Проект к году экологии
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_v_zadachah.docx | 37.28 КБ |
Алтачинов Сергей Павлович
Экология в задачах
руководитель:
Киндыкова Светлана Альбертовна,
учитель математики
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Экология и математика
Глава 2. Решение экологических задач на уроках математики
2.1 Задачи на загрязнение атмосферы 5
2.2 Задачи на загрязнение мусором 6
2.3 Задачи на сохранение лесов 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ 10
ВВЕДЕНИЕ
Население планеты разрастается, в связи с чем увеличиваются потребности людей. Нынешнее поколение людей имеет потребительское отношение к жизни. Мы часто не задумываемся, какой вред наш образ жизни наносит окружающей природе, какие последствия для нас же самих несет наша безответственность. Растут города и села, всё больше поглощая прилегающие леса и поля. Они загрязняют атмосферу, воду, изменяют климат и т.д. Проблема загрязнения окружающей среды - одна из актуальных проблем. Какова же степень загрязнения, степень опасности нашей окружающей среды, наглядно может представить математика. Именно в рамках этого предмета возможна количественная оценка состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении.
Целью работы является подбор экологических задач для решения на уроках математики.
Задачи проекта:
Выдвинута следующая гипотеза: если подобрать и решать экологические задачи на уроках математики, то можно показать связь математики с экологией и, тем самым, повысить интерес нашего поколения к проблеме экологии и привлечь к бережному отношению окружающей среды.
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы, я изучил и проанализировал теоретический материал из специальной литературы, информацию из глобальной сети Интернет, составил задачи, актуальные для нашего региона, выпустил небольшую брошюру, которую раздал своим одноклассникам.
Глава 1. Экология и математика
1.1 Экология республики Алтай и ее проблемы
Понятие «экология» произошло от древнегреческих слов, в дословном переводе оно означает "наука о доме". Экология - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Она исследует факторы неживой природы, воздействующие на организмы, а также влияние живых организмов на природу в целом.
Проблемы экологии в республике Алтай:
Экология рассматривает связи, которые являются основой для поддержания жизни в среде, которая нас окружает. Но одновременно, эту науку изучают и другие дисциплины. Все они составляют совокупность, которая называется биологией.
Хотя основой экологии как науки является биология, она также опирается и на другие области знаний, в частности на математику. При изучении экологии возникает много вопросов, ответы на которые можно получить при помощи данного предмета. Математика позволяет проводить точные измерения, делать расчеты и подтверждать наблюдения. Стоить отметить, что не надо быть великим математиком, чтобы беречь природу и очистить нашу зеленую планету от загрязнения.
Геккель, немецкий биолог, в 1866 году дал такое определение экологии: «Экология – «сумма знаний, относящихся к экономике природы», т.е. исследования окружающего мира посредством предмета математики. Целые отделы математики создаются для анализа явлений природы и для решения экологических задач.
Таким образом, математика является одним из предметов, который тесно связан с экологией.
Глава 2. Решение экологических задач на уроках математики
2.1 Задачи на загрязнение атмосферы
Одна из острых глобальных экологических проблем - проблема загрязнения окружающей среды, поэтому мы решили более подробно познакомиться с этой проблемой при решении экологических задач на уроках математики.
Зимой основная часть населения г. Горно-Алтайска, проживающая в частном секторе использует для отопления домов уголь. Если проживаешь не на центральных улицах, а в таких микрорайонах, как Колхозный лог, Дубовая роща, Гардинка и т.д., то зимой вечером даже на улицу выходить не хочется, так как в воздухе стоит тяжелый смог. Вещи сушить на улицу не повесишь – так как они приобретают неприятный запах и характерные черные мелкие пятна от угольной пыли. При сгорании угля выделяются различные летучие частицы (зола и пыль) и большое количество углекислого газа. Сжигание угля приводит к образованию вредных, имеющих сильное канцерогенное и мутагенное действия веществ. Выбрасываемая в атмосферу из труб летучая зола, оседает на растениях и почве, вдыхается легкими.
В основном к нам поступает уголь из Кузбасса (т.к. соседний с нами регион). Оказывается, не только зола и шлак, образующиеся при сжигании, обогащены радиоактивными веществами, а и сам уголь содержит радиоактивный уран. Среднее содержание урана в угле – 3,6 г/т. А кузбасский уголь превышает этот показатель. Первые публикации о радиоактивности каменных углей Кузбасса появились ещё в 30-е годы 20 века.
Задача: Взяв за норму среднее содержание урана в угле 3,6 г/т; массу угля, необходимого на обогрев дома на всю зиму – 3 т, рассчитайте, сколько граммов урана покупает население улицы за зиму, если на улице 30 домов.
Решение:
Ответ: 324 г. необогащенного урана покупает население улицы из 30 домов за зиму.
Представьте, сколько вреда от отопления домов углем. Частично нейтрализовать вредное влияние токсичных примесей удается с помощью систем очистки выбросов, получающихся при сжигании угля. Главная цель при создании такого оборудования - максимально удалить из дыма частички золы, на которых вредные элементы «путешествуют» в атмосферу. Но так как в частных домах это невозможно, то часть населения нашего города страдает от загрязнения воздуха.
Другой вариант - выбирать для разработки месторождения угля с более низким содержанием опасных для человека веществ. Но это опять зависит не от нас, простых людей.
Самый лучший вариант – газификация населения. Для минимизации загрязнения атмосферы предприятия, выбрасывающие вредные вещества в воздух, должны иметь современные очистные сооружения.
2.2 Задачи на загрязнение мусором
По данным «Гринпис», за 2016 год каждый россиянин выбросил около 400–500 кг мусора.
Задача: Рассчитайте, сколько мусора за год вырабатываем мы, жители г. Горно-Алтайска, приняв на 1 человека нижнюю границу данных «Гринписа». По данным статистики, население Горно-Алтайска в 2017 г. 63 214 чел.
Решение:
1) 63 214 * 400 = 25 285 600 кг = 25 285,6 т 25 000 т (округлили до тысяч)
Ответ: более 25 000 т. мусора в год вырабатывают жители г. Горно-Алтайска
Проблема переработки мусора в нашей стране стоит остро. В отличие от таких стран, как Япония, Финляндия и т.д., где мусор подлежит сортировке, переработке, отходы в нашей стране в большинстве случаев не перерабатываются, а просто отправляются на полигоны, где, разлагаясь, отравляют жизнь людей в близлежащих селах и городах. В селах нашей республики нет специальных свалок, поэтому люди зачастую выбрасывают мусор в оврагах, на окраинах деревень, около лесов. Поэтому в нашей стране нужно развивать отрасль переработки мусора, самим гражданам быть сознательными, не бросать мусор в неположенных местах.
Задача: По данным Алтайстата, трудоспособное население республики Алтай составляет около 115 000 чел. Предположив, что хотя бы четверть этих людей пойдет сегодня в магазин и купит пакет, рассчитайте, сколько пластиковых пакетов приобретается в республике Алтай ежедневно.
Решение:
1) 115 000 *1/4 *1 = 28 750 пакетов.
Ответ: примерно 28 750 пакетов покупается в республике Алтай ежедневно.
Проблема загрязнения в республике Алтай стоит остро. Ведь наш регион привлекателен для туристов. Все больше и больше туристов посещают наш прекрасный Горный Алтай. Многие из низ предпочитают дикий отдых – в палатках, у костра. При этом большинство отдыхающих не убирают за собой мусор.
Почему следует отказаться от пластиковых пакетов? Ключевые компоненты в ПЭ-пакетах – невозобновляемые и ограниченные природные ресурсы – нефть и природный газ. На производство ПЭ-пакетов тратится 4 процента всемирной добычи нефти. Самый большой недостаток полиэтиленовых пакетов – то, что они не подвергаются процессам биологического разложения. Фактически время разложения пластикового пакета может длиться до 1000 лет. Легкие пластиковые пакеты уносятся ветром, забивают сточные трубы, попадают в общественные водные пути, реки, океаны. Четвертая часть водной поверхности покрыта плавающим пластиковым мусором. Все то, что попадает в океан, рано или поздно оказывается в желудках у океанских обитателей.
2.3 Задачи на сохранение лесов
Природа нашей республики богата лесами. Особенно много хвойных лесов. Особое место в культуре местного населения играет можжевельник – священный кустарник для алтайцев. Деревья и растения выделяют особые вещества – фитонциды. Фитонциды – мощное оружие растений. Фитонциды – растительные антибиотики, биологически активные вещества, образуемые и выделяемые растениями. Их функция – подавлять рост и развитие микроорганизмов, причем эта защитная реакция свойственна всему растительному миру. Можжевельник, пожалуй, в этом чемпион среди растений. Он выделяет фитонцидов примерно в 6 раз больше, чем остальные хвойные породы, и в 15 раз больше, чем лиственные. Можжевельник очень чувствителен к загрязнению воздуха промышленными выбросами. А растет он медленно, причем у большинства видов из-за различных нарушений не происходит семенного возобновления.
Задача: Сколько кг фитонцидов выделяет 1 га можжевельника, 1 га хвойного леса, если 1 га лиственных деревьев выделяет выделяет 2 кг фитонцидов?
Решение:
1) 2 * 15 = 30 кг (можжевельник)
2) 30: 6 = 5 кг (хвойные)
Ответ: Гектар хвойного леса выделяет 5 кг фитонцидов, а можжевельника — 30 кг!
Нужно беречь природу нашего края. Отказаться от добычи можжевельника в больших масштабах. Ведь очень часто его добывают для банных веников.
В Республике Алтай наблюдается вспышка численности непарного шелкопряда. Этот вид относится к карантинным видам, то есть способен нанести вред растениям или продуктам растительного происхождения. Он питается, в основном, листвой, а если ее нет или не хватает – то и хвоей. Последствия этого – поврежденные деревья и кустарники, а порой и целые лесные массивы - можно видеть во многих районах республики. 1 гусеница откладывает за сезон 300-450 яиц.
Задача: Рассчитай, какое потомство принесет одна гусеница - самка непарного шелкопряда через 3 года, предположив, что в кладке 350 яиц.
Решение:
1) 1 * 350 = 350 (яиц) – 1-ый год
2) 350 * 350 = 122 500 (яиц) – 2-ой год
3) 122 500 * 350 = 42 875 000 (яиц) 3-й год
Ответ: 42 875 000 яиц.
Представьте, уничтожив всего одну гусеницу, сколько пользы вы принесете.
Задача: Обучающиеся 7 класса посадили саженцы кедра. Сколько деревьев посадили каждый мальчик и девочка, если мальчик высаживал на 1 саженец больше, чем девочка, а всего было высажено 73 дерева? В 7 классе 29 человек, из них 15- мальчики.
Решение: В классе 29-15 = 14 девочек. Пусть каждая девочка посадила x деревьев, а мальчик у деревьев. Составляем и решаем систему уравнений:
14 х + 15 у= 73
у- х=1
Ответ: Каждая девочка высадила 2 саженца, а мальчики по 3.
Задача: Считается, что каждые 2,5 см обхвата дерева соответствуют 1 году жизни. Вычисли возраст кедра, длина обхвата которого составляет 1,5 м.
Решение: 1,5 м = 150 см.
Ответ: 60 лет дереву.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, решая подобные экологические задачи на уроках математики, мы можем проводить расчеты и видеть состояние окружающей среды, что заставляет задуматься, что в будущем может произойти с природой, если не заботиться о ней сейчас.
Экологические задачи развивают интерес к изучению экологии, вкладу математики в анализ состояния окружающей среды обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Они воспитывают уважительное отношение и заботу о собственном месте проживания.
Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются во время решения и придумывания задач, ориентированы на развитие экологической культуры и экологического сознания.
Данная брошюра с экологическими задачами будет служить помощником, как для учителя, так и для учеников. С каждым разом можно расширять и пополнять ее новыми задачами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
Ребята и утята
Калитка в сад
Шум и человек
Компас своими руками
Невидимое письмо