Интересный проект для тех, кто увлекается программированием на языке Паскаль. В данном исследовательском проекте представлены программы различного уровня сложности и их результат.
Вложение | Размер |
---|---|
программирование | 775.57 КБ |
программирование | 1.4 МБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Черчетская средняя общеобразовательная школа
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
ПО ИНФОРМАТИКЕ
Тема: «ПРОГРАММИРОВАНИЕ. ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»
Выполнил: Филиппов Алексей, ученик 9 класса
Руководитель: Османова Марина Экрамовна, учитель информатики
Черчет 2020г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ И ЕГО ЗНАЧИМОСТИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА....……………………...6
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММ……………………………………………………………………………...9
2.1. Разработка программ с использованием различных модулей……………………9
2.2. Анализ тестирования программ учащимися……………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………16
Введение.
Второй год я изучаю языки программирования. Но наибольший интерес для меня представляет язык программирования Pascal. В учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные правила этой уникального языка. Сейчас, в век информационных технологий, каждый может провести самообучение онлайн и посредством чтения тематической литературы. Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках.
С восьмого по одиннадцатый класс школьники изучают программирование на уроках информатики. Данный предмет можно поставить в разряд самой молодой и сложной науки. По статистике только 7-10% учеников школы осваивают программирование и хотят связать в дальнейшем свою профессию с данной областью знаний. Многие школьники считают, что программирование очень сложно для их понимания. В процессе практики я заметил, что некоторые задачи на составление программ линейного, условного или циклического алгоритма для некоторых учеников составляют трудности.
Актуальность.
Бытует мнение, что профессии, связанные с информационными технологиями очень популярны и востребованы. Но истина ли это?
Я провёл анкетирование среди учеников 8-11 класса и выяснил:
8 из 15 опрошенных учеников хотят связать свою дальнейшую жизнь с информационными технологиями, но многим сложен и не интересен язык программирования.
Эти данные доказывают необходимость информационных технологий в нашем обществе, и актуальность повышения знаний в данной области и в области программирования.
Цель исследования: Разработать программы различной сложности, которые вызовут интерес учеников к программированию.
Этапы исследования:
I - изучение и анализ литературы, просмотр сайтов и тематических форумов по изучению программирования;
II - сбор и обработка материала, проведение анкетирования среди учащихся своей школы;
III – написание программ различного уровня сложности и их тестирование учащимися.
После некоторого времени написания программ различной тематики с использованием различных модулей я выдвинул гипотезу: интерес к программированию и информационным технологиям тесно связан с практической работой за компьютером в среде программирования и получением результата на экране.
Следовательно, необходимо исследовать особенности языка программирования на основе самостоятельно разработанных программ различной тематики.
И поставил перед собой следующие задачи:
Область исследования - среда программирования на языке Паскаль ABC.net. Объект исследования - учащиеся 1-11 класс, программы различного уровня сложности.
База исследования – МКОУ Черчетская СОШ, ПО для разработки программ на языке программирования PascalABC.NET.
Новизна работы заключается в том, что данное исследование может помочь рассмотреть процесс программирования под другим «углом». Считаю, что научиться составлять самостоятельно программы не сложно, главное иметь интерес к данной области знаний и терпение.
Работа над данным исследованием продолжалась в течение I-III четверти. За этот период пообщался с одноклассниками и учащимися нашей школы, сделал вывод, провел анкетирование, результаты обработал, представил их в форме диаграмм, составил программы различной сложности и отобрал более значимые для проекта, а также дал возможность протестировать свои программы учащимся, проанализировал результаты тестирования.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы и интернет-форумов;
- практический анализ информации;
- анкетирование, опрос;
- сравнительный анализ;
- разработка программ и их выборка;
- тестирование программ и анализ результата тестирования.
Значимость моего проекта.
Многим известно, что информационные технологии тесно связаны с программированием, но здесь возникла проблема: половина людей, желающих связать свою будущую профессию с информационными технологиями, испытывают затруднения в программировании. Именно поэтому подобные проекты имеют ценность в отношении людей, которые имеют желание больше работать с данными.
Я считаю, что сегодня проблема владения информационными технологиями и программированием является актуальной.
1.1 Немного о языке Паскаль
В 2003 году на факультете математики, механики и компьютерных наук была создана учебная среда программирования Pascal ABC. Система представляла собой интегрированную оболочку со встроенным интерпретатором языка программирования Паскаль, близкого к языку Delphi. Несмотря на неполную реализацию языка, она стала удачной заменой устаревшей системе Turbo Pascal в первоначальном обучении программированию. Как учебную систему её использовали во многих регионах СНГ. В каталоге Soft@Mail.ru программа Pascal ABC в 2006 году признавалась программой недели.
В электронной энциклопедии Википедии дается определение:
PascalABC.NET — язык программирования Паскаль нового поколения, включающий классический Паскаль, большинство возможностей языка Delphi, а также ряд собственных расширений. Он реализован на платформе Microsoft.NET и содержит все современные языковые средства: классы, перезагрузку операций, интерфейсы, обработку исключений, обобщенные классы и подпрограммы, сборку мусора и лямбда-выражения, средства параллельного программирования.
Таким образом, PascalABC.NET является мультипарадигменным языком: на нём можно программировать в структурном, объектно - ориентированном и функциональном стилях. PascalABC.NET — это также простая и мощная интегрированная среда разработки, поддерживающая технологию IntelliSense, содержащая средства авто форматирования, встроенный отладчик и встроенный дизайнер форм. Кроме того, консольный компилятор PascalABC.NET функционирует на Linux и MacOS под Mono.
Язык Паскаль традиционно используется в российском образовании для обучения начинающих (преимущественно школьников). Но время шло, мир менялся, появлялись и развивались новые языки, и к настоящему моменту язык Паскаль в его исходном воплощении потерял былую привлекательность.
Все современные языки программирования, развиваются, обмениваются идеями. Например, лямбда-выражения перекочевали из функциональных языков программирования вначале в C#, а затем в Java и C++.
Примем за аксиому тот факт, что если некоторый язык прекращает развитие, то он постепенно умирает. Примерно это и происходит со “старым” Паскалем. Язык программирования Delphi – основной источник новшеств в Паскале - постепенно сдал свои позиции, да и среда стала исключительно платной. По этой причине Delphi перестала использоваться для обучения вообще. Ее нишу заняли Free Pascal и Lazarus, которые к сожалению пошли по пути копирования языка и оболочки Delphi. Именно поэтому за последнее десятилетие язык Free Pascal не претерпел никаких существенных изменений. Именно поэтому возникло стойкое ощущение, что Паскаль «умирает».
1.2. Почему PascalABC.NET эффективен и современен
PascalABC.NET занимает образовавшуюся нишу. С одной стороны, он поддерживает все средства “стандартного” языка Паскаль, обеспечивая мягкий переход к современному преподаванию. С другой стороны, он вводит ряд новых возможностей на разных уровнях, позволяя использовать разные модели обучения программированию: от модели с упором на современные объектно-ориентированные библиотеки до программирования в функциональном стиле.
При изучении дополнительной литературы, выяснил, что одно из несомненных преимуществ PascalABC.NET состоит в том, что это – полноценный .NET-язык. Это значит, что изучение PascalABC.NET неотвратимо приводит к изучению современных конструкций программирования. Библиотека для PascalABC.NET и языка C# – общая, поэтому изучение PascalABC.NET автоматически означает изучение средств одного из самых современных языков программирования C#.
Для школьного программирования очень интересной и перспективной областью является использование библиотечных средств .NET на олимпиадах по программированию, что позволяет решать олимпиадные задачи компактно, понятно и быстро.
1.3. Роль программирования в жизни общества.
Я думаю, что трудно представить себе сегодняшнюю жизнь без программирования. Ведь сейчас практически каждая отрасль частично или полностью связанна с программами. Например, компьютеры, навигаторы, телефоны, банкоматы и даже заводы. Практически везде есть программы, которые в той или иной степени облегчают жизнь другим людям. Иными словами, программист помогает обычным людям сэкономить время и исключить 70% ошибок при выполняемой ими работе.
Программирование развивается просто с невероятной скоростью. Еще 20 лет назад программисты были никому не нужны, а их работа считалась смешной. Но сейчас практически все заводы используют программное обеспечение, а жизнь простого человека просто невозможно представить без телефонов, компьютеров и прочей техники, которая использует программы.
Раз профессия программиста так важна, то почему на деле их так мало? Тут можно придумать 1000 и 1 причину, но в основном люди просто считают эту профессию слишком сложной. Ведь при программировании нужно не только помнить язык программирования, но и думать, решать поставленные перед ним задачи и мучиться над одной ошибкой днями, а то и неделями. Но как бы трудно все это не выглядело, многим людям это очень интересно. А уж когда появляется интерес к своей работе, то никакие трудности не будут программисту помехой.
Что же получается в итоге? Сейчас программное обеспечение используется всюду, даже в мелких отраслях. Программы помогают упростить жизнь обычных людей и исключить многие ошибки. Но хоть программирование и развивается с огромной скоростью, программистов сейчас очень мало.
Считаю, что программирование должен изучать каждый человек, ведь оно учит людей не просто решать поставленные перед ним задачи, но и думать.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММ.
Одной из важнейших проблем является детальное изучение модуля. Усложняет изучение нового модуля отсутствие его описания в справке компилятора. По этой причине я изучал ранее неизвестные мне модули тремя способами:
во-первых, это поиск материалов по работе модуля в интернете;
во-вторых, это исследование программ, предложенных разработчиками PascalABC.Net;
в-третьих, это исследование кода модуля.
Следующей, не менее важной проблемой при разработке программ, является соблюдение логики при использовании модулей. Вот некоторые из них:
1: Правильное указание параметров процедур и функций;
2: Верное расположение команд;
3: Создание интерфейса, неспособного привести программу к ошибке выполнения.
И, наконец, последняя проблема создания приложений - это воплощение продуманной идеи. И здесь тоже могут произойти неожиданные случаи, например:
1: Неправильная последовательность действий;
2: Одно или несколько действий выполняются неправильно;
3: Результат не соответствует ранее представленной задаче.
Чтобы их избежать, необходимы некоторые знания модуля и точное планирование задачи.
При составлении программ для данного проекта я использовал следующие модули:
GraphABC;
ABCObjects;
ABCButtons;
Graph3D.
Программы на языке программирования расположены в порядке «От простого к сложному» с простым объяснением для школьников.
Какие программы были разработаны и представлены:
1. «Решение квадратных уравнений»
Описание: данная программа решает квадратное уравнение. Сначала вводятся коэффициенты а, b и c, затем выводится дискриминант полученного уравнения, и потом решения квадратного уравнения (если корней нет, программа выводит на экран соответственно).
В программе не использовалось подключаемых модулей.
2. «Ковёр»
Описание: программа запрашивает разнообразие синего, зелёного и синего цветов в изображении, а также ширину экрана и промежутки между «Основными» пикселями. Если оно больше нуля, то компьютер просит вас ввести цвет RGB промежутков.
Использовался модуль «GraphABC».
3. «Игра тренажер «Неуловимый кубик»»
Описание: В меню вы выбираете режим, по которому хотите играть. Принцип игры различается в разных режимах. Управление персонажем осуществляется за счёт клавиатуры.
Использовались модули «GraphABC», «ABCObjects» и «Graph3d»
Описание: в меню необходимо ввести номер рисуемой картинки (от 1 до 5), в соответствии с полученным числом программа откроет тот уровень, номер которого вы ввели. На изображении будут изображены линии, поверх которых нужно нарисовать мышкой. Уровень заканчивается нажатием пробела. По окончании ваш рисунок сохраняется в папку, в которой вы можете посмотреть свои результаты.
Использовался мною написанный модуль и модуль «GraphABC»
5. «Солнечная система»
Описание: После запуска программы вы можете увидеть модель солнечной системы, по которой за счёт клавиатуры в ней можно «летать». Все космические тела в программе выполнены с соблюдением масштаба.
Использовался модуль «Graph3d».
Чтобы проанализировать, как разработанные мною программы различной сложности повлияли на достижение цели проекта, то есть вызовут ли они интерес у школьников и понятие о том, что это не только интересно, но и полезно в нашем современном мире, я предложил им протестировать их. Результат был положительный и 100% учащихся, принявших участие в тестировании программ, были заинтересованы процессом. Они открывали код программы, изучали его и пытались изменить данные. Когда производили запуск программы были довольны результатом и продолжали экспериментировать.
2.2. Анализ тестирования разработанных программ среди учащихся 1-11 классов МКОУ Черчетской СОШ. | |||
Название программы | Понра-вилась | Полезна | Можно использовать ее на уроках? |
1. Решение квадратных уравнений (8-11 кл) | 19 | 19 | 19 |
2. Ковер | 42 | 42 | 42 |
3. Рисование мышью | 42 | 42 | 42 |
4. Игра-тренажер "Неуловимый кубик" | 42 | 42 | 42 |
5. Солнечная система | 42 | 42 | 42 |
Заключение.
В своей работе я пытался разработать программы разного уровня сложности с использованием различных модулей, для того, чтобы вызвать интерес у своих одноклассников и учеников школы к процессу программирования. В начале проекта, на основе проведенного анкетирования, выяснилось, что больше половины школьников испытывают трудности в программировании.
Процесс разработки программ занял много времени, но результат дал о себе знать - исследование показало, что разработанные мною программы школьники могут применять на уроках при изучении языков программирования, они считают их полезными и интересными, в дальнейшем хотели бы что-то самостоятельно разработать и внедрить в процесс обучения программированию. Во время тестирования программ все ученики дали положительное заключение. Если учащиеся продолжат развиваться и черпать знания в данной области, то в будущем они смогут воспользоваться ими в любой профессиональной деятельности.
Считаю, что цели достигнуты: разработаны программы различной сложности, с применением различных модулей; учащиеся были заинтересованы моими разработками и процессом программирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Слайд 1
Программирование. От простого к сложному Выполнил : Филиппов Алексей, ученик 9 класса Руководитель : Османова Марина Экрамовна , учитель информатики Черчет 2020 МКОУ Черчетская СОШ Научно – практическая конференция «Шаг в будущее»Слайд 2
Вступление
Слайд 3
Актуальность Бытует мнение, что профессии, связанные с информационными технологиями очень популярны и востребованы. Но истина ли это ? Эти данные доказывают необходимость информационных технологий в нашем обществе, и актуальность повышения знаний в данной области и в области программирования.
Слайд 4
Цель Разработать программы различной сложности, которые вызовут интерес учеников к программированию . Задачи: 1. Изучить историю возникновения языка программирования Паскаль ABC . net ; 2. Рассмотреть роль программирования в жизни общества; 3. Проанализировать трудности при составлении программ; 4. Разработать программы с использованием различных модулей, отличающихся способом построения и размещения команд, а также получаемым результатом; 5. Провести тестирование своих программ среди учащихся и проанализировать результаты.
Слайд 5
Область исследования - среда программирования на языке Паскаль ABC . net . Объект исследования - учащиеся 1-11 класс, программы различного уровня сложности . База исследования – МКОУ Черчетская СОШ, ПО для разработки программ на языке программирования PascalABC.NET . Новизна работы заключается в том, что данное исследование может помочь рассмотреть процесс программирования под другим «углом». Считаю, что научиться составлять самостоятельно программы не сложно, главное иметь интерес к данной области знаний и терпение.
Слайд 6
Программа 1. Решение квадратных уравнений Данная программа находит дискриминант и корни квадратного уравнения, исходя из данных коэффициентов a, b и c .
Слайд 7
Демонстрация программы
Слайд 8
Программа 2. Разноцветный узор - ковер Программа создаёт разноцветное изображение "полотно", следуя данным, которые вводит пользователь. Входные данные: разнообразие цветов "полотна" (RGB) (от 0 до 250), ширина "полотна" , расстояние между пикселями (0,1, … целое число), их цвет (RGB) На выходе получается изображение готового "полотна".
Слайд 9
Демонстрация
Слайд 10
Программа 3. Игра-тренажер «Неуловимый кубик»
Слайд 11
Демонстрация
Слайд 12
Программа 4. Рисование мышью
Слайд 13
Программа 5. Солнечная система
Слайд 14
Демонстрация
Слайд 15
Анализ тестирования программ
Слайд 16
Спасибо за внимание! СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: Еремин О.Ф. «Методическое пособие по программированию на языке Паскаль АВС»-М. – 2009г. Ушаков Д.М., Юркова Т.А. «Паскаль для школьников» - СбП , 2010. https://ru.wikibooks.org/wiki/Основы_PascalABC.Net https ://4 creates . com / training /158- obuchenie - pascal - abc . html http://school.podvorye.ru/staff/tsvetkov/abcpascal.pdf https://zedpost.ru/13-paskal-urok-1-pervye-znaniya-operatory-struktura.html https://pascal-abc.ru.net/uchebnik/ https://ru.wikipedia.org/wiki/PascalABC.NET
За еду птицы готовы собирать мусор
Заповеди детства и юности
Белый лист
Отчего синичка развеселилась
Карты планет и спутников Солнечной системы