Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 101.5 КБ |
Содержание
Введение
Историческая справка
Бельск – одно из старейших сел Иркутской области. В 2016 году ему исполнилось 32 лет.
В донесении Иркутского воеводы за 1690 год записано, что в долину реки Белой «было прислано пашенных крестьян и гулящих людей… женатых 106 человек, холостых 54»[1]
Точная дата основания села Бельск не известна. Отсчет ведется с момента постройки Бельского острога в 1691 году. Село заселялось быстро так как земля вокруг способствовала ведению хозяйства. Лес вокруг давал в изобилии зверя, грибы, ягоды и строительный материал. В реке водилось много рыбы.
В Бельске были основаны первая кожевенная фабрика, пивоваренный завод, действовала крупная мельница.
В 1886 году было открыто начальное приходское училище. При церкви действовала церковно-приходская школа
В середине XIX века в Бельске жили декабристы Иван Александрович Анненков, Петр Федорович Громницкий, Василий Павлович Колесников.
У Бельска богатая история, эту историю нужно сохранить.
До сих пор стоит на своем прежнем месте острожная башня. Ныне это единственный в России памятник деревянного крепостного зодчества, никогда и никуда не переставлявшийся.[2] В 1987 году проведена реставрация башни и теперь редчайший памятник русских первопоселенцев стоит вертикально, заменены сгнившие венцы, укреплен фундамент.[3]
Наше старинное село постепенно лишается своих достопримечательностей. Церкви Сретения Господня повезло меньше острожной башни. В наши дни с конца XVII века сохранились только ее руины.
Актуальность темы
Каждый раз, проходя мимо церкви, я наблюдаю, как она все больше и больше разрушается. От природных явлений разрушаются стены и оставшийся купол. Люди тоже приложили руку к разрушению. Сохранившиеся на окнах металлические решетки вырывают на металлолом.
Очень важно сохранить нашу церковь хотя бы в таком виде, в котором она сейчас, восстановить ее уже практически невозможно.
Глядя на развалины через дыры упавшего местами забора, хотелось бы побольше узнать о истории церкви и людях, так или иначе связанных с Бельском и церковью.
Цель моей работы:
Для выполнения поставленных целей определились следующие задачи:
Основная часть
Церковь Сретения Господня
Для сбора информации по истории церкви я использовала интернет. Информации было много, но и расхождений в этой информации тоже немало. Поэтому я решила обратиться в библиотеку, там я нашла то, что мне нужно. Чуть позже, в интернете, я наткнулась на сайт Госархива Иркутской области. Посетив электронный читальный зал Государственного архива Иркутской области и изучив путеводитель по фондам, вот что мне удалось узнать.
Первая Сретенская церковь изначально была деревянной. Возникла она в то же время, когда сформировался сам острог, т.е. примерно в 1691 году. Описание деревянной церкви до нас не дошло.
В 1788 году в Бельской слободе (с 1863 года – село Бельское) на месте старинной церкви, сгоревшей 29 января 1786 года «тщанием прихожан» была построена каменная церковь с двумя престолами – во имя Сретения Господня и во имя Архистратига Михаила, которые были освещены 2 и 25 февраля 1788 года. Притч состоял из трех священников, двух дьяконов и шести причетчиков. В связи с постройкой Иретской церкви и образованием нового прихода притч был сокращен до двухштатного и стал состоять из двух священников, дьякона и двух псаломщиков.
В 1846 году «тщанием прихожан» при церкви были выстроены торговые лавки с весами, чтобы прибыль от их аренды поступала в распоряжение притча и на пользу церкви. В 1841 году «иждевением» поселенца В. Федорова при церкви была построена богадельня (новое здание для нее было сооружено в 1902 году на средства балаганской купчихи Е. Киселевой). В 1861 году на месте святого престола (алтаря) сгоревшей старинной церкви «тщанием» балаганского купца Е.М. Козлова был сооружен памятник-часовня, который был приписан к приходу Бельской церкви. К нему же был приписан молитвенный дом с алтарем в селе Мотовском, освященный 19 ноября 1885 года «по чину церкви». В приходе Бельской церкви имелись четыре одноклассных церковно-приходских школы: Бельская, Мотовская, Средне-Булайская и Тунгусская.
В 1900 году церковь значительно перестраивается. Ее венчающий восьмерик, ранее отделенный от храмового помещения перекрытием, открывается внутрь. В результате значительно увеличивается кубатура помещения и существенно меняется интерьер. После ремонта церковь вторично освящается 10-11 сентября 1900 года. Сретенская церковь – одна из самых старых каменных сельских храмов в Иркутской области.
В архитектуре прослеживаются характерные стилистические черты, свойственные сибирскому барокко. Это одноэтажное приземистое прямоугольное здание, вобравшее в себя два придела, единственная известная каменная церковь, в которой нет объема трапезной. С западной стороны к храму примыкает притвор с ярусной колокольней над ним. С восточной стороны - низкая апсида с необычной формой плана: в виде прямоугольника со скругленными углами (Приложение 1). Только во втором ярусе церкви ясно обособляются объемы храма и колокольни. Широкий двухярусный восьмерик храма завершается восьмилотковым куполом с крупной главой. Колокольня завершена похожим, но более пологим восьмигранным куполом под крупным шпилем.
Бельская Сретенская церковь – одна из немногих построек барокко, отличающаяся скромным декоративным убранством. Ее гладкие стены украшены лишь уступчатыми филенками с остроконечными завершениями над оконными проемами (Приложение 2).[4]
Имена зодчих и мастеров новой церкви, к сожалению, не сохранились. Сложена она была из местного кирпича. А кирпич славился своей особой крепостью, ведь делали его из бельской глины с добавлением яичных желтков.
Клировая ведомость Бельской Сретенской церкви
за 1912 год.
Работая в электронном читальном зале Государственного архива Иркутской области, я узнала, что по нашей церкви в архиве хранятся клировые ведомости 1831-1869 годов; метрические книги 1865 года, 1867 года, 1869 года; выписки из метрических книг 1916 и 1918 годов и многие другие архивные документы. Меня это все очень заинтересовало, но в архив, к сожалению, я попасть не смогла. Зато в школьном музее хранится копия клировой ведомости за 1912 год (Приложение 3).
Клировая ведомость - это церковный документ о службе лиц двуховного сословия. Иными словами, клировая ведомость удостоверяла, что человек имеет духовное звание.
Подробно изучив клировую ведомость я узнала, что ведомость состояла из трех частей: в превую часть вносили сведения о здании церкви, о ее имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни. Во вторую часть включались послужные списки. Она содержала фамилию, имя, отчество, дату рождения, семейное положение, образование, место службы, должность, владение землей и недвижимостью. В третьей части давались статистические данные по приходу и называлась она ведомость о приходе.
Согласно ведомости за 1912 год, в селе Бельск насчитывалось 546 домов, в которых проживало 1413 душ мужского пола и 1172 души женского пола. Далее все данные точно в таком же порядке расписаны по другим населенным пунктам, находящимся в составе села Бельск. Это деревня Еловка, Средний Булай, заимка Бельково, заимка Елань, село Мотовское, деревня Кулаково. Кроме того, в пределах прихода проживали инославные: 10 душ мужского пола и 12 душ женского пола в 5 домах. Итого по Бельскому приходу проживало 2506 душ мужского пола и 2322 душ женского пола в 820 домах.
В 1912 году в селе проживало около пяти тысяч человек. Для сравнения: по данным переписи населения за 2010 год жителей осталось 1578, в том числе мужчин 770, женщин 808. Статистика печальна, хотелось бы, чтобы наше село, наоборот, росло и развивалось.
Разрушение церкви.
Бельская Сретенская церковь была закрыта в 1935 году по инициативе председателя местного колхоза. С тех пор она стояла бесхозная и начала разрушаться. В 1948 году здание принято постановлением СМ РСФСР под государственную охрану как памятник архитектуры, в 1960 году это решение подтверждено (№ 1327 от 30.08.1960).[5] Еще до закрытия церковный штат сильно сократили, строения и церковное кладбище осталось без надзора. Богадельню и сторожку разобрали и увезли в другую деревню, так же поступили и с церковно-приходской школой.
Разрушить Бельский храм была инициатива быстро обратившихся в новую религию комсомольцев-коммунистов села. Не они привели здание церкви в теперешний вид, «как после бомбежки», но их рукам принадлежит начало этой «грязной» работы.
В военное и послевоенное время и произошло основное разрушение самого здания церкви. Кирпичи, листы железа, что покрывали ее купола, местные жители растащили по домам.
А уже в 50-е годы разместился в селе участок бурения геологоразведочных скважин. Разместилась она прямо на церковном дворе, там же появились бочки с горюче-смазочными материалами для работы.
На церковном кладбище построили столовую. В 1970-е годы в Бельске, у подножия церкви, решили установить Обелиск в память о Бельских жителях, воевавших во время Великой Отечественной Войны.
Около тридцати лет назад в церкви был пожар. Хорошо, что камень не горит.
Частичная реставрация
В настоящее время церковные службы организуют в доме. Он расположен прямо рядом с церковью. Батюшка приезжает сюда из города Черемхово. Летом службы несколько раз проводились на территории церкви под открытым небом (Приложение 4).
Несколько лет назад, 27 сентября, в день Воздвижения Креста Господня, напротив разоренного алтаря Сретенской церкви был установлен Крест в память о священниках, которые служили в Бельске, а также других людях, похороненных некогда на церковном погосте, который позже сравняли с землей (Приложение 5).
Уже несколько раз пытались восстановить церковь, собирали деньги с населения, обгородили ее забором, но на этом все закончилось.
Совсем недавно в селе была создана инициативная группа из граждан Бельского сельского поселения по реализации социального проекта «Храм души человеческой». Этот проект нацелен на получение гранта в размере около двух миллионов рублей на консервацию и благоустройство церкви.
На момент написания этой работы прошло уже 2 встречи инициативной группы, и было решено организовать сбор подписей в поддержку общественного движения по сохранению историко-культурного памятника и восстановлению объекта культурного наследия церковь Сретения. Обращение по сбору подписей было распространено по всему Черемховскому району. Члены инициативной группы получили индивидуальные задания для помощи проекту. В ближайшее время планируется субботник на территории церкви. В поселке Михайловка будет проведен благотворительный концерт (Приложение 6).
Восстановить церковь, к сожалению, уже не получиться, но сохранить то, что осталось, мы в силах. Нужно постараться сохранить нашу историю для будущих поколений.
Очень хочется надеяться, что неравнодушных будет много, и каждый окажет посильную помощь и поддержку в подготовке проекта.
Воспоминания Лоховой Галины Ивановны, ветерана Великой Отечественной войны
Чтобы получить более полные и достоверные сведения о нашей церкви, я решила пообщаться со старейшей жительницей села. Есть еще в селе Бельск люди, которые помнят церковь действующей. Помнят тех, кто там служил, помнят, как проходили праздники.
«Родилась я в селе Бельск в 1924 году. Церковь помню очень хорошо. У нее было два входа. Самый главный вход был со стороны больницы. Раньше там жил Федор Парняков, батюшка нашей церкви. Второй вход был со стороны сторожевой башни. Второй вход в основном использовался в большие праздники, когда на службу приезжало очень много народу с заимок. Колокола у нас были хорошие, большие. Церковь была очень богатая. Заимок было много. Все приезжали на Пасху, на другие праздники на лошадях. Ой, какая была красивая церковь, какая была внутри, золотом все сияло в церкви в этой. Особенно в Пасху отец Федор выйдет в рясе, она у него аж золотистая. А народу всегда было битком, негде стоять было в церкви. Приедут эти заимские с узлами, с калачами. Столы большие накрывали, нищих тогда было много. На том месте, где сейчас проводят службы, стояла избушка, в ней оставались на ночь люди с дальних заимок. Была церковная лавка, где продавали книги, свечи. В ограде были очень красивые памятники на могилах прицерковного кладбища.
Священнослужители, чьи имена связаны с Бельском
Изучая историю церкви, я натыкалась на имена священнослужителей. Для изучения биографий священнослужителей я выбрала наиболее часто встречающиеся имена. В библиотеках села Бельск книг о священнослужителях нет, поэтому пришлось обратиться к интернету. Мне удалось заполучить электронные варианты книг о священнослужителях. Об одном из них мне не удалось найти ничего (Михаил Мацуев), но так как он служил в Мишелевке, мы обратились в школу № 19 п. Мишелевка, и там удалось заполучить электронный вариант книги о Михаиле Мацуеве. Вот что мне удалось узнать об этих людях.
Федор Александрович Парняков
Федор Александрович Парняков родился в 1870 г. в г. Балаганске в семье потомственного священника. Образование получил в Иркутской духовной семинарии (1886–1891 гг.), из которой был выпущен со званием студента.
В «Клировой ведомости Бельской Сретенской церкви» за 1893 г. имеется запись: «Священник Феодор Александров Парняков – 24 лет, священнический сын, окончил курс в Иркутской духовной семинарии с аттестатом первого разряда, со званием студента в 1891 г. Высокопреосвященнейшим Вениамином, Архиепископом Иркутским и Нерчинским был рукоположен во диаконы 29 сентября, а 10 октября 1891 г. – в священники Бельской церкви. Грамоту имеет.
Благочинный протоиерей Иннокентий Преловский»[6].
В течение двадцати лет Парняков служил в нашей церкви. Богатства за всю службу так и не нажил. После девятнадцати лет его службы сельским священником в Бельске в «Клировой ведомости о церкви Бельской Сретенской Балаганского уезда Иркутской епархии за 1909 г.» по-прежнему значится: «недвижимого имущества никакого не имеет»[7].
Федор Александрович неоднократно награждался за свою отличную работу. Он открывал церковно-приходские школы в разных деревнях. С 1893 года заведовал Бельской школой и многими другими.
У Федора Александровича была большая семья. Его жена – Мария Михайловна, дочь священника М. Решикова из с. Кудара Забайкальской области. В семье было десять детей, восемь из которых родились в Бельске.
15 сентября 1910 г. решением церковного начальства отец Федор Александрович Парняков переводится в Иркутск. После перевода Ф. А. Парнякова в Иркутск старшим священником Бельской Сретенской церкви назначается А. В. Круглов, окончивший курс Рязанской духовной семинарии. Он же становится заведующим церковно-приходскими школами Бельского прихода.[8]
В Урге 28 января 1921 г. Федор Александрович был убит.
Федор Александрович сделал очень много для развития нашего села. Очень большой вклад он внес и в развитие образования в селе Бельск .
Михаил Мацуев
Несколько лет назад на территории разрушенной церкви был установлен «Памятный крест в честь священников русской церкви в лихую годину гонений служивших Господу в Никольском и Сретенском храмах п. Мишелевка и Бельск». Первым в этом списке значится Михаил Мацуев. Меня заинтересовала очень известная фамилия. И действительно, изучив материал о священнике, я узнала, что это прапрадед известного пианиста Дениса Мацуева. Михаил Мацуев никогда не был священников в Бельске, он просто похоронен на прицерковном кладбище Сретенской церкви. А работал он в Никольском храме п. Мишелевка. Кроме этой информации мне из интернета узнать ничего не удалось. Чтобы узнать о нем побольше, мы обратились в Мишелевку. На нашу просьбу о помощи откликнулась Горбунова Людмила Степановна, учитель истории и обществознания МБОУ «Мишелёвская СОШ № 19». Она выслала нам электронный вариант альманаха газеты «Усольские новости».
Михаил Мацуев родился в 1879 в п. Тельма. Со служением отца Михаила Мацуева связано начало строительства новой церкви, так как прежняя обветшала. Построить церковь отец Михаил не успел, он заболел и умер от тифа в 1920 году. Так как при Мишелевской (ранее Хайтинской) церкви не было приходского погоста, он был похоронен у стены Бельской Сретенской церкви.
За годы своего недолгого служения в Мишелевской церкви отец Михаил остался в народной памяти односельчан. Преподавал в церковно-приходской школе, вел уроки пения. Отец Михаил играл на скрипке, на фисгармонии. И вся его большая семья была музыкальной.
Вот такова родословная музыкальной семьи Мацуевых, и неудивительно, что его правнук Денис воплотил в себе все дарования большой и дружной семьи отца Михаила[9] (Приложение 7).
Герасим Добросердов
Имя Герасима Добросердова очень часто встречалось мне в изучении истории села. Он был священнослужителем, но в Бельске не работал. Снова в библиотеке найти о нем ничего не удалось. Интернет помог и на этот раз. Я нашла электронный вариант книги о Герасиме Добросердове.
Родная фамилия Георгия Добросердова – Попов – установлена впервые, и ранее не упоминалась. Источник – Клировые ведомости Бельской Сретенской церкви за 1835 г. Отец Георгия – Иоанн Прокопьевич Попов, дьячок, сын священника, в Сретенской церкви служил с 1786 г., с 14 лет. Пономарем при Бельской церкви был дядя Георгия, двоюродный брат Иоанна, Михаил Васильевич Попов, сын дьякона. В 1833 г. дьячком Бельской церкви станет родной младший брат Георгия – Харлампий[10].
Георгий проявлял большие способности к учению, и отец решил просить для девятилетнего сына место дьячка в Бельской церкви у Иркутского владыки. Место дьячка Георгий, конечно, не получил, но был определен в Иркутское духовное училище.
Учиться было очень тяжело. Кормили плохо, дисциплина была суровая, книг практически не было. В училище Георгий Попов получил фамилию Добросердов. Из духовного училища Георгий Добросердов перешел в духовную семинарию, к тому времени ему было уже около 16 лет. 10 августа 1832 г. Георгий Добросердов окончил курс семинарии и его назначили учителем Иркутского духовного училища.
В 1841 году Георгий овдовел и принял решение поступить в Санкт-Петербургскую духовную академию. 26 января 1866 года назначен епископом Самарским и Ставропольским. 8 декабря 1877 года был переведён на астраханскую кафедру. Астраханской епархией преосв. Герасим управлял всего два с небольшим года, уже на склоне своих лет. Умер архиепископ Герасим 24 июня 1880 г., после кратковременной болезни, на 70-м году жизни. Захоронение его находится в нижнем храме Астраханского кафедрального Успенского собора[11].
Познакомившись с этими материалами, я узнала что жизнь Герасима Добросердова была наполнена испытаниями, но он их успешно преодолел.
Некоторое время назад в интернете было размещено видео, о том, что мощи святителя Герасима должны быть открыты для поклонения не только жителям Астрахани, но и верующим Черемховского района. На момент записи видео икона была практически готова. Хочется верить, что Попов Георгий Иоаннович «вернется» на свою родину[12] (Приложение 8).
Заключение
Собрав материал о церкви Сретения Господня, я поняла, что она играла очень большую роль в жизни села. При церкви открывались и школы, вокруг церкви развивалось само село. Церковь считалась центром села Бельск. Я очень много узнала о людях, которые работали в церкви, их судьбах. Пусть даже не в нашей церкви, но они оставили след в истории нашего села. Я узнала, кто и как разрушал церковь. Слушать рассказ нашего ветерана было очень тяжело. Рассказывая о храме, она не могла сдержать слез. Изучив клировую ведомость, я узнала, что в Бельске жило очень большое количество народу. И, наконец, мне выпала возможность поучаствовать в восстановлении и облагораживании церкви. Я принимаю участие практически во всех мероприятиях в рамках проекта «Храм души человеческой».
Я продолжу поиск информации по Сретенской церкви. Летом, надеюсь, мне удастся посетить Государственный архив Иркутской области и получить новую информацию о храме. Обязательно буду принимать дальнейшее участие в проекте «Храм души человеческой» (Приложение 9).
На мой взгляд, мы должны уделять больше внимания изучению архитектурных памятников нашего края. Ведь у каждого из них своя интересная история, которая не должна быть утеряна и забыта. В прошлом действительно умели и хотели строить. Общество, на мой взгляд, не должно оставаться равнодушным к истории своего родного края.
Люди, строившие эту церковь, видели в ней своё спасение, и, может, поэтому она получилась такой красивой и величественной.
[1] Ковальская Т.В. Бельск – село заповедное. – Иркутск: Восточно – Сибирское книжное издательство, 1991 – 176 с. стр. 15
[2] Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Земля Иркутская, деревянная… - М.: ОПОЛО, 2004. – 536с.: илл. 867. Стр. 258
[3] 300 лет селу Бельску
[4] Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII – начало XX века. Научно-справочное издание. М. «Галарт», 2000
[5] Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII – начало XX века. Научно-справочное издание. М. «Галарт», 2000. Стр 189
[6] Наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) и православная миссионерская деятельность в Сибири, на Дальнем Востоке и сопредельных территориях: материалы II науч.-практ. Конф. Иркутск, 15 мая 2015 / отв. Ред. С.Г. Ступин; науч. Ред. С.В. Мельникова. – Иркутска: изд. Иркут. Обл. гос. Универс. Науч. Б-ки им. И.И. Молчанова-Сибирского, 2015. – 224 с. Стр. 105
[7] Там же.
[8] Наследие святителя Иннокентия (вениаминова) и православная миссионерская деятельность в Сибири, на Дальнем Востоке и сопредельных территориях: материалы II науч.-практ. Конф. Иркутск, 15 мая 2015 / отв. Ред. С.Г. Ступин; науч. Ред. С.В. Мельникова. – Иркутска: изд. Иркут. Обл. гос. Универс. Науч. Б-ки им. И.И. Молчанова-Сибирского, 2015. – 224 с. Стр. 107-108
[9] Альманах газеты Усольские новости и мировые репортажи. Клуб краеведов. Г. Усолье-Сибирское, 2013. Автор статьи по благославению отца Алексея прихожанка Валентина Беликова.
[10] Архиепископ Герасим (Георгий Добросердов). Дневники / публ., предисл. к сер., вып., биогр. очерк, коммент.
С.В. Мельникова. – Иркутск : Оттиск, 2011. – 288 с. – (Мемуары сибирского православного духовенства XIX
века. Вып. I). Стр 9.
[11] Архиепископ Герасим (Георгий Добросердов). Дневники / публ., предисл. к сер., вып., биогр. очерк, коммент.
С.В. Мельникова. – Иркутск : Оттиск, 2011. – 288 с. – (Мемуары сибирского православного духовенства XIX
века. Вып. I). Стр. 38-39
Мост Леонардо
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Два Мороза
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Аэродинамика и воздушный шарик