Цель данной проектной работы -узнать почему нельзя делить на нуль. Для этого решается ряд задач, поясняющих суть нуля и действий с ним.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nul.docx | 295.59 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Подболотная средняя общеобразовательная школа»
СП «Начальные и основные классы в д.Логдуз»
Научно-практическая конференция «Горизонты открытий»
Проект
«Удивительное число или почему нельзя делить на нуль!»
Выполнила
ученица 5л класса
Попова Софья.
Руководитель
учитель математики
Бутусова И.А.
Д.Логдуз
2019
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «Удивительное число или почему нельзя делить на нуль»
Руководитель проекта: Бутусова Ирина Александровна
Учебная дисциплина, в рамках которой проводится работа по проекту: математика
Тип проекта: исследовательский
Проблема проекта: почему нельзя делить на нуль?
Объект: число нуль
Предмет: действия с нулем
Методы исследования: поиск и сбор информации из различных источников (научно-популярной литературы, сайтов сети Интернет), обобщение и анализ полученных данных.
Цель проекта: выяснить, почему нельзя делить на нуль.
Задачи проекта:
1. Узнать, как правильно говорить: НУЛЬ или НОЛЬ.
2. Выяснить историю возникновения нуля.
3. Рассмотреть свойства нуля.
4. Доказать, почему нельзя делить на нуль.
Сроки работы над проектом: февраль-март 2019 г.
Продукт проекта: стенд по математике.
Практическая значимость: возможность использования полученной информации на уроках и внеурочных занятиях по математике.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 4
Основная часть
«Ноль» или «нуль»…………………………………………………… 5
История появления нуля……………………………………………. 6
Свойства числа нуль………………………………………………… 7
Почему нельзя делить на нуль? ……………………………………. 8
А можно ли ноль делить на нуль? …………………………………. 9
Заключение…………………………………………………………………. 10
Литература………………………………………………………………….. 11
Введение
Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего
И, как ни странно, полагали,
Что нуль совсем не есть число.
Актуальность данной темы заключается в том, что большинство школьников заучивает правило «Делить на нуль нельзя!» наизусть, не задаваясь вопросами «Почему?» Я спросила «почему нельзя делить на нуль?» своих одноклассников, и даже старшеклассников! И даже маму с папой!!! Но никто не смог мне на него ответить. А ведь на самом деле очень интересно и важно знать, почему же нельзя?
Цель работы: выяснить, почему на нуль делить нельзя!
Задачи:
«Ноль» или «нуль»?
Начиная исследовать число нуль, у меня возник вопрос: «Как правильно говорить: «ноль» или «нуль»»?
Я провела опрос среди одноклассников и учителей. Получила такой результат:
Как правильно говорить: «ноль» или «нуль»?
«НОЛЬ» | 16 |
«НУЛЬ» | 12 |
Судя по результатам ответов, можно сказать, что применяются оба варианта.
Решила проверить с помощью словарей, ответ нашла в словаре трудностей русского языка Д.Э. Розенталь, М.А.Теленковой.
«НОЛЬ, ноля – НУЛЬ, нуля. Совпадают в знач., но различаются употреблением. Как правило, ноль употребляется в обиходной речи и в ряде устойчивых сочетаний, нуль – в терминологии, в научной речи. Ноль целых. Ноль часов. В двенадцать ноль – ноль. Ноль внимания (прост.). Ноль без палочки (прост.).
Абсолютный нуль. Ниже нуля. Равно нулю. Свести к нулю.»
Итак, разница между терминами «нуль» и «ноль» невелика, но она есть:
1) в разговорной речи чаще всего употребляется слово ноль, а в научной речи и терминологии - нуль;
2) есть ситуации, когда возможен только "НОЛЬ": ноль целых, ноль часов, ноль-ноль, ноль внимания, полный ноль.
Но "вероятность равна нулю", все сводится к нулю, температура опустится ниже нуля...
Ноль и нуль – одно и тоже.
Нуль, как цифра, — пустота!
Нуль пощупать каждый может,
Пробуй сам, пожалуйста!
Присмотрись к велосипеду,
У него есть два нуля.
На нулях к реке поеду
Через рощу и поля.
Хулахуп кручу руками.
Посмотреть сюда изволь
Талией кручу, ногами
Обруч, словно цифру ноль.
(В.Черняева)
История появления нуля.
На протяжении тысячелетий люди обходились без нуля: эта цифра была неизвестна ни египтянам, ни римлянам, ни грекам.
Первый в истории нуль изобрели вавилонские математики в 4 веке до н. э. Он изображался в виде двух поставленных наискось стрел. Таким образом, первоначально нуль был не цифрой, а лишь знаком пробела. Он не участвовал в математических операциях, а лишь помогал записать то или иное число и отличить их на письме. Пробел был составной частью числа, но не числом. Складывать его с другими числами или умножать на него было невозможно.
Независимо от вавилонян нуль изобрели племена майя, населявшие Центральную Америку. Как и у вавилонян, нуль у майя был не числом, а лишь значком пробела и не участвовал в операциях сложения, вычитания, умножения и деления.
Лишь у индийцев впервые в истории человечества появляется нуль как математический символ, используемый в счетных операциях. Он появился в 6 веке н.э. Именно Индия подходила для этого лучше всего, поскольку в самых корнях культуры индусов лежит убеждение, что ничто - это тоже что-то. Поначалу индийцы пользовались словесной системой обозначения чисел. Нуль, например, назывался словами "пустое", "небо", "дыра"; двойка - словами "близнецы", "глаза", "ноздри", "губы", "крылья". Так, в текстах число 1021 передавалось как "луна - дыра - крылья - луна". Лишь в V веке великий математик Арьябхата отказался от этой громоздкой записи, использовав в качестве цифр буквы санскритского алфавита. А вскоре вместо букв ввели особые значки - цифры.
Прежде чем "нуль" попал на Запад, он проделал долгий путь. В 711 году арабы вторглись в Испанию и завоевали почти всю ее территорию. В 712 году они захватили часть Индии. И благодаря этому пополнили свою науку такими терминами как «алгебра», «алгоритм» и др. Нуль они прозвали как «аль-сифр», ставший основной для русского слова «цифра». Там они познакомились с принятой индийцами системой счисления и переняли ее; с тех пор стали говорить об "арабских цифрах". Персидский математик аль-Хорезми (787 - ок. 850) первым из арабов описал в своем трактате "Числа индийцев" эту новую систему счисления. Он посоветовал своим читателям ставить в расчетах пустой кружок на то место, где должно помещаться "ничто". Так на страницах арабских рукописей появился привычный нам нуль.
В России новая цифра появилась не так уж давно, и перекочевала, по всей видимости, уже из посвящённой Европы. В русском языке, нуль позаимствовали с немецкого языка. Привезли его в Россию ученые во времена Петра I. До петровских времен вычислениями занимались с помощью римских цифр. Латинское слово nullus (никакой) вошло в обиход для обозначения нуля в 16 веке.
Свойства числа нуль.
Примеры математических действий по сложению и вычитанию с числом «0»
Действие | Буквенная запись | Словесная формулировка | Мои примеры |
Сложение | a + 0 = a 0 + b = b | Если одно из двух слагаемых равно нулю, то сумма равна другому слагаемому. | 562 + 0 = 562 0 + 275 = 275 |
Вычитание | с – 0 = с | Если из числа вычесть нуль, то получится число, из которого вычитали. | 375 – 0 = 375 |
| d – d = 0 | Если уменьшаемое и вычитаемое равны, то разность равна нулю. | 743 – 743 = 0 |
Примеры математических действий по умножению и делению с числом «0»
Действие | Буквенная запись | Словесная формулировка | Примеры |
Умножение | 0 х b = 0 d х 0 = 0 С х b х 0 =0 | Если один из множителей равен нулю, то произведение равно нулю. | 0 х 312= 0 933 х 0 = 0 356 х 0 х 2 = 0 |
Деление | 0 : с = 0 | Если нуль разделить любое другое число, то получится нуль. | 0 : 7 = 0 |
Почему нельзя делить на нуль?
Всё дело в том, что четыре действия арифметики — сложение, вычитание, умножение и деление — на самом деле неравноправны. Математики признают полноценными только два из них — сложение и умножение. Эти операции и их свойства включаются в само определение понятия числа. Все остальные действия строятся тем или иным образом из этих двух.
Рассмотрим, например, вычитание.
Что значит 5 – 3?
Школьник ответит на это просто: надо взять пять предметов, отнять (убрать) три из них и посмотреть, сколько останется. Но вот математики смотрят на эту задачу совсем по-другому. Нет никакого вычитания, есть только сложение. Поэтому запись 5 – 3 означает такое число, которое при сложении с числом 3 даст число 5. То есть 5 – 3 — это просто сокращенная запись уравнения: x + 3 = 5.
В этом уравнении нет никакого вычитания. Есть только задача — найти подходящее число.
Точно так же обстоит дело с умножением и делением.
Запись 8 : 4 можно понимать как результат разделения восьми предметов по четырем равным кучкам. Но в действительности это просто сокращенная форма записи уравнения 4 · x = 8.
Вот тут-то и становится ясно, почему нельзя (а точнее невозможно) делить на нуль. Запись 5 : 0 — это сокращение от 0 · x = 5. То есть это задание найти такое число, которое при умножении на 0 даст 5. Но мы знаем, что при умножении на 0 всегда получается 0. Это неотъемлемое свойство нуля, строго говоря, часть его определения. Такого числа, которое при умножении на 0 даст что-то кроме нуля, просто не существует. То есть наша задача не имеет решения. А значит, записи 5 : 0 не соответствует никакого конкретного числа, и она просто ничего не обозначает и потому не имеет смысла. Бессмысленность этой записи кратко выражают, говоря, что на нуль делить нельзя.
А можно ли нуль делить на нуль?
В самом деле, ведь уравнение 0 · x = 0 благополучно решается.
Например, можно взять x = 0, и тогда получаем 0 · 0 = 0. Выходит, 0 : 0=0?
Но не будем спешить. Попробуем взять x = 1. Получим 0 · 1 = 0. Значит, 0 : 0 = 1?
Но ведь так можно взять любое число и получить 0 : 0 = 5, 0 : 0 = 317 и т. д.
Но если подходит любое число, то у нас нет никаких оснований остановить свой выбор на каком-то одном из них. То есть мы не можем сказать, какому числу соответствует запись 0 : 0. А раз так, то мы вынуждены признать, что эта запись тоже не имеет смысла. Выходит, что на нуль нельзя делить даже нуль. Вот такая особенность есть у операции деления. А точнее — у операции умножения и связанного с ней числа нуль.
Заключение
Деление на нуль это «вечный двигатель», это попытка сделать много-много всего из пустоты и из ничего.
Надо сказать, что математики, в той математике, которая называется высшей, придумали, как выкрутиться из такого трудного положения. Они объявили, что при делении на нуль в результате получится бесконечность. Это легко объясняется с философской точки зрения. Ведь угостить «нулем» мороженого можно сколько угодно человек! Вот идти по улице и всем подряд выдавать по «нуль» мороженого! «Нуль» зарплаты вообще можно ежедневно выплачивать всему миру, то есть бесконечное число раз бесконечному числу людей!
Какое же это удивительное число — нуль! Но все равно: делить на него нельзя!
Таким образом, цель моей исследовательской работы достигнута, задачи решены: я познакомилась с историей возникновения нуля, узнала как правильно говорить «ноль» или «нуль», доказала почему на нуль делить нельзя.
Я ответила на все свои вопросы. И теперь с гордостью могу сказать: « Я знаю, почему нельзя делить на нуль!» И своими знаниями я обязательно поделюсь с одноклассниками. А для этого главные выводы работы я разместила на стенде в кабинете математики, чтобы ими могли пользоваться все ребята, которым данная тема также интересна, как и мне.
Литература
Твёрдое - мягкое
Соленая снежинка
Как нарисовать лимон акварелью
Император Акбар и Бирбал
Пчёлки на разведках