В процессе исследовательской работы по биологии на тему "Почему нужно беречь голос?" автор проекта расширил свои знания о голосе, познакомился с принципами его образования и распространения, способами его охраны.
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_nuzhno_berech_golos.docx | 109.17 КБ |
Тематика: Биология
Автор работы: Тюрбеева Цагана
Руководитель проекта: Манджиева Е.В.
Учреждение: МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ» Яшалтинский район Республика Калмыкия
Введение
1.Что такое голос и факторы на него влияющие.
1.1. Как образуется голос?
1.2. Характеристики голоса.
1.3. Возрастные и половые особенности голоса.
2. Почему нужно беречь голос.
2.1. Потеря голоса и ее причины.
2.2. Упражнения для развития голоса.
2.3. Значение голоса.
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы. Недостаточная разработанность эффективных методов постановки голоса лиц речевых и вокальных профессий, необходимость создания четкой программы по предупреждению нарушений голоса и его развития. Несмотря на достаточно многочисленные клинические и педагогические исследования различных видов голосовой патологии, целесообразно совершенствование педагогических технологий постановки голоса людей голосо-речевых профессий и реабилитационных мероприятий при голосовых нарушениях для оптимизация логопедической работы.
Объект исследования: голос человека.
Предмет исследования: голос подростков.
Цель: познакомить детей с принципами образования и распространения голоса, способами его охраны.
Задачи:
Содержание работы: в первой главе мы рассказываем, как образуется голос, о его характеристиках,возрастных и половых особенностях.
Во второй главе - мы рассказываем о причинах потери голоса, как укрепить и развить голос.
В заключении делаем выводы на основе полученных результатов, доказываем, что голос имеет важное значение в жизни человека и его нужно беречь.
Научный интерес нашей работы -узнать о процессах образования голоса на основе строения голосового аппарата.
Практическое значение научиться беречь голос и освоить приемы тренировки голоса.
Гипотеза: можно ли с помощью упражнений тренировать голос.
Методы: изучение и анализ литературы, работа в сети Интернет, эксперимент,анализ.
Как образуется голос?
Что такое голос и откуда он берется? Голос - это способность человека издавать звуки. В отличии от других живых существ нам свойственны такие разновидности звуков, как речь, смех, плач, пение и т.д. Несмотря на то, что мы можем издавать звуки, которые не доступны другим обитателям нашей планеты, человеческий голос - это такой же звук, как и многие другие. Поэтому, чтобы понять откуда берется голос, давайте сначала узнаем, как возникает звук вообще. Звук представляет собой колебание воздуха.
Источником звука может стать любой объект, но только если он будет вибрировать. Происхождение звуков выглядит так: если частицы определенной среды (воды, воздуха) резко смещаются,то в результате происходит увеличение давления. Самым простым примером этого может служить шум ветра. При резком перемещении воздуха мы слышим определенный звук. Человеческий голос также представляет собой звуковые колебания воздушного пространства,которое происходит во время выдыхания воздуха из легких через рот и нос. Попробуйте зажать себе нос пальцами и что-то сказать.
Ваш голос сильно изменится,потому что выход воздуха через нос будет закрыт. А теперь разберемся более подробно, откуда же берутся эти колебания.Они проходят через дыхательный аппарат человека (горло и т.д.). Если бы воздух в наше горло проникал беспрепятственно, то мы не смогли бы произнести ни звука. Но наша дыхательная система наделена именно такими препятствиями. Все органы, которые принимают участие в формировании голоса, вместе называются голосовым аппаратом. В нашем дыхательном аппарате есть участок, который называется гортанью.
Гортань представляет собой хрящик в виде трубки, изнутри покрытой слизистой оболочкой. На этой оболочке есть складки, которые называются голосовыми связками, а щель между ними – голосовой щелью.Голосовые связки-парные эластические складки слизистой оболочки, натянутые в полости гортани и ограничивающие голосовую щель. Есть у многих наземных позвоночных — бесхвостых и некоторых хвостатых земноводных, некоторых пресмыкающихся (хамелеоны, гекконы), у большинства млекопитающих (недоразвиты у китообразных и обезьян) и человека. Участвуют в образовании звука. У млекопитающих есть ещё ложные— кармашковые, или желудочковые, связки, расположенные над истинными и обычно не участвующие в образовании звука.
Голосовые связки расположены непосредственно в средней части гортани и представляют собой образования, состоящие из мышечной и соединительной ткани, благодаря чему они и отличаются особой эластичностью. Голосовые связки берут свое начало от черпаловидных хрящей и крепятся к внутренней поверхности так называемого щитовидного хряща. Снаружи голосовые связки покрыты слизистой оболочкой.
Истинные голосовые связки обладают совершенно уникальным строением, которое существенно отличается от иных мышц. Отличие в основном заключается в том, что пучки волокон в такой мышце расположены в противоположных направлениях, и берут свое начало от края мышцы и завершаются в глубине мышцы. Такое необыкновенное строение позволяет связкам колебаться, причем как полностью, так и частично.
Выделяют дыхательную и голосовую функцию голосовых связок. Даже при небольшом вдохе связки сходятся, а при выдохе расходятся. Голосовая щель смыкается также и во время глотания. Интересно, что недостаточное количество кислорода приводит к рефлекторному открытию голосовой щели, а непригодный для дыхания воздух, напротив, заставляет связки смыкаться.
Вследствие колебаний голосовых связок в гортани человека возникает так называемый голос. Носовая, ротовая и глоточная области выполняют при этом роль резонаторов, усиливающих строго определенные обертоны, что придает голосу каждого человека уникальность.
Когда мы молчим, то голосовая щель расширяется, а во время крика или разговора она наоборот, сужается. Под воздействием расширения или сужения голосовой щели расположение хрящиков изменяется. В результате чего, натяжение голосовых связок и ширина голосовой щели тоже меняются. Именно размер голосовых связок определяет тип нашего голоса.
Связки у людей существенно отличаются по своим размерам. Так, размер связок у мужчин от 20 до 24 мм, у женщин размер связок колеблется от 18 до 20 мм, а у детей - от 12 до 15 мм. Период мутации голоса у детей - это и есть быстрый рост связок. В этот период врачи рекомендуют отказаться от серьезных вокальных нагрузок на голосовой аппарат.
Кроме органов дыхания и гортани к голосовому аппарату относятся еще резонаторы и артикуляционный аппарат.Артикуляция (от лат. articulo – "расчленяю") – это работа органов речи при образовании звуков. Артикуляционный аппарат служит для образования звуков членораздельной речи. Помимо голосовых складок к артикуляционному аппарату относятся язык, губы, нёбо, глотка, зубы. Если какой-то из этих органов не в порядке, человеческая речь становится непонятной. Именно поэтому, например, искажается голос и слова людей не имеющих зубов или прикусивших язык.
Характер звука зависит от того, создаются ли шумы при прохождении воздуха через речевой аппарат. Шум возникает, если воздушная струя встречает на своем пути дополнительные препятствия - органы ротовой полости. Если шума при образовании звука не происходит, мы имеем дело с гласными звуками - [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Если к голосу присоединяется шум, возникает согласный звук. Согласные, которые состоят из голоса и шума, называют звонкими (например, [д], [з], [м], [в]). Согласные звуки, которые состоят только из шума, (например, [т], [с], [ф], [п]) называют глухими. Голосовые складки при образовании глухих согласных не колеблются. Подвижные органы артикуляционного аппарата (язык, губы) называют активными, неподвижные - пассивными (верхняя губа, верхние зубы, та или иная часть неба).По активному органу речи все согласные звуки делятся на губные и язычные. По пассивному органу речи все согласные звуки делятся на зубные, нёбно-зубные, средне-нёбные и задне-нёбные.
Резонаторы – это полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и окраску (тембр). Резонанс (от лат. resono – "звучу в ответ", "откликаюсь") – явление усиления собственных колебаний резонаторов под воздействием внешних колебаний той же частоты.
Различают головной и грудной резонаторы. За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, а за счет нижних – силу, мягкость, полноту звука. К верхним головным резонаторам относятся полости, лежащие выше голосовых связок - носовые ходы, гайморовы и лобные пазухи. К нижним резонаторам относятся трахея, бронхи и легкие. Сверху и снизу к гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Нижняя подгортанная труба переходит в трахею и бронхи. Верхняя надгортанная труба переходит в полость ротоглотки и далее в ротовую и носовую полости. Головное резонирование ощущается как вибрация в голове (зубы, темя). Грудное резонирование ощущается как вибрация в груди (трахея, бронхи).
Существует непосредственная взаимосвязь между голосом и слухом: голос не может развиваться без участия слуха, слух не может развиваться без участия голосовых органов.
Голосом человек способен производить огромное множество самых разных звуков, часто довольно сложных. В голосе выражается эмоциональное состояние человека: рассерженость, удивление, радость и т. д.
Голос – самый необычный инструмент на земле. Он дается практически всем от рождения. Основные параметры, характеризующие голос человека, – тоновый, или частотный, диапазон, тембр и громкость. Каждый из нас обладает уникальным, как отпечатки пальцев, неповторимым тембром голоса.
Считается, что тембр голоса более всего зависит от индивидуальных свойств и строения голосовых связок: от длины и толщины связок, от их упругости и эластичности, от специфического состояния слизистой оболочки связок.
Силу голоса, как правило, связывают с давлением воздушного столба в трахее и с амплитудой колебания связок. Современная наука отмечает, что сила голоса напрямую зависит от давления воздуха под связками. Отсюда очевидно, что на силу голоса можно существенно повлиять, практикуя упражнения для развития вокального дыхания.
Тоновый диапазон голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок. Поэтому его называют также частотным. Чаще всего частота голоса человека колеблется в пределах от 64 до 1300 Гц. Но его можно расширить с помощью специальных вокальных упражнений.Разговорный диапазон голоса составляет всего лишь 1/10 часть его общего диапазона.
Частота основного тона взрослого мужчины (нижний тон натурального звукоряда) колеблется в диапазоне 85-155 Гц, взрослой женщины от 165 до 255 Гц. Диапазон частоты разговорного детского голоса – от 170 до 600 Гц. Во время пения частотный диапазон значительно шире разговорного.
Крайне низкие тоны некоторых басовых голосов имеют частоту 50-60 Гц. Самый низкий тон, который может взять человеческий голос, - «фа» контроктавы с частотой 43,2 герца. А самый высокий тон – «фа» третьей октавы (1354 герца). Но некоторые всемирно известные оперные певцы достигали тонов «a3», «c4» (2069 Гц) и даже «4» (2300 Гц).
В каждом музыкальном инструменте есть резонатор. У человека роль резонатора играют полость рта и носа (это называется - головной резонатор), но кроме того и грудь (грудной резонатор). Вы слышали, наверное, выражение - грудной голос.
Звук – это колебательный процесс, то явление резонанса присуще и ему. При помощи явления резонанса можно усилить даже очень слабые периодические колебания.Расположив рядом 2 камертона и легонько стукнув по одному, можно услышать, как второй камертон издаст звук. Это происходит потому, что он попал в резонанс с первым, и его колебания усилились.
Гитарная струна сама по себе издаёт негромкий звук. Но её струны располагают на корпусе, который имеет определённую форму и круглое отверстие в середине. Звук от струны попадает внутрь корпуса, резонирует и усиливается.Точно так же усиливается и человеческий голос. Резонаторами служат полости, лежащие выше голосовых связок – носовые ходы, гайморовы и лобные пазухи.
Эти резонаторы называют верхними. Они придают голосу звонкость. Лёгкие, бронхи и трахея – нижние резонаторы. Они усиливают низкие звуки. Проходя через них, голос приобретает силу, полноту звука. С помощью резонаторов голос человека приобретает характерный только для него тембр (окраску).
Сила голоса зависит от амплитуды колебаний голосовых связок. Чем больше амплитуда, тем сильнее голос. Силу голосу даёт природа. Но её можно развить, занимаясь пением. А громкость – это субъективное восприятие силы звука, то, как ухо конкретного человека воспринимает звук. Для её оценки принята величина, которая называется сон.
1 сон – это громкость синусоидального чистого тона частотой 1 кГц, создающего звуковое давление 2 мПа.Но одинаковую громкость могут иметь звуки разной интенсивности (имеющие различное звуковое давление) на разных частотах. Поэтому громкость звука оценивают, сравнивая её с громкостью стандартного чистого тона частотой 1 кГц. Эту величину называют уровнем громкости звука.
Единица уровня громкости – фон. Предположим, что существуют 2 звука, частота которых одинакова, но громкость разная. Каждому из этих звуков поставим в соответствие звук такой же громкости с частотой 1 кГц. Если их громкость отличается на 1 децибел, то разность уровней исходных звуков будет равна 1 фон.
Ещё одной величиной измерения уровня громкости звука является бел. Это безразмерная единица измерения, которая представляет собой десятичный логарифм отношения физической величины к такой же физической величине, принимаемой за исходную. Названа так в честь Александра Грэхема Бела, изобретателя телефона. Считается, что громкость равна 1 Б, если его мощность в 10 раз превышает порог слышимости.
На практике применяют единицу децибел, в 10 раз меньшую бела. Децибел показывает не величину громкости звука, а измерение отношения двух величин. Децибел не является официальной единицей в системе СИ, но его применение разрешено совместно с СИ.
Громкость зависит от звукового давления и имеет логарифмический характер. Если звуковое давление повышается на 10 дБ, то громкость увеличивается в 2 раза.
Наше ухо воспринимает громкость звука по-разному. Чем выше частота колебаний голоса при одинаковой амплитуде, тем более громкими нам кажется звуки. Высокий женский голос, имеющий частоту 1000 Гц, будет нам казаться более громким, чем мужской голос частотой 200 Гц, даже если они имеют одинаковую амплитуду.
В книге рекордов Гиннеса зафиксирован случай, когда на специальных соревнованиях 14-летняя школьница из Шотландии перекричала шум двигателя взлетающего «Боинга». Уровень громкости её голоса составил 125-130 дБ. Это на 10 дБ выше предельного значения уровня звука для человеческого уха.
Голосовой аппарат человека передаёт энергию в окружающее нас пространство. Но эта энергия очень мала. Кроме того, звуковая волна распространяется по всем направлением, и энергия рассеивается. Но если её сосредоточить в каком-то конкретном направлении, то голос будет слышен гораздо лучше. Поднеся ладони ко рту, мы направляем наш голос в нужную нам сторону. По такому же принципу действует рупор. С его помощью голос можно слышать на большом расстоянии.
Высота человеческого голоса зависит от величины голосовых связок - их длины и толщины. Певческие голоса бывают разные высокие, низкие и средние. Мужские голоса разделяются на тенор, баритон и бас, женские - это сопрано, меццо-сопрано и контральто. А у детских певческих голосов только две группы - сопрано и альт (в хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами).
В музыке существуют и другие понятия, связанные со словом «голос». Вам, наверное, приходилось слышать: двухголосная инвенция, трехголосная фуга, четырехголосное изложение. В этом случае под голосом подразумевается мелодия, входящая в музыкальную ткань пьесы. Те же из вас, которые учатся в музыкальной школе, наверное знают, что двухголосные инвенции - это такие пьесы, в которых в каждой руке звучит самостоятельная мелодия, а не мелодия и аккомпанемент, как в других пьесах - hotcooltop.com. Трехголосные инвенции или фуги - это пьесы, в которых есть три самостоятельных мелодических голоса. Произведения с двумя и более самостоятельными голосами называются полифоническими.
Возрастные и половые особенности голоса
Человеческий голос – является уникальным акустическим феноменом и анатомо-физиологическим продуктом, а также фактором величайшего социального значения. На различных этапах жизни голос имеет для человека разное значение. При рождении крик ребенка становится первым фактом его появления на свет и доказательством важнейшей жизненной функции - дыхания. В период раннего детства у ребёнка голос еще не обладает ярко выраженными индивидуальными характеристиками и приблизительно одинаков у мальчиков и девочек.
Автор О.С. Орлова выделяет следующие отличительные особенности в строении и развитии отдельных органов голосового аппарата ребёнка:
Существуют различия в строении голосового аппарата как у детей и взрослых, так и мужчин и женщин. Звучание голоса в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет характерные акустические параметры. В соответствии с возрастом меняются анатомические структуры голосового аппарата и голос ребёнка, к которым относятся: высота основного тона, интенсивность голоса, диапазон и тембр.
Ученые считают, что в домутационный период голосовой аппарат у девочек и мальчиков практически не отличается. У новорождённых мальчиков и девочек гортань усиленно растёт только в первый год жизни. У мальчиков эти изменения отмечаются в первые три месяца, а также на 8 - 9-м месяцах жизни, а у девочек в другие периоды: 1-й месяц, потом на 4-7-м месяцах. Особенно усиленно растут в первые полгода жизни носовая полость, носоглотка и придаточные пазухи.
Далее они продолжают развиваться в обычном темпе: до трех лет - придаточные пазухи, а до шести лет - носоглотка. В период от рождения до 28 дней (новорождённости) значительно ограничены возможности изменения интонации крика. Это связано с незрелостью нервно-мышечного аппарата гортани и нестабильностью дыхания. Начиная с 2-месячного возраста, у детей формируются устойчивые способности к изменению интонации.
Мужская и женская гортани в период полового созревания приобретают ярко выраженные отличительные особенности, при этом увеличиваются в размерах. В мутационный период рост гортани у мальчиков происходит как в продольном, так и поперечном направлении. Её размеры увеличиваются от 1 до 2 см. Так же начинают расти и изменяться в размерах все хрящи. У мальчиков ярко выражено начинает расти в саггитальном направлении щитовидный хрящ. Своим передним углом он образует выпуклость на поверхности шеи, которое получило название - «адамово яблоко». Голосовые складки удлиняются на 6-10 мм и достигают в размере 20-25 мм.
В некоторых случаях отмечается покраснение средних отделов гортани, слизистая оболочка голосовых складок становится разрыхлённой, голосовая щель в хрящевой её части недостаточно смыкается. В задних отделах –«мутационного треугольника» при фонации остаётся просвет, имеющий форму удлинённого треугольника. Голосовые складки увеличиваются в длину, но при этом их ширина не изменяется.
Изменение голоса происходит посредством увеличения гортани в процессе роста. Однако в пубертатный период у юношей гортань увеличивается на 70%, в отличие от девушек, голосовая трубка, которых увеличивается лишь вдвое. Процесс ломки голоса у мальчиков включает в себя три основных этапа: Предмутационный период. Проявляется этот этап в качестве подготовки организма к перестройке голосового аппарата. Если говорить о разговорном голосе, то могут наблюдаться срывы голоса, хрипота, кашель, неприятное «першение».
Певческий же голос более информативен в этом случае: срывы голоса при взятии предельных нот диапазона юноши, неприятные ощущения в гортани во время занятий вокалом, «грязная» интонация, случается и потеря голоса. При первых же звоночках стоит прекратить занятия, поскольку этот период требует отдыха голосового аппарата. Мутация. Данный этап характеризуется отеком гортани, а также чрезмерным или недостаточным выделение слизи. Эти факторы вызывают воспаление, тем самым поверхность связок приобретает характерный цвет.
Перенапряжение может привести к хрипам, а в последствие к «несмыканию голосовых складок». Поэтому в этот период стоит внимательно отнестись к гигиене голоса, в том числе профилактике простудных и вирусных заболеваний. Наблюдается нестабильность голоса, искажение звука, а так же характерная хрипота. При пении наблюдается напряжение голосового аппарата, особенно при скачках на широкие интервалы. Поэтому в занятиях стоит склоняться к певческим упражнениям-распевкам, а не произведениям.
Послемутационный период. Как и любой другой процесс, мутация голоса у мальчиков не имеет четкой границы завершения. Несмотря на окончательное становление, могут наблюдаться переутомление и напряжение связок. В этот период происходит закрепление произошедших изменений. Голос приобретает фиксированный тембр и силу. Однако этап опасен своей нестабильностью.
Признаки ломки голоса у юношей происходит заметнее и связано это, в первую очередь, с тем, что мужской голос, по сути, намного ниже женского. Мутационный период протекает в короткие сроки. Встречаются случаи, когда происходит практически мгновенно. Однако в большинстве случаев перестройка организма затягивается на несколько месяцев. Еще вчера мальчишеский дискант способен перерасти в тенор, баритон или мощный бас.
Все зависит от генетически заложенных показателей. У одних юношей происходят значительные изменения, у других – переход ко взрослому голосу не выражен ярким контрастом. Мутация голоса у мальчиков чаще всего происходит в 12-14 лет. Впрочем, ориентироваться на этот возраст как на норму не стоит. Существует множество факторов, которые способны повлиять как на срок начала, так и на продолжительность процесса. Во-первых, несомненно, влияет природный климат.
Проводимые исследования доказали, что в различных климатических условиях процесс «взросления» голоса происходит по-разному, и возраст перестройки колеблется от 11 до 20 лет. Во-вторых, генетический фактор. Изначально заложенные в организме установки изменить нельзя. В-третьих, механический фактор. То есть перестройка может быть нарушена по каким-либо причинам. Ими могут стать, например, нарушения голосового аппарата, соматические заболевания
Таким образом, можно сделать вывод о том, что голосовая функция возникает с момента рождения ребёнка. Голос образуется в результате колебания эластичных голосовых складок и обладает определёнными качествами – силой, высотой, тембром. Вся работа голосового аппарата подчинена коре головного мозга. Для того, чтобы речевая деятельность развивалась и функционировала нормально, необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы.
Любые повреждения нервной системы и других систем организма могут привести к нарушениям речи и голоса. Механизм голосообразования в период мутации меняется: на смену фальцетному, характеризующемуся натяжением и смыканием краёв голосовых складок и головным резонированием. В этот период формируется новый механизм голосообразования, при котором фонация осуществляется всей массой голосовых складок и включает грудное звучание.
Потеря голоса и ее причины
Исчезновение голоса – одно из самых неприятных последствий при воспалении горла. Когда человек не может говорить, его повседневная жизнь превращается в самые настоящие муки. Даже обычная просьба или вопрос становятся проблемой в озвучивании. Когда пропадает голос, врачи не рекомендуют шептать, так как шепот требует еще больших усилий, нежели чем обычный разговор.
Чтобы выявить причину потери голоса (афонию) необходимо обращать внимание на дополнительные симптомы. Причин афонии множество, установить их может только врач после проведенного обследования. Выделяют основные, наиболее часто встречающиеся причины и редкие.
Причины потери голоса:
Как лечить афонию?
Существует целая наука – гигиена голоса – эта группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата.
Рекомендуется в период мутации:
Самый главный вывод из всего сказанного: нужно беречь голос. Если человек по роду своей деятельности постоянно напрягает голосовые связки, ему следует постоянно следить за горлом. Хотя бы раз в полгода рекомендуется посещать фониатра, особенно если ранее был перенес ларингит. Многие пытаются лечить простудные заболевания в домашних условиях без посещения врача. Такой легкомысленный подход к своему здоровью может плохо закончиться. Не занимайтесь самолечением и вовремя обращайтесь за помощью к специалистам. Не забывайте, что потеря голоса может сигнализировать об опасном заболевании.
Как уберечь свой голос
Чтобы на долгие годы сохранить его силу и звучность, нужно тренироваться. Угрозу для голоса представляют различные заболевания, "благодаря" которым он может измениться до неузнаваемости или вовсе пропасть.
Мало кто задумывается над тем, как он дышит. Ведь чередование вдоха и выдоха происходит непроизвольно. Но, для того чтобы голосовой аппарат выдержал длительные нагрузки, нужно уметь владеть своим дыханием. Особенно необходимо это тем, кто в силу профессии вынужден подолгу и много говорить: педагогам, юристам, актерам, менеджерам, экскурсоводам, лекторам и т. д.
Очень важно, чем мы дышим: носом или ртом. Если вы постоянно "подхватываете" воздух ртом, то слизистая высыхает и появляются навязчивое откашливание, першение. Прежде чем начать говорить, нужно вдохнуть, а затем медленно, экономя воздух, произносить фразу или пропевать ее.
Если вам постоянно не хватает воздуха для того, чтобы закончить длинную фразу, не отчаивайтесь. Специально для вас существуют упражнения, которые регулируют количество набранного воздуха и его равномерное распределение. Несмотря на то что емкость легких у каждого человека индивидуальна, благодаря таким вот тренировкам можно увеличить объем вдыхаемого воздуха. Этим упражнениям обучают специалисты по технике речи и врачи-фониатры.
Отличие между пением и речью заключается в манере подачи голоса. Поэтому существуют различные методики обучения речевому и вокальному голосу. Пение в первую очередь - это правильное дыхание. И если человек не владеет своим дыханием, то он не сможет хорошо петь. Нужно сказать, что дыхание во время пения распределяется иначе - значительно увеличивается продолжительность выдоха. Поэтому и говорят, что вокальные упражнения способствуют оздоравливанию голоса. C их помощью можно решить многие проблемы с речью (например, заикание).
"Речь всегда нужно начинать на выдохе, - объясняет профессор Ольга Святославовна Орлова, ведущий научный сотрудник Научно-клинического центра оториноларингологии МЗ РФ- Иначе вам просто не хватит воздуха закончить фразу, получится эффект захлебывающегося голоса. Чаще всего так говорят дети, пока у них этот процесс не скоординирован. Иногда это приводит к заиканию. Ребенок не знает, как правильно говорить.
И как результат - неправильная фонация, т. е. речь на вдохе. Не позволяйте детям долго кричать, потому что на голосовых складках (чаще можно услышать название "голосовые связки", но это не совсем правильно) могут возникнуть так называемые "узелки крикунов". Происходит это из-за того, что чрезмерно громкий звук приводит к перенапряжению голосового аппарата.
Многие думают, что, говоря шепотом, они тем самым берегут голос. Но, когда мы шепчем, голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума. Опасность заключается в том, что при длительном разговоре шепотом формируется неправильный механизм звучания голоса.
Прежде всего нужно исключить все, что плохо влияет на голосовые складки. Вредна острая, слишком холодная или горячая пища.
Кислая и соленая еда раздражает слизистую оболочку. Перед выступлением или лекцией желательно не есть орехов, семечек, не пить газированных напитков. А также запомните, что пищу нужно принимать за 2-3 часа до начала выступления. Иначе переполненный желудок будет давить на диафрагму и препятствовать дыханию.
Во время длительного разговора очень часто пересыхает горло, поэтому рядом должен находиться стакан с водой или чай с лимоном - это увлажняет слизистую оболочку и стимулирует работу голосовых складок.
Когда мы пьем холодную воду, происходит резкий перепад температуры, который может привести к спазму, мешающему вовремя включиться в работу голосовым складкам. То есть нарушается их привычный механизм плавного смыкания. И, конечно, на фоне переохлаждения может возникнуть воспаление.
Для голосовых складок очень вредно курение. Табачный дым раздражает слизистую оболочку гортани. Появляется хрипота, понижается тембр голоса. Все это - результат отечности и утолщения голосовых складок или появления на них полипов и узелков.
Кроме того, курение может привести к опухолевым образованиям.
Нужно внимательно относиться к своему голосовому аппарату и не допускать его перенапряжения. Непрерывно говорить желательно не более двух часов, а затем необходима пауза, чтобы восстановиться. Не рекомендуется разговаривать в помещениях, где накурено и где сухой и грязный воздух, - это отрицательно сказывается на слизистой оболочке верхних дыхательных путей; комната должна быть хорошо проветрена.
Нельзя сразу же начинать говорить, войдя в теплое помещение с холода, лучше помолчать какое-то время. И уж тем более вредно кричать на холоде, потому что вдыхаемый воздух не успевает согреться и переохлаждает слизистую гортани. Кроме того, говорить нужно динамично - монотонная речь быстрее утомляет голосовые складки, да и окружающим гораздо приятнее и интереснее слушать человека, меняющего интонации - то понижая, то повышая голос, выделяя нужные слова ударением.
Мудрейшие люди всех времен придавали голосу огромное значение:ХазратИнайаят Хан, индийский музыкант и философ считал, что, познав тайну звука, можно познать тайну Вселенной.Ошо (Бхагван Шри Раджниш) называл голос источником истинной свободы и расцвета личности.
Голос — важнейший инструмент общения с окружающими людьми: с его помощью можно расположить к себе собеседника, завоевать доверие и признание, но можно и оттолкнуть, произвести неблагоприятное впечатление.
Наше мнение, голос является даже более откровенным зеркалом души, чем глаза. Глаза можно отвести в сторону, спрятать за темными стеклами очков, а голос, если не владеть им, расскажет обо всех проблемах личности: отразит внутреннюю реальность человека во всех красках.
К примеру:
Вы повышаете голос без надобности — значит, волнуетесь и теряете контроль над собой;
Темп речи ускоряется — неуверенность;
Перебиваете и пытаетесь ответить, не дослушав вопрос до конца — раздражены.
Но если мы владеем этим мощным инструментом, то с его помощью можем гармонизировать наш внутренний мир (обретать уверенность и спокойствие), а значит творить нашу реальность.
Ведь голос — это наша визитная карточка. Специальные упражнения для тренировки голоса, научат вас говорить красиво, уверенно и свободно. К вашему мнению всегда будут прислушиваться, и в свой адрес вы никогда не услышите: "Лучше бы он рта не открывал".
Когда мы слышим чей-либо голос, невербальная информация поступает в мозг, который считывает генокод человека, и у нас начинает вырисовываться образ яркой капризной красавицы или стеснительной невзрачной мышки, закомплексованного ботаника или самоуверенного мачо и т.д. На подсознательном уровне у нас складывается о человеке первое впечатление, и мы понимаем, что хотим с ним общаться дальше или стараемся прекратить контакт побыстрее.
Чтобы понять, как именно вы звучите для окружающих, нужно услышать самого себя:
Над своим голосовым инструментом необходимо поработать, если:
Первоочередная задача в работе с голосом — постановка правильного дыхания. Начать надо с упражнений для диафрагмы, которая обеспечивает силу и выразительность голосу.
Только тренированная диафрагма и эластичные капилляры способны заставить работать грудную клетку: расширяться и растягивать в полную силу легкие, доносить кислород и жизненную энергию до всех органов и клеточек.
Тренируем диафрагму:
Упражнение «Лодочка»
Исходное положение — лечь на спину, на твердую поверхность, руки кладем вдоль тела. Тело расслаблено.
Поднимаем одновременно на 10-15 см от пола (или на ту высоту, которая выполнима) спину и прямые ноги (носочки вытянуты). Руки вытягиваем параллельно полу, касаемся ног ладонями в области колен.
Задерживаемся в этом положении как можно дольше, до ощущения усталости. Вернувшись в исходное положение, расслабляемся.
Важно: нельзя перенапрягаться. В первый день сделайте «Лодочку» один раз. Увеличивайте количество упражнений постепенно. Не стоит делать подряд больше 10 раз.
Упражнение «Кузнечик»
Исходное положение – лечь лицом вниз на жесткую поверхность. Ноги сомкнуть вместе, положить вдоль тела руки, пальцы рук сжать в кулаки.
Делая глубокий вдох, заводим кулаки под низ живота, задерживаем дыхание. Во время задержки дыхания отрываем от пола прямые ноги, поднимаем их как можно выше, опорой служат кулаки.
Если это вариант упражнения для вас сложен, то выполняйте облегченный: поднимайте ноги поочередно.Поднятые ноги удерживаем до появления чувства усталости. Занимаем исходное положение, расслабляемся.
Упражнение нужно начинать выполнять один раз в день, увеличивая количество постепенно, довести до десяти. Главная задача — не перенапрягаться.
Эти упражнения позволят диафрагме обрести тонус для полноценного дыхания, а также нормализуют работу ЖКТ, тренируют брюшной пресс, способствуют уменьшить в области живота жировые отложения.
Очень полезна дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, она помогает не только овладеть возможностями голоса, но и победить многие заболевания.
Упражнения для силы голоса
Гортань опускается, как при зевке, в трех последовательных положениях:
.
При этом рука находится на груди, чтобы мы могли почувствовать вибрацию грудной клетки. Другая рука активна — жестикулируем, помогая себе произносить слова.
Проговариваем слова медленно, нараспев, ощущаем силу и глубину собственного голоса:
Упражнения для улучшения артикуляции и дикции
Основой разборчивости и четкости речи является дикция. Чистоту и ясность произношения обеспечивает правильная работа артикуляторного аппарата, а именно его подвижных частей — губ, языка, неба, глотки, нижней челюсти.
Они должны быть эластичны, подвижны и управляемы. Даже если нет явных изъянов в речи, работа над дикцией принесет ощутимую пользу, она является продолжением тренировки дыхания.
Читаем с карандашом.
Карандаш или винную пробку зажимаем между передними зубами. При этом рот приоткрыт, язык не касается пробки (карандаша), зубы обнажены. Произносим те звуки, при проговаривании которых губы не включаются в движение: к, г, гь, кь, й, нь, н, ль, л, дь, д. Далее соединяем их с гласными.
Берем любую книгу и читаем вслух несколько страниц в этом неудобном положении. Повторять необходимо ежедневно. Положительный эффект замечается быстро.
К Т П (шесть разных сочетаний) + звуки гласные Ы О Э И А У.
Например: повторяем быстро кпти-кптэ-ктпо-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы, затем ктпи-ктпэ-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы и так далее сочетая с разными гласными (ктпи-…, кпти-…, тпки-…, птки-…).
Те же действия проделываем для согласных Б Г Д, Ж Р Л, М Р Л в сочетании их с звуками гласными Ы О Э И А У.
Выпишите те звуки, которые с трудом поддаются вашему произношению(например, р, ц, л). Составьте предложения со словами, в которых эти звуки повторяются часто. Повторяйте эти предложения ежедневно.
Произносите сначала беззвучно, а затем с голосом гласные: иииии, ёёёёё, ооооо, яяяяя, ааааа. Рот должен быть открыт широко, челюсть опускается вниз свободно.
Читайте любимые стихи, выговаривая и напирая на звуки яяяяя, ааааа, иииии, эээээ, ёёёёё.
Проговаривайте скороговорки-языковертки: сначала — медленно, затем — быстро, четко и ритмично:
Бабушкин метод: берем в рот грецкие орехи и разговариваем, читаем вслух минут по 20 каждый день. Вспомните фильм «Я самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьевой в главной роли. Вот она там таким же способом развивала свою речь. Главное — нужно слоги проговаривать четко.
Тренировка нижней челюсти
Заниматься следует перед зеркалом, в упражнениях должны участвовать только артикуляционные органы, а лоб, нос и глаза — неподвижны.
Делайте упражнения плавно и не спеша:
Тренируем мышцы языка
Малоподвижный и вялый язык часто приводит к потере разборчивости речи, она становится смазанной и невнятной:
Все эти упражнения производите качественно, но без излишнего напряжения.
Тренировка губ
В исходном положении закрыт рот, мышцы нижней челюсти расслаблены. Поочередно поднимайте и опускайте верхнюю и нижнюю губы, десны при этом не видны, а мышцы лица спокойны.
Оттягивайте уголки рта в стороны, а затем вытягивайте губы вперед трубочкой. Сначала имитируйте, далее произносите звуки у – и.
Многократно произнесите сочетания губных согласных бм, мб, мп, пм и губно-зубных мв, ем, вб, бв и др.
Массируйте губы: нижними зубами верхнюю, а верхними — нижнюю.
Вытягивайте губы трубочкой и двигайте влево-вправо.
Тренировка мышц глотки
Сначала мысленно, потом шепотом, далее вслух поочередно произносите звуки «и», «у». Повторять не меньше 10-15 раз.
Это упражнение разрабатывает подвижность гортани: произнесение гласных звуков «и» гортань принимает самое высокое положение, а фонация «у» опускает ее в самое низкое положение.
Зубы сомкнуты, всасывайте воздух.
Губы вытянуты вперед, всасывайте воздух.
Имитируйте жевательные движения при открытом и закрытом рте — во время упражнения энергично сокращается мускулатура гортани, мягкого неба, глотки, губ и языка.
Вырабатываем звонкость и полетность голоса
Исправить глухое звучание вашего голоса помогут упражнения для верхних и нижних резонаторов.
Тренируем верхние резонаторы:
Сидя или стоя сделайте через нос короткий вдох. Одновременно, с закрытым ртом и без напряжения, произнесите «н» или «м» с вопросительной интонацией. Постарайтесь почувствовать вибрацию в области верхней губы и носа.
Сделайте глубокий вдох. Выдыхая, произнесите «бонн», «донн» или «бимм». Последнюю согласную проговаривайте протяжно, добейтесь ощущения вибрации в области верхней губы и носа.
Вдохните глубоко. Выдыхая, произносите протяжно слоги «момм», "мимм","нинн", "нунн", "нанн" и др.
Сделайте глубокий вдох. На выдохе произносите сначала коротко, а далее протяжно любой из открытых слогов: му-муу, ми-мии, мо-моо, но-ноо, ни-нии и др.
Тренируем нижние резонаторы (гласные «у» и «о» проговаривайте протяжно и наиболее низко):
В положении стоя положите на грудь руку. Сделайте зевок с закрытым ртом, гортань зафиксируйте в нижнем положении. Выдыхая, произнесите «у» либо «о», постарайтесь почувствовать вибрацию грудной клетки. Если не получается, можно вибрацию вызвать искусственно, легко постукивая рукой по грудине.
В положении стоя положите на грудную клетку руки. Наклоняясь вперед, выдыхайте и произносите длительно и протяжно гласные «у», «и».
Положение стоя, руки на груди. Произносите на выдохе «окно», «око», «олово», «мука» или «молоко».
Хазрат Инайят Хана сказал:
«Тот, кто владеет своим голосом — владеет собой.
Тот, кто владеет собой — свободен.
Выбор свободного человека — безграничен.
Поэтому, открой свой голос, и позволь себе быть свободным!!!»
Нам кажется, что личным успехам многие люди во многом обязаны собственному голосу. Тембр голоса важен для нас так же, как важен внешний вид, имидж и манеры общения. Это тот инструмент, посредствам которого мы доносим свои мысли до других людей. От наших речевых и голосовых данных зависит взаимопонимание между нами и другими людьми.
Хорошо поставленный голос делает речь выразительной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление, может помочь убедить человека в нашей правоте, привлечь его на нашу сторону.Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь наш голос (как и магнетический взгляд) это могущественный инструмент, с помощью которого можно очаровать или оттолкнуть человека усыпить его или напротив, расшевелить.
Если мы стремимся к совершенству, если для нас «саморазвитие личности» и «личностный рост» не просто слова, необходимо уделять внимание развитию голоса. Красивый голос может способствовать карьерному росту– человек, владеющий внятной речью и умением выступать публично, хорошо подходит для руководящих должностей и высоких постов. Поэтому мы считаем, что овладение навыками тренировки голоса необходимо знать и применять в повседневной жизни.
Мы разработали памятку, в которой рассказали, как беречь и тренировать голос.
Аэродинамика и воздушный шарик
Сочные помидорки
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Рисуем крокусы акварелью
Без сердца что поймём?