Проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Оптимальный режим двигательной активности - важное условие формирования ЗОЖ. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnoissledovatelskaya_rabota_rol_zozh_v_zhizni_moih_odnoklassnikov.doc | 595.05 КБ |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………3
Обзор литературы…………………………………………………………..3
2.1.Физическая активность и её тесная связь со здоровьем человека…..3
2. 2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм…….4
Методика работы……………………………………………………………5
Материалы исследований………………………………………………….9
Результаты исследований………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….12
Выводы……………………………………………………………………….12
Практические рекомендации………………………………………………..12
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….13
Тема работы: «Исследование роли двигательной активности в жизни
одноклассников»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Оптимальный режим двигательной активности - важное условие формирования ЗОЖ. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Цель: выяснить, какую роль играет двигательная активность в жизни моих одноклассников, способствовать формированию у них ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщению к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
1) провести анкетирование среди одноклассников с целью определения роли основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля их жизни;
2) установить уровень влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья, формирование основ здорового образа жизни современных школьников и успеваемость по школьным предметам.
Объект исследования: двигательная активность одноклассников.
Предмет исследования: обучающиеся 10 - ых классов
Место и время исследований: исследования проводились в МБОУ СОШ № 13 среди обучающихся 10 - ых классов с сентября 2018 года по февраль 2019 года.
Практическая значимость: наработанный материал можно использовать на уроках физической культуры, в спортивных секциях, при проведении внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий и в других видах пропаганды здорового образа жизни.
Методы исследования:
Для выполнения работы были использованы следующие методы:
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений учащихся о здоровом образе жизни будет эффективным, если учитывать:
1.Возрастные и индивидуальные особенности детей;
2.Организацию учебно-методической работы по содержанию здорового образа жизни;
3.Систематическую и целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.
Научная новизна: заключается в том, что: получены объективные данные о взаимосвязи здоровья, физического развития и двигательной активности человека, теоретически и экспериментально обоснована значимость двигательной активности для формирования навыков и умений здорового образа жизни.
Основная часть
Здоровье.… Как часто мы произносим это слово. Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
Здоровье – это сила, хорошее настроение, бодрость, богатство, красота и счастье. И эту ценность надо беречь. Мало одного желания быть здоровым. О своем здоровье надо заботиться с детства.
2.1 Физическая активность и её тесная связь со здоровьем человека.
Важным условием формирования ЗОЖ является оптимальный режим двигательной активности. Тесную взаимосвязь здоровья человека и его двигательной активности обнаружили учёные и врачи ещё в глубокой древности. Древнегреческий философ Платон, историк Плутарх, врач Авиценна в своих трудах указывали на необходимость рациональной двигательной активности и ежедневных занятий физическими упражнениями. В XVIII веке великий французский мыслитель К. Ж. Тиссо утверждал, что движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.
Здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки – в настоящее время эти понятия всё больше сближаются. Теперь уже никто не говорит, что самое верное лекарство – абсолютный покой. Чем больше движений, тем больше головной мозг получает питательных веществ и кислорода. Движение для человека – это, конечно же, физические нагрузки. Постоянная физическая нагрузка необходима и полезна, она делает организм выносливее и крепче, повышает его сопротивляемость болезням.
Одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц. В раннем детском возрасте физические упражнения не только учат младенца ходить, но и развивают речь, способность говорить, в школе и в ВУЗе способствуют умственной работоспособности и психическому здоровью. Благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма. Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье. Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.
2.2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В кабинетах здоровья и восстановительных центрах широко применяется комплексная программа оздоровления с физкультурными упражнениями на тренажёрах, гидропроцедурами и т.д. Среди населения города в выходные дни рекомендуется выезд за город, где можно участвовать отдыхающему в подвижных играх. Тех, кто остался в выходные дни в городе, следует привлекать для участия в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях на стадионах, катках, водных, гребных и лыжных станциях, в парках и других местах массового отдыха трудящихся. Огромное значение в оздоровлении населения, в преодолении гиподинамии (низкой двигательной активности) должна иметь домашняя тренировка каждого человека: утренняя гимнастика, дозированная ходьба, тренировочная ходьба по ступенькам лестницы.
Методика работы
Уровень сохранения и укрепления здоровья школьников находится в тесной взаимосвязи с оптимальным режимом двигательной активности.
От чего же зависит здоровье человека? Наукой выяснено, что если принять условно уровень здоровье за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% – от условий внешней среды (т.е. от экологии), 10% – от деятельности здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Диаграмма 1.
И я решила провести исследование с целью – выяснить, какую роль играет ЗОЖ в жизни моих одноклассников. Для этого подготовила и провела ряд социологических опросов.
Опрос своих одноклассников на тему: «Как ты проводишь своё свободное время?» помог установить, что время бодрствования учащихся моего возраста составляет 15 часов (с 7 час. 00 мин. до 22 час.), из которых подавляющее большинство времени уходит на ментальные (малоподвижные, сидячие), а не на физические занятия. Структура режима дня, присущая большинству школьников, характеризуется следующими показателями:
- занятия в школе занимают 5,5 часов в день;
- 42,9% респондентов затрачивают на подготовку уроков до 2 часов в день;
- 39,4% учащихся посвящают от 2,5 до 3 часов в день просмотру телевизионных программ;
- 62,9% одноклассников отводят до 2 - 3 часа в день компьютерным играм;
- 52,3% подростков, до получаса в день занимается работой по дому;
- 47,6% школьников, посвящают до получаса в день прогулкам.
Диаграмма 2.
Моё свободное время
0
10
20
30
40
50
60
70
Подготовка
уроков
просмотр
телевизора
прогулки
Комп. игры
Дом
А вот что они включают в понятие «здоровье».
Этот вопрос мы задавали впервые. Что же такое «здоровье», по каким критериям его нужно оценивать, от каких факторов оно зависит? Мы предложили восемь основных понятий, которые, по нашему мнению, характеризуют хорошее здоровье человека. Ученикам можно было выбирать любое количество ответов, какое они сочтут необходимым. Результаты опроса в % от числа опрошенных представлены в таблице 1.
Таблица 1
Что Вы вкладываете в понятие «здоровье»? | % |
Физическая активность, сила и выносливость | 79 |
Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту) | 62 |
Отсутствие болезней | 58 |
Хорошее психическое состояние (хорошее расположение духа, отсутствие депрессий и т.п.); положительное эмоциональное состояние | 53 |
Отсутствие вредных привычек | 51 |
Хорошая фигура, осанка, внешность | 39 |
Нравственность, хорошие душевные качества | 21 |
Комфортные взаимоотношения в семье, ученическом коллективе, среди друзей | 20 |
Самая значимая составляющая здоровья, по мнению современной молодежи, это «физическая активность, сила и выносливость», этот вариант отметили 79% респондентов. В тройку лидеров вошли также позиции «нормальное развитие организма» - 62% и «отсутствие болезней» -58% процентов голосов, соответственно. Здоровье человека в представлении опрошенных старшеклассников, это, прежде всего, здоровье физическое.
На мой вопрос «Как Вы оцениваете свое здоровье?»
подавляющее число старшеклассников – 31% - оценили свое здоровье на «отлично» , 54 % «хорошо», «удовлетворительное здоровье» - 11%, а слабых, часто болеющих детей, имеющих хронические заболевания – 4% от участвовавших в исследовании. Все данные занесены в таблицу 2 и построены в диаграмме 3.
Таблица 2
Как Вы оцениваете свое здоровье? | 2018г. |
Отличное – болею очень редко | 31 |
Хорошее – изредка испытываю некоторые недомогания | 54 |
Удовлетворительное – нередки различные недомогания, требующие амбулаторного лечения | 11 |
Слабое – болею достаточно часто, имею хронические заболевания | 4 |
Диаграмма 3.
Заметим, что полученные данные не позволяют зафиксировать информацию о реальном состоянии организма ребенка. Они отражают лишь субъективное отношение респондентов к своему здоровью на основе особенностей социальных условий, в которых они находятся в настоящее время.
Отвечая на вопрос о том, стараются ли учащиеся вести здоровый образ жизни, три четверти респондентов, дают положительный вариант ответа. Пятая часть участников опроса затруднились ответить на этот вопрос. Лишь 5% школьников отмечают, что не стараются вести здоровый образ жизни. На основе полученных данных составлена диаграмма.
Диаграмма 4.
На основе диагностического материала я могу сказать, что человек в суете своей повседневной жизни часто забывает о себе и своем здоровье. Он с головой погружен в решение насущных проблем. К сожалению, в современном мире забота о здоровье начинается только тогда, когда вы почувствуете, что этого самого здоровья становится всё меньше - болезнь валит с ног или начинают развиваться какие-либо болезни. Вот тогда у нас и появляется ещё одна насущная проблема - наше здоровье. Хотя забота о нём как раз не должна быть проблемой, она должна быть образом жизни - здоровым образом жизни!
Важнейшим условием здорового образа жизни является оптимальный двигательный режим. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно ре шающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Материалы исследований
Я предложила обучающимся 10-ых классов провести эксперимент с целью показать им, что оптимальная двигательная активность влияет на здоровье человека.
1) На базе классов мы создали две группы для участия в эксперименте: экспериментальную и контрольную.
В контрольную группу вошли учащиеся, которых не привлекает спорт и любые проявления двигательной активности, а участниками экспериментальной группы стали ребята, с высокой двигательной активностью, занимающиеся спортом, участвующие во всех спортивных мероприятиях.
2) Создали индивидуальные программы для экспериментальной и контрольной групп в виде таблиц.
Таблица 3
Экспериментальная группа
№ | Мероприятия | Сроки выполнения |
1 | Утренняя гимнастика | ежедневно |
2 | Посещение уроков физкультуры без пропусков | по расписанию |
3 | Участие в спортивных внеклассных мероприятиях | по плану воспит. раб. |
4 | Посещение спортивной секции | по расписанию |
5 | Прогулки на свежем воздухе ( ходьба, подвижные игры: футбол, волейбол, броски по кольцу, вечерняя пробежка и др.) | ежедневно |
6 | Индивидуальные занятия | по желанию |
Таблица 4
Контрольная группа
№ | Мероприятия | Сроки выполнения |
1 | Утренняя гимнастика | ежедневно |
2 | Посещение уроков физкультуры без пропусков | по расписанию |
3 | Участие во внеклассных мероприятиях | по воспит. плану |
4 | Работа за компьютером | по желанию |
5 | Прогулки на свежем воздухе | ежедневно |
6 | Просмотр телевизионных программ | ежедневно |
№ | Параметры контроля | Контрольная группа | Эксперимент. группа |
1 | Посещаемость учебных занятий % от общего количества занятий за год | ||
2 | Количество пропущенных по болезни занятий за год | ||
3. | Успеваемость по предмету «Физическая культура», средний балл по принятой системе оценок | ||
4 | Успеваемость по общеобразовательным предметам, средний балл по принятой системе оценок | ||
5 | Участие в спортивно-массовых мероприятиях, % от общего количества | ||
6 | Количество занимающихся в школьных секциях | ||
7 | Физические показатели |
Таблица 5
4)Создание «Индивидуального календаря ЗОЖ»
Результаты исследований
Своё исследование я начала в октябре 2018 года, а закончила в феврале 2019 года. Всего в эксперименте участвовало 48 человек.
Ежедневно они вели «Индивидуальный календарь ЗОЖ», в котором отмечали контрольные параметры и делали свои пометки. Полученные данные я вывела в контрольную таблицу социально-педагогических показателей.
Контрольная таблица 6
№ | Параметры контроля | Контрольная группа | Эксперимент. группа |
1 | Посещаемость учебных занятий % от общего количества занятий за год | 43 % | 64% |
2 | Количество пропущенных по болезни занятий за год | 31% | 9% |
3. | Успеваемость по предмету «Физическая культура», средний балл по принятой системе оценок | 3,4 б | 4,8 б |
4 | Успеваемость по общеобразовательным предметам, средний балл по принятой системе оценок | 3,5 б | 4,5 б |
5 | Участие в спортивно-массовых мероприятиях, % от общего количества | 40% | 80% |
6 | Количество занимающихся в школьных секциях | 3% | 32% |
7 | Физические показатели | низкие | высокие |
Из таблицы 6 видно, что у ребят из экспериментальной группы исследуемые параметры выше, чем в контрольной группе. Все свои наблюдения занесла в итоговую таблицу.
Таблица 7 Итоговая таблица
№ | Основные параметры | Контрольн. гр. | Эксперим. гр. |
1 | Количество школьников с уровнем физической работоспособности ниже среднего | 88% | 6% |
2 | Количество школьников со средним уровнем физической работоспособности | 26% | 84% |
3 | Количество школьников с хорошим уровнем физической работоспособности | 2% | 34% |
Обучающиеся, занимающиеся спортом, становятся наиболее собранными, организованными, внимательными и ответственными. Отсюда и другое отношение к учёбе. Поэтому спортсменов среди «хорошистов» и «отличников» большинство. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности, формирования навыков и умений здорового образа жизни моих одноклассников.
Заключение
В условиях жизни современного общества особенно высокую эффективность в поддержании и укреплении здоровья человека играет физическая культура.
Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма. Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье. Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности и формирования навыков и умений здорового образа жизни. Взаимосвязь здоровья, физического развития и двигательной активности человека, теоретически и экспериментально обосновывает целесообразность двигательной активности, для формирования навыков и умений здорового образа жизни.
Выводы:
1) Анкетирование среди одноклассников показало, что здоровье человека - это, прежде всего, здоровье физическое, однако большинство одноклассников отводят до 2 - 3 часа в день компьютерным играм; а прогулкам на свежем воздухе посвящают до получаса в день.
2) Обучающиеся, занимающиеся спортом, становятся наиболее собранными, организованными, внимательными и ответственными. Отсюда и другое отношение к учёбе. Поэтому спортсменов среди «хорошистов» и «отличников» большинство. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности, формирования навыков и умений здорового образа жизни моих одноклассников. Практические рекомендации
1.Учитывать индивидуальные особенности школьников, связанные с характером их режима дня, особенностями организации их вне учебного времени при организации секций. 2.Выбирать виды двигательно-активных действий на основе интересов. 3.Увеличить численность состава групп, занимающихся в спортивных секциях и кружках. 4. Повысить активность участия школьников в спортивно-массовых мероприятия
Список литературы:
1.Алифанова, J1. А. Роль двигательной активности в развитии потенциалов организма / J1. А. Алифанова // Педиатрия.- 2002. № 6. С.9-12
2.Байер К., Штейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 1997
3.Биология: Большой справочник для школьников/ А.С. Батуев, М.А. 4. Бикмухаметов, Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования / Р. К. Бикмухаметов // Теория и практика физической культуры. 2003. № 7. С. 45 - 50.
5.Гуленкова. – 2 – е изд. – М.: Дрофа, 1999.
6.Зайцев С.М. Питание ребенка. М.: Махаон; Минск: Книжный дом, 2003.
7.Коровкин М.А., «Почему дети болеют?» М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
8.Родионов В. Я. Ступицкая М.А. «Полезные привычки. Личная гигиена» - Ярославль, 2002.
9.«Энциклопедия для детей. Том 18. Человек Ч.1. Происхождение и природа.
10.Как работает тело./ Глав. Ред. В.А. Володин. – М., Аванта+, 2001
11.Современные представления об организации школьного физического воспитания, сформулированные В. А. Баландиным (2001), Ю. А. Янсоном
.
Городецкая роспись
Есть в осени первоначальной...
Цветок или сорняк?
Нора Аргунова. Щенята
Как нарисовать зайчика