Темперные краски
Вложение | Размер |
---|---|
kraski_novye2.docx | 58.57 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 88Калининского района Санкт-Петербурга |
I городская научно-практическая конференция «Академия Успеха»Секция «Химия» |
Исследовательская работа по теме: «Темперные краски» |
Работу выполнили учащиеся 7 класса Б ГБОУ СОШ № 88 Федотова Анастасия Орлянская Ольга Руководители: Вавилина Светлана Леонидовна Яблонская Елена Борисовна |
Санкт-Петербург
2015 год
Введение
Темперные краски - одни из древнейших красок. До изобретения и распространения масляных красок темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов египетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной, в основном, была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века. Побывав в г.Палехе Ивановской области, я посетила музей, где представлены старинные русские иконы. Иконы произвели на меня большое впечатление Они были выполнены темперными красками. Поэтому я решила выяснить, как русские мастера изготовляли эти краски.
В данной работе описана история темперы и виды темперных красок, дано описание технологии получения безопасных темперных красок в домашних условиях.
Цель работы: изготовление темперных красок на основе желтка куриного яйца.
Задачи:
Методы исследования:
Глава 1 Понятие и состав темперных красок
Темпера (от итальянского “temperare” — смешивать краски) — живопись красками, в которой связующим веществом является чаще всего эмульсия из воды и яичного желтка, реже — из разведенного на воде растительного или животного клея с добавлением масла или масляного лака.
Также словом «темпера» обозначают вид красок.
По своим свойствам и составу темпера занимает промежуточное положение между клеевыми и масляными красками. Современная фабричная темпера в качестве связующего содержит маслянокозеиновую эмульсию (темперами называют краски, в состав которых в качестве связующих вводятся различного рода эмульсии).
Каждый вид эмульсии состоит из трех элементов: воды, различных видов клея (казеин, белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин, мыло) и масла. Входя в состав связующего вещества, масло делает краски эластичными и не способными к растрескиванию.
Следовательно, темперные краски можно разбавлять водой и писать ими на бумаге. Можно разбавлять маслом и писать по картону или холсту, загрунтованному эмульсионным грунтом, как масляными красками.
Виды темперы: яичная, казеиновая, гумми-арабиковая.
1.1Яичная темпера
Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и эпоху Возрождения, когда ею работала целая плеяда выдающихся художников, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие. Этот вид темперы длительное время применялся и после усовершенствования масляной живописи. Большое распространение яичная темпера получила на Руси, о чем убедительно говорят росписи ХV-ХVI веков многих русских храмов. Темпера широко применялась до изобретения масляных красок. О ней вспомнили в конце ХIХ века, когда выявились различные дефекты в состоянии картин, выполненных маслом.Произведения, выполненные темперой, хорошо смотрятся в тех условиях освещения, в которых масляные картины выглядят очень невыгодно.
Иногда картины, написанные темперой, покрывают лаком, которым углубляют тона и способствуют лучшей сохранности живописи, но лишают её матовости.
Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но самое широкое распространение получила темпера из желтка. Яичный желток, являясь естественной эмульсией, в состав которой входят: вода, альбумин и ветелин, яичное масло, лицетин, минеральные вещества и др., способен эмульгировать с маслами, лаками и водой.
Яичное масло, входящее в желток, в основном состоит из олеиновой, пальмитиновой и стеариновой кислоты; оно играет роль связующего при изготовлении красок.
Лицетин является эмульгатором и пластификатором в темперных красках, он окрашивает желток, придавая ему желтыйцвет.
Альбумин придает желтку клеющие свойства, необходимые для связывания пигментов, и улучшает адгезию красок.
Ниже приводится несколько рецептов яичной темперы с искусственной эмульсией, составленных выдающимися знатоками техники живописи и потому имеющих известное обоснование.
Темпера П. Кеммерера
Яичного желтка - 1 вес.часть
Масляного лака (лучших качеств) - 1/4 части
Льняного масла - 1/8 часть
Макового масла - 1/8 часть
Масла смешиваются с лаком и затем примешиваются к желтку.
Автор приведенного рецепта рекомендует своеобразный метод живописи, применяемый им самим. Он состоит в том, что краски, растертые предварительно с водой, в виде густой мази, наносятся на палитру и тут же в самом процессе живописи смешиваются кистью с эмульсией. В том случае, если при высыхании красок некоторые из мест живописи окажутся недостаточно закрепленными, их закрепляют перед вторичным прописыванием, пропитывая чистой или разведенной водою эмульсией (это делается с помощью кисти).
Темпера М. Дёрнера
Эмульсия для этой темперы составляется таким образом:
Яйцо (желток и белок) - 1 объем
Масла сырого или вареного - 2/3 объема
Скипидарного лака - 1/3 объема.
Лак смешивается предварительно с маслом и в таком виде уже поступает в яйцо, которое перед этим тщательно перемешивается так, чтобы желток и белок представляли однородную массу, которая, кроме того, процеживается. При введении в эмульсию сырого масла темпера долго остается растворимой в воде; с вареным же маслом в один день она делается нерастворимой. Для консервирования эмульсии берется 20%-ный раствор тимола, небольшое количество камфары, гвоздичного масла. Краски, растертые на этой эмульсии, должны быть по густоте одинаковыми с обыкновенными масляными красками и в работе разводятся чистой водой.
Темперой этого состава автором и его учениками исполнено большое число работ в станковой и монументальной живописи. По прошествии 23 лет, произведения, исполненные ими, не потерпели никаких изменений.
1.2 Казеиновая темпера
Растворы казеина, получаемые тем или иным путем, образуют с маслом и смолами эмульсии, которые не только не уступают по своим качествам описанным выше яичным эмульсиям, но во многих отношениях превосходят их.
Растворы казеина для составления эмульсии получаются из сухого порошка казеина с помощью буры, соды, углекислого аммония, фосфорнокислого натра, едкого натра, едкого кали и извести.
Подобно яйцу раствор казеина, имеющий одинаковую с яйцом консистенцию, эмульгирует равное себе по объему количество масла и меньшее количество лака.
Порядок составления эмульсии обычный. Казеин смешивается с таким количеством воды, чтобы он хорошо разбух, и после того приливается к нему 250 мл воды. Эта темпера не требует никаких добавочных консервирующих веществ, так как бура и сода уже являются консервантами.
Многие живописцы отдают предпочтение казеиновой темпере, так как она очень быстро твердеет и не растворяется в воде.
При правильно составленной эмульсии краски казеиновой темперы не способны давать трещин. Темпера прочно пристает к материалу, на который наносится, даже к масляным краскам. Ею можно покрывать дерево, холст, металл, камень и стекло.
1.3 Гумми-арабиковая темпера
Кроме яйца и казеина, которые представляют лучший материал для составления темперы, пользуются для этой цели и растительным клеем, главным образом гумми-арабиком, декстрином и вишневым, а также клеем других плодовых деревьев.
Эта темпера по своим качествам значительно уступает яичной и казеиновой, но вследствие присущей ей легкости тона нравится некоторым художникам. Она имеет слабую способность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него. В гумми-арабиковой темпере краски лишены пасты, подобной пасте яичной и казеиновой темперы, и потому для пастозной живописи они не пригодны, так как, кроме того, легко растрескиваются. Гумми-арабиковая темпера не так быстро портится, как яичная, поэтому имеет популярность в фабричном производстве красок.
Глава 2. Применение темперной краски на Руси
На протяжении многих столетий на Руси писали в технике желтковой темперы; сейчас употребляют термины “яичная темпера”, или просто “темпера”.
Техника желтковой темперы пришла в Россию из Византии в конце Х века вместе с искусством иконописи.
Русские художники-иконописцы вплоть до конца XIX века, говоря о процессе смешения пигмента со связующим, употребляли выражение “тереть краски”, или “растворять краски”. А сами краски именовались “твореными”. С начала XX века твореными стали называть только краски из порошков золота или серебра, смешанных со связующим (твореное золото, твореное серебро). Остальные краски называли просто темперными.
Темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов – это традиционная техника иконописи, где она используется приготовленной на желтке или смеси желтка с варёным маслом или масляным лаком. Техника древнерусских иконописцев нашла свое продолжение в творчестве мастеров лаковой миниатюры (Палех, Мстёра, Холуй). По увлажнённой штукатурке (извести) темперой с древнейших времен выполняются настенные росписи.
Краски темперы совершенно не изменяют своего тона даже по истечении большого промежутка времени, тогда как масляные краски с течением времени заметно темнеют; вот почему, заканчивая темперу масляными красками, нельзя не придерживаться известной системы, так как при неправильном совмещении этих двух способов живописи может обнаружиться впоследствии дисгармония в тонах картины.
Глава 3. Современная темпера
Современная темпера не требует особых правил и приемов в живописи, а потому предоставляет живописцу полную свободу в исполнении. Можно писать и жидкими красками подобно средневековой темпере, но также допустимо и жирное пастозное письмо и притом в такой манере, которая совершенно неприемлема в масляной живописи. Здесь не существует никакой обязательной системы в порядке нанесения слоев красок, как то имеет в масляной живописи. Правда, практика работы темперой установила и здесь известные приемы живописи,но они лишь для облегчения труда и более легкого достижения искомых результатов; прочность живописи от них совершенно не зависит.
Если хотят выдержать живопись в светлой гамме и, кроме того, использовать прозрачность красок, то ведут работу на белом грунте, на котором, установив рисунок, начинают писать жидкими и водянистыми красками, делая подмалевок во всех частях картины, и только после этого переходят постепенно к пастозным краскам. Пастозно начатая живопись и притом в слишком темных тонах затрудняет впоследствии переход в светлый тон.
В последнее время в продаже появились поливинилацетатная темпера (на синтетическом связующем) – краска, быстро сохнующая и несмываемая.
Глава 4. Изготовление темперных красок
Неплохие темперные краски у нас получились первый раз из цветного мела и клея ПВА,но цвет красок получился не очень ярким.
Что нам понадобилось в ходе работы:
• Клей ПВА
• Цветной мел
• Небольшие емкости для размешивания красок
• Немного воды
• Ложка и вилка
• Миска или чашка
• Ступка с пестиком
• Кисть и бумага
План работы:
1. Растерли цветные мелки в порошок при помощи ступки и пестика.
2. Разложили полученный цветной порошок в заранее подготовленные емкости, каждый цвет отдельно.
3. Положили желток в чашку и смешали его с 2 чайными ложками воды. Взбили вилкой или венчиком до получения пенистой массы.
4. Добавили полученную смесь к порошкообразному мелу и тщательно перемешали.
5. Нарисовали яичной темперой картину!
Также мы сделали темперные краски на основе яичного желтка.
Ход работы
В интернет-источниках имеются рекомендации по изготовлению темперных красок. Мы использовали материал из сайта, как сделать темперную краску.
(по материалам сайта http://artblog.artmaterials.com.ua/home/34-articles/82-how-to-make-egg-tempera.html «Как сделать яичную темперу самому»):
1. Отделили желток от белка.
2.Поместили мешочек с желтком на ладони.
3. Перекатили 4-5 раз мешочек с желтком с ладони на ладонь – это позволило очистить его от остатков белка.
4. Поместили мешочек с желтком в фарфоровую чашку.
5. Препаровальной иглой прокололи плёночную оболочку на желтке с одной стороны.
6. Пинцетом захватили противоположный край желтка и слегка приподняли его, чтобы желток вытек в чашку.
7. К растёкшемуся желтку прилили 10 мл воды и тщательно перемешали стеклянной палочкой.
На основе эксперимента мы разработали инструкцию «Изготовление темперных красок». Опытным путем мы установили, что для приготовления яичной эмульсии необходимо брать меньше количество воды, чтобы краски получались не очень жидкими, а препаровальная игла может быть заменена на пинцет. Так же участникам мастер-класса в цели экономии времени и продуктов, для работы следует выдать отделенный от белка желток.
Инструкция «Изготовление темперных красок»
1. С помощью пинцета сделайте маленькое отверстие в плёночной оболочке желтка.
2. Удалите пинцетом плёночную оболочку (плёнку положите на бумажную салфетку).
3. К желтку прилейте 5 мл воды и тщательно перемешайте стеклянной палочкой.
4. Используя шпатель, распределите равное количество полученной жидкой смеси в маленькие фарфоровые чашечки (стаканчики) по числу порошковых пищевых красителей.
5. Насыпьте в каждую чашечку (стаканчик) немного порошка пищевого красителя определённого цвета (1-2 ложечки). Количество порошка влияет на интенсивность цвета краски.
6. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой.
Обратите внимание! После перемешивания каждого цвета стеклянную палочку вытирайте бумажной салфеткой.
7. Полученными красками сделайте рисунок на белом картоне.
Глава 5. Достоинства и недостатки темперы
Положительные свойства темперы:
Важнейшими недостатками темперы являются:
Итак, положительные свойства темперы превалируют над её отрицательными свойствами
Вывод
За века практики свойства темперы уже достаточно изучены.
Известно, что:
• темпера не меняет своего тона даже по истечении большого промежутка времени, в отличие от масляных красок, темнеющих со временем;
• прочность красочного слоя такова, что темпера требует крепких грунтов, иначе при высыхании она оторвет слабый грунт от основания (в отличие от гуаши);
• светлеет в тоне при высыхании, особенно в темных тонах (похожа на гуашь);
• сохнет быстро, как только испарится вода;
• темперные краски в большинстве своем – корпусные (как гуашь), поэтому для создания плавных переходов тонов существуют специальные приемы;
• темперой можно наносить тончайшие линии и тончайшие оттенки;
• по высыхании поверхность приобретает характерный матовый тон;
• при покрытии лаком темпера набирает глубину и интенсивность;
• по высыхании не смывается водой;
• традиционно применяется в иконописи;
• готовая темпера и эмульсия не хранятся долго;
• при повышенной влажности красочный слой может загнить;
• для работы применяется пластиковая палитра или палитра из нержавеющего металла с лунками для красок и стаканчиком для воды;
• для работы применяются любые кисти, в зависимости от задач художника;
• в качестве разбавителей применяется широкий спектр материалов: вода, растительные масла, скипидар, лаки и т.д., в зависимости от конкретной рецептуры.
Вывод нашего исследования: нам удалось изучить состав темперных красок, историю темперных красок, самостоятельно создать темперную краску из яичного желтка и клея ПВА.
Список литературы и интернет источники:
1. .В.В. Девяткин, Ю.М. Ляхова. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000
2. Л.А. Савина. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. – М.: «АСТ», 1996
3. Г.А. Страхова. Искусство Палеха. -Иваново: ИД « Референт»,2008.
4. http://artblog.artmaterials.com.
5. http://www.ukoha.ru
Сказка про Серого Зайку
Извержение вулкана
Щелкунчик
Три коробки с орехами
Госпожа Метелица