Исследовательская работа, в которой описано и доказано исследованиями, почему корабли не тонут.
Вложение | Размер |
---|---|
vlavatskiy_2_g_pochemu_ne_tonut_korabli.docx | 603.47 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя школа №1 им. Е.К. Зырянова»
Исследовательская работа
Тема: «Почему не тонут корабли?»
Выполнил:
Влавацкий Александр Сергеевич
ученик 2 «Г» класса
Руководитель:
Жихалова Светлана Васильевна
учитель начальных классов БСОШ №1
2016 год
п. Березовка
Оглавление стр.
1 Введение ………………………………………………………………. 3
2 Основная часть …….. ……………………………………………….. 4
2.1. Из истории кораблестроения.. ……………………………………. 4
2.2. Строение корабля …………………………………………………. 4
2.3. Практическая часть………………………………………………… 5
Опыт № 1 «Плавучесть разных материалов»………………………… 5
Опыт №2 «Воздух легче воды» ……………………………………… 6
Опыт № 3 «Чем больше тело, погружённое в воду, тем больше
воды оно вытесняет» ………………………………………………….. 7
Опыт №4 «Только вверх» …………………………………………….. 8
Опыт №5 «Почему он не тонет, или все зависит от формы?» ………8
Опыт № 6 «Удивительное яйцо» …………………………………... . 10
3 Заключение ………………………………………………………….. 10
4 Список используемой литературы …………….……….................. 12
Я считаю, что выбранная мною тема актуальна, так как все мальчишки играют в войну и представляют себя сильными солдатами, воинами, отважными моряками. Именно чувство Родины – патриотизм – начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – вот основное направление развития нашей страны – ведь детство самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине и ее защите… Я надеюсь, что моя исследовательская работа привлечет внимание не только мальчишек, но и девчонок на такое прекрасное чувство – патриотизм. Ведь я хочу, как и все мальчики, быть похожим на своего папу, который предан своему Отечеству.
Мой папа проходил службу на Тихоокеанском флоте в городе Владивосток, и я очень люблю рассматривать его армейские фотографии. Большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» с военными пушками, ракетами и торпедами – мечта любого мальчишки! Так и я, примеряя папину бескозырку, закрываю глаза и представляю себя капитаном на огромном корабле… Но однажды я задумался, почему корабли, сделанные из стали и железа, такие огромные, перевозят тяжёлые грузы, плавают и не тонут? Ведь простой кусок железа, брошенный в воду, идет ко дну! На этот главный вопрос мне и придется ответить в своей работе.
Целью моего исследования стало выяснить, почему же огромные железные корабли не тонут?
Для этого мне необходимо решить следующие задачи:
Я выдвинул гипотезу: при создании определенных условий, корабль не тонет - использование в кораблестроении лёгких материалов, наличие на судне воздуха, определенная форма и строение корабля, «волшебная» сила, которая не дает пойти судну на дно.
Для ответа на интересующий меня вопрос я буду использовать такие методы, как обзор литературы и Интернет-источников, беседы со взрослыми.
2.1.Из истории кораблестроения
Вы никогда не задумывались, почему плавает огромный корабль? Изучив некоторую литературу, я узнал, что люди с давних времён хотели научиться плавать. Первыми плавательными средствами были связанные брёвна, плоты и челноки, выдолбленные из брёвен. Постепенно плавательные средства улучшались. Около 5000 лет назад шумеры и египтяне начали сооружать суда, которые ходили на вёслах и под парусом. В 19 веке паровые двигатели заменили парус, а вместо дерева начали использовать сталь. В настоящее время корабли представляют собой огромные лайнеры и авианосцы, которые бороздят просторы мирового океана и могут месяцами не заходить в порт. Казалось бы, многотонная железная конструкция должна немедленно пойти ко дну. Но этого не происходит. Корабль не только держится на плаву, но и позволяет перевозить людей и тяжелые грузы.
У каждого корабля своё предназначение, но у любого судна есть основные части: корпус корабля, нос, корма. Корабль имеет продолговатую форму, чем-то напоминающую глубокую тарелку. Палубы на корабле закрывают его как крышки. Папа рассказал мне, что на корабль наносится специальная линия (ватерлиния – контрольная отметка, до которой можно загружать судно). Если она видна над поверхностью воды, то беспокоиться не стоит. Если линия скрылась под водой - вероятность его затопления возрастает.
Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, я проделал несколько простых опытов, которые вы можете выполнить самостоятельно.
Важное мореходное качество – плавучесть корабля, т.е. способность держаться на воде. Я выяснил, что не все тела обладают плавучестью. Не тонут в воде те тела, плотность которых меньше плотности воды. Я провел опыты, доказывающие это.
Опыт № 1 «Плавучесть разных материалов»
Предмет | Материал | Тонет | Не тонет | |
1 | треугольник | пенопласт | - | + |
2 | прямоугольник | дерево | - | + |
3 | кружка | стекло | + | - |
4 | формочка | металл | + | - |
5 | футляр (яйцо) | пластик | - | + |
6 | шарик | пластилин | + | - |
Предметы опускались вертикально.
Что произойдет, если в сосуд с водой положить кусочек дерева или пенопласта? Я проделал этот опыт и обнаружил, что пенопласт не тонет, а плавает на поверхности. То же самое происходит с кусочком дерева. Ведь их плотность меньше плотности воды, т. к. в пробке и дереве есть поры, заполненные воздухом (Рис.1).
Это свойство дерева плавать на поверхности воды используется для построения плотов. А как будет вести себя металлическая формочка, если ее опустить в сосуд с водой? Я выполнил этот эксперимент и обнаружил, что металл в отличие от пенопласта и дерева не плавает на поверхности, а тонет в воде, так же как пластилиновый шарик и стеклянная кружка (Рис.2,3). Значит плотность этих материалов больше плотности воды.
Вывод: в наше время корабли делают из металла, а металлическая формочка утонула. Значит, моё предположение о том, что корабли не тонут из-за использования в кораблестроении лёгких материалов, оказалось не верно.
Я задумался – а что ещё находится на корабле кроме команды с капитаном, пассажиров, груза и всей техники, которой он оснащён? От папы я узнал, что на нём много предметов, сделанных из дерева и пластмассы. Помимо всего перечисленного на корабле есть воздух! Может, именно воздух удерживает корабль на поверхности?
Изучив литературу, я узнал, что воздух намного легче воды. А ведь внутри корпуса корабля есть некоторое пространство, заполненное воздухом. Именно воздух поддерживает корабль на поверхности воды и не даёт затонуть. Убедиться в этом мне помог следующий опыт.
Опыт №2 «Воздух легче воды»
Я взял пустой стеклянный пузырёк, закрыл его и опустил в воду на самое дно. Но как только я отпустил пузырёк, он сразу поднялся на поверхность (Рис.4). А ведь в первом опыте стеклянная кружка утонула. Но когда я насыпал в этот пузырек соли, то он пошел ко дну (Рис.5).
Вывод: воздух на самом деле удерживает предметы на поверхности. Получается, что именно воздух поддерживает корабль на плаву.
Я выяснил, что воздух на самом деле играет очень большую роль в поддержании корабля на поверхности, но есть ещё и другая сила, которая удерживает судно на плаву.
Опыт № 3 «Чем больше тело, погружённое в воду, тем больше воды оно вытесняет»
Для начала я вылепил из пластилина две фигурки разного размера. На ёмкости с жидкостью обозначил границу воды. Воду я подкрасил гуашью, что бы мне хорошо было видно разницу (Рис.6). Опустил пластилин в воду и стал наблюдать за тем, как будет изменяться уровень воды в зависимости от величины шарика. Уровень воды поднялся на 0,5 см, когда я бросил в воду маленький кусок пластилина. И стал выше на 1,5 см, когда я опустил туда большой пластилиновый шарик (Рис.7).
Дело в том, что на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила Архимеда (древнегреческий учёный, который изучал плавучесть тел), направленная вверх. Она равна весу вытесненной жидкости. Если тело легче воды, то сила Архимеда больше силы тяжести и тело поднимается вверх, плавает на поверхности. Так происходит с деревом и пенопластом. А вот пластилиновый шарик и стеклянная кружка тяжелее воды. Действующая на них сила тяжести больше выталкивающей силы Архимеда, поэтому они идут на дно. Железная формочка тоже тонет, так как железо тяжелее воды.
Вывод: чем больше предмет, опускаемый в воду, тем больше воды он вытесняет.
Опыт №4 «Только вверх»
Я выяснил, что вода выталкивает любые тела. Только одни тела ей выталкивать легко, а другие – нет. А еще, я узнал, что для выталкивающей силы воды люди придумали еще одно название – поддерживающая. Куда же направлена эта сила? Это видно на следующем опыте.
В первом опыте я опускал на дно ёмкости с водой пластиковый футляр, в котором нет воздуха, а он через некоторое время всплыл на поверхность. Как будто какая-то сила подняла его наверх (это и была сила Архимеда). Затем я привязал груз короткой ниткой к футляру от киндер-сюрприза и опустил в воду. Груз затащил футляр под воду. Отвесно натянутая нить показывает, что выталкивающая сила, которая действует на футляр, направлена вертикально вверх (Рис.8).
Вывод: выталкивающая сила Архимеда всегда направлена вверх.
Получается, чтобы предмет не тонул, он должен быть легче воды. Но как же тогда с кораблями? Ведь они плавают. Корабли бывают разные – пассажирские, грузовые, военные. Но у них одинаковая обтекаемая форма. Может быть, именно форма кораблей помогает им оставаться на плаву?
Опыт №5 «Почему он не тонет, или все зависит от формы?»
Я уже убедился в том, что предметы из различных материалов ведут себя в воде по-разному. Так, например, металлическая формочка пошла ко дну, а дерево и пенопласт остались плавать на поверхности, как кораблик. Оказывается, у воды есть еще один секрет: на ее поверхности может плавать и «тонущий» материал, главное придать ему нужную форму. И я решил проверить, так ли это на самом деле.
Еще в первом опыте я опускал в воду большой кусок пластилина. Пластилин затонул. Сейчас я слепил из этого же кусочка плошку и опустил ее в воду донышком вниз. Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности!
Тогда я взял все «тонущие» предметы, которые использовал в первом опыте и опустил в воду, но уже не вертикально, а горизонтально. Все осталось плавать на поверхности (Рис.10), так же как в опыте с тарелкой, который описан в книге Л.А. Горева «Занимательные опыты по физике», когда тарелка тонет, если её опускают в воду вертикально и плавает, когда горизонтально. Это объясняется тем, что при увеличении площади предмета увеличивается количество воды, которую этот предмет выдавливает при погружении. Чем больше выдавливается воды предметом, тем сильнее вода выталкивает этот предмет.
№ | Предмет | Материал | Тонет | Не тонет |
1 | кружка | стекло | - | + |
2 | формочка | металл | - | + |
3 | лодка | пластилин | - | + |
Предметы опускались горизонтально.
То же самое происходит с большими кораблями, которые не тонут, а продолжают бороздить океаны, несмотря на тяжелые грузы.
Вывод: при увеличении площади предмета, плавучесть тел увеличивается. А это значит, что стальной корабль не тонет, потому что он имеет особую форму и строение и вытесняет много воды. Чем больше какой-то предмет вытесняет воды, тем сильнее она выталкивает его.
Вода таит ещё много секретов. Мой папа предложил провести мне интересный опыт, из которого я узнал ещё одно свойство воды. Я продолжил своё исследование.
Опыт № 6 «Удивительное яйцо»
Я взял пустой стакан и положил туда яйцо. Налил в стакан воды. Яйцо осталось лежать на дне. Я взял другой стакан и проделал то же самое, но в него я стал добавлять соль. Сначала яйцо оставалось на дне, но чем больше соль растворялась в воде, тем выше поднималось яйцо (Рис.11).
Вывод: выталкивающая сила солёной воды больше, чем пресной.
Из литературы и Интернет-источников я узнал много интересного о кораблях и их способности держаться на поверхности воды.
В ходе своего исследования все поставленные мною задачи были решены. Я провел несколько опытов, связанных с изучением плавучести тел. В результате исследования, я пришел к такому выводу: корабль действительно не тонет при создании определенных условий. Во-первых, наличие воздуха на судне помогает кораблю оставаться на поверхности. Во-вторых, особая форма и строение оказывает огромное влияние на плавучесть корабля. В-третьих, «волшебная» выталкивающая сила Архимеда позволяет огромным железным кораблям не только не тонуть, но и перевозить грузы. А еще я выяснил, что ошибался, когда думал, что в кораблестроении используются специальные лёгкие материалы.
Конечно, есть еще много того, что я не понимаю, например, физические понятия, законы, формулы, но, думаю, в старших классах я смогу разобраться в этом вопросе подробнее.
В своей работе я получил ответ на свой главный вопрос. Теперь я обязательно расскажу своим друзьям и знакомым о своих открытиях, и, быть может, кого-нибудь заинтересует эта увлекательная тема. А мальчишки, когда вырастут, обязательно захотят служить именно на военно-морском флоте, как мой папа.
Список используемой литературы
1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника М. «МАХАОН», 2003 – 51 с.
2. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка» М. «Педагогика», 1991 – 160-164 с.
3. Л.А. Горев "Занимательные опыты по физике" М. Просвещение, 1985– 27-31.
4. Сахарнов С. В. Плывут по морям корабли / С. В. Сахарнов, К. Д. Арон // «Едем, плаваем, летаем». – Москва: «Детская литература», 1993. – С. 7-36.
5. Использование Интернет-ресурса.
Мост Леонардо
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Н. Гумилёв. Жираф
Почему Уран и Нептун разного цвета
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)