Цветы – это настоящее чудо природы. Цветы приносят в нашу жизнь нечто… Это «нечто» каждый представляет для себя по разному:
· тяга к природе, стремление к достижению гармонии;
· эстетическое удовлетворение;
· психологическая разгрузка;
· лечебное действие[1.с.4].
Цель работы: определить, как влияют комнатные растения на самочувствие и благополучие обучающихся.
Была выдвинута гипотеза: если классная комната достаточно озеленена, то это положительно влияет на работоспособность и самочувствие обучающихся.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_kom_rasteniy.doc | 800 КБ |
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Избердеевской средней общеобразовательной школы в с. Кочетовка Петровского района Тамбовской области
Номинация «Экология жизненной среды»
Автор: ученица 8 класса
Думитриу Дарья Анатольевна
Руководитель: учитель
биологии
Каширина Любовь Ивановна
Кочетовка, 2017
Влияние комнатных растений на самочувствие и благополучие человека
Думитриу Дарья, ученица 8 класса филиала МБОУ Избердеевской сош в с.Кочетовка Петровского района.
Руководитель Каширина Л.И., учитель биологии.
Человек всегда ощущает потребность в общении с природой: одни что-то сажают, другие предпочитают любоваться красивыми цветами. Чтобы почаще радовать себя, человек научился выращивать любимые цветы и декоративно – листные растения в комнатных условиях.
Цветы – это настоящее чудо природы. Они приносят в нашу жизнь нечто необычное. Это:
Цель работы: выяснить, как влияют комнатные растения на самочувствие и благополучие обучающихся. Перед нами были поставлены следующие задачи:
Была выдвинута гипотеза: если классная комната достаточно озеленена, то это положительно влияет на работоспособность и самочувствие обучающихся.
Использовались следующие методы: наблюдение, сравнение, анкетирование, анализ информационной литературы и полученных результатов.
Из информационных источников мы узнали, что наука давно установила преимущества содержания растений в помещениях. Комнатные растения не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Растения обогащают воздух кислородом, повышают его влажность. В 1989 году американские исследователи из НАСА опубликовали исследование, посвященное способности растений нейтрализовать токсины в воздухе.
В результате проведенного анкетирования в нашей школе мы узнали, что большинство обучающихся (80%) заметили, что их самочувствие, настроение зависит от комфорта, уюта и озеленении классной комнаты.
По результатам социологического опроса выявлено, что кабинеты начальных классов (1 и 4 классы) оказались самыми уютными, на 3 месте – кабинет биологии. Здесь комнатные растения размещаются в специально изготовленных подвесках, на тумбах, применяются природные коряги причудливых очертаний. Все это помогает сделать зеленое убранство класса интереснее и привлекательнее.
Комнатные растения в квартире и школе - зеленая лаборатория, в которой ученики ближе знакомятся с живой природой, приобретают много полезных знаний и навыков, которые помогут им в повседневной жизни.
Следовательно, можно сделать вывод: комнатные растения оказывают положительное влияние на жизнедеятельность школьника. Ученики лучше чувствуют себя в классной комнате, где есть такие растения как: герань, хлорофитум, роза. Наша школа стремится создать неповторимую атмосферу, где господствует красота и уют, где царствует гармония природы и человека.
Таким образом, комнатные растения улучшают микроклимат школы, создают зеленые островки для отдыха, пробуждают в нашем сердце нежные чувства и приятные ощущения. Поэтому мы и дальше будем выращивать комнатные растения, наша увлеченность этим делом не исчезнет и будет только возрастать. Ведь это все улучшает экологическое состояние нашего края, а значит, способствует сохранению всего живого.
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………..… 5
2.Основная часть
2.1 Методика и техника исследования……………………………..……..7
2.2 Результаты исследований и их анализ…………………...……..……...7
2.3 Анкетирование на тему: «Моё отношение к озеленению
классных комнат»…………………………………..……...…….….…..8
2.4 Социологический опрос на тему: «Чьи цветы лучше?»,
«Где комфортно и уютно?»……………….………………..….…….....9
2.5 Экологическое состояние школы………………………….…..….….10
2.6 Правила содержания комнатных растений………………..……..…...11
Введение
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Р.Рождественский
Цветы – это настоящее чудо природы. Цветы приносят в нашу жизнь нечто… Это «нечто» каждый представляет для себя по разному:
Цель работы: определить, как влияют комнатные растения на самочувствие и благополучие обучающихся.
Была выдвинута гипотеза: если классная комната достаточно озеленена, то это положительно влияет на работоспособность и самочувствие обучающихся.
Задачами данной работы являются:
Комнатные растения в квартире и школе - зеленая лаборатория, в которой ученики, особенно младшего возраста, ближе знакомятся с живой природой, приобретают много полезных знаний и навыков, которые помогут нам в повседневной жизни при устройстве своего быта.
Работа содержит практические и теоретические исследования, которые помогут обучающимся ответить на проблемный вопрос: «Чем полезны комнатные растения?» «Зачем их нужно выращивать?»
Нами были использованы следующие методы исследования: наблюдение, анализ источников информации, анкетирование, социологический опрос, интерпретация данных исследования.
Полученные данные демонстрируют важность изучения темы, знакомят обучающихся с озеленением интерьера школы, с правилами содержания комнатных растений. Содержание работы активизирует познавательную деятельность обучающихся о живой природе, углубляет знания о комнатных растениях, их значении для человека, правильной организации и работы с ними.
Данный проект способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности обучающихся, нацеливает на дальнейшее экологическое образование.
Живое, здоровое растение всегда приносит в наш дом и школу приятные ощущения, создает пестрые уголки и зеленые островки для отдыха, наполняет наш дом и школу благоуханием экзотических диковинок, пробуждает в нашем сердце нежные чувства и приятные ощущения. За подаренную любовь и постоянную заботу растения отблагодарят своим здоровым видом, необычайной окраской листьев и яркими, радующими глаз цветами.
Основная часть
Методика и техника исследования
Результаты исследований и их анализ
Прочитав необходимую литературу по теме «Комнатные растения», мы узнали, что Человек всегда ощущает потребность в общении с природой: одни испытывают необычайную тягу к земле и с увлечением что-то сажают или пропалывают, другие предпочитают любоваться красивыми цветами и необычными декоративно - листными растениями [3.с.6].
Чтобы почаще радовать себя, человек научился выращивать любимые цветы и декоративно - листные растения в комнатных условиях.
Значение комнатных растений довольно велико. Они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи, обогащая кислородом, повышают его влажность. Пеларгонии, цитрусовые, лавр благородный и некоторые другие экзотические растения насыщают воздух приятными ароматическими веществами, благотворно влияют на жизнедеятельность человека [3.с.7].
Наука давно установила преимущества содержания растений в помещениях. В 1989 году американские исследователи из НАСА опубликовали исследование, посвященное способности растений нейтрализовать токсины в воздухе. В помещении, где находятся, например, цитрусовые, гибискус, колеус, хлорофитум в воздухе содержится значительно меньше микробов. Эти растения выделяют фитонциды, обладающие бактерицидным эффектом. Также плющ, хризантема и алоэ – высокоэффективные очистители воздуха [6.с.3] (Приложение 5).
А частицы тяжелых металлов, которые тоже есть в школьных помещениях, поглощают аспарагусы. Нет нужды говорить о том, как плохо чувствует себя человек в душном помещении. Причем дело здесь не в недостатке кислорода как такового, катастрофически не хватает его отрицательных ионов, число которых, кстати, быстро уменьшается, когда в комнате работает телевизор или компьютер.
Но, оказывается, есть комнатные растения, которые выделяют такие же ионы, делая воздух свежим и легким для дыхания. Это хвойные – бонсаи, кипарис, туя, криптомерия и конечно кактус. Они защищают нас от вредного электромагнитного излучения. Кактус — нейтрализует радиационное воздействие на организм. Обладает превосходной защитой от негативной энергии, которая приходит извне, так что, если вы весь день проводите за компьютером, не забудьте поставить рядом этот колючий цветок. Тещин язык - сансевьера очень хорошо поглощает запахи (Приложение 3).
Анкетирование на тему: «Моё отношение к озеленению классных комнат»
В нашей школе было проведено анкетирование на тему «Влияет ли озеленение класса на самочувствие обучающихся?». Участвовало 25 человек различной возрастной категории (обучающиеся 3 - 9 классов). Большинство обучающихся (80% - 20 человек) заметили, что их самочувствие зависит от комфорта, уюта и озеленении классной комнаты. 12% - 3 школьника ответили, что не влияет на их самочувствие интерьер класса, а 8 % (2человека) еще не определились в этом вопросе. На вопрос «Любите ли вы читать книги о комнатных растениях?» 60% анкетируемых ответили «да», а остальные показали свое отрицательное отношение к книгам.
На вопрос «Ухаживаете ли вы за комнатными растениями?» 88% (22человека) ответили, что они ухаживают за цветами в школе и дома, а остальные указали «нет».
Ученики заметили, что цветы - это источник красоты и нежности, поэтому их надо разводить в школе и в своих домах. Уход за ними приносит им только удовольствие и радость (Приложение 1).
Социологический опрос на тему « Чьи цветы лучше?», «Где комфортно и уютно?
В социологическом опросе участвовало 40 человек различной возрастной категории (обучающиеся, учителя, родители, выпускники школы). Кабинет начальных классов (1класс) оказался самым уютным. За него отдали 40% голосов (зав. кабинетом – учитель начальных классов Хныкина Галина Викторовна). На втором месте тоже кабинет начальных классов (4класс), зав. кабинетом – учитель начальных классов Кораблина Надежда Владимировна (30%) (Приложение 2).
Кабинет биологии на третьем месте (25%), зав. кабинетом – учитель биологии и химии Каширина Любовь Ивановна (Приложение 3).
Здесь комнатные растения размещают в специально изготовленных подвесах и подвешивают сбоку у доски, устанавливают на полочках, укрепленных на кронштейнах на боковых стенах, на тумбах. Ассортимент растений многообразен. При выборе учителя учитывают требование растений к свету и теплу, особенно в зимний период. В светлых помещениях хорошо растут аспарагусы, гибискус, колокольчики, сеткреазия пурпуровая.
В этих классных комнатах места немного, что заставляет предпочесть вертикальное озеленение с частичным использованием горизонтальной плоскости - это живые стены из быстрорастущих вьющих растений плющ, циссус. Вертикальное озеленение позволяет максимально насытить помещение класса зелеными растениями, не занимая полезную напольную площадь.
Здесь находятся также небольшие экземпляры комнатных растений с широкими и нежными листьями – бегония, фуксия, сансевиерия [4.с.9].
Все это делает классную комнату уютной, в течение всего года растения поочередно радуют нас своим внешним видом и своим цветением.
Экологическое состояние школы
В нашей школе уютно и комфортно, потому что здесь имеется много комнатных растений. В ассортимент комнатных растений нашей школы вошли растения, различные по внешнему облику и характеру жизненной формы: деревья, кустарники, травы, в том числе – лианы, эпифиты.
Цветы в помещении – это не только горшки на подоконниках. Комнатные растения составляют неотъемлемый элемент хорошо обставленных холлов, коридоров и классных комнат. Однако нужно знать, что для эффектного зеленого убранства школы совсем не обязательно перенасыщать ее растениями. Важно уметь выбрать из всего многообразия наиболее выразительные виды, гармонично сочетающиеся с интерьером школы [4.с.7].
При размещении растений, кроме их природных требований, мы учитываем декоративно-художественную ценность растений и возможность их лучшей группировки. Поэтому мы их размещаем так, чтобы они украшали помещенье и были легко обозримы.
У нас в коридоре растут влаголюбивые тропические растения, организованные в композицию «уголок тропического леса». Здесь есть такие растения как: фикус, монстера, дифенбахия (Приложение 4).
Древовидные растения обладают декоративными качествами. Они размещены так, чтобы их было видно со всех сторон: крупные растения - на полу или на низких подставках, так как они рассчитаны на восприятие издали, средние и мелкие - на высоких подставках, поскольку будут рассматриваться с близкого расстояния, побеги ползучих и вьющихся растений так же должны достигать уровня глаз человека.
У окон растения размещают на столиках, подставках и других приспособлениях. Чем просторнее класс, тем крупнее должны быть цветы и тем больше их количество.
Желательно чтобы в классной комнате был хотя бы один куст герани. Герань дезинфицирует и дезодорирует воздух, она помогает при головной боли. Но, пожалуй, лучше всего поддерживает и корригирует биополе человека роза. Кустик комнатной розы помогает избавиться от излишней усталости и раздражительности. Тонизирующее действие оказывают такие растения, как кала, жасмин, миниатюрная роза, оказывают мягкое бодрящее действие. Они рассеивают депрессию и апатию [3.с.9].
Современной тенденцией развития интерьерного озеленения является сближение архитектуры с природой, которое находит отражение в использовании средств декоративно прикладного искусства, различных природных материалов и создании композиций, напоминающих уголки живой природы [5.с.91].
В нашей школе для выращивания эпифитов применяем природные коряги причудливых очертаний, ветки дерева и другие подставки. Все это помогает сделать зеленое убранство школьного интерьера интереснее и привлекательнее, улучшая микроклимат и экологическое состояние школы.
Правила содержания комнатных растений
Комнатные растения – живые организмы со специфическими потребностями. Их жизнь полностью зависит от человека. Мы все несем ответственность за них. Если оставить их в глубокой тени или забыть полить, они погибнут. Без подкормки комнатные растения в конце концов зачахнут [6.с.226].
Практически все растения следует держать в непромерзающих помещениях, а нежные виды требуют температуры не менее 16°С. Для многих растений воздух в отапливаемых помещениях слишком сухой, и для того, чтобы листья не темнели и не вяли, следует повышать вокруг них влажность воздуха. Постоянный приток свежего воздуха - не самое важное условие для хорошего самочувствия растений, однако некоторые виды требуют хорошей вентиляции. Не все приемы ухода за растениями являются безусловно необходимыми для их жизни - такие процедуры, как мытье, подвязывание к опорам и формирование кроны лишь улучшают внешний вид растения [6.с.230].
Для того чтобы растения излучали свою настоящую красоту необходимо соблюдать правила содержания растений. Вот эти правила:
Следует помнить о том, что растения в комнате должны составлять единую композицию, т.е. они должны будут жить и успешно развиваться вместе. Это означает, что у растений должны быть похожие требования к грунту, влажности, поливу и освещенности. Иначе даже самая красивая композиция будет радовать нас максимум полгода [2.с.10].
Главное, о чем нужно помнить — о комнатных растениях необходимо заботиться и дарить им свою любовь, только тогда они будут служить надёжной защитой от многих жизненных невзгод (Приложение 6).
Подарите растению любовь, и она вернётся с удвоенной силой.
Заключение
В ходе исследования гипотеза, выдвинутая нами, полностью подтвердилась. Действительно, комнатные растения позитивно влияют на атмосферу в помещении, самочувствие и настроение человека.
Иногда люди недооценивают значение комнатных растений, считая их только украшением интерьера или лекарственным средством. На самом деле растения увеличивают положительные эмоции и снижают чувства тревоги, гнева, открывают перед человеком целый мир гармонии, они являются естественными очистителями воздуха, избавляя помещения от токсинов, увлажняя его.
Растения также успокаивают ЦНС учеников, помогают избавиться от излишней усталости и раздражительности, снимают стресс.
Из результатов анкетирования стало ясно, что ученики лучше чувствуют себя в классной комнате, где есть такие растения как: герань, хлорофитум, роза, гибискус.
Полученные данные демонстрируют актуальность изучения темы, знакомят обучающихся с озеленением интерьера школы, с правилами содержания комнатных растений.
Наша школа стремится создать неповторимую атмосферу, где господствует красота и уют, где царствует гармония природы и человека. За подаренную любовь и постоянную заботу растения отблагодарят своим здоровым видом, необычайной окраской листьев и яркими, радующими глаз цветами.
Таким образом, комнатные растения улучшают микроклимат школы, создают зеленые островки для отдыха, пробуждают в нашем сердце нежные чувства и приятные ощущения. Ведь это все улучшает экологическое состояние нашего края, а значит, способствует сохранению всего живого.
Список использованной литературы
1.Борисова Е.А. Все о комнатных растениях. Издательство АСТ. Астрель, Москва - 2015, с.305
2.Блейз О.С. Декоративно- лиственные комнатные растения. Москва: «Олма- Пресс» 2014, с.31
3. Воронцов В.В. Комнатные растения. Москва: ЗАО Фитон - плюс, 2015, с.288
4.Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. Москва: Издательство МГУ, 2014, с.186
5.Мамаев А.Ф. Все о цветах. Екатеринбург: У - Фактория, 2003, с.201
6.Хейсайон Д.Г. Все о комнатных растениях. Москва: Кладезь Букс, 2007, с.255
Интернет – ресурсы:
http:www.km- school.ru
http:www.uchportal.ru
http:www.1septembr.ru
Приложение 1
Моё отношение к озеленению классных комнат
№ п/п | Вопросы | Ответы (чел /%) | ||
Да | Нет | Не знаю | ||
1 | Задумываетесь ли вы о своём отношении к озеленению школы, дома? | 20- 80% | 2 – 8% | 3 -12% |
2 | Делите ли вы комнатные растения на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? | 23- 92% | 2 - 8% | 0 |
3 | Всегда ли вы бережно относитесь к цветам? | 19 - 76% | 4 – 16% | 2 – 8% |
4 | Всегда ли обращаете внимание на комнатные растения? | 20 - 80% | 4 -16% | 1 - 4% |
5 | Цените ли вы разнообразие в озеленении классной комнаты? | 21 - 84% | 3 - 12% | 1 – 4% |
6 | Влияют ли комнатные растения на ваше самочувствие, настроение? | 20 - 80% | 3 - 12 | 2 - 8 |
7 | Вмешиваетесь ли вы в ситуации, когда видите, что кто-то наносит комнатным растениям ущерб своими действиями? | 20 - 80% | 5 - 20% | 0 |
8 | Любите ли вы читать книги о комнатных растениях? | 15- 60% | 10 - 40% | 0 |
9 | Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить комнатным растениям? | 10 - 40% | 15 - 60% | 0 |
10 | Ухаживаете ли вы за комнатными растениями? | 22 - 88% | 3 - 12% | 0 |
11 | Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения комнатных растений на картинках (фотографиях)? | 19 - 76% | 4 - 16% | 2 -8% |
12 | Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким предметам? | 20 - 80% | 2 - 8% | 3 - 12% |
13 | Знаете ли вы названия комнатных растений? Напишите их. | 15 - 60% | 10 - 40% | 0 |
Приложение 2
Кабинет биологии
Кабинет 7 класса
Военная хитрость
Сказка "Узнай-зеркала"
Воздух - музыкант
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Неньютоновская жидкость