Данный исследовательский проект по истории передовой бронированной техники времен Второй мировой войны на тему «Сравнение танков Тигр и Т-34» посвящен исследованию особенностей конструкции танков времен Второй мировой войны. Для исследования взяты танки Т–34, Тигр и их конструктивные особенности.
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_tankov_tigr_i_t-34.docx | 137.28 КБ |
Исследовательский проект по истории
«Сравнение танков Тигр и Т-34»
Автор работы: Мединцев Игорь
Руководитель проекта: Магомедова Н.А.
Учреждение: МКОУ «ЯСОШ имени В.А.Панченко»
1. Исторические предпосылки создания бронированной техники.
1.1. Древняя бронированная техника.
1.2. Первые танки Первой мировой войны.
1.3. Первые танки Российской Империи.
1.4. Первые танки СССР.
2. Танки Второй мировой войны Тигр и Т- 34.
2.1. Создание передовой техники Фашистской Гремании танка Тигр, его технические характеристики.
2.2. Создание передовой техники СССР танка Т-34, его технические характеристики.
2.3. Сравнение танков Т- 34 и Тигр с точки зрения маневренности и жизнеспособности на поле боя.
Заключение
Библиография
В настоящее время ведутся обширные исследования и дается сравнение легендарной техники времен Второй мировой войны, в том числе сравнению подлежат танки Тигр и Т-34. В нашей работе мы хотим показать, что сравнивать напрямую их, исследуя показатели технических характеристик не корректно, так как танки относятся к разным классам: Тигр – к тяжелому, Т-34 – среднему. Однако, сравнение данных боевых машин можно провести опосредованно, исследуя маневренность и жизнеспособность на поле боя.
Объект исследования: танки Второй мировой войны Т-34 и Тигр.
Предмет исследования: технические характеристики танков Т-34 и Тигра.
Цель исследования: дать сравнительную характеристику технических особенностей танков Второй мировой войны Т-34 и Тигра.
Задачи исследования: изучить и рассмотреть технические характеристики танков Т- 34 (СССР) и Тигр (Германия) .
Методы исследования:
Гипотеза: поскольку тяжелый танк Тигр и средний танк Т-34 относят к разным классам боевых машин, сравнение технических характеристик необходимо проводить опосредовано, изучая маневренность и жизнеспособность техники на поле боя.
Новизна исследовательской работы:сравнительная характеристика танков разных классов (Тигр и Т – 34) с точки зрения маневренности и жизнеспособности на поле боя.
Практическая значимость работы:Полученный материал будет актуален в качестве дополнительного на уроках истории в 10-х классах, уроках военно-патриотического воспитания.
История развития стрелкового оружия показывает, что его совершенствование ведет к совершенствованию защитного доспеха. Первая идея танка или танкоподобного механизма возникла в Китае. Была придумана в 12 в. до Р.Х. и представляла собой четырехколесную повозку, вмещающую 12 человек. Приводилась в движении людьми.
После в 1395г была изобретена военная повозка Конрад Кэйзера. Приводилась в движение из нутрии и вмещала около 100 человек. Приводить такую машину в движение при помощи лошадей или людей было очень трудно, поэтому это изобретение почти не использовалось.
Многочисленные конструкторские чертежи оружия Леонардо да Винчи относятся к ранним 1480-м годам. Он сконструировал для транспортировки орудий специальную машину, которая 500 лет спустя должна была совершить революция войны — танк.
Его конструкция была такова: круглый купол располагавшиеся в низу по всей округи не большие пушки или одна большая. Приводилась в действие человеческой силой. Предполагалась, что эта машина пробиралась в глубь вражеской армии и там вела огонь по противнику (Приложение 1).
Но первый этап танкостроение начался период Первой мировой войной. [5]
Первые танки Первой мировой войны
Оппозиционная война привела к тому, что люди засели в окопах, и прорвать оборону было очень трудно. Если удавалось прорвать оборону противника, то преодолеть её было очень трудно. Нужен был таран, который мог преодолевать окопы и проходить вглубь обороны противника.
Первый танк придумали Англичане. Его назвали Little Willie, но он не справлялся с главной задачей - не преодолевал окопы и рвы. После доработок появилась модель Mark 1. Конструкция танка была ромбовидной. Передняя часть гусениц была вытянутой и направлена вверх, задняя часть гусениц - вытянута и направлена в низ. Такая странная форма гусениц позволяла преодолевать окопы и рвы. Этот танк позволил Англичанам преодолеть немецкую оборону на 5км.
Немцы в ответ создали A7V. Он вмещал самый большой экипаж в истории.
Предназначение было тоже, что и у Mark1- преодолевать оборону противника.
У Франции был другой взгляд на танки. По их мнению, танк должен был быть маленьким, дешевым и манёвренным. Первый французский танк -Renault FT. Он вмещал экипаж из двух человек: водителя и командира, который выполнял всю остальную работу.
Вооружение танка составлял крупнокалиберный пулемёт или короткоствольная 37 миллиметровая. Экипаж и башня располагался в передней части машины, двигатель находился в задней части. Такую компоновку использовали большинство последующих танков. [4]
В царской России первой бронированной техникой стал брони автомобиль, разработанный князям Михаилом Накоширским. Создан в 1906 году.
Вооружение составляли 2 пулемёта - один устанавливался в вращающий башни, другой лежал в машин и в качестве запасного. После смерти Михаила Накоширского работы над этой машиной прекратились. Таким образом, в России не было бронированной техники.
Первой машиной на гусеничном ходу была представлена Василием Менделеевым. Согласно этому проекту машина представляла 170т, толщина брони 150мм, скорость была бы 24км/ч. Вооружение пулемёт максим и 109мм пушка. Но проект не был воплощён в метали из-за войны. После Николай Лебеденка представил в 1915г Николаю II свой проект танка. Царь одобрил проект танка и выделил большую суму денег по тем временам 200000р., но он провалил испытания Застряв в первой же канаве. На этом производство танков прекратилось на долгое время из-за революции в стране. [7, 11]
В марте 1919 г. не далеко от Одессы был захвачен французский танк Renault FT. На его основе был создан Рено Русский. Первым советским танком, который выпускался серийно, стал МС-1. Он стоял на вооружении до 30-х годов.
Так как Первая мировая война показала, что маленьких и лёгких танков было не достаточно, был сконструирован тяжёлый танк Т-28. Но самым мощным танком был тяжёлый танк Т-35. Он весил 50т и имел 5 башен одна в центре две средние по бокам и две маленькие по бокам. Такой танк принял участие в начале Велико Отечественной войны, однако Т-35 понёс большие потери, из-за чего морально устарел.
После финской войны у Т-26 Т-28 Т-35 Бт-2 Бт-5 Бт-7 было выявлено много недостатков, например, у Т-35 не хватало защищённости.
Во время Финской войны был испытан опытный танк КВ-1. В будущем он стал основным тяжёлым танком красной армии. [2]
Танки Второй мировой войны Тигр и Т- 34
Необходимость создания столь мощного танка прорыва, появилась во время позиционной войны 1941 года. Возникла она из-за того, что в советских войсках появились новые типы оружия. Тогда немецкое командование поручило фирмам “Хеншель” и “Порше” создать танк аналоговый КВ.
Фирма Порше начала свое производство с нуля, ведь до этого бюро не разрабатывало танки. Оно было ориентировано на производство гоночных машин. Именно поэтому Порше внес в конструкцию своего танка Vk 4500 P технологические решения, которые до этого применялись в гражданской сфере.
Фирма Хеншель имела опыт в производстве тяжелых танков. Именно в этой фирме работал Эрвин Адерс, который создал танк Тигр (Приложение 2).
Фирма Хеншель представила Vk 4501(H) (Тигр), который имел классическую компоновку.
Немецкое командование выбрало VK 4501 (H) - Тигр.
На это было несколько причин:
Общие Технические характеристики Тигра:
Конструктивные изменения башни Тигра:
У Тигра не было внесено столько изменений в конструкцию башни как у Т- 34.
Башню устанавливали по центру танка. Изготавливали из двух катаных листов брони. Лист брони для бортов и кормы изготавливали из гнутого катаного листа (толщина 80мм). Крыша составляла 26мм, после февраля 1944г стала 44мм. Маска орудия 40 мм. На башню тигра устанавливали 88 мм нарезную пушку.
Толщина и угол наклона брони немецкого танка Тигр:
У немецкого танка Тигр не было наклона брони, так как конструкторы считали, что наклон брони дает пользу только под большим наклоном.
Немцы делали акцент на толщину броневых листов и химическом составе. Броня была хромомолибденовая катонная, поверхность закалённая. Хромомолибденовая броня содержала различные содержания хрома, молибдена и никель, что давало защиту от коррозии метала. Как ранее было сказано, катаную броню получают прокаткой листа. Благодаря закалке, броня становилась твёрдой. Закалка проводилась путём быстрого нагревания и резкому охлаждению.
Также использовался циммерит. Его наносили на танк в два слоя. Основным компонентом циммерита был сульфат бария (составлял 40%). Его наносили в 2 слоя железными шпателями, после чего обрабатывали паяльными лампами. Циммерит использовался против магнитных мин, которые разрабатывали в СССР. [6, 10]
Создание передовой техники СССР танка Т-34
Т-34 был разработан Михаилом Ильичем Кошкиным. Он собрал команду, в которую вошли Николай Алексеевич Кучеренко и Александр Александрович Морозов. Им дали задание создать принципиально новый танк.
Первой идеей разработчиков стал танк А-32. После не больших доработок он был представлен военному руководству. Для того чтобы танк приняли на рассмотрение, он должен был иметь пробег 2000.
Михаил Ильич Кошкин поехал в Москву на опытных образцах на испытания. После них танку не хватало ровно половины пробега для утверждения. Михаил Ильич Кошкин решил поехать обратно в Харьковское конструкторское бюро на танках.
На обратном пути танк с Кошкиным опрокинулся в воду. Михаил Ильич получил острую форму пневмонии, от которой и скончался.
Дальнейшею разработку модификации вели Николай Алексеевич Кучеренко и Александр Александрович Морозов (Приложение 3).
Общие технические характеристики Т-34: боевая масса - 26,8 тонн; экипаж - 4 человека; вооружение - пушка калибра 76,2мм, 2 пулемёта калибром 7,62мм; мощность двигателя 500л.с.
Конструктивные изменения башни Т-34:
Башня Т-34 располагалась в передней части танка. Первый вариант башни отличала законченной формой. Приборы для наблюдения и отверстия для стрельбы из пистолета располагались вокруг башни. На люке располагался прибор кругового обзора. Эта конструкция башни участвовала в боях.
В следующей конструкции башни был увеличен объем. Благодаря изгибу боковых листов, ее сместили назад. Таких машин было выпущено немного с июня по август 1940г с пушкой Л-11 76 мм.
Чуть раньше в Мариуполе в октябре 1940 г начали производить литые башни. Они были тяжелее и не уступали в прочности катаным башням. Благодаря литым башням значительно увеличивалось производство танков. Такая башня приобрела некоторые изменения: исчез скос верхней крышки кормовой ниши, поэтому увеличивалась высота заднего люка; с крыши башни убрали смотровой прибор.
Пушку Ф-34 76мм устанавливали на оба тип башен. Одновременно с этим утвердили новый чертёж башни танка Т-34. В 1941 начался дефицит ресурсов. Башни не имели конфигурации до осени 1941.
В апреле 1942г была разработана нова башня. Она исключила рикошет снаряда в встык башни с корпусам.
Толщина и угол наклона брони танка Т-34:
Броня была стальная катаная гомогенная высокой твёрдости.
Катаную броню получали путём прокатки листа брони, из-за чего молекулы металла сближались, поэтому броня становилась прочнее и меньше. Гомогенная броня обозначала, что у танка бал однородный состав брони. Броня танка была очень прочной, но она сильно отслаивалась, что делало небольшое попадание опасным для экипажа.
На Т - 34 для увеличения скорости сделали наклонную броню. Это позволило уменьшить толщину листа. Из-за наклонной брони место для экипажа танка уменьшалось.
Т34 делался из сварного корпуса. Кормовая часть корпуса крепилась на двух петлях, а болтами по бокам и снизу. Это дало возможность снять задний лист брони и получить доступ к двигателю. Днище корпуса было сварено из двух пластин , броня на танк Т-34 устанавливалась под наклоном в 45 градусов. Изменений толщены брони не было. Танк не был высоким, поэтому его было труднее заметить на пересечённой местности и его легче было спрятать. [3, 8, 9]
Особенностью танка Тигр была уникальная подвеска в шахматном порядке, которая обеспечивала лучшую стабилизацию орудия, чем у танка Т-34. Танк мог уходить под воду (хотя на практики не применялось).На конце пушки устанавливали двойной дульный тормоз с двойной перегородкой. Он гасил почти 70 процентов отдачи. На танк устанавливали гидропневматический амортизатор.
Орудие тигра позволяло стрелять по вражеским танкам с безопасного расстояния. Для того чтобы выстрелить Тигру, ему надо остановится зарядить орудие прицелила и выстрелить.
По сравнению с Тигром, у Т-34 было слабое орудие, однако его преимущество заключалось в том, что он мог стрелять на ходу. За то время пока Тигр готовится к выстрелу, Т-34 мог подъехать вплотную и объехать сзади.
Тигр проигрывал ближний бой из-за маленькой маневренности и маленькой скорости поворота башни. Это происходило из-за большого веса танка. Большой вес плохо сказывался и на двигатель. Он работал на пределе, что приводила его быстрому износу и частым поломкам. По этой причине экипаж танка обучали занимать выгодные огневые позиции.
Тигр был очень дорогим в ремонте и производстве. Дороговизну в производстве обуславливалось его толстой бронёй, которая не имела наклона, что было большой ошибкой. Дороговизну в изготовлении повышало и то, что он мог уходить под воду.
Т-34 был гораздо легче и манёвренней. Угол наклона брони увеличивал толщину брони, позволял ему сохранять прочность и при этом маленький вес. Этот танк было гораздо дешевле в ремонте и в производстве. Т-34 имел маленькие размеры и низкий силуэт, это делало его менее заметным на поле боя. У дизеля танка Т- 34 было несколько достоинств: меньшая пожароопасность увеличивала живучесть танка и соответственно время его пребывания в строю.
Дизель создавал меньше помех для радиоэлектроники, а также мог работать на любом топливе, включая бензины и авиационные керосины. В условиях войны это было немаловажное преимущество: грубо говоря, обнаружив бочку с каким-то жидким углеводородом нужной вязкости, бойцы могли использовать его в качестве топлива, отрегулировав рейку топливного насоса.
Работа дизеля на бензине вредна для двигателя, но в критических ситуация возможность стронуть танк с места приоритетнее вопросов ресурса. Средний танк Т-34 обладал прочной броней, маневренностью, высокой скоростью. Низкая форма придавала ему незаметность на поле боя.
Тигр был большим и тяжёлым танком. Из-за большой массы он мог увязнуть в болоте и его было трудно достать. Из-за отказа двигателя Тигр мог встать на поле боя и стать открытой мишенью.
В результате проделанной исследовательской работы мы установили, что средний танк Т- 34 по сравнению с тяжелым танком Тигр более прост в обучении экипажа, выигрывал в жизнеспособности на поле боя, так как был:
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Советская бронированная техника стала примером для танкостроения разных стран, а опыт использования техники времен Второй мировой войны и в наше время применяется для создания современного оружия.
Полученный материал будет актуален в качестве дополнительного на уроках истории в 10-х классах, уроках военно-патриотического воспитания.
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.
Рис.1. Танк Леонардо Да Винчи
Рис. 2. Тяжелый танк Тигр
Рис. 3. Средний танк Т- 34
Проказы старухи-зимы
Три коробки с орехами
Хитрый коврик
Заповеди детства и юности
"Морская болезнь" у космонавтов