Исследовательская работа проведена выявления отношения к Интернету разных возрастных групп, определения их "слабых" мест перед интернетом и разработки рекомендации по сведению данных опасностей к минимуму
Вложение | Размер |
---|---|
okonchatelnyy_variant.doc | 319.5 КБ |
vystuplenie.doc | 73.5 КБ |
МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКА РАБОТА
по теме
«Интернет: польза или вред?»
ВЫПОЛНИЛА:
Бычкова Анна, ученица 2 «а» класса
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Зан Надежда Константиновна,
Учитель начальных классов
г. Тобольск, 2020
и Интернет в России. 5
IV. Выводы. 18
Список использованной литературы. 19
Приложение №1. Анкета. 20-21
Приложение №2. Памятка «Правила безопасного поведения
в Интернете». 22
Приложение №3. Памятка «Признаки Интернет-зависимости». 23
Приложение №4. Памятка «Интернет без риска для здоровья» 24
1. Введение
Я выбрала эту тему, потому что сегодня, когда пользоваться Интернетом, о плюсах и минусах которого не рассуждает только ленивый, мне приходится ежедневно, как в учебных целях, так и в повседневной жизни, хотелось бы разобраться, чего же он несет больше: положительного влияния или негативного воздействия, а также определить способы борьбы с теми вредными последствиями, которых не избежать, работая в Интернете.
Для этого я решила не только изучить литературу по теме, но и узнать мнения своих одноклассников, учеников старших классов и учителей об этой проблеме, в результате чего открыла немало нового для себя.
Цель работы:
Проследить влияние, которое может оказывать глобальная компьютерная сеть на тех, кто им пользуется, его направление и силу действия, а также определить способы свести к минимуму возможности негативного воздействия.
Задача работы:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место Интернета в современном обществе;
- узнать, какую пользу может приносить Интернет использующим его людям;
- выяснить, в чем заключается вредное влияние Интернета, и определить способы уменьшить его;
- узнать, в чем видят для себя пользу и вред Интернета представители различных возрастных групп, выявить «опасности», характерные для определенной группы, и разработать памятки по рациональному использованию Интернета для каждой группы.
Методы исследования:
Чтобы решить стоящие передо мной задачи я использовала такие методы, как сбор информации по теме, анализ собранной информации и распределение по группам в соответствии с планом работы; опрос (анкетирование); анализ результатов анкетирования.
Скажите честно, могли бы вы представить свою жизнь сегодня без Интернета? Сделать это действительно сложно: и дело не только в том, что многие из нас проводят время во «всемирной паутине» за различными развлечениями, разыскивают интересующую информацию, находят пользователей со схожими интересами и общаются с ними, сегодня реальность такова, что появился целый ряд профессий, напрямую связанных с Интернетом. В большей или меньшей степени Интернет присутствует в жизни каждого из нас.
Но что мы знаем об этой сети, что представляет собой Интернет на самом деле?
Британский журналист, писатель и редактор Эндрю Браун полагает, что Интернет – это «нечто столь огромное, могущественное и бессмысленное, что для некоторых он стал идеальным заменителем жизни» .
Википедия определяет Интернет как всемирную систему объединённых компьютерных сетей для хранения, обработки и передачи информации. Упоминается также как Всемирная сеть и Глобальная сеть, либо просто Сеть.
Если говорить простыми словами, то Интернет – это огромное скопище компьютеров, которые объедены между собой с помощью сетей как проводных, так и беспроводных.
Обычный же пользователь под Интернетом зачастую понимает и вовсе лишь площадку для обмена информацией.
Любопытно!
С давних пор человечество стремилось упорядочить производимую им письменную информацию. С появлением научной литературы и лавинообразным накоплением самых различных сведений в письменной форме потребность в их систематизации еще более возросла. Именно как воплощение этих идей – глобального хранилища информации и универсального средства для ее распространения возник Интернет.
Впервые сеть для переписки между многими техническими устройствами была изобретена в 1960 году. Однако тогда эта сеть создавалась не в рамках интереса страждущих людей, а как побочный продукт военных технологий. Дело в том, что на фоне гонки вооружений, в рамках противодействия опасности со стороны СССР, возникла необходимость создать сеть компьютеров, которые могли бы обмениваться информацией и тем самым сократить время реакции в чрезвычайных ситуациях.
Было предложено создать сеть, где каждый компьютер имел бы равные права. Благодаря этому при уничтожении 1 компьютера данные сохранялись бы на других, а система – не ломалась. Это решало проблему сохранения данных.
Такая сеть соединила 4 крупных учебных заведения, которые продолжили работать над её развитием. Только в 1969 году удалось передать первую информацию в ней.
Затем в 1973 эта сеть стала уже международной. Её стали использовать несколько стран.
Всемирное же распространение она получила значительно позже.
Так, первая во всем мире веб-страница появилась лишь 6 августа 1991 года. Создал ее знаменитый программист того времени Тим Бернерс-Ли.
Причем на ней размещалась исчерпывающая информация о том:
Любопытно, что эта страница все так же работает и в наши дни – info.cern.ch.
За изобретение первой веб-страницы и разработку системы, упростившей использование Интернета, Тима Бернерса-Ли считают «Отцом Сети».
За его работу в 2003 году Тима даже посвятили в рыцари, причем сделала это сама королева Великобритании.
Российскую часть Интернета традиционно называют Рунетом (RU + net, сеть). Его история стремительна и богата событиями. С датой возникновения Интернет-движения в России не могут определиться даже его «зачинатели». В Москве отдельные компьютеры, имеющие связь с европейской частью Интернета, появились еще в начале 1980-х. В то время они были доступны только узкому кругу специалистов, которые участвовали в телеконференциях или получали доступную информацию с зарубежных серверов. Свободному информационному обмену с заграницей в те годы препятствовала политическая цензура.
В самом начале 1990-х были созданы советско-американские организации «Совам Телепорт» и «Гласнет», которые способствовали развитию Интернета в России. В это время уже проводились постоянные сеансы Интернет-связи внутри страны и с зарубежными странами, а сеть «Релком» была официально зарегистрирована в Интернете.
Днем рождения Рунета считается 19 сентября 1990 года, день, когда был официально зарегистрирован домен .Su (cокращенно от Soviet Union – Советский Союз). В 1994 году ему на смену пришел домен .Ru, существующий до сих пор.
С этих пор развитие Рунета шло нарастающими темпами: создавались многочисленные информационные ресурсы, виртуальные библиотеки и галереи, новостные, деловые и развлекательные сайты, представительства газет.
В 1995 году «Россия-онлайн» стала первым массовым коммерческим провайдером.
В 1996 году в Санкт-Петербурге открылось первое Интернет-кафе «Тетрис». В этом же году впервые выборы президента России оперативно освещались через Интернет Национальной службой новостей.
На сегодняшний день 2/3 населения земли пользуются Интернетом и этот показатель неуклонно растёт.
Если история и некоторые технические аспекты интересны далеко не всем, то вопросы того, чем может быть полезен Интернет, всегда актуальны.
Интернет находится в постоянном развитии, а границы его применения в жизни человечества постоянно расширяются, появляются все новые сетевые сервисы, Интернет-технологии используются даже в бытовой технике.
Влияет Интернет и на мировоззрение, психологию людей. Молодые люди, выросшие в эпоху передовых технологий, с детства привыкшие к использованию компьютеров в образовании, развлечениях, на работе, воспринимают информационное пространство иначе. Для них общение со сверстником из другой части света или мгновенное получение сведений по любому вопросу дело совершенно обыденное. Вместе с развитием Интернета возрастают и информационные потребности «сетевого поколения».
Жизнь современного общества становится все более компьютеризированной.
Вот лишь немногие сферы жизни, в которых Интернет занимает прочные позиции:
1. Первое и самое главное, с чего начинает свое знакомство с Интернетом большинство пользователей, - это общение. И отвечая на вопрос, что же такое Интернет, большинство так или иначе упомянет именно его: кто-то начнет рассказывать про социальные сети с их неограниченными возможностями; кто-то про мессенджеры, такие, как Skype, Viber; кто-то о сайтах знакомств и т.д. И отчасти все они будут правы: ведь именно Интернет сделал возможным общение с любым человеком на земле практически с моментальной скоростью.
2. Второе место занимает индустрия развлечений: это фильмы, музыка, онлайн-библиотека, игры и многое-многое другое, что делает нашу жизнь интереснее или, возможно, создает иллюзию этого.
3. Не последнее место занимает и получение знаний при помощи Интернета. Сегодня в Интернете можно найти исчерпывающий ответ практически на любой вопрос, начиная с рецепта пирожков по бабушкиному рецепту и заканчивая строением ядерного реактора. Интернет хранит в себе огромное количество информации, доступ к которой можно получить в течение минимального времени.
4. Нельзя не упомянуть и финансовую составляющую: Интернет – это место совершения покупок и получения финансовой выгоды. Для совершения покупок через Интернет к вашим услугам множество интернет-магазинов на любой вкус, различные платежные онлайн-системы и многое другое, сам Интернет тоже можно «купить», не выходя из дома. На получение выгоды при помощи Интернета нацелены фриланс, рекламные сети, веб-дизайн, создание своих модулей, подготовка текстов, практически любой законный вид деятельности, который может послужить для заработка в реальности.
Предугадать направления и скорость развития такого сложного и масштабного явления, как Интернет, очень трудно. Что-то уже превзошло самые смелые прогнозы футурологов, а что-то так и осталось на страницах фантастических книг. Одно можно сказать с уверенностью: сетевые технологии будут играть огромную роль в жизни информационного общества.
И вполне возможно, что такая сложная, самоорганизующаяся и самоуправляемая система, как Интернет, и станет колыбелью искусственного интеллекта.
Интернет – это величайшее изобретение человечества, которое позволило стереть границы между странами и континентами, сделать людей ближе друг к другу, отбросить все комплексы и неудобства и просто общаться. Кроме того, Интернет открыл возможности для ведения прибыльного бизнеса, совершения покупок, игр и общения в режиме онлайн и многое другое. Сложно не согласиться с тем, что Интернет в нашей жизни играет особенную, очень важную роль.
Вред и польза Интернета… данный вопрос интересует человечество со времен его появления. Кто-то утверждает, что Интернет – только польза, другие уверены – вред Интернета огромен.
Если Интернет настолько полезен, так упрощает нашу жизнь и расширяет возможности, то почему же все больше врачей говорят нам о том, что использовать это достижение человеческой мысли нужно крайне осторожно, а чрезмерное увлечение им может повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем? Да, это действительно так, ведь не зря существует поговорка о том, что все хорошо в меру.
Если не соблюдать правила поведения в сети, можно нажить себе серьезные проблемы со здоровьем, причем не только с общефизическим, но и психологическим здоровьем, тогда вред Интернета обретет и вовсе угрожающие масштабы.
Что же относится к несомненным плюсам Интернета? Это и не знающее границ расширение возможностей обычного пользователя: заработки в сети, способ проявить себя, показав только лучшие свои стороны, и помощь в поисках новой интересной работы, или старых друзей, связь с которыми давно утрачена.
Возможности сети поистине безграничны, а вот потребности и запросы путешествующих в Интернете самые разные. Здесь каждый прокладывает свой собственный путь, поэтому и польза для каждого своя. Вы сами выбираете услуги, полезные вам: отправить электронное письмо или оставить сообщение для группы новостей; обновить программное обеспечение или найти документы, необходимые им для профессиональной деятельности.
Миллионы людей, физические возможности которых ограничены, при помощи Интернета смогли найти работу с удаленным доступом, получили возможность чаще общаться с друзьями и единомышленниками.
В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, в том числе научной. Интернет дает нам возможность ознакомиться с литературой любого уровня и жанра, на любую тему.
При помощи Интернета мы можем как освоить новые навыки, изучив пошаговую инструкцию, последовательность действий, так и получить профессию либо повысить квалификацию.
Самые свежие новости можно почерпнуть в Интернете.
Среди полезнейших изобретений можно назвать и Интернет-форумы, которые не только позволяют общаться миллионам людей одновременно, но и разделяют общение на темы и категории, что весьма удобно для их посетителей.
И, пожалуй, единственное, чего глобальная сеть никогда не сможет дать – это прелесть живого общения, написанных рукой дорогого человека писем. Но и этот недостаток сети можно превратить в достоинство, ведь именно он не дает нам навечно переселиться в виртуальную реальность.
Вред и польза Интернета – это понятия, граничащие друг с другом, если о пользе мы знаем и можем рассказывать об этом часами, то пора узнать и о вреде.
Отрицательное влияние Интернета – это несомненно те аспекты его использования, которые представляют наибольшую опасность как для физического, так и для психического здоровья человека.
В первую очередь, длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма.
В первую очередь вред Интернета отражается на глазах. Это и неудивительно, ведь многочасовое созерцание двухмерного прямоугольника (монитор) неминуемо ведет к перенапряжению зрения и его последующему ухудшению. Кроме того, Интернет – это неиссякаемый источник информации, находясь онлайн, мы постоянно что-то ищем. Глаза подвергаются колоссальному напряжению. Немного помочь в решении этой проблемы и разгрузить наши глазки смогут компьютерные, а также дифракционные очки.
Второй частой проблемой, указывающей на вред Интернета, становится нарушение сна, появление головных болей. Интернет затягивает, мы засиживаемся допоздна, а некоторые из нас могут просидеть и до утра. Когда человек все же понимает, что пришло время дать своему организму отдохнуть, он просто не может уснуть, его мозг, перегруженный информацией, продолжает ее активно анализировать. Чтобы этого не случилось, закончить работу в Интернет нужно хотя бы за час до планируемого отхода ко сну.
Третьей зоной поражения становится осанка. Ппосле продолжительной работы за компьютером начинают сильно болеть шейные позвонки. Дело в том, что контролировать свое положение за компьютером довольно сложно, поэтому часто мы сидим в неправильной позе, что приводит к нарушению осанки и последующим частым болям.
Четвертая проблема – замедление обмена веществ. Сидя за компьютером, мы мало двигаемся или вообще не осуществляем никаких движений, происходит застой крови, ухудшается обмен веществ. Это ведет к неминуемым проблемам с опорно-двигательным аппаратом и сердечно-сосудистой системой.
Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д. И если разумно организовать свою работу в Интернете, то многих проблем со здоровьем можно если не избежать, то по крайней мере, свести к минимуму.
В отличие от перечисленных выше пятая проблема – психологическая зависимость от Интернета – становится серьезной, подчас неразрешимой. Зависимость от Интернет или компьютерных игр можно сравнить с зависимостью от наркотиков. Интернет дает ощущение свободы, ведь здесь Вы можете быть кем угодно, вести себя так, как хочется. Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мышления пропитывает все уровни жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые, личные, семейные, профессиональные вопросы.
Признаками психологической зависимости от Интернета считают следующие:
• эйфория за компьютером;
• невозможность остановиться;
• увеличение времени, проводимого за компьютером;
• пренебрежение членами семьи, ложь о своей деятельности;
• депрессия, раздражительность вне компьютера.
Несмотря на все эти тревожные симптомы такой диагноз, как Интернет-зависимость, в нашей стране официально не зарегистрирован.
А вот в Китае из 632 миллионов пользователей Интернета около 23 миллионов официально признаны страдающими болезненной зависимостью от всемирной паутины, и с каждым годом число Интернет-зависимых людей только возрастает. Для борьбы с существующей проблемой китайские власти создали специальные лагеря, чтобы вернуть таких людей к здоровому образу жизни и изменить их отношение к реальности. Зависимым от Интернета в Китае считается любой человек, проводящий в сети от 6 часов в день и больше. А сколько времени проводите в виртуальном пространстве вы?
Интернет – это, бесспорно, полезно, ведь благодаря ему человек может открыть для себя массу новых возможностей, воплотить мечты, стать смелее, увереннее. Но в то же время Интернет – это зло, если неправильно им пользоваться, неверно распределять время нахождения онлайн. Если вы не умеете жить и достигать целей в реальной жизни, то и Интернет вряд ли станет панацеей от ваших бед, скорее наоборот.
Вреден Интернет или полезен – решать вам: насколько Вы сможете контролировать себя и что извлечете, вред или пользу.
III.Практическая часть. 1. Роль Интернета в жизни окружающих меня людей.
Ни для кого не секрет, что в наше время всеобщей компьютеризации и информатизации в любой сфере жизни Интернет играет все более значительную роль в жизни каждого из нас, поэтому я решила провести опрос (Приложение №1. Анкета), чтобы выяснить, какое место занимает Интернет в жизни каждой из групп, каковы основные опасности Интернета в зависимости от возраста и как с ними бороться.
Сегодня практически любой из моих одноклассников имеет неограниченный доступ к Интернету, узнала я об этом, опросив 22 своих одноклассника в возрасте от 8 до 10 лет (10 девочек и 12 мальчиков).
Более половины опрошенных могут выходить в Интернет из дома в любое время, причем в весьма комфортных условиях, 15 человек (или 68%) используют для выхода в Интернет компьютер или ноутбук, только 2 человека (или 10%) пользуются для выхода в Интернет смартфонами, а 1 человек и вовсе готов использовать любое из имеющихся под рукой устройств для выхода в Интернет при первой же возможности. Пользуясь Интернетом ежедневно (15 человек или 68%), почти все опрошенные (17 человек или 77%) проводят онлайн от 1 до 3 часов, что уже не очень полезно для здоровья ребенка, организм которого только формируется. Есть и такие, кто не следя за реальным ходом времени, в отсутствие контроля со стороны взрослых могут просидеть в Интернете от 3 до 5 часов (2 человека или 1%), а то и от 5 до 8 часов (3 человека или 13%), что явно является нарушением норм для ребенка в возрасте от 8 до 10 лет.
Проводя в Интернете изрядное количество свободного времени, которого у нас, младших школьников, конечно же, больше, чем у взрослых, мы используем Интернет более разнообразно: читаем блоги и чаты по интересующим нас темам (14 человек или 64%), ищем информацию к урокам (13 человек или 59%), ищем ответы на интересующие нас вопросы и играем в онлайн-игры (по 12 человек или 55%), скачиваем музыку и видео, картинки (8 человек или 36%) и даже общаемся в социальных сетях (4 человека или 18%).
Вместе с тем, все эти возможности Интернета пока не успели отвести ему главное место в нашей жизни, так как большинство из нас познакомились с Интернетом не так давно: только 6 человек (или 27%) уже считают, что Интернет занимает важное место в нашей жизни, тогда как 12 человек (или 55%) считают роль Интернета в своей жизни незначительной, а 2 человека (или 10%) затрудняются ответить. Несмотря на то, что более половины опрошенных не придают значения той роли, которую Интернет играет в их жизни, 12 человек (или 55%) опрошенных, что при отсутствии Интернета они бы испытывали дискомфорт, то есть Интернет стал настолько привычным явлением для нас, что, пропади он внезапно, ход жизни многих из нас нарушился бы и вышел из обычного русла.
Главная опасность Интернета для младших школьников, пожалуй, заключается в том, что зная многое о его возможностях, они весьма скромно осведомлены о тех опасностях, которые он таит, в частности, о возникающей при длительном неконтролируемом пользовании Интернет-зависимости. О несознательном характере пользования Интернетом в младшем школьном возрасте говорят и данные проведенного опроса: 5 человек (или 23%) уже относят себя к категории Интернет-зависимых, 7 человек (или 32%) также допускают возможность наличия у них Интернет-зависимости, 10 человек (или 45%) полагают себя свободными от Интернет-зависимости, вместе с тем, 6 из них отметили, что будут испытывать сильный дискомфорт при отсутствии доступа к Интернету, что уже говорит о наличии зависимости в определенной степени.
Об осознании опасностей Интернета не в полной мере свидетельствуют и ответы, данные на вопрос, в чем же заключается главная опасность Интернета. Так, 9 человек (или 41%) не видят в Интернете вообще никаких опасностей, 11 человек (или 50%) также знакомы только с теми опасностями, которые Интернет представляет для здоровья человеческого организма, 2 человека (или 10%) опасаются в Интернете встречи с мошенниками, об иных же опасностях, которых в Интернете имеется великое множество, школьники в возрасте до 10 лет, к сожалению не осведомлены.
Однако вред интернета для детей больше проявляется совсем не в этом. Всемирная сеть переполнена информацией, способной навредить неокрепшей детской психике. Кроме этого, постоянно пребывая в виртуальном мире, дети утрачивают потребность, да и способность общаться с реальными людьми. Ребенок имеет больше шансов стать зависимым от интернета. Постоянное пребывание в сети приводит к тому, что дети мало двигаются, почти не бывают на свежем воздухе. Это может стать причиной ожирения, заболеваний позвоночника, ухудшения зрения, бессонницы, привести к проблемам неврологического характера.
Радует, что большая часть моих одноклассников (15 человек или 68%) утверждают, что они знакомы с основами безопасного поведения в Интернете, причем 14 из 15 человек узнали об этом от родителей, то есть прежде чем открыть своим детям двери в мир Интернета, родители рассказали о том, как вести себя там. Чтобы избежать неприятных последствий, родителям необходимо следить за детьми, четко оговаривать время, которое те могут проводить в интернете. Нужно проверять, что именно они просматривают и читают, уберечь ребенка от негативной информации можно, установив фильтры или специальные программы.
В то же время 7 человек (или 32%) не слышали о том, что есть правила поведения в Интернете, которые существенно влияют на уровень безопасности.
Знания моих сверстников об Интернете (как и мои собственные до работы над этим проектом), ограничены и отрывочны. Проводя в Интернете значительную часть времени, используя для личных нужд многочисленные его возможности, далеко не все понимают, в чем заключается его главная польза. 12 человек (или 55%) опрошенных так и не смогли ответить для себя на этот вопрос, 5 человек (или 23%) видят главную пользу Интернета в возможности найти там любую информацию, 3 человека (или 14%) считают, что главная роль Интернета в прогнозе погоды, 2 человека (или 10%) полагают, что Интернет может помочь в учебе, по 1 человеку (≈5%) находят Интернет наиболее полезным в предоставлении доступа к онлайн-библиотеке либо онлайн-играм.
Таким образом, знания школьников 8-10 лет, которые начинают активно пользоваться Интернетом, о его возможностях, о подстерегающих в Интернете опасностях, о правилах поведения в Интернете, которые помогают избежать этих опасностей, достаточно скромные, а представления об Интернете – противоречивые: 14 человек (или 64%) считают, что пользы от Интернета больше, чем вреда; 7 человек (или 32%) полагают, что вред, причиняемый Интернетом, перевешивает все его «плюсы»; 1 человек (5%) пока не осознал, чего Интернет приносит в нашу жизнь больше – пользы или вреда.
Но у нас еще все впереди, и я верю, что задумавшись над тем, что же такое Интернет в нашей жизни, мы начнем более осознанно использовать его, придерживаясь ряда правил, чтобы не только не навредить себе, но и открыть для себя при помощи Интернета новые возможности.
Для того, чтобы узнать, что же такое Интернет с точки зрения подростка, я задала те же самые вопросы ученикам 9 класса, в опросе приняли участи 20 учащихся в возрасте от 14 до 17 лет, 9 девочек и 11 мальчиков.
Как и следовало ожидать, их уровень активности в сети Интернет значительно выше, 16 человек (или 80%) имеют неограниченный доступ к Интернету, при этом подавляющее большинство подростков (17 человек или 85%) выходят в Интернет преимущественно при помощи смартфонов, что значительно ограничивает возможности контроля со стороны родителей.
Об увеличении с возрастом активности в Интернете свидетельствуют и ежедневные выходы в Интернет: 9 человек (или 45%) практически «живут» в Интернете, 11 человек (или 55%) выходят в Интернет не реже 1-2 раз в день, тех, кто мог бы не выходить в Интернет по несколько дней, среди подростков не нашлось.
Вместе с тем, относясь более осознанно, чем младшие школьники, к опасностям времяпрепровождения за компьютером, а также имея более высокую учебную нагрузку и в меньшей степени располагая свободным временем, подростки стараются ограничить время своего пребывания в сети за 1 раз: 11 человек (или 55%) могут находиться у Интернете непрерывно от 1 до 3 часов; 3 человека (или 15%) – от 3 до 5 часов, но есть и такое, кто не может оторваться от Интернета на протяжении 8-12 часов (6 человек или 30%).
Проводя время в Интернете, в основном подростки заинтересованы в поиске информации для личных нужд (14 человек или 70%) и в учебных целях (13 человек или 65%), а также в общении в социальных сетях (12 человек или 60%). По 6 человек (или 30%) активно используют Интернет для скачивания музыки, видео и для чтения блогов (чатов) по интересам, 4 человека (или 20%) играют в Интернете в онлайн-игры. Таким образом. Время затраченное на развлечения в Интернете, сопоставимо с тем временем, которое тратится на учебу при помощи Интернет-ресурсов. Тогда как общение в социальных сетях и чтение блогов не расширяет кругозор, в чем пытаются убедить себя и окружающих подростки, а напротив, ограничивает возможности общения Интернет-пространством, а 8-12 часов проведенные в Интернете за один раз ограничивают свободу, формируя зависимость.
Несмотря на более сознательный подход к использованию Интернет, не все подростки готовы ответить на вопрос о том, какую роль играет Интернет в их жизнях: 8 человек (или 40%) считают, что важную, по 6 человек (или по 30%), активно пользуясь Интернетом ежедневно, отводят Интернету в своей жизни незначительную роль либо и вовсе не могут понять, какое место он в их жизни занимает.
Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, но и вполне взрослые мужчины и женщины. Главное в борьбе с Интернет-зависимостью – это осознание, признание ее, как факта.
Сколько же человек из тех, кто ежедневно проводит в Интернете по 8-12 часов, «живет» в Интернете готовы признать себя зависимыми? Мы ведь помним о том, что, по мнению китайских ученых, зависимым считается человек, проводящий в Интернете больше 6 часов в день.
Признали себя Интернет зависимыми 2 человека (или 10%), допускают возможность наличия у них зависимости 10 человек (или 50%), не видят никаких оснований подозревать себя в зависимости от Интернета 8 человек (или 40%). Таким образом, осознание проблемы, на борьбу с которой нужно бросить все свои силы, пока не поздно, пришло далеко не ко всем.
В отличие от младших школьников, подростки весьма осведомлены обо всех опасностях Интернета, что внушает надежду на то, что столкнувшись с какой-либо из них лицом к лицу они не растеряются и примут правильное решение. Так, к главным опасностям Интернета подростки относят Интернет-мошенничество (11 человек или 55%), угрозу распространения персональных данных (5 человек или 25%), вирусы, распространяющиеся по сети (4 человека или 20%), кибер-буллинг (2 человека или 10%), риск развития Интернет-зависимости (1 человек или 5%), опасность для здоровья (1 человек или 5%).
Интернет плох тем, что он не имеет границ, то есть он никак не ограждает подростков от негативной информации, и учитывая долю времени, проводимого ими в сети, остается надеяться на их сознательность и знания правил безопасного поведения в Интернете.
Доля тех, кто осведомлен об основах безопасного поведения в сети, среди подростков также значительно выше, чем среди младших школьников (19 человек или 95% знают о правилах безопасного поведения), а источники получения данной информации – разнообразнее: по 6 человек (или 30%) услышали о таких правилах от учителей или от родителей, по 2 человека (или 10%) на специализированных сайтах или из личного опыта, 1 человек (или 5%) – из телепередач.
Так сложилось, что в новых технологиях старшее поколение изначально подозревает разрушительные тенденции, однако, мнение подростков, многие из которых буквально росли в Интернет-пространстве, на этот счет гораздо оптимистичнее: 19 человек (или 95%) считают, что польза Интернет гораздо значительнее приносимого им вреда (70% видят пользу в возможности найти в Интернете любую информацию, 30% - в учебных ресурсах Интернета, видимо, в связи с предстоящими экзаменами, 10% - в общении), и только 1 человек (или 5%) склоняется к мнению, что вред Интернета перевешивает все полезное, что в нем есть.
Давайте посмотрим, как относятся к Интернету взрослые, состоявшиеся в жизни люди – наши учителя, из которых в опросе приняли участие 10 человек.
Поскольку информатизация сегодня становится нормой в любой сфере нашей жизни, всем, и учителям в том числе, для успешного выполнения работы приходится осваивать Интернет, и 90% учителей имеют доступ к Интернету из дома, причем 70% для выхода в Интернет предопочитают использовать компьютер или ноутбук, 20% довольствуются возможностями смартфона и 10% согласны на любое попавшееся под руку устройство.
В связи с тем, что всеми без исключения учителями Интернет используется в том числе для работы, выходить в Интернет им приходится ежедневно, 60% делают это 1-2 раза в день, а 40% и вовсе живут в Интернете, проводя там по 1-3 часа – 70%, 3-5 часов – 10%, 5-8 часов – 10%, 8-12 часов – 10%.
Помимо использования Интернета в рабочих целях (90%), учителя ищут информацию для себя лично (50%), общаются в социальных сетях (40%), а также через блоги (чаты) по интересам (30%). Учитывая, что основная доля времени, проводимого учителями в Интернете, приходится на работу (у 90% опрошенных), роль Интернета в из жизни значительна, так считают 60% опрошенных, с этим же связан и испытываемый 70% дискомфорт при отсутствии доступа к Интернету.
Учитывая то время, которое приходится проводить в сети, 40% учителей засомневались, не сформировалась лм у них в связи с этим Интернет-зависимость, тогда как 60% уверены, что занимаясь в Интернете работой, то есть находясь там вынужденно, зависимыми они быть никак не могут.
Все учителя (100%) осведомлены об основах безопасного поведения в Интернете: 40% - из СМИ, 30% - нашли эту информацию самостоятельно, 20% - узнали с помощью обучающих программ и специализированных сайтов, 140% - от своих коллег. Вместе с тем, об опасностях, с которыми можно столкнуться в Интернете им известно меньше, чем подросткам, выросшим в этом пространстве. Так, по 30% к главным опасностям Интернета относят Интернет-мошенничество и риск развития Интернет-зависимости, и всего по 10% - наличие непроверенной, недостоверной информации, вирусы, распространяющиеся по сети, вымогательство и угрозу здоровью.
Так же, как и учащиеся старших классов, в большинстве (90%) учителя видят в возможностях Интернета больше положительного, однако есть и те (10%), кто воспринимает его резко негативно. Главные преимущества Интернета видятся его сторонникам в возможности получения любой интересующей информации (60%), в снятии ограничений (например, в виде расстояний) для общения между людьми (10%), в целом (30%).
IV. Выводы.
Польза и вред Интернета стоят на разных чашах весов, и соотношение их видится разным для людей разного возраста: по-разному они видят как возможности извлечения пользы, так и опасности Интернета.
Так, младшие школьники, которые только начинают осваивать Интернет, но уже проводят в нем достаточно времени, широко используют возможности Интернета, но достаточно однобоко, в основном с точки зрения угрозы для здоровья, воспринимают опасности Интернета. Для них я подготовила Памятку по правилам безопасного поведения в Интернете (Приложение №2).
Старшие школьники, которые одинаково хорошо осведомлены как о возможностях Интернета, так и о его опасностях, однако, в силу возрастных особенностей не всегда могут контролировать время нахождения в Интернете, а как следствие – начало развития Интернет-зависимости, многие даже не осознают, что это такое. А ведь как известно, предупрежден, значит, вооружен, «врага» надо знать в лицо. Поэтому их я хотела бы познакомить с признаками Интернет-зависимости (Приложение№3).
Взрослые, учителя нашей школы, которые с Интернетом сталкиваются в основном в связи с выполнением работы, мало подвержены риску развития Интернет-зависимости, вместе с тем, они в меньшей степени используют разнообразные возможности Интернета, а также меньше осведомлены об угрозах, которые он несет, в частности об угрозе здоровью. А ведь чем человек старше, тем такая угроза для него реальнее. Поэтому учителям я бы хотела напомнить о том, как можно защитить свое здоровье, работая с Интернетом (Приложение №4).
На мой взгляд, польза и вред – это две стороны одной медали под названием Интернет. И если польза – это лицевая сторона, которая очевидна для всех, то вред – это изнанка, поглядывать на которую время от времени нелишне, хотя бы для того, чтобы знать, от чего и каким способом нам нужно защищать себя и своих близких, входя в удивительный мир Интернета.
Список использованной литературы:
1. Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 1996. - 167c.
2. Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. -Киев: Диалектика, 1996. - 495 c.
3. Игер Б. Работа в Internet / Под ред. А. Тихонова; Пер. c англ. - М.: БИНОМ, 1996. - 313 c.
4. Кент П. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996. - 267 c.
5. Колесников О.Э. Интернет для делового человека. - M.: МЦФ. Издат. фирма “Яуза”, 1996. - 281 c.
6. Крол Эд. Все об Internet: Руководство и каталог / Пер. c англ. С.М. Тимачева. - Киев: BNV, 1995. 591 c.
7. Левин В.К. Защита информации в информационно-вычислительных cистемах и сетях // Программирование. - 1994. - N5. - C. 5-16.
8. Нольден М. Ваш первый выход в Internet: Для начинающих пльзователей Internet и широкого круга пользователей PC / Гл. ред. Е.В. Кондукова; Пер с нем. К.А. Шиндер. - Спб.: ИКС, 1996. - 238 с.
9. Продукты года // LAN - русское издание. - апрель 1995. - том 1. - номер 1. - C. 6-25.
10. Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW, и HTML, программирование для Windiws Sockets. - Диалог - МИФИ, 1996. - 283 c.
11. Хоникат Д. Internet Windows 95: Руководство пользователя / Пер. с англ. В. Неклюдова. - М.: БИНОМ, 1996. - 334 с.
12. http://polzavred.ru/chem-polezen-internet-polza-i-vred-vsemirnoj-pautiny.html
13. http://info. instrumentruchnoi.ru/article. htm? art_id=4
14. http://www.internetsociety.org/
Приложение №1. Анкета. «Интернет: польза или вред?»
□ Муж □ Жен
□ Да □ Нет
□ Есть, но он не подключен к Интернету.
□ Компьютер/ноутбук □ Планшет □ Смартфон
□ Любо доступное из вышеперечисленных
□ Вообще не пользуюсь □ 1-2 раза в месяц
□ 1-2 раза в неделю □ 1-2 раза в день
□ практически живу в Интернете
□ 1-3 часа □ 3-5 часов
□ 5-8 часов □ 8-12 часов
□ Поиск информации для личных нужд;
□ Поиск информации, связанной с работой / учебной;
□ Чтение записей в блогах, чатах, сообществах по интересам;
□ Скачивание музыки, (мульт)фильмов, видео;
□ Общение в социальных сетях;
□ Онлайн-игры;
□ Да, очень □ Наверное, нет
□ Затрудняюсь ответить
□ Да, сильный □ Наверное, нет
□ Затрудняюсь ответить
□ Конечно, нет □ Возможно, не уверен
□ Скорее всего, да
это___________________________________________________________________________________________________________________
□ Да, я узнал(а) о них (откуда?)_______________________________
□ Нет, никогда не слышал(а) о таких
□ Пользы, так как в нем можно найти любую информацию
□ Вред Интернета перевешивает все его «плюсы»
Приложение №2.
Памятка «Правила безопасного поведения в Интернете».
1. Нормы поведения и нравственные принципы одинаковы как в виртуальном, так и в реальном мире.
2. Незаконное копирование продуктов труда других людей (музыки, игр, программ и т.д) считается плагиатом (умышленное присвоение авторства чужого произведения).
3. Не верьте всему, что вы видите или читаете в интернете. При наличии сомнений в правдивости какой-то информации следует обратиться за советом к взрослым.
4. Нельзя сообщать другим пользователям интернета свою личную информацию (адрес, номер телефона, номер школы, любимые места для игр и т.д.).
5. Если вы общаетесь в чатах, пользуетесь программами мгновенной передачи сообщений, играете в сетевые игры, занимаетесь в интернете чем-то, что требует указания идентификационного имени пользователя, тогда выберите это имя вместе со взрослыми, чтобы убедиться, что оно не содержит никакой личной информации.
6. Интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают, поэтому вы не должны встречаться с интернет-друзьями лично.
7. Нельзя открывать файлы, присланные от неизвестных вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с нежелательным содержанием.
8. Научитесь доверять интуиции. Если что-нибудь в интернете будет вызывать у вас психологический дискомфорт, поделитесь своими впечатлениями с взрослыми.
Основные правила для школьников младших классов
1. Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
2. Прежде чем начать дружить с кем-то в интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
3. Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
4. Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели ваши личные фотографии.
5. Не встречайтесь без родителей с людьми из интернета вживую. В интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
6. Общаясь в интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
7. Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.
Приложение №3. Памятка «Признаки Интернет-зависимости».
Группа риска:
Опасные сигналы:
Симптомы Интернет-зависимости:
Пути решения проблемы:
Приложение №4. Памятка «Интернет без риска для здоровья»
Угрозы здоровью при работе с Интернетом:
Пути решения проблем:
1. Моргайте и двигайтесь непрерывно и автоматически.
2. Дышите легко и непрерывно.
3. Смотрите на ближние и удаленные объекты, скоординировав деятельность психики и глаз.
4. Воспринимайте увиденное без усилия.
5. Часто закрывайте глаза, чтобы дать им отдых.
6. Пальминг – упражнение для глаз, которое заключается в том, чтобы глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями. В результате глаза расслабятся, а расслабление даст хорошее зрение.
Слайд 1. Тема моего исследования «Интернет: польза или вред?», я выбрала эту тему, потому что сегодня нам ежедневно приходится сталкиваться с Интернетом: он подстерегает нас повсюду.
Слайд 2. Я провела анкетирование 3 возрастных групп, чтобы сравнить их мнения об Интернете, выявить «слабые» места и подобрать советы, при соблюдении которых угрозы Интернета можно уменьшить.
Слайд 3. Что же такое Интернет? Википедия определяет Интернет как всемирную систему объединённых компьютерных сетей для хранения, обработки и передачи информации.
Если говорить простыми словами, то Интернет – это огромное количество компьютеров, объединенных в единую сеть, как при помощи проводов, так и без них.
При проведении исследования я узнала много нового и интересного об Интернете:
Слайд 7. Интернет возник как хранилище информации и средство для ее распространения в 1960 году исключительно для военных целей в эпоху гонки вооружений.
Слайд 8. В 1973 Интернет стал международной сетью, во всемирную сеть он превратился намного позже.
Слайд 9. Первая в мире веб-страница была создана в 1991 году программистом Тимом Бернерс-Ли, за что королева Великобритании посвятила его в рыцари.
Слайд 10. Официальный день рождения российской части Интернета – Рунета – 19 сентября 1990 года.
Слайд 11. Интернет постоянно развивается, вот лишь немногие сферы жизни, представить которые без Интернета невозможно:
1. Общение: при помощи Интернета мы можем наладить общение с любым человеком на земле почти моментально.
2. Развлечения: фильмы, музыка, игры, все, что делает нашу жизнь интереснее.
3. Получение знаний при помощи Интернета.
4. Финансы: Интернет сегодня – это место совершения покупок и получения заработка.
Предсказать скорость развития Интернета, те области жизни, в которые он войдет, сложно, но можно сказать точно, что меньше роль Интернета в жизни человека уже не станет.
Вопрос «Чего Интернет приносит больше – пользы или вреда?» интересует человечество со времен его появления.
Бесспорные плюсы Интернета – это расширение возможностей обычного пользователя, не знающее границ (заработки в сети, способ проявить себя, показать свои лучшие стороны, помощь в поисках новой интересной работы или старых друзей).
Слайд 12. Отрицательное влияние Интернета – это то, чем Интернет наиболее опасен как для физического (вред для зрения, осанки, обмена веществ, нарушения сна и т.д.), так и для психического здоровья человека. Сегодня зависимость от Интернета становится серьезной проблемой, которую можно сравнить с зависимостью от наркотиков.
Чего в Интернете больше – пользы или вреда – каждый выбирает сам. Если ты умеешь контролировать себя, используешь Интернет разумно – то он незаменимый помощник, но если, наоборот, Интернет начинает контролировать тебя, то недалеко и до беды.
Чтобы выяснить место Интернета в жизни людей разного возраста, его основные опасности в зависимости от возраста пользователей и способы борьбы с ними, я провела анкетирование 3 групп: учеников 2 класса в возрасте 8-10 лет, учеников 9 класса в возрасте 14-16 лет и учителей.
Слайд 13. Использование Интернета младшими школьниками строго контролируют родители, поэтому они проводят в Интернете сравнительно мало времени – большинство от 1 до 3 часов (17 человек или 77%), но проводят они его разнообразно: читают блоги и чаты, ищут информацию к урокам, ответы на интересующие вопросы, играют в онлайн-игры, скачивают видео, музыку и картинки, и даже общаются в социальных сетях.
Главная опасность Интернета для младших школьников заключается в том, что зная многое о его возможностях, они плохо представляют опасности и угрозы Интернета, не понимают, что такое Интернет-зависимость. Часть учащихся уже относят себя к категории Интернет-зависимых, часть допускает возможность наличия у них Интернет-зависимости, и почти половина опрошенных полагают себя свободными от Интернет-зависимости, хотя и говорят о том, что им без Интернета плохо.
Ответы на вопрос, в чем заключается главная опасность Интернета, тоже говорят о слабых знаниях основных опасностей. Большинство (41%) не видят в Интернете никаких опасностей, почти столько же (50%) знакомы только с угрозами Интернета для здоровья, кое-кто (10%) опасается в мошенников в Интернете, о других опасностях Интернета младшие школьники не знают.
Среди моих одноклассников немало (32%) тех, кто не слышал о правилах безопасного поведения в Интернете.
Все это говорит о том, что знания моих сверстников об Интернете (как и мои собственные до работы над этим проектом), ограничены и отрывочны. А получить пользу от Интернета, не навредив себе, можно лишь осознав место Интернета в нашей жизни и придерживаясь Правил безопасного поведения в Интернете при использовании Интернета.
Слайд 14. Опрос учеников 14-16 лет показал, что их уровень активности в Интернете высок, почти все (80%) имеют неограниченный доступ к Интернету преимущественно при помощи смартфонов, что ограничивает контроль со стороны родителей.
Об увеличении активности свидетельствуют и ежедневные выходы в Интернет: почти половина опрошенных (45%) «живет» в Интернете, примерно столько же (55%) выходят в Интернет не реже 1-2 раз в день, тех, кто мог бы не выходить в Интернет несколько дней, среди подростков нет.
Проводя время в Интернете, подростки в основном заинтересованы в поиске информации для личных нужд (70%) и в учебных целях (65%), а также в общении в социальных сетях (60%).
Сколько же человек из тех, кто «живет» в Интернете, готовы признать себя зависимыми? Ведь по мнению китайских ученых зависимым считается человек, проводящий в Интернете больше 6 часов в день. Признают себя Интернет зависимыми лишь 10%, половина допускает возможность наличия у них зависимости, остальные не видят никаких оснований подозревать себя в зависимости от Интернета.
То есть проблему, с которой нужно начинать бороться, пока не поздно, многие даже не осознают.
В отличие от младших школьников, подростки знают достаточно об опасностях Интернета, в анкетах ими назывались Интернет-мошенничество, угроза распространения личных данных, вирусы, распространяющиеся по сети, кибер-буллинг, риск развития Интернет-зависимости, опасность для здоровья. Доля тех, кто знает правила безопасного поведения в сети, среди подростков выше, а источники получения данной информации – разнообразнее.
По моему мнению, учащимся в возрасте 14-16 лет, которые практически «живут» в Интернете, активно используют все его возможности, осведомлены об опасностях и знакомы с Правилами безопасного поведения, не хватает одного: они не могут признать, что самая главная опасность в виде Интернет-зависимости уже нависла над ними, а значит, не готовы бороться с ней. Поэтому им нужно напомнить о признаках зарождающейся Интернет-зависимости, чтобы каждый мог оценить себя объективно.
Слайд 15. Учителям активными Интернет-пользователями приходится становиться для успешного выполнения работы: почти все они (90%) имеют доступ к Интернету из дома и выходят в Интернет ежедневно, некоторые 1-2 раза в день, а некоторые и вовсе «живут» в Интернете. Большинство учителей используют Интернет именно в рабочих целях (90%), поэтому и роль Интернета в их жизни значительна (60%), с этим же связан их дискомфорт при отсутствии доступа к Интернету (70%).
Все учителя знают об основах безопасного поведения в Интернете, но вот об опасностях, с которыми можно столкнуться в Интернете им известно меньше, чем подросткам, выросшим в этом пространстве, в частности об угрозе здоровью.
А ведь чем человек старше, тем такая угроза для него реальнее. Поэтому учителям я бы хотела напомнить о том, как можно защитить свое здоровье при необходимости длительной работы в Интернете.
Слайд 16. Польза и вред Интернета стоят на разных чашах весов, и соотношение их разное для людей разного возраста.
В ходе исследования я смогла посмотреть на Интернет глазами разных людей и считаю, что польза и вред – это две стороны одной медали под названием Интернет. И если польза – это лицевая сторона, которая видна всем, то вред – это изнанка, на которую стоит поглядывать время от времени хотя бы для того, чтобы знать, от чего и как нам нужно защищать себя и своих близких, входя в удивительный мир Интернета.
Слайд 17. Спасибо за внимание!
Знакомимся с плотностью жидкостей
А теперь — мультфильм
Юрий Алексеевич Гагарин
Сказка об одной Тайне
Извержение вулкана