Особенности женского японского
костюма эпохи ЭДО
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_yaponskomu_kostyumu.doc | 204.5 КБ |
Министерство образования и науки РФ
Отдел образования администрации г. Лесосибирска
МОУ «Средняя школа №5»
Особенности женского японского
костюма эпохи ЭДО
Проектно-исследовательская работа
Выполнили: Ученицы 4А класса школы № 5 г. Лесосибирска:
Алексеева Н., Доротенко С.
Руководитель: Назмутдинова Н. В.
г. Лесосибирск 2009
Содержание
3.2.Особенности женского японского костюма эпохи Эдо……
3.3.Изготовление женского японского кимоно на кукле…………
1 Введение
В программе по изобразительному искусству, под редакцией Б.Неменского, есть тема «Образ художественной культуры Японии». При знакомстве с культурой этой страны, было замечено, что мало кто из учащихся, имеет представления о художественной культуре Японии, может перечислить основные элементы женского японского костюма. Мы проявили интерес к данной теме и решили исследовать особенности женского японского костюма эпохи Эдо (16–18вв).
2. Аннотация
Цель: изучение истории женского японского костюма эпохи Эдо (16 – 18 вв)
Задачи:
1) проанализировать эпоху Эдо;
2) выявить особенности в элементах и украшениях женского кимоно;
3) изготовить японское кимоно эпохи Эдо
Объектом исследования является национальная одежда японцев.
Предметом исследования – женский японский костюм эпохи Эдо.
Методы исследования:
Приемы:
- работа с первоисточниками;
- использование ресурсов сети Интернет;
- изучение газетных публикаций;
- беседы с работниками Новоенисейского ДК, ДМШ;
- наблюдение;
- изготовление выкроек для пошива японского кимоно и др.
Гипотеза: Предположим, что национальное женское кимоно в современной жизни не утратило своей актуальности.
3. Основная часть
3.1.Историческая характеристика эпохи Эдо
Рассказы о Японии были частью Западных знаний и легенд прежде, чем европейцы посетили эту страну. Япония фактически не посещалась европейцами, пока португальцы не высадились на одном из ее островов в 1543 году. Европейцы начали активно торговать с Японией, покупая шелковый текстиль. В дополнение к торговцам миссионеры приехали в Японию и имели успех в преобразовании тысяч японцев в Христианство.
Правители Японии были встревожены вторжением Западной религии и культуры в традиционную японскую жизнь. В 1640 году, границы Японии были закрыты.
С наступлением периода Эдо (1600–1868) в стране прекратились кровавые междоусобицы. Наступили мирные годы, принесшие с собой расцвет ремесел, искусства, культуры. Появились новые методы крашения тканей — «юдзэн» и «сибори», что позволило превращать шелковые и хлопчатобумажные отрезы для «косодэ» в настоящие произведения искусства.
К тому времени сколь-нибудь ощутимое влияние зарубежной моды — китайской или даже европейской — было аннулировано. Страна добровольно погрузилась в самоизоляцию, контакты с иностранцами были запрещены под страхом смертной казни. Тон в модных покроях и расцветках одежды стали задавать артисты театра Кабуки и обитательницы «веселых кварталов». Представители нарождающейся буржуазии копировали одежду своих любимцев, и улицы городов расцвели яркими красками нарядов и украшений. Японское кимоно приобретает различное практическое назначение: к праздникам, свадьбам, появляется кимоно для чайных церемоний.
В эпоху Эдо (1600–1868) при дворе сёгуна мужчины военного сословия носят костюм, известный как камисимо, но повседневной одеждой и мужчин, и женщин являются косодэ и хакама, в качестве верхней одежды — свободная, до бедра накидка «хаори» в сочетании с «хакама» длиной до щиколотки. На «хаори» наносились родовые гербы самураев — на спину, рукава и грудь. Этот набор практически без изменений сохранился до середины XIX века как типичная одежда обеспеченных людей.
3.2.. Особенности женского японского костюма эпохи Эдо
Кимоно, или Косоде, как этот наряд называли первоначально, развивалось за тысячелетие от одежды стиля, подобного древней китайской одежде в уникально японский предмет одежды. Для человека японского наследия кимоно показывает и вновь подтверждает фундаментальные японские культурные ценности. Через тонкие изменения в стиле и материалах кимоно сообщает личную и социальную информацию пола, статуса, и эстетики.
Основу японского костюма, как мужского, так и женского, составляет кимоно, что это такое, объяснять вряд ли надо, по-японски «кимоно» означает также одежду вообще. Крой кимоно вполне линейно-прямоугольный. традиционное кимоно шилось из примерно 9 м ткани шириной 30 см.
Различные части кимоно (длина рукава, длина тела и/или ширина) могут быть сужены или расширены, удлиненны или сокращены согласно моде, пропорций тела или акцента на той или иной детали. Мужские рукава кимоно имеют квадратную форму, в то время как рукав женского взрослого кимоно немного округлен. Однако, те же самые основные части формы, всегда остаются. Ширина ткани кимоно не сокращается: вместо этого, швы делаются более широкими или более узкими, основываясь на размеры владельца.
Фурисоде – праздничное кимоно девушки.
Это слово буквально переводится как «длинные рукава» (среди всех видов кимоно его рукава наиболее длинны), его носят незамужние девушки в праздничные дни, среди которых важен особенно день совершеннолетия (20 лет), когда его одевают с пуховым воротником. Это кимоно заполнено рисунком по всей площади.
Торжественное фурисоде часто украшено изображением журавля (символ долголетия), менее официальное фурисоде покрыты цветочным орнаментом. Также фурисоде – это наряд невесты на свадьбе; поверх него надевается роскошная накидка – учикаки.
Томесоде – самое торжественное кимоно с коротким рукавом.
Черного цвета, с широкой полосой узора по подолу и пятью фамильными гербами – монами.
Рисунок томесоде никогда не бывает выше пояса. Этот тип кимоно надевают на семейные официальные торжества. Матери жениха и невесты до сих пор обязательно надевают томесаде на свадьбу, даже если она справляется «по европейски».
Хомонки, цукесаге и иромудзи – праздничное кимоно как девушек, так и замужних женщин.
«Хомонги» означает «одежда для визитов», это кимоно наиболее богато узорами. Иногда один большой рисунок занимает всю поверхность кимоно, превращая его в подлинную картину.
Цукесаге менее праздничное. По подолу этого кимоно идет лента узора или ряд декоративных элементов. У цукесаге есть узор в верхней части – сзади на правом рукаве и правой части спины и спереди на левом рукаве и левой части груди. Цукесаге – тип кимоно, наиболее открыты для экспериментов художников, на таком кимоно рисунки нередко далеки от классической традиции.
Иромудзи – однотонное цветное кимоно, надеваемое, как правило, на чайную церемонию. Часто иромудзи покрыто тканным рисунком «ринцзу». Если на спине иромудзи расположен герб – мон – это кимоно превращается в торжественное.
Рукава хомонки, цукесаге и иромудзи – короткие.
У всех кимоно есть четыре общих элемента:
1. Стандартная ширина ткани, используемая в геометрических формах, которые требуют небольшого сокращения;
2. Открытый, наложившийся фронт;
3. Воротник;
4. Рукава, которые сделаны из полной ширины ткани.
ОБИ – обертка вокруг талии, или пояс. Дополнительная основа к ношению кимоно является оби. Его носят вокруг талии, чтобы держать кимоно закрытым. У кимоно нет никаких пуговиц и других приспособлений, чтобы закрыть или открыть платье. Оби, который обертывает и завязывается на спине в Японии, может быть завязан с помощью множества декоративных узлов.
Оби достигает в длину 4 и даже более метров и весит около килограмма. Существует много разновидностей оби. Старинный мару-оби из двух слое шелковой парчи носят с торжественными, праздничными кимоно; он покрыт узорами и с лица и с изнанки. Этот вид оби слишком плотный и тяжелый, отчего и уступил место фукуро. Мару-оби не складывают пополам при надевании. Из современных особенно красив фукуро-оби. Узорчатая парча расположена на нем лишь с лица, причем и лицевая часть пояса, уходящая в нижний слой, обматываемая вокруг талии, лишена узора. Ширина мару и фукуро –оби 30-40 см. Оба эти пояса, носят как женщины, так и девушки; на девичьих фукуро-оби узор идет равномерно, на фукуро-оби замужних дам, рисунок только на талии и узле. Замужние дамы нося также нагоя-оби, зауженный почти по всей длине, кроме орнаментальной части. Первоначально нагоя-оби надевали лишь с повседневными кимоно, но сейчас это правило соблюдается менее строго.
Для надевания праздничных оби в традиционном стиле, необходим комплект технических поясков, как внутренних так и внешних. Это датедзими, фиксирующий кимоно, подушечка оби-макура (для придания узлу большего объема), шарфик обиаге и шнур обидзими, закрепляющие оби снаружи.
«Гэта» и «Зори» старинная народная обувь. У «гэта» плоская деревянная подошва на двух вертикальных дощечках. Первоначально «гэта» были изобретены для того, чтобы предохранять ноги от жидкой грязи улиц средневековых японских городов. У «зори» подошва сплетена из травы, тростника, льна или бамбука. К этой обуви всегда носят белые носки, у которых большой палец вывязан отдельно.
Японский национальный костюм сохраняет и передает мудрость предков и является средством воспитания молодежи. Неизменная форма кимоно сохранилась до наших дней и не утратило своей популярности, тесно связано с проведением многочисленных обрядов.
Для пошива кимоно потребуется:
Нитки бордового и белого цвета; швейная машинка; плотный шелк (2 расцветок).
Ход работы:
1. Работа с выкройками (приложение №!).
2. Раскрой.
3. Пошив (приложение №3).
4. Примерка (приложение №4).
5. Готовое изделие.
Части женского кимоно
В результате данного исследования был проведен анализ художественной и периодической печати по теме «Японский национальный костюм» эпохи Эдо, выявлены особенности данного периода в развитии женского кимоно, выполнен пошив женского кимоно на кукле.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что наибольшее развитие женское кимоно получило в эпоху Эдо, т.к. кимоно приобретает различное практическое назначение: к праздникам, свадьбам, появляется кимоно для чайных церемоний.
Таким образом, поставленная нами гипотеза подтвердилась: национальное женское кимоно в современной жизни не утратило своей актуальности и является национальной гордостью японского народа.
Библиография:
Интернет источники:
http://avana.ru
Приложение №1.
Приложение №3.
Приложение №4.
Аэродинамика и воздушный шарик
Волшебные звуки ноктюрна
Зимний лес в вашем доме
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Ель