проект посвящен изучению влияния занятий конструктора на развитие личности. Если с раннего детства стремиться к познанию – это перейдёт в умение учиться конструированию и воспринимать новое с большим интересом. Цель работы: доказать благотворное влияние игр с различными конструкторами на человека. Задачи: 1. Изучить историю развития конструкторов. 2. Описать разные виды конструкторов. 3. Собрать конструктор. 4. Провести анкетирование и тестирование учащихся 4 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 116.75 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Важинский общеобразовательный центр"
ПРОЕКТ
«Конструктор:
забава или серьёзное увлечение?»
Проект выполнил
обучающийся 10 класса
Кошлец Максим Олегович
Руководитель проекта
Клячина Галина Петровна
учитель физики
Пгт Важины
2017-2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Свой проект я решил посвятить изучению влияния занятий конструктора на развитие личности. Если с раннего детства стремиться к познанию – это перейдёт в умение учиться конструированию и воспринимать новое с большим интересом
2
Цель работы:
Доказать благотворное влияние игр с различными конструкторами на человека.
Задачи:
1. Изучить историю развития конструкторов.
2. Описать разные виды конструкторов.
3. Собрать конструктор.
4. Провести анкетирование и тестирование учащихся 4 класса.
3
План работы:
Этапы | Срок | Содержание работы |
1.Погружение в проект, организация деятельности. | Сентябрь | Постановка цели и задач. Планирование деятельности. |
2.Исследовательская деятельность. | Октябрь, | Поиск информации: работа с литературой, интернет ресурсами. |
3.Беседа с учениками 4 класса. | Декабрь | Понятие различного уровня Образного синтеза и Пространственного мышления. |
4.Создание проекта. | Январь, Февраль, Март, | Написание текста. Создание презентации. |
5.Защита проекта. | Май | Представление реферата и презентации на конференции |
4
Психологический и педагогический эффект
Детские конструкторы считаются универсальным учебным пособием, которое развивает моторику рук, мышление, память, фантазию, а также множество других навыков, которые пригодятся ребёнку в будущем. Известно, что уровень развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н. э. в Китае.
Философ И. Кант утверждал, что «рука — это вышедший наружу мозг человека». Связь развития рук с развитием мозга подтверждают современные исследования. Физиологи показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях и подушечках пальцев рук, поэтому утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. То есть развитие детей происходит под влиянием кинетических импульсов от пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления.
Первый этап мышления, характерный для детей раннего возраста, называют действенным. Такое мышление можно назвать «ручным» — манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства. Это значит, что ребёнок раннего возраста все мыслительные задачи решает руками. Чем больше запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем быстрее он перейдёт ко второму этапу — наглядно-образному, когда будет оперировать не самими предметами, а их образами. На этом этапе ребёнок решает задачу, например, по правильному размещению фигур в соответствующих углублениях сразу, потому что пробы выполняются в уме. Третий этап — словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи решаются не руками, а в уме. Таким образом, начало развитию мышления даёт рука. Как говорил физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
О значении ручного труда в развитии творческого мышления педагог В. А. Сухомлинский писал:
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
5
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, тем точнее, тоньше, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия; чем глубже вошло взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка, тем больше наблюдательности, пытливости, зоркости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребёнка».
Конструкторы используют для обучения детей с особенностями развития: расстройствами аутистического спектра, ДЦП и другими. Например, положительный эффект наблюдается при групповом, инклюзивном и индивидуальном обучении конструированию и робототехнике.
6
История
Одним из первых в мире конструкторов считается Анкер, который был создан в 1880 году братьями Отто и Густавом Лилиенталь, немецкими инженерами, пионерами авиации. Конструктор представлял собой кирпичики из смеси кварцевого песка, мела и льняного масла, чтобы собирать из них модели зданий. Изобретатели продали свой патент известному предпринимателю Адольфу Рихтеру, который в 1882 году начал промышленное производство конструктора под торговой маркой Anker-Steinbaukasten в городе Рудольштадт (Германия).
Первый металлический конструктор (Meccano) был создан в 1901 году Фрэнком Хорнби (1863—1936) из Ливерпуля (Великобритания) — английским изобретателем, бизнесменом и политиком, не имевшим формального инженерного образования. Основанные им компании по производству игрушек сделали его состоятельным человеком.
Первоначально идея Фрэнка Хорнби изобразить инженерные конструкции в миниатюре реализовалась в детском наборе конструктора для мальчиков. Назывался он «механическим пособием для новичков», был металлическим и состоял из различных балок, уголков, перекрытий, колесиков, скоб и других деталей. В набор также входили гайки, болты, отвёртка и гаечный ключ, но не существовало каких-либо определенных схем — каждый ребёнок мог проявить фантазию и создать целый город с мостами, автомобилями, самолётами и даже летающими тарелками. В 1926 году появляются первые цветные детали — красные и зелёные. В 1970 году конструктор был дополнен электромотором. В 1981 году во Франции впервые появляются принципиально новые модели из пластика.
В 1932 году в Дании был изобретён новый вид конструктора — деревянный. Пластмассовый кубик появился в 1958 году. Сегодня детям доступны новые модели: магнитный и электронный. В магнитном конструкторе детали могут быть соединены между собой с помощью магнитов. Основоположником в производстве магнитных конструкторов для детей стала канадская компания Mega Bloks, основанная в 1967 году. Ею был создан принципиально новый вид конструктора, который не имел определённого сюжета, а представлял собой абстрактную фигуру, из которой ребёнок мог сделать всё, что захочет. Позже были разработаны серии «Пираты Карибского моря» по мотивам одноименного художественного фильма, «Драконы», «Need for Speed», созданные по мотивам компьютерной игры и многие другие. В 2011 году появляется серия «Smurfs», которая соответствовала вышедшему в прокат в том же году фильму «Смурфики».
7
Современные конструкторы
В современное время существует множество серий и видов конструкторов.
Вот некоторые из них:
8
Исследование
В процессе работы над проектом было проведено исследование среди учащихся 4 класса, состоявшее из анкетирования и последующего тестирования.
В анкетирование участвовало 15 человек, из них 11 девочек и 4 мальчика.
На вопрос: Любите ли вы собирать конструктор? 10 ответили да, 5 нет.
Из тех, кто любит – 7 девочек и 3 мальчика.
Таким образом, большинство участвующих в анкетировании любят собирать конструктор.
В дальнейшем было проведено исследование.
объект исследования: учащиеся 4 класса МБОУ ВОЦ.
Предмет исследования: пространственное мышление и образный синтез.
В тесте приняли участие 10 человек.
Гипотеза: у учащихся, которые любят собирать конструкторы с детства, хорошо развито пространственное мышление и образный синтез.
Для подтверждения гипотезы был использован 7-ой и 8-ой субтест Амтхауэра .
9
Пространственное мышление – важный элемент умственной деятельности человека. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, способность к решению задач по геометрии, возможность представления объектов в трёхмерном измерении.
Результаты показали, что высокий уровень у 2 из тестируемых, хороший у 5, средний у 2, слабый у 1. Причём высокий и хороший уровень пространственного мышления у 5 из тех кто занимается конструированием, а слабый у 1. А кто не занимался, у тех хороший и средний результат.
10
Образный синтез – это способность человека связать воедино отдельные части какого-либо явления или предмета. Образный синтез позволяет ребёнку понять ситуацию или задачу в целом, не разбивая её на отдельные части, это делает ребёнка способным объединить большое количество информации в единую систему.
Результаты показали, что образным синтезом владеют на высоком и хорошем уровне 6 человек, среднем 3, слабым 1.
Из тех кто занимался конструированием хороший и высокий уровень у 4 из 5. Кто не занимался, у тех хороший и средний уровень.
11
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что занятия конструирования помогают развитию пространственного мышления и образного синтеза.
12
Заключение
Таким образом, конструкторы действительно серьёзное увлечение, которое помогает развивать мышление, технику, умственную способность, усидчивость, терпение, доводить дело до конца и многое другое что пригодиться в жизни. Также конструкторы интересны не только детям, но и взрослым.
Мы живём в сложном и многообразном мире, игра помогает понять его, сделать лучше и интересней.
13
Информационные ресурсы
14
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Если хочется пить...
Заяц-хваста
Агния Барто. Сережа учит уроки
Валентин Берестов. Аист и соловей