар в партнера, с собственного набрасывания.
15. То же, но нападающий удар в пол.
16. В парах. Нападающий удар в прыжке в партнера, с собственного набрасывания.
17. Нападающий удар с места по подвесному мячу.
18. То же, но в прыжке.
19. Нападающий удар по мячу на амортизаторах.
20. Нападающий удар по мячу в держателях.
21. Нападающие расположены с мячом в зоне 4, связующий - в зоне 3.
Передача следует из зоны 4 в зону 3 и затем для нападающего удара в зону 4, откуда игрок производит нападающий удар. После выполнения нападающего удара смена игроков может быть:
а) нападающий переходит в зону 3 для выполнения передачи, а связующий в зону 4, в "хвост" колонны;
б) нападающий идет в "хвост" колонны.
Упражнение выполняется одновременно на обеих сторонах площадки. Упражнение можно усложнить, если ввести зрительные ориентиры для пасующего и нападающего. Например, если после выполнения первой передачи нападающий пошел на удар - давать прострельную передачу в зону 4 если нет - высокую, или, если тренер, который расположен в зоне 2, поднял руки вверх - выполняется прострельная, или же полупрострельная передача и т. д.
22. Нападающие распологаются в зонах 4,3,2. Из зоны 2 игрок выходит на мяч и выполняет передачу за голову, куда выходит игрок зоны 3 и нападает. В зоне 4 выполняется имитация удара.
Приложение 5
«Услышь свое имя»
Количество игроков 5 – 15 человек. Играющие стоят в кругу спиной друг другу. У одного из игроков мяч, он бросает мяч назад — вверх и называет чье-либо имя. Тот, кого назвали, должен развернуться лицом в круг и поймать мяч. Выигрывает тот, кто поймал мяч большее количество раз.
«Круговая лапта»
Количество игроков- 6-15 человек. Двое водящих находятся за границами условной площадки на расстоянии 10-12 м, все остальные — в центре площадки. Водящие, перебрасывая мяч друг другу, стараются запятнать тех, кто находиться на площадке. Те, в кого попали мячом, выбывают из игры, но их могут выручить те играющие, которые поймали мяч. Выигрывает тот, кто последним останется на площадке. Водящими становятся двое, первыми выбывшие из игры. Игра повторяется 3-4 раза, с небольшими перерывами для отдыха.
«Борьба за мяч»
Для игры используется разметка баскетбольного поля. Играющие делятся па две команды. Каждая команда надевает майки или повязки одного цвета.
По сигналу руководителя капитаны команд разыгрывают мяч. Команда, овладевшая мячом, старается сохранить мяч у себя и сделать при этом возможно больше передач. Другая команда стремится отобрать мяч и не дать сделать много передач. Овладев мячом, эта команда, в свою очередь, старается сохранить мяч в своих руках. Игра продолжается определенное время или до указанного количества очков. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Правила игры: 1) с мячом по разрешается делать больше 3 шагов и заступать за линии площадки; 2) игроков нельзя задерживать руками, толкать н пр.; 3) перехваченный мяч вводится в игру из-за линий; 4) нельзя передавать мяч между одними и теми же игроками более двух раз; 5) при каждой новой передаче капитан команды обязан назвать счет.
Приложение 7
«Спиной к финишу»
Игроки построены в одну шеренгу за лицевой линией, спиной к финишу. Интервал между ними 4—5 м. По сигналу игроки бегут 18 м спиной вперёд (до противоположной лицевой линии). Побеждает игрок, который первым пересечёт линию финиша.
«Бег с кувырками»
Команды построены в колонну по одному за лицевой линией площадки (линия старта-финиша). На расстоянии 9 м перед командами кладут по гимнастическому мату. По сигналу первые игроки команд бегут до гимнастического мата, выполняют кувырок вперёд и продолжают бег до противоположной лицевой линии. Заступив одной ногой за линию, игроки возвращаются спиной вперёд, выполняют на мате кувырок назад и продолжают бег спиной вперёд до линии старта-финиша. Победитель приносит своей команде 1 очко. Следующие игроки выполняют то же задание. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Эстафета «Челночный бег с переносом кубиков»
Предварительно на обеих половинах волейбольной площадки устанавливают по три кубика (можно кегли) на линиях разметки: два на пересечении линии нападения и боковых линий (по одному с каждой стороны) и один в центре на средней линии. В эстафете принимают участие две команды по шесть человек, которые располагаются на противоположных лицевых линиях. По сигналу первые участники от каждой команды, добежав до пересечения линии нападения с боковой линией (на своей стороне площадки), берут в руки кубик, бегут обратно и ставят его на лицевую линию. Затем то же действие выполняют со вторым кубиком, находящимся на противоположной стороне от первого кубика. После чего устремляются к средней линии, берут третий кубик, возвращаются назад и передают его второму участнику своей команды. Тот в свою очередь выполняет это же задание, только в обратной последовательности и т. д. Выигрывает команда, последний участник которой первым закончит перенос и установку кубиков в исходное (до игры) положение.
«Мяч над головой».
Занимающиеся разбиваются на команды с равным числом игроков. Время игры (обычно 1 — 1,5 мин) объявляется заранее. Одновременно могут играть две и более команды. При нехватке волейбольных мячей команды вступают в игру по очереди. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведённой им части площадки. Одна команда отделяется от другой меловой линией или линиями имеющейся разметки. Каждый участник получает волейбольный мяч. От команды выделяется один человек, который контролирует игру команды-соперницы. По сигналу все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Игрок, уронивший мяч или поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков. Игру повторяют 2—3 раза.
«Эстафета с элементами волейбола»
Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются каждая в колонну по два, на расстоянии от 3 до 4 м друг от друга. Перед колоннами проводится стартовая черта. На расстоянии от 10 до 15 м от стартовой черты напротив каждой команды ставится какой-нибудь спортивный инвентарь. Парам, стоящим впереди колонн, дается по волейбольному мячу.
Описание игры: по команде «Внимание марш!» первые пары бегу вперед, передавая мяч друг другу по воздуху (волейбольная передача) до своего предмета, обегают его и возвращаются обратно, продолжая передавать мяч друг другу и т.д.
Правила игры:
1) во время перебежки мяч можно только отбивать (как в волейболе), а не перебрасывать;
2) если мяч во время передачи упал, игрок, уронивший мяч, должен
поднять его и продолжать игру дальше;
3) выигрывает команда, все пары которой выполнят задание раньше и получат меньше штрафных очков.
Военная хитрость
Знакомимся с плотностью жидкостей
Флейта и Ветер
Ёжикина Радость
Никто меня не любит