Увлекаясь обработкой древесины, стало понятно, что возможно создавать красивые и неповторимые вещи своими руками. В процессе выполнения задумки совершенствовались навыки выпиливания, токарного точения, сверления, шлифования постигалось традиционное искусство прикладного творчества. Аккуратность, точность, создание модели, планирование-всё это оттачивалось в процессе работы над проектом.
Слайд 1
Творческий проект «Совок для сыпучих продуктов» Автор: Калашников Николай 1 6 лет учащийся МБОУ ООШ№3 « Изготовление полезных вещей » Руководитель проекта: Ляшенко Андрей Викторович. г. Советск 201 5 г.Слайд 2
Цель: Научиться изготавливать совок . Задачи: Выбор варианта конструкции совка. Выбор материалов для изготовления совка. Расчет емкости совка. Составление технологической документации. Выбор оборудования и инструментов. Выполнение изделия. Экономический расчет. Оценка изделия.
Слайд 3
Схема Обдумывание и планирование деятельности . Совок для сыпучих продуктов Мотивация, выбор темы Практическая значимость и применение объекта Выбор варианта, технология изготовления Время затрачиваемое на изготовление изделия Инструменты и материалы, экономические аспекты Материалы затраты, экономичность. Моделирование, конструирование, изготовление изделия. Технологическая оснащенность, безопасность труда.
Слайд 4
Используемые в работе материалы. Материалы Доска 120х70 Клей ПВА, гвозди 1,5х25мм Наждачная бумага брусок 115х35 оцинкованная жесть 190х190 Лак
Слайд 5
Инструменты, приспособления, оборудование, используемые в работе Карандаш, линейка, технологическая карта, чертёж Сверлильный станок, сверло перьевое Инструменты Наждачная бумага Электролобзик Токарный станок Оправа для гибки жести
Слайд 6
Технологическая карта № Последовательность выполнения работы, материалы Описание операций, изготовление изделия Фотоэтапы Инструменты, материалы 1 Изучение технологической карты 2 Установка заготовки в токарный станок для точения ручки для совка Фасонное точение Токарный станок, штангенциркуль, резцы 3 Разметка спинки совка Выпиливаем спинку совка электролобзиком Линейка, циркуль, угольник, карандаш, электролобзик.
Слайд 7
4 Сверление спинки совка Сверления отверстия Сверлильный станок, перьевое сверло на 16 мм 5 Вырезаем заготовку из оцинкованной жести Разметка размера заготовки Штангенцир-куль, чертилка, ножницы по металлу. 6 Художественная отделка жести Покрываем жесть чешуей Сверлильный станок, палочка или карандаш, абразивная пыль
Слайд 8
7 Гибка лотка Гнём полукруг Оправа, ручка кувалды 8 Сборка изделия Склеиваем ручку и спинку совка Клей ПВА-столяр 9 Сборка изделия Прибиваем лоток к спинки совка гвоздями 1,5х25мм Оправа, клей ПВА, Гвозди 1,5х25мм
Слайд 9
Экономический расчет для изготовления «Подставки для цветов» № Наименование Количество, монтаж Цена Сумма 1 Обрезок доски , брусок 120х70мм 120-35мм 00-00 руб 00-00 руб 2 Наждачная бумага крупно и мелко зернистая 150х20 00-00 00-00 руб 3 Затраты на электроэнергию 0,75кВт. 3,38 руб. 2,53 рубля 4 Гвозди 0,01кг 40 руб 0,4 рубля 5 Лак 0,03 кг 120 руб /кг 3,6 рубля 6 Клей ПВА 0,02 мл 80-00 руб 1,6-00 рубля Итог: 8,15-00 руб
Слайд 10
Итог моей работы
Слайд 11
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основной общеобразовательной школы №3. г. Советск. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ СУВЕНИРЫ « Ажурный крест из фанеры » автор: Логинов Кирилл 8 класс Руководитель: Ляшенко Андрей Викторович Учреждение: МБОУ ООШ № 3 г. Советск 2017 г.Слайд 2
Концепт программы Мне нравится работать с древесиной. В свободное от учёбы время посещаю кружок по технологии « Творческая мастерская». Изготовлением различных изделий я занимаюсь с 5-го класса. Первые мои изделия были очень простыми но с каждым годом я изготавливал все более сложные поделки. Основными материалами для моих изделий служит древесина и древесные материалы, поскольку это самый послушный в обработке материал .
Слайд 3
Содержание проекта Актуальность проекта. Выбор и основание проекта. Историческая справка. Техническая справка. Технологическая документация: - составление технологической карты; Краткое описание изготовления. Экономическое обоснование. Экологическое обоснование Выводы по итогам работы. Творческий процесс по изготовлению сувениров.
Слайд 4
Выбор и основание проекта. В настоящее время меня заинтересовали оригинальные сувениры , особенно сувениры – сюрпризы. При выборе объекта труда я учитывал свою подготовку к выполнению работ, материально – технические возможности учебной мастерской школы, а так же имеющуюся литературу. Недавно, на уроке технологии перебирая трафареты мы наткнулись на рисунок ажурного креста, который очень понравился мне, учитель предложил ребятам нашего класса как идею для проекта . Меня эта идея заинтересовала , так как крест действительно был оригинальным сувениром. И вот с подачи учителя технологии я взялся за эту работу.
Слайд 5
Историческая справка Особый интерес к этому символу возник у меня после того, как я зашел ради интереса в церковь. В связи с этим мне захотелось не просто исследовать историю возникновения и распространения этого символа, начиная с самых древних, дохристианских времен, но и попытаться сделать его. Крест является одним из древнейших символов, однако до настоящего времени не установлено, когда и где он появился впервые. Археологи находят его изображения во всех уголках земного шара. На сегодняшний день известно, что знак косого креста существовал в различных вариантах уже в самом начале эпохи неолита . Так, в Дагестане знак перекрещенного ромба или квадрата известен с 3 тыс. до н.э. среди наскальных рисунков Северной Италии встречаются изображения человеческой фигуры с туловищем в виде прямоугольника, пересеченного прямым крестом.
Слайд 6
. В данном случае перекрещенный квадрат - это не просто обозначение, а символ божества земли (считается, что знак в виде квадрата, разделенного крестом на четыре части, условно изображает "четыре поля земли"). В древнекитайской иероглифике знак в виде квадрата. Сейчас крест признан как один из наиболее важных символов христианства. Его располагают на куполах церквей и вершинах колоколен. Его можно видеть на алтарях, украшениях и одеждах священников. В большинстве христианских соборов пол выложен в виде креста. Он уважается и почитается везде и повсюду. И хотя протестанты, во всяком случае, большинство из них, не верят в крестные знамения и не используют кресты в качестве объектов поклонения, однако они по старой традиции продолжают оставаться на их колокольнях, кафедрах и других предметах религиозного культа, разделенного крестом на четыре части, служил идеограммой, понятием «поле, возделанная земля».
Слайд 7
Крест является символом необычайной важности для людей, исповедующих христианство, и используется от возложения на чело младенца при обряде крещения, до могильного знака на христианских кладбищах. Возникнув задолго до существования Руси, крест вошел в ее религию и культуру, постепенно из символа смерти став символом вечной жизни. Прообразом Креста Христова христиане считают жезл ветхозаветного Моисея, которым пророк разделил и соединил воды Черного моря. Крест прижился в православии и даже стал его духовной основой. Крестом увенчаны храмы, украшены одежды священнослужителей, его носят на теле верующие, без него не обходится ни один христианский обряд.
Слайд 8
В православии Крест именуется животворящим; ибо, согласно вероучению, на осеняющих себя крестным знамением верующих, низводится сила Святого Духа. Верующие считают православный крест деревом жизни, несущим невечерний свет, испускающим мысленно созерцаемые лучи, приносящим спасение и отпущение грехов. Крест искупает все прегрешения людей; распростертые на кресте руки Христа напоминают верующим о том, что Он как бы обнял любовью с креста все человечество, собрал все народы в единую церковь и искупил первородный грех. Так в русском православии в наибольшей степени произошло превращение креста из орудия позорной казни в символ искупления и объект почитания.
Слайд 9
Такое превращение может быть истолковано как свидетельство внутренне оптимистической природы мироощущения русского человека. Что бы ни происходило с ним, в глубине души он уверен в справедливости мироздания и потому всегда с надеждой смотрит в будущее. Возможно, что в этом он прав…
Слайд 10
Изделия народных художественных промыслов — своего рода эталоны сувениров. Во-первых, они являются выразителями художественной культуры определенного региона. Во-вторых, они всегда обладают специфическими выразительными средствами и художественными достоинствами, воплощающими единство ремесла и искусства, отточенного многими поколениями мастеров. Сырьем для производства сувениров служат те же материалы, что и для изготовления изделий народных художественных промыслов . Сувениры классифицируют по применяемому материалу, технике изготовления, способу украшения, назначению, способу использования, тематике и другим признакам. Техническая справка
Слайд 11
По материалу, используемому для изготовления сувениров, они подразделяются на сувениры из различных пород древесины. Из различных частей дерева; кости, рога, перламутра; пластмассы; металла; папье-маше; резины и каучука; камней; керамики; стекла; тканей, пряжи и нитей; кожи; меха и из прочих материалов. По технике изготовления сувениры бывают: столярные, токарные, резные, вязаные, плетеные и др. По способу украшения их различают: шлифованные, полированные, резные, гравированные, расписные, чеканные, лакированные, с выжиганием и проч. В группу сувениров из дерева входят изделия из древесины липы, кизила, березы, осины, ольхи, ореха, чинары, самшита, клена, красного дерева и других декоративных текстурных пород деревьев, а также из лозы, щепы, лыка, соломы, фанеры, художественно оформленные в традиционном стиле республики, края, области, отражающие какие-либо события, знакомящие с историческими памятными местами республики (края, области), достопримечательностями и местными особенностями.
Слайд 12
По технике исполнения сувениры могут быть: резные, столярные, токарные, отделанные инкрустацией, интарсией, росписью, насечкой металлом, выжиганием, лакированные, полированные и др. Стоимость сувениров из дерева зависит, в первую очередь, от ценности породы, а также от сложности ее обработки. Полностью ручная работа ценится дороже, хотя и выполненные на токарном станке изделия поражают своей красотой. Современные деревянные сувениры покрывают специальными составами, продлевающими жизнь изделия и подчеркивающими красоту древесины. Часто их украшают гравировкой и инкрустациями из других материалов: металлов, стекла и камней. В завершении хотелось бы сказать, что пока растут деревья и живут люди - подарки и сувениры из этого теплого и живого материала будут изготавливаться, преподноситься любимым, друзьям, коллегам.
Слайд 13
№ п./п. Последовательность и содержание работы Оборудование, инструменты, приспособления 1.Выбор работы. Знакомство с изображением работ. 2.Капируем изображение на заготовку из фанеры. Копировальная бумага, карандаш. 3.Сверлим отверстия на сверлильном станке, выпиливаем ручным лобзиком. Настольно-сверлильный станок, сверло 3мм, выпиловочный столик, ручной лобзик, пилочки. 4.Обработка выпиленных изделий. Слесарные тиски, подкладные рейки, наждачная бумага, надфиля. Технологическая карта
Слайд 14
5.Склеивание накладных деталей. «Клей столяр», кисть. 6. Декоративная отделка изделия. Морилка, стразы, лак. 7. Готовое изделие.
Слайд 15
Экономическое обоснование проекта № Материал и затраты Количество Приблизительная цена Стоимость, руб. 1. 2 . 3. 4. 5. 6. Фанера 4мм 3-куска; Клей 20 гр. Лак. Стразы. Пилочки. Наждачная бумага. S 1 =25,5х15,5= 395.25 c м 2 S 2 =12,5х10,0= 125 c м 2 S 3 =12,5х10,0= 125см 2 20гр. х 0,544=10,90руб. 50гр. х 0,352= 17,6 руб. 74 руб. 2 шт. 10х10см. S 1= 7 руб. 90 коп. S 2= 2 руб. 50 коп. S 3= 2 руб. 50 коп. 12,90 руб. 10,90 руб. 17,6 руб. 74 руб. 6 руб. 5 руб. Итого: 126 руб.
Слайд 16
Экологическое обоснование При изготовлении сувенира «ажурного креста» я использовал экологически чистый материал, не выделяющие вредных веществ: фанеру, клей момент «Столяр» водно-дисперсионный, применял вытяжку для вентиляции при шлифовании. Во время работы над изделиями я периодически проводил влажную уборку рабочего места.
Слайд 17
Выводы по итогам работы. 1. Я познакомился с историей возникновения одного из наиболее важных символов христианства. Особенно увлекла меня история создания сувениров из дерева. 2. Работая, над технологической документацией и оформлением проекта я лучше освоил работу на компьютере. 3. Проделанной работой я удовлетворен, она меня очень увлекла. Мне захотелось попробовать изготовить другие, более сложные проекты. Моя работа понравилась родителям, одноклассникам.
Слайд 18
Спасибо за внимание.
МБОУ ООШ№3 Советского городского округа
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
СУВЕНИРЫ
«Ажурный крест из фанеры»
Автор: Логинов Кирилл 8а класса
Руководитель: Ляшенко А.В.
г. Советск 2017 год.
Содержание проекта.
Концепт программы
Мне нравится работать с древесиной. В свободное от учёбы время посещаю кружок по технологии « Творческая мастерская». Изготовлением различных изделий я занимаюсь с 5-го класса. Первые мои изделия были очень простыми, но с каждым годом я изготавливал все более сложные поделки. Основными материалами для моих изделий служит древесина и древесные материалы, поскольку это самый послушный в обработке материал.
Выбор и основание проекта.
В настоящее время меня заинтересовали оригинальные сувениры, особенно сувениры – сюрпризы.
При выборе объекта труда я учитывал свою подготовку к выполнению работ, материально – технические возможности учебной мастерской школы, а так же имеющуюся литературу.
Недавно, на уроке технологии перебирая трафареты, мы наткнулись на рисунок ажурного креста, который очень понравился мне, учитель предложил ребятам нашего класса как идею для проекта.
Меня эта идея заинтересовала, так как крест действительно был оригинальным сувениром. И вот с подачи учителя технологии я взялся за эту сложную работу.
Историческая справка
Особый интерес к этому символу возник у меня после того, как я зашел ради интереса в церковь. В связи с этим мне захотелось не просто исследовать историю возникновения и распространения этого символа, начиная с самых древних, дохристианских времен, но и попытаться сделать его. Крест является одним из древнейших символов, однако до настоящего времени не установлено, когда и где он появился впервые. Археологи находят его изображения во всех уголках земного шара. На сегодняшний день известно, что знак косого креста существовал в различных вариантах уже в самом начале эпохи неолита. Так, в Дагестане знак перекрещенного ромба или квадрата известен с 3 тыс. до н.э. среди наскальных рисунков Северной Италии встречаются изображения человеческой фигуры с туловищем в виде прямоугольника, пересеченного прямым крестом. В данном случае перекрещенный квадрат - это не просто обозначение, а символ божества земли (считается, что знак в виде квадрата, разделенного крестом на четыре части, условно изображает "четыре поля земли"). В древнекитайской иероглифике знак в виде квадрата. Сейчас крест признан как один из наиболее важных символов христианства. Его располагают на куполах церквей и вершинах колоколен. Его можно видеть на алтарях, украшениях и одеждах священников. В большинстве христианских соборов пол выложен в виде креста. Он уважается и почитается везде и повсюду. И хотя протестанты, во всяком случае, большинство из них, не верят в крестные знамения и не используют кресты в качестве объектов поклонения, однако они по старой традиции продолжают оставаться на их колокольнях, кафедрах и других предметах религиозного культа, разделенного крестом на четыре части, служил идеограммой, понятием «поле, возделанная земля». Крест является символом необычайной важности для людей, исповедующих христианство, и используется от возложения на чело младенца при обряде крещения, до могильного знака на христианских кладбищах. Возникнув задолго до существования Руси, крест вошел в ее религию и культуру, постепенно из символа смерти став символом вечной жизни. Прообразом Креста Христова христиане считают жезл ветхозаветного Моисея, которым пророк разделил и соединил воды Черного моря. Крест прижился в православии и даже стал его духовной основой. Крестом увенчаны храмы, украшены одежды священнослужителей, его носят на теле верующие, без него не обходится ни один христианский обряд. В православии Крест именуется животворящим; ибо, согласно вероучению, на осеняющих себя крестным знамением верующих, низводится сила Святого Духа. Верующие считают православный крест деревом жизни, несущим невечерний свет, испускающим мысленно созерцаемые лучи, приносящим спасение и отпущение грехов. Крест искупает все прегрешения людей; распростертые на кресте руки Христа напоминают верующим о том, что Он как бы обнял любовью с креста все человечество, собрал все народы в единую церковь и искупил первородный грех. Так в русском православии в наибольшей степени произошло превращение креста из орудия позорной казни в символ искупления и объект почитания. Такое превращение может быть истолковано как свидетельство внутренне оптимистической природы мироощущения русского человека. Что бы ни происходило с ним, в глубине души он уверен в справедливости мироздания и потому всегда с надеждой смотрит в будущее. Возможно, что в этом он прав…
Техническая справка
Изделия народных художественных промыслов — своего рода эталоны сувениров.
Во-первых, они являются выразителями художественной культуры определенного региона.
Во-вторых, они всегда обладают специфическими выразительными средствами и художественными достоинствами, воплощающими единство ремесла и искусства, отточенного многими поколениями мастеров.
Сырьем для производства сувениров служат те же материалы, что и для изготовления изделий народных художественных промыслов.
Сувениры классифицируют по применяемому материалу, технике изготовления, способу украшения, назначению, способу использования, тематике и другим признакам.
По материалу, используемому для изготовления сувениров, они подразделяются на сувениры из различных пород древесины. Из различных частей дерева; кости, рога, перламутра; пластмассы; металла; папье-маше; резины и каучука; камней; керамики; стекла; тканей, пряжи и нитей; кожи; меха и из прочих материалов.
По технике изготовления сувениры бывают: столярные, токарные, резные, вязаные, плетеные и др.
По способу украшения их различают: шлифованные, полированные, резные, гравированные, расписные, чеканные, лакированные, с выжиганием и проч.
В группу сувениров из дерева входят изделия из древесины липы, кизила, березы, осины, ольхи, ореха, чинары, самшита, клена, красного дерева и других декоративных текстурных пород деревьев, а также из лозы, щепы, лыка, соломы, фанеры, художественно оформленные в традиционном стиле республики, края, области, отражающие какие-либо события, знакомящие с историческими памятными местами республики (края, области), достопримечательностями и местными особенностями.
По технике исполнения сувениры могут быть: резные, столярные, токарные, отделанные инкрустацией, интарсией, росписью, насечкой металлом, выжиганием, лакированные, полированные и др.
Стоимость сувениров из дерева зависит, в первую очередь, от ценности породы, а также от сложности ее обработки.
Полностью ручная работа ценится дороже, хотя и выполненные на токарном станке изделия поражают своей красотой.
Современные деревянные сувениры покрывают специальными составами, продлевающими жизнь изделия и подчеркивающими красоту древесины.
Часто их украшают гравировкой и инкрустациями из других материалов: металлов, стекла и камней.
В завершении хотелось бы сказать, что пока растут деревья и живут люди - подарки и сувениры из этого теплого и живого материала будут изготавливаться, преподноситься любимым, друзьям, коллегам.
Технологическая документация
Технологическая карта
№ п./п. | Последовательность и содержание работы | Оборудование, инструменты, приспособления |
1.Выбор работы. |
| Знакомство с изображением работ. |
2.Капируем изображение на заготовку из фанеры. |
| Копировальная бумага, карандаш. |
3.Сверлим отверстия на сверлильном станке, выпиливаем ручным лобзиком. |
| Настольно-сверлильный станок, сверло 3мм, выпиловочный столик, ручной лобзик, пилочки. |
4.Обработка выпиленных изделий. |
| Слесарные тиски, подкладные рейки, наждачная бумага, надфиля. |
5.Склеивание накладных деталей. |
| «Клей столяр», кисть. |
6. Декоративная отделка изделия. |
| Морилка, стразы, лак. |
7. Готовое изделие. |
Экономическое обоснование проекта
№ | Материал и затраты | Количество | Приблизительная цена | Стоимость, руб. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Фанера 4мм 3-куска; Клей 20 гр. Лак. Стразы. Пилочки. Наждачная бумага. | S1=25,5х15,5= 395.25cм2 S2=12,5х10,0= 125cм2 S3=12,5х10,0= 125см2 20гр. х 0,544=10,90руб. 50гр. х 0,352= 17,6 руб. 74 руб. 2 шт. 10х10см. | S1= 7 руб. 90 коп. S2= 2 руб. 50 коп. S3= 2 руб. 50 коп. | 12,90 руб. 10,90 руб. 17,6 руб. 74 руб. 6 руб. 5 руб. Итого: 126 руб. |
Экологическое обоснование
При изготовлении сувенира «ажурного креста» я использовал экологически чистые материал, не выделяющие вредных веществ: фанеру, клей момент «Столяр» водно-дисперсионный, применял вытяжку для вентиляции при шлифовании. Во время работы над изделиями я периодически проводил влажную уборку рабочего места.
Выводы по итогам работы.
Оценка изделия.
1.Что у меня получилось из намеченного? Я познакомился с историей возникновения одного из наиболее важных символов христианства. Особенно увлекла меня история создания сувениров из дерева..
2. Работая, над технологической документацией и оформлением проекта я лучше освоил работу на компьютере.
3. Проделанной работой я удовлетворен, она меня очень увлекла. Мне захотелось попробовать изготовить другие, более сложные проекты. Моя работа понравилась родителям, одноклассникам.
Интернет – ресурсы и литература
4. http://www.lobzik.pri.ee/modules/smartsection/item.php?itemid=195
Литература
2017г.
План-конспект урока технологии в 6 классе
Раздел: Технология обработки древесины с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки
Автор: Ляшенко Андрей Викторович
учитель технологии МБОУ ООШ №3 г. Советск, Калининградской области
Тема: Этапы создания изделий из древесины
Лабораторно-практическая работа
Последовательность изготовление деталей изделия из древесины
Цель: познакомить учащихся с последовательным процессом создания изделий из древесины, способствовать развитию технического мышления.
Задачи:
образовательная: научить учащихся правильному выполнению операций по изготовлению изделий из древесины по трафарету, чертежу изделия и технологической карте;
развивающая: развивать умение читать и составлять чертежи и технологические карты для изготовления деталей;
воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы, умения доводить начатую работу до конца.
Оборудование для учеников: чертежи, шаблоны, рисунки, технологические карты, верстаки, ручной лобзик, ножовки, линейка, угольник.
Оборудование для учителя: образцы изделий из древесины, таблицы с графическими изображениями изделий.
Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.
Место данного урока в содержании обучения технологии в 5 классе: тема урока «Этапы создания изделий из древесины» является частью раздела технологии «Творческий проект».
Тип урока: комбинированный. 1
Структурные этапы урока:
Приветствие учителя, проверка посещаемости класса (3 мин)
I. Вводная часть. Повторение пройденного материала (5 – 7 мин)
1. Беседа по вопросам:
Выслушав ответы учащихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.
2. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала. (8 – 10 мин.)
Иллюстративный рассказ.
Учитель. Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, то есть часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций. Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.
Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертёж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.
2
Технологический процесс оформляется в виде технологической карты, то есть документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту – значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.
Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, то есть материала (доска, брусок, фанера и т.п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, то есть наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку.
Соединённые детали в изделии называют сборочной единицей. Изделие может состоять из одной или нескольких сборочных единиц.
Если изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг к другу и соединить между собой. Соединение деталей в изделие называют сборкой.
Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.
Последовательность действий по обработке заготовок и сборке деталей в изделие описывается в технологических картах.
Обработку заготовок осуществляют рабочими инструментами вручную или на станках.
Каждая деталь изготавливается по своему технологическому процессу, который является частью всего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие.
Технологический процесс изготовления деталей состоит из ряда технологических операций.
Операцией: называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте или на одном станке. Например, операциями будут являться выпиливание заготовки на столярном верстаке, сверление в ней отверстий на сверлильном станке, окраска заготовки в специальном помещении.
Операции: состоят из переходов и установов (установок) деталей. Переход выполняют на одном рабочем месте или станке одним инструментом.
3
В технологической карте указывается последовательность выполнения операций, графическое изображение изменяющейся заготовки, применяемые инструменты и приспособления.
Составление технологической карты на изготовление простейшей детали:
1) Внимательно изучите шаблон детали, которую вы хотите изготовить.
2) Пользуясь таблицей, разработайте технологическую карту на изготовление вашей детали.
3) Сравните составленную технологическую карту с технологической картой, разработанной для этой же детали вашими одноклассниками.
Физминутка (3 мин.)
Руки на пояс поставьте вначале.
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели – все в полном порядке.
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько мальчиков у нас.
Столько сделаем хлопков
Сколько в мастерской станков.
Динамическая пауза направлена на снижение эмоционального напряжения и способствует повышению внимания и поддержанию интереса к предмету
III. Лабораторно-практическая работа (42 мин)
Изготовление деталей изделия из древесины
Цель. Совершенствовать умения по обработке древесины; приучать школьников экономно расходовать древесину.
Объект работы. Подвижная игрушка 4
Оснащение занятия: Столярные инструменты (рубанок, ножовка, угольник, лобзик); заготовки для подвижной игрушки из фанеры, две фигурки животных и двух реек; чертежные принадлежности.
Методические рекомендации
Занятие можно провести по следующему плану:
В начале занятия провожу беседу, в процессе которой учащиеся вспоминают элементы графической грамоты, основные приёмы обработки древесины, правила безопасности при работе со столярным инструментом. Так, в ходе беседы нужно, например, выяснить, чем отличается эскиз от рабочего чертежа, в каких случаях используют эскиз, технический рисунок и чертёж, какую линию при разметке называют базовой.
Особое внимание следует обратить на вопросы безопасности при обработке древесины, напомнив учащимся правила пиления древесины ручным лобзиком, последовательность выпиливания на выпиловочном столике, порядок обработке деталей, сборке и т. д.
После беседы приступают к составлению технической документации на изготовление деталей из древесины. Учитель предлагает, пользуясь рисунком, определить, какие детали должны изготавливаться из древесины. При этом учащиеся вспоминают особенности конструкции подвижной игрушки, требования, которым она должна отвечать. Важным этапом урока является разметка заготовок. Прежде всего, вы должны чётко представлять себе назначение изделия, условия, в которых оно будет использоваться, общее количество одинаковых изделий, которое надо сделать.
Приступая к работе над изделием, надо вначале изучить конструкцию других подобных изделий, затем выбрать нужный материал, определить форму отдельных деталей и изделия в целом. При этом следует стремиться обеспечивать простоту изготовления и экономное расходование материалов. Для более тщательной проработки конструкции можно изготавливать шаблоны из бумаги и других материалов.
Рис. 1. Рисунки динамических игрушек.
В своей работе вы столкнетесь с выбором способов соединения деталей. С некоторыми из них вы уже знакомы. При конструировании изделий старайтесь использовать эти способы соединения деталей.
Следует стремиться к тому, чтобы школьники поняли необходимость технической документации, а это возможно только в том случае, если они будут пользоваться чертежами, эскизами, техническими рисунками, технологическими картами. Например, при разметке основания ставлю перед школьниками задачу: «Рассмотрите чертёж и определите, как произвести: точно разметку по шаблону, чтобы рационально использовать материал». Решая такие задачи, шестиклассники учатся по проекциям чертежа «видеть» деталь, т. е. развивают пространственное представление, определяют последовательность её обработки, припуск и др. Учащиеся должны усвоить, что техническая документация является основой создания, эксплуатации и совершенствования техники.
При изготовлении деталей игрушки обращаю внимание учащихся на правильность выполнения операций по обработке древесины, использование инструментов по назначению. Опыт показывает, что ко времени выполнения специализированных работ возникает необходимость напомнить учащимся некоторые приёмы обработки древесины, например строгания её рубанком, пиления фанеры лобзиком и др., показать, как обрабатывать торцы фигурок, чтобы не повредить их лицевые стороны при обработке наждачной бумагой. Шестиклассники должны усвоить, как обрабатывают фанеру, торцовые кромки, какие инструменты используют при обработке криволинейных кромок фанеры и др.
В конце занятия оцениваю качество изготовленных деталей, указываю на характерные ошибки, допущенные в работе, показываю на конкретных примерах, к каким погрешностям приводят неправильные приёмы работы. Например, некоторые школьники при шлифовке деталей, перемещают наждачную шкурку не по прямой линии, а поперёк, что приводит к появлению ям на детали. Показываю детали, изготовленные школьниками, которые допустили такие ошибки. Наглядные примеры помогают избежать ошибок в работе.
В конце занятия учитель вместе с несколькими учащимися (они выполняют функции контролёров) проверяет точность и качество обработки поверхностей и подводит итоги. Он отмечает ребят, успешно выполнивших задание, показывает наиболее удачные изделия, а также изделия с отдельными недостатками, объясняет причины их появления.
IV. Итог урока.
1. Организованное окончание урока.
2. Подведение итогов урока, (5 мин) 7
Анализ своих работ детьми выполняется по плану. Учащиеся сравнивают свои работы. Учитель указывает на недочёты. Оценивает ответы и работу учащихся.
Уборка рабочих мест и помещения мастерской, (10 мин)
Домашнее задание: подобрать материал и подготовить небольшие сообщения на тему «Полезно знать и уметь». Разработать эскизы по своим вариантам изделий.
8
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Рисуем простой осенний лес в геометрическом стиле
Пичугин мост
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца