Исследовательская работа, материалом для написания которой послужили рассказы и мнения художников объединения «Агидель», полученные в ходе общения.
Новизна исследования заключается в том, что собран материал о становлении росписи по дереву в Башкирии. Предпринята попытка провести сравнительный анализ хохломской и башкирской росписи по дереву. Структура работы обусловлена целью и поставленными задачами исследования. В работе нашли применение следующие методы исследований - описательный, сравнительно-исторический, анализ литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 72.5 КБ |
Тема «Башкирская национальная роспись по дереву»
Выполнила: Блохина Арина
МБОУ СОШ №74,
5 класс,
г. Уфа
Научный руководитель:
Даутова Мунавара
Анваровна
г. Уфа, 2020
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Роспись по дереву в России
1.1. Виды традиционной росписи по дереву в России 4
1.2. Хохломская роспись по дереву 5
ГЛАВА 2. Башкирская национальная роспись
2.1. Декоративно -прикладное искусство башкир 7
2.2. Башкирская роспись по дереву 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
ВВЕДЕНИЕ
В 70-е годы XX века на основе технологии хохломской росписи с привнесением национального орнамента группой талантливых художников было налажено производство деревянных изделий с башкирской национальной росписью, выпускаемых на фабрике «Агидель» - г. Уфа.
В настоящее время фабрика продолжает работать, но наблюдается некий спад в производстве, характерный для развития большинства художественных промыслов на современном этапе
Степень изученности темы. В литературе напоминания о башкирской росписи, о её самобытности практически отсутствуют. Исключениями являются небольшие заметки в исследовательских работах Барадулина В.А. и Бадяевой Т.А.. Существует разное отношение к возникновению и развитию данного вида росписи по дереву. Так, Бадяева Т.А. рассматривает башкирскую роспись по дереву как «поделки» под хохлому, на которую в 70-80-е годы XX века был большой спрос. Совершенно противоположным является мнение кандидата искусствоведения – Барадулина А.А.. Исследователь относит башкирскую роспись к самобытному, оригинальному виду росписи.
Таким образом, существуют 2 точки зрения на характер росписи, как на подражание традиционному промыслу (хохломе) и как на самобытную, отличную от хохломской национальную роспись по дереву.
Исходя из этого, актуальность исследования очевидна. Материалом для написания работы послужили рассказы и мнения самих художников объединения «Агидель», полученные в ходе общения. Кроме этого к источникам относятся каталоги продукции и фотоснимки, сделанные на фабрике.
Гипотеза: башкирская национальная роспись по дереву самобытна.
Целью исследования является выявление особенностей башкирской национальной росписи.
Задачи:
1) изучить стилевые особенности хохломской росписи;
2) изучить национальные древние промыслы, которые в большей степени
помогли в создании башкирской росписи по деревуи рассмотреть историю и
истоки их возникновения;
3) выявить отличительные признаки хохломской росписи в сравнении с башкирской национальной росписью по дереву и попытаться доказать самобытный характер последней.
Объект исследования – роспись по дереву в России.
Предмет – башкирская национальная роспись по дереву.
Новизна исследования заключается в том, что собран материал о становлении росписи по дереву в Башкирии. Предпринята попытка провести сравнительный анализ хохломской и башкирской росписи по дереву. Структура работы обусловлена целью и поставленными задачами исследования. В работе нашли применение следующие методы исследований - описательный, сравнительно-исторический, анализ литературы.
ГЛАВА 1. Роспись по дереву в России
1.1. Виды традиционной росписи по дереву в России
Издавна привык человек украшать свое жилище, свой быт. Брал в руки кисточку, краски и предавался творчеству. И вот уже появляется незатейливый узор на ложке, пяльцах, матрешке, поставке. Разнообразные мотивы, орнамент, цвет. Да и краски использовались разные, где масляные, где темперные и другие краски. Орнамент, сюжет, композиция у каждой росписи свои.
Наибольшее разнообразие росписей характерно для европейской части России, являющейся колыбелью русской культуры. Здесь расположено ¾ всех современных производств, выпускающих художественные изделия из дерева. Остальные современные очаги декоративной росписи находятся на территориях, где производство расписных изделий – дело относительно новое – в Среднем Поволжье, Черноземье, на Северном Кавказе. В России росписи по дереву разделяются на 3 основные группы:
1.Северорусские графические росписи (пермогорская, борецкая, пучугская…)
2.Северорусские живописные и урало-сибирские росписи (агонецкая, шенкурская…)
3.Росписи Поволжья (хохлома, городецкая, полхов-майданская…)
Наибольшей популярностью пользуется «хохлома», подделки под которую распространились во многих областях и краях нашей страны.
В республике не было высокоразвитых традиций художественной росписи по дереву. Творческие работники башкирского художественного объединения «Агидель», используя теоретическую (хохломскую) технологию, нашли оригинальный ход в создании изделий с геометризованным растительным орнаментом. Результаты их экспериментально-творческой совместной с сотрудниками научно-исследовательского института художественной промышленной работы получили признание не только в самой автономной республике, но и за её пределами.
1.2. Хохломская роспись по дереву
Нет человека, который бы не восхитился красотой хохломской росписи. Тонкая, витиеватая роспись, выполненная уверенной рукой мастера. «Золотая хохлома» -так говорят о ней. В лучах солнца изделие горит золотом. Загадка хохломского золота состоит в окраске изделий, когда обычное белое дерево приобретает блеск и красоту позолоты. Технология изготовления изделий довольно трудоемка. Процесс изготовления хохломских изделий начинался с просушки, затем изделия грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и, чтобы закрыть все поры, её нужно было промазать. Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина. Высохшее изделие пропитывали льняным маслом при помощи кусочков шерсти. Небольшое время его снова выдерживали, затем шлифовали, неровности шпаклевали. Опять сушили и покрывали изделие алюминиевым порошком. Луженое изделие расписывали масляными красками (сажа газовая, киноварь, охра и зелень) ставили в печь для закалки. Олифа от печного жара желтела, и под её плёнкой серебро начинало светиться золотом. В настоящее время условия изготовления хохломских изделий сильно упрощены, благодаря использованию современных материалов и электропечей.
По способу нанесения на расписываемую поверхность орнамента письмо делится на «верховое» и «фоновое». При первом, более древнем, традиционном письме узор ложится на стенки предмета так, чтобы фон вокруг него после закалки оставался золотым. При втором – напротив, будущее золото фона закрашивается красным или чёрным цветом, а рисунок – листья, ягодки, цветочки – остаются золотого цвета.
«Травный» орнамент мягко стелется по стенкам изделия, придавая ему празднично-яркий вид. Этот вид хохломского орнамента можно описать следующим образом: сначала – чёрный стебель с завиточками, затем вокруг стебля – ярко-красные ягодки, возле которых – листочки, нанесённые округлыми мазками специальной толстой кистью. Каждый мастер пишет листочки по-своему: один – только зелёным цветом, другой – группами цветов: вперемежку жёлтым и зелёным, жёлтым и коричневым и т. д. у одних они – круглые, у других - фигурные, а третьи оставляют в середине их просветы для золотого фона. В заключение к веточкам и листьям приписываются тонкие усики или крохотные листочки.
Орнамент «под фон» родился как вариант фонового письма, когда силуэт золотого узора окружает цветной фон. При такой росписи на поверхность сначала чёрной контурной линией наносится рисунок, а затем всё свободное пространство записывается чёрным, красным или зелёным цветом. Наиболее эффектно золото с красным выделяет чёрный фон: в его окружении особенно ярко горят киноварные ягоды, мягко светится оттенками зелень листьев.
Орнамент «кудрина» обычно пишут тоже «под фон»: завиток оставляют незакрашенным, после закалки он светится золотом. «Кудрину» окружают цветным фоном, а силуэты орнамента дополнительно прорисовываются внутри: на листьях – прожилки, на цветы наносятся тычинки и сердцевинка, а поверх фона – ягодки и листочки.
Для формирования орнамента большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма.
Вывод: В России росписи по дереву разделяются на 3 основные группы. Хохломская роспись относится к росписям Поволжья, для которых характерен смелый кистевой мазок и широта письма. Технология изготовления посуды с хохломской росписью трудоемка.
ГЛАВА 2. Башкирская национальная роспись
2.1. Декоративно –прикладное искусство башкир
Республика Башкортостан расположена на западном предгорье Южного Урала. На протяжении тысячелетия осваивали башкиры южноуральские степи, лесостепи и леса, переходя от кочевой и полукочевой жизни, оседлой. В полукочевом хозяйстве с горными летовками и постоянными зимними жилищами, появились большие возможности для ремесел и рукоделия. Скотоводство и охота из обыкновения превратились в промысел. Мех и шкура шли на выделку, из них шили одежду, обувь и кожаную посуду. Широко использовалась и шерсть: её сначала чесали и били, потом валяли войлоком, пряли пряжу, ткали ткани и ковры. В убранстве юрты и дома можно было увидеть строчевышитые изделия: скатерти, наволочки, полотенца. У моей бабушки сохранилось полотенце с геометрическим орнаментом из ромбов, квадратов, восьмиконечных звезд и т. д. Ромбы и квадраты как символы солнца также характерны для многих народов. Вышивалась почти вся одежда, но особое внимание уделялось костюму молодых женщин.
Повсеместно были распространены деревянные изделия - долбленая и резаная посуда и утварь. Чашки, кадки, туеса, маслобойки, ложки, ковши и т.д. В цельнодолбленных кадках хранили мед, масло, зерно. Солярные знаки вырезаны на крышках кадок для кумыса, на наличниках, воротах. Солярные знаки в разных видах и вариантах встречаются в изделиях народного ткачества. Башкирские ковши – ижау вырезались из целого куска дерева. Наиболее характерны ижау с изображением «древа жизни» или «богини земли» в виде столбика с расширением наверху, заключенного между стоящими с обеих сторон животными. Деревянная резьба на окнах и дверях украшала дома в лесных районах. Таким образом, декоративно- прикладное искусство башкир довольно разнообразно. Для орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно – растительные узоры, а также элементы зооморфного и изредка антропоморфного орнамента. Орнамент был единственной формой художественно – изобразительного творчества и был всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в орнаменте было контрастным: на красном фоне - зеленый и желтый узор, на черном – красный и желтый. Башкирский орнамент почти всегда симметричен.
2.2.Башкирская роспись по дереву
Государственное унитарное предприятие Башкирские Художественные промыслы «Агидель»- так называется предприятие, которое известно за пределами Башкирии своей необычайно красивой и оригинальной продукцией. Сейчас здесь производят сувениры с башкирской росписью, шкатулки с лаковой живописью. Домашний текстиль, роспись по ткани - батик, художественная вышивка и т.д. В декабре 1963г. на базе артелей «Канатчик», «Швейпром» и «Швейгалантерея» было основано предприятие с целью сохранения традиций народных художественных промыслов.
В начале 70-х годов появился новый цех художественной росписи по дереву. Для работы были приглашены специалисты – профессионалы хохломской росписи по дереву. Это Грачева В.П., Тюкалова Н.Н., Мосина Е.И., Храмова Н.И., Савельева М.А. Были набраны группы обучающихся в училище и на самом предприятии. Молодых мастеров учили владеть кистью, составлять композицию, писать «травку», «под фон». Были написаны выпускные работы и получены разряды художников. В цеху начали выпускать первую продукцию, которая была очень близка по цветовой гамме, композиции к хохломской росписи.
Через некоторое время была набрана из числа молодых мастеров творческая группа. Из института художественной промышленности НИИХП были приглашены специалисты Архипова З.А. и Бабаева А.В., которые на основе башкирского орнамента создавали башкирскую роспись по дереву.
Как сделать так, чтобы различие в росписи было явным? Пытались фантазировать с цветом лака, которым впоследствии покрывали изделия. Синеватый, зеленоватый и т.д. Но золотой цвет лака был наиболее приемлем.
Молодые художники работали в библиотеках, делали зарисовки с наличников, паласов. Группы художников были командированы в Ташкент, Бухару для знакомства с продукцией местных предприятий, посещали музеи. И всюду делались зарисовки орнамента, изделий. Несколько раз проводились этнографические экспедиции по районам Башкирии. Бурзянский, Баймакский, Учалинский, Хайбуллинский и др. районы. В музее одной из школ Учалов были интересные женские подвески. Художник Ямалетдинов И.М. на основе этих украшений создал настенное панно. Причем впервые за основу были взяты панно из прессованных опилок. Появилось много видов изделий: наборы для меда, кумыса, свадебные наборы, чаши для бишбармака и т.д.
Уже на выставке в Москве в 1976 была видна самобытность росписи, отличной от хохломской. Работы молодых художников были отмечены на конкурсах, получены медали НТТМ. На национальной выставке СССР в Лондоне в павильоне «Народное творчество СССР» в 1979 г., в Лейпциге демонстрировались изделия с башкирской национальной росписью. Художники на виду у посетителей расписывали деревянные изделия. Малой золотой медали Международной осенней лейпцигской выставки в 1981г. была удостоена продукция с росписью.
За время существования башкирской национальной росписи сложилась своя манера письма. В основе хохломской росписи лежит импровизация, требующая гибкого и динамичного движения кисти. Для башкирской росписи классическая кистевая манера не подходит. Эта роспись отличается плоскостностью, замкнутостью, даже статичностью. В основе – контурно-графический принцип, силуэтное изображение. Упор делается на продуманность и отработанность орнаментальной композиции и рисунка вплоть до мельчайших деталей: сначала составляется композиция, затем наносится на изделие, прорисовывается, и только потом вводятся дополнительные элементы.
В своей основе в башкирской росписи преобладает геометрический орнамент, в котором ярко выражен национальный темперамент и характер. Орнамент симметричен. Главные переходы наблюдаются особенно ярко в растительном орнаменте. Здесь основным элементом является стилизованный цветок курая, а остальные элементы такие, которые наблюдаются у народов «ислямии».
В орнаменте можно увидеть фрагменты быта и танца. Жанровые сцены, сюжеты взяты из башкирского эпоса (набор для мёда «Семь красавиц», панно «Кураист»). Основа композиции заимствована из национальной вышивки, резьбы по дереву, аппликации кожи.
Таким образом, активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет отличают от традиционной хохломской росписи. Вопрос о влиянии хохломской росписи на башкирскую, взятую в качестве образца для последней следует рассматривать в историческом контексте.70-е годы XX века – время зарождения башкирской национальной росписи и возникновения фабрики «Агидель». Именно к этому времени относится расцвет хохломской росписи. Хохломские изделия являлись наиболее популярными из народных промыслов. Вероятно, именно поэтому были приглашены художники хохломы, которые на основе технологии хохломской росписи с привнесением национального орнамента создают новую, совершенно отличную, роспись по дереву. Предпочтение, отданное хохломской технологии, объясняется тем, что только она позволяет делать пригодные для употребления в быту вещи. Но старейшие промыслы, выпускавшие хохломские изделия, работали в основном на зарубежные выставки.
Вывод: Изучив историю хохломской росписи, её технологию, а также башкирскую национальную роспись, можно выделить то общее, что характерно для них, а именно:
1) технология подготовки изделий к росписи;
2)основным фоном является золотой или присутствие его в качестве дополнительного;
3) роспись масляными красками;
4)орнамент создавался в полосе, в круге, в квадрате, и гармонировал с формой изделия и его назначением; использовалась цветовая гамма контрастного характера;
5)использование элементов растительного, зооморфного и антропоморфного характера;
6)декоративность.
Отличительные признаки башкирской национальной росписи по дереву в сравнении с хохломской росписью: своя манера письма. Упор здесь делается на продуманный и отработанный орнамент композиции и рисунка вплоть до мельчайших деталей; в башкирской росписи преобладает геометрический орнамент, в котором ярко выражен национальный темперамент и характер. В орнаменте можно увидеть фрагменты быта и танца, жанровые сцены, сюжеты, взятые из башкирского эпоса. Основа композиции заимствована из национальной вышивки, резьбы по дереву, аппликации кожи и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благоприятные условия для появления новых разновидностей традиционных изделий были связаны с мощным спросом 80-х годов на «русское», в том числе на изделия художественных промыслов. К такому центру народного промысла относится объединение «Агидель», выпускающее деревянные изделия с башкирской национальной росписью.
За основу башкирской национальной росписи была взята хохломская роспись, а именно её технология подготовки изделий к росписи, золотой фон. Но за время существования башкирской росписи сложилась своя манера письма. Упор здесь делается на продуманный и отработанный орнамент композиции и рисунка вплоть до мельчайших деталей.
В своей основе в башкирской росписи преобладает геометрический орнамент, в котором ярко выражен национальный темперамент и характер. В орнаменте можно увидеть фрагменты быта и танца, жанровые сцены, сюжеты, взятые из башкирского эпоса. Основа композиции заимствована из национальной вышивки, резьбы по дереву, аппликации кожи и т. д.
В ходе проделанной работы удалось выявить элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет, которые отличают башкирскую роспись от традиционной хохломской росписи и доказывают оригинальность и самобытность характера башкирской национальной росписи по дереву.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барадулин В.А. Современное производство изделий из дерева с декоративной росписью. Москва. 1989 г.
2. Барадулин В.А. Семёновские изделия. Москва. 1983 г.
3. Барадулин В.А. Роспись по дереву. Москва. 1979 г.
4. Жегалова С.П. Росписи хохломы. Москва. 1991 г.
5.Поровская Г.А.Народные росписи русского севера. Ханты-Мансийск.1999г.
6. Соколова А.В.. Рождённое в народе. Башкирское книжное издательство.
Уфа. 1982 г.
7. Янбухтина А.. Башкирские сувениры. Башкирское книжное издательство. Уфа. 1982 г.
Есть в осени первоначальной...
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Глупый мальчишка
Заяц, косач, медведь и весна
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись